• Авторизация


30 ноября родились... 30-11-2015 05:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[621x699]
1667
Джонатан Свифт (Jonathan Swift)
англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор знаменитой фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны. Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию. Свифт родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Его отец (также по имени Джонатан Свифт, 1640—1667), мелкий судейский чиновник, умер, когда сын ещё не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра и пожизненное скептическое отношение к научным премудростям. В связи с гражданской войной, начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. В Англии он служил секретарём у сына знакомого матери (по другим сведениям, её дальнего родственника) — состоятельного отставного дипломата Уильяма Темпла (Sir William Temple). В имении Темпла Свифт впервые встретил Эстер Джонсон (1681—1728), дочь служанки, рано потерявшую отца. Эстер тогда было всего 8 лет; Свифт стал её другом и учителем. В 1690 году он вернулся в Ирландию, хотя позже неоднократно посещал Темпла. Для поиска должности Темпл вручил ему характеристику-рекомендацию, в которой отмечались хорошее знание латинского и греческого языков, знакомство с французским и отменные литературные способности. Темпл, сам известный эссеист, сумел оценить незаурядный литературный талант своего секретаря, предоставил ему свою библиотеку и дружескую помощь в житейских делах; взамен Свифт помогал Темплу в подготовке его обширных мемуаров. Именно в эти годы Свифт начинает литературное творчество, сначала как поэт. Влиятельного Темпла посещали многочисленные именитые гости, включая короля Вильгельма, и наблюдение за их беседами дало неоценимый материал будущему сатирику. В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут (Kilroot). Однако вскоре Свифт, по его собственным словам, «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696—1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» (опубликованы в 1704 году), а также несколько поэм. В январе 1699 года умер покровитель, Уильям Темпл. Темпл был одним из тех немногих знакомых Свифта, о ком он написал лишь добрые слова. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен служителем (пребендарием) собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди — автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя.
[525x700]
Бюст Свифта в Соборе Святого Патрика, автор: Патрик Каннингем (Patrick Cunningham), 1766.
В 1702 году Свифт получил степень доктора богословия в Тринити-колледже. Сближается с оппозиционной партией вигов. Авторитет Свифта как писателя и мыслителя растёт. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издаёт (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); первая из них снабжена многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Отметим, что почти все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами или вообще анонимно, хотя его авторство обычно не составляло секрета. В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор) и проживал там до конца 1707 года. В одном из писем он сравнил распри вигов и тори с кошачьими концертами на крышах. Около 1707 года Свифт познакомился с другой девушкой, 19-летней Эстер Ваномри (англ. Esther Vanhomrigh, 1688—1723), которую Свифт в своих письмах называл Ванессой. Она, как и Эстер Джонсон, росла без отца (торговца-голландца). Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту — «грустные, нежные и восхищённые»: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне…» В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года, но документальных подтверждений этому не обнаружено. В 1710 году тори во главе с Генри Сент-Джоном, впоследствии виконтом Болингброком, пришли к власти в Англии, и Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства. В некоторых областях их интересы действительно совпадали: тори свернули войну с Людовиком XIV (Утрехтский мир), осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Именно к этому и призывал ранее Свифт. Кроме того, они с Болингброком, талантливым и остроумным писателем, подружились. В знак благодарности Свифту предоставили страницы консервативного еженедельника (The Examiner), где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта. 1713 год: с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др. В 1714 году виги вновь вернулись к власти. Болингброк, обвинённый в сношениях с якобитами, эмигрировал во Францию. Свифт направил письмо изгнаннику, где просил располагать им, Свифтом, по своему усмотрению. Он добавил, что это первый случай, когда он обращается к Болингброку с личной просьбой. В этом же году умерла мать Ванессы. Оставшись сиротой, она переезжает в Ирландию, поближе к Свифту. В 1720 году палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. Лондон немедленно использовал новые права для создания привилегий английским товарам. С этого момента Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии. Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа: «Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии».
[700x384]
В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».1723 год: смерть Ванессы. Она заразилась туберкулёзом, ухаживая за младшей сестрой. Переписка её со Свифтом за последний год была по какой-то причине уничтожена. 1724 год: анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. Премия, назначенная Картеретом тому, кто укажет имя автора, осталась невручённой. Удалось найти и отдать под суд печатника «Писем», однако присяжные единодушно его оправдали. Премьер-министр лорд Уолпол предложил арест «подстрекателя», но Картерет пояснил, что для этого понадобится целая армия. В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (1725), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья — чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки. В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки. В 1728 году умерла Стелла. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе — в 1735 году. В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Умер в Дублине 19 октября 1745 года. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон. На его могильной плите высечена составленная им эпитафия: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы». Ещё ранее, в 1731 году, Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», содержащую своеобразный автопортрет:
Эпитафия Свифта самому себе. Собор Святого Патрика:
Поставил автор цель благую —
Лечить испорченность людскую.
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…
Сдержи перо он и язык,
Он в жизни многого б достиг.
Но он не помышлял о власти,
Богатство не считал за счастье…
Согласен я, декана ум
Сатиры полон и угрюм;
Но не искал он нежной лиры:
Наш век достоин лишь сатиры.
Всем людям мнил он дать урок
Казня не имя, но порок.
И одного кого-то высечь
Не думал он, касаясь тысяч.
— Перевод Ю.Д.Левина
Большую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой. В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги ещё при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью. В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается. Мировоззрение Свифта, по его собственным словам, окончательно сложилось ещё в 1690-е годы. Позднее, в письме от 26 ноября 1725 года своему другу, поэту Александру Поупу. Свифт пишет, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным». Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел (скорее, наоборот, отмечал деградацию), а к научному прогрессу он относился скептически и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера». Важную роль в поддержании общественной морали Свифт отводил англиканской церкви, которая, по его мнению, относительно меньше испорчена пороками, фанатизмом и произвольными извращениями христианской идеи — по сравнению с католицизмом и радикальным пуританизмом. В «Сказке бочки» Свифт высмеивал теологические споры, а в «Путешествиях Гулливера» описал знаменитую аллегорию непримиримой борьбы тупоконечников против остроконечников. В этом, как ни странно, причина его неизменных выступлений против религиозной свободы в британском королевстве — он считал, что религиозный разброд подрывает общественную мораль и человеческое братство. Никакие богословские разногласия, по мнению Свифта, не являются серьёзной причиной для церковных расколов, и тем более — для конфликтов. В памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708) Свифт протестует против либерализации религиозного законодательства в стране. По его мнению, это приведёт к размыву, а в перспективе — к «отмене» в Англии и христианства, и всех связанных с ним моральных ценностей. В таком же духе выдержаны и другие саркастические памфлеты Свифта, а также — с поправкой на стиль — его письма. В целом творчество Свифта можно рассматривать как призыв найти пути улучшить человеческую природу, отыскать способ возвысить её духовную и разумную составляющие. Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов. Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине большую услугу, чем все политики, взятые вместе». Свифта иногда изображают мизантропом, ссылаясь на то, что в своих произведениях, особенно в IV путешествии Гулливера, он беспощадно бичует человечество. Однако такой взгляд трудно совместить со всенародной любовью, которой он пользовался в Ирландии. Трудно также поверить, что Свифт изобразил нравственное несовершенство человеческой природы с целью поиздеваться над ней. Критики отмечают, что в обличениях Свифта чувствуется искренняя боль за человека, за его неумение достичь лучшей участи. Больше всего Свифта выводило из себя излишнее человеческое самомнение: он писал в «Путешествиях Гулливера», что готов снисходительно отнестись к любому набору человеческих пороков, но когда к ним прибавляется ещё и гордость, «терпение моё истощается». Проницательный Болингброк как-то заметил Свифту: если бы он действительно ненавидел мир так, как изображает, он бы так на этот мир не злобствовал. В другом письме Александру Поупу (от 19 сентября 1725 года) Свифт так определил свои взгляды: «Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми». Книги: «Битва книг», (The Battle of the Books, 1697); «Сказка бочки (англ.)», (A Tale of a Tub, 1704); «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella, 1710—1714); «Путешествия Гулливера» (Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Several Ships) (1726). Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году, издав «Битву книг» — нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоят выше, нежели современные сочинения — как в художественном, так и нравственном отношении. «Сказка бочки» — тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев, которые олицетворяют три ветви христианства — англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность — в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты — он апеллирует только к разуму и здравому смыслу. Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus — анаграмма от decanus, то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами — одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» — верного и заботливого друга. «Путешествия Гулливера» — программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы — выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму. Стихотворные произведения Свифт писал, с перерывами, всю свою жизнь. Их жанры варьируют от чистой лирики до язвительной пародии. Из многих десятков свифтовских памфлетов и писем наибольшую известность получили: «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708); «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» (A Proposal for Correcting, Improving and Ascertaining the English Tongue, 1712); Письма суконщика (1724—1725); Скромное предложение (1729). Жанр памфлета существовал ещё в античные времена, но Свифт придал ему виртуозную художественность и, в определённом смысле, театральность. Каждый его памфлет написан с позиций некоторого персонажа-маски; язык, стиль и содержание текста тщательно отобраны именно для этого персонажа. При этом в разных памфлетах маски совершенно разные. В издевательском памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708, опубликован в 1711 году) Свифт отвергает попытки вигов расширить религиозную свободу в Англии и отменить некоторые ограничения для диссидентов. Для него отказ от привилегий англиканства означает попытку занять чисто светскую позицию, стать выше всех конфессий, что в конечном счёте означает отказ от опоры на традиционные христианские ценности. Выступая под маской либерала, он соглашается с тем, что христианские ценности мешают проведению партийной политики, и поэтому закономерно встаёт вопрос об отказе от них: «Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею — все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни. Либерал, однако, доказывает далее, что религия может быть в некоторых отношениях полезна и даже выгодна, и рекомендует воздержаться от её полной отмены.» К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М.Б.» (возможно, намёк на Марка Брута, которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование. В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями. Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (Isaac Bickerstaff), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть. В честь Свифта названы: кратер на Луне; кратер на одном из угаданных им спутников Марса; площадь (Dean Swift Square) и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах. В Дублине установлены два бюста Свифта: в Тринити-колледже, мраморный, автор: Луи Франсуа Рубийяк (французское имя - Louis Franзois Roubillac), 1749; в соборе святого Патрика, автор: Патрик Каннингем (Patrick Cunningham), 1766. Джонатан Свифт в современном искусстве: Дом, который построил Свифт — телевизионный художественный фильм 1982 года режиссёра Марка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина. Заметив, что многие могилы в соборе святого Патрика запущены и памятники разрушаются, Свифт разослал родственникам покойных письма, в которых требовал немедленно прислать деньги для ремонта памятников; в случае отказа он пообещал привести могилы в порядок за счёт прихода, но в новой надписи на памятниках увековечить скупость и неблагодарность адресата. Одно из писем было направлено королю Георгу II. Его величество оставил письмо без ответа, и в соответствии с обещанием на надгробной плите его родственника были отмечены скупость и неблагодарность короля. Придуманные Свифтом слова «лилипут» (lilliput) и «йеху» (yahoo) вошли во многие языки мира. В «Путешествиях Гулливера» упоминаются два спутника Марса, открытые только в XIX веке, причём хотя их расстояние от Марса и период обращения не соответствуют действительности, но третий закон Кеплера выполняется. Однажды на площади перед собором собралась и подняла шум многочисленная толпа. Свифту доложили, что это горожане готовятся наблюдать солнечное затмение. Раздражённый Свифт велел передать собравшимся, что декан отменяет затмение. Толпа затихла и почтительно разошлась. Большая часть состояния Ванессы, согласно её завещанию, отошла Джорджу Беркли, другу Свифта, в будущем известному философу. Свифт высоко ценил Беркли, который тогда был деканом в ирландском городе Дерри. Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772—1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям». Перевод выполнил с французского издания Ерофей Каржавин. Сочинения: The prose works, v. 1-14, Oxf., 1939-1968; The poems, v. 1-3, Oxf., 1958; в русском переводе. - Памфлеты, Москва, 1955; Сказка о бочке, Москва, 1930; Путешествия в некоторые отдаленные страны Лемюэля Гулливера, Москва, 1967. Литература: Заблудовский М.Д., Сатира и реализм Свифта, в сборнике: Реализм XVIII в. на Западе, Москва, 1936; Джонатан Свифт. Дневник для Стеллы. — Москва: Наука, 1981. — 624 страницы. — (Литературные памятники); Джонатан Свифт. Избранное. — Ленинград: Художественная литература, 1987; Джонатан Свифт. Памфлеты. — Москва:ГИХЛ, 1955. — 334 страницы; Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Дневник для Стеллы. Письма. Памфлеты. Стихи на смерть доктора Свифта. — Москва:НФ «Пушкинская библиотека», 2003. — 848 страниц. — (Золотой фонд мировой классики). — ISBN 5-17-018616-9; Дейч А.И., Зозуля Е.Д. Свифт. — 1933. — 168 страниц. — (Жизнь замечательных людей); Кагарлицкий Ю. Был ли Свифт научным фантастом? // Фантастика. — Москва: Молодая гвардия, 1965. — № 3; Левидов М.Ю. Джонатан Свифт. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. — Москва: Вагриус, 2008. — 512 страницы. — (Одинокие сердца). — ISBN 978-5-9697-0571-5; Муравьёв В. Джонатан Свифт. — Москва: Просвещение, 1968. — 304 страницы; Муравьёв В. Путешествие с Гулливером. — Москва: Книга, 1972. — 208 страниц; Яковенко В.И. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность. — Санкт-Петербург, 1891. — 109 страниц. — (Биографическая библиотека Флорентия Павленкова); Craik Н., The life of Jonathan Swift, v. 1-2, L., 1894; Quintana R., The mind and art of Jonathan Swift, L. — N. Y., 1936; Williams K., Jonathan Swift and the age of compromise, Lawrence, 1958; Ehrenpreis ., Swift..., v. 1-2, L., 1964-1967; Swift. Ed. by . J. Rawson, L., (1971).

[513x699]
1670
Джон Толанд (John Toland)
английский философ. Родился близ Лондондерри, Северная Ирландия. Учился в университетах Глазго, Эдинбурга, Лейдена и Оксфорда. В несохранившемся сочинении "Племя левитов" (1691) и книге "Христианство без тайн" (1696) выступил против христианской религии и церкви. По обвинению в нападках на религию и нравственность книга была сожжена (1697), Толанд был приговорен к тюремному заключению, но бежал. Он много путешествовал, по приглашению прусской королевы Софии Шарлотты, увлекавшейся философией, некоторое время жил в Берлине. Беседы с королевой, а впоследствии переписка с ней послужили Толанду основой для написания его наиболее выдающегося произведения «Письмо к Серене». Умер он в Патни, близ Лондона в жестокой нужде 11 марта 1722 года. Основные идеи Толанда, оказавшие влияние на развитие английского и французского материализма XVIII в., связаны с доказательством единства материи и движения, признанием движения существенным свойством материи. Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, мыслитель рисует впечатляющую картину беспрерывного движения «мировой материи», извечного круговорота природы, постоянного созидания и разрушения, возникновения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира. Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё, Толанд настаивал на неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной. Мышление Толанд рассматривал в связи с деятельностью мозга, считал его «особенным движением» мозга как «специального органа этой способности». Очень жёстко критиковал религию и церковь с точки зрения материализма, однако полностью атеистическую позицию считал, как и многие мыслители того времени, безнравственной. Стоит отметить, что Толанд был первым философом Нового времени, посвятившим Ипатии Александрийской специальное сочинение. Сочинения: The miscellaneous works, v. 1—2, L., 1747; в русском переводе, в книге: Английские материалисты XVIII в., том 1, Москва, 1967.
Литература: Виноградов Н.Д. Джон Толанд и его философско-религиозные взгляды //Вопросы философии и психологии. Книга 120. Москва, 1913; Недзельский Ф.В. Толанд о делимости материи // Cборник: «Некоторые философские проблемы естествознания». Москва, 1969; Мееровский Б.В. Джон Толанд — Москва: Мысль, 1979. — 190 страниц; Тымянский Г.С. Джон Толанд // Под знаменем марксизма. 1924. № 10-11; Салимова К.И. Материализм Джона Толанда // Вопросы философии. 1956. № 1; Щеглов А. Материализм Джона Толанда // Под знаменем марксизма.1938. № 10; Мееровский Б.В., Английский материализм XVIII в., в книге: Английские материалисты XVIII в., том 1, Москва, 1967; Джохадзе Д.В., Дж.Толанд в книге: История диалектики XIV—XVIII вв., Москва, 1974; Lantoine A., J. Toland. 1670-1722, Р.,1927.

1693
Кристоф (Генрих) Фёрстер (Fцrster)
Немецкий композитор. Родился в Бибре, Тюрингия. Умер в Рудольштадте 5 или 6 декабря 1745 года.

[552x699]
1699
Кристиан VI (датcкое имя - Christian 6)
король Дании и Норвегии с 12.10.1730. Из династии Ольденбургов. Сын датского короля Фредерика IV и Луизы Мекленбург-Гюстовской. Женился на Софии Магдалене Бранденбург-Кульмбахской. Кристиан известен, прежде всего, как религиозный правитель. Воспитание он получил более тщательное, нежели предыдущие правители. Его учителя были приверженцами пиетизма. Выросший под их влиянием Кристиан был глубоко предан этому мистическому течению и в течение всего правления старался распространить его среди своих подданных. Религиозное давление наряду с недостатком личного обаяния сделало его одним из самых непопулярных королей Дании. Позже историки пытались изменить его образ, подчёркивая, что он был не только нетерпимым, но ещё и трудолюбивым и добросовестным государственным деятелем. Негативное впечатление о нём, однако, сохранилось. Главным событием внутренней политики было принятие в 1733 году закона, запрещавшего крестьянам покидать своё постоянное место жительства, им также вменялось в обязанность подчиняться местной знати и армии (дат. stavnsbеndet). Хотя первоначальная идея заключалась в обеспечении постоянного числа солдат из числа крестьян, он был расценен как окончательное подчинение датского крестьянства, ликвидировав результаты принятого при Фредерике IV акта об отмене крепостного права. Закон очень навредил репутации короля и в 1788 году был отменён. Религиозные воззрения Кристиана, конечно, очень влияли на церковную политику государства. На первый взгляд ему удалось добиться своих целей, но приходские священники и простой народ тайно сопротивлялись проводимой политике, и после смерти короля пиетизм быстро потерял поддержку в государстве. Но это не означает, что он не оставил никакого следа в истории Дании. Он повлиял на поэзию того времени, среди последователей пиетизма был поэт и епископ Ганс Адольф Брорсон. Другим итогом деятельности Кристиана было введение конфирмации в 1736 году. Во внешней политике того времени преобладали стремления к сохранению мира, Дания строго соблюдала нейтралитет. Торговля и коммерция успешно развивались, были основаны новые компании и банки. Помимо религиозной деятельности правление Кристиана связано с широкомасштабными строительными работами. Его супруга также принимала деятельное участие в строительстве. Среди зданий того времени: замок Кристиансборг (построен в 1732-1742 годы, сгорел в 1794 году, перестроен); дворец Хиршхольм (построен в 1737-1739 годы, разрушен в 1812 году) на севернее Зеландии; Эрмитаж (построен в 1734-1736 годы). Эти роскошные здания были возведены для олицетворения величия Дании, но также стали тяжёлым экономическим бременем для населения. Всё время царствования Кристиана первый национальный театр «Датская сцена», основанный при его отце, был закрыт. Постановки возобновились только в 1748 году. Великий датский драматург Людвиг Хольберг положил перо в самом расцвете своего творчества. Кристиан, впрочем, заботился о процветании наук, распространении просвещения, улучшении судопроизводства, торговли, промышленности. С детства Кристиан был слаб здоровьем, что и привело к его преждевременной кончине. Умер 6 августа 1746 года. Похоронен он был в соборе города Роскилле. Скульптор Йоханнес Видевельт по поручению жены Кристиана построил мемориал в стиле неоклассицизма, что положило начало распространению этого художественного течения в Дании. Памятник был сделан из мрамора и закончен в 1768 году, но был установлен только к 1777 году. Он представляет собой саркофаг с двумя женскими фигурами «Sorgen» («Горе») и «Berшmmelsen» («Известность»).

1699
Шамсаддин Рафи Мухаммад II
монархический правитель Индии (1719-1719). Умер 11 июня 1719 года.

1723
Уильям Ливингстон
американский политик, первый губернатор штата Нью-Джерси. Умер 25 июля 1790 года.

[481x699]
1736
Самуил (Сэмюэль) Карлович Грейг (английское имя - Samuel Greig)
адмирал. Родился в Инверкитинге, Шотландия. По национальности шотландец, сын капитана торгового судна. военачальник, адмирал (1782), почетный член Санкт-Петербургской Академии наук (1783). Выходец из Шотландии, сын капитана торгового судна. С 1750 волонтер в английском флоте. В ходе Семилетней войны 1756-1763 участвовал в морских сражениях и штурмах крепостей с моря. С 1762 лейтенант. В 1764 по приглашению посла в Лондоне СР. Воронцова прибыл в Россию, принят на российскую службу капитаном 1-го ранга. В 1764-1768 командовал рядом кораблей Балтийского флота. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 в составе эскадры адмирала Г.А.Спиридова участвовал в 1-й Архипелагской экспедиции, был советником по морским делам главнокомандующего А.Г.Орлова. Командуя линейным кораблем «Три иерарха», отличился в сражении в Хиосском проливе (24 июня 1770). В Чесменском морском сражении арьергард русской эскадры под командованием Грейга уничтожил турецкий флот. За боевые заслуги в 1770 возведен в потомственное дворянство. В 1772 атаковал с моря турецкую крепость Чесма, в 1773-1774 командовал эскадрой, направленной из Кронштадта в Средиземное море. В мае 1775 на линейном корабле «Исидор» доставил в Кронштадт захваченную Орловым княжну Е.Тараканову, назначен главным командиром Кронштадтского порта (1775) и начальником флотской дивизии (1777).
[700x357]
По проекту Грейга на Архангельской верфи сооружены девять 66-пушечных линейных кораблей. В 1783 под руководством Грейга впервые в практике русского флота обшита медными листами подводная часть корабля, что улучшило его ходовые качества (к 1787 эта операция проведена на всех линейных кораблях Балтийского флота, готовившихся к новому походу на Архипелаг). В 1780-х гг. под руководством Грейга осуществлены работы по реконструкции порта, доков и каналов в Кронштадте, сооружен комплекс Морского госпиталя. С 1785 Грейг руководил работами по перенесению Адмиралтейства из Санкт-Петербурга в Кронштадт, строительством Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске. С начала русско-шведской войны 1788-1790 Грейг назначен командующим Балтийским флотом. Русская эскадра под командованием Грейга нанесла поражение шведскому флоту в Гогландском морском сражении и вскоре блокировала его в районе крепости Свеаборг. Осенью Грейг простудился и по высочайшему повелению отправлен на корабле «Ростислав» из-под Свеаборга в Ревель, где и умер 15 октября 1788 года.

[552x699]
1753
Иоганн Баптист Шенк (Johann Baptist Schenk)
австрийский композитор. Родился в Винер-Нойштадте. Учился у Антона Штолла, хормейстера из Бадена. Переехав в Вену продолжил учёбу у Вагензейля. Автор зингшпилей "Сбор винограда", "Деревенский цирюльник", "Нищий студент", "Охота". После 1802 сосредоточился на преподавательской деятельности. В 1793 Бетховен брал уроки контрапункта и композиции у Шенка. Умер в Вене 29 декабря 1836 года.

[700x700]
1756
Эрнст Флоренс Фридрих Хладни (Ernst Florens Friedrich Chladni)
немецкий учёный в области экспериментальной акустики и метеоритики. Родился в Виттенберге. По желанию отца, видного юриста, изучал право в Виттенберге и в Лейпциге. Хладни первым предпринял экспериментальные исследования различных акустических явлений, многие из которых получили теоретическое объяснение значительно позже. Открыл существование продольных колебаний струн и стержней, изучил формы колебаний стержней, а также камертонов, колоколов и пластинок, обнаружил крутильные колебания стержней. Хладни впервые достаточно точно определил скорости распространения звука в различных газах, измерил отношения скоростей звука в различных материалах к скорости звука в воздухе. Дал объяснение эха, установил верхнюю границу слышимости. В 1787 описал фигуры, образующиеся на посыпанной песком поверхности упругой колеблющейся пластинки (Хладни фигуры). В 1794 впервые правильно объяснил происхождение т. н. палласова железа и развил теорию космического происхождения метеоритов и их возгорания при попадании в земную атмосферу. Изобрёл оригинальные музыкальные инструменты, названные им клавицилиндром и эуфоном. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1794). Умер в Бреслау, ныне Вроцлав, Польша 3 апреля 1827 года. Литература: Melde F.Е., Chladni's Leben und Wirken, nebst einem chronologischen Verzeichnis seiner literarischen Arbeiten, 2 Aufl., Marburg, 1888; Е.F.F.Chladni (1756-1827), «Nature», 1956, v. 178, № 4543.

[512x700]
1761
Смитсон Теннант (Smithson Tennant)
английский химик, член Лондонского королевского общества (1785). Родился в Селби, графство Йоркшир. В 1796 получил степень доктора медицины; с 1813 профессор Кембриджского университета. Окисляя селитрой одинаковые количества алмаза, графита и древесного угля, Теннант установил (1797), что они дают равные количества углекислого газа и, следовательно, имеют одинаковую химическую природу. Открыл (1804) осмий и иридий. Умер в Булони (Франция) 22 февраля 1815 года. Сочинения: On two metals (Osmium and Iridium) found in the black powder remaining after the solution of platina, «Philosophical transactions of the Royal Society of London», 1804, p. 2.

1764
Франц Ксавер Герль (немецкое имя - Franz Xaver Gerl)
австрийский певец (бас). Родился в Андорфе. В 1777-1782 пел в Зальцбургской капелле. С 1787 работал в труппе Э.Шиканедера, с 1794 - в театре в Брюнне (Брно), в 1802-1827 - в Национальном театре в Мангейме. Крупнейший исполнитель партий в операх В.А.Моцарта (Осмин, "Похищение из Сераля"; Зарастро, "Волшебная флейта"), который написал для него арию "Per questo mano". Жена Герля певица Барбара Рейзингер (1770-1806) — первая исполнительница партии Папагены ("Волшебная флейта"). Умер в Мангейм 9 марта 1827 года.

[700x700]
1768
Енджей Снядецкий (польское имя - Jdrzej niadecki, литовское имя - Andrius Sniadeckis)
польский химик, биолог, антрополог и врач, профессор Виленского университета. Родился под Жнином, Быдгощское воеводство, ныне Куявско-поморское воеводство, Польша. Сын пивовара и бургомистра местечка Жнин, младший брат Яна Снядецкого и отец Людвики Снядецкой и Зофьи Снядецкой. Изучал в Ягеллонском университете в Кракове медицину. Совершенствовался в Павии, Вене, Эдинбурге. В Эдинбургском университете, обучаясь у профессора Джозефа Блэка (1728—1799), заинтересовался химией. По рекомендации брата Яна Снядецкого был в 1797 году назначен профессором химии в виленской Главной школе, вскоре преобразованной в императорский Виленский университет (1803). Лекции читал на польском языке. По его инициативе было сооружено специальное здание для преподавании химии и оборудована лаборатория. Написал первый польский учебник химии (2 тома, 1800) и трёхтомный труд по биохимии (1804—1811). В 1823—1838 годах проживал на улице Большой в так называемом доме Франка. Участвовал в обществе шубравцев (szubrawcуw, «бездельников») и в издаваемых ими сатирических «Уличных ведомостях» („Wiadomoci Brukowe“). Один из основателей и активных сотрудников журнала „Dziennik Wileski“. По ликвидации университета в 1832 году — профессор Виленской Медико-хирургической академии. Талантливый врач, был со дня основания председателем Медицинского общества в Вильне (1806—1836). Считается отцом польской химии как учёный, разработавший основы польской химической номенклатуры и терминологии, и автор первого польского учебного пособия по химии („Pocztki chemii“, 1800). Оно пользовалось успехом и повторно выпускался в 1807 и 1816—1817. Его труд «Теория органических существ» (3 тома, 1804—1811) — одна из первых монографий в области биохимии в мировой литературе. В книге рассматриваются закономерности развития живых организмов и биологические процессы как результат обмена веществ.
[700x695]
Свою теорию Снядецкий основывал на новейших достижениях физиологии. Труд был переведен на немецкий (1810—1821), французский языки (1825), повторно выпускался в Вильне (1838, 1861), в Польше (1905). Пропагандировал гигиену и диетику, а также физическое воспитание, которое благодаря ему стало проводиться в школах. Систематически анализируя платину, обнаружил неизвестный ранее металл, который назвал вестием (vestium), по названию открытой в 1807 году малой планеты Весты. В 1808 году известил об этом Санкт-Петербургскую Академию наук и прочитал об этом публичный доклад в Вильне. Однако в том же году французский Институт науки заявил, что такого металла не существует. Позднее выяснилось, что описанные Анджеем Снядецким свойства вестия совпадают со свойствами рутения, открытого в 1844 году профессором Казанского университета К.К.Клаусом (1796—1864). Писал труды по химии, биохимии, также литературно-критические статьи и сатирические фельетоны. Скончался в Вильно 12 мая 1838 года. Отделение медицинских наук Польской академии наук ежегодно вручает премию имени Анджея Снядецкого, учреждённую в 1972 году. Премия вручается учёным и группам учёных за наиболее выдающиеся достижения в развитии медицинских наук. С 1979 года премия вручается вместе с бронзовой медалью Анджея Снядецкого. Награда относится, наряду с премиями Фонда польской науки, к наиболее престижным научным наградам Польши. Имя Снядецкого носят лицеи в Быдгощи, Кельце, Лодзи, Ольштыне и других городах Польши. В ноябре 2008 года на химическом факультете Вильнюсского университета по улице Наугардуко (Naugarduko g. 24) открыта специально оборудованная аудитория Анджея Снядецкого. Труды: Pocztki chemii («Начала химии», 1800); Teorja jestestw organicznych («Теория органических существ», 1804—1811); O fizycznym wychowaniu dzieci. Литература: Капустинский А.Ф., Андрей Снядецкий и виленская школа химиков, "Труды института истории естествознания и техники", 1956, том 12, страницы 22—39.

[471x698]
1775
Софья Сергеевна Мещерская (урождённая - Всеволожская)
княгиня, автор и переводчица религиозно-нравственных книг для народа. Из древнего дворянского рода. После разорения Мещерских в Отечественную войну 1812, когда они, движимые патриотическим чувством, взяли на себя подряды по снабжению армии провиантом, Мещерская сама стала вести дела своего мужа. Занимается благотворительностью, посещает тюрьмы, больницы, приюты, где читает и разъясняет Библию. Составляет различные переложения библейских текстов: «К страждущим» (Санкт-Петербург, 1813; 4-е издание — 1819), «Разговоры матери с детьми о духовных предметах» (Санкт-Петербург, 1819), «Три разговора священника с прихожанами о истинном пути к спасению» (Санкт-Петербург, 1813; 2-е издание — 1819), «Известия о распространении христианства между языческими народами и магометанами во всех частях света» (Санкт-Петербург, 1817) и др., делает извлечения из сочинений Тихона Задонского и митр. Михаила (Десницкого). При участии Мещерской было издано около 100 книг и брошюр (анонимно или с указанием авторства «некоторой благочестивой дамы»), общим тиражом более 400 тысяч экземпляров. Издания Мещерской, пользовавшиеся спросом, продавались по низким ценам, бесплатно раздавались малоимущим и рассылались по епархиям. Скончалась 16 октября 1848 года.

1776
Андре Левек де Вильморен
французский селекционер. Родился в Париже. Сын Филиппа Виктуара Вильморенa. Вёл работы по селекции, в частности кормовой свёклы. При нём семеноводческое дело Вильморенa приобрело мировую известность, в 1815 фирма превратилась в акционерное общество. Фирма Вильморен ввела в культуру во Франции более 450 видов и разновидностей полезных растений, в том числе картофель и сахарную свёклу, создала много высокопродуктивных сортов различных сельско-хозяйственных культур, выполняет научные исследования по поручению селекционных и ботанических учреждений разных стран, участвует в сельско-хозяйственных, ботанических и других выставках, съездах, публикует свои работы в журналах Франции и других стран. Умер в местечке Бар 21 марта 1862 года.

1784
Михаил Андреевич Васильев
художник-портретист, работы которого находятся в Иркутском художественном музе. Умер после 1839 года.

[529x698]
1789
Андрей Федорович Павловский
заслуженный профессор и ректор Харьковского университета. Родился в городе Валках Харьковской губернии, в семье небогатого помещика Ф.К.Павловского. Первоначальное образование он получил в Валковском народном училище, а потом, по примеру других дворянских детей того времени, был помещен на полное содержание в Харьковский коллегиум, где ему дана была хорошая научная подготовка. На 17 году он вышел из предпоследнего философского класса коллегиума и поступил в только что открывшийся тогда Харьковский университет, в число казеннокоштных студентов физико-математического факультета, где своими выдающимися способностями обратил на себя внимание известного в то время математика, профессора и ректора Осиповского, с которым потом до самой его смерти не прекращал дружеских сношений. Пройдя трехлетний университетский курс, Павловский с 1810 г. начал преподавать студентам алгебру, геометрию, тригонометрию и конические сечения. Одновременно с этим на юного преподавателя возложена была Советом университета обязанность читать арифметику и геометрию гражданским чиновникам, которые должны были слушать эти лекции ради служебного производства. В первое время существования Харьковского университета преобладающую в нем роль играли иностранцы. Павловский был по времени и по дарованиям одним из первых русских ученых. Это обстоятельство было замечено и оценено по достоинству тогдашним Министерством Народного Просвещения. По поводу замедления производства в адъюнкты Павловского, пять лет читавшего математику в простом звании преподавателя с незначительным окладом, министр народного просвещения А.К.Разумовский, утвердив его в 1815 г. адъюнктом, дал следующее предписание университету: "Так как университет обязан образовать собственных питомцев для преемственного занятия всех мест в университете и в особенности должно желать, чтобы профессорские кафедры были заняты природными русскими, я предписываю, "чтобы состоявшееся в заседании и записанное в журнал Совета 30 декабря определение, — чтобы каждый профессор предлагал достойного ученого для занятия вакантных кафедр, приводилось в исполнение таким образом, чтобы предлагались только и единственно русские, а никак не иностранцы". После того, в 1819 г., новый адъюнкт был избран в экстраординарные профессора по кафедре чистой математики. На преподавание этого предмета посвящалось от 8 до 12 лекций в неделю. Павловский писал мало. Известно в печати только два его труда: актовая речь 1821 г. о вероятности и логарифмические таблицы Каллета, изданные им около 1820 г. при материальной поддержке со стороны университета. Последний большой труд понесен был совершенно бескорыстно в интересах слушателей. С 1826 г. Павловский был ординарным профессором и, по поручению Совета, исполнял различные должности. Не говоря о разных испытательных и друг. комиссиях, где нередко он брал на себя большой труд, он полтора года (1828—1829) был секретарем Совета, семь лет (1830—1837) библиотекарем и, в то же время, в течение двух лет (1833—1835), инспектором студентов. В 1837 г. Павловский был назначен ректором университета; но эта должность для него, как человека прямого и независимого, была тягостной, поэтому он просил об увольнении и в 1838 г. получил на то Высочайшее соизволение. В звании профессора он неоднократно участвовал в визитациях, т.-е. в командировках для устроения учебных заведений Харьковского учебного округа. В царствование Александра I университет заботился о распространении в крае училищ и посылал с этой целью профессоров визитаторами в разные места учебного округа. Таким визитатором командирован был и Павловский в 1826 г. в Донскую область, где он пробыл 8 месяцев. В конце 1849 г. он оставил кафедру, которую с честью занимал 40 лет. Это был профессор по призванию, горячо преданный своей науке, университету и студентам. Он посильно противодействовал тогдашнему злу университетской жизни — пансионерству у профессоров. В конце 80-х годов в Харьковском университете при физико-математическом факультете на средства сына его, Федора Андреевича Павловского, учреждена премия его имени за лучшие сочинения по математике. Умер 5 февраля 1875 года.

1791
Луи-Борхард Ван Геккерн Де Беверваард
нидерландский дипломат, посланник при русском дворе (1826-1837). Вошел в русскую историю не своими дипломатическими успехами, а неблаговидной ролью, которую он сыграл в событиях, которые привели к дуэли его приемного сына Жоржа Дантеса с Александром Пушкиным и смерти поэта. Барон Геккерн был вынужден покинуть Россию, заслужив репутацию клеветника и сводника. Умер 27 сентября 1884 года.

[579x699]
1793
Иоганн Шенлайн (Johann Lukas Schцnlein)
немецкий врач, установивший, что жар не заболевание, а симптом болезни. Один из первых предлагал рассматривать медицину, как естественную науку. Это заложило основы для создания современных методов обучения и клинической практики. Шенлайн был первым, кто использовал микроскоп при исследовании крови и мочи для диагностики заболеваний. Он ввел термин «гемофилия» (1828) и первым описал ревматическую пурпуру (1837), названную позднее болезнью Шенлайна, и грибок, вызывающим фавус (1839). Умер в 1864 году.

[564x699]
1796
Иоганн Готфрид Карл Лёве (немецкое имя - Johann Carl Gottfried Loewe)
немецкий композитор, певец - баритон и дирижер. Автор множества песен, 17-и ораторий, 6-и опер, 2-х симфоний и 2-х фортепианных концертов. Его песни пользовались большой популярностью среди современников. Карл Лёве был двенадцатым ребенком в семье органиста Андреаса Лёве и его жены Марии. Музыкальная семья способствовала раннему музыкальному развитию мальчика. с 1807-го по 1809-й год, пел в хоре мальчиков при школе его родного города Лёбеюн, пока его семья не переехала в Галле. Там молодой Лёве получал уроки композиции у Даниэля Тюрку. После серьезного инсульта в 1864, силы его вновь восстановились, Лёве продолжал работать, но уже знал,о приближающейся смерти и морально готовил себя к ней. Свои последние годы он провел со своей старшей дочерью от первого брака Жюли в городе Киль, где и умер 20 апреля 1869 года. Там же Лёве был похоронен.

[643x700]
1800
Франц Унгер (Franz Joseph Andreas Nicolas Unger)
австрийский ботаник, предтеча Ч.Дарвина. Родился в городе Амтхоф-бей-Лёйчах. В 1835–1849 гг. профессор ботаники и зоологии Университета в Граце, в 1849–1866 гг. профессор анатомии и физиологии растений Венского университета. Сделал значительный вклад в развитие морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии растений и палеоботаники. Открыл зооспоры у водорослей. Одним из первых наблюдал деление клеток. На основе палеоботанических данных еще до Ч.Дарвина пришел к выводу о превращении видов и об эволюционном развитии растительного мира (1852). В истории Земли выделил 7 характерных периодов: древнейший – царство таллофитов (водорослей); каменноугольный – царство акробрий (папоротников); триасовый – царство амфибий и земноводной растительности; юрский – царство голосеменных; меловой – царство безлепестных; третичный – царство спайнолепестных и современный – царство раздельнолепестных. Умер в Граце 12 февраля 1870 года. Основные труды: Unger F. Chloris protogaea. Beitrдge zur Flora der Vorwelt. – Leipzig : W. Engelmann, 1847. – cx, 149 S., 50 Tafn; Unger F. Versuch einer Geschichte der Pflanzenwelt. – Wien : W. Braumьller, 1852. – xvi, 364 S; Unger F. Die Urwelt in ihren verschiedenen Bildungsperioden. 2. aufl. – Leipzig : T.O.Weigel, 1858. – 4 S., 16 Tafn. [1-е издание в 1852 г.; на русском языке: Унгер, 1860]; Унгер Ф.И. Первобытный мир в различные периоды его образования : 16 ландшафтов с объяснениями доктора Ф.Унгера / текст перевода с немецкого Д.Соколов под редакцией Г.Е.Щуровского. – Москва : Типография и литография Лилье и К°, 1860. – 32 страницы., 12 листов. Иллюстрации. Библиография: Базилевская Н.А. Роль Франца Унгера в развитии исторической географии растений // Труды Института истории естествознания и техники Академии Наук СССР. 1961. Том 36. Страницы 110–135; Mцbius M. Geschichte der Botanik : von den ersten Anfдngen bis zur Gegenwart (1937). 2. unverдnd. Aufl. – Stuttgart : G. Fischer, 1968. – viii, 458 S; Gliboff S. Evolution, revolution, and reform in Vienna : Franz Unger’s ideas on descent and their post–1848 reception // J. Hist. Biol. 1998. Vol. 31, N. 2. P. 179–209; Reyer A., Leben und Wirken des Naturhistorikers Franz Unger, Graz, 1871.

[557x699]
1810
Оливер Фишер Винчестер (Oliver Fisher Winchester)
американский изобретатель и производитель стрелкового оружия. Родился в Бостоне. Его отец умер рано, и Оливер еще ребенком начал работать - сначала коридорным в отеле, потом на ферме, на строительстве, в магазине. В возрасте 20-ти лет приехал в Балтимор, где работал в магазине мужских принадлежностей. В 1848 году 38-летний Винчестер запатентовал процесс производства рубашек и организовал собственную фабрику. Финансовые успехи позволили ему в 1857 году купить компанию «Волкэник рипитинг армс», успешно реорганизованную им в «Нью-Хэвэнскую оружейную компанию», а в 1867 году - в компанию «Самозарядное оружие Винчестера». Винтовка Винчестера, активно применявшаяся во время Гражданской войны между Севером и Югом, была предшественницей длинного ряда моделей винтовок Винчестера, включая наиболее известную модель «Винчестер-73», самое популярное оружие переселенцев американского Запада. Винчестер улучшал конструкции своих моделей за счет покупки патентов компаний «Американские самозарядные винтовки», «Самозарядные винтовки Спенсера» и действующих на принципе поршня самозарядных винтовок Бенджамина Хотчкисса. Винчестер был также известен как филантроп. Он делал благотворительных взносы в кассы разных университетов, общественных и научных организаций. Кроме того, Винчестер был активным политиком, и его даже избрали вице-губернатором штата Коннектикут. Умер 11 декабря 1880 года в богатстве, окруженный почетом и уважением.

[492x698]
1813
Шарль-Валантен Алькан (французское имя - Charles-Valentin Alkan; настоящая фамилия - Моранж, Morhange)
французский пианист и композитор. Родился в Париже в еврейской семье. Его отец Алькан Моранж был учителем музыки и давал первые уроки своим детям (братья Шарля Валантена также стали музыкантами). Имя отца Шарль Валантен использовал в качестве своего псевдонима. Алькан учился в Парижской консерватории у Жозефа Циммермана. Широко концертировал примерно до 24-летнего возраста, заслужив славу одного из величайших пианистов-виртуозов своего времени, наравне с Листом, Тальбергом и Калькбреннером. Затем, однако, он практически перестал появляться на публике, хотя в последнее десятилетие жизни выступил с циклом камерных полуприватных концертов. В некоторые периоды жизни Алькан частным образом преподавал, пользуясь высочайшей репутацией (в частности, к нему перешли ученики Фредерика Шопена после смерти последнего в 1849 г.). О других периодах жизни Алькана мало что известно, кроме того, что он изучал Библию и Талмуд. Из переписки Алькана с немецким композитором Фердинандом Хиллером следует, что Алькан заново полностью перевёл на французский язык Ветхий и Новый Завет; этот труд не сохранился, как и многие из музыкальных сочинений Алькана, о существовании которых есть достоверные свидетельства: симфония для оркестра, струнные секстеты и др. Алькан умер в результате несчастного случая у себя дома 29 марта 1888 года; согласно распространённой легенде, он уронил на себя книжный шкаф, когда доставал с верхней полки Талмуд, хранившийся там, чтобы быть ближе к небу. Сыном Алькана был пианист Эли Мириам Делаборд. Первое оригинальное сочинение Алькана датируется 1828 годом. Сохранившееся его наследие состоит почти исключительно из произведений для фортепиано соло. Алькан считался во второй половине XIX века одним из крупнейших мастеров романтического пианизма. Ханс фон Бюлов назвал его «Берлиозом фортепьяно», Ферруччо Бузони писал о Листе, что того можно причислить «к величайшим композиторам, жившим после Бетховена: Шопену, Шуману, Алькану и Брамсу». Антон Рубинштейн посвятил Алькану свой Пятый фортепианный концерт. Произведения Алькана отличаются исключительной технической сложностью. Его 24 этюда (12 мажорных, op.35 и 12 минорных, op.39) соперничают в технической изощрённости с «Трансцендентальными этюдами» Ференца Листа. Некоторые произведения Алькана были написаны для особой разновидности фортепиано — педального фортепиано, что дополнительно усложняет их исполнение на современном фортепиано (зато позволяет играть их на органе). Часть сочинений Алькана носит программный характер: наиболее известны этюд «Ветер» из op.39 и пьеса «Железная дорога» (1844) — вполне вероятно, первая попытка музыкального отражения железнодорожных звуков, от стука колёс до свистка паровоза. Самое масштабное из сочинений Алькана — Большая соната «Четыре возраста»; размах, сравнимый с аналогичными произведениями Баха и Генделя, отличает завершающие op.39 вариации «Пир Эзопа». Не чужд был Алькану и юмор: ему принадлежит, в частности, «Похоронный марш на смерть одного попугая» для трёх гобоев, фагота и певцов. Среди транскрипций Алькана — переложение фортепианных концертов Моцарта и Бетховена для фортепиано соло. На протяжении почти столетия музыка Алькана выпала из активного репертуара пианистов — не в последнюю очередь благодаря своей трудности. Во второй половине XX века, однако, интерес к нему возрождали интерпретации Рэймонда Левенталя и Альдо Чикколини, а на рубеже XX-XXI веков Алькан стал неотъемлемой частью репертуара Джека Гиббонса и Марка Андре Амлена. Литература: Rimm R. The composer-pianists: Hamelin and The Eight. Portland: Amadeus Press, 2002
[554x700]
1813
Германн Курц (немецкое имя - Hermann Kurz)
немецкий писатель и историк литературы. Отец писательницы Изольды Курц. Родился в Ройтлингене. Учился в евангелической семинарии в Маульбронне, затем в Тюбингенской семинарии. Окончив курс в 1835 году, жил и работал как журналист и литератор в Штутгарте, Эсслингене, Кирххайме и наконец вновь в Тюбингене, где занял должность заведующего библиотекой Тюбингенского университета. Дебютировал в печати в 1834 году сборником эпиграмм и некоторое время выступал преимущественно как поэт, переключившись на прозу уже в 1840-е годы. Первое и, как считалось многими, лучшее из его прозаический произведений — роман «Домашние годы Шиллера» (немецкое название - Schillers Heimatsjahre; 1843, 2-е издание 1857), представляющий полную и исторически верную картину Вюртемберга рубежа XVIII—XIX веков в политическом, социальном и литературном отношениях. Шиллером — его очерком «Преступник из-за потерянной чести» — вдохновлён и роман «Der Sonnenwirt» (1856, 2-е издание 1862), где, как отмечала Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, «характеры развиты с психологическим талантом». Курцу принадлежит также множество художественных переводов: стихи Байрона, Вальтера Скотта и Томаса Мура, пьесы и новеллы Сервантеса, «Весёлые виндзорские кумушки» Шекспира, сочинения Шатобриана. Неоконченную поэму Готтфрида Страсбургского «Tristan und Isolde» он перевёл и снабдил окончанием. Полное собрание его сочинений появилось в 1874—1875 гг. Умер в Тюбингене 10 октября 1873 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Самуил (Сэмюэль) Карлович Грейг - а год рождения разве не 1736? В его честь названа бухта в Анадырском заливе


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 30 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»