Дракула у власти
Говорят, нарождается у нас в отечестве опять ИДЕОЛОГИЯ, нео- , пост-, паст-, соц-, ком-, демо- или другие какие префиксы к патриотизму, и рулит всей этой темой весьма успешно власти вертикаль. А в страшных снах приходит БУКА с гордым бэйджем на груди «Культ Личности» и лицом ВВ. Не спорю, быть может «сильная рука» у власти нам необходима, но очень хочется, чтоб в этот раз без опричников, без лагерей и цензуры, кухарок у руля, ЧК и «врагов народа».
Конечно, методы нынче иные: PR, мотивационная и идеологическая реклама, промывка мозгов патриотическими сериалами, «Идущие вместе» к «Нашим» и какие-то «Ненаши», наверное, евреи и хачи. И странное предчувствие в районе таза, нас «поворачивают» куда-то лицом, и несколько сужают коридоры взглядов, нам медленно, но верно стараются идеологию привить. Я вовсе не пытаюсь панику посеять, так, призываю бдительно блюсти и различать, какое «мнение» в голове откуда. Идеология может оставаться цельной до тех пор, пока не воплотиться в жизнь, а после этого в умах человеческих множится она на частности и детали, выливается в привычках, закрепляется в традициях, в разных трактовках, спорах, неоднозначностях, пока не ослабнет, не изживет себя, и не народится новой идеи, которая, в очередь свою, придет на смену старой, возможно, с кровью и войной, займет умы людские, и, меняя мораль, развиваясь в новом воплощении, сама же народит смерть свою и рождение… и так далее по кругу вверх или вниз, от одной свободы к другому…злу. А в политике я «не в теме». Есть у меня (и истории) один любопытный пример, про аналогии судите сами.
«Сказание о Дракуле воеводе»
В частном, как ни крути, мудрость жизни. Не разум в нем правит, не идеология, а случай, который мудрее.
Случилось так, что примерно в 15-ом столетии прославился воевода в Мутьянской земле своей справедливостью зломудрой. «Бысь в Мунтьянской земли греческыя веры христианин воевода именем Дракула влашеским языком, а нашим диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его»… Истории о нем, собранные из устных рассказов и записанные чье-то заботливой рукой, составили один из первых текстов о Дракуле (он же Влад Цепеш), вот только в том сказании он больше самодержавный самодур со строгими представлениями о морали, а вовсе никакой не вампир.
Случилось так, что в государстве Российском примерно в те же времена назревала передача власти из рук православных и безличных в светские и с определенным монаршеским лицом, государство становилось «единодержавным», и не понятно, толи предчувствовался в воздухе Грозный, толи предсказывался, а может, просто от раздоров и за власть борьбы подустала история. Умы, отошедшие от церковной догматики, занялись другим вопросом – «каким быть «великому государю»: подобает ли ему быть «милостиву» или «грозному», который от бога поставлен лихо творящих казнити, а добро творящих жаловати».
И так случилось, что 18 анекдотов из разряда «черный юмор» некий скромный автор беспристрастно записал, 18 кровавых сказочек детишкам на ночь, уроков, которыми творил воевода Цепеш справедливость на своей земле, запали в душе человеческой так глубоко, что герой их главный – Дракула стал с тех пор типа сатаны, бедняга. Не спроста, может, так случилось…
Читаешь сказание, и, кажется поначалу, что воевода прав: турок побил (напрягали сами) и навел порядок, заставил свое государство уважать, ну методы жестковаты – да может тогда и в других землях не мягче были. Но к середине сказания появляется привкус крови на деснах, металлом отдают на языке картинки насилия и шокируют не меньше страшилок про истязания в фашистских лагерях, а образ Дракулы переливается из справедливого правителя в маньяка-параноика, две противоположности мешаются в нем противоречиво, и кажется, что цель – «справедливость» и средство – «насилие» меняются от сюжета к сюжету все более явно местами. А жертва – народ, сама роль жертвы готова с радостью играть. Жертвы Дракулы, по сказанию, турки и иностранные послы, «кто стар, иль немощен, иль чем вреден, иль нищ», монахи, преступники, женщины неверные, нехозяйственные или еще как провинившиеся против морали, слуги, мыши, птицы и прочие, кто «неумен или неопытен, ... глуп и неучен». Безумие находит порок везде. Так, например, сначала турок, терзавших набегами Румынию, жестоко наказал Дракула за глупость непочтительную послов, не снявших на приеме шапок (обычай, видите ли, у них другой) и алчность самоуверенную «турьскаго царя». Влад, поклявшись в верности турецкому султану, пять дней шел с войском по его земле, типа, на поклон. Его встретили турки приветствиями, а он, злорадно хохоча, обернулся и, выжигая все на пути огнем, вырезая неверных (не христиан), а христиан уводя с собой, вернулся домой, да еще посла отправил с вопросом: «Ну, как я послужил, зашибись?»
После Дракула порядок у себя навел строгостью к тем, «яко хто учинит кое зло, татбу, или разбой, или кую лжу, или неправду, той никако не будет жив. Аще ль велики болярин, иль священник, иль инок, или
Читать далее...