Не исключено, что происхождение оптических устройств для создания шедевров живописи, северное, точнее — фламанско-нидерланское. Были там умельцы... Оттуда и вывезли секрет в Италию. Как и (это уж не теория) технику живописи маслом.
С фламандцами меня теперь связывают долгие совместные часы в галереях и церквях Антверпена, Брюгге и Брюсселя. То есть, глаза бы уже... Но нет, глядели б!
Все картинки из интернетов.
Гвоздь программы - Питер Пауль Рубенс, певец чувственности и целлюлита.
Питер Пауль Рубенс. Сатир и служанка с корзиной фруктов. Ок. 1615
[443x700]
Экая хитрая рожа!
Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616
[x600]
Дивный, живой портрет. Между прочим, девочка следит за нами взглядом.
Рубенса на выставке целый зал, черпай — не хочу. Вот ещё, пожалуй, актуальное:
Питер Пауль Рубенс. Аллегория войны
[518x362]
Квентин Массейс. Сборщики податей. После 1501
[581x700]
Красавцы, не могу! Тоже, собственно, Ренессанс. Гротеск, сатира и Нагиев указующий :))
Брейгели. Туева хуча, оказывается, было этих Брейгелей! Питер Брейгель старший был «Мужицкий», младший Питер - «Адский», Ян старший - «Бархатный», а на Яне младшем никнеймы закончились. Причем вся семейка страдала тягой к копированию работ отца, каждый — своего. Яны пошли по пейзажам и натюрмортам, а Питеры плодили мои любимые «наивные» сюжеты. Копии знаменитого отца шли нарасхват, целаю мастерскую кормили.
Питер Брейгель Младший – «Перепись в Вифлееме», 1607
[700x486]
Питер младший сделал 13 (!) реплик «Переписей» Питера старшего (1566 г.), это одна из них. Прекрасный перенос библейского сюжета в быт Фландрии: забой скота, коньки и санки, крестьяне, китайцы справа с краю, почему-то... И — снег! Зима же :)
Питер Брейгель Младший, стараясь угнаться за знаменитым отцом (автор полотен «Охотники на снегу», «Вавилонская башня» и «Притча о слепых»), перерисовал его картину «Проповедь Иоанна Крестителя» 25 раз, «Поклонение волхвов» – 13 раз, а «Нидерландские пословицы» – 14 раз. Вначале его прозвали Адским за увлечение Босхом, поджаривающимися в аду грешниками и демонами, потом объявили певцом простонародья. Но с отцом сравнивать не перестали.
Старший Брейгель трагикомичен, Младший, как итальянское кино, смешон. Старший предлагает зрителю надмирный ракурс, Младший усаживает его по соседству со своими героями. Старший – Салтыков-Щедрин, Младший – Островский.
Дуэт: Франс Снейдерс и Жак Йорданс – «Дары моря», 1640–1650. Триумф съедобного над живым ))
[700x497]
Франс Снейдерс учился живописи у Питера Брейгеля Младшего, работая с Рубенсом, подрисовывал на его картинах цветы, фрукты и животных.
Сегодня его самого называют Рубенсом, воспевшим мертвую природу, а его полотна – триумфом съедобного над живым, археологией кухни.
Снейдерс не любил изображать людей (хозяев рыбных лавок, их слуги и детей на его картинах дорисовывал преимущественно Йорданс), предпочитая фактурных морских чудищ, груды битой дичи, вазы с фруктами, сцены охоты. Такие монументальные, декоративные полотна, как «Дары моря», представляют собой композицию, составленную из тюленей, осьминогов и хтонических чудовищ, копошащихся черепах и морских божеств, которые принадлежат кисти Йорданса. Однако натюрморты Снейдерса – не столько кухня разоренного приморского ресторана, сколько зоологический музей, гимн гастрономическому излишеству, неотступно напоминающий о смерти.
Франс Снейдерс "Спящая Львица"
[700x381]
Какой кутур-мультур без котэ? Ишь как извернулась... По живости изображения одна из самых поразительных работ на выставке.
Жак Йорданс. Девушка со стариком и попугаем.
[652x700]
Перекликается с рубенсовским «Сатиром», тоже срамник с простушкой. После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена.
Залакировали мы это дело беготней по залам Пушкинского в поисках экспонатов выставки Вима Дельвуа, то характерно — опять бельгийца. Насчитали до 20 штук, дело не простое: работы «вписаны» в постоянную экспозицию, не сразу и углядишь. Типа таких:
[700x525]
Готичненько.
[466x700]
Пластичненько.
[640x448]
Практичненько.
Фотографии Дельвуа отсюда:
http://www.buro247.ru/culture/arts/perevernutaya-klassika.html и
http://www.interviewrussia.ru/art/vim-delvua-sovre...o-otstalo-i-kazhetsya-skuchnym .