КРАСНО-ЧЕРНАЯ ЗВЕЗДА, ЧЕРНАЯ КОШКА, ДРУГИЕ СИМВОЛЫ АНАРХИЗМА И ЭМБЛЕМЫ АНАРХИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЧЕРНАЯ ЗВЕЗДА
Звезда может иметь самое различное значение, но всегда позитивное. Черная звезда, рисуемая всегда в пятиконечной форме, олицетворяет безусловную анархистскую волю к свободе и стремление к свободе. Первое упоминание о чёрной звезде приходится на 1928 год. В начале марта 1928 г. в газете «Дер Синдикалист» местная федерация Синдикалистско-анархической молодёжи Германии (САЮД) в Большом Берлине дала объявление о начале распространении нового значка - «чёрная звезда советов» с серпом и молотом золотого цвета в центре. По их мнению, «звезда с серпом и молотом является простейшим и ясным символом мира труда. Коммунисты извратили звезду Советов до образа государственного герба». САЮД считала, что анархисты не должны отказываться от употребления звезды с серпом и молотом, также как они не отвергают слово «социализм» только потому, что «оно искаженно используется социал - демократией» и псевдо-коммунистами. Чтобы не возникало недоразумений, САЮД вместо красного избрала чёрный цвет («цвет нашего боевого флага»). Эта эмблема тогда не прижилась в либертарном движении. Чёрная пятиконечная звезда с красным серпом и молотом сегодня является эмблемой Африканского национального конгресса (АНК) в ЮАР, а также «анархо-сталинистской» микроскопической секты в ФРГ - «Свободный рабочий союз - Анархистская партия».
Черная звезда снова распространилась среди либертариев с 60-х - 70-х гг. Сейчас принято использовать чёрную звезду, красно-чёрную и зелёно-чёрную. Иногда в центре звезды помещают букву «А» в круге. Черная звезда может быть также эмблемой борьбы с репрессиями. В этом качестве она употребляется как символ сопротивления заключенных и солидарности с ним.
ЧЁРНАЯ КОШКА
Символ чёрной взъерошенной кошки появилась в США в конце 19-начале 20 века, когда в стране были запрещены забастовки и революционные профсоюзы. На американском жаргоне Wildcat Strike означало «дикую» (запрещенную властями) забастовку, которая зачастую сопровождалась акциями саботажа против капиталистической промышленности.
Том Скрайбнер, активист Индустриальных рабочих мира с Запада, рассказывал: «В ИРМ была группа, которую мы окрестили «саботажные кошки» и «чёрные кошки» (...). Они верили в разрушение машин. Мы ссорились с ними и говорили: «Вы, ребята, сумасшедшие. Вы подрываете и разрушаете материал, который нам придется восстанавливать, когда мы всё возьмём в свои руки. Мы хотим организовать рабочего и взять средства производства в свои руки, а не уничтожить их». Таким образом, символ чёрной кошки, активно используемый «Уоббли» (членами ИРМ), стал ассоциироваться в американском рабочем движении с забастовкой и саботажем. Впоследствии образ черной кошки был взят на вооружение прочими анархо-синдикалистскими профсоюзами: НКТ Испании и Франции, УСИ Италии, ФАУ Германии и др. Кроме того, в 1975 г. родился комикс Дональд Роум «Wildcat», продолжающий выходить до сих пор. (Существует также либертарная марксистская группа под названием «Wildcat» (Германия), а также одноименный леворадикальный марксистский журнал в Великобритании)
«САБО»
В Северной Америке в фазе становления рабочего движения стал также популярен символ «Сабо» («деревянного башмака»). Названные «Сабо» рабочие во время забастовок бросали в работающие машины, чтобы остановить выпуск продукции. Отсюда одна из форм борьбы - саботаж. В анархистских публикациях вплоть до 1930-х гг. «сабо» часто появлялось в качестве призыва к саботажу. Сегодня этот символ вышел из употребления, что надо расценивать, с одной стороны, как ослабление позиций анархизма в рабочем движении, а, с другой-, - как просто устарение символа.
«АНАРХИК»
Итальянский анархист Роберто Амброзоли был первым, кто приспособил старый антианархистский стереотип зловещего «человека с бомбой» для либертарных целей. В середине 60-х гг. он придумал комикс с «Анархиком» - довольно своеобразным «символом», если его так вообще можно называть. Это не эмблема организаций, групп, а плод либертарной культуры. «Анархик» появляется не только в журналах, газетах, агитационных материалах анархистов, но и вообще в радикальной периодике во всем мире. Под влиянием знаменитого комикса многие карикатуристы других стран решили создать свои собственные образы.
«Анархик» представляет собой одетого во всё чёрное мужчину, бородатого и длинноволосого, с дикими глазами, одетого в длинный до пят плащ, в широкополой шляпе средневекового покроя.
Образ «чёрного человека» берёт своё начало из времён итальянского освободительного движения 1820-30-х гг., когда тайное общество карбонариев (т.е. угольщиков) сражалось против различных иноземцев за объединение Италии. Во время своих восстаний карбонарии неизменно применяли ручные шарообразные бомбы с фитилём, что спустя более чем век отразилось в изображении «Анархика». После освобождения Италии от многовекового господства иноземцев карбонарии продолжили свою борьбу, но теперь уже
Читать далее...