• Авторизация


Военное положение. 13-12-2009 13:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня в Польше 28-ая годовщина введения генералом Ярузельским военного положения в Польше. Мне всё же кажется, что я человек сравнитльно))) молодой, но, получается, не очень)))Разные события, которых я был свидетелем, можно назвать уже историческими. Очень хорошо помню 13 декабря 1981 года. Уже год мы с женой жили в квартире моей тёщи, рукой подать от парка Лазенки. Просыпаюсь,смотрю а за окном стоит...танк. Я помню, тогдашние мои чувства. То, что стоит танк показалось мне крайне интересным. Оделся и сразу пошёл смотреть столь необычный предмет буквально в соседстве дома. Надо сказать, что квартал, где мы жили, был чрезвычайно важен с правительственной точки зрения: Совет министров, посольство СССР, минобороны, словом, впечатление было такое, что в случае неприятностей, безопасность гарантирована))). Кстати, в серьёзные неприятности почти никто не верил, но случиться могло всё. Того же дня намечен у нас был концерт хора, в котором мы пели с женой, но, конечно, не состоялся. Началось ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Введено милицейский час (это было 23 ночи), бронетехника гуляла по городу, вооруженные солдаты грелись при печках а деятели опальной "Солидарности" были арестованы. На ТВ появились люди в военной форме, цензура стала доведена до предела - вечерняя программа "Dziennik" (=Вести) стала предметом иронии и общественного протеста. Когда она начиналась в 19.30 люди выходили специально гулять и возвращались домой только, когда она окончилась. Очень ярко выразили протест против военному положении актёры. Это была единственная профессиональная группа, которая так масштабно выступила против генерала Ярузельского. Они отказались от попыток "втянуться" в поддержку армии и оказались почти все в подполье - выступали исключительно в костёлах (между прочим, Даниэль Ольбрихски и Майя Коморовска - актриса театра Ежи Гротовского и сотрудница Кшиштофа Занусси). Поскольку, военное положение напоминало в культурной жизни страны траур, очень сложно было власти убедить людей культуры в честности отношения к ним. Наступило в этой среде резкое противостояние: ТЫ ЗА ИЛИ ПРОТИВ? Скоро наступили возможности принимать участие в культурной жизни, но такой, которой управляли генералы...Ну и я принимал))))), пользуясь свободой внештатного корреспондента газет и журналов...Эх, было время...Тогда была цензура а теперь это слово поменяли на таргет, и я честно могу сказать, что таргет для культурной жизни убийственнее цензуры. Но это другая тема...

86-летний генерал Ярузельский продолжает  существовать в общественной жизни. Дает интервью мощнейшим польским сми, спорит, объясняет.Без сомнения - личность. "В живую" я его видел один раз, совсем близко. Пошёл в Большой оперный театр на спектакль вильнюского театра, стою в фойе, внезапно "бысть шум"))), как бы зашевелилось, вдруг люди отступили, я обернулся а за мной глазом в глаз, "тёмноочкистый" генерал)))Без сомнения - он человек другой эпохи, или даже - третьей. К старости лет он разговорился.  Говорит намного интереснее современных политиков...Многие  продолжают его ненавидеть, но есть и сторонники, для которых генерал является эталоном, гуру. Задумывался, кем он является для меня?Не знаю...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (24):
Я тоже помню тот день, когда мы услышали по ТВ о введении в Польше военного положения... Все были в шоке... ждали кровавой бойни... к тому времени уже пережили Афганистан... и никто еще не знал, сколько такого ужаса будет впереди... Сейчас даже страшно вспомнить - сколько таких ужасных событий вместились в эти 28 лет...
Я помню, как рассказывала о событиях в Польше на экзамене по современной истории в школе - в учебниках их ещё не было. Ярузельского помню, Мазовецкого помню. Ещё был Лех Валенса. И я совсем молоденькая и не понимающая, что творится в мире...
Вышиванка, это точно. В Польше продолжается обсуждение военного положения, которые, если сравнивать с Румынией, было просто бархатным. Но в Польше не сравнивают, потому, что почти все убеждены, что генерал Ярузельский мог не вводить военное положение и что он надеялся при этом на помощь СССР а что в Польше значит надеятся на русскую помощь это и говорить не надо...Как раз в этом вопросе я генерала понимаю. Он умирал от страха, не состоится-ли в Польше то, что случилось в 1956 году в Венгрии и серьёзно опасался за свою жизнь (судьбу)
Ирина_Свечникова, Ты очень много помнишь!!!Ведь Мазовецкого мало-кто знает...Очень порядочный человек, но скромный а это у нас теперь не очень модная черта...
aliena-aliena 13-12-2009-14:35 удалить
Недавно видела по ТВ фильм о Ярузельском. В интервью, записанном, видимо, не так давно, он говорил, что ввел военное положение, чтобы СССР не ввел свои войска, как это было в Чехословакии. Может, и так. Помню, как волновалась за своих польских друзей (с которыми познакомилась еще в 1978 во время языковой практики в Ягеллонском университете).
Лех_Кочывонс, знаешь, как это ни странно, но и на моём веку же столько всего в мире изменилось... Помню похороны Брежнева - как все плакали и нас отпустили с уроков. Всё думали, что сейчас начнется война. Потом Андропов - при нем начали выпускаться грампластинки тех жанров, которые раньше было и не представить в советских магазинах. Помню перестройку и весь тот бардак, который с неё начался... Помню развал нашей огромной страны. Голод начала 90-х помню - как стояли огромные очереди, чтобы купить какую-нибудь еду. Помню, как будучи беременной, всё время хотела есть, а из еды были выросшие на даче кабачки, да купленный мамой где-то яичный порошок... Столько всего было... А я всё такая же молодая и красивая :)))
Лех, спасибо. Очень интересный рассказ.
aliena-aliena, а контакт с польскими друзьями продолжается или потерялся за многие, как бы не смотреть, года? Мне кажется, генерал Ярузельский оказался в таком положении, в каком, что бы там и не говорил, одни поверят, другие наоборот. Проверить, как было на самом деле невозможно.Например, "шлагером" последних дней оказалась т.н. тетрадь Аношкина, адъютанта главкомандующего силами Варшавского договора, маршала Куликова. Аношкин вспоминает о уповании Ярузельского на помощь СССР. У нас сразу сделали вывод: Ярузельски приглашает Советов наводить в Польше порядок. А это, по историческим и сегодняшним мерам - измена родине.Это, по-моему, вполне вероятно, что опасался повторения Чехословакии. Ему было гораздо видней, чем сегодняшним историкам. Вообще, мне кажется, он до конца не был уверен в том, как бы повели себя армии Варшавского договора, в случае отказа от введения в.п. поляками.
Трехголовый, хороший читатель в помощь автору!!!)))))
Ирина_Свечникова, это верно!!!Закалялась как сталь в огне перемен)))Кстати. И я помню смерть Брежнева. Тогда пел в церкви храма Иоанна Лествичника на Воле в Варшаве. Коллега был у меня такой, в посольство СССР пошёл подписаться в траурной книге...Это всё абсолютная экзотика в польских условиях. Теперь мне кажется, что я этих перемен боялся и спрятался в православный храм))))))))))Хотя, скорее, нечто другое. Ужасно не хотелось идти с толпой. Мне было интересно собираться с друзьями на "квартирниках" до 1980 года а когда вспыхнула "Солидарность", мне что-то оттолкнуло от столь массовой организации. Нет, толпа это не для меня - забастовки, протесты...И только теперь видно, сколько в этой "Солидарности" было всякой агентуральной всячины, малых людей, которые доработывали слежкой, доносом на своих...друзей а потом заняли посты, обжирились...Да, быть свидетелем перемен это что -то!!!Я, например, оказался на железном занавесе между ГДР и ФРГ в момент его открытия в 1989 году))))) Совсем случайно, с хором возвращались домой...Знаешь, мне кажется, что только изучение того, что просходило в СССР после Брежнева может помочь понять перемены в других странах соцблока. Более того, думаю, не быть разорению внутри СССР, и в Польше события по другому бы сложились...ИМХО))))
aliena-aliena 13-12-2009-16:26 удалить
Ответ на комментарий Лех_Кочывонс # Очень жаль, но прервался, когда я уехала в Мурманск, правда, некоторое время мы еще переписывались, но все реже. После Кракова мы несколько раз встречались в Минске, в Москве, используя любую возможность, чтобы повидаться.Помню, как мы прощались на перроне Белорусского вокзала в Москве (меня провожали - мой минский поезд уходил раньше), все смотрели на нас, как, обнявшись, мы пели под гитару Окуджаву: "Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары..." Потом все стало сложнее, особенно в 90-е... До сих пор вспоминаю всех с нежностью)))
aliena-aliena, Впрочем, контакт можно установить в сети, например, если есть имя и фамилия, или род занятий...Всё больше и больше людей существует и виртуально...Вообще, это настоящая революция. Я в Варшаве а ты в Мурманске и общаемся друг с другом))))Кстати, какая у вас погода? Снег есть?У нас, в Варшеве, ни снежинки, но такое ощщущение, что только смотреть, упадёт))))
aliena-aliena 13-12-2009-17:11 удалить
Я сама и удивляюсь, и радуюсь такой возможности общаться))) А погода сейчас прекрасная: -5, снежок идет, а главное - ветра нет (зимой в Мурманске не так морозно, но если ветер...). Все хорошо, только темно: полярная ночь. Я тут в дневе у себя писала о ней:http://www.liveinternet.ru/users/aliena-aliena/post115747876/ Все пугаются)))
Cayetana_de_Alba 13-12-2009-17:52 удалить
Лех_Кочывонс,спасибо, интересно. Что до опуса Аношкина, то ничего удивительного. Теперь будут подозревать и объявлять предателем всякого, кто хоть какое-то отношение имел к СССР. Невиновными окажутся только те, кто по малолетству вообще не знал этой аббревиатуры. Вспомни историю с архиепископом Варшавы.
Спасибо. Прочитал с большим интересом. Пора мемуары писать. :-)
Cayetana_de_Alba, Я бы не сказал, что твой комментарий не интересен))))))Конечно жить прошлым эсэсэсэровским, нецелесообразно. Новые времена, цивилизационно-технический уровень. Но это как бы другое дело. Ты права. Все мы виноваты тем, что пришлось жить и работать в такое время. Теперь, что до архиепископа. Попал, короче говоря. Были покруче, папки исчезали, горели в чистоте морального и, скорее, аморального огня!Я понимаю ксендза Исаковича-Залеского который упорно избавляет духовенство от груза сотрудничества с коммунизмом. Понимаю, потому, что у него есть к тому личные поводы. В своё время он был чуть-ли не убит. Месть - это вещь не христианская, но праведная, тем более, если, так, как у этого ксендза есть у кого-то кавказкие предки.)))) Архиепископ профессор Вельгус пытался занять высший пост в Католическом костеле в Польше. Не хотел поделиться с верными немножко странным для священника (в Польше!!!) опытом сотрудничества с огранами безопасности. Трусливый пастырь!!!Это не по-польски!!!Я не поменял мнения о нём. Для меня он и остался учёным и в том смысле мне наплевать с кем он сотрудничал. Какой видный учёный не отдавал свою дань власти за привилегии загранпоездок, стипендиев в США и там такое другое. Даже профессор Вольщан, один из лучших астрофизиков в мире имеет такой эпизод в жизни!!! Мне жаль было архиепископа, как человека, который солгал людям, которые ему доверяли. С другой стороны солгал, отдавая себе отчёт в том, как такие вещи воспринимаются в Польше...Я бы простил, но я никаких осложнений в контактах с службой безопасности не имел...И ещё, Кася, не верь в разные не проверенные слухи...он на самом деле получал материальное вознаграждение...
Venda1 17-12-2009-10:48 удалить
Войцех - фигура знаковая. И, несмотря на всю мою нелюбовь к политике, его я запомнила. Яркая личность.
Venda1, Безусловно, яркая личность. В Польше продолжается спор, как оценивать генерала и его политику. Довольно бессмысленный спор на мой взгляд,потому, что в нем сильно отражаются текущие политические тенденции и взгляды. А генерал, к теперешней ситуации никакого отношения не имеет. И великодушия, снисходительности у новых поколений как-то не видно...Позавчера я видел с интервью, которое генерал дал польскому ТВ. Очень подчёркивал свою с Горбачёвым дружбу.Сказал, что Горбачёв у себя на родине крайне непопулярен, с чем он, лично, не согласен. Удивило мне столь определённое выражение личного мнения о том, что думают русские))))), но, с другой стороны, мне кажется, он был, в политическом смысле, очень близко Горбачёва, но как солдат, связан был структурой Варшавского договора, которая оказывала в 1981 году крайне сильное давление на Польшу.
МАРТЫХА 19-12-2009-10:26 удалить
Привет! воспоминания - это то, ради чего мы творим будущее. Поэтому память надо хранить. Как и другие твои читатели - тоже помню смерть Брежнева, начало перестройки, и, конечно, помню то, о чем ты рассказываешь, хоть и было мне тогда... ну, что было, то было. А в том же 81-м, мой дядя умер в тюрьме как один из лидеров "Солидарности", а его жена, моя тетя, находилась в тот момнет у нас в гостях, в России... И принесли нам домой телеграмму... Да, а потом, через 10 лет - иду я по улицам Москвы, вдруг вижу - танк!...
myparis 19-12-2009-12:03 удалить
По последним данным (разведки!), генерал Ярузельский впрямую не просил СССР оказать военную помощь и ввести десантные бригады: это уж трактовка журналистов... Его дословные слова понятны любому, оказавшемуся в аналогичной ситуации цейтнота и необходимости принимать решение: он сказал лишь, что ему тяжело и высказал свои опасения, что он не справится... Как видим, это можно легко переиначить... На старом фото: многие знали его только в лицо, по знаменитым темным очкам. [699x630]
МАРТЫШОН, Какое!!!И кто бы придумал тогда, что мы здесь встретимся и будем общаться вне пространственных и других границ, которые выгодны строителям новых стен между народами...
myparis, Ой, спасибо огромное за трезвый комментарий!!!Ну, опередил меня а то я хотел написать о дезинформации связанной с пресловутой "тетрадкой" генерала Аношкина. Это точно. Там ни слова о приглашении войск в Польшу, вообще звучит это, скорее, как ультиматум - не справлюсь, тогда вы будете в ответе за результат и пусть вам не сильно нравится, но вы будете должны нам помочь...
Rusinka 25-12-2009-08:40 удалить
Лех_Кочывонс В Истории было много всего над чем стоит задуматься… Как хорошо, что есть Интернет, и можно многое обсуждать! А, сегодня, праздник католического Рождества! Веселого и счастливого праздника! [400x300]


Комментарии (24): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Военное положение. | Лех_Кочывонс - Дневник Лех_Кочывонс | Лента друзей Лех_Кочывонс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»