• Авторизация


хамство vs бестактность 15-09-2016 14:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Читаю я Марка Розовского "К Чехову" и понимаю, что очень многое в этой жизни перестала понимать. А может и не понимала никогда, не заморачивалась, так сказать. Кто бы мог подумать, что книжка про театр вообще и про репетиционный процесс в частности способна меня на старости лет заморочить хвилосовскими вопросами. Меня заморочила книжка, а я сейчас буду морочить голову вам, дорогие друзья.
О чем, собственно, речь. Розовский даёт такое определение: "...хамство - это когда кто-то хочет насильно опередить своё время, схватить раньше времени." Оригинальное определение на мой взгляд, но дело даже не в этом. Несколькими страницами далее идёт репетиционный эпизод с представлением бестактного поступка. Гаев обращается со своей знаменитой речью к "Многоуважаемому шкафу", отождествляя (по Розовскому) шкаф с Фирсом. Гаев так шутит со старым слугой, добродушная дворянская шутка, бестактность.
Яшка и Лопахин - хамы, Гаев бестактен. То есть, если я верно догадалась, хамство - это когда столкновение на равных или обращено снизу вверх, а бестактность ниспосылается сверху вниз?
Вот я и задумалась, чем в нашей жизни (не на сцене) отличается хамство от бестактности. Как мы отличим "он мне нахамил" от "он повел себя бестактно"? Очень интересно ваше мнение, друзья.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (32): вперёд»
Redjulia 15-09-2016-15:12 удалить
Мне кажется, хамство-это сознательная, намеренная бестактность.
Ответ на комментарий Redjulia # хорошее определение. Но тогда у Розовского Гаев тоже хам, он нарочно Фирса поддевает, просто это, вроде как, ничего страшного, слуга всё-таки. Совсем меня Марк Григорьевич заплёл )))
мне кажется, что действительно в данном контексте, у слуг не предполагается возможность наличия чувства такта. Слуга либо воспитан и знает свое место, либо не воспитан т.е хам. Воспитанность господ не ставится под сомнение.
Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова # да, может быть. Интересно получается с Лопахиным. Он вообще на момент действия и не слуга и не хозяин ещё. Не такой хам как Яшка, но тоже хам.
Розовский про слуг и хозяев как раз очень интересно выстраивает: Раневская-Гаев -хозяева уходящей в прошлое эпохи, на смену им идёт вчерашний мужик Лопахин. А вот с Яшкой вообще блеск, Яшка хозяин будущий. Ему что дворяне, что капиталисты, что Фирсы какие-то. Пролетарьят-с. Вот он несомненный хам и не умеет быть бестактным )))
pmos_nmos 15-09-2016-15:34 удалить
Мне тоже кажется, что главное отличие в том, что хамство- это сознательное унижение человека, сопровождаемое грубостью. Бестактность же может совершаться несознательно - от недостатка ума или воспитания. И все это никак не связано с положением человека
pmos_nmos, да, но на практике люди с недостатком ума и воспитания в большинстве своём злобные грубияны, то есть хамы. Конечно, бывают и исключения, эдакие сладкие идиоты без злобы, но такие встречаются редко. Или это только мой практический опыт?
"10 рублей 20 копеек? Может вам еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат? Хамыыыы,хамы""(с) Киса Воробьянинов в ресторане
Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова # и там же "а дворник хам, хам!!! Он мне велел ворота расклепать, я расклепал, так он обзываться! Витька-гадюка" (с)Витька, слесарь-интеллигент со средним образованием
Долли_Дурманова, это прекрасно: "хамство - это когда столкновение на равных или обращено снизу вверх, а бестактность ниспосылается сверху вниз". Подумаю по пути домой.
Мне кажется, дело в накале. По нарастающей: неловкость, бестактность, грубость, хамство.
Venda1 15-09-2016-20:56 удалить
Хамство - это то, чего и помыслить трудно. А бестактность - ну,что ж пусть будет.
Отсюда и степень возмущения разная от одного и от другого.
Поэтому в чем-то правильно - когда снизу вверх - то хамство однозначно. Т.е. оно подразумевает еще и внутреннюю установку того, кому нахамили.
Дальше мы получаем в руки мощный инструмент - изменив себя внутренне, став более смиренными, мы навсегда избавляем себя от хамов. )))
Elena_Kalusch 15-09-2016-22:58 удалить
Ответ на комментарий Venda1 # Venda1, "Дальше мы получаем в руки мощный инструмент - изменив себя внутренне, став более смиренными, мы навсегда избавляем себя от хамов. )))" ... и хамы вымрут сами как динозавры...
Venda1 15-09-2016-23:02 удалить
Elena_Kalusch, Не вымрут. Но мы станут несуществующими для нас.
Venda1 15-09-2016-23:03 удалить
Elena_Kalusch, вымрет само понятие хамства.
Elena_Kalusch 15-09-2016-23:07 удалить
Ответ на комментарий Venda1 # Venda1, Оль, иди спать, у тебя уже глазки слипаются...)))
Venda1 15-09-2016-23:07 удалить
Elena_Kalusch, И то правда... Пойду.
Elena_Kalusch 15-09-2016-23:08 удалить
Ответ на комментарий Venda1 # Venda1, спок ночь!...)))
Ответ на комментарий Сергей_Черных # да, и границы между понятиями размыты и для разных людей проходят неодинаково. Да, наверное, и для разных ситуаций
Ответ на комментарий Venda1 # вот это я понимаю - индивидуальный, философский подход!
Долли_Дурманова, Elena_Kalusch, Можно спорить до бесконечности, ибо изначально дается отнюдь не однозначное определение понятия "хамство". Хамство будет жить вечно, пока есть столкновение человеческих характеров. Судить об отношении гососпод к слугам? Можно, конечно, но мы судим с сегодняшних позиций, а еще пуще - с позиций преподававшегося нам в школе соцреализма. Я когда-то по ТВ слушал очень убедительную версию, что Лопахин - искренний друг Раневской и его предложения о сдаче сада по частям в распродажу сулило ей полное избавление от долгов и приличное материальное благополучие. Все это подкреплялось солидными материальными подсчетами. Оказывается, и "садик" Раневской простирался на несколько гектар.
Лично пло мне - хамство - это попрание общепризнанных моральных устоев, неважно при том, очень правильных, или не очень. Вот, к примеру, все платят налоги, а хам - нет. Все кидают мусор в урну - а хам - нет. Все уступают местоинвалиду с палкой, а хам его отталкиваент и занимает освободившееся место. И т.д... И не обязательно, что хамство идет сверху вниз - это грубость и злоупотребление своим положением. Хамство как раз больше идет снизу вверх как неуважение к возрасту, заслугам, болезни человека - там, где оскорбленный не сможет воззвать ни к закону, ни к милиции и даже, вообще говоря, к окружающим...
Гм, интересно, я сам-то очень понимаю, что написал?
Впрочем, от нашего исконного российского хамства страдаю постоянно. Впечатление, что в старой малообразованной деревне и малых городах хамства было гораздо меньше. Оно дружно осуждалось народной мовой.
Долли_Дурманова, я, пожалуй, согласна с мужем моим интернетовским aka пушистый_крокодил.
Ответ на комментарий пушистый_крокодил # получается, что хамство порождают мама невоспитанность и папа безнаказанностъ?
а вот мне интересно, в каком родстве с ним (хамством) бестактность. И родственны ли они вообще.
Ответ на комментарий Гражданка_Горыныч # это всё так, но меня заморочила именно грань м/у бестактностью и хамством.
Суанта 22-09-2016-11:55 удалить
Ответ на комментарий Долли_Дурманова # Долли_Дурманова, вы почитайте "Трёх мушкетёров". Вот где попросту теряешься, если вникаешь во взаимоотношения слуг и господ. Но это, скорее, не к понятию хамство относится, а к сословным предрассудкам.
Суанта 22-09-2016-11:56 удалить
Ответ на комментарий pmos_nmos # pmos_nmos, я с вами соглашусь. Хамство - осознанно, бестактность - нет.
Суанта 22-09-2016-11:59 удалить
Ответ на комментарий Долли_Дурманова # Долли_Дурманова, скорее мама-невоспитанность порождает бестактность. Хамство может исходить от человека крайне воспитанного, прекрасно себе осознающего, что он именно хамит. Цитата к случаю
"Только истинно вежливому человеку доступна подлинная техника настоящей грубости." Т.Устинов "Крамнэгел"
Ответ на комментарий Суанта # какая прелесть! (цитата прелестная)
Суанта 22-09-2016-12:01 удалить
Долли_Дурманова, а почему я до сих пор на вас не подписана?
Суанта 22-09-2016-12:02 удалить
Ответ на комментарий Долли_Дурманова # Благо тетрадочка под рукой оказалась.))
Ответ на комментарий Суанта # упушшение )))
Я, правда, нечасто пишу (оправдываюсь, ковыряю носком туфли линолеум)
Суанта 22-09-2016-12:05 удалить
Ответ на комментарий Долли_Дурманова # Зато я слишком часто, увы (или ура). Исправилась. Спасибо, пушистый_крокодил, за приятное знакомство.


Комментарии (32): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник хамство vs бестактность | Долли_Дурманова - Отражение | Лента друзей Долли_Дурманова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»