Вы получили данное письмо так как ваш почтовый адрес suren@lenta.ru был подтвержден вами как основной адрес для нижеперечисленных онлайн-дневников на сайте LiveInternet.ru.
Такое письмо рассылается впервые и не будет рассылаться повторно в обозримое время, поэтому если вас не интересует судьба ваших дневников на нашем сайте - вы можете его не читать, а просто удалить.
Вам принадлежат перечисленные ниже дневники. Мы напоминаем вам их логин, пароль, даем ссылку на дневник, которую вы можете давать друзьям, а также даем ссылку, при нажатии на которую вы войдете в свой дневник как его авторизованный владелец.
Дневники, хозяин которых написал менее 10 записей и не заходил в него более 2 месяцев, будут в скором времени удалены с сайта, поэтому советуем вам возобновить те дневники, которые удалять не следует. Дневники, которые содержат большое число записей, но остаются заброшены, будут переведены в архив "только для чтения". Если вы собираетесь продолжать их вести - стоит обновить их сейчас.
Спасибо, что прочитали это письмо. Надеемся, что данное письмо помогло Вам.
С уважением к каждому, кто хоть раз пользовался нашим сайтом,
Администрация LiveInternet.ru.
---------------------------------------
Внимание - не доверяйте никому пароль от своего дневника. Администрация никогда не высылает никаких писем или личных сообщений, в которых требует выслать ваш пароль, ведь он ей и так известен. Не вводите свой пароль, если не уверены, что действительно находитесь на нашем сайте или одном из наших дневников на отдельном домене.
Был вечер 4 декабря 2004 года, я сидел в ресторанчике в центре Хамы и ковыряя ложкой сладости, отдыхал и убивал время до автобуса. Мимо шли местные жители, для которых это был обычный вечер, они тут живут, а не приехали. А я сидел, смотрел на них и мне было хорошо. А они смотрели на меня и линии наших жизней в один миг пересекались, а ведь если бы я сюда не зашел этого бы не произошло.
Хама - это четвертый по величине город Сирии после Дамаска, Алеппо и Хомса. Поехать туда следовало хотя бы потому, что в диссертации моей Хама занимает не последнее место.
Утром поехал на автостанцию, сел в автобус и в Хаму, через три часа я был там. Поймал такси, который довез меня до самой крутой гостиницы “Афамия-Шам” и я пустился бродить по городу. Теперь понятно почему именно тут исламистское движение было самым сильным в Сирии и уничтожить его удалось лишь физически истребив тысячи людей. Хама была явно более пуританским городом чем Дамаск. Ни одной девушки с открытой головой, все в платках и хиджабах. По городу протекала река. Вроде это должен быть Евфрат, но он был таким невеличественным, что я подумал, что я ошибаюсь. Тут самая большая достопримечательность Нориас, огромные мельничные жернова на реке.
Пахло водорослями и стоячей водой. Мерзость. Представляю как пахнет в Венеции.
Я совсем не разочаровался в Хаме, я ожидал, что она мне надоест, так как я люблю большие города, а от маленьких я быстро устаю.
Город мне понравился. Он был какой-то уютный.
Дамаск весь скученный и набитый людьми, тут большие пространства. И очень много мотоциклов, конечно чего не ездить, когда движения нету, а улицы и проспекты широкие. Хотя может это для мотоциклистов не важно, я как то плохо в этом разбираюсь. И освешение лучше.
Много Баселя.
Кстати, тогда я и понял, что возвращаюсь назад. Причина – я стал вспоминать про дела, которые нужно сделать в Армении
Слушайте, а ведь мне отсюда не хочется уезжать. Сегодня днем вышел из института и понял, что не хочу. Тут мне нравится. Странная штука, я помню, что даже из Антверпена хотел уехать и из Страсбурга. А отсюда не хочется.
Диаспора
Сирия одна из самых армянонаселенных стран мира. Тут наверное около 100 тысяч армян проживает. Большинство из них потомки, чудом спасшихся от резни 1915 года. Тут же в Сирии и скорбное место для армянского народа. В Дейр-Зорской пустыне до сих пор находят кости жертв турецкого безумия.
До пятницы я встречал некоторых армян. Это был Салатян, который часто наведовался в институт, Ваге, у которого была типография с моим институтом рядом, его брат Арто, которого я помнил еще по прошлому приезду и парон Варуж, у которого есть фотомастерская в центре города и который узнав что я армянин бесплатно сделал мне фотографии для ИФЕАД-а,.
В пятницу я познакомился с армянами в большом количестве. Во дворе местной церкви, которая в Баб Шаркхи в старом городе прочитал объявление о том, что будет лекция главы епархии я решил посетить ее. Лекция была в пятницу вечером, в церкви. Это кстати, тоже мне понравилось. То есть церковь как здание не было сакрализовано. Оно использовалось именно для тех целей, которые нужны. То есть в этом случае более важным считается форма, а не содержание. Местный весельчак, мужчина по имени Вардан, рассказал мне про дела общины и про нового главу епархии. Вообще преподобный Армаш оказался очень интересной личностью. Молодой и энергичный, именно такие и нужны в диаспоре. Я вдруг понял, что его можно поместить в учебник политологии под графой “харизма”, она у него была явной и очень сильной. Лекция была интересной, про церковные предметы, их употребление и значение.
Потом встреча перетекла в разговор и народ, человек 30 переместились в зал здания рядом – здание армянской школы. Армянских церквей 5 (тут интересная вещь получилась, мне сказали 3, когда я спросил, а как так, ведь есть еще школа армянских католиков и армянских протестантов, мне удивились – ты же спрашивал армянские школы. Яркий пример того, что армянское Identity приравнивается к принадлежности к армянской апостольской церкви).
Говорили еще про борьбу с дашнаками за влияние на церкви.
В воскресенье был день поминовения погибших во время спитакского землетрясения 1988 г. и людей собралось больше. Был посол и работники армянского посольства.
В Дамаске 7 тысяч армян, они пока сохраняют свое национальное лицо, но и тут постепенно появляются черты ассимиляции. Говорят большинство дома по арабски и детей отправляют в арабские школы.
Я думаю, а чего они не возвращаются на родину? Есть же независимая страна. Ну понятно, когда люди в возрасте не могут оставить все к чему привыкли с детства, но молодые-то могут? К сожалению одна из причин действие нашей оппозиционной прессы. Например, Арто был уверен, что в Армении царит бедность и на улицах людей убивают. Когда я сказал, что лично мне нормально живется и я никуда переезжать не собираюсь, он мне заявил, что им отсюда лучше видно, из-за чего мы чуть не поссорились.
Блин, после стольких веков восстановили независимость, победили в карабахской войне, а нет все туда же. Интересно откуда, у моего народа этот комплекс вечного недовольства?
Распогодилось. Календарная зима принесла с собой и летнюю жару. Настал час привезенных мною огромном количестве и до сих пор грустно лежащих в шкафу, футболок.
Сегодня был в посольстве Армении. Мрачноватым оказалось новое здание. Парень, которого я знал еще атташе, сейчас уже первый секретарь посольства. Вспомнились мечты о дипломатической работе, побежденные наукой.
В ИФЕАД-е смотрю в день уже около 10 книг, ограничение в 5 книг было с меня снято после посредничества замдиректорши Института – мадам Сараб Аттаси, которую я в Ереване водил в музей Сарьяна. Связи великая вещь.
Девушки
[показать]
Девушки тут очень красивые. Очень. Видимо это результат смешение многих культур и этносов.
Возможно, такая восприимчивость на красоту арабских девушек у меня из-за того, что я сам человек восточный. А красота это понятие относительное. То есть мы считаем красивым, то что привыкли считать красивым с детства, то что вложено в нас книгами, телевидением и нашим кругом знакомых. Но тут, что то другое. То есть эта красота не ограничивается черными бровями, чуть раскосыми глазами, чуть смуглой кожей, тут есть кое-что другое.
Они очень женственны. Не знаю от чего это, может от традиций, может эту видимость придают платки, которые носят процентов 80 женского населения Дамаска, но первая черта, которая бросается в глаза это явная, неиспорченная борьбой за равенство полов, женственность.
Если увидеть в городе, существо с потертыми брюками, неглаженной рубашкой, бесформенным рюкзаком и грязной шеей, то однозначно это продукт западной цивилизации, при рождении “к несчастью”оказавшийся представительницей женского пола. Я не хочу сказать, что тут не надевают брюки или не носят рюкзак, нет просто и в этом случае, видна какая-то ухоженность и подчеркнутая аккуратность.
Количество красивых девушек действительно поражает. Теперь я понимаю, почему крестоносцы приезжавшие сюда, возращать гроб Господний, просто толпами женились на местных девушках и оставались тут жить.
Зима настала. Это плохо. Никогда не любил зиму. Даже в детстве. Хотя раньше очень любил новогодние праздники. Сейчас они стали какие-то будничные. И потом ходить опять по этим знакомым, которые будут спрашивать, когда же я жениться то собираюсь. Вспомнишь это - так опять с тоску вгоняет.
Хотя с другой стороны наступление зимы значит, что прошла половина моей нелюбимой части года – осеньзимы. Но осень в этом году получилась какая-то неправильная. В смысле, абсолютно недепрессивная.
Мне осталось в Дамаске 10 дней. Я к нему точно привык. Уже не так часто теряюсь, улицы уже большей частью знакомые. Я даже закон вывел - Чем больше узнаешь город, тем меньше он становится.
Вчера был интересный случай. После библиотеки решил пойти купить себе джинсы, но поскольку тут действует закон о том, что все магазины должны закрываться в 8 ровно (кстати, за этим следит полиция), то я естественно не успел. Но джинсы хотелось купить очень! Бывает ведь такое - взбредет в голову необъяснимая мысль и все. Была еще одна робкая надежда, что магазины в христианском квартале – Баб туме работают. Я решил попробывать. Сел в автобус и тут сработал закон Алхимика “Если ты чего то очень хочешь-вселенная помогает тебе”. Оказалось, я сел не на тот автобус. Махнув уже рукой на джинсы, решил не вылезать на следующей остановке, а проехаться, районы были мне незнакомы. Через остановок 5 стал замечать скопление незакрытых магазинов. В этом районе они оказывается откупались от полиции взятками, пользуясь тем, что находились не в центре и работали до 10.
Джинсы были торжественно куплены. Так, что если вдруг сели не на тот автобус, не слезайте, просто будьте бдительны, может так оно и надо.
Обычай писать друг-другу письма появился давно, когда не было разных технических средств типа телефонов и интернета, сжимающих время и расстояние.
Хочется верить, что люди писали друг-другу письма не только потому, что у них не было другого выбора, ведь собеседник был недоступен. Хочется думать, что люди вкладывали в это какой то магический смысл. Это ведь - слова, мысли, эмоции, запечатленные и следовательно сохраненные. Простой разговор забудется, слова перепутаются, а письмо останется.
Эта же магия была в ритуале, сопровождавшем написание письма.
Я сам верю в эту магию письма. Я сам много писал. В моих письмах было много чувства. И когда они ко мне вернулись, я забросил их далеко и не притрагиваюсь, они пылятся где то в углу, но каждый раз наталкиваясь на эту кипу в бумагах, я стараюсь быстрее их отложить, так как просто чувствую их Силу. Даже сейчас, когда прошло столько лет... Возможно ее чувствовала и та, кто захотела мне их вернуть.
Еще я помню как сам читал письма. Запирался в комнате и медленно смаковал слова, точки, запятые, предложения.
Раньше они писались часто на особой бумаге, надушенные, иногда они были настолько утонченно написаны, что стали литературными произведениями, в литературе даже появился епистолярный жанр. Письма становились причиной раздора, ссор, любви, их хранили как семейные реликвии.
Раньше люди писали друг друга письма, зная что те дойдут не раньше месяца. И это тоже было частью игры. Частью церемонии было и долгое ожидание ответа.
Это время прошло, пришло время телефона, мобильной трубки, электронной почты, АйСиКью и разных чатов. Общение приобрело мобильность, но потеряло что-то другое – ритуальность. Однако, я не согласен, когда говорят, что байты не могут передать того, чего передавала рука с ручкой. Наверное так говорили и сторонники пера, когда придумали шариковую ручку.
В электронных письмах тоже есть душа. По ним можно понять настроение. И они тоже радуют, а что самое важное в письмах, это радость того, что кто-то вспомнил о тебе и решил принести в твою одинокую жизнь частичку тепла.
Я говорил про быстро несущиеся дни. Повторю это еще раз.
Но с другой стороны это же неправильно. На самом деле день то он всегда состоит из 24 часов 1440 минут или 86 400 секунд. И ни одной больше и не меньше. И неправ был старик Эйнштейн, когда говорил, что час разговора с прекрасной дамой равно 1 секунде на горящей сковороде. Неправда все это.
Проснулся поздно, решил побаловать себя приятным отлеживанием в постели и просыпанием не под звук будильника.
Сон был про Нее... Одним словом проснулся и долго приходил в себя.
Прошелся по магазинам.
Выбрал, что купить.
Был Отдых и ощущение зимы. Оно такое же как и везде.
Зимний выходной. Когда воздух прозрачный и некуда спешить.
Так же я чувствовал себя и в Армении, точно так же и в Москве.
Потом усталый зашел в чайную. Это было большое место со столами, отдельно стоящими или придвинутыми. Сидели люди, большей частью в возрасте, но была и молодежь. Разговаривали, курили наргиле, играли в нарды, даже кое где в шахматы. Читал тут я один. Читаю Пелевина “Чапаев и пустота”.
А жизнь в Дамаске вползает в свои будни. Так бывает с каждым. Первые неделю-две, человек знакомится с местом, где придется обитать, потом находит любимую дорогу домой, где не задумывается, куда свернуть, а ноги сами несут его, начинает четко разделять любимые магазины, где уже знает, где лежит сладкое, а где напитки, знакомится с соседями, с продавцами в соседнем магазине. Так он создает себе жизненное пространство. Он не может без этого жить. И он будет тосковать именно по этому месту, именно по этому ритуалу.
Я уже создал все это. Есть Интернет кафе, где все меня знают и я знаю в какой из компьютеров (а именно ПС007) можно положить флоппи, так как в других дисковод отсутствует, а хозяин – Ясир, пытается говорить со мной на ломанном английском в то время как я отвечаю ему на ломанном сирийском. Есть маленький ресторанчик, в котором я ничего не заказываю. Хозяин – Бассам, сам решает, что я буду есть сегодня (мы с ним договорились, что за весь месяц я попробую все блюда сирийской кухни). И я каждый вечер, сидя за тем же столиком и жуя очередное произведение Бассама, смотрю арабское СНН - Аль-Арабию и ощущения такие, что я всю жизнь тут жил..
Когда мне это надоест, придет время уезжать и создавать новую сферу обитания с новымй бытом.
«Нам не дано летать. И все что мы можем - это постараться не падать».
Неизвестно откуда вычитал, да простится мне этот плагиат.
Блин, а может дано?, просто мы создали свою сферу обитания, тут на земле и не стремимся к небу.
Дождит и дождит. Сезон дождей и ветров в полном разгаре. Приходится или мокнуть под дождем или сидеть дома.
В ИФЕАД-е уже почти все посмотрел по своей теме, теперь смотрю смежные, для аспиранта, ля моей тут заявленной темы, или вообще по интересам.
Жизнь действительно страная штука.
В Институте много разных иностранных студентов. Многие уже знакомы, некоторые новые. Но иногда случаются такие вещи, которые нарочно не придумаешь. Позавчера познакомился в девушкой Николь из Германии, которая занимается… исламской оппозицией в Сирии. Когда я сказал ей, что сам по этой теме диссертацию защитил видели бы вы ее лицо. Могу теперь непринужденно рассуждать о достоинствах того или иного автора или небрежно советовать пересмотреть план первой главы и расставить акценты по другому.
А потом познакомился с еще одной девушкой – Лилиан из Венгрии, которая… учит армянский!!! Поработали над ее произношением некоторых специфических букв армянского алфавита.
Сегодня был в читалке общаги. Ностальгия прошла. Прошлое отпустило. Пришло время формировать новое ощущение Дамаска.
Случилось самое мерзкое что могло случиться. Испортилась погода. Уже два дня как резко похолодало и идут дожди. Начался сезон дождей. Из за этих дождей не получается никуда ходить и приходится сидеть дома. Но я придумал, что я буду делать. Буду ходить в арабскую бану. Пойду в армянское общество, на сходку местной диаспоры. Буду ходить по чайным, где люди играют в нарды, пьют чай и курят наргиле.
В институте все нормально. Меня уже приметили как старожила и начали со мной заговаривать студенты, которые тут учатся. Налаживаю контакты, пока в виде привет, как дела и резиновой улыбке. Начал нормально различать арабскую речь. Оказалось, что мой арабский не так уж и плох. Но по вечерам его подгоняю.
Дни-бусины переплетаются и сливаются в недели. Вот уже 10 дней как я в Дамаске. Я начинаю к нему привыкать.
Жил бы я тут? Этот вопрос я задаю себе везде.
Помниться в Антверпене я думал, что приехал бы туда писать мемуары на старости лет. Бродил бы с женушкой по вечернему Меиру. Пили бы чай в кафе у ратуши. Сюда бы приехал на полгода, работать, изучать что-нибудь новое, а то моя тема уже стала для меня скучна. Ничего нового, вот и я читаю сегодня “классиков” и понимаю, что знаю то я уже побольше их в этой теме. И объязательно с семьей приеду. Не знаю почему, но вдруг мне стало так одиноко, как будто Робинзону заброшенному на остров. Там тоже в первое время были дожди, помнится.
А вообще, все хорошо, просто по дому соскучился. Вот так прямо по ДОМУ. Ни по кому то одному. Вот по всем сразу, по кому-то меньше, по кому то больше, но соскучился.
В один из дней на прошлой неделе, в пятницу, после закрытия библиотеки решил пройтись в старый город и купить кое-чего для дома.
Ошибка моя раскрылась позже, когда подойдя к торговым площадкам я увидел их закрытыми. Зазанимавшись, как-то вылетело из головы, что день был пятничный, а следовательно, по мусульманскому календарю выходной день. Однако, домой идти так рано не хотелось и я решил погулять час-другой.
Рынок Хамидийе был пустой. Хамидийе – это самый большой и известный рынок в Дамаске. Назван он так в честь кровавого султана Абдул-Гамида, который реконструировал его в начале века. Это огромное торговое пространство с двумя рядами магазинов и лавок, где торгуют всевозможными восточными товарами – одеждой, сладостями, украшениями, коврами, сувенирами. Тут и понимаешь, что такое восточный базар когда покупаешь товар за 500 сирийских фунтов, после первоначальной цены в 1000. Причем очень часто именно умение торговаться самое главное в процессе покупки товара.
Рынок заканчивается самой большой мечетью Дамаска - Мечетью Омейидов, которая построена на месте храма св.Иоанна Крестителя, чья гробница и находится сейчас в мечети. Мечеть эта была, фактически одним из центров исламского мира до 750 г. когда столицу Арабского халифата из Дамаска перенесли в Багдад.
Но самое главное, что рынок это не только прямая крытая торговая площадка, но и бесчисленное количество ответвлений по обе стороны, которые потом плавно перетекают в жилые кварталы старого города. И самое ужасное в них то, что попав туда человек неместный потеряется сразу и однозначно. А мне как человеку, мягко говоря не очень, сильному в ориентировке на местности, но зато любящему полезть куда-не надо туда ходить противопоказано.
Думаете буду рассказывать как я там потерялся. Нет, не буду так как это уже не интересно, как явление часто повторяюшееся.
Так вот, поскольку Хамидийе было пустым, а домой идти не хотелось, я решил открыть для себя новые места в Дамаске. Справа от Рынка уходила улица, мною еще не исследованная. Я решил исправить эту ошибку и пройтись по ней. Сначало это была улица обставленная магазинчиками продающими наргиле и разные ароматические вещества. Шел я по улице довольно долго и потом вдруг понял, что именно тут и зарождалось движение сирийских исламистов. Тут они и распростроняли свою идеологию, тут и рекрутировали своих приверженцев. Ибо таких бедных и забытых богом кварталов я не видел никогда. Казалось, что время тут застыло где то на уровне походов Мохаммеда Али /начало 19 века/. Старые черные дома, покрытые копотью и засаленные, до невозможного узкие улицы, местами нельзя было бы наверное пройти и 2 мужчинам, разбитые мостовые. Причем абсолютно пустые. Хотя район был явно живой, судя по достаточному количеству маленьких мечетей и достаточно свежему мусору. Так я плутал до того, что понял, что заблудился. Улица она все время сворачивала в разные стороны, потом вдруг показывала развилку из двух дорог, немного направо и немного налево. Вот из за этого “немного”и не поймешь где оказался и как назад идти. Не были людей, которые могли бы подсказать дорогу. Я сначало посмеивался над своими опасениями и думал, “если увижу лампу на улицу возьму потру и попрошу миллион долларов на своем банковском счету”, поскольку оттуда точно джинн вылезет, а потом и впрям стало не по себе.
А улица тем временем окончательно потеряла всякую архитектурную мысль, если она у нее была, часто я внезапно наталкивался на глухие тупики и приходилось выходить и пытаться пройти по соседним улочкам. Иногда она круто уходила вверх и я лез как в гору. Камень на мостовой иссекли трещины и смотреть приходилось не только по сторонам но и вниз.
Пахло чем-то грязным, воздух просто стоял.
И вдруг… Вдали огонек…
Убыстряю шаг и когда глаза начинают различать изображение…, понимаю… Спасен!
Напротив с заклеянной скотчем треснутой, пыльной витрины маленькой, закрытой лавчонки смотрит на меня - Бритни Спирс. Цивилизация!
Через 5 шагов за углом, оказалась одна из многолюдных улочек старого города – Баб Тумы.
Сегодня был первый выходной в институте и я решил побродить по городу. Выйдя из дома я уже знал куда пойду. Это можно было назвать “Назад в прошлое”. Я решил реконструировать свой первый приезд в Дамаск. Сентябрь 1997 года. Я прошелся по всем местам. Начиная с гостиницы, где мы группой впервые остановились, потом в институт для проучился 2 семестра, потом прошел той же дорогой пешком в общежитие. Потом посидел минут пять перед зданием, где мы жили (к сожелению, не смог подняться, так как это сейчас, женский корпус), потом пообедел в тм же ресторанчике, позволив себе, по правде говоря, чуть больше, чем мы тогда простые студенты позволяли, потом пошел в читалку, где готовился к экзаменам или куда уходил с книгой, когда соседи по комнате уже осточертели, посидел там часик, достал книжку, почитал.
Состояние – шоковое. Это как линия жизни идет вперед, а потом вдруг делает петлю и выгибается назад. Ветер воспоминаний, обрывки разговоров, кусочки мыслей, рой ощущений. Я даже пироженое взял с собой в читалку, которое брал 7 лет назад. Память человеческая уникальная вещь. Та информация, которая в ней хранится, не поддается описанию и объяснению.
Я узнавал официантов ресторанов, мастера, готовящего шаурму, охрану сидящую у корпусов общежития. Я ходил по этим дорожкам и думал, мог ли я тогда представить, что когда-нибудь окажусь там же и буду с мельчайшими подробностями вспоминать не только дела давно минувших дней, но и свое собственное состояние в те дни. Видимо это довольно важный период в моей жизни, раз Память решила припрятать все это в довольно большой фолдер.
И еще я помню, как трудно мне иногда было тогда, но с какой теплотой я все это вспоминаю сейчас. Это подтверждает ту мысль, что мы на самом дела вспоминаем не объязательно хорошое, что с нами было, а просто грустим по тому, что никогда уже не вернуть и самим туда не вернуться.
Так что вывод, живите сейчас. Ловите момент, ибо он уникален и больше не повторится.
Французский институт изучения арабских стран.
Так называется место где я уже два для работаю. Это такой уголок Европы в центре Дамаска. Типично европейская библиотека с европейскими или европеизированными арабскими студентами. Со стандартными улыбками и стикерами, нацепленными по всему зданию.
Хорошая, добротная библиотека с неплохой литературой. Одним словом все для научной деятельности. К сожалению нет Интернета, хотя это с одной стороны и хорошо, не тратится на него время. А время действительно тут понятие дефецитное. Я прихожу с первыми студентами в 10 и ухожу с библиотекарем Иссамом в 19. То есть 9 часов работы с перерывом на обед. Причем абсолютно не устаю и не жалуюсь.
Обвалил себя книгами, и расположился в центре с ноутбуком. Сижу как в крепости. Причем иногда получаю до того большое удовольствие от процесса, что не воспринимаю происходящее как работу и ловлю себя на мысли, что час уже сижу и читаю ту часть книги, которая в принципе не относится к моей теме, а просто так, интересно. Вот чем мне моя работа нравится.
Я иногда думаю, а мое ли это? Ну занятие наукой. Иногда бывает до того ужасно лень, что убейте не хочу ничего делать, иногда можно даже заснуть в библиотеке, в такие моменты думаю. Нет, не мое, лучше быть практиком, работать с людьми, общение, переговоры, обсуждения, или даже физическим работником - мойщиком окон, например или специалистом по сборке мебели, или шаурму готовить. А что, нормальная профессия. Но потом попадаю в такие места как это или как юксиа в Антверпене, да что там - наша новоотремонтированная комната Арабских стран в Институте Востоковедения и понимаю. МОЁ, точно мое.
И еще хорошо, что я отсюда выселился. В смысле не живу уже в том же здании. Невероятно приятный процесс, когда вечером идешь домой. Немного усталый, с чувством выполненного долга, по ночному и сияющему огнями Дамаску. По улицам полных людей и по пустынным улочкам, по прекрасным паркам и знакомым местам, которые даже стали вызывать кое-какую ностальгию (видимо в первые дни я не там ходил) и замечать много разным мелочей. (а про них в одном из следующих заметок).
По вечерам читаю Милана Кундеру “Невыносимуя легкость бытия”.
Цитата - “Мы никогда не можем знать, чего мы должны хотеть, ибо проживаем одну- единственную жизнь и не можем ни сравнить ее со своими предыдущими жизнями, ни исправить ее в жизнях последующих.
Нет никакой возможности проверить, какое решение лучше, ибо нет никакого сравнения. Мы проживаем все разом, впервые и без подготовки. Как если бы актер играл свою роль в спектакле без всякой репетиции”
Город становится более обыденным. Сегодня я обнаружил другой Дамаск. Долго гулял по районам, где расположен институт и квартира в которой буду жить этот месяц. Это довольно респектабельный центр. Тут почти нет того шума, о котором я говорил. Двух-трехэтажные виллы, дорогие автомобили и шикарные рестораны. Тут приятно гулять прохладными вечерами, рассматривать витрины дорогих магазинов, покупать пепси в европейского вида магазинах.
Сначало хотелось сказать, что это не есть настоящий Дамаск. Он чересчур чистый, чинный и спокойный. Потом подумалось, а что это в таким случае? Не хочется называть это Западом, хотя согласно одному закону: ты активно впитываешь культуру, которой противостоишь. А в этом случае, есть соблазн увидеть именно это.
Но скорее это 21-ый век. Это есть современный Дамаск. И он имеет такое же право называтся Дамаском, как и старые кварталы Баб Тума или рынок Хамидийе. Ведь и Париж это не тот Париж в котором еще 200 лет возраст в 40 лет считалось старостью (см.хотя бы Зюзкинда), или Нью-Йорк, где еще лет 60 назад чернокожим было запрещено садиться в автобусы вместе с белыми.
В этом и есть разнообразие мира. И Дамаска тоже как части этого мира.
Я пребываю в том блаженном состоянии, когда спишь сколько хочешь, обедаешь когда хочешь, делаешь что хочешь, и нет никаких звонков, никаких неотложных дел и планов. Неторопливая, спокойная жизнь. Я, пожалуй, даже отдыхаю, и это мой первый полноценный отдых за последний год.
Этому способствует и то, что я тут один. Когда ты в компании или с попутчиком, это все равно накладывает на тебя определенные обязанности. Нет, я не против кампании, но иногда хочется все-таки, вот так взять и уехать куда-нибудь, где никто тебя не знает и ты никого не знашь.
А это другой мир, другая реальность, где есть я, мой ноутбук, а все остальное незнакомо. И мне нет дела до них и им нет дела до меня.
Информация – оказывается, что если хотя бы один день поста был пропущен, его необходимо компенсировать до наступления следующего Рамадана. Мусульманам следует постараться восполнить их как можно скорее, ибо пропущенные дни поста считаются долгом перед Аллахом. Мусульмане веруют, что если кто-либо не успеет до своей кончины восполнить пропущенные дни поста в Рамадане, опекуну его или потомкам необходимо поститься эти дни за него.
Но "кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его" (хадис от аль-Бухари)!!!
Ощущения по Дамаску стали более полными.
Во первых абсолютно нет ностальгии и я почти перестал ее ждать. Нет, город я конечно помню, но нет ощущений типа, “вот там за занавеской будет ваза”. Нету и каких то воспоминаний, которые казалось бы должны были нахлынуть и сбить с ног человека, который провел тут почти год в достаточно юном возрасте.
Сегодня я вдруг обнаружил, что в Дамаске ужасно шумно. Вы замечаете городской шум? Я не замечал его нигде, ни в Ереване, ни в Брюсселе, ни в Москве, НИГДЕ.
Тут он есть. Он присутствует почти в качестве равноправного, а иногда и доминирующего члена общества. Мальчики среднего школьного возраста, подростки, пожилые матроны, солдаты патрулирующие тут почти каждую улицу, торговцы всевозможной рухлядью, которые выплескиваются в вечерний Дамаск, они все говорят очень громко, все время стараются прокричать что-то своим одноклассникам, друзьям, детям, сослуживцам или потенциальным покупателям. Все это в сочетании с какафонией звуков моторов и клаксонов огромного количества едущих беспорядочно, без видимых признаков соблюдения правил дорожного движения и элементарной логики, стареньких такси, автобусов и других автомобилей, создает невероятный шум, который заволкивает иногда как кисель, который просто физически чувствуешь и иногда хочется закрыть уши или самому закричать, в качестве самозащиты. Ибо нет ничего страшнее чем быть немым в море орущих людей.
Я перестал воспринимать Дамаск как юношеское воспоминание и начал чувствовать его по новому - как реальность.
Так всегда в жизни происходит и я люблю этот процесс. Иногда хочется, чтобы предмет твоего обожания сделал, что то глупое и бездарное. Лишь бы прервалось это дурацкое очарование, лишь бы мы перестали придумывать невесть что, и видеть под красивой телесной оболочкой несуществующие достоинства!
Новые достоинства все равно обнаружатся, но это будут уже реальные из плоти и крови вещи, а не идолы, живущие лишь в нашем воображении.
Добро пожаловать в реальный Дамаск.
Цитата
“Опыт - это в первую очередь умение сдерживать мимолетные порывы”.
С.Лукьяненко
я в Дамаске.
Прилетел вчера Сирийскими авиалиниями маршрутом Ереван-Алеппо-Дамаск.
В самолете со мной летели старики иракские армяне. Возвращались из Армении в Багдад. На мой вопрос не боятся ли, ведь там опасно, заявили, что едут умирать к себе домой. Грустно... Когда погибает американский солдат, это можно объяснить патриотизмом, любовью к американскому флагу, когда погибает иракский житель, можно сказать это их война. А тут...
В Дамаске уломал таксиста на 7 долларов и приехал в город. Вообще, приезжать в знакомый город классно, понимаешь психологию людей, угадываешь логику их поведения, примерно представляешь цены, чувствуешь себя уверенней, именно чувствуешь, поскольку был тут лет 6 назад и мало чего помню.
Странно, но пока нет ностальгии. Я думал вот выйду из аэропорта и начнется. Но ничего особенного и не началось, кроме аллергии… Мучаюсь ею ужасно. Видимо солнце.
Поселился пока в институте, который где то в центре. Причем нашел сразу, хотя ребята говорили, что он хитро запрятан. Тут маленькая комнатка с душевой. Поживу два дня, а вечером пойду искать квартиру.
С утра думал выспаться, но проснулся от звонка телефона. Звонил Салатян, человек, который и организовал мою поездку. В арабском мире священный пост - Рамадан и поэтому библиотека института закрыта до среды, впрочем как и все другие научные и учебные заведения. Так что у меня море времени для поисков квартиры и адаптации.
Как все правоверные мусульмане во время Рамадана, проспал весь день. Кроме того днем жарко, тут признаков зимы и не намечается.