ПолитНЕкорректно_
Русские летчики убили башкирских детей
В феврале 2004 года история про отца, убившего виновного в авиакатастрофе диспетчера, не сходила с экранов и газетных полос. У Виталия Калоева в той трагедии погибли жена и двое детей. У убитого им Питера Нильсена детей осталось трое. Почти средневековая история про вину и месть: прохожие на улицах, спрошенные телекамерой, говорят, что «разделяют чувства» того, кто на глазах у детей зарезал их отца. Калоев – чуть ли не меч судьбы, который покарал тогда, когда людское правосудие оказалось бессильно…
Но кем в этой истории является погибший диспетчер?
Все российские СМИ однозначно заявили, что Питер Нильсен – безусловный виновник трагедии. Заголовки с лент так и гласили: «убит диспетчер, виновный в столкновении самолетов». Но вину определяет суд. И до его приговора покойный диспетчер де-юре считается невиновным…
А что насчет вины де-факто?
Интересно, что после трагедии Нильсен не лишился места в Skyguide. Впрочем, и сама диспетчерская компания вины не признала, поэтому увольнять сотрудника ей было вроде как и «не за что». Хотя вскоре после трагедии Нильсен, имя которого тогда еще не называлось, заявил: «Да, в моей работе были ошибки. Но в ночь трагедии я был лишь одним из элементов сложной цепи обеспечения безопасности полетов. Вместе со мной работало множество коллег в нескольких государствах, нам помогали высокотехнологичные компьютерные системы и утвержденные авиаторами мира своды правил. Работа всех элементов этой системы должна быть координированной, но в ночь трагедии эта цепь оказалась прерванной».
С больной головы на здоровую? Кажется, что сложного в произошедшем: диспетчер, вместо того, чтобы развести борта, направил их друг в друга. Но так кажется, только если смотреть с земли…
Вернемся в тот вечер августа 2002 года. Итак, в 21:00 (время везде среднеевропейское), российский самолет Ту-154 "Башкирских авиалиний" вылетел из Москвы в направлении Барселоны. Спустя 2 часа, в 23:06 из итальянского Бергамо вылетел грузовой Boeing 757-200 почтовой службы DHL Worldwide Express.
23:23. Почтовый самолет покидает итальянское воздушное пространство, и его принимает швейцарская служба безопасности полетов в Цюрихе. До столкновения остается еще 12 минут, в воздухе все пока спокойно…
23:30 Когда и как произошла первая ошибка, теперь уже не понять. Но в 23:30 российский самолет, который Мюнхенская служба безопасности полетов передала швейцарской службе безопасности полетов в Цюрихе, уже находился на одном эшелоне с Boeing. Спустя четыре минуты 49 секунд в кабине обоих самолетов сработала система TCAS - Traffic Conflict Alerting System - система предупреждения столкновений в воздухе…
Из расшифровки «черных ящиков»:
50 сек. до столкновения. Ту-154, TCAS: "Traffic, traffic". ("Встречный борт, встречный борт".)
45 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937 ... снижайтесь, эшелон полета ... 350, ускорьте, у меня пересекающий борт.
40 сек.Ту-154: Снижаемся.
38 сек. Boeing, TCAS: "Descend, descend!" ("Снизиться, снизиться")
35 сек. Ту-154, TCAS: "Climb, climb!" ("Набор высоты, набор высоты!")
34 сек. Ту-154, второй пилот: "Клайм" говорит!
32 сек. Ту-154, Эк: Снижайся, блядь...
30 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937: Снижайтесь, эшелон полета 350, ускорьте снижение.
25 сек. Ту-154: ВТС2937, Ускоряю снижение до эшелона 350, ВТС2937.
20 сек. Цюрих-Юг: Да, у нас борт, вам под два часа, сейчас на 360.
13,3 сек. Boeing: 611, TCAS-descent. (Снижаюсь по команде TCAS.)
11 сек. Ту-154: Блядь, где он?
9,5 сек. Ту-154, TCAS: "Increaseclimb, increaseclimb!" ("Усилить набор высоты!")
5,3 сек. Ту-154, второй пилот: «Клайм» он говорит!
3,8 сек. Boeing, ЭК: (Ругань.) (На Boeing увидели "Ту". экипаж дергает штурвал.)
1,8 сек. Эк: (Ругань.) (На Ту-154 увидели Boeing. Экипаж дергает штурвал.)
00 сек. - 1 час. 35 мин. 55 сек. московского времени. Столкновение.
Итак, после предупреждения об опасном сближении один экипаж предпочел слушаться автоматику, другой положился на диспетчера. Очевидно, что катастрофа произошла именно из-за этого. Если бы пилоты выполняли только команды диспетчера, Boeing остался бы на эшелоне, «Тушка» ушла бы вниз, и столкновения бы не случилось. Если бы экипажи выполняли команды TCAS, Boeing бы снизился, а «Ту» ушел бы вверх, и катастрофы бы тоже не было. Но катастрофа была. Значит, кто-то действовал неправильно. И если приоритет у диспетчера - виноват пилот «Боинга». Если же в такой ситуации «главнее» TCAS – виноваты погибшие пилоты Ту-154. Так кто из них?
Ответ на этот вопрос есть в документах все того же ICAO - международного комитета гражданской авиации. DOC. 8168 Volume 1, Part VIII звучит однозначно:
p. 3.2 (далее перевод с английского)
c) При срабатывании системы TCAS пилот обязан:
1) немедленно отреагировать, следуя указаниям системы, за исключением тех случаев, когда эти действия могут повлиять на безопасность полета
2) Следовать указаниям системы, даже в случае противоречия между рекомендациями системы и указаниями
Читать далее...