• Авторизация


Выступление команды Добрые Люди на ВВС (под Буратино) 16-05-2014 00:58


Добыто видео выступления (шоу было несколько лет назад). Сейчас организаторы ВВС демонстрируют это видео на тренинге капитанов.
http://youtu.be/abVVuXKUyvw
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Рафты 2013 08-07-2013 12:31


Про рафты. Тур оплачен. Туристов кто точно едет (считаю за таковых тех кто уже оплатил) счастливое числ 13 чел. Для тех кто еще не оплатил, таких как всегда много, ну тех кто хочет, но не может, (по каким либо объективным причинам естественно) - скажу что оплатить лучше до 10го. Мы дадим точное число участников Путнику и они донаберут группу. Соответственно те кто решат ехать позже будут договариваться напрямую с Путником. Напоминаю что речь идет о поездке:
http://www.putnic.ru/catalog/active/komb/tour_103.html
Едем 27-28 июля.
По доставке новости хорошие. Пока машино-мест хватает на всех. До встречи на реке!
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Сезон 2013 рафты+велы 08-05-2013 16:50


Новый сезон. Мы плывем и едем.
Главное приключение этого лета:
http://www.putnic.ru/catalog/active/komb/tour_103.html
Был у нас опыт гребли. Решили что лучше все-таки с мотором. Грести чуток будем, но "чуток" ключевое слово.
Многие едут в отпуск поэтому, выделяем время заранее. Едем 27-28 июля. О своем участии-неучастии сообщаем заранее, у тура определенное число людей.
Для тех кто не в теме. Про палатки, спальники можно не париться. Оно все будет. Еда тоже будет. Надо взять себя и одежду. Цена на тур вполне демократичная. С доставкой на место решим ближе к делу. Как правило все в машины помещались.
Связываться со мной.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Мой новый сайт 22-04-2013 21:28


Самый свежий сайт Альфапроект
http://alfaproekt.ru/
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
О конкуренции в России 05-04-2013 14:35


Как вы, читатели этой рассылки, уже знаете: в России конкуренции нет. Ну, можно сказать, что ее здесь вообще нет. То есть, мало в какой сфере бизнеса можно ощутить присутствие конкурентов в России. Намного сильнее ощущаются собственные косяки в работе, которые иногда ошибочно списываются на мифическую конкуренцию.

Из этого правила в России только начинают появляться исключения.

Например, ресторанный бизнес называют одним из наиболее конкурентных бизнесов в Москве (про другие регионы России, даже про Санкт-Петербург, пока этого нельзя сказать, если верить самим питерским рестораторам).

То есть, рестораторы в Москве заговорили о том, что они почувствовали конкуренцию: оказывается, они тут не одни J.
Настал тот уровень, когда ресторанов стало сравнительно много, и работать они начали сравнительно хорошо.

При этом – немного статистики. В Лондоне примерно 22 000 ресторанов. Примерно на 8 млн. человек. С пригородами – на 13 млн. человек.
В Москве примерно 5000 ресторанов. Примерно на 12 млн. человек. С пригородами – на 20 млн. человек.

То есть, ресторанному рынку Москвы еще надо вырасти в 4 раза, чтобы только подобраться по уровню конкуренции к Лондону. Но уже сейчас рестораторы ощутили конкуренцию.

И это – один из самых конкурентных рынков в России.

То есть, если вы, например, занимаетесь полиграфией, содержите химчистку, делаете сайты или продаете мебель – у вас вообще нет конкурентов. Они вам только кажутся. Этим рынкам надо расти еще в 10-20 раз, чтобы добраться до уровня той же Европы.

Например, мы заказываем для клуба пластиковые карты (они же – бейджи на ленточках) 2 раза в год уже 10 лет. Мы, конечно, не великие заказчики, так, мелкие клиенты… Заказываем всего по 200-300, сейчас, может 400-500 карт. Но дважды в год. За 10 лет – заказали 20 раз. Последние 2 раза мы заказывали их в одной компании, которая каждый раз при изготовлении карт делает от 3 до 5 косяков. Иногда, непоправимых. Например, последний раз, нам вместо 300 оплаченных оранжевых ленточек дали 200. Еще 100 обещают отдать уже полгода.

Сейчас мне опять надо заказать карты, и я опять пойду в эту компанию (которая задолжала нам 100 ленточек).

Ну, потому что, а куда еще пойти?.. Яндекс выдаст вам по запросу «пластиковые карты» тысячи компаний.

Но мы во многих уже были.

- Я могу заказать бейджи в другой компании, которая даже денег с нас не берет, мотивируя тем, что «для такого ценного клиента мы сделаем бесплатно». Это не московская компания. Поэтому ребята такие добрые, наверное… Душевные ребята. Но только они карты так и не сделают. Потому что дальше этапа разработки дизайна мы еще ни разу не добрались. Когда их просишь «сделайте, пожалуйста, имя покрупнее» - они делают имя покрупнее, но убирают с карты год. Вы им пишете: «а зачем год убрали?» Тогда они год возвращают, и имя мелкими буквами тоже. И так – бесконечно. Когда вам надоедает эта физзарядка, вы идете в следующую компанию:
- Там с вас возьмут оплату вперед, а потом сделают бейджи совсем другого цвета, чем в утвержденном вами макете. А когда вы спросите «позвольте, почему же цвет красный, если мы утвердили оранжевый?», вам подробно расскажут, как работает станок, и что надо сделать со станком, чтобы получился не красный, а оранжевый цвет, и почему типографский работник Гоша по утрам этого делать не может. И вы будете очень хорошо знать, как работает типографский станок – хотя это вообще не ваш бизнес – даже еще лучше, чем Гоша. Но пойдете в следующую компанию:
- А там вам сделают и бейджики и ленточки. И даже в срок. Но только на бейджике забудут сделать дырочку, куда вставляется карабин от ленточки. И вы будете уныло ковырять карту карабином от ленточки… И пойдете в следующую компанию…

- И рано или поздно вы вернетесь туда, где вам дали 200 ленточек вместо оплаченных 300, потому что из всех зол вы выберете наименьшее.
И это я вам еще не рассказала, как нам делают сайт, как мне положили плитку на кухне, и как мне чинили пробитое колесо… В последнем случае самое простое, что я пережила, это когда починенное колесо отвалилось через 2 часа после ремонта на скорости 100 км. в час. Ну, 100 или 150…
И, думаю, что вас даже не очень все это удивило, потому что у каждого человека в России есть ворох своих подобных историй.

И вот эти компании жалуются на конкуренцию.

И самое умилительное – ходят на семинары, где их учат отличать УТП от ложного УТП… Чтобы бороться с конкурентами. Потому что в книгах они же читали, что с конкурентами положено бороться.

Но именно конкуренции – того единственного, что могло бы заставить их работать – в России как раз и нет L.

Кстати, это не плохая новость. Она, безусловно, плоха для нас, как потребителей. Мы с вами, как потребители, не доживем до цивилизации. Но зато хороша для нас, как предпринимателей J.

Как вы думаете, почему Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев, владельцы сети ресторанов Ginza Group, создали свою химчистку и свой бизнес по производству и продаже фермерских продуктов?..
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 16-03-2013 11:15


Болтунов вокруг так много - что каждый предприниматель использует простое эмпирическое правило - любой разговор должен заканчиваться договоренностью, пусть о маленьком, но деле.
Перезвонить, принести какую-нибудь дополнительную информацию или еще что-то. Дело может быть мелкое, и незначащее, но оно должно быть.
Нужно оно для того, чтобы проверить, кто перед тобой - болтун или человек дела. Если болтун, так он будет раз за разом встречаться, время тратить, а дела никакого не делается.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
с нуля 16-03-2013 09:57


В том то роль предпринимателя заключается, что он думает, думает и придумывает ЧТО СДЕЛАТЬ и еще придумывает КАК это сделать - чтобы все получилось в результате как следует. Чтобы дело росло и развивалось.
И если и вызывает шеф сотрудника, то говорит ему ЧТО делать, а если сотрудник не очень компетентный, то еще и как.
А так как в предпринимательской деятельности компетентных сотрудников не бывает - такие сразу же свое дело открывают - то говорит предприниматель своему сотруднику - предварительно обдумав как следует и что делать и как.
Ну и еще может разбить это дело на несколько частей.
Например, если пасеку делать - одному пасеку организовать - да найти лучших специалистов в этом деле, чтобы мед бы хороший, качественный, а другому дает задание найти рынки сбыта - а третьему продумать название этого меда, рекламную компанию и так далее.
И еще нужно все так сделать, чтобы сумма затрат по всем этим трем направлениям не превысила и с запасом - ожидаемую прибыль, даже еще плюс самому предпринимателю нужно доход получить.
Ну и где тут деньги? О деньгах тут никто и не думает. Скорее, наоборот, думает предприниматель, как без денег обойтись, сделать все подешевле. А не о деньгах он думает. И как продать. Но продажа - это такой вид деятельности - дело такое - будет оно хорошо и правильно организовано - деньги будут. И что тут о деньгах думать?
Ну и скорее всего ключевые (несущие успех) мысли придумает сам предприниматель.
Ну, например, он может дать задание сотруднику поискать уже действующую пасеку (вместо того, чтобы создавать свою), которая находится в тяжелом финансовом положении и попытаться ее взять в аренду и чтобы платить арендную плату ежемесячно.
Таким образом затраты первоначальные на аренду составят менее 10% от той суммы, которая бы понадобилась, чтобы эту пасеку купить, а уж тем более свою создавать.
И быстро ведь можно к делу приступить, вместо того, чтобы тратить не один месяц на создание свой пасеки.
Дальше, если есть пасека, то есть и пасечник и человека искать не нужно. И душа у этого пасечника болит за пасеку, а это всегда лучше, чем человек со стороны.
А дальше, если дело пойдет хорошо, то можно будет договориться и об аренде с выкупом. А то может так в аренде и оставить. Пасечник будет заниматься своим делом - пчелами и медом и не будет заниматься тем, что ему не очень интересно - сбытом меда - рекламой его. Так он об этом только и мечтает.
Вот пример решения - аренда пасеки, это всего лишь одно решение, позволяющее уменьшить затраты. А чтобы успешно реализовать проект предпринимателю необходимо таких решения иногда и не один десяток придумать. Вот он секрет предпринимателя.
Предприниматель думает не о том, как деньги потратить - а как сделать все с МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ!
И поэтому у него деньги и есть. А как приходит дилетант, тот, вместо того, чтобы думать как сэкономить деньги, собирается все за счет денег решить.
Все он сразу покупает - действует широко и в один прекрасный день обнаруживает, что деньги уже кончились, как бы их много не было - а доходов еще и не видно.
А так как каждый специалист дилетант в предпринимательской деятельности - то начинает он с того, что предлагает очень дорогие решения и считает что это нормально. Не нормально!
Предприниматель любит дешевые решения - и при этом эффективные и потому, то у него с деньгами все нормально.
А вот, если в результате успеха, заболевает предприниматель звездной болезнью и выпендреж для него становиться важнее дела - то разорение для него - это уже ближайшее будущее.
Если различать предпринимателей и капиталистов, а их нужно различать, то источником прибыли предпринимателя являются остроумные решения и предприниматель может даже в одиночку зарабатывать большие деньги.
Тогда как капиталист рассчитывает на то, что ему будут приносить деньги, его же деньги и привлекая наемных сотрудников своими деньгами, он таким образом заинтересован в эксплуатации большего количество людей, чтобы получить прибыль, извлекая из людей прибавочную стоимость.
Как гласит пословица носителей общечеловеческих ценностей (американцев) - из людей извлекают деньги, как из свиней сало. Именно так!
Поэтому капиталисты через СМИ усиленно раздувают миф, что без начального капитала (и приличного) свое дело не создать.
То есть, если говорить о МИФЕ про начальный капитал, то опять нужно задать известный вопрос - кому выгодно?
Вот помните пример с пасечником? Так ведь там можно и с нуля начать! Найдите такого пасечника - договоритесь с ним, что вы займетесь сбытом его меда и вперед. Что он вам для образцов не даст пару килограмм меда? Даст, конечно. А если вы деньги после этого принесете и флягу даст.
Да рад только пасечник, если кто его проблему сбыта решит. А таких пасечников в самых разных видах деятельности - миллионы. А уж потом, как у вас прибыль появится - делайте упаковочную линию - начинайте скупать мед и у других пасечников - расширяйте дело. Кто вам мешает?
Ну побегать придется конечно. Но ведь деньги тут для начала НЕ НУЖНЫ!
И
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 06-03-2013 21:14


 Семейная педагогика Степана Денисовича, может быть, во многих местах не отличается техническим совершенством но она трогает самые чувствительные струны советской педагогической мысли: в ней хорошего наполнения коллективный тон% много великолепного творческого оптимизма и есть то чуткое прислушивание к деталям и пустякам, без которого настоящая воспитательная работа совершенно невозможна. Такое прислушивание - дело очень трудное, оно требует не только внимания, но постоянной осторожно-терпеливой мысли. Пустяки звучат неуловимо, пустяков этих много, и их звучания перепутываются в сложнейший узел мелких шорохов, шелестов, шумов, еле слышных писков и звонов. Во всей этой дребедени нужно не только разобраться, но и проектировать из нее важные будущие события, выходящие далеко за пределы семьи.

Да, самодельными способами сбивал Степан Денисович свою семью в коллектив, но сбивал упорно и терпеливо. У него, конечно, были и недостатки, и ошибки. Его детвора, может быть, слишком была упорядочена, спокойна, даже "мелочь" отдавала какой-то солидностью. В нашем детском дворовом обществе дети Веткина выступали всегда как представители мира, они были веселы, оживленны, активны и изобретательны, но решительно избегали ссор и конфликтов.

Один раз на волейбольной площадке Володька Чуб, скуластый огневой пацан лет четырнадцати, отказался смениться с места подавальщика. Его партия не протестовала, так как Володька действительно хорошо подавал. У противной партии капитаном ходил Семен Веткин.

Игра была домашняя, без судьи. Семен задержал мяч в руках и сказал:

- Это неправильно.

Володька закричал:

- Не ваше дело, поставьте и себе постоянного!

Всякий другой мальчик непременно в таком случае устроил бы скандал или бросил игру, ибо никакая Фемида не умеет так точно разобраться в вопросах справедливости, как пацаны. Но Семен, улыбаясь, пустил мяч в игру:

- Пусккай! Это они от слабости! Надо же им как-нибудь выиграть.

Володькина партия все-таки проиграла. Тогда раздраженный, горячий Володька приступил к Семену с требованием сатисфакции#11:

- Бери свои слова обратно! Какая у нас слабость!

Володька держал руки в карманах, выдвинул вперед одно плечо - верный признак агрессии. И Семен, так же, спокойно улыбаясь, дал Володькиной полное удовлетворение:

- Беру свои слова обратно! У вас очень сильная команда. Прямо такая!

Для иллюстрации Семен даже руку поднял к небесам. Володька, гордый моральной победой, сказал:

- То-то ж! Давай еще одну сыграем! Вот посмотришь!

И Семен согласился и на этот раз проиграл, и все-таки ушел с площадки с такой же спокойной улыбкой. Только на прощание сказал Володьке:

- Только я тебе не советую. У нас товарищеский матч, это другое дело. А в серьезной игре судья все равно тебя с поля выведет!

Но Володька сейчас и торжествовал и принял Семеново заявление без запарки:

- Ну, и пусть, а все-таки мы выиграли!

В этом случае как и во многих других случаях, выступала наружу довольно запутанная борьба педагогических принципов. Отчасти мне даже нравился горячий, "несправедливый" напор Володьки и его страсть к победе, а приправленная юмором уступчивость Семена могла казаться сомнительной. Об этом я прямо сказал Степану Денисовичу и был очень удивлен, услышав от него определенный, точный ответ, доказывающий, что и эта проблема не только занимала его, но и была разрешена до конца.

- Я считаю, что это правильно, - сказал Степан Денисович. - Семен у меня умный, очень правильно поступил.

- Да как же правильно? Володька нахальничал и добился своего. В борьбе так нельзя!

- Ничего не не добился. Лишний мяч чепуха. И само собой, у Володьки слабость, а у Семена сила. И большая сила, вы не думайте. Смотря в чем борьба. Тут не одна борьба, а две борьбы. Одна за мяч, а другая поважнее за людское согласие. Вот вы сами рассказали: не подрались, не поссорились, даже лишнюю игру сыграли. Это очень хорошо.

- А я сомневаюсь, Степан Денисович, все-таки уступчивость...

- Смотря когда, - задумчиво сказал Веткин, - я считаю, теперь нужно отвыкать от разной грызни. Раньше люди, действительно, как звери, жили. Вцепился другому в горло - живешь, выпустил - в тебя вцепятся. Для нас это не годится. Должны быть товарищи. Если товарищ нахальничает, сказать нужно, организация есть для этого. Судьи не было, плохая организация, н, что же? Из-за этого нечего за горло хватать.

- А если Семену придется с настоящим врагом встретиться?

- Это другое дело. То так и будет: настоящий враг. Будьте уверены, Семен, если придется, а я так полагаю, что должно прийтись, будьте спокойны: и в горло вцепится, и тот... не выпустит!

Я подумал над словами Степана Денисовича, вспомнил лицо Семена, и для меня стало ясно, что в одном Степан Денисович прав: настоящего врага Семен, действительно, не

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ломброзо 06-03-2013 21:03


 Описанный случай меня заинтересовал в нескольких разрезах. Хотелось увидеть поближе всю мотивационную натуру Ваньки, нужно было выяснить и другое, как такие натуры делаются? Для нашего брата, педагога, второй вопрос представляет настолько важное значение, что мне нестыдно было поучиться кое-чему у такой кустарной педагогической организации, как семья Веткиных. При этом мне не могло прийти в голову, что Ванькина натура дана от природы, что она не является результатом хорошей воспитательной работы.

Среди так называемой широкой публики у нас широко распостранено знание того, что теория Ломрозо ошибочна, что хорошее воспитание из любого сырого материала может выковать интересный и здоровый характер.

Это правильное и симпатичное убеждение, но, к сожалению, у нас оно не всегда приводит к практическим результатам. Это происходит потому, что значительная часть наших педагогов исповедут пренебрежение к Ломброзо только в теоретических разговорах, в докладах и речах, на диспутах и конференциях. В этих случаях они решительно высказываются против Ломброзо, но на деле, в будничной практической сфере, эти противники Ломброзо не умеют точно и целесообразно работать над созданием характера и всегда имеют склонность в трудных случаях потихоньку смыться и оставить природное сырье в первоначальном виде.

Эта линия положила начало многим завирательным писаниям и теориям. Отсюда "стала есть" и педология#8, в порядке хитроумного непротивления, пошла и теория "свободного воспитания", а еще естественнее - пошли отсюда же обыкновенные житейские умывания рук, воздевание тех же конечностей, отмахивание теми же конечностями, сопровождаемые обычными словечками:

- Ужасный мальчик!

- Безнадежный тип!

- Мы бессильны!

- Неисправим!

- Мы на него махнули рукой!

- Нужен специальный режим!

Уничтожение педологии, всенародный провал "свободного воспитания" произошли на наших глазах. Но неудачникам-педагогам стало от этого еще труднее, ибо теперь ничем теоретическим нельзя прикрыть их практическую немощь, а если говорить без обиняков и реверансов - их непобедимую лень.

Ломброзо можно смешать с грязью только единственным способом - большой практической работой над воспитанием характера. А эта работа вовсе не такая легкая, она требует напряжения, терпения и настойчивости. Многие же наши деятели чистосердечно думают, что достаточно чуточку поплясать над поверженным Ломброзо и изречь несколько анафем и долг их выполнен.

Вся эта "практическая" печаль состоит, впрочем, не из одной лени. В большинстве случаев здесь присутствует настоящее, искреннее и тайное убеждение, что на самом деле если человек зародился бандитом, то бандитом и издохнет, что горбатого могила исправит, что яблочко от яблони недалеко падает.

Я исповедую бесконечную, бесшабашную и безоглядную уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы, в особенности в общественных условиях Советского Союза. Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу. И поэтому я не усомнился в том, что благородство Ванькиной натуры должно привести меня к естественному его источнику - к глубокой и разумной семейной педагогике.

 

Макаренко

"Книга для родителей"

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Работа 06-03-2013 21:00


 Мы все понимали, что от Веткиных требовалась змеиная мудрость. Сам Веткин эту мудрость реализовал на работе. Он был и в самом деле хороший кузнец: в этом деле ему здорово помогала учительская культура. Заработок его поэтому был гораздо выше среднего заработка нашего рабочего.

Но я был очень удивлен, когда на мое предложение о вечерней сверхурочной работе Веткин ответил:

- Если нужно для завода, я не откажусь - это другое дело. Ну, а если это вы как бы в поддержку мне, так такого не нужно делать, потому что с таким принципом можно сильно напутать.

Он смущенно улыбнулся и потом уже не мог спрятать улыбку, хотя и старался изо всех сил запихнуть ее за густую занавеску усов, - это значит, он чувствовал какую-то неловкость.

Человек должен работать семь часов, а если больше, значит, неправильная амортизация. Я этого не понимаю: народил детей и умри. Это вот, забыл уже, насекомое такое или бабочка, так она живет один день. Положила яички и до свидания: больше ей делать нечего. Может, для бабочки и правильно, потому что ей в самом деле нечего делать, а у человека дела много. Я вот хочу видеть, как Советская власть пойдет и как перегоним этих... Фордов разных и Эдисонов. И японцы, и Днепрострой, мало ли чего? Семь часов кузнечной работы - это для меня не легко.

- Но вы только что сказали, - отозвался я, - что если нужно для завода...

- Это другое дело. Для завода нужно - и все. А для детей моих не нужно. Надо, чтобы отец у них как человек был, а не то, как я наблюдал, не человек, а просто лошадь: взгляд тупой, спина забитая, нервы ни к черту, а души, как кот наплакал. К чему такой отец, спрашивается? Для хлеба только. Да лучше такому отцу сразу в могилу, а детей и государство прокормит = хлеба не пожалеет. Я таких отцов видел: тянет через силу, ничего не соображает - свалился, издох, дети - сироты; а если и не сироты, так идиоты, потому что в семье должна быть радость, а не то что одно горе. А еще и хвалятся люди: я, говорит, все отдал для детей! Ну, и дурак, ты отдал все, а дети получили шиш. У меня хоть и небогатая пища, зато в семье есть компания, я здоровый, мать веселая, душа есть у каждого.

Признаюсь, что в то время такие рассуждения Степана Денисовича не то что не понравились мне, а упали как-то не на благоприятную почву. Логически с ним трудно было не согласиться, но трудно было представить себе ту границу, которая могла бы точно отделить подобную философию от эгоизма или простой лени. Я привык считать, что чувство долга только тогда будет действенным и нравственно высоким, когда оно не находится в очень близком родстве с арифметикой или аптекой.

Мне захотелось ближе посмотреть, как вся эта теория выглядит в практической линии Степана Денисовича.

 

 

Макаренко

"Книга для родителей"

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Радуйтесь 10-02-2013 14:33


 Теперь второе положение, на котором я настаивал. Многие думают, что воспитание состоит в цепи мудрых и хитрых приёмов, а я решительно возражаю против этого. Если кто-нибудь долго пользуется такими приёмами, он часто воспитывает очень плохо.

Недавно на одном совещании пионервожатых мне показали альбомы. Несколько звеньев пионерских отрядов соревнуются между собой в том, кто составит лучший альбом об Испании. Все пионервожатые в восторге, что они делают хорошее педагогическое дело. Я посмотрел на эту работу и сказал: кого вы воспитываете? В Испании трагедия, смерть, геройство, а вы заставляете ножницами вырезывать картинки «жертвы бомбардировки Мадрида» и устраиваете соревнование, кто лучше наклеит такую картинку. Вы воспитываете так хладнокровных циников, которые на этом героическом деле испанской борьбы хотят подработать себе в соревновании с другой организацией.

Помню, как у меня возник вопрос о помощи китайским пионерам. Я сказал своим коммунарам — хотите помочь, отдайте половину заработка. Они согласились. Получают они 5 рублей в месяц, стали получать 2 р. 50 к. Так они отдали сознательно свой труд в пользу пионеров без фасона, без шика, не так, как было с этими вырезками для альбома. А ведь организаторам соревнования казалось, что они делают замечательное педагогическое дело и что здесь есть педагогическая логика. Я видел девчонок, которые дома говорят матери — почему у Лили крепдешиновое платье, а у меня нет. Почему вы идёте на «Анну Каренину», а я — нет, вы всё видели, а я ничего не видела. Эта девочка, наверное, добродетельно вырезывает картинки «жертвы бомбардировки Мадрида», а дома она просто хищник.

Эта самая «мудрая» педагогическая логика, утверждающая полезность средства, потому что в основу его положены самые лучшие намерения, часто подводит.

Между прочим, если родители получают удовольствие, ходят в театры, ходят в гости, шьют себе хорошее платье, то это хорошее воспитание для их детей. Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью, а родители, которые сами ходят обтрёпанные, в стоптанных башмаках, отказывают себе в том, чтобы пойти в театр, скучно, добродетельно жертвуют собой для детей, — это самые плохие воспитатели. Сколько я ни видал хороших весёлых семейств, где отец и мать любят пожить, не то, что развратничать или пьянствовать, а любят получить удовольствие, там всегда бывают хорошие дети. У вас растёт мальчик. Ему три-четыре года, пять-шесть лет, он каждый день видит перед собой счастливых, весёлых, жизнерадостных отца, мать, к которым люди приходят в гости, и если тут же, в присутствии вашего пятилетнего, вы поставите графин, не напивайтесь пьяным, но чтобы было весело, — никакого вреда от этого нет. Самочувствие родителей является, с моей точки зрения, одним из основных методов воспитания.

Я в коммуне применял этот метод. Я был весёлым или гневным, но не был никогда сереньким, отдающим себя в жертву, хотя много отдал здоровья и жизни коммунарам, из-за них не женился до 40 лет. Но никогда не позволил себе сказать, что я собой для них жертвую. Если вы будете такими счастливыми, это очень хорошо. Я чувствовал себя счастливым, смеялся, танцевал, играл на сцене, и это убеждало их, что я правильный человек, и мне нужно подражать. Если вы будете такими счастливыми, — это очень хорошо. Ведь метод подражания в воспитании имеет большое значение. Как же ребёнок будет вам подражать, если вы будете всё время с кислой физиономией, с таким видом, будто вы жертвуете вашей жизнью.

Если вы

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
в лоб 10-02-2013 14:29


 А пока давайте будем говорить о педагогике.

Здесь я прежде всего остановлюсь на вопросе, поднятом одним из ораторов, о том, что успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до пяти лет. Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году его жизни. Если вы до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придётся перевоспитывать. Казалось бы, какие могут быть события в жизни ребёнка до пяти лет. Родителям кажется, что всё идёт очень хорошо. А в десять-одиннадцать лет всё неожиданно изменяется к худшему и начинает расцветать полным цветом. И родители ищут — кто испортил мальчика. Сами они его регулярно портили от первого до пятого года.

Этой теме я посвящаю половину своего второго тома. У меня не было «собственных» детей, но «чужих» я в своей семье воспитал всё-таки как своих, так что известный опыт у меня есть, но не обязательно писать о своём опыте, я писал, как другие воспитывают — хорошо или плохо.

Нельзя думать, что до пяти лет должны быть какие-то особые принципы воспитания, отличные от принципов воспитания в десятилетнем возрасте. Принципы те же самые.

Главный принцип, на котором я настаиваю, — найти середину — меру воспитания активности и тормозов. Если вы эту технику хорошо усвоите, — вы всегда хорошо воспитаете вашего ребёнка.

С первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте. Найти это чувство меры между активностью и тормозами, значит решить вопрос о воспитании. Это можно доказать примером из сегодняшних выступлений.

Вот говорили, что не нужно давать деньги детям, потому что они будут развращаться и тратить как угодно и куда угодно. Да, конечно, в том случае, если вы дадите детям деньги и позволите тратить как угодно, сколько угодно, вы воспитаете только активность, а тормозов не воспитаете. А вот надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить, куда хочу — юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили своё желание.

Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу. «Вот тебе рубль, трать куда хочешь», — и тут же рядом воспитывать такое чувство, что хотя можно купить мороженое, ребёнок купит что-нибудь другое, — более полезное.

Это воспитание активности и тормозов должно начинаться с первого года. Если ваш мальчик что-нибудь делает, а вы говорите на каждом шагу — не бегай туда, там травка, не иди туда, там мальчики тебя побьют, вы воспитываете только одни тормоза. В каждой детской шалости вы должны знать, до каких пор шалость нужна, выражает активность и здоровое проявление энергии и где начинается плохая работа тормозов, и силы тратятся впустую. Каждый родитель, если захочет, научится видеть эту середину. Если вы этого не увидите в своих детях, вы никогда их не воспитаете. Нужно только начать искать это чувство меры, и опыт в течение месяца вас научит находить. Вы всегда поймёте границу, где активность должна быть остановлена тормозами самого ребёнка, воспитанными вами.

Сюда же относится вопрос, который вызвал сомнение у многих читателей, в особенности у

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 08-02-2013 00:16


 Однажды мы с Аркадием Лопуховым общались с американцем, у которого бизнес в России – организация конференций и семинаров. Он сдает помещения. Казалось бы, бизнес не хитрый – снять большое помещение и сдавать его по частям под семинары. Предложений на рынке огромное количество. Конкуренция огромная. И я знаю залы в Москве, которые всегда свободны. А конкретно классы этого американца – расписаны сейчас на май. Кстати, этот конференц-центр называется именем американца (помните, что говорил об этом Артемий Лебедев у нас на встрече?). И, несмотря на цену – высокую даже по московским меркам – мы неоднократно снимали помещение именно там.

Так вот, мы спросили американца – не боится ли он конкуренции?.. Дело-то не хитрое.

«Да что вы!» - расхохотался американец, сверкая неместными зубами. – Русские еще не скоро раскроют секрет этого бизнеса! – с этими словами американец увлек нас к накрытым для предстоящего кофе-брейка столам. - Им кажется, что этот бизнес строится на разнице в цене. Они думают, что надо снять помещение на окраине города, подешевле, а потом сдавать его дорого. Мы тоже долго так думали. Но за каких-то 20 лет все поняли. Пока вы проживете эти 20 лет, мы успеем тут сделать бизнес, - американец поднял кувшинчик с молоком. - А потом вы поймете, что надо арендовать дорогое помещение в центре города возле метро, поставить на стол вот этот прозрачный кувшинчик молока, и от этого ценность помещения возрастет втрое. Видите, я даже не боюсь это вам сказать. Потому что теперь это понимаем в России мы трое, а больше – никто».

 

Людмила МКП

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ход 04-01-2013 19:41


 С точки зрения экзистенциального анализа жизненной задачи "вообще" не существует, сам вопрос о задаче "вообще" или о смысле жизни "вообще" - бессмыслен. Он подобен вопросу репортера, который спросил гроссмейстера: "Ну а теперь, маэстро, скажите мне, какой самый лучший ход в шахматах?" Ни на один из подобных вопросов нельзя ответить в общем виде; мы всегда должны учитывать конкретную ситуацию и конкретного человека. Если бы гроссмейстер серьезно воспринял вопрос журналиста, он должен был бы ответить следующим образом: "Шахматист должен попытаться, насколько это в его силах и насколько позволяет противник, сделать лучший ход в любой данный момент времени". Здесь важно выделить два положения. Во-первых, "насколько это в его силах" - то есть необходимо учитывать внутренние возможности человека, то, что мы называем характером. И во-вторых, игрок может лишь "попытаться" сделать лучший в данной конкретной ситуации игры ход-то есть лучший при определенном расположении фигур на доске. Если бы шахматист начинал игру с намерением сделать лучший, в абсолютном смысле этого слова, ход, его бы одолели вечные сомнения, он бы увлекся бесконечной самокритикой и в лучшем случае проиграл бы, не уложившись в отведенное ему время.

В подобной ситуации находится и человек, которого мучает вопрос о смысле жизни. Для него также подобный вопрос имеет смысл только по отношению к какой-либо конкретной ситуации и по отношению лично к нему. Было бы неправомерно с нравственной точки зрения и психологически ненормально упорствовать в намерении выполнить действие, которое соответствовало бы "наивысшей" ценности, - вместо того чтобы скромно попытаться сделать лучшее, на что человек способен в сложившейся ситуации. Стремление к лучшему для человека просто необходимо, иначе все его усилия сведутся к нулю. Но и в то же время он должен уметь довольствоваться лишь постепенным процессом приближения к цели, никогда не предполагающим ее полного достижения.

Наши замечания по вопросу о смысле жизни сводятся к радикальной критике вопроса как такового, если он поставлен в общем виде. Спрашивать о смысле жизни вообще-ложная постановка вопроса, поскольку она туманно апеллирует к общим представлениям о жизни, а не к собственному, конкретному, индивидуальному существованию каждого. Возможно, нам стоит вернуться назад и воссоздать исходную структуру переживания. В этом случае мы должны будем совершить нечто вроде революции Коперника и поставить вопрос о смысле жизни в принципиально ином ракурсе. А именно: сама жизнь (и никто иной!) задает вопросы людям. Как уже отмечалось, не человеку вопрошать об этом; более того, ему было бы полезно отдать себе отчет в том, что именно ему (и никому другому) держать ответ перед жизнью; что он вынужден быть ответственным перед ней и, наконец, что ответить перед жизнью можно только отвечая за жизнь.

Возможно, самое время сейчас отметить, что психология развития также убедительно показывает, что процесс "постижения" смысла характеризует более высокую стадию развития, чем "присвоение" уже известного, "представленного" человеку смысла (Шарлотта Бюлер). Таким образом, доводы, которые мы пытались логически развить выше, находятся в полном соответствии с направлением психологического развития: они сводятся к парадоксальной первичности ответа по отношению к вопросу. Вероятно, это основано на том, что человек ощущает себя в роли "ответчика". Проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью, в принятии им ответственности за свою жизнь, выступает его совесть. Негромкий, но настойчивый голос совести, которым она "говорит" с нами, - это неоспоримый факт, переживаемый каждым. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом. С психологической точки зрения религиозный человек-это тот, который воспринимает не только то, что говорится подобным образом, но и самого говорящего, то есть его слух в этом смысле острее, чем слух неверующего. В диалоге верующего с собственной совестью - в этом самом сокровенном из всех возможных монологов - его Бог становится его собеседником.

 

 

 

В. Франкл. "Человек в поисках смысла"

комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
долг 04-01-2013 19:13


 Что же касается внутренних резервов каждого человека - другими словами, как человеку разобраться, каким он должен быть в отличие от того, какой он есть,  - лучше всего на этот вопрос ответил Гете: "Как нам познать себя? Размышляя- никогда, но действуя. Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом? Требования каждого дня".

 

 

В. Франкл "Человек в поисках смысла"

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Самоактулизация 02-01-2013 14:18


 Самоактуализация - это не конечное предназначение человека. Это даже не его первичное стремление. Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования. Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется.

Я бы сказал, что самоактуализация - это непреднамеренное следствие интенциональности челореческои жизни. Никто не смог выразить это более лаконично, чем великий философ Карл Ясперс, сказавший: "Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим".

Мое утверждение о том, что человек теряет смысл своей самоактуализации, если он стремится к ней, прекрасно согласуется с точкой зрения самого Маслоу, поскольку он признает, что "дело самоактуализации" может быть сделано лучше всего "через увлеченность значимой работой" По моему мнению, чрезмерная озабоченность самоактуализацией может быть следствием фрустрации стремления к смыслу. Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания... 

 

В. Франкл "Человек в поисках смысла"

 

 

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Суррогаты 02-01-2013 14:14


 По какой же причине я называю стремление к власти и стремление к наслаждению всего лишь производными от стремления к смыслу? Просто наслаждение, не будучи целью человеческих устремлений, действительно является следствием осуществления смысла. А власть, не являясь самоцелью, действительно выступает как средство достижения этой цели: чтобы человек пронес через жизнь свое стремление к смыслу, необходимой предпосылкой для этого, вообще говоря, является определенная степень могущества, например финансовые возможности. Лишь если исходное стремление к осуществлению смысла фрустрировано, человек либо довольствуется властью, либо нацеливается на наслаждение.

И счастье, и успех-это лишь суррогаты осуществления, поэтому принцип наслаждения, равно как и стремление к власти, - это лишь производные от стремления к смыслу. Поскольку их развитие основано на невротическом искажении первичной человеческой мотивации, понятно, что основатели классических школ в психотерапии, которым приходилось иметь дело с невротиками, создали свои теории мотивации, взяв за основу те типично невротические стремления, которые они наблюдали у своих пациентов.

Таким образом, гипертрофированная тяга к наслаждению может быть прослежена до своего источника- фрустрации другого, более фундаментального мотива. Я хотел бы проиллюстрировать это анекдотом. Человек встречает на улице своего домашнего врача. "Как поживаете, мистер Джонс?" - спрашивает врач. "Что вы сказали?" "Как поживаете?" - спрашивает врач еще раз. "Видите ли, - отвечает человек, - я стал хуже слышать". "Вы, наверное, слишком много пьете, - говорит ему доктор.- Бросьте пить, и вы опять будете лучше слышать". Через несколько месяцев они снова встречаются. "Как поживаете, мистер Джонс?" - "Не надо кричать, доктор. Я вполне хорошо слышу". - "Так вы бросили пить?" - "Да, доктор, бросил". Еще через несколько месяцев они встречаются в третий раз. Врач вынужден опять повысить голос, чтобы быть услышанным. "Так вы опять начали пить?" - спрашивает он своего клиента. "Слушайте, доктор,- отвечает тот.- Сначала я пил, и мой слух ухудшился. Затем я бросил пить и стал слышать лучше. Но то, что я услышал, было хуже, чем виски".

Этот человек был фрустрирован тем, что ему пришлось услышать, и поэтому он вновь начал пить. Поскольку то, что он слышал, не давало ему оснований быть счастливым, он стал стремиться к счастью как таковому. Счастье было результатом того, что обходным биохимическим путем, с помощью алкоголя, он получал удовольствие. Как мы знаем, удовольствия нельзя достичь, прямо стремясь к нему. Но, как мы видим, оно вполне может быть получено биохимическими средствами. Не имея оснований для удовольствия, человек создает себе причину, следствием которой оно выступает. В чем различие между причиной и основанием? Основание всегда имеет психологическую или ноологическую природу. Причина, напротив, - это всегда что-то биологическое или физиологическое. Когда вы режете лук, у вас нет оснований плакать, тем не менее ваши слезы имеют причину. Если бы вы были в отчаянии, у вас были бы основания для слез. Другой пример: если альпинист, взобравшись на высоту десять тысяч футов, чувствует себя подавленно, это чувство может иметь либо основание, либо причину. Если он знает, что он плохо экипирован или недостаточно подготовлен, его тревога имеет под собой основание. Но возможно, что она имеет всего лишь причину - недостаток кислорода.

 

 

В. Франкл "Человек в посисках смысла"

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
счастье 02-01-2013 14:10


 Что касается принципа наслаждения, то я пойду в моей критике еще дальше. По моему убеждению, принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само "стремление к счастью" мешает счастью. Это саморазрушающее свойство стремления к наслаждению лежит в основе многих сексуальных неврозов. Снова и снова психиатру приходится наблюдать, как и оргазм, и потенция нарушаются, когда они превращаются в цель. В особенности это случается тогда, когда, как нередко бывает, чрезмерное желание сочетается с чрезмерным вниманием. Гиперинтенция и гиперрефлексия, как я их называю, с большой вероятностью порождают невротические паттерны поведения.

В норме наслаждение никогда не является целью человеческих стремлений. Оно является и должно оставаться результатом, точнее, побочным эффектом достижения цели. Достижение цели создает причину для счастья. Другими словами, если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно. И поэтому незачем стремиться к счастью, незачем о нем беспокоиться, если у нас есть основание для него.

Более того, стремиться к нему нельзя. В той мере, в какой человек делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает.

Акцент, который фрейдистская психология делает на принципе наслаждения, можно сопоставить с акцентом, который адлерианская психология делает на потребности в социальной позиции. И это стремление, однако, тоже оказывается саморазрушительным, поскольку человек, который выражает и проявляет свою потребность в социальном статусе, рано или поздно будет лишен его и уволен как карьерист.

 

В. Франкл "Человек в поисках смысла"

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
бояться ли ответственности 29-12-2012 21:26


 

Что такое гастрит и дуоденит, или их более серьезные проявления - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, наверное, известно многим. Но знаем ли мы о том, какова причина этих болезней? Как вы думаете, из-за чего они возникают? Из-за инфекции, травм, онкологических процессов или, может быть, от банального нарушения диеты?
   Эти милые наши гастроэнторологические "друзья" - следствия скрытого или, может быть, скрывающегося в организме невроза, очень схожего с подобным при гипертонической болезни. С той лишь разницей, что гипертония развивается у людей, склонных (хотя зачастую и подсознательно) к раздражению и реакциям гнева, а перечисленные желудочно-кишечные заболевания поражают людей гиперответственных или, проще говоря, тревожных, что, по большому счету, одно и то же.
   Не буду долго останавливаться на существенных только для врача подробностях, а сразу расскажу вам о данных одного интересного эксперимента, проведенного над животными. Обезьянку, вопреки ее желанию, и в этот раз заставили быть человеком, но несколько иначе, нежели в предыдущем случае, - ее "назначили ответственной". Теперь мучителем обезьян выступал некий доктор Дж. Брейди. Вот как дело было…
   Двух взрослых обезьян поместили рядом друг с другом на специальных стульях, которые ограничивали движения туловищ животных, но позволяли им двигать конечностями и головой. Перед каждой из обезьян находился небольшой рычаг. Регулярно, через каждые 20 секунд, обе обезьяны одновременно получали короткий удар током в ноги. Обезьяны могли, впрочем, избежать удара, если в соответствующий момент одна из них (первая) нажимала на рычаг, при этом рычаг второй обезьяны не был подключен к электрической цепи (так что от того, нажимала она на свой рычаг или нет, ничего не зависело).
   Иными словами, первая обезьяна оказалась ответственной за предотвращение ударов электрическим током их обеих, а вторая - нет. В результате нескольких попыток первая обезьяна освоилась со своим (работающим) рычагом, а вторая перестала обращать внимание на свой (неработающий) рычаг.
   Итак, обе обезьяны находились в сходных условиях, поскольку получали они одинаковое количество ударов электрическим током. Различие состояло только в том, что одна испытывала чувство ответственности за свою судьбу (ну и, в каком-то смысле, судьбу своей напарницы), а другая никакой ответственности не несла - на отключение тока она повлиять не могла.
   Эксперимент продолжался следующим образом: шесть часов продолжалась "токовая серия", после чего следовал шестичасовой перерыв, во время которого животные не подвергались ударам тока. В период, когда применялся ток, горела красная лампочка, что быстро уяснила "ответственная" обезьяна. Так что если лампочка не горела, то на рычаг она не нажимала, а в тот период, когда эта лампочка была включена, она нажимала на рычаг каждые 15-20 секунд, надеясь таким образом предотвратить экзекуцию. Через 23 дня непрерывного исследования одна из обезьян умерла.

   Догадываетесь, какая из двух? Разумеется, та, которая находилась в постоянном стрессе "ответственности", на вскрытии же обнаружилось, что смерть последовала вследствие язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Вторую обезьяну экспериментаторы тоже умертвили и исследовали. Что же выяснилось? Выяснилось буквально следующее: желудочно-кишечный тракт этой второй ("безответственной") обезьяны был здоров, как у здорового младенца - без намека на какой-либо гастрит или язву!
   Исследователи на этом не успокоились и провели повторный эксперимент. И в этом случае результаты были точно такими же, с той лишь разницей, что у первой ("ответственной") обезьяны теперь развилась еще и язва желудка. Вторая ("безответственная") обезьяна и на этот раз была принесена в жертву науке в добром здравии, лишь в целях сравнения: на вскрытии у нее не было обнаружено никаких признаков телесного недуга! Но и это еще не все, исследователи начали мучить крыс подобными же опытами, и точно так же, в условиях угрозы, у крыс возникала язвенная болезнь желудка!
   Короче говоря, чувство тревоги, каким бы оно ни было, то ли связанное с исключительным чувством ответственности, то ли с непосредственным стрессом при воздействии тех или иных угроз - с неизбежностью приводит к развитию гастритов, дуоденитов и язв как желудка, так и двенадцатиперстной кишки.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
вредный гнев 29-12-2012 21:23


 

 На уровне подсознания происходит переключение с психологической части эмоции на телесную ее часть. То есть вся сила вашего раздражения переходит внутрь, в организм, а сознание, вполне вероятно, не заметит не только этого переключения, но даже и того, что вы испытали гнев. Не случайно специальными исследованиями было показано, что люди, страдающие гипертонией, внешне, как правило, очень обходительные и милые, но на самом деле они испытывают зачастую сильнейшие чувства гнева и раздражения, чего, впрочем, не только не проявляют, но часто и не осознают.

     Для доказательства этого феномена Ю. М. Репин и В. Старцев провели очень интересный, хотя и не самый гуманный эксперимент на обезьянах в знаменитом Сухумском обезьяннике. У обезьян, хотя они ближайшие наши родственники, человеческого сознания нет, не знают они и человеческих правил приличия, поэтому если у них возникает гнев, то они его и проявляют соответствующим образом - нападая на обидчика.
   Эти же два исследователя сделали так, чтобы обезьяны подвергались разнообразным раздражающим" воздействиям, но не могли проявить свои эмоции - для этого их просто связывали. То есть с помощью такого нехитрого способа обезьян временно сделали людьми, которые раздражение испытывают, но проявлять его не проявляют - сдерживают себя. Что же случилось с этими несчастными мартышками? Уже через несколько недель после подобной экзекуции у всех подопытных животных развилась гипертония, а также нарушился жировой обмен, что выразилось в развитии атеросклероза и ожирения.
   Почему у обезьянок развились атеросклероз и ожирение - тоже понятно, ведь жир - это запасы энергии.
   Вследствие хронического стресса обменные процессы усиливаются, а поскольку проявить свой гнев обезьянки не могли, то возросшие объемы жира не утилизировались, а накапливались. Животные, подвергавшиеся во время описанного эксперимента стрессу, естественным образом испытывали целый спектр негативных эмоциональных реакций (прежде всего- гнева), но не имели возможности эти состояния выразить, таким образом они оказывались в положении человека, вынужденного постоянно контролировать свои эмоциональные реакции. Как и у человека в такой ситуации, у них стала развиваться гипертония, а за ней и атеросклероз.

   В другом эксперименте самку гиббона отделили от ее самца и поместили в соседнюю клетку с другим половозрелым самцом этого вида. Догадываетесь, чем дело кончилось? Да, именно так: у самца, разлученного с подругой, наблюдавшего за тем, как она теперь совокупляется с другим самцом, быстро развилась гипертония… Гнев, который не находил для себя выхода в виде соответствующих агрессивных действий, нашел его, углубившись в организм несчастного гиббона.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии