• Авторизация


Без заголовка 28-02-2008 23:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Кому нужна свобода?

«Отсутствие выбора замечательно проясняет ум.»
(Г. Киссинджер)

Я не социолог и не политик. Я не могу похвастаться тем, что у меня в друзьях и знакомых ходит огромное количество людей разного пола, возраста и политических взглядов. И уж конечно я не имею никакого отношения к каким бы то ни было средствам массовой информаций. В общем я не могу составить на основании только лишь своих наблюдений полную и достоверную картину общественного отношения к свободе слова. Но у меня есть глаза и уши, и в последнее время я все чаще сталкиваюсь с людьми, которые убеждены, что полноценная свобода слова сегодня России не нужна.
Все эти люди в большей или меньшей степени являются сторонниками современной жесткой политической системы под руководством президента Путина. Делятся они чаще всего на две группы: тех, кто считает, что свобода слова не нужна как таковая или она должна быть ограничена и тех, кто считает, что она, как и демократия, в принципе нужна, но тяжелая ситуация в современной России требует ее ограничения. Есть еще и те – и их не мало – кто убежден, что сегодняшняя ситуация со СМИ в России вполне соответствует понятию свободы слова.
Я не согласен ни с одной из позиций. Спорить с последней представляется довольно бессмысленным, так как любой, имеющий глаза и желающий думать, понимает, что происходит в сегодняшних СМИ. И дело не только в закрытии неугодных каналов и газет, или запрете на допуск «неправильных» людей на политические передачи, или отсутствии для них возможности высказаться со страниц газет. Дело в том, что этих самых передач и газет просто нет, а есть абсолютное и окончательное отсутствие альтернативы. Человек, желающий получать другую информацию или другой взгляд на события не может этого сделать. Он просто не имеет возможности. А что такое свобода слова как не возможность для каждого человека беспрепятственно получать альтернативную, отличную от официальной точки зрения, информацию, а для журналиста ее беспрепятственно доносить?
Здесь обычно вспоминают о том, что есть еще парочка вполне себе оппозиционных радиостанций и газет, не говоря уже об Интернете. В ответ не хочется даже говорить, что это до смешного мало, тем более, что тот же Интернет есть в России далеко не у каждого. Ладно, будем считать, что этого количества достаточно, но ведь массовый человек по своей природе не склонен к поиску информации. «Лазанье» по Интернету, покупка «той самой» газеты это и есть ее активный поиск. Массовый же человек, даже испытывающий некоторую потребность в анализе и умственной деятельности (что бывает далеко не всегда) склонен отдаться во власть телевизора, где всю информацию собирают, обрабатывают и подают на блюдечке. И этот поток событий и точка зрения на них заставляют человека а) считать, что все хорошо, а если хорошо, то незачем и дергаться; и б) не оставляют ему шанцев на альтернативу, постепенно убивая в нем способность искать разные точки зрения, критически относиться к тому, что он видит и в конечном счете делать самостоятельные выводы. Таким образом даже при присутствии некоторого количества действительно независимых СМИ, простой обыватель не получает к ним прямого доступа, а вместо этого подвергается обработке безальтернативного потока информации и убеждается в том, что никакие другие источники ему и не нужны. Таким образом разговоры о том, что в России сейчас присутствует свобода слова мне кажутся по меньшей мере безосновательны.
Иные скажут «Ну нет и нет, зачем она вообще нужна!?». И вот здесь мы подходим к сути этого эссе: свобода слова необходима и необходима она любому обществу. Именно наличие различных, иногда кардинально отличающихся точек зрения заставляет человека собственные выводы. Свобода слова формирует пресловутое гражданское общество, общество, способное отстоять свои права и не позволить власти перейти определенную черту. Человек, получающий разную информацию и имеющий возможность услышать разные точки зрения из казалось бы «простого» источника – телевизора – не успокаивается, а напротив – начитает мыслить, проявлять свою позицию, искать и находить в конечном итоге что-то интересное и наиболее важное для себя. Именно такой человек, со своим мнением, со своей позицией и является в полной мере настоящим и полноценным гражданином демократического общества.
Вспомните расцвет прессы в период «гласности» и 90-ых. Сейчас же периодическая печать общественно-политического характера переживает упадок, потому что людям достаточно того что они видят по телевизору и во что они безгранично верят. Современный зритель больше склонен к потреблению развлекательного продукта, который как раз представлен в огромном ассортименте . Мне скажут, что люди сами проецируют своим спросом наличие «отупляющих» программ. Я скажу, это современные СМИ сначала перестроили людей под эти программы, убили в них желание думать и критиковать, а потом вбросили необходимый «хлеб» в виде Петросяна и прочей чуши.
Однако я разумеется не считаю, что в СМИ вообще не должны присутствовать развлекательные программы, я считаю лишь, что человек должен получать весь возможный спектр вариантов информации, которую ему предлагают. И чтобы он имел возможность одним движением руки переключить телевизор с аналитической программы на того же Петросяна. Чтобы человек мог в одном киоске найти как проправительственные, так и оппозиционные газеты, а в одной газете как проправительственные так и оппозиционные статьи. Именно тогда будет сформировано гражданское общество, и именно тогда мы не будем жаловаться что по «ящику» нечего смотреть, а все хорошие журналисты перевелись, и именно тогда мы не будем знать, кто станет нашим правителем за полгода да того дня, когда мы должны будем его выбрать свободным и прямым голосованием. Когда в России будет свобода слова мы перестанем причитать, что власть нас не слышит, и ей придется обратить на нас внимание, потому что будет кому и что ей говорить.
Потому что свобода слова еще и формирует оппозицию. А оппозиция, как и любая живая структура просто необходима живой структуре, будь то рынок труда, образование или человеческое общество. Ведь откуда взяться альтернативным личностям, если у них нет площадки для того чтобы заявить: «Мы есть! Мы другие!». Именно сильная оппозиция вместе с сильными СМИ заставляют власть принимать максимально продуманные решения, направленные исключительно на увеличение благосостояния граждан, а не размеров своих кошельков.Слабая оппозиция и слабые СМИ развязывают правящему классу руки, позволяю ему абсолютно все, что он захочет, обеспечивая максимально высокую поддержку среди избирателей.
Мне говорят, России не нужна свобода слова, России нужна сильная рука, способная волевыми решениями поднять нас с колен и привести наших граждан к миру и процветанию, а оппозиция будет лишь мешать. Я отвечу. Вы путаете понятия. Только свободное, умное, демократическое общество может по-настоящему процветать, в противном случае процветает лишь элита и чиновники.
Кому нужна свобода слова? Свобода слова нужна нам. Тем, кто хочет влиять на судьбу своей страны, кому необходимы различные точки зрения на одну и ту же проблему, кто хочет сам принимать решения и делать выводы, а не ждать пока за него сделают и примут другие, пока мы будем смотреть Петросяна и все те ролики с авианосцами, танками и еще бог знает чем, что символизирует русскую военную мощь. Свобода слова нужна нам – свободным людям.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Сщщзук 28-02-2008-23:52 удалить
это эссе, которое я написал на одну из пар для моего университета)
falling_free 29-02-2008-21:51 удалить
Я отнюдь не являюсь поклонницей президента Путина, просто потому что не склонна идеализировать никаких представителей власти, да и в общем, по большому счету даже мне, абсолютно не разбирающейся в политике, определенные действия правительства кажутся неоправданными ( и как раз в первую очередь те, которые связаны с чрезмерным стремлением к укреплению вертикали власти) по вопросу, который ты поднял, у меня нет четкой позиции, опять же потому что в этой области я обладаю лишь мизерным количеством теоретических знаний… поэтому это все лишь какая-то попытка рассуждений дабы заставить себя думать)))) свобода слова? Нужна. Конечно, нужна. только критика правительства должна быть конструктивной, с конкретными предложениями по изменению политического курса, а не эмоциональные, но по сути своей пустые обвинения со стороны тех, кто точно так же хочет лишь власти и денег… нет у нас в стране организованной оппозиции, которая борется за свои права.. Касьянов, Зюганов… это же смешно просто… а интеллигенция, которая, возможно, могла бы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, лишена политической энергии (!). Опять же возможность построения демократического общества в России на сегодняшний момент, действительно, кажется мне весьма сомнительной.. и дело даже не в многонациональности и огромной территории, хотя эти факторы требуют наличия сильной власти (что опять же не всегда, как мне кажется, исключает существование оппозиции).. проблема в менталитете, в привычке к монархическим традициям подавляющего большинства населения… ну а самое главное – в политической неграмотности, индифферентности… ( я думаю, это все банальные аргументы, которые тебе приводят все, с кем ты поэтому поводу разговариваешь) и я не знаю, решит ли эту проблему свобода слова.. потому что тем, которые смотрят Петросяна и покупают газету «Жизнь» без разницы, что идет по другому каналу и что пишут в других периодических изданиях… и чтобы заставить этих людей интересоваться тем, что происходит в государстве, нужно сначала обеспечить им нормальный уровень жизни… а у нас как обычно: со всех сторон лишь много слов...
Сщщзук 01-03-2008-12:59 удалить
)))) либо это тут слишком много написано и нихрена не понятно... либо просто ты не внимательно прочитала...)) скорее первое, потому что такое количество мелкого текста воспринимать очень трудно... я бы и читать не стал если честно...)))) Дело в точ, что абсолютно все твои аргументы ужа изложены в эссе и хуже или лучше опровергнуты...

1. Ты путаешь свободу слова с критикой правительсятва. Это разные вещи. Свобода слова включает в себя безпрепятственную возможность критиковать и воспринимать критику, но на самом деле это возможность беспрепятственно получать весь спектр информациии ничкм не ограниченной информции. Грубо говоря, что бы были каналы только с сериалами, другие только с мультиками, третьи только с президентской хулой, четвертые наооборот, а на пятых все вместе. Отсюда конкуренция и повышения качества продукта. А понятия свобода слова и критика правительства отождествляешь.))

2. Про нет оппозиции... тоже написано.. черт, да это почти самое главное)) основной смысл, что полноцення свобода слова делает оппозицию. Люди и сейчас есть, просто ты о них не знаешь...)) а что бы узнала нужны источники, а их нет..... не хочется повторятся на самом деле, там в тексте все есть))

3. Что ксается людей с политической индеферентностью (или как там это слово пишется)) то в это это уже главный смысл эссе... чтобы без повторений аргументов, свободные и разнообразные "простые" источники (то есть те, которые не надо обрабатывать и до которых проще всего добраться), в данном случае телевизор и правильно оформленные газет заставляют человека думать, решать и в конечном итоге быть поитически активным (здесь в качестве аргумента я вспоминал тот не большой период в нашей истории, когда у нас была свобода слова) И с уровнем жизни это никак не связано...))

4. Спасибо что прочитала... я думал не будет таких)))
falling_free 02-03-2008-16:55 удалить
хахах)) весьма в общем чуждое мне чувство ощущения себя эдакой блондинкой, не способной воспринять страницу печатного текста..))) что ж , это даже интересно)) понимаю я о чем ты говоришь.. и в какой-то мере согласна.. хотя я опять же говорю, что я в этом плохо разбираюсь и рассуждаю с каких-то общечеловеческих позиций.. + я не отрицаю отнюдь, что ты в этом вопросе осведомленнее меня)) поэтому и диалог данный интереснее мне скорее)

1. я не отождеставляю эти понятия, я просто выделяю тот сегмент,который имеет отншение непосредственно к оппозиции

2. с тем, что нужна оппозиция, сильная, толковая оппозиция спорить глупо.. я и не пыталась собственно,здесь я с тобой согласна

3. когда тебе нечего есть и не в чем выйти на улицу, тебе плевать на то, кто что говорит по телеку.. я утрирую, конечно, но связь между уровнем жизни и полит. индифференностью есть

к свободе в нашем государстве как к таковой я отношусь весьма настороженно.. потому что мы как-то такие понятия слишком буквально воспринимаем.. и как раз 90-е яркий тому пример.. когда каждый решил, что может делать,что хочет.. демократия штука,безусловно, привлекательная, но очень неодназаначная.. это еще кто-то из великих говорил, Платон по-моему))) что от демократии до анархии один шаг.. для нашей страны это может быть актуальным..( это не контраргументы какие-то, я не пытаюсь с тобой спорить, просто мнение, которое я, возможно, не очень умею оформлять в слова))
Сщщзук 02-03-2008-23:10 удалить
3. во время гласности и в 90-ые как раз не в чем было выйти на улицу, однако политическая активность и гражданская ответственность было на высоте)) то же и во время революции, а наименшая политическая активность бывает во время тоталитарных режимов, а они не всегда совпадают с достатком...
falling_free 02-03-2008-23:27 удалить
революция - крайняя точка..когда людям настолько плохо, что они открыто протестуют.. да, это безусловно проявление политической активности...но вопрос какой.. они просто хотят нормально жить и в политике от этого больше не разбираются.. поэтому и становятся просто "народной массой" в руках тех, кто стремится к власти.. такая политическая активность в итоге и формирует тоталитарный режим
а гражданская ответственность в 90-е? когда народ решил, что "никто никому ничего не должен.. свобода".. одел малиновые пиджаки и грабил деньги чемоданами? ...
Сщщзук 03-03-2008-00:17 удалить
так это прекрасно что они пртестуют... пусть не зазбираются, но хотят разбираться, хотят бороться за свои права! мне почему-то кажется, что в 1905 году люди в целом жиле лучше, чем скажем в 30-ых, но в 905 у них хватило смелости и желания хотя бы попытаться отстоять свои права, а в 30-ых нифига... даже близко нет, а все потому, что при царе была какая никакая, а все-таки хоть чуть чуть отнасительная свобода

когда закрывали НТВ люди протеставали.. когда ТВ-6 уже не особо, а потом уже вобще стали закрывать глаза, все стало паралельно, нотя жизнь вроде "наладилась" вроде "стабильность"
slippery_slope 05-03-2008-01:51 удалить
почти соглашаешься, да не получается. вернее хочется согласиться, да не в каждом предложении выходит...наверное, меня начала одолевать политическая индифферентность. а виной тому...)))


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Сщщзук - Дневник Сщщзук | Лента друзей Сщщзук / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»