Открыл и обалдел.
Не сегодня: с месяц назад.
Подробностей и обыкновенного сонного антуража - никакого. Все очень конкретно.
Первого мая я умру.
Так сказал покойный дедушка, постречавшийся мне в катакомбах дурацкого сна. Он вздыхал и качал головой, не желая отвечать на этот вопрос, но видимо я как всегда не к месту оказался настойчивым.
Жаль что не уточнил год - новый, или любой другой?
Это интрига. Теперь каждый год первого мая станет для меня приключенческой историей. Вот уж не гадал раздобыть нечто занимательное на пустом месте!
Что делать? Буду как-то готовиться..
Миллион лошадиных сил на тысячу человек, и все стоят на месте и бесплодно крутят свои шестеренки.
Развалюха-трамвай в агонии. Рыпается проскочить напряженный перекресток и трезвонит, трезвонит, как будильник. Но куда ему, юродивому. Сижу внутри.
За перекрестком сразу остановка, но никто не лезет заранее - носок свяжешь пока доедешь.
Усталое напряжение.
В дверях двое мальчиков - старшему лет 12, младший совсем маленький, хорошо если лет 8. Мне почти слышно, о чем они.
Старший: ".. на гитаре играю.."
"Сколько струн?" - "а.. шесть"
"А семь?" - "Мр мр.. Семь не знаю"
"Но там семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.."
Младший смотрит изумленно и вопросительно. Старший важничает:
"Нет, там не так. Там их: ми, ля, ре, соль, си, ми.. А на семиструнной не знаю.."
Я уже рядом, возле дверей. Мне выходить. Направо поглядываю, тронутый. Боже мой, сколько!.. Сколько уже обидных и напрасных слов сказано о нынешних детях, но поди ж ты: они именно такие, какими и должны быть.
Едва удерживаюсь, чтобы не вмешаться и не подсказать старшему, какие "семь".
Что нас умиляет в детях? Их невероятнейшая свобода от тех теней прошлого, какими исполнены мы.
... начинаю курить по сознательному и обдуманному плану,
посмеиваясь внутренне, так словно застаешь себя за нарочитым занятием, подсмотренном где-то в кино или вычитанном однажды в книжке или в статейке,
не то хмурясь не то улыбаясь (хмурыбаясь) при мысли о том что подумают мои знакомые,
свидетели, сочувствующие и может быть, завидовавшие тогда, прошлой весной,
когда наша персона однажды сломала эту палку, избавилась от предосудительной привычки,
и словно преодолело некое земное тяготение;
и словно приобрела какую-то роскошь ("Здравствуйте, вы курите?" - "Нет, слава Богу!" - "Извините!.."), щегольская возможность подтрунить над более морально-слабым сотрудником,
а теперь вдруг это решение снова начать;
непривычно и странно остановиться возле палатки, осмотреть прилавок, спросить, переглянуться с приятелем и что-то купить;
потом носить дня два в кармане, рассеянно натыкаясь отвыкшей рукой, потом наконец распечатать, при этом разбудив неожиданно живой и неповрежденный временем навык;
раздумывать о том, когда, где и сколько за один раз, взвешивая тот или иной вариант, и стоит ли верить кажущейся крепости ног, желудка и головы,
невольно составляя себе смешной и нелепый ритуал;
потом наконец начать, убеждаясь в оправданности своих сомнений,
составлять уже настоящий план адаптации,
удовлетворенно осматривать свои впечатления, свои ощущения,
прекрасно осознавая что это курьез, слабость, плен, тупик, и снова хмурыбаясь, дальше ступая по этому пути, лишь бы почувствовать это.. -
как одной тяжестью придавливается другая,
как осклабляется, задыхаясь, эта болезненная, доведенная до крайности острота обоняния, которая режет воспаленные нервы,
чувствовать как депрессия садится на свое законное, обеспеченное положенным антуражем место, -
лишь бы в этом самом углу, как в сосуде Дьюара,
предать заточению, прикрыть от звука и спрятать от прикосновения,
поджечь, как распространяется на всю помойку мерзкое тление от одного окурка,
поджечь это дрянное, уродливо чувство.
опять какая-то херня
Ода Соловью (Ode to a Nightingale)
От боли сердце замереть готово,
И разум — на пороге забытья,
Как будто пью настой болиголова.
Как будто в Лету погружаюсь я;
Нет, я не завистью к тебе томим,
Но переполнен счастьем твой напев, —
И внемлю, легкокрылая Дриада,
Мелодиям твоим,
Теснящимся средь буковых дерев,
Среди теней полуночного сада.
О, если бы хотя глоток вина
Из глубины заветного подвала,
Где сладость южных стран сохранена —
Веселье, танец, песня, звон кимвала;
О, если б кубок чистой Иппокрены,
Искрящийся, наполненный до края,
О, если б эти чистые уста
В оправе алой пены
Испить, уйти, от счастья замирая,
Туда, к тебе, где тишь и темнота.
Уйти во тьму, угаснуть без остатка,
Не знать о том, чего не знаешь ты,
О мире, где волненье, лихорадка,
Стенанья, жалобы земной тщеты;
Где седина касается волос,
Где юность иссыхает от невзгод,
Где каждый помысел — родник печали,
Что полон тяжких слёз;
Где красота не доле дня живёт
И где любовь навеки развенчали.
Но прочь! Меня умчали в твой приют
Не леопарды вакховой квадриги, —
Меня крыла Поэзии несут,
Сорвав земного разума вериги, —
Я здесь, я здесь! Крутом царит прохлада,
Луна торжественно взирает с трона
В сопровожденье свиты звездных фей;
Но тёмен сумрак сада;
Лишь ветерок, чуть вея с небосклона,
Доносит отсветы во мрак ветвей.
Цветы у ног ночною тьмой объяты,
И полночь благовонная нежна,
Но внятны все живые ароматы,
Которые в урочный час луна
Дарит деревьям, травам и цветам,
Шиповнику, что полон сладких грёз,
И скрывшимся среди листвы и терний,
Уснувшим здесь и там.
Соцветьям мускусных тяжелых роз,
Влекущих мошкару порой вечерней.
Я в Смерть бывал мучительно влюблён, —
Когда во мраке слышал это пенье,
Я даровал ей тысячи имён,
Стихи о ней слагая в упоенье;
Быть может, для нее настали сроки,
И мне пора с земли уйти покорно,
В то время как возносишь ты во тьму
Свой реквием высокий, —
Ты будешь петь, а я под слоем дерна
Внимать уже не буду ничему.
Но ты, о Птица, смерти непричастна, —
Любой народ с тобою милосерд.
В ночи все той же песне сладкогласной
Внимал и гордый царь, и жалкий смерд;
В печальном сердце Руфи, в тяжкий час,
Когда в чужих полях брела она,
Все та же песнь лилась проникновенно, —
Та песня, что не раз
Влетала в створки тайного окна
Над морем сумрачным в стране забвенной.
Забвенный! Это слово ранит слух,
Как колокола глас тяжелозвонный.
Прощай! Перед тобой смолкает дух —
Воображенья гений окрыленный.
Прощай! Прощай! Напев твой так печален,
Он вдаль скользит — в молчание, в забвенье.
И за рекою падает в траву
Среди лесных прогалин, —
Что было это — сон иль наважденье?
Проснулся я — иль грежу наяву?
Джон Китс(John Keats), Май 1819
перевод: Е. Витковский (1975)
Я в роли резонёра-морализатора))
На основе многих наблюдений: бывая на акциях и на встречах, общаясь с разными людьми, читая статьи и просто глядя по сторонам, анализируя разную информацию, и невольно даже сплетни, - можно поставить закономерный вопрос о моральном портрете коммуниста как человека.
Кроме всех прочих сторон этого портрета, хочется остановиться на интересном моменте - может ли настоящий коммунист по убеждению, при этом одновременно быть капиталистом на практике?
Это простой вопрос, и ответ на него ясен. Конечно, он может. Если он свободный гражданин, значит он как и все, имеет право на любые не запрещенные законом виды деятельности, на свободное предпринимательство и на частную собственность.
Но это только формальная сторона. Можно поставить наш вопрос иначе: нет ли тут морально-этических, идеологических противоречий? Можно ли сохраняя честное лицо коммуниста и чистую совесть, при этом заниматься на заднем дворе капиталистическим производством, эксплуатировать труд наемных рабочих, присваивать прибавочную стоимость и тратить эти деньги на свое личное обогащение?
Наш вопрос, поставленный таким образом, становится дискуссионным. И в самом деле, и тому и другому варианту ответа можно найти множество доводов и опровержений.
Сторонник положительного ответа скажет: мы прогрессивная сила, а не ортодоксальная секта. Мы ведем широкую политическую работу. Нас становится все больше. Мы объединены в союз деятельных, просвещенных людей, и наша солидарность заключается в стремлении к переменам. Мы боремся за установление нового справедливого мира без насилия и угнетения. Первый этап этой борьбы - это борьба за политическую власть. И к этой борьбе присоединяются все сочувствующие, которые готовы что-то сделать для общей победы.
Но эта победа еще не одержана, и новый мир не построен. Мы еще живем в мире старом, с его несовершенными правилами. И здесь наша работа должна быть эффективной.
(Нельзя отказать в приеме в партию политически-грамотному и прогрессивно мыслящему человеку только оттого что он успешный и деловой предприниматель. Мы не должны сворачивать со своего пути, не должны приносить себя в жертву. Неправильно будет, если станем переворачивать вверх дном свой жизненный уклад непонятно ради чего. Если мы будем стремиться непонятно к чему, то этим мы оттолкнем от себя широкие массы. Критерий нашей эффективности - это как можно больше практической работы, а не то как можно больше злоключений).
Для нашего успеха нужно многое и увы, не в последнюю очередь нужны деньги. Деньги в этом старом мире - это ресурсы и оружие. Без оружия не победишь в борьбе.
Это дискуссионный вопрос, и он может продолжить старый спор между реформистами и радикалами. Это вопрос о том, есть ли он, нужен ли он, какой-то определенный моральный портрет коммуниста?
Кто-то еще скажет: "у меня же такая мелкая конторка. Это просто на сигареты!.. У меня ведь совсем не то же самое, что крупный капитал." Можно согласиться. Ваша мелкая конторка - какое-то недоразумение. Вам, товарищ, еще есть над чем поработать. И вы свою цель видите явно лучше других.
Третьи говорят: Для эффективной политической работы, ответственный партийный работник должен занимать определенное [по смыслу: приличествующее] место в современном обществе [по смыслу: потребления]. Можно также согласиться. Конечно, такое положение должен занимать типичный работник НЕОЛИБЕРАЛЬНОЙ политики. Если коммунист занимает это положение, не спутают ли нас, по недоразумению, с нашими противниками?
Этот спор однако же, может и затянуться. Как! - рассердится коммунист-директор фирмы, - Каким образом можно организовать политическое мероприятие, принять участие в выборах или устроить выпуск газеты, будучи простым слесарем? Да, я извлекаю прибыль из своей частной деятельности. Но эти средства идут в общее дело! Неужели непонятно, что труд моих наемных работников - это строительство социализма?
Забавно однако. В условиях капитализма, коммерческая фирма под руководством коммуниста превращается как бы в боевой отряд. Перефразируя известное выражение можно сказать: каждое ЗАО или ООО - еще одна революционная ячейка. Как бишь, перевести "ЗАО или ООО" на немецкий?
Сторонник отрицательного ответа будет парировать. Он скажет: если просто сказать, что на данном этапе мы (как можем) боремся за власть, а там поглядим, то тогда чем же мы на данном этапе лучше наших врагов?
Мы еще помним о глубине пропасти, которая нас разделяет? Что каждый день под видом обыденности, совершается насилие и унижение миллионов честных людей? Может быть, мы надеемся, что без всякой революции мы сможем прийти к победе? Что же тогда мы имеем за душой, чего нет у врага? Отнюдь. Если не произойдет революции, мы не победим, потому что только революция делает нас сильнее врага.
Для революции элементарно необходимо очиститься от привязанности к
кружат, кружат дурную голову.
Вопрос, что лучше: совсем не знать о несбыточном, или знать, и не получить?..
ах, все-таки второе!..
Это значит: стремиться, искать, гореть глазам, в пространство протягивать горячие руки.
Слышать, дышать, гнать и держать.
Жить
Таять растроганному, как будто помнишь-таки свой сокровенный сон, поутру.
нож тем временем делает свое дело. Поразительно.
Неужто чудеса случаются?
..
Вопреки, наперекор и невзирая, похоже, сегодня мы встретимся. И бодренькая жизнерадостная картинка украсит этот постик.
ах, не может быть
Зажмуриться хочется. Неужели это не сон?
06.09.
(Это был и не сон, а просто самообман.
Вот там-то, в самообманах , чудеса и водятся. Сколько хочешь.
Было сказано: только от нас зависит, холодная она, осень, или золотая. Но наши дурацкие принципы для нас всегда дороже, и мы на жертвы пойдем ради них, и клинья в наших головах - это наше сокровенное. Сами себя - лишим чего угодно, не раздумывая, лишь бы как драгоценный фетиш, защитить свой клин от нападок.
Отпускаю тебя, заговоренный нож, и делай теперь что хочешь. Хуй с тобой, не жалко тебя, подъебка китайская).
Закрываю скобки.
Прощай, дорогая моя девочка. Прости меня неладного, если смутил или обидел, - что с меня возьмешь, с идиота. Убежден: у тебя все будет хорошо. Недосказанное, несделанное, необещанное и не данное мной - да будет. Тысячекратно.
А что до меня.. Ты подарила мне Это Лето. Мало ли?..