• Авторизация


10 мая родились... 10-05-2016 04:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[699x479]
1886
Карл Барт (немецкое имя - Karl Barth)
швейцарский кальвинистский теолог, один из основателей так называемой диалектической теологии. Его «Церковная догматика» в 13 томах стала значительным событием в христианском мире XX века. Родился в Базеле, в семье пастора. Во время своей конфирмации в 1902 г. Барт решает посвятить свою жизнь теологии. Изучает её в Берне, Берлине, Тюбингене и Марбурге. В 1908 г. его назначают помощником пастора реформатской церкви Женевы, и он проповедует на том же месте, где 350 лет назад проповедовал Кальвин. В 1911 г. Барт переезжает в Сафенвил, небольшой городок на границе Швейцарии и Германии, где получает свой приход. Первый крупный труд Барта «Послание апостола Павла к Римлянам» (1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчеркивает несоизмеримость Божественного и человеческого: предмет откровения и человеческих знаний различны, а потому вера есть колеблющееся между «да» и «нет» дерзание, отважный прыжок в пустоту. Во имя такого понимания веры Барт полемизирует с либеральным протестантизмом и католическим религиозным рационализмом. Наряду с этим Барт энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви. С 1923 г. он начинает занимать должности профессора в университетах. В молодости Барт участвовал в движении христианского социализма, а в 1933 г. выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму (в это время Барт преподавал в Германии), основал т. н. Исповедническую церковь. После Мюнхенского соглашения 1938 г. одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. После Второй мировой войны резко критиковал политику холодной войны с позиции «третьего пути», демонстративно поддерживая отношения с теологическими кругами как ФРГ, так и ГДР. Умер в Базеле 10 декабря 1968 года. Теология Барта оценивается как неоортодоксия и оппозиция либеральному христианству, поскольку он возрождает интерес к догматике и учению о триедином Боге. Во многом такой подход обусловлен опорой на Откровение, которое превосходит как разум, так и чувство. Барт замечает, что Библия не знает человека вообще, но она знает людей, призванных через веру. Вера же является решимостью (экзистенциальным выбором в духе Кьеркегора), а не иррациональным постулатом или смутным переживанием. В противовес естественному откровению либеральных теологов, Барт настаивал на уникальности Откровения Бога через Иисуса Христа. Доктринальная система Барта своим центром имеет учение о Боге, Который абсолютно непознаваем: «Дело обстоит не таким образом, что на долгом пути поисков и томлений по божественному достигнуто определённое пристанище в виде христианского исповедания веры. Бог христианского исповедания, в отличие от всех богов, не найденный или изобретённый бог, наконец-то открытый человеком, это Бог, Который не является реализацией, пусть даже последней, высшей и лучшей реализацией того, что издавна искал и стремился обрести человек» (Очерк догматики, страницы 57-58). В вере человек встречается с такой действительностью, которую он сам по себе нигде и никогда не искал и тем более не находил. Бог отделён от человека бесконечным качественным отличием. Человек не способен сам по себе познать Бога или принять Божественное откровение. В природе нет ничего подобного Богу. Бог не вовлечён в природу и не зависит от неё. Он непознаваем с помощью разума, Его невозможно понять ни через природу, ни через культуру, ни через историю. Он всегда открывает Себя Себе и другим лишь Сам, а не вследствие наших поисков и обнаружений, наших чувств и мыслей. Именно Этот Бог в вышних повернулся к человеку, одарил Собой человека, сообщил ему о Себе. Тот, Кто зовётся Богом в Священном Писании, неисследуем, то есть Он не был открыт каким-либо человеком. Барт считает, что преувеличение значимости откровения причиняет вред, поскольку незаметно, но неизбежно разрушает Евангелие, так как подчиняет его культуре. Но если Бога с помощью рациональных средств познать невозможно, то можно ли Его вообще познать? Да, отвечает Барт, Бога можно познать в Слове Божием, в Его откровении о Себе. Бог явил Себя в истории однажды — в Иисусе Христе, Он явил Себя, а не просто открыл какую-то информацию о Себе, не показывая, как нужно жить. По Барту, Слово Божие существует в трёх формах: во-первых, это Сам Иисус Христос, Его жизнь, смерть и Воскресение, во-вторых, это Писание, где отражено Божественное откровение, и, в-третьих, это церковная проповедь Евангелия. Последние две формы — это условное Слово Божие, поскольку они становятся им только тогда, когда Бог использует их, чтобы явить Иисуса Христа. Барт утверждает, что Библия — это попытка человека повторить Слово Божье человеческими словами. Оно может стать вновь истинным Словом Божьим для человека, если Бог решит явить Себя через неё ему. Библия — это сообщение о том, что откровение было, но не запись того, что оно собой представляло. Это свидетельство и обещание того, что откровение снова может произойти. Бог может возобновить своё откровение и повторить то, что он совершил в библейской ситуации. Когда это происходит, Библию можно назвать Словом Божьим. В целом, теология Барта христоцентрична, что превращает его теологические взгляды в систему. Иисус Христос — это единственное, уникальное самооткровение Бога, Он — Слово Божье в личности. Однако понимание Бартом откровения наложило свой отпечаток на понимание человеческой природы Иисуса. Барт полностью признаёт человечность Иисуса, однако не видит в ней ничего особенного. Человеческая жизнь Иисуса не вносит большого вклада в раскрытие природы Бога. Фактически информация о Нём, которую можно получить в результате исторического исследования, способствует скорее сокрытию, чем обнаружению его Божественности. Доктрина об откровении также повлияла на представления Барта о предопределении. Он полностью отвергает традиционную кальвинистскую точку зрения, согласно которой Бог предвечно определил избранных и неизбранных. Барт считает, что это заблуждение, возникшее из-за неверного понимания отношения Бога к миру, которое представлялось статичным. Воля Бога не есть неизменное решение, которая Его же и ограничивает. Бог волен изменять Свои решения, приостанавливать их исполнение, но неизменным остаётся одно: Бог постоянен в свободно выбранной любви. Бог избрал Иисуса Христа, а в Нём — сообщество, которое свидетельствует о Христе, а в сообществе — людей. Все люди избранные, однако не все живут как избранные — образ жизни зависит от их собственного выбора. И задача избранного сообщества состоит в том, чтобы объяснить последним факт избрания их Богом. Нет существенного различия между верующими и неверующими, ибо избраны все. Первые осознали, что избраны, и живут соответственно, а вторые живут так, как будто неизбраны, хотя они и избраны Богом во Христе. Вероучение Церкви и изъяснение догматов — любимая тема для Барта, написавшего более шести миллионов слов во всех своих «догматиках». Папа Пий XII отозвался о Барте как о втором богослове после Фомы Аквинского. Барт в некоторых своих положениях особенно близок к православию: «Бога можно познать только благодаря Самому Богу. И если мы имеем возможность говорить о чём-то в вере, то это означает: я славословлю, я благодарю за то, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух есть то, что Он есть и что делает; за то, что Он открыл и явил мне Себя» (Очерк догматики, страница 27). Сочинения: Gesammelte Vortrдge. — Bd. 1—3. — Mьnch., 1928—1957; Die kirchliche Dogmatik. — Bd 1—9, Zollikon — Z., 1932—1955; Theologische Existenz heute. — 9 Aufl. — B., 1934; Mensch und Mitmensch. — Gцtt., 1955. Публикации на русском языке: Барт К. Очерк догматики: Лекции, прочитанные в Университете Бонна в летний семестр 1946 года. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1997. — 271 страница; Барт К. Послание к Римлянам. — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. — 580 страниц; Барт К. Мгновения. — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 160 страниц; Барт К. Оправдание и право. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006. — 149 страниц; Барт К. Богословие и музыка: Три речи о Моцарте. / Ганс Урс фон Бальтазар, Карл Барт, Ганс Кюнг. — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 149 страниц; Барт К. Вольфганг Амадей Моцарт. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006. — 60 страниц; Барт К. Церковная догматика. — Том 1. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2007. — 576 страниц; Барт К. Введение в Евангелическую теологию. — Москва: Центр «Нарния», 2006. — 190 страниц. Литература: Всемирная Энциклопедия, Философия XX в; Balthasar H. V. von, K. Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951; Hammer J., K. Barth, Westminster, 1962; Machovec M., Marxismus und dialektische Theologie, Z., 1965; Отец Сергий Лепин, А.В. Вязовская, Барт Карл// Всемирная энциклопедия: Философия XX век. — Минск; Москва: Харвест: АСТ: Современный литератор, 2002. — Страницы 54-55; Некоторые работы К.Барта и статьи о нём; Лютеранское учение и современная реформатская теология Карла Барта// Глава из книги Г. Зассе «На том стоим».

1887
Павел Николаевич Поль (настоящая фамилия – Синицын)
советский актер, народный артист РСФСР (1947). Выступал в любительских спектаклях в Москве. С 1904 г. играл с профессиональными актерами в Народных домах в Сокольниках, в «Аквариуме». В 1908 г. уехал в провинцию (Сибирь, Архангельск, Новороссийск). Исполнял комедийные роли: Хлестаков и Подколесин («Ревизор» и «Женитьба» Н.В.Гоголя), Буланов («Лес» А.Н.Островского) и др. Впоследствии работал в различных театрах миниатюр. Творчество Поля отличали заразительный юмор, легкость, изящество ведения диалога; он достиг большого мастерства в исполнении сатирических и комедийных монологов и сценок. С 1919 г. работал в Тбилисском драматическом театре (Лыняев - «Волки и овцы» Островского, и др.), затем в Пятигорске, Владикавказе, в 1922 г. в театре «Кривой Джимми», в 1924 г. в Театре бывший Корш. Участвовал в организации Московского театра сатиры. Среди ролей: Караулов («Чужой ребенок» В. В. Шкваркина), Зайцев («День отдыха» В.П.Катаева), Хиггинс («Пигмалион» Б.Шоу), Мардыкин («Нечистая сила» А.Н.Толстого). Работал на эстраде, создал ряд злободневных образов-портретов. Сценические персонажи Поля были смешны и трогательны; имели яркую, точную социальную характеристику. Роли: Тараканов ("Таракановщина" Ардова и Никулина), Земчихин ("Мелкие козыри" Ардова), Караулов ("Чужой ребёнок" Шкваркина), Зайцев ("День отдыха" Катаева), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Мардыкин ("Нечистая сила" А.Н.Толстого), Джекобс-младший ("Остров мира" Петрова) и др. Значит, место в его творчестве занимала работа на эстраде. Снимался в кино ("Аэлита", "Девушка с коробкой", "Запасной игрок" и др.). Умер в 1955 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Фильмография: Аэлита - 1924 – Эрлих; Дорога к счастью – 1925; Девушка с коробкой - 1927 - муж мадам Ирэн; Запасной игрок - 1954 – Днепровский.

1887
Александр Евгеньевич Раевский
российский летчик. Учился во Франции у Л.Блерио. Во время 1-й мировой войны участвовал в боевых действиях, занимался подготовкой летчиков. С 1919 г. служил в Красной Армии, в 1920-1922 гг. состоял на испытательной работе. В дальнейшем профессионально занимался фотографией. Был репрессирован.

1888
Энноскэ 2-й Итикава
японский актер, принадлежал к старейшей актерской династии театра кабуки. В 1919 г. выезжал за границу, где знакомился с театральным искусством Западной Европы и Северной Америки. С 1944 г. возглавлял одну из четырёх крупнейших трупп театра кабуки. В 1955-1963 гг. - член японской Академии искусств. В 1961 г. гастролировал вместе с труппой в СССР.

[700x700]
1888
Макс Стайнер (также немецкий вариант - Штайнер, неправильно: Штейнер, Стейнер; Maximilian Raoul Steiner)
выдающийся американский кинокомпозитор, трёхкратный обладатель премии «Оскар» за лучшую музыку к фильму. Штайнер родился в Вене, в театральной семье, его дед, Максимилиан Штайнер, был директором венского театра «Театр ан дер Вин», его отец, Габор Штайнер, был импресарио венского колеса обозрения на Пратере. Крёстным отцом будущего композитора стал Рихард Штраус. Штайнер с детства имел выдающиеся музыкальные способности, уже в 16 лет он окончил Венскую высшую школу музыки и изобразительных искусств, пройдя четырёхлетний курс обучения за два года. Среди его преподавателей были в числе прочих Иоганнес Брамс и Густав Малер. В 15 лет состоялся его дебют в качестве композитора и дирижёра с опереттой «Прекрасная гречанка». В 1904—1914 годах Штайнер был дирижёром и аранжировщиком в Великобритании, преимущественно в Лондоне. После объявления Первой мировой войны он стал врагом Англии. Лишь благодаря дружбе с герцогом Вестминстерским он смог уехать в Нью-Йорк с 32 долларами в кармане. В Нью-Йорке он поначалу работал дирижёром, художественным руководителем и аранжировщиком бродвейских оперетт и мюзиклов, написанных, среди прочих, Виктором Гербертом, Джеромом Керном, Винсентом Юмансом и Джорджем Гершвиным. В 1916 году он впервые стал сочинять для кинематографа. Предположительно в это же время он американизировал своё имя, став Стайнером вместо Штайнера. В 1929 году на Стайнера обратил своё внимание Голливуд и пригласил его для оркестровки киноверсии шоу бродвейского импресарио Флоренза Зигфелда «Рио Рита» для кинокомпании «RKO Pictures», затем последовали ещё несколько фильмов. Дебют Стайнера в качестве кинокомпозитора состоялся в фильме «Симаррон» в 1931 году. Настоящий успех пришел к композитору после выхода на экраны в 1933 году фильма «Кинг-Конг». Музыку к этому фильму он писал в соавторстве с начинающим композитором Бернхардом Кауном. Впервые в истории кино они наложили диалоги на музыку, что значительно усилило драматический эффект фильма, и создали один из первых в истории кино музыкальных сценариев. В 1935 году Стайнер был дважды выдвинут на «Оскар» за фильм Джона Форда «Последний патруль» и «Весёлая разведённая» режиссёра Марка Сэндрича. В следующем году Стайнер получил свой первый «Оскар» за музыку к фильму Форда «Осведомитель» (1935). Этот «Оскар», однако, он получил как руководитель музыкального отдела кинокомпании «RKO Pictures» (композиторы до 1939 года на «Оскар» не номинировались). Затем последовало ещё несколько фильмов-мюзиклов с участием звёздной пары Фред Астер и Джинджер Роджерс, например Цилиндр (1935) и Роберта (1935). В 1936 году Стайнер оставил кинокомпанию «RKO Pictures», став руководителем музыкального отдела кинокомпании Дэвида Селзника «Selznick International Pictures». В 1937 году ещё две его работы были номинированы на «Оскар»: «Сады Аллаха» (1936) и «Атака лёгкой кавалерии» (1936). В апреле 1937 года он подписал долгосрочный контракт с кинокомпанией «Warner Bros.» и в том же году сочинил ставший знаменитым звук фанфар к фильму «Товарищ», на протяжении нескольких десятков лет являвшийся визитной карточкой каждого фильма компании.
[700x663]
Памятная доска в честь Макса Стайнера в Вене.
Его музыка к фильму «Жизнь Эмиля Золя» (1937) вновь стала номинантом на «Оскар» 1938 года. В 1939 году на «Оскар» номинирована его работа к фильму «Иезавель».В 1939 году Селзник «одалживает» Стайнера у «Warner Bros.» для написания музыки к фильму «Унесённые ветром», на весь сценарий у него было только три месяца времени. Одновременно с этим он работал над музыкой еще к трём фильмам «Warner Bros.»: «Мы не одиноки», «Мрачная победа» («Победить темноту») и «Четыре женщины». Стайнер был номинирован на «Оскар» 1940 года за оба фильма: «Унесённые ветром» и «Мрачная победа», но проиграл «Волшебнику страны Оз» композитора Герберта Стотхарта. Тем не менее, «Унесённые ветром» стал по оценке Американского института киноискусства вторым в списке «Лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет».Следующий раз Стайнер был номинирован на «Оскар» в 1941 году за фильм «Письмо», ставший первым в череде совместных фильмов с легендарным американским режиссёром Уильямом Уайлером. В следующем году он вновь был выдвинут на «Оскар» за фильм «Сержант Йорк». В 1943 году Стайнер получил свой второй «Оскар» за фильм «Вперёд, путешественник», а в 1944 году номинирован за фильм «Касабланка», ставший одним из самых лучших его работ. Свой третий и последний «Оскар» Стайнер получил в 1945 году за фильм «С тех пор как ты ушла» одновременно с очередной номинацией за фильм «Приключения Марка Твена». Но череда номинаций на этом не закончилась: 1946 год — «Рапсодия в голубых тонах», 1947 — «Ночь и день», 1948 — «Жизнь с отцом» и «Моя дикая ирландская роза», 1949 — «Джонни Белинда», 1950 — «За лесом», 1951 — «Огонь и стрела», 1953 — «Чудо Фатимской богоматери» и «Певец джаза», 1955 — «Восстание Кейна» и 1956 — «Боевой клич». В 1953 году Стайнер открыл своё собственное музыкальное издательство. В 1956 году он закончил своё сотрудничество с Уильямом Уайлером фильмом «Искатели», признанным лучшим вестерном всех времён и народов. В 1958 году Стайнер вернулся в «Warner Bros.», несмотря на то, что контракт его закончился ещё в 1953 году и создал ещё ряд работ на протяжении нескольких лет. Последней большой композиторской работой стал фильм 1965 года «Двое на гильотине».В 1963 году Стайнер начал работу над своей автобиографией, которая так никогда не была опубликована. Макс Стайнер скончался в Беверли-Хиллз28 декабря 1971 года. Макс Стайнер по праву считается одним из самых продуктивных и успешных композиторов Голливуда. Он был номинирован на «Оскар» 18 раз — рекорд, который смогли побить только композиторы Альфред Ньюман и Джон Уильямс. Кроме того, трижды он был номинирован на эту премию еще до её присуждения композиторам. Он написал музыку к 300 фильмам, большинство из которых считается классическими произведениями и более 1200 произведений в целом. Стайнер создавал музыку для всех жанров кино: вестернов, мелодрам, драм, комедий, мюзиклов и криминальных фильмов, а также сериалов, таких как «Мэверик» (1957) и других. Стайнер стал одним из первых композиторов, писавших музыку для кино, поэтому его часто упоминают как «отца музыки для фильмов». Наряду с такими композиторами как Франц Ваксман, Эрих Корнгольд, Альфред Ньюман и Миклош Рожа Стайнер занимает видное место в создании традиции киномузыки. В списке 25 лучших саундтреков за 100 лет его музыка к фильмам «Кинг-Конг» (1933) и «Унесённые ветром» занимают 13 и 2 место соответственно. Кроме Стайнера в этот списке дважды упомянуты Бернард Херрманн, Элмер Бернстайн и Джерри Голдсмит. Только Джон Уильямс смог побить этот рекорд (3 раза). Он удостоен звезды 1551 на Голливудской аллее славы. В 1995 году он был введен в национальный Зал славы композиторов. Стайнер был любимым композитором Бетт Дэвис. Учреждённое им «Общество Макса Cтайнера» присуждает почётное членство за особенно удачную музыкальную интерпретацию произведений Cтайнера. В 2003 году фотография Макса Стайнера появилась на одной из американских почтовых марок. Затем последовало ещё несколько фильмов-мюзиклов с участием звёздной пары Фред Астер и Джинджер Роджерс, например Цилиндр (1935) и Роберта (1935). В 1936 году Стайнер оставил кинокомпанию «RKO Pictures», став руководителем музыкального отдела кинокомпании Дэвида Селзника «Selznick International Pictures». В 1937 году ещё две его работы были номинированы на «Оскар»: «Сады Аллаха» (1936) и «Атака лёгкой кавалерии» (1936). В апреле 1937 года он подписал долгосрочный контракт с кинокомпанией «Warner Bros.» и в том же году сочинил ставший знаменитым звук фанфар к фильму «Товарищ», на протяжении нескольких десятков лет являвшийся визитной карточкой каждого фильма компании. Его музыка к фильму «Жизнь Эмиля Золя» (1937) вновь стала номинантом на «Оскар» 1938 года. В 1939 году на «Оскар» номинирована его работа к фильму «Иезавель».В 1939 году Селзник «одалживает» Стайнера у «Warner Bros.» для написания музыки к фильму «Унесённые ветром», на весь сценарий у него было только три месяца времени. Одновременно с этим он работал над музыкой еще к трём фильмам «Warner Bros.»: «Мы не одиноки», «Мрачная победа» («Победить темноту») и «Четыре женщины». Стайнер был номинирован на «Оскар» 1940 года за оба фильма: «Унесённые ветром» и «Мрачная победа», но проиграл «Волшебнику страны Оз» композитора Герберта Стотхарта. Тем не менее, «Унесённые ветром» стал по оценке Американского института киноискусства вторым в списке «Лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет».Следующий раз Стайнер был номинирован на «Оскар» в 1941 году за фильм «Письмо», ставший первым в череде совместных фильмов с легендарным американским режиссёром Уильямом Уайлером. В следующем году он вновь был выдвинут на «Оскар» за фильм «Сержант Йорк». В 1943 году Стайнер получил свой второй «Оскар» за фильм «Вперёд, путешественник», а в 1944 году номинирован за фильм «Касабланка», ставший одним из самых лучших его работ. Свой третий и последний «Оскар» Стайнер получил в 1945 году за фильм «С тех пор как ты ушла» одновременно с очередной номинацией за фильм «Приключения Марка Твена». Но череда номинаций на этом не закончилась: 1946 год — «Рапсодия в голубых тонах», 1947 — «Ночь и день», 1948 — «Жизнь с отцом» и «Моя дикая ирландская роза», 1949 — «Джонни Белинда», 1950 — «За лесом», 1951 — «Огонь и стрела», 1953 — «Чудо Фатимской богоматери» и «Певец джаза», 1955 — «Восстание Кейна» и 1956 — «Боевой клич». В 1953 году Стайнер открыл своё собственное музыкальное издательство. В 1956 году он закончил своё сотрудничество с Уильямом Уайлером фильмом «Искатели», признанным лучшим вестерном всех времён и народов. В 1958 году Стайнер вернулся в «Warner Bros.», несмотря на то, что контракт его закончился ещё в 1953 году и создал ещё ряд работ на протяжении нескольких лет. Последней большой композиторской работой стал фильм 1965 года «Двое на гильотине».В 1963 году Стайнер начал работу над своей автобиографией, которая так никогда не была опубликована. Макс Стайнер скончался в Беверли-Хиллз 28 декабря 1971 года. Макс Стайнер по праву считается одним из самых продуктивных и успешных композиторов Голливуда. Он был номинирован на «Оскар» 18 раз — рекорд, который смогли побить только композиторы Альфред Ньюман и Джон Уильямс. Кроме того, трижды он был номинирован на эту премию еще до её присуждения композиторам. Он написал музыку к 300 фильмам, большинство из которых считается классическими произведениями и более 1200 произведений в целом. Стайнер создавал музыку для всех жанров кино: вестернов, мелодрам, драм, комедий, мюзиклов и криминальных фильмов, а также сериалов, таких как «Мэверик» (1957) и других. Стайнер стал одним из первых композиторов, писавших музыку для кино, поэтому его часто упоминают как «отца музыки для фильмов». Наряду с такими композиторами как Франц Ваксман, Эрих Корнгольд, Альфред Ньюман и Миклош Рожа Стайнер занимает видное место в создании традиции киномузыки. В списке 25 лучших саундтреков за 100 лет его музыка к фильмам «Кинг-Конг» (1933) и «Унесённые ветром» занимают 13 и 2 место соответственно. Кроме Стайнера в этот списке дважды упомянуты Бернард Херрманн, Элмер Бернстайн и Джерри Голдсмит. Только Джон Уильямс смог побить этот рекорд (3 раза). Он удостоен звезды 1551 на Голливудской аллее славы. В 1995 году он был введен в национальный Зал славы композиторов. Стайнер был любимым композитором Бетт Дэвис. Учреждённое им «Общество Макса Cтайнера» присуждает почётное членство за особенно удачную музыкальную интерпретацию произведений Cтайнера. В 2003 году фотография Макса Стайнера появилась на одной из американских почтовых марок. Избранная фильмография: 1931: Симаррон / Cimarron; 1933: Кинг-Конг / King Kong; 1933: Сын Конга / Son of Kong; 1933: Маленькие женщины / Little Women; 1933: Полёт в Рио / Flying Down to Rio; 1934: Потерянный патруль / The Lost Patrol; 1934: Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage; 1934: Весёлая разведённая / The Gay Divorcee; 1935: Роберта / Roberta; 1935: Осведомитель / The Informer; 1935: Цилиндр / Top Hat; 1935: Три мушкетёра / The Three Musketeers; 1936: Маленький лорд Фаунтлерой /Little Lord Fauntleroy; 1936: Сады Аллаха / The Garden of Allah; 1936: Атака лёгкой кавалерии / The Charge of the Light Brigade; 1937: Звезда родилась / A Star Is Born; 1937: Жизнь Эмиля Золя / The Life of Emile Zola; 1937: Товарищ/ Tovarich; 1938: Приключения Тома Сойера / The Adventures of Tom Sawyer; 1938: Иезавель / Jezebel; 1938: Ангелы с грязными лицами / Angels with Dirty Faces; 1938: Утренний патруль / The Dawn Patrol; 1938: Удивительный доктор Клиттерхаус / The Amazing Dr. Clitterhouse; 1939: Додж-сити / Dodge City; 1939: Мрачная победа/ Победить темноту / Dark Victory; 1939: Мы не одиноки / We are not alone; 1939: Унесённые ветром / Gone with the Wind; 1940: Письмо / The Letter;1940: Дорога на Санта-Фе / Santa Fe Trail; 1941: Пикирующий бомбардировщик / Dive Bomber; 1941: Сержант Йорк / Sergeant York; 1941: Великая ложь / The Great Lie; 1942: Касабланка / Casablanca; 1942: Вперёд, путешественник / Now, Voyager; 1942: В этом наша жизнь / In This Our Life; 1943: Миссия в Москву / Mission to Moscow; 1944: С тех пор как вы ушли / Since You Went Away; 1944: Мышьяк и старые кружева / Arsenic and Old Lace; 1944: Приключения Марка Твена / The Adventures of Mark Twain; 1945: Сан-Антонио / San Antonio; 1945: Рапсодия в голубых тонах / Rhapsody in Blue; 1946: Украденная жизнь / A Stolen Life; 1946: Глубокий сон / The Big Sleep; 1946: Ночь и день / Night and Day; 1947: Жизнь с отцом / Life with Father; 1947: Моя дикая ирландская роза / My Wild Irish Rose; 1948: Сокровища Сьерра-Мадре / The Treasure of the Sierra Madre; 1948: Ки-Ларго / Key Largo; 1948: Похождения дона Жуана / Adventures Of Don Juan; 1948: Джонни Белинда /Johnny Belinda;1949: За лесом / Beyond the Forest; 1949: Белая горячка / White Heat;1950: Огонь и стрела / The Flame and the Arrow; 1952: Чудо Фатимской богоматери / The Miracle of Our Lady of Fatima; 1953: Певец джаза / The Jazz Singer; 1954: Восстание Кейна / The Caine Mutiny; 1955: Боевой клич / Battle Cry; 1956: Искатели / The Searchers; 1959: Летнее место / A Summer Place (Theme U.S.#1 Hit Single); 1959: Джон Пол Джонс / John Paul Jones; 1960: Темнота наверху лестницы / The Dark at the Top of the Stairs.

1889
Арус Тиграновна Восканян
армянская советская актриса. Народный артист Армянской ССР (1935). Родилась в Константинополе. Сценическую деятельность начала в Константинополе (Стамбул) в 1908 В 1910 переехала в Закавказье и вступила в бакинскую армянскую труппу. Исполняла роли Офелии (1912), Дездемоны (1913), Соны, Сусан ("Злой дух", 1914, "Намус", 1913, Ширванзаде). С 1917 играла в Тифлисе. В 1921 вступила в труппу 1-го Государственного театра Армении в Ереване (ныне Театр имени Сундукяна) и стала одной из ведущих актрис этого театра. В советской время новую трактовку получили в исполнении Восканян роли Антигоны (о. п. Софокла, 1922), Норы (1937). Восканян принимала активное участие в воплощении советской драматургии на национальной сцене, играла роли Римы ("Яд" Луначарского, 1926), Ксении ("Разлом", 1928), Пановой ("Любовь Яровая", 1927). Создала значительные образы в классической драматургии - Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде, 1923), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна, 1927), Катарина ("Укрощение строптивой", 1У23). Реалистическое искусство Восканян противостояло формалистическим и натуралистическим тенденциям, она создала высоко драматические образы, одухотворённые и поэтичные. Для творчества Восканян характерны большая сценическая культура, тонкая разработка деталей, смена контрастов, чёткая сценическая форма, мастерство речи. Героини Восканян были овеяны задушевным лиризмом, исполнены жизнеутверждения, какие бы трагическую конфликты они ни переживали. Подлинно трагедийное звучание приобрело исполнение Восканян ролей Катерины, Кручининой ("Гроза", 1935, "Без вины виноватые", 1939), леди Макбет (1933). Восканян создала героические образы (Зейнаб - "Измена" Сумбатова, 1941, Царица - "Страна родная" Демирчяна, 1940); в то же время с блестящим комедийным мастерством играла Сюзанну ("Женитьба Фигаро". 1933), Маню ("Чужой ребёнок" Шкваркина, 1934). Значительным этапом в творчестве Восканян была её работа над драматургией Горького (Настя - "На дне", 1932, Ращель - "Васса Железнова", 1937). В годы Великой Отечественной войны Восканян создала волнующий, глубоко патриотичный образ Марии Николаевны ("Русские люди" Симонова, 1942), выступала как мастер художественного слова на предприятиях, в госпиталях. Умерла в Ереване 20 июля 1943 года. Литература: Арутюнян С., Арус Восканян, Ереван, 1953; Заpян Р., Арус Восканян, Ереван, 1957.

[542x700]
1889
Армандо Хулио Реверон (испанское имя - Armando Julio Reverуn)
один из крупнейших художников Венесуэлы ХХ столетия. Занимался также скульптурой и графикой. В 1896 году А.Реверон переезжает в венесуэльский городок Валенсию и живёт в семье Родригеса Хоски. Первым учителем рисунка для юного Армандо был его дядя по материнской линии, Рикардо Монтилла, изучавший ранее искусство в Нью-Йорке. В доме Монтиллы Армандо познакомился и подружился с его дочерью Долорес Тривиезо, ставшей моделью для ранных работ А.Реверона. В это же время Реверон знакомится с молодым живописцем Цезарем Прието, посоветовавшим ему поступить в каракасскую Национальную академию изящных искусств (Academia Nacional de Bellas Artes). В Академии учителями А.Реверона были Эмилио Маури, Антонио Герреа Торо и Педро Зепра (в 1908—1911 годах). Заметив его значительный художественный талант, молодой художник получает от своих профессоров предложение продолжить своё образование в Европе. В 1911 он прибывает в Барселону и поступает в местную Школу изобразительных искусств (Escuela de Artes y Oficios y Bellas Artes), в 1912—1913 годах А.Реверон обучается в мадридской Академии изобразительных искусств Сан-Фернандо, в классе Антонио Муньеса Дегрейна, у которого учился в своё время Сальвадор Дали. В Испании молодой художник тщательно изучает полотна Ф.Гойи, Д.Веласкеса и Эль Греко. В 1914 году А.Реверон приезжает во Францию, живёт в Париже и много рисует — пейзажи парижских окрестностей, городок Шантильи на Уазе и др. Вернувшись в Венесуэлу в 1915 году, он вступает в 1916 году в модернистскую группу «Общество изящных искусств»(«Cнrculo de Bellas Artes»), члены которой выступали против академизма в современной живописи. Входившие в неё художники основали независимую студию, занимавшуюся в том числе и обучением. Члены группы предпочитали изображать на своих полотнах преимущественно природу и жанровые сценки. В 1916 году А.Реверон пишет свои первые пейзажи в синих тонах, открывая т. н. «синий период» в своём творчестве. В 1917 он переезжает в город Ла-Гуайра и зарабатывает на жизнь там преподаванием рисунка для детей в богатых семьях. В 1918 знакомится на карнавале с Хуанитой Мота, своей постоянной моделью, подругой и в будущем — женой. В 1919 году Реверон знакомится также с прибывшим в Венесуэлу художником-иллюстратором и пейзажистом Николаем Фердинандовым, оказавшим большое влияние на творчество венесуэльского художника. В 1921 году художник селится в небольшом городке Макуто, в центральной части венесуэльского побережья, и приступает к сооружению своего дома-мастерской El Castillete, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. Здесь он пишет множество полотен-пейзажей, изображающих яркость и сочность тропической природы. В 1924—1925 годах «синий период» сменяется в творчестве А.Реверона вторым — «белым периодом», продолжавшимся до 1932 года. В 1933 году проходит в Каракасе первая крупная выставка работ А.Реверона, в Каракасском атенее (Ateneo de Caracas), затем его работы экспонируются в галерее Кати Гранофф в Париже. В том же году художник временно прекращает занятия живописью, у него проявляются первые признаки нервного заболевания. В 1936 он вновь начинает рисовать, в творчестве А.Реверона наступает третий — «период сепии», при этом многие его работы посвящены морским видам, видам побережья и порту Ла-Гуайра. С 1939 года художник начинает разрабатывать и создавать куклы, пишет полотна, изображавшие женские фигуры. В 1945 году, в результате нового обострения невроза, он вынужден был лечь в больницу на лечение. После выхода из больницы, в 1947 году Реверон вновь конструирует множество кукол. Он занят также изготовлением фурнитуры, музыкальных инструментов, масок и т. п. В 1953 году, после нового приступа болезни, А.Реверон возвращается к занятиям живописью. В этом же году, незадолго до его смерти, художнику присваивается Национальная премия в области живописи (Premio Nacional de Pintura). Скончался в Каракасе в госпитале 18 сентября 1954 года. В 1974 году в резиденции А.Реверона El Castillete был открыт музей его творчества. В 1952 в Венесуэле режиссёр Маргот Венасерраф отсняла получасовой документальный фильм об А.Ревероне. В мае 2011 года в Венесуэле был снят художественный фильм, рассказывающий о жизни этого художника под названием «Reveron La Pelicula». Режиссёр — Диего Рискес, в главной роли (Армандо Риверона) снимался Луиджи Скиаманна. Литература: Boulton, Alfredo. S/F: «Biografнa de Armando Reverуn 1886—1954». Colecciуn Venezolanos del Siglo XX. Fundaciуn Eugenio Mendoza. Caracas — Venezuela; Calzadilla, Juan. 1979: «Armando Reverуn». Ernesto Armitano Editor. Caracas — Venezuela; Dнaz Legуrburu, Raъl, (comp.) 1975; «Armando Reverуn», 10 ensayos. Concejo Municipal del Distrito Federal, Caracas — Venezuela; Fundaciуn Armando Reverуn. 1992: «Esta luz como para magos: Armando Reverуn, visto por Mariano Picуn Salas y otros». Caracas –Venezuela; Galerнa De Arte Nacional. 1993: «Donaciуn Miguel Otero Silva. Arte venezolano en las colecciones de la Galerнa de Arte Nacional y el Museo de Anzoбtegui». Consejo Nacional de la Cultura (CONAC). y Fundaciуn Galerнa de Arte Nacional; Liscano, Juan. 1994: «El erotismo creador en Armando Reverуn». Fundaciуn Galerнa de Arte Nacional. Caracas — Venezuela.

[465x700]
1889
Зигфрид Хенрици (немецкое имя - Sigfrid Henrici)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал танковых войск, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями. Родился в Зосте. В сентябре 1907 года поступил на военную службу фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в артиллерийский полк. С января 1909 — лейтенант. В начале войны — в артиллерии. С декабря 1914 года — старший лейтенант. С мая 1915 года — в авиации (артиллерийский наблюдатель). С октября 1916 года — командир авиационного батальона наблюдения. С августа 1918 года — капитан. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней и Рыцарским крестом дома Гогенцоллернов. Продолжил службу в рейхсвере, в артиллерии. К началу Второй мировой войны — начальник артиллерии 16-го армейского корпуса, генерал-майор. В сентябре-октябре 1939 года — участвовал в Польской кампании. В мае-июне 1940 года — участвовал во Французской кампании, награждён планками к Железным крестам обеих степеней (повторное награждение). С марта 1941 года — командир 16-й моторизованной дивизии, с 1 июня 1941 года — генерал-лейтенант. С 22 июня 1941 года — участвовал в германо-советской войне. Бои на Украине. В октябре 1941 года — награждён Рыцарским крестом. С ноября 1942 года — командующий 40-м танковым корпусом. С января 1943 года — в звании генерал танковых войск. В августе 1943 года — награждён Золотым немецким крестом, в декабре 1943 года — награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. С ноября 1943 года — в командном резерве (по болезни). С сентября 1944 года — вновь командующий 40-м танковым корпусом. 9 мая 1945 года — взят в советский плен. Отпущен на свободу в октябре 1955 года. Умер в Бад-Наухайме (Веттерау, Административный округ Дармштадт, Гессен, Германия) 8 ноября 1964 года. Литература: Fellgiebel, Walther-Peer (2000). Die Trдger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Germany: Podzun-Pallas. ISBN 3-7909-0284-5

[446x700]
1890
Кларенс Браун (Clarence Brown)
американский кинорежиссёр и продюсер, обладатель «Кубка Муссолини» Венецианского кинофестиваля (1935), премии BAFTA в номинации «Награда объединённых наций» (1951) и именной звезды на Голливудской «Аллее славы» (1960). Наиболее известен по режиссуре фильмов «Плоть и дьявол» (1926), «Анна Кристи» (1930), «Анна Каренина» (1935), «Жена против секретарши» (1936) и «Они встретились в Бомбее» (1941), в большинстве из которых были задействованы любимые актёры Кларенса Брауна — Грета Гарбо и Кларк Гейбл; именно Браун открыл талант Гарбо. Браун — шестикратный номинант на премию «Оскар» и единственный режиссёр в мире с таким количеством номинаций, никогда не удостоившийся ни одной статуэтки. Стиль Брауна казался обманчиво простым, однако подобная лёгкость была результатом громадной заботы. Как режиссёр, Браун был обеспокоен не только актёрской игрой, но и освещением, монтажом, построением истории — каждой деталью процесса создания фильма. Ситуации его лент, в которых он добился сильного натурализма, были всегда убедительными. По словам самого Брауна, всем этим он был обязан кинорежиссёру Морису Турнёру, который проложил ему дорогу в кинематограф. Кларенс Леон Браун родился в городе Клинтон, штат Массачусетс, США, в семье производителя хлопка Ларкина Х. Брауна. Вся семья переехала на юг, когда мальчику было одиннадцать лет. После окончания Ноксвильсской средней школы, Браун поступил в университет Теннесси, успешно окончив и его в девятнадцать лет с двумя степенями в инженерном деле. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и занялся производством хлопка, однако увлечение Кларенса автомобилями сподвигло его покинуть родной дом и переехать в Иллинойс, где Браун устроился на работу в компанию Moline Automobile Company (англ.)русск., а позже в Stevens-Duryea. В 1913—1914 годах Браун впервые заинтересовался кинематографом и посетил кинокомпанию Peerless Studio, где взял несколько фильмов для просмотра. Среди них были ленты Фрэнка Крэйна, Альбера Капеллани, Эмиля Шотара и Мориса Турнёра. После просмотра картин Браун твёрдо решил стать кинорежиссёром. Для этого он отправился в Нью-Йорк, для того, чтобы познакомиться с одним из этих четырёх режиссёров. Пересекая боро Форт Ли на пароме, он услышал, как несколько человек разговаривали о Морисе Турнёре, в частности о том, что режиссёр подыскивает себе помощника. Добравшись до Нью-Йорка, Браун нашёл Турнёра на съёмочной площадке нового фильма «Детёныш». Прождав режиссёра до шести часов вечера, Браун все-таки добился того, чтобы его взяли на новую работу. До 1919 года Браун продолжал работать на Турнёра, пока сам не нашел интересную историю, на основе которой можно было бы снять фильм. Сценарий написал сам Браун совместно с актёром Джоном Гилбертом. Как признавался сам Браун, вся съёмочная группа была целиком «зелёной»: от оператора до художника-постановщика. Даже Джон Гилберт никогда до этого не писал сценарии. После завершения съёмочного процесса Браун посмотрел картину вместе с Морисом Турнёром и Джоном Гилбертом, последнему из которых она крайне не понравилась: «Бог мой! Он испортил мою историю! Это — худший фильм, который я видел в своей жизни!» — кричал он. Браун расстроился, опустил плечи, и подумал, что, вероятно, ему не стать хорошим кинорежиссёром. В монтажной комнате к нему подошёл Турнёр, и сказал, что фильм был великолепным. «Великий искупитель» — именно такое название дали ленте, которая стала настоящим хитом. Картина стала дебютом Брауна в большом кино. После этого Браун еще несколько лет работал совместно с Турнёром, срежиссировав несколько фильмов, в том числе «Последний из Могикан» и «Глупые матроны». В середине 1920-х годов Браун начал работать на продюсера Жюля Брулатура, который, как выяснилось, продюсировал почти все фильмы Турнёра. Наиболее примечательные картины Брауна 1920-х годов — «Женщина-простушка» (1925), «Орёл» (1925) и «Плоть и дьявол» (1926). Наиболее тяжело Брауну далось создание «Орла» — экранизации романа Александра Пушкина «Дубровский», главную роль в котором исполнил Рудольф Валентино. Позже Браун признавался, что наибольшее удовольствие ему доставила работа с Гретой Гарбо и самим Валентино, который скончался через год после выхода ленты на экран. «Плоть и дьявол», по мнению режиссёра, открыла талант Гарбо, а на съёмочной площадке этого фильма между актрисой и Джеком Гилбертом завязался любовный роман. Спустя четыре года Браун впервые в своей жизни был выдвинут на премию «Оскар» за режиссёрскую работу фильмов «Анна Кристи» и «Романс», но на церемонии вручения проиграл Льюису Майлстоуну. Впоследствии режиссёр ещё пять раз был номинирован на премию: за режиссёрские работы фильмов «Вольная душа» (1931), «Человеческая комедия» (1943), «Национальный бархат» (1944) и «Оленёнок» (1946). В 1952 году Кларенс Браун снял свой последний фильм «Плимутское приключение» и заявил об уходе из кино. Морис Турнёр, учитель Брауна, ушёл из жизни в 1961 году, когда Кларенс находился в Санкт-Морице, Швейцария. Как только режиссёру сообщили трагическую новость, тот сразу же вылетел из Швейцарии и похоронил друга. Свою автобиографию, написанную в 1968 году, Браун завершил словами: «Я обязан всем, что у меня есть в мире, Морису Турнёру. Сейчас я покончил с кинематографом. Я закончил свою работу. Я закончил свою жизнь. Я не видел и двух фильмов за последние десять лет. Почему? Да потому, что я, как старая огненная лошадь, которая продолжает бежать, когда слышит звон колокола. Если я смотрю картину и она мне не нравится — все в порядке. Но если она мне нравится, старые инстинкты начинают работать, а я хочу продолжить своё дело и вернуться к работе.» — Кларенс Браун. Перешагнув черту в 90 лет, Браун проживал в городе Санта-Моника, штат Калифорния, где 17 августа 1987 года и скончался в медицинском центре «Сейнт-Джон» от отказа почки. Браун никогда не был женат и не оставил после себя детей. Литература: Кевин Браунлоу — The Parade’s Gone By — University of California Press, 1968. Фильмография: 1920 – «Великий искуситель», оригинальное название – «The Great Redeemer», режиссёр; 1920 - «Последний из Могикан», оригинальное название – «The Last of the Mohicans», режиссёр; 1921 - «Глупые матроны», оригинальное название – «The Foolish Matrons», режиссёр; 1923 - «Не женись ради денег», оригинальное название – «Don't Marry for Money», режиссёр; 1923 - «Оправдательный приговор», оригинальное название – «The Acquittal», режиссёр; 1924 - «Сигнальная башня», оригинальное название – «The Signal Tower», режиссёр; 1924 - «Бабочка», оригинальное название – «Butterfly», режиссёр; 1925 - «Тлеющий пожар», оригинальное название – «Smouldering Fires», режиссёр; 1925 - «Женщина-простушка», оригинальное название – «The Goose Woman», режиссёр; 1925 - «Орёл», оригинальное название – «The Eagle», режиссёр; 1926 - «Плоть и дьявол», оригинальное название – «Flesh and the Devil», режиссёр; 1926 - «Кики», оригинальное название – «Kiki», режиссёр; 1928 - «След 98-го», оригинальное название – «The Trail of '98», режиссёр; 1928 - «Женщина, крутившая романы», оригинальное название – «A Woman of Affairs», режиссёр; 1929 - «Женщина дела», оригинальное название – «Wonder of Women», режиссёр; 1929 - «Голубые береты», оригинальное название – «Navy Blues», режиссёр; 1930 - «Анна Кристи», оригинальное название – «Anna Christie», режиссёр; 1931 - «Вдохновление», оригинальное название – «Inspiration», режиссёр; 1931 - «Вольная душа», оригинальное название – «A Free Soul», режиссёр; 1932 - «Эмма», оригинальное название – «Emma», режиссёр; 1932 - «Летти Линтон», оригинальное название – «Letty Lynton», режиссёр; 1932 - «Сын-дочь», оригинальное название – «The Son-Daughter», режиссёр; 1933 - «Забегая наперёд», оригинальное название – «Looking Forward», режиссёр; 1933 - «Ночной полёт», оригинальное название – «Night Flight», режиссёр; 1934 - «Сэйди Макки», оригинальное название – «Sadie McKee», режиссёр; 1934 - «В цепи», оригинальное название – «Chained», режиссёр;
1935 - «Анна Каренина», оригинальное название – «Anna Karenina», режиссёр; 1935 - «Ах, дикость!», оригинальное название – «Ah, Wilderness!», режиссёр; 1936 - «Жена против секретарши», оригинальное название – «Wife vs. Secretary», режиссёр; 1936 - «Великолепная инсинуация», оригинальное название – «The Gorgeous Hussy», режиссёр; 1937 - «Завоевание», оригинальное название – «Conquest», режиссёр; 1938 - «Из человеческих сердец», оригинальное название – «Of Human Hearts», режиссёр; 1939 - «Восторг идиота», оригинальное название – «Idiot's Delight», режиссёр; 1939 - «Идут дожди», оригинальное название – «The Rains Came», режиссёр; 1940 - «Эдисон, человек», оригинальное название – «Edison, the Man», режиссёр; 1941 - «Приходи со мной жить», оригинальное название – «Come Live with Me», режиссёр; 1941 - «Они встретились в Бомбее», оригинальное название – «They Met in Bombay», режиссёр; 1943 - «Человеческая комедия», оригинальное название – «The Human Comedy», режиссёр; 1944 - «Белые скалы Дувра», оригинальное название – «The White Cliffs of Dover», режиссёр; 1944 - «Национальный бархат», оригинальное название – «National Velvet», режиссёр; 1946 - «Оленёнок», оригинальное название – «The Yearling», режиссёр; 1947 - «Песня любви», оригинальное название – «Song of Love», режиссёр; 1949 - «Осквернитель праха», оригинальное название – «Intruder in the Dust», режиссёр; 1950 - «Порадовать женщину», оригинальное название – «To Please a Lady», режиссёр; 1951 - «Ангелы у кромки поля», оригинальное название – «Angels in the Outfield», режиссёр; 1951 - «Это большая страна», оригинальное название – «It's a Big Country», режиссёр; 1952 - «Когда в Риме», оригинальное название – «When in Rome», режиссёр 1952 - «Плимутское приключение», оригинальное название – «Plymouth Adventure», режиссёр.

[476x700]
1890
Альфред Йодль (немецкое имя - Alfred Jodl)
военный деятель Германии, начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта, генерал-полковник (с 1 февраля 1944). 7 мая 1945 года подписал Акт капитуляции Германии. Рассматривался Нюрнбергским трибуналом как один из главных военных преступников и по решению суда был повешен. Альфред Йодль родился в Вюрцбурге, в семье отставного капитана артиллерии баварской армии. Начал военную службу в июле 1910 года фенрихом (кандидат в офицеры) в 4-м Баварском полку полевой артиллерии. Произведён в лейтенанты в октябре 1912 года. В начале войны командовал артиллерийским взводом, 24 августа 1914 года был тяжело ранен (в бедро) осколком гранаты, вернулся на службу в марте 1915 года. В ноябре 1914 года награждён Железным крестом 2-го класса. В мае 1915 года тяжело заболел, до декабря 1916 года числился в запасном батальоне 4-го Баварского артполка. С января 1916 года — обер-лейтенант. С декабря 1916 года — командир батареи (в различных артполках, в том числе в австрийском). С мая 1917 года — адъютант 19-го Баварского артполка. Награждён Железным крестом 1-го класса (в мае 1918 года), и ещё двумя орденами (баварским и австрийским). После войны продолжил службу в рейхсвере, командир батареи в различных частях (1919—1923). В 1920 году окончил секретные курсы офицера Генерального штаба. С сентября 1921 года — капитан. В 1923—1924 годах учился в Берлинском университете. В 1924—1931 годах — в штабе 7-й пехотной дивизии (Мюнхен). Произведён в майоры. В январе 1932 года переведён в Военное министерство, с октября 1932 года — начальник группы в оперативном управлении министерства. С октября 1933 года — подполковник. В 1934—1935 годах — командировка в турецкую армию. С июля 1935 года — начальник отдела оперативного управления штаба вермахта. В августе 1935 года произведён в полковники. С февраля 1938 года — начальник оперативного управления штаба вермахта. С ноября 1938 года — начальник 44-го артиллерийского командования (в Австрии). С апреля 1939 года — генерал-майор. С 27 августа 1939 года — вновь начальник оперативного управления штаба вермахта. Во время Второй мировой войны возглавлял оперативное управление Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ). 19 июля 1940 года, после Французской кампании, произведён в генерал-лейтенанты и в тот же день — в генералы артиллерии. 30 января 1944 года Йодлю присвоено звание генерал-полковника. 20 июля 1944 года получил знак за ранение (во время покушения Штауффенберга на Гитлера). 7 мая 1945 года награждён Рыцарским крестом Железного креста и в тот же день награждён Дубовыми Листьями (№ 865) к Рыцарскому кресту. В своих воспоминаниях о встрече с Йодлем осенью 1943 года Маннергейм, ещё раз подтвердив своё решение не допускать вовлечения Финляндии в тотальную войну, так описывает ответ Йодля: «Ни у одной нации нет большего долга, чем сохранение своей страны. Все другие точки зрения должны уступить этому путь, и никто не имеет права требовать, чтобы какой-либо народ стал умирать во имя другого народа.» В одной из своих записей в дневнике, сделанных в самом конце войны, он пишет: «Если у армии не осталось никаких резервов, то борьба до последнего солдата не имеет никакого смысла». Но в это время, в связи со сложившейся в государстве ситуацией, эта тема была запретной. После захвата союзниками моста у Ремагена Гитлером было составлено указание о «летучих полевых судах», согласно которому любой военнослужащий, независимо от его ранга, подлежал расстрелу на месте без суда и следствия, если он, по мнению суда, проявил трусость. 23 мая 1945 года Йодль вместе с остальными членами правительства Дёница был арестован во Фленсбурге. Судим Нюрнбергским трибуналом как один из главных военных преступников. На допросах Йодль ссылался на известное положение о том, что солдат не может нести ответственность за решения политиков. Несмотря на то, что ни Генеральный штаб, ни Верховное командование вермахта (OKW) преступными организациями признаны не были, а вермахту обвинения вообще не были предъявлены, Международный трибунал признал его виновным и приговорил к смертной казни. После опубликования Московского заявления от 30 октября 1943 года, подписанного совместно представителями Великобритании, США и СССР, было признано, что отныне незаконные действия, совершаемые по приказу командира или правительства, не снимают ответственности с исполнителя этих приказов. По естественным причинам под этим изменением военных кодексов не было подписи Германии. Дополнительно была сделана оговорка, что долгом солдата является выполнение любого приказа, преступность которого не очевидна. В противоположном случае не выполнивший приказ мог быть оправдан.
[700x539]
На рассвете 16 октября 1946 года генерал-полковник Альфред Йодль был повешен. Последними словами были: «Приветствую тебя, Германия!» Тело его было кремировано, а прах тайно вывезен и развеян.
Йодль был полностью оправдан при пересмотре дела мюнхенским судом в феврале 1953 года, однако уже в сентябре того же года баварский министр «политического освобождения» под давлением общественности отозвал решение об отмене приговора нюрнбергского суда.
[500x700]
Надгробие семейства Йодль
Награды: Железный крест, 1-го и 2-го класса; Знак за ранение чёрный; Почётный крест ветерана войны (1934); Медаль «В память 13 марта 1938 года» (1938); Рыцарский крест железного креста с Дубовыми Листьями; Рыцарский крест (7 мая 1945); Дубовые листья (№ 865) (7 мая 1945). Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. — Москва: АСТ, 2002. — 944 страницы — 5000 экземпляров — ISBN 5-271-05091-2; Митчем С., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. — Смоленск: Русич, 1995. — 480 с. — (Тирания). — 10 000 экземпляров — ISBN 5-88590-287-9; Гордиенко А.Н. Командиры Второй мировой войны. Том 1., Минск, 1997. ISBN 985-437-268-5; Correlli Barnett. Hitler's Generals. — New York, NY: Grove Press, 1989. — 528 p. — ISBN 0-802-13994-9; Gerd F. Heuer. Die Generalobersten des Heeres, Inhaber Hцchster Kommandostellen 1933—1945. — 2. — Rastatt: Pabel-Moewig Verlag GmbH, 1997. — 224 p. — (Dokumentationen zur Geschichte der Kriege). — ISBN 3-811-81408-7.

1891
Махмуд Мухтар
египетский скульптор, основоположник национальной скульптурной школы 20 в. Родился в селе Тунбара, близ города Махалла-эль-Кубра. Учился в Художественном институте в Каире (с 1908) и Школе изящных искусств в Париже (1910-е гг.); испытал влияние О.Родена. Автор проникнутых пафосом национального возрождения монументальных произведений (монумент "Пробуждение Египта" в Каире, гранит, 1919—1928), а также станковой серии поэтичных, символически-обобщенных образов египетских крестьян ("Крестьянка", мрамор, 1928; "Хамсин", известняк, 1929; оба произведения — в Музее Мухтара, Каир). Стремился к утверждению наследственной связи современного и древнего египетского искусства. Умер в Каире 27 марта 1934 года. Литература: Ковтунович О., Махмуд Мухтар, Москва, 1971.

1891
Вальтер Феттер
немецкий музыковед. Профессор музыкознания в Бреславле, Грейфсвальде, затем (1946-1958) в университете имени Гумбольдта в Берлине. Национальная премия ГДР (1957).

[507x700]
1894
Дмитрий Зиновьевич Тёмкин (Dimitri Tiomkin)
американский композитор российского происхождения, внёс большой вклад в развитие жанра киномузыки, четырёхкратный обладатель премии Оскар. Дмитрий Тёмкин родился в Кременчуге Полтавской губернии, в еврейской семье. Его отец, Зиновий Ионович Тёмкин (1865—1942), врач по профессии, после вторичной женитьбы в 1921 году поселился в Берлине, затем в Париже (1924), где занимался общественной деятельностью, был членом президиума Всемирного союза сионистов-ревизионистов, председателем организации сионистов-ревизионистов Франции. Начальное музыкальное образование Дмитрий получил от своей матери — Марии Давидовны Тёмкиной (урождённой Тартаковской, фото), которая преподавала игру на фортепьяно, и уже к тринадцати годам стал студентом Санкт-Петербургской консерватории. Обучался по классу фортепьяно у Феликса Михайловича Блуменфельда и Изабеллы Афанасьевны Венгеровой, а по классу композиции, гармонии и контрапункта у Александра Константиновича Глазунова. На жизнь зарабатывал частными уроками, Дмитрий Тёмкин аккомпанировал балерине Тамаре Карсавиной и знаменитому французскому комику Максу Линдеру во время его выступлений в Санкт-Петербурге в рамках большого европейского турне. Подрабатывал тапёром в кино — последнее и ввело его в мир киномузыки. В свободное время посещал литературно-артистическое кабаре Бродячая собака, пристанище модернистов и культурной богемы. Здесь Дмитрий Тёмкин водил дружбу с другим одарённым студентом консерватории Сергеем Прокофьевым и танцором Михаилом Фокиным. В этом же кабаре Дмитрий впервые услышал американскую музыку — «Alexander’s Ragtime Band» Ирвинга Берлина и других авторов, работавших в стилях регтайм и блюз, нарождавшийся джаз. После революции 1917 года Дмитрий Тёмкин служил в политуправлении Петроградского военного округа, был одним из организаторов масштабных музыкальных действ нового времени, таких как первомайская «Мистерия освобождённого труда» и грандиозная инсценировка «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября 1920 года), в которой было задействовано около тысячи артистов, в том числе 500 музыкантов. Однако надежд на большую музыкальную карьеру в России того времени было мало, и в 1921 году Тёмкин эмигрировал в Берлин, к своему отцу. В столице Германии молодой пианист брал уроки у Ферруччо Бузони и его учеников: Эгона Петри и Михаэля Задора. В 1924 году Дмитрий Тёмкин отправился на гастроли в Париж, а вскоре, по совету Фёдора Шаляпина, переехал в Соединённые Штаты, где первое время аккомпонировал балетной труппе, которую возглавляла балерина и хореограф Альбертина Раш (фото), ставшая вскоре его женой. В 1928 году Тёмкин с большим успехом выступил на европейской премьере Фортепьянного концерта Джорджа Гершвина в Париже. Голливудская карьера Дмитрия Тёмкина началась в 1929 году. Приглашение в Голливуд стало спасением от надвигающегося экономического кризиса, поставившего «Американский Балет Альбертины Раш» на грань разорения. Труппа дала представление на премьере одного из первых звуковых фильмов Бродвейская мелодия (Brodway Melody, производство Metro-Goldwyn-Mayer) в Китайском театре Граумана (Grauman’s Chinese Theatre) и была замечена. К концу года Альбертина сделала постановку танцевальных номеров уже для трех мюзиклов MGM, а Дмитрий Тёмкин снабжал труппу музыкой собственного сочинения. К началу 30-х годов Тёмкин стал одним из самых заметных композиторов Голливуда. Большой успех выпал на долю его сочинений для вестернов — киножанра, находившегося на пике популярности в Америке того времени. На часто задаваемый вопрос, как он, выходец из России, может так тонко чувствовать поэтику равнин американского Запада, Тёмкин отвечал «Степь она и есть степь!», предпочитая использовать это слово (steppe) традиционному американскому прерия (prairie). Важным событием в жизни Тёмкина стала его встреча с Фрэнком Капрой, знакомство с которым переросло в дружбу и многолетнее сотрудничество. Первой их совместной работой стал фильм Потерянный горизонт (Lost Horizon, 1937). В этой работе Тёмкин применил много новаций: экспериментировал со звуком, использовал необычные тембровые комбинации, диалоги героев также были «подзвучены», причём инструментовка соответствовала тембру голоса актёра. Музыка к этому фильму была номинирована на Academy Award. Среди работ Тёмкина 1930-х годов также можно выделить его обработку музыки Иоганна Штрауса для фильма «Большой вальс» (1938), посвященного австрийскому композитору. В годы Второй мировой войны Тёмкин по заказу американской армии писал музыку для документальных пропагандистских фильмов. Всего таких фильмов было снято двенадцать, в том числе The Negro Soldier (1944) и The Battle of San Pietro (1945). За эту работу Тёмкин был удостоен специальной награды от военного ведомства США. Триумфальной для Дмитрия Тёмкина стала церемония Оскар 1953 года. Композитор получил сразу две золотые статуэтки: за музыку к вестерну «Ровно в полдень» (1952) и за песню «Do Not Forsake Me» из этого же фильма. Премия Оскар присуждалась Дмитрию Тёмкину ещё дважды: за музыку к фильмам «Высокий и могучий» (1955) и «Старик и море» (экранизация повести Эрнеста Хемингуэя, 1958). Всего же за свою более чем тридцатилетнюю карьеру в кино Тёмкин номинировался на эту награду 22 раза. В 1972 году Тёмкин вторично женился на Оливии Синтии Пэтч (род. 1946) из пэрского семейства и поселился в Лондоне. Однажды Дмитрию Тёмкину довелось выступить в несвойственной для себя роли кинопродюсера — фильм «Золото Маккенны» (1969), собравший целое созвездие именитых актёров, был особенно популярен в Советском Союзе. Последней его работой в большом кино стала музыка к биографическому фильму Игоря Таланкина «Чайковский», поставленному на Мосфильме в 1971 году. В связи со съёмками фильма ему в этом же году впервые с 1921 года и в последний раз в жизни удалось посетить Москву. Кроме множества самых престижных наград в мире кино и музыки, Дмитрий Тёмкин дважды награждался французским Орденом почётного легиона (как кавалер и как офицер), а также испанским Крестом кавалера Ордена Изабеллы Католической. Дмитрий Тёмкин скончался в Лондоне 11 ноября 1979 года. Его произведения продолжают использоваться в фильмах. Скажем, в начальных титрах нашумевшей картины Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (2009) звучит тёмкинская тема из «Форта Аламо». Жена Дмитрия Тёмкина — балерина Альбертина Раш (1891—1967) — была хореографом ряда голливудских мюзиклов. Дядя Дмитрия Тёмкина — Владимир Ионович Тёмкин (1861—1927) — видный российский сионистский деятель, с 1893 по 1917 год — казённый раввин Елисаветграда, с 1925 года — первый президент Всемирного союза сионистов-ревизионистов.

1895
Александра Ивановна Гаврилова
советская балерина. В 1911 по окончании. Санкт-Петербургской хореографической школы И. Чистякова поступила в труппу Санкт-Петербургского народного дома. В 1918-1936 - прима-балерина Театра оперы и балета (Киев). Выступала в ведущих партиях: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот"), Царь-девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Сванильда ("Коппелия), Тао Хоа ("Красный цветок"). Искусство Гавриловой отличалось одухотворённостью, драматической силой и высокой техникой танца. С 1918 совместно с Чистяковым руководила Киевской хореографической школой, воспитавшей плеяду мастеров украинского балета. Умерла 6 апреля 1940 года.

1897
Эйнар Хенри Герхардсен
норвежский политический деятель, один из лидеров норвежских социал-демократов (в 1936-1945 гг. секретарь центрального правления Норвежской рабочей партии, в 1945-1965 гг. ее председатель); в 1945-1951, 1955-1965 гг. (с перерывом) премьер-министр.

1897
Марк Давыдович Гофман-Згода
российский режиссер. В 1913-1915 гг. учился в театральном училище при Одесском театре. В 1920 г. был художественным руководителем театра в Евпатории, в 1927-1929 гг. работал в Киевском художественном объединении актеров русской драмы. В 1929 г. начал работу в кино на Киевской киностудии с начала помощником режиссера, а с 1935 г. – режиссером научно-популярных фильмов. В 1935 г. перешел на работу, на киностудию «Сибтехфильм». За годы работы на этой студии (до 1948) поставил 29 фильмов с разнообразной тематикой. С 1948 г. – режиссер Свердловской киностудии научно-популярных и учебных фильмов.

1897
Уолтер Лоуэнфелс
американский поэт и публицист. В 1920-х - начале 1930-х жил в Европе, где и вышли первые его поэтические сборники: "Эпистолы и эпизоды" (1925), "США - с музыкой" (1930), "Самоубийство" (1934), в которых ощутим весь комплекс настроений, присущих писателям и героям "потерянного поколения". Вернувшись в США, он попадает под идеологический дурман атмосферы "красного десятилетия" и уже до конца жизни сохраняет верность идеалам этой эпохи. В 1937 г. выходит его поэма "Сталь", посвященная американским сталеварам, а с 1938 г., начав сотрудничать в органе американских коммунистов газете "Дейли уоркер", он надолго отходит от поэтического творчества, вернувшись к нему лишь в начале 1950-х гг. При всей публицистической ангажированности, подчас весьма тенденциозной, лучшим стихам Лоуэнфелса присущ и лиризм, и явно выраженное философское начало.

1897
Фрэнсис Паркер Шепард (Shepard)
американский геолог, один из основателей современной морской геологии, доктор философии (1922). Родился в Бруклайне, штат Массачусетс, США. В 1919 г. окончил Гарвардский университет. С 1939 г. профессор геологии в Иллинойском университете (Чикаго), с 1942 г. работал в Океанографическом институте Скриппса в Ла-Холье (Калифорнийский университет Сан-Диего) и научных учреждениях ВМС США. В 1951-1958 гг. руководил многолетними исследованиями осадков Мексиканского залива, проводимыми Американским нефтяным институтом. Президент международной ассоциации седиментологов (1958-1963). Сочинения: Recent sediments, northwest Gulf of Mexico, Tulsa, 1960 (совместно с другими); Our changing coastlines, N.Y., 1971 (совместно с H.R.Wanless); в русском переводе— Земля под морем, Москва, 1964; Подводные морские каньоны, Ленинград, 1972 (совместно с Р.Диллом); Морская геология, 3-е издание, Ленинград, 1976.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 мая родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»