• Авторизация


Не-правильное православие 15-03-2009 00:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Из-за этого в прошлом веке развалилась Российская империя. Для значительной части населения, и прежде всего, для молодежи, христианство превратилось в набор нравственных, поведенческих и даже административных правил, которые к тому же зачастую понимались как фундамент государственности.

Но по точной формулировке Канта, человек не может быть средством ни для каких благих целей. Он сам есть цель и смысл всего происходящего во вселенной. А при таком голом морализаторстве «от христианства» человек вырождается в функцию, бездумный механизм, проводящий правильные законы в жизнь. Но кто согласится с тем, чтобы христианская мораль пользовалась им для того, чтобы претворять себя в повседневность?
Естественная реакция на это – протест и отказ следовать слишком правильным правилам.

Задолго до октябрьской катастрофы преподобный Серафим Саровский говорил об этом в беседе с дворянином Мотовиловым о цели христианской жизни. Он отмечал, что многие, в том числе и лица духовного звания, уверены, будто ее цель — соблюдение заповедей, создание семьи, труд и тому подобное. Но это неверно: её цель гораздо выше – это общение, общение с Богом, стяжание Святого Духа. А заповеди и моральные нормы – лишь средства, очищающие сердце для этого общения.

Очень часто ключевое слово в нашем диалоге с молодежью — слово «нет». Нет — абортам. Нет — блуду. Нет — наркотикам. Нет — «развлекухе». Нет — бездумному карьеризму. Все это правильно, но получается, что мы только отбираем, но ничего не даем взамен. А ведь у многих и нет ничего больше в их жизни, а теперь и это отнимают… Не без подсказок из-за левого плеча Церковь предстает для них «великим отнимателем», и они инстинктивно шарахаются от нее.

На мой взгляд, начинать надо с другого — с радости. В той беседе со старцем Мотовилов всё никак не мог понять, что на практике означает «стяжание Святого Духа». И тогда преподобный помолился про себя, и Мотовилов увидел, что его лицо уподобилось солнцу, оно сияло светом предвечной Божественной славы, тем светом, который видели апостолы, когда Господь преобразился перед ними на горе Фавор. Оказывается, и поныне эти дары Христос раздает Своим ученикам в ту меру, в которую они могут вместить, и по молитве преподобного Серафима Мотовилову была явлена эта предвечная слава.

Хорошо бы и нам, общаясь с молодежью, освоить те пасхальные интонации Саровского батюшки, который каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Если эта радость коснется сердца нашего собеседника, ему станет понятно и всё остальное – как надо стараться жить, чтобы эту радость сберечь и не растерять. В переводе с греческого Евангелие – это благая весть, и она — в этом, во встрече с Богом Креста и Воскресения, а не в правилах о благочестивой и безупречной жизни, взятых самих по себе.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (19):
Жэсть 15-03-2009-00:19 удалить
ты не прав. никакие интонации не помогут, если при этом не будет дел батюшки Серафима. Вера без дел мертва, а моя еврейская подруга говорила - только личным примером. вопрос в том, что даже при правильных интонациях, если дальше не двигаться - болото. вот представь, что ты с твоими ребятами только говоришь о поездках. год говоришь, два - сколько их останется? а что же с православием? да хоть как правильно научись говорить, а если делаешь наоборот - они ж не лохи
harimau 15-03-2009-08:41 удалить
радость нельзя вызвать искусственно, нужно вначале трансформировать себя вот как преп. Серафим, тогда и радость будет о Духе Святом, а не прельщенная
http://www.liveinternet.ru/users/harimau/post73590016/
Unico_Unicornio 15-03-2009-13:49 удалить
Спасибо. Перепощу со ссылкой, если можно.
Marysolga 15-03-2009-14:28 удалить
Исходное сообщение harimau
нужно вначале трансформировать себя


а для этого ещё нужно, чтобы люди ЗАХОТЕЛИ себя трансформировать
harimau 15-03-2009-16:46 удалить
Marysolga, это имелось ввиду не для проповедуемых а для проповедников
Эту радость не "освоишь", её надо, как и советовал прп.Серафим, стяжать. Видимо, так мало христиан смогли стяжать Святаго Духа, что мы не в состоянии вести за собой никого.
dmpershin 16-03-2009-00:19 удалить
Жэсть, harimau, слово - это тоже дело.
Во-вторых, интонация - это начало разговора, за которым судят уже по делам. Но начинать надо с того, что "приблизилось Царствие Небесное", вот почему, ребята, покайтесь.
Кроме того, этот текст - лишь фрагмент большого интервью в апрельский номер "Фомы", в котором идет речь и о литургии, вне участия в которой немыслима никакая проповедь (для проповедника).
dmpershin 16-03-2009-00:24 удалить
мастер_Евсевия, боюсь, что вопрос еще и в том, возможно ли стяжать эти дары, непрестанно бурча на бестолковую молодежь?
Боюсь, что это слепое пятно - всё больше о грехах, в то время как хорошо бы нам всё-таки - больше о Христе.
dmpershin 16-03-2009-00:33 удалить
Жэсть, в определенном смысле для людей, не знакомых с христианством, уже само общение с человеком, который воспринимается ими как вестник, посол и свидетель загадочного и манящего пространства под общим названием "Бог", - есть путешествие в страну смыслов. И от этого общения, от интонаций, от расстановки акцентов зависит гораздо больше, чем может показаться. Поэтому надо думать над тем, что, где, когда и кому, а также как. Спаситель думал, апостолы думали, святые миссионеры, в том числе и русские, думали, несвятым современным христианам это тоже было бы незазорно. Собственно, всё.
dmpershin 16-03-2009-00:47 удалить
harimau, я согласен с тем, что желательно быть на высоте преподобного Серафима, и что радость нельзя выдавливать из себя и делать этого не следует, но из того, что мы не прибыли в пункт назначения, никак не следует, что нам не стоило бы сделать хотя бы шажок в его сторону. Конечно, это невозможно иначе, как через внутреннюю трансформацию, о которой Вы пишете.
Жэсть 16-03-2009-15:09 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # dmpershin, они, конечно, думали. но вспомни,с колько всего они делали вместе! те несколько лет, что они провели вместе, они делали. а молодежи просто необходимо дело, котокрое бы им помогало остатавитсья людьми. во време кторого они и думать могли бы, кстати. а по большей части общение для людей посторонних для религии слово "Бог" и люди, его несущие ничего не значат. им по фиг. вчера шла на службу - дорогу на свотофоре перед храмом перегородил джип - просто так стоял. обойти его можно было только отирясь о другие машины. а сказала водителю, который явно видел, что я иду в храм - вы перегородили дорогу. на что он ответил - вали молиться, курица. так что не суди по тем людям, которые что-то хотя узнать.
bellisher 16-03-2009-21:24 удалить
dmpershin, ПУТЬ начинается с себя...
Воззри на себя глазами Души своей и откроется Бездна, которую изглаживает только Покаяние.
(Анализ собственного ошибочного поведения, являющегося лично для тебя Нецелесообразным)
Церковь не бог, не дом бога, не путь бога, но Указатель направления и Защита крепкая...
Указатель на Единой основе, а крест у каждого свой...
"Когда же в сердце твоё сойдёт Господь... то останется лишь... Свобода во Христе и Благодарственная молитва...
Благодарю тя, Господи, яко дал еси мне Самого Себя в наслаждение Вечное...
И вместе со Свободой даётся Ответственность...

ManGustA 17-03-2009-11:07 удалить
Чем больше пыталась "воцерковиться" (беру эти слова в кавычки, потому что смысла их так и не поняла - для меня это определенная деятельность, схожая с тем, чтобы стать своим в определенном кругу определенных людей), тем менее и менее притягательными становились стены храма. Вечное "ТЫ ДОЛЖЕН!" Ты был должен стать октябренком, потом примерным пионЭром, комсомольцем, партийцем. Когда всему этому на смену пришла церковь с ее моральными наборами (тут не стой, туда не смотри, женщинам сюда не желательно, спать с мужем в пост - нехорошо, мясо не кушай и тп и тд), то де факто сменилась лишь оболочка. Ты опять ДОЛЖЕН. И вот и блюдечко рядом с исповедальным аналоем стоит, куда денюжку надо положить опосля исповеди. Ну и чтобы у осликов оставалось терпения на то, чтобы следовать этому пути далее, возникают вот такие красивые истории с преображениями смертных.
А реально? Хамства в храмах подчас не меньше, чем в совдеповских магазинах, глупых запретов и сводов правил поведения в храмах предостаточно, у нас так перед дверями эти правила висят, как в метро "правила поведения"))). Это просто еще один институт по воспитанию.
Стяжание Духа - голая и непонятная для 99% абстракция. Не верю даже тем, кто говорит обратное. Их жизнь об обратном говорит громче, чем все призывы жить честно и красиво.
dmpershin 19-03-2009-15:25 удалить
ManGustA, потому и написал этот пост. А за блюдечко - виноваты. Когда я исповедую, его нет.
Что касается последнего, Вы абсолютно правы: это и было такой абстракцией для Мотовилова до того момента, когда он увидел о. Серафима и себя самого в благодатной славе. Но об этом лучше прочитать в его записях.
И. Дм.


Комментарии (19): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Не-правильное православие | dmpershin - иеромонаха Димитрия (Першина) | Лента друзей dmpershin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»