• Авторизация


Эволюция 18-04-2010 17:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Да, писательство более не нужно. Как бы мы не плакались о злых пиратах и негодности дистрибуции текста, печальная правда в том, что природу не обманешь. Мы производим невостребованный товар. Невостребованный коммерчески, ибо кризис перепроизводства. Мы пытаемся продавать песок в пустыне. Количество уже написанных книг, даже если отбросить из этой массы все барахло и оставить лишь признанных классиков и действительно хорошие книги, в разы превосходит то количество, которое может прочитать человек, даже если оставит все прочие занятия и посвятит свою жизнь исключительно чтению. А между тем, человечество продолжает генерировать ежедневные гигабайты текстового контента самых разнообразных форм, без всякой надежды на то, что это кому-нибудь понадобится.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
CAZADOR 18-04-2010-17:47 удалить
мы и болтаем много...однако нас кто-то да слушает)
Сиррум 18-04-2010-17:50 удалить
Ответ на комментарий CAZADOR # Явление временное?)
CAZADOR 18-04-2010-18:48 удалить
здесь все -временно...следует ли нудно думать на сто шагов вперед?
Сиррум 18-04-2010-18:57 удалить
Ответ на комментарий CAZADOR # Ну так мысли - не обязательно руководство к действию. Просто размышления..
Плюмбэкс 18-04-2010-22:20 удалить
Не всё так скверно. Полный отказ от знакотекстовой системы общения привёл бы к печальным последствиям, описанным у меня в «Рассвете буквы». Однако, автор и не говорит о полном отказе от знакотекстовой системы, вместо этого говоря лишь о некотором её измельчении. Просто упадёт писательский престиж. Собственно, уже падает. Просто издательства уже не будут выискивать перспективных авторов, а будут, сидя в кресле с сигарой в зубах, беседовать с теми, кто сумеет прорваться в кабинет через охрану и секретаря. Собственно, уже именно так и делают. Конечно, до ситуации, когда автор платит издателям за публикацию, не дойдёт — это уже бред откровенный. Это дискредитирует саму идею самопрославления через печать: если все знают, что тебя напечатали в издательстве за соответствующую плату, то какое же это прославление? Никакой пищи для тщеславия. Просто популярность писателя будет где-то на уровне популярности нынешнего мегаблоггера. Или, при раскладе поскромней, на уровне барда, про которого говорят, что он на вечеринках умеет нехило наяривать под гитару. Опасность в другом. На смену обесценившейся работе с чёрными буквочками наверняка придёт — или попытается прийти — нечто иное. Что это будет? Программирование любительских игр? Создание флэш-видеороликов? Пока всё это — дело слишком коллективное, но уже сейчас оно стремительно индивидуализируется. Некоторые примитивные игрушки или флэш-ролики вполне поддаются созданию в одиночку. И в то же время для этого требуется некоторая степень усидчивости, что на первых порах послужит барьером против проникновения в эту область искусства широких народных масс. В общем, что бы ни пришло на сферу буквоедству, — оно придёт. Вопрос в другом: окажется ли этот новый вид искусства достойным? То есть: сможет ли он поддерживать те интеллектуальные функции, которые поддерживает буквоедение? Иначе нас ждёт утрата связности мышления, потеря способности умственно работать с непредставимым, и тому подобные прелести. Хотя человечество погибнет не полностью, так как гигантские радиоактивные голуби с помощью вирусного маркетинга смогут распространять рекламу ультразвуковых тампонов прямо в клонированные уши конечного потребителя. О чём это я? Кто-нибудь помнит? Ладно, не суть важно. Ой-вэй, по большому счёту, конечно, всё это есть затыкание дыр в тонущей микроволновке. Почему у современного цивилиана так мало свободного времени? Какой по счёту из парадигм ZOG это определялось? Теперь ещё слишком поздно или уже рано задавать эти вопросы. Есть мнение, что времени мы лишаем себя сами целенаправленно. Чтобы не задуматься. О жизни.
Сиррум 18-04-2010-23:47 удалить
Ответ на комментарий Плюмбэкс # Ну, в конце концов, эволюция - это не обязательно плохо. Я лично могу вспомнить только приснопамятных крокодилов с их зубами, которые, изменившись, приобрели возможность воспаляться и болеть) Но в целом, возможно, всё не так печально? Я почитал Ракиту - у него так вообще траур, хоть в чёрное облачайся. А между тем деятели ищут формы. Вот недавно на мой жж подписался человек, они там делают что-то типа интерактивного рассказа, построенного по типу ролевой игры-квеста. В главной роли - читатель, или его аватар, и в зависимости от его выбора, действие может повернуть в ту или иную сторону. Причём эти люди говорят о том, что подобное возможно не только в Сети, но и на бумаге тоже, и, в принципе, я с ними согласен, хотя подобный тип, э-ээ, литературы кажется мне диковатым. Ну да что поделать - время диктует свои законы. С другой стороны, мне, в сущности, почти что всё равно. Пишу я всё равно для себя, мои Миры не шибко-то рассчитаны на массового потребителя, и к издателям на поклон я идти не планирую, ни за деньги, ни без оных. Мне хватает того, что у меня есть. Так что как бы и не о чем мне горевать, если что? Ещё вспоминается Книга Натаниэля, написанная одним товарищем с жж. Почему вспоминается? Потому что состоит из небольших текстиков, весьма легкоусваиваемых, и никаких тебе "многабукаф, ниасилил", всё довольно просто, и смешно к тому же, плюс некая даже мораль присутствует. Так что, думается, эволюция литературы может двинуться как раз в сторону не принципиально новых аудио-видео-виртуально-чорт-знает-каких проектов, а вот таких, вполне банальных литобразований. Интерактивная проза, суперкороткая проза, практически рассказы-твиты. И, если вдуматься, ничего особо критического в этом нет, особенно если учесть, что на современном литолимпе что-то не видать ни современных Шекспиров, ни современных Пушкиных, ни разного рода Сервантестов и Достоевских. В принципе, нечего терять... Хотя нет-нет, да и вспомнится рассказ Пелевина "Фокус-группа": "— Тогда давайте объявим, что мы хотим всего того, что нам нравится. И одновременно. Так можно? — Можно, — сказало Светящееся Существо. — Почему нет. — Так просто? — спросил Телепузик. — А зачем нам трудности? — спросило Светящееся Существо, и все засмеялись — даже Барби сквозь слезы. — Попробую сформулировать четко, — заговорил Отличник. — Мы хотим… Мы хотим, чтобы в потребляемом продукте или услуге были представлены свойства и качества, привлекавшие нас в многообразии того, что доставляло нам удовольствие при жизни. И чтобы переживание этих свойств и качеств происходило одновременно, без всяких препятствий и границ, пространственных, временных или каких-либо еще. — Вот юрист хренов, а? — пробормотала Родина-мать с восхищением. <...> — А больно будет? — спросила она. — Наоборот, совсем наоборот, — ласково отозвалось Светящееся Существо. Шмыгнув носом, Барби наклонила голову к серебряному писсуару, и ее лицо скрылось за веером пластин. Опять послышалось жужжание, как будто заработало множество крохотных электромоторов, и пластины прижались к голове Барби, охватив ее со всех сторон. Вслед за этим произошло нечто невообразимое. Раздался хлопок (звук был вроде того, что издает унитаз в пассажирском самолете, только намного сильнее), и Барби исчезла. Выглядело это так, словно она была облаком тумана или дыма, которое мгновенно втянули в себя три выступающие части аппарата: руки всосала в себя плоская ладонь, ноги и живот — дырчатое седло, а голова и торс исчезли в веере пластин со вдавленным лицом. — Трах-тарарах, — сказало Светящееся Существо. — Вот оно какое, счастье. <...> Светящееся Существо как-то поскучнело. Некоторое время оно сидело в своем цветке, тихонько покачивая капюшоном. Постепенно капюшон перестал светиться, опал, и вниз по металлическому стеблю проплыло округлое утолщение — словно проглоченный кролик спускался по пищеводу удава. Дойдя до основания стебля, утолщение вывалилось наружу в виде чего-то похожего на дыню в сморщенном кожаном мешке. Одновременно с этим сделался виден окружающий мир, скрытый до этого мраком. Вокруг, во все стороны до горизонта, лежала каменистая пустыня. Из нее торчали блестящие штыри, под которыми подрагивали в пыли продолговатые кожистые яйца. Над некоторыми стеблями мерцали таинственным огнем белые цветы, но их окружали коконы черного тумана, и они были видны еле-еле, как сквозь закопченное стекло. Небо над пустыней было затянуто тучами. Их разрывал похожий на рану просвет, в котором сияло что-то пульсирующее и лиловое. Из просвета вылетали сонмы голубых огоньков. Они опускались вниз, закручивались вокруг светящихся цветов и, исполнив короткий сумасшедший танец, с треском исчезали в их металлических стеблях. Изредка один или два огонька вырывались из этого круговорота и уносились назад к небу. Тогда по металлическим цветам проходила волна дрожи, и над пустыней раздавался протяжный звук, похожий то ли на сигнал тревоги, то ли на стон, полный сожаления о навсегда потерянных душах."
Плюмбэкс 19-04-2010-01:19 удалить
Ответ на комментарий Сиррум #      Этот рассказ я читал. Вроде бы он есть на сайте Кончеева.      Печально.      Наводит на размышления. О жизни, Вселенной и всём остальном.      Не так давно я беседовал с одной знакомой, оспаривая её мудрую политику избегания чрезмерно сильных чувств и зависимостей, выдвигая в качестве аргумента кажущуюся бессмысленность неустанного движения вперёд сквозь безразличный холод мироздания без возможности хотя бы ненадолго забыть о нём путём погружения в пучину страстей, — и вот противоположная сторона медали. Жить без привязанностей к удовольствиям бессмысленно? Вот последствия ориентации на удовольствие. Но в чём же тогда заключается смысл существования, к чему на самом деле стремится моё существо? Если бы оно стремилось к удовольствиям, то меня бы вполне устраивал финал «Фокус-группы». Может быть, как утверждал один советско-эстонско-еврейский философ, нашим глубинным стремлением является тяга к сильным ощущениям любого знака, к максимальным удовольствиям и страданиям по обе стороны шкалы? Но вот я думаю об этом и отчего-то не ощущаю особого воодушевления. Хотя, если вдуматься, то при мыслях об Истинной Первоцели я и не должен испытывать гигантского воодушевления, так как иначе мысль об этом превратилась бы в наркотик. Эволюция заблокировала бы этот эффект. Но, с другой стороны, какое-то воодушевление при мысли об Истинной Первоцели я всё же испытывать должен — иначе как ratio поможет организму её достичь?      До сей поры что-то похожее на воодушевление я испытывал лишь при чтении об идеалах вымышленной киберпанковской группы из романов Гейткипера aka Станислава Шульги. Мы должны создать свой собственный мир, познавая мироздание, мы создаём его информационную копию, таков императив, впечатанный в нас Творцом по образу и подобию, и так далее.      И ещё — при знакомстве с идеалами гностиков.      Освобождение разума от диктата телесной тюрьмы. Взгляд на мир как на враждебную Систему с агентами-архонтами. Оказывается, не «Матрица» впервые выразила эти идеи.      Сейчас я читаю книгу «Техногнозис», чуть менее чем целиком посвящённую гностическим корням современной технической цивилизации. Местами становится чуть более чем жутковато. Иногда я узнаю перепевы собственных идей, совершенно независимым образом залетавших мне в голову. Наверное, гностицизм бессмертен, пока человек не найдёт или не сделает себе место во Вселенной.      Ещё при чтении ко мне возвращается зыбкая убеждённость, что в картине существования человечества как обособленного разумного вида не всё столь просто...      Вспоминаются искания прошлого и позапрошлого годов, оставившие в моём дневнике следы под рубрикой «незримый_неприятель»...      Нет, не может быть всё просто, никак не может...
peter-bem 19-04-2010-01:43 удалить
Ну, пошло-поехало. Общественные тенденции, скрытые процессы, аналитика подсознания, регресс мирового масштаба... Столько умных слов и выводов — а виной-то всему, если посудить, вовсе не техника, и никакое не «чтение со скроллингом». Просто у людей стало меньше времени, вот и все. В современном мегаполисе редкто удается расслабить мозжечок. Все делается на бегу, со скоростью света, внимание всегда рассеяно. В этом бешеном ритме сложно наладить какой-то, прости господи, ментальный диалог с автором, переместиться в его мир и почувствовать что-то новое — надо вечно крутиться на 360 градусов. О каком вдумчивом чтении может идти речь? С блогами — то же самое. Их скроллят не из-за каких-то там новых пагубных импульсов восприятия, а из-за банальной невозможности сосредоточиться. Большинство людей читает ленту на работе, поглядывая на дверь кабинета начальника и отвечая на телефонные звонки через каждую минуту, другая часть занимается этим дома, пермаментно отвлекаясь то на телек, то на радио, то на дочку, то на жучку, то на кошку — и этим людям предлагается что-то вдумчиво осознавать? Заглядывать между строк? Да у них молоко убежало у всех и отчет квартальный горит. Не до текстов. Вот тут-то на сцену и выходит твиттер, популярный вовсе не из-за того, что кто-то воспринимают короткие сообщения лучше, чем длинные. Просто на короткий постинг легче выкроить время! Сегодня я умудрился выкроить целые пять часов на чтение. Для этого мне пришлось подняться на два часа раньше обычного, переделать кучу домашних дел, пробежать ряд контрольных точек по району, вырубить телефон, разругаться в труху со всеми, кто пытался мне сесть на уши, захлопнуть дверь, окно, выключить компьютер, ноутбук, принять душ, чтобы хоть как-то перенастроиться на спокойный лад — и только после этого, где-то на втором часу общения с книгой я почувствовал, как в голове зашевелилось нормальное человеческое восприятие. Ближе к концу сеанса я был готов читать любые описания пейзажа, любые идиотские диалоги, любые авторские отступления — лишь бы меня никто не трогал. Но увы, время вышло. Эту книгу я читаю уже где-то три недели. Нелепо звучит, согласись? А иначе не выходит. Такие вот размышления по поводу основных посылов. А относительно войны электронных носителей и деревянных... лично мне, как книжному оформителю, эта ситуация абсолютно по фигу. Качественная продукция будет всегда соседствовать с массовой шелухой. И для электронных носителей уже стали делать эксклюзивные издания (такие, как вот эта версия «Алисы» для iPad), это совершенно новая неизученная форма, интересная и загадочная. Ну, а снижение спроса на бумажные книги и их плавный переход в разряд раритетов мне тем более на руку, можно будет наконец делать красивые вещи, и никакая редакторская морда не будет брызгать слюной про то, что хавает пипл, а что не хавает. Уфф... Ну вот, снова подъем на час раньше. Зато коммент написал вдумчивый ;)
Сиррум 19-04-2010-02:00 удалить
Ответ на комментарий Плюмбэкс # Да, у него на сайте я его сходу для цитаты и нашёл. ... Думается, большинство (хотя тут мне и не очень нравится это слово) живёт по принципу "возьмём от жизни всё!", но так, чтобы за ..мягкое место не взяли. Так что ассоциация с наркотиками довольно близка. Лови кайф, пока не настала ломка. "От сессии до сесии живут студенты весело", короче. Впрочем, это не столько "большинство", сколько некий (но довольно солидный) процент молодёжи.. А те, что постарше, - у них так уже не получается, хотя они, с одной стороны, к подобному-таки стремятся, а с другой - они ещё осторожнее, если только крышу не сорвёт. И когда я читал "Фокус-группу", я думал о том, что рано или поздно человечество придёт к чему-то подобному. Пусть это апокалиптическая, отчасти утрированная картина, пусть, быть может, до такой абсолютизации не дойдёт, но ведь они реально хотят всего и сразу! *не учитывая того, что это старинное китайское проклятье; ну да ладно)* Я вот не разделяю, просто потому что - причина более чем банальна - я берегу нервы. Остатки здоровья. Я мечтаю - о деревне, о покое. Тишина и покой, природа. Вдали от шума цивилизации, подальше, дальше. Ну а пока.. Пока можно просто идти прямо, не слишком срываясь с колеи, и воспринимая окружающий мир во всех его проявлениях ровно настолько, чтобы "с утра была цела голова". Всё равно всё будет так, как должно быть, всё равно оно само. Так чего зря расходовать нервные клетки? Всё таки древние были мудрыми людьми. Лао-Цзы, Конфуций (например). Они не торопились.. Вообще, я считаю, что одно из самых вредоносных заболеваний современности - это спешка. Жизнь в движении, но движение, раньше определявшее самое жизнь, теперь ничего не определяет, теперь это просто бег вдоль очень длинного шведского стола в толпе таких же спринтеров, в попытке уровать на бегу кусочек вкусного (которое ещё неизвестно чем окажется). "Торопиться не надо", как говорится) А эволюция, к слову, вовсе необязательно подразумевает провецтания вида. Так что очень может быть, что наш вид в итоге изживёт сам себя, и тем самым освободит планету от своего не очень благоприятного воздействия.. И некому будет сожелать о нас. "Какими вы будете", короче.. Книга.. Любопытно. Возьму на заметку. У меня тут копится потихоньку литература, и я даже примерно знаю, когда у меня до неё дойдут руки *)
Сиррум 19-04-2010-02:17 удалить
Ответ на комментарий peter-bem # Во-во. Бег. Вот прямо о чём я и писал комментом выше.
Всё таки древние были мудрыми людьми. Лао-Цзы, Конфуций (например). Они не торопились.. Вообще, я считаю, что одно из самых вредоносных заболеваний современности - это спешка. Жизнь в движении, но движение, раньше определявшее самое жизнь, теперь ничего не определяет, теперь это просто бег вдоль очень длинного шведского стола в толпе таких же спринтеров, в попытке уровать на бегу кусочек вкусного (которое ещё неизвестно чем окажется).
И понятно, в таком-то разрезе, проблема книг и тому подобного. Некогда. Но это уже мы переключаемся на второй вопрос, практически по Чернышевскому, - а что с этим делать? Вот по этой причине я и рвусь в деревню. Там медленно. Там, что бы ни говорили про хлопоты по хозяйству, ранние подъёмы, и прочая (будто подобного нет в городах), там всё равно медленно. Потому что когда дела сделаны, и на часах где-то 6 вечера (а зимой и раньше), у тебя остаётся ещё более чем достаточное количество времени, которое тянется ооооочень медленно, просто-таки как мёд. И уж ты волен наполнить его чем угодно: читательством, писательством, ничегонеделаньем, сном, наконец. Вот да. А в городах... Я даже и не знаю. Да, книги, фильмы, музыка - всё это будет подстраиваться под убыстряющийся ритм жизни, спору нет. Но ритм-то всё ускоряется, он же не станет замедляться. Чего, спрашивается, в дауншифтеры народ подаётся, в ту же Гоа несчастную. Замедляются.. Ты, к слову, не читал Стена Надольного, "Изобретение медлительности"? Отличная книга. И очень в тему. Касательно раритетов и вообще. "Алиса", конечно, поразительна. Придумка классная, ничего не скажешь. И если количество книг начнёт переходить в качество - поди плохо? Вопрос в том, кто составит это самое качество, при условии, что новых шекспиров-пушкиных-и т.п. не видать? Несколько сомнительное качество получается.. Конечно, я склонен оптимистично смотеть на вещи. Я верю в то, что несмотря ни на что в итоге всё будет (в смысле литературы и не только) хорошо. Однако.. Единой верой спокоен не будешь..
peter-bem 19-04-2010-07:27 удалить
Ответ на комментарий Сиррум # Сиррум,
...Но это уже мы переключаемся на второй вопрос, практически по Чернышевскому, - а что с этим делать?
Как всегда, есть минимум три базовые реакции: отторжение, протест и преобразование. Отторжение — это любые попытки избежать городской жизни, начиная с закрытого стеклопакета на окнах, отключенного телефона и заканчивая твои переездом в деревню. Нормальный путь, во многом правильный, но слишком уж пессимистичный, на мой взгляд. Уж очень много моих знакомых убегали от одних забот и прибегали к другим, куда более серьезным. Протест — решение крайне притягательное, но абсолютно бессмысленное. Каждые двадцать лет на свете появляется новая куча протестующих против устоявшегося порядка героев, считающих себя уникальными и неповторимыми, а на деле совершенно одинаковых. И не важно, что один носит ирокез, а другой индийские штаны и лиловые четки — все одинаково рано брошены, забыты, озлоблены и бесперспективны. Вот преобразование мне видится наиболее интересным вариантом. Задача состоит в том, чтобы перейти в какое-то иное качество, не покидая привычной среды и не пытаясь ей противостоять. Вот, например, я рассказал на своем примере о невозможности быстро перенастроиться на нужный лад (читальный в нашем случае) — а что, если это просто неумение? Что, если я просто не умею или пока не могу это делать по собственному желанию, но могу научиться? Это любопытно и сопряжено с каким-то интересным экспериментом. Что еще нужно, чтобы окончательно не соскучиться? ;)
...Ты, к слову, не читал Стена Надольного, "Изобретение медлительности"? Отличная книга. И очень в тему.
Увы. Выкрою времечко, почитаю.
...Касательно раритетов и вообще. "Алиса", конечно, поразительна. Придумка классная, ничего не скажешь. И если количество книг начнёт переходить в качество - поди плохо? Вопрос в том, кто составит это самое качество, при условии, что новых шекспиров-пушкиных-и т.п. не видать? Несколько сомнительное качество получается..
Ну, я напоминаю, что говорил про все это исключительно в разрезе своего дизайнерского ремесла, будущее которого в ситуации тех.прогресса видится более чем радужным. А по поводу литературы... ну, я думаю, в этой сфере тоже естественный отбор происходит, после которого так или иначе один автор становится классиком и молодцом, а куча остальных — низкопробными бульварными писаками. Так что свои «шекспиры и пушкины» есть в любое время, и люди их с удовольствием читают, потому что лучше нет, да и попросту больше читать нечего абсолютно.
Конечно, я склонен оптимистично смотеть на вещи. Я верю в то, что несмотря ни на что в итоге всё будет (в смысле литературы и не только) хорошо. Однако.. Единой верой спокоен не будешь..
Конечно же, все будет хорошо. Психика всегда адаптируется к окружающему миру и находит плюсы ;)
Сиррум 20-04-2010-02:34 удалить
Ответ на комментарий peter-bem # Ага, смысл ясен. Ну что, думаю, как раз эволюция в конечном итоге приведет к тому, что этот переход будет осуществляться быстро и не задумываясь, как переключение канала ТВ, или как переключение с одной вкладки на другую. Идиоадаптация - частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды. В отличие от ароморфоза, идиоадаптация существенно не сказывается на общем уровне организации данной биологической группы. А может, и скажется.. На общем уровне.. Как знать.. Просто потому что ведь несмотря ни на что городских жителей из городов не выгонишь)) Что поделать.. ) Да.. Короче, естественный отбор, как ни поверни, с какой стороны не глянь. Ну добре, в конце концов всё так, как должно быть. Let it be, короче ) Психика, да) Вот тут ты абсолютно прав)


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эволюция | Сиррум - письма из Беловодья | Лента друзей Сиррум / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»