Переживание единого поля составляет одну из основ мистического опыта, доступного человеку, и многократно описанного в религиозно-философской и художественной литературе. Несмотря на то, что само по себе единое поле, как предельное состояние общей всем живым существам реальности, должно представлять собой максимально объективную и категорическую действительность, его переживание носит крайне субъективный характер, тяготеющий к духовному солипсизму[1]. Причиной такого парадокса является сама природа дуализма объекта-субъекта, материи-идеи, конкретного-абстрактного, полноты-пустоты, интегральное состояние которых потенциально содержит в себе обе полярности.
Отсюда, описание соответствующего переживания носит у большинства авторов вышеуказанного опыта крайне субъективный характер, поскольку тут речь идет не только о синестезии сенсорных реакций, но и о своеобразной синлогике речевых единиц.
«Сама умственная операция выделения объекта из бесконечной объективности, его детализация и классификация по субстанциальным категориям, невозможна без изначально заданной интуиции некоторого «единства», которое, по аналогии с синестезией (единство ощущений), можно охарактеризовать как «синлогику» (единство представлений), она же – чистая «идея» Платона или примордиальный «логос» Иоанна Богослова».
В.Видеманн.Тайн [700x440]а черного мурти
В качестве примера переживания единого поля опишем наш собственный опыт, имевший место в горах Западного Памира. Однажды я отправился в паломничество на один из мазаров (могила святого) в районе верховий реки Обимазар. Сюда я пришел вместе с группой паломников, преодолев пешком, по горной тропе вдоль русла стремительного потока, около двух десятков километров. Помолившись, они ушли назад, а я решил остаться на этом месте на несколько дней, тем более, что около мазара был устроен паломниками склад с припасами, теплыми одеялами и даже полностью заряженной керосиновой лампой.
Обычно, в период летнего сезона, паломники приходили сюда чуть ли не каждый день, но в тот раз, километрах в двадцати от мазара, сель снес автомобильный мост, и таким образом вся территория выше по реке оказалась полностью отрезанной от мира. Я тогда этого еще не знал, а просто удивлялся, что после группы бабаев, с которыми я сюда пришел, больше никто на мазаре так и не появился. Таким образом я оказался на несколько недель в полном одиночестве, в приятном высокогорном ландшафте, рядом с могилой известного во всем регионе святого, с палаткой, запасами еды и керосина.
Это было у меня далеко не первое путешествие в горы, и я давно заметил, как моя психика реагирует на пребывание в режиме относительной изоляции от цивилизации и активного человеческого присутствия. Сначала, в течение первых четырех-пяти дней я начинаю видеть очень интенсивные и яркие сны, как будто открывается некий внутренний шлюз. Но я давно смекнул, что это просто психика «сливает» накопившуюся в мозгах энергию впечатлений, которую мы не замечаем в состоянии обычного экзистенциального стресса в привычной среде, но которая становится видимой в ситуации изоляции и отсутствия ежедневных поступлений новых «активных» впечатлений из окружающей среды.
Наконец, на пятый-шестой день сны становятся более спокойными, но и более глубокими. Начинает меняться сама природа сновидений, их содержание становится все более символическим и абстрактным, менее бытовым и связанным с моей внешней личностью состояния бодрствования (эго). Напротив, даже после пробуждения усиливается присутствие субъектности сновидений (авто) как своеобразного фона. Это можно также расценить как смещение порога бодрствования в сторону сновидений, сам мир вокруг обретает характер не совсем реальный.
И вот, приблизительно на пятый-шестой день своего пребывания около мазара, я вдруг услышал, как где-то на расстоянии очень тихо играет какая-то спокойная музыка, что-то типа органной оратории. Я, конечно, сразу же подумал, что это идут какие-то люди, включившие радио: то ли паломники, то ли геологи или альпинисты, тоже ходившие по этим горам, откуда было рукой подать до пика Коммунизма (сегодня это пик Сомони)
Оглавление:
I. Hentopan
III. Гнозис как священное знание |
IV. Мистический антропоцентризм
V. Бытие и время |
Владимир В.Видеманн
Тайна Черного Идола
или У истоков адвайты:
индийская мистическая философия в практическом ключе
Часть I. Волшебный мурти - 4
I.1. Магическая книга - 4
I. 2. Мистерия самадхи - 7
I. 3. Магический маятник - 9
I. 4. Адвайта-парампара - 14
I. 5. Гностическая трансляция - 19
I. 6. Сквозь тернии – к звездам! - 27
I. 7. Лондонское Общество Теогуманистов ...32
Часть II. Путешествие в Бадринатх - 40
II. 1. Транзитная зона: изолированный делириум - 40
II. 2. Первые впечатления: Ворота Индии - 43
II. 3. Ришикеш – город ашрамов над Гангой - 45
II. 4. Омкарананда Сарасвати: в поисках сподвижников гуру - 48
II. 5. По следам Господа Рамы: глядя из космоса - 53II. 6. 1. Бху-мандала: геоцентрическая модель вселенной - 55II. 6. 2. Мифология – небесная механика древних - 57
II. 6. 3. Неолитические культы, первые храмы и священный календарь - 58
II. 7. Пандукешвар: ущелье Рудры - 65
II. 8. 1. Бадринатх – священный город Вишну - 70
II. 8. 2. Пуджа: священная литургия индуизма - 80
III. 8. 3.Бхарат и ведическая кухня: шиваит из Ришикеша- 88
III. 8. 4. Храм Шивы: шактизм в действии - 90
II. 8. 5. Мана – родина Вед - 92
II. 8. 6. Пранаяма и йога сновидений - 97
II. 8. 7. Японка в белом сари и речной бодхисаттва - 103
II. 8. 8. Муни-баба: колдун с серебряным трезубцем - 107
II. 8. 9. Аптека на площади: форпост аюрведической традиции - 114
II. 8. 10. Йоги Пир Махарадж: индусский Харон - 117
II. 8. 11. Великое Время и его запредел - 130
II. 8. 12. Махалакшми-пуджа - 135
II. 8. 13. Метод и мудрость / праджня-упая - 138
II. 8. 14. Магический менталитет - 142
II. 8. 15. Кришна-джанмаштами - 145
II. 9. Джошиматх / Джйотирматх - 148
II. 10. 1. Ришикеш – по храмам и гхатам - 153
II. 10. 2. Лакшман-джула - 157
II. 10. 3. Бхарат-мандир - 160
II. 10. 4. Прогулка по городу с Филиппом - 162
II. 10. 5. Cвященные пространства, живительные потоки -164
II. 11. Лондон – 172
Часть III. Дхармическая перспектива - 172
III. 1. Астральные конт(р)акты – 172
III. 2. Особенности дхармического мировоззрения – 176
III. 3. Обратная связь - 185
Часть IV. Путешествие в Кедарнатх - 187
IV. 1. Ришикеш - 187
IV. 2. Харидвар - 190
IV. 3. 1. Пещера Васиштхи (Васиштха гуфа) – 196
IV. 3. 2. Девапраяг / Рагхунатх-мандир - 197
IV. 3. 3. Джошиматх / Нарасимха-мандир - 199
IV. 4. 1. Бадринатх / Бадрикашрам – 205
IV. 4. 2. В пещере над городом – 209
IV. 4. 3. Один Бог – один банкомат… - 214
IV. 4. 4. Чаран-падука – след Вишну - 218
IV. 4. 5. Тропик Рака - 222
IV. 4. 6. Магическое наследие Зервана - 227
IV. 4. 7. Учение о пяти огнях: Панча-агни-видья - 234
IV. 4. 8. Ритуал как стиль жизни - 242
IV. 5. Через Чопту в Утхинд - 245
IV. 6. 1. Путешествие в Кедарнатх – 250
IV. 6. 2. Мистерии шиваизма – 256
IV. 7. Нисхождение в сансару – 264
IV. 8. Ришикеш битловский – 269
Часть V. Адвайта-Веданта - 273
V. 1. Три типа человеческой религии - 273
V. 2. Санатана-дхарма - 276
V. 3. Истоки философии адвайта-веданты - 279
V. 4. Матхи адвайта-веданты - 281
V. 5. Нео-индуизм (нео-веданта) - 282
V. 6. Рама-ашрама - 283
V. 7. Рама-парампара - 288
V. 8. Веданта как сумма Вед - 291
V. 9. Самадхи – последнее прибежище йога – 294
Приложение - 299
Мандукья Упанишада - 299
Р. М. Тамм. Философия Адвайты - 301
Часть VI. Краткая история раннего буддизма - 303
VI. 1. Южная Азия во времена Будды Шакьямуни 303
VI. 2. Путь Будды 304
VI. 3. Первые буддийские соборы 306
VI. 4. Северный буддизм 311
VI. 5. Школы тибетского буддизма Ваджраяны 320
Часть VII. Зов архата - 321
VII.1. Шангшунг и Шамбала 321
VII. 2. Хельсинки 326
Часть VIII. Путешествие в Шангшунг - 328
VIII.1. Врата Бога: райский чертог в горячем аду 328
VIII. 2. Долина Алакнанды: Девапраяг-Пандукешвар-Бадринатх
Project "G-2"
Проект "G-2" (cм. файл "007" в формате PDF)
Наследие Джона Ди. В оксфордском Музее Науки хранятся два знаменательных экспоната: белая таблица с черным шрифтом енохианского алфавита Джона Ди и черная таблица с белой формулой теории относительности Альберта Эйнштейна. Оба экспоната – из первых рук. С первого началась национальная британская наука, со вторым она достигла своего всемирного апогея: 300 лет пути от магической метафизики до ядерной физики. Значит ли это, что имя Ди осталось лишь в анналах истории, а сегодня все его открытия и соображения утратили свою оперативную актуальность? Как ученого, в строгом смысле адепта точных наук – да, но как мыслителя, апеллирующего к универсальному знания – нет. Более того, интуиции Ди вновь становятся актуальными в современном, полном общественно-политических и культурно-религиозных противоречий, мире.
Как известно, в своих исследованиях Ди стремился к достижению универсального знания, гнозиса, обладание которым позволило бы человечеству достичь не менее универсальных гармонии и счастья. Вместе с тем, Ди, как ведущий интеллектуал эпохи – держатель крупнейшей в то время в Британии библиотеки, общавшийся с эксклюзивными представителями европейской культурной, научной и политической элиты – достаточно трезво оценивал возможности общественного прогресса и способов его достижения. Он прекрасно понимал, что для достижения глобальных целей требуется глобальная сила, доступность к которой он ставил в зависимость от уровня научно-технического и, не в последнюю очередь, антропологического прогресса соискателей последней. В этом отношении Ди следует лучшим традициям европейского Возрождения и гуманизма, будучи в Англии пионером этого всемирного движения.
Принципы своей универсальной теории Всего он попытался изложить в «Иероглифической Монаде», совместив эвристические начала геометрии, алхимии и мифологии в духе неоплатонического синкретизма древних гностиков, однако – с учетом уровня современной ему научной мысли. Используя Монаду в качестве особого интеллектуального ключа, Ди вывел из нее свою политическую метафизику, главной целью которой было достижение всемирного союза народов и культур под сенью британской короны, олицетворявшей для него инструмент влияния на подлунное человечество универсального Духа.
Позже, используя идеи Ди, Гегель разработал свою философско-политическую доктрину Абсолютного Духа как метафизического субъекта Прусской монархии. Гегель полагал, что Германия перехватила у Британии эстафету лидера всемерного всемирного прогресса, что обусловило зарождение велико-германского мессианства, приведшего эту страну через 200 лет к Третьему рейху. История знала и другие форматы идеологии всемирного господства, причем не только европейские. Однако, наиболее успешной до сих пор оставалась именно заложенная Ди британская парадигма, называемая сегодня англо-саксонской.
Геополитика Севера. Как известно, именно Джон Ди разработал первую редакцию основ глобальной британской геополитики, пытаясь реализовать их, прежде всего, через королеву Елизавету Первую. Вкратце, план Ди состоял в том, чтобы объединить под властью британской короны все северные земли планеты, как минимум до 50 меридиана, с Северным полюсом в качестве планетарного эпицентра магического влияния космоса. Ибо тот, кто контролирует Северный полюс – контролирует весь мир. Так это выглядело в то время с метафизической точки зрения. Здесь можно вспомнить многочисленные легенды о мистической горе Меру как оси земного и небесного времени, Калачакре, Арктогее или загадочной Ультиме Туле, в направлении которой указывает алхимический Компас мудрых.
Используя средневековые легенды, Ди стремился обосновать власть британской короны на северные территории – Скандинавию, Гренландию, Канаду… Несколько сложнее обстояло дело с Северной Евразией, находившейся во власти русской короны. И здесь Ди предложил гениальный шаг: брак Елизаветы Первой и Ивана Грозного для заключения династической унии и формирования линии легитимных наследников на территорию Евразийско-Американской империи в ее полном объеме, которую Ди условно называл «Гренландией» (не путать с островом Гренландия как гипотетической части этой империи). Но династический брак – это лишь начало пути. Дальше великий валлиец предлагал начать осваивать арктические земли Северной Америки и Евразии в поисках Северного морского пути из Европы в Индию, причем делать это было нужно посредством инициативы свободных граждан – т. е. частные торговые компании. Именно в этих целях агентами Ди в России, включая его собственного сына, была основана Московская торговая компания.
Геополитика Южных морей. Однако, планам этим не было суждено реализоваться. И помешали этому не московиты, а английские пираты, точнее
[450x300]
visited 40 states (17.7%)
Create your own visited map of The World or Triposo world travel guide for Android
Астматол. Из всей компании на работу ходил один Игорь. Остальной народ все свободное время больше оттягивался в измененном состоянии. Однажды, от нечего делать, наши дамы предложили заварить чайку с астматолом. В тот сезон астматол — табак для астматиков, который заваривают и пьют — был модным средством.
Вот как описывает астматольную таску Йокси в своем дневнике:
"Тем летом по улицам бывшей литовской столицы каждые пять минут дефилировали военные и милицейские патрули с собаками. В воздухе чувствовалось напряжение третьей годовшины каунасского восстания. Наш хайратый десант прибыл из Вильнюса на электричке и сразу же высадился в большой, пустой комнате, где-то на набережной Нямунаса (Неман). Тут же поступило предложение: бомбить аптеку. Никто не был против, но и никто не пошёл бомбить. Сигареты для астматиков продавались без рецепта, в состав "табака" входила белена. Купив по пачке в разных аптеках, наша компания, состоящая из посланцев всех союзных республик, ссыпала табачёк в общий бачок и заварила чаёк...
Что потом началось! Соседи, случайно зашедшие, от предложенного чая не отказались, и, весьма морщась, проглотив по пол-стакана, удалились. Через час в двери постучали. Естественно, никто не открыл. Тогда в дверь стали стучать молотком. Долго. Потом выяснилось, что двери не открываются, т. к. заглючившие соседи-уголовники заколотили нас досками крест-на-крест. Приехали пожарные, но не к нам. Опять, к соседям. Там горела квартира. Потом кто-то рассказал, что оба соседа, отец и сын, решили нас сдать ментам, и заколотили двери, чтобы мы никуда не сбежали. Когда они поднялись к себе, то обнаружили у себя в доме, посреди гостинной, змеинную свадьбу. Змеи клубились и расползались по всем щелям и шкафам. Глюк был коллективный. Недолго думая, отец и сын схватили газеты и, свернув факелы, подожгли квартиру, выгоняя змеинное отродье.
А мы в это время смотрели другое кино: хозяйка квартиры, Рути, стала раскладывать по невидимым полкам невидимых кукол. Потом она спокойно, как-то по-домашнему, подняла подол и пописала. Оля-Хая, приставив указательный палец к спине Толика Батрака, вела огромного парня как телка, а тот, как только Оля убирала палец, тут же падал и сильно ударялся головой об пол. Я убеждал, что из любого положения есть выход, но на окнах были решётки, т. к. квартира находилась на первом этаже, т. е. на земле. Усилием воли я просочился через трещину в оконном стекле и оказался снаружи. За мною последовали Толик Батрак, Рути и Оля. План созрел как-то сам и мгновенно: идём в музй Чурлёниса.
Ранним утром мы выдвинулись двумя группами: Оля и Батрак пошли паралельной улицей, а я, со своей четырнадцатилетней литовской подругой, направился к мосту. Там мы, с удивлением, обнаружили Толика, который бил тяжёлым кулаком в ствол берёзы, приговаривая: " Сука, ты же обещнулась, какого хуя ломаешься, проститутка? Я же тебе весь Шанель в стакан вылил. Пила, а теперь — динамо! Пойдёшь со мной, блядь?!"
— Полегче, Толян. Здесь несовершеннолетние, — показал я на Рути.
— А, Йокси! Ты посмотри на это полено. Я уже пол-часа её на найт пишу, а она целку-невидимку из себя корчит!
По-видимому, в этот момент, иллюзия рассеялась перед взором Батрака, и он как-то виновато отвернулся к волнам Нямунаса. За те 15 минут, которые прошли с момента нашего расщепления, произошли ещё несколько событий. Оля шла с Батраком до булочной. Перед лавкой Анатолий, как истинный джентельмен, снял с себя последнюю рубашку, повесил её на Олю, чтобы не замёрзла сырым утром, а сам, дрожа от холода, вошёл в магазин, чтобы что-нибудь спиздить съестного. Толик был первым покупателем, поэтому весь персонал булочной внимательно уставился на полуголого, босого, волосатого и бородатого Батрака, который, ёжась и потирая плечи, дробно отбивал зубами гимн СССР и громко вскрикивал:"Холодно! Дайте булочку, гады!" Напугав продавцов, Толян схватил штрудель, оторвал от него кусок и кинул его в сторону кассы. "Ложись, рванёт!" — закричал московский громила-хиппи, и страшно выбежал на тихую, сонную улицу. Оле стало не по-себе, и она потерялась...
Рути захотела есть. Я оглянулся: где бы достать еду? Тут, неожиданно, я увидел в распахнутом окне мансарды, на подоконнике, тарелку с пирожками. Даже запах услышал (а почему запахи "слышат"?) Мансарда находилась на третьем этаже от земли, но меня это нисколько не
"Сопалс" — это пятновыводитель, производимый в те годы рижским химкомбинатом. Действие этого вещества на человеческую психику открыли питерскке торчки, а через них информация распространилась в Таллине. Техника применения препарата была крайне проста. Сначала им смачивался платок (или иная ткань), а затем нужно было глубоко, на все лёгкие, дышать средством через рот, вплоть до самого момента отлёта. Отлёты же бывали совершенно бешеные.
Мне впервые предложил подышать сопалсом человек по кличке Лошадь. Мы с ним сидели прямо в центре города, на скамейке у теннисных кортов, а за нами стоял длинный ряд туристических автобусов. Я задышал, и сознание моё улетело сразу же настолько далеко, что возвращаясь назад, я нашел себя стоящим на четвереньках перед скамейкой и лающим на оторопевшую группу гостей города. Лошадь стебался, одновременно стремаясь, и делал публике нервные жесты типа "проходи, не задерживай".
Если описать действие сопалса в двух словах, то можно сказать, что это — путешествие сознания за рамки обычных форм времени и пространства. С точки зрения физического времени всё "путешествие" продолжается считанные секунды, но получаемый в это "объективное время" объём психической информации превосходит все мыслимые параметры. Поскольку сопалс можно было купить за 20 копеек практически в любом отделе бытовой химии, я считал своим долгом познакомить с этим волшебным эликсиром всех достойных людей.
Месса на Лысой горе. Свою первую массовую сопальсную мессу я провел в то лето в Нымме — лесным массивом за нашим домом в Мустамяэ[1]. Я пообещал людям небывалый приход. Каждый взял с собой по флакону состава, приехали на место, взошли на заросший хвойным лесом холм с большой поляной наверху, называемый в народе Лысой горой. Всего людей было человек тридцать. Присели. Я стал объяснять технику дыхания, параллельно проводя сеанс практической демонстрации. Как только мое сознание вышло из тела, уйдя в непостижимые в глубины психокосмоса, тело упало на землю и поползло вперед, пока, уткнувшись головой в корягу, не остановилось и не "пришло в себя".
На народ всё это произвело бешеный эффект. Все тут же бросились к своим флаконам и начали лихорадочно дышать полным ртом. Эффект не заставил себя долго ждать. Через несколько минут лесная полянка представляла собой реальную босхиану, где существа, охваченные фатальным безумием, пересекаются, не пересекаясь. Каждый бредил собственными откровениями: кто-то громко гоготал, кто-то испуганно косился на соседа, съезжающего с пенька и заваливающегося с немигающими открытыми глазами набок.
В сумерки наша шаманистическая команда, спустившись с Лысой горы, вышла из леса и медленно двинулась в сторону Мустамяэ. Люди, под еще не выветрившимися впечатлениями от эфирных трипов, скользили, как привидения, выдавая странные жесты или внезапно пугая друг друга неадекватностью мимики. А вокруг, вдоль всего маршрута движения нашей колонны, искрились высоковольтные линии передач, съезжали штанги у троллейбусов, включались сигнальные сирены, и мне даже показалось, что где-то, совсем на периферии поля зрения, из окон повыпадало несколько человек...
Getyourkicks. Будучи в Минске, я посвятил местных людей, в том числе Леннона, в таинства сопальсных путешествий. Возвратившись из своего первого трипа в полной ошарашенности, последний рассказал, как оказался на поросшем бурьяном на лугу, по которому ходил некий гном и отвинчивал гаечным ключом колючки. Это переживание вызвало в Ленноне дикий стёб, воодушевивший всю компанию, которая тут же ломанула с зеленого пятачка у цирка, где мы сидели, в ближайший (ал)химмаг за колдовским снадобьем.
Приехав в Таллин, Леннон вспомнил о сопалсе, но теперь он подходил к нему не как психоделик, а как маг. Сопальсные отлёты непосредственно конкретизировали положения его магической теории об иных телах и мирах, о силах сверхъестественного влияния и видения, об иллюзорности реальности и возможностях её магической трансформации.
В отношении сопалса мы с Ленноном довольно долго и досконально экспериментировали, причем не только индивидуально или вдвоем, но также устраивая групповые сессии. В целом, сопальсный трип проходил примерно следующим образом. Прежде всего, нужно было взять кусок ткани (платок или шарф), смочить его веществом и тут же начать интенсивно вдыхать через широко открытый рот. Через некоторое время, по мере насыщения капилляров мозга эфирными парами,
Тяга к журналистско-издательской деятельности проявилась во мне еще в школьные годы. Лет в тринадцать-четырнадцать я особенно тесно сошелся с одним из своих одноклассников, которого все звали Вара. Его папа работал охранником в КГБ, старший брат служил в Чехословакии. Шла Пражская весна. Танк с братаном чехи подбили. Раненный в ногу, он оказался в госпитале, откуда писал Варе письма очень мелким почерком. Потому что на небольшом клочке бумаги нужно было разместить целый рассказ. Однако, вовсе не про госпиталь и даже не про Чехословакию. Брат, от нечего делать, сочинял секс-рассказы с красноречивыми описаниями половых извращений, но без всякого маньячества, а с большой долей юмора и отрыва. Вара зачитывал эти письма, и мы стебались так громко, что папа-кагэбэшник время от времени заглядывал в комнату с недоумением на лице:
— Вы что тут, пьете, что ли?
— Да нет, анекдоты рассказываем!
А потом нам захотелось самим попробовать себя в жанре... нет, не секс-рассказа, а полной отрывной безбашенности. Если постараться представить себе культурного антигероя, то что может быть круче самого дьявола? И что, как не ад противостоит порядку окружающей жизни в самой его, теологически рассуждая, божественной основе? В общем, мы начали издавать собственные рисованые журналы в формате школьной тетради, в которых получала свое отражение жизнь в аду. Как назывался Варин журнал я, к сожалению, не помню. Мой назывался "Адские записки" — по аналогии с "Отечественными записками", которые мы как раз проходили тогда по литературе.
Сценарий игры мы разработали следующий. Представьте себе, что Земля внутри пустая. По экватору этот подземный мир опоясывает гигантская река, разделяющая внутренний континент на две части: Дьяволарию на юге и Чертилию на севере. Население этих царств составляют черти, а сами владыки — как бы мы с Варой. Я — на юге, он — на севере. Наша стратегическая задача — война с небом, завоевание рая, установление там диктатуры ада. Цели на поверхности Земли — моральное разложение человечества по образцу и подобию чертей. В целом наша концепция ада являлась, в некотором смысле, доведенными до их не просто логического, но и метафизического конца представлений об Америке в подаче журнала "Крокодил" того времени: sex-drugs-rock-n-roll, деньги-реклама-насилие...
Как все это выглядело? Макет своего журнала я слепил под впечатлением ярких западных таблоидов, продававшихся в антиквариатной лавке у Ратушной площади, куда я иногда заходил полистать свои любимые биллборды про американский футбол. Еще там были каталоги с нижним бельем, по тем временам — почти порнография. Настоящая порнография распространялась у нас в школьных туалетах активистами сексуальной революции: черно-белые фотки по рублю (оптом — дешевл) будоражили воображение. Вара даже перефотографировал голых женщин из всех медицинских энциклопедий, которые обнаружил в городских библиотеках. Потом все эти образы всплывали на страницах наших журналов. Правда, в сильно подретушированном виде.
Можете себе представить, например, репортаж о групповой оргии в публичном доме какого-нибудь Дьяволсбурга? Все мужики — с рогами, хвостами и копытами. Красные глаза, зверские оскалы, шерсть дыбом. Девушки — тоже рогатые, очень сисястые, на копытах — специальный педикюр. Высунутые языки. Учитывая "антропологические" особенности подземного племени, некоторые чертовки имели на теле по несколько влагалищ, а черти — соответственно, членов: "За неделю непрерывной оргии было совершено рекордное количество совокуплений, перекрывшее результаты марафона прежнего сезона. Ведущие телеканалы ада вели прямой репортаж с места события".
Или такой вот репортаж с небесного фронта: "Штурмовые отряды черного полковника Чертявичюса прорвали ангелическую оборону на северо-западе небесного сектора, куда были в срочном порядке завезены водка и проститутки для поддержания боевого духа наших парней и совращения противника". Картинка соответствующая: рогатые головорезы пускают дым из пастей, стреляя в воздух, пока дьяволические шлюхи отсасывают у них инфернальный спермацет. На заднем фоне
На следующий день, около полудня, я отправился к полному тайн Красному ашраму. Дойдя до центрального храма Бадринараяны, нужно свернуть налево и пройти по улочке, вдоль запрадного берега Алакнанды, где-то метров триста, откуда начинался подъем вверх. Еще пара сот метров – и перед вами встает красный корпус ашрама с огромными окнами, многоарочной, украшенной свастиками надстройкой на крыше и реющими сверху дюжиной огромных красных штандартов на фоне синего неба и белого пика Нилакантхи. Чуть левее, как бы прямо с небес, низвергается на земные скалы колоссальный водопад. Картина, достойная Болливуда!
Справа от Красного дворца стоит двухэтажная белая вилла, слева – высокая красная стена, также украшенная флагами. На ней висит огромный плакат с изображением медитирующего йога с длинными волосами и в красной одежде, на фоне другого йога, с обнаженным корпусом, широко раскрытыми глазами и желтым нимбом над головой. За обеими фигурами встают белые гималайские вершины. Надпись на плакате гласит: «KriyayogTeachingCentre. HimalayaMahayogiShriDharmarajBharatiMounibaba».
Тропинка переходит в ступеньки. Я поднимаюсь чуть выше и оказываюсь перед открытыми дверями прихожей. Над входом висит колокол, но я не звоню, а тихо переступаю через порог. В прихожей полно обуви. Ну да, на Востоке везде положено снимать ее перед входом в помещение. Никаких других дверей, кроме входной, вокруг нет. Зато есть лестница, ведущая на верхние этажи. Я поднимаюсь и оказываюсь перед большой верандой с сидящими на ней людьми: двое мужчин, три женщины. В одном из мужчин узнаю йога с плаката на стене. Он одет в красный бархатный балахон, рукава оторочены блестящими манжетами, на шее – толстая цепочка бус из белых кристаллов. Усики, бородка – все как на картинке. Мунибаба собственной персоной? Здороваюсь, спрашиваю, говорит ли кто-нибудь по-английски. Молодая женщина в оранжевом сари поднимается мне навстречу:
– Сэр, позвольте проводить вас в комнату. Мастер сейчас освободится и примет вас.
Все присутствующие, включая красного мастера, со мной вежливо раскланиваются. Дама в сари ведет меня в большой зал, сверху донизу обклеенный большими цветными постерами с Кришной и его многочесленными гопи. Такими же постерами обклеен потолок. На полу – цветаствые толстые ковры. Никакой мебели. У одной из стен я замечаю подобие алтаря с сидящей на ней белой фигурой в человеческий рост, с венком из листьев тулси на шее.
– Это наш зал для йоги и медитаций, – поясняет Оранжевая Леди.
– А что это за фигура, – интересуюсь я.
– Это мастер Бабаджи, учитель нашего гуру.
– Учитель Мунибабы? – уточняю я.
– Да, сэр.
– Простите, Мунибаба – это человек в красных одеждах?
– Так точно, сэр. Извините, он сейчас занят с гостями, но вот-вот освободится и примет вас. Пройдемте, пожалуйста, в приемные покои.
Да, я не ошибся. Мунибаба – это и есть тот самый человек в красных одеждах. Конечно, молодовато выглядит для умудренного жизнью отшельника, но ведь Индия – страна чудес! Что касается фигуры Бабаджи, то в ней я сразу узнал второго йога на плакате, сидящего с голым торсом и нимбом за первым. В сущности, это не реальный, а как бы мифологический, если не сказать «литературный» персонаж.
Махаватар Бабаджи(Нагарадж) известен в Индии со второй половины XIXвека, прежде всего через основателя школы крия-йоги Лахири Махасаю[1], а также популярного журналиста В. Т. Нилакантана – близкого ученика Анни Безант, председателя Теософского Общества и ментора Кришнамурти. Именно через публикации Теософского Общества получило распространение практически единственное изображение Бабаджи в виде молодого длинноволосого йогина. Этот образ, воспроизведенный на плакате Мунибабы, можно также найти в многочисленных теософских и агни-йогических публикациях – откуда, собственно говоря, мне он и был известен.
Согласно сложившейся легенде, Бабаджи являлся лично Лахири Махасайе, Нилакантану и еще некоторым людям, включая известного йогина Йогананду[2], которым он сообщал детали своей биографии. Согласно последней, он родился в третьем веке нашей эры, был учеником легендарного даосского философа Богара (около III-Vвв), якобы изобретателя пилюли бессмертия, изучавшего в Индии медицину. Искусство
Служба в храме начинается с процедуры абхишеки[1], т. е. ритуала омовения и умащения стоящих на алтаре мурти (идолов). Абхишека является ведической формой обряда ритуального миропомазания. Его происхождение связано с мистерией посвящения бога Индры на космическое правление. Аналогично Индре, на земное царство помазывались крупные индийские раджи (в титуле самараджа, царь царей). Цель абхишеки – передать фигуре (живой или образной) магические силы «природы», символические представленные в элементах подношения: молоко, масло гхи, розовая вода, сандаловая паста и т. д. После чего, волей Святого Духа, природная субстанция приношения (жертвы) превращается в божественную энергию психофизической сопричастности.
Раваль-джи, верховный иерофант храма, садится перед алтарем. Перед ним стоит серебряный поднос с ритуальными плодами для подношения божеству: зернами, цветами, листьями туласи... На скамьях, по обе стороны от царских врат, брамины начинают петь славословия высшим силам, призывая их на головы собравшихся. Раваль-джи манипулирует над подносом обеими руками, исполняя сложную пантомиму приглашения духов и предложения им прасада. Жестикуляция мастера отточена до совершенства, за каждой его мудрой, как условным знаком тайной, негласной речи, стоит тысячелетняя традиция творческого вживания в жест на уровне подлинного магического отождествления символа и реальности. Я с энтузиазмом наблюдаю за манипуляциями иерофанта, два брамина-пуджари продолжают пение заклинаний из Вишну-Сахасранамы и Шримад Бхагаватам.
Черный идол Бадринараяна находится прямо напротив меня, в трех-четырех метрах. Я могу непосредственно, вживую созерцать его мутри, божественное тело, а значит – все грехи кали-юги должны будут меня оствить! Ом Намо Нараяна... Раваль-джи переходит к процедуре омовения мурти. Ассистент подает мастеру кувшин с водой из Тапта-кунда, и тот льет ее на головы идолов, на одного за другим, в строгой ритуальной последовательности: Бадринараян, Удхавар, Нар-Нараян, Кубера, Гаруда, Нарадамуни. Вода горячая, от идолов идет пар. А Равалю уже подносят следующий кувшин, с молоком, а затем – снова с горячей водой. Обмыв мурти, иерофант умасливает божество ароматической смесью из гхи и специальных добавок. Пуджари читают, сзади себя я слышу усиливающийся звон колокольчиков, караталов и другой перкуссии. Аудитория начинает повторять мантры вслед за пуджари.
PavanaMamndasugandhashiitalahemamandirashobhita,
NikataGangaavahananirmalaShriibadriinaathavishvambharam
SheshasuparnakartanishadinadhartadhyaanaMaheshvara
ShrivedaBrahmaakartastutiShriibadriinaathavishvambharam
ShaktiGauriGaneshaShaaradaMuniUchchaaranam
Joga dhyaanaapaaralilaaShriiВadriinaathavishvambharam
Indra, Chandra, Kubera, DhunikarDhupaDeepaprakaashitam
SiddhiMunijanakartaJaiJaiShrribadriinaathavishvambharam
Yaksha, kinnara kartakautukajaanagandharvaprakaashitam
Shriilakshmiikamalaachamvaradolam, Shriibadriinaathavishvambharam
KailaashmeekadevaniranjanashailashikharaMaheshvara
RaajaaYudhishthirakartastuti, ShriiBadriinaathavishvambharam
KotiTiirthaBhavetpunyaprapyatePhaladaayakam...
Раваль-джи, тем временем, соскабливает масло с
А вот и восточный мастер! Чохан что-то крикнул на хинди кому-то за моей спиной. Я обернулся. К аптеке подходил невысокого роста человек в желто-белом одеянии, с огромной копной волос, уложенной на голове в виде тюрбана, и завазанной в узел бородой. Это был тот самый настоящий мастер, о котором мне накануне говорил Чохан. Его плное имя было Йогирадж Сандхьянатх Аугхар Пир. Чохан к нему обращался кратко по титулу Махарадж. Он представил нас друг другу, затем показал махараджу портрет с Рамом, что-то кратко объяснил на хинди. Восточный мастер также долго и внимательно разглядывал мурти Западного мастера. Чохан предложил ему присесть рядом на скамейку. Принесли еще чаю, беседа потекла...
У Махараджа была очень темная кожа, пркктически как у негра, но черты его лица были вполне «европейскими» и исключительно утонченными: изящный тонкий нос, большие выразительные глаза. Он производил впечатление крайне деликатного, воспитанного человека с большим интеллектом, о чем косвенно свидетельствовал его высокий открытый лоб. Махарадж передал Чохану пучок каких-то трав. Насколько я понял, он собирал в горах для Аптекаря некие особые растения, которые потом тот использовал в своих аюрведических рецептах. Пользуясь случаем, я спросил мастера о соме:[1]
– Вот, говорят, рецепт сомы давно утерян, никто сегодня точно не знает конкретно, что это такое. Может быть, вы просветите меня в этом отношении? Что такое, по-вашему, cома?
Махарадж улыбнулся. Сома, в его интерпретации, это алкогольный напиток, который готовят из местных злаков. Что-то типа браги.
– Почему же утверждают, что рецепт его утерян?
– Так утверждают, потому что самостоятельное производство алкогольных напитков запрещено и никто не хочет светиться. На самом деле все люди знают здесь, что такое сома и до сих пор ее делают, просто не афишируя об этом!
От сомы мы перешли к другим темам: йоге, медитации, мистическим традициям и трансцентентальному опыту. Я разговаривал с Махараджем как с давним знакомым, которому не нужно объяснять детали и нюансы интеллектуального дискурса. Он все схватывал на лету. Иногда мне казалось, что Чохан, выступая в качестве переводчика, не вполне догонял всего смысла беседы, но я интуитивно схватывал воспроизводимые Махараджем смыслы через знакомые санскритские термины, которые активно присутствовали в лексиконе нашего общения.
Махарадж рассказал, что он родился в Махараштре. В трехлетнем возрасте родители его отдали в храм послушником. Там, при храме, он и вырос. Сейчас ему шестьдесяь два. Получается, что свою садхану он творит уже, день за днем, более шестидесяти лет подряд. С ранних лет он получил дикшу (инициацию) в Горакшнатх-сампрадаю[2], основанную великим йогином Матсьендранатхом[3] и его учеником Горакшнатхом[4]. С эими двумя мастерами связывается появление хатха-йоги как метода достижения бессмертия. В числе учителей Горакшнатха называются риши Агастья (один из легендарных семи риши – саптариши – индуизма), а также великий даосский алхимик Богар – гуру легендарного Бабаджи. Непосредственным мастером самого Махараджа был Махайоги Сундернатх Бабаджи – тот самый мастер с длинными растафарианскими дрэдами, изображение которого я видел в храмовом дворе Бадринараян-мандира. На протяжении всего летнего сезона Махарадж находится в Бадринатхе, а на зиму спускается вниз, в Девапраяг, где его основной работой является ритуальное отпевание покойников у погребального костра и отправка их бренных останков в плавание по священной Ганге. Прямо настоящий индийский Харон...
Чохан мне потом рассказывал, что Махарадж впервые появился в Бадринатхе лет десять тому назад. Первоначально он обосновался
Новороссия: от объединения народных республик к орденской конфедерации. Опыт Американской революции в приложении к освободительному движению в Дикой Степи.
Во многих отношениях события в Новороссии напоминают американскую революцию и становление США как содружества независимых государств. На сегодня мы имеем Донецкую и Луганскую республики, плюс формально провозглашенную Харьковскую республику. Объединение Донецка и Луганска в рамках Новороссийской Конфедерации может создать институциональные условия для дальнейшего присоединения к этому политическому образованию других народных республик: Харьковской, Запорожской, Херсонской, Днепропетровский, Николаевской, Одесской... С точки зрения своего территориального расширения, этот проект можно оставить открытым – по модели СССР или тех же США. При этом первые восемь народных республик (Большая Восьмерка) составляют этно-культурное ядро Новороссии как исторического образования.
Весьма символично, что флаг Новороссии практически воспроизводит флаг североамериканских конфедератов времен Гражданской войны. Если на диагональные полосы разместить белые звезды, по числу образующих Конфедерацию штатов-республик, то сходство будет еще большим. Однако, вряд ли здесь следует слепо следовать американскому примеру, добиваясь максимальной идентичности. Звезды, при случае, могут быть заменены другими символами, а на пересечение полос в центре полотнища сам собой просится двуглавый орел, уже присутствующий на флагах ДНР, ЛНР и ХНР.
При формировании Конфедерации весьма полезно обратиться к опыту американской Декларации Независимости и Конституции, где сформулированы основные политические принципы конфедеративного устройства на базе свободного объединения свободных граждан – вооруженного народа. Фактически, современная Новороссия представляет собой аналогичное объединение, свободные граждане которого, вооружившись, восстали против колониальной метрополии. При этом обращение к американскому опыту не следует понимать как признание культурного приоритета американской модели перед российской, атлантической – перед евразийской.
Надо отдавать себе отчет в том, что современный режим Вашингтонского обкома не имеет ничего общего с ранней демократией США, которой были присущи, в частности, такие черты, как автономность местных судов и кредитно-финансовых учреждений. До сих пор каждый штат США формально имеет собственные законы и собственный Центральный банк, обладающий эмиссионным правом. Другое дело, что изначальные права и свободы американцев были сильно урезаны или искажены централизованной бюрократией федеральной столицы, вставшей посредством интриг и коррупционной практики на службу крупному капиталу, преследующему цели, далекие от провозглашенных Конституцией демократических принципов. Вот пусть Новороссия, своим примером демократии как вооруженного сообщества свободных граждан, и напомнит Соединенным Штатам их собственные революционные идеалы (не путать с идеологической политикой Вашингтона)!
Революционная Европа ставила своей целью создание институционально схожего образования – Соединенных Штатов Европы, неожиданно для всех получившего свое воплощение в формате Евразийскго СССР, особенно на ранних этапах формирования последнего, когда было создано конфедеративное образование на базе добровольного объединения суверенных народных (национальных) республик. Уже при Сталине СССР (как США при Линкольне) обрел черты унитарного государства, отменившего реальную власть Советов, и тем самым – подлинный суверенитет союзных республик, в пользу столичной бюрократии.
В современном мире к числу наиболее рьяных сторонников возвращения к общественно-экономическим идеалам американской революции принадлежат так называемые антиглобалисты – сторонники движения против неолиберальной глобализации, зародившегося в США и распространившегося по всему миру. Показательно, что даже такой авторитет ультралевого фланга антиглобалистов, как Тони Негри (автор идеологического бестселлера «Империя») апеллирует к социальному опыту не русской (социалистической), а американской (буржуазной) революции. Однако, современная политическая и экономическая ситуация в мире, по своей социальной динамике и геополитической усложненности, далеко ушла от реалий, определявших характер раннего как американского, так и советского общества.
Чем закончится дело Новороссии в обозримом будущем – сегодня никто не может однозначно спрогнозировать: слишком много противоречивых факторов влияют на ситуацию. Не последний из них – фактор личной воли, придающий военно-политическому противостоянию характер борьбы магов. Не удивительно, что религиозная эстетика, как мобилизующий фактор, ярко используется в политической пропаганде всеми
Бху-мандала. Квинтэссенцией индийской космогонии является т. н. бху-мандала (букв. «земной круг»), представляющая собой, фактически, стереографическую модель Южной Азии, Солнечной системы и Млечного пути одновременно. В наиболее известной форме бху-мандала выглядит как лежащий на черепахе земной диск, с горой Меру в центре. Более сложный вариант — яйцо Брахмы с диском эклиптики посредине, разделенным на несколько концентрических кругов и пронизываемым центральной осью. Такого рода космографика издревле давала пищу популярным представлениям о плоской земле, однако примитивный буквализм совершенно не соответствует объективной действительности, лежащей «за скобками» древнего космогонического символизма.
В действительности, как уже сказано выше, земной диск бху-мандалы является моделью не только планеты Земля, но и всей Солнечной системы, действительно лежащей в одной плоскости и имеющей форму диска. Об этом говорит более внимательный анализ структуры бху-мандалы и пропорций составляющих ее элементов. Концентрические круги вокруг центра мира, горы Меру — это не что иное, как орбиты видимых с Земли планет в геоцентричной перспективе: от Меркурия до Сатурна. Здесь же присутствуют плоскости орбит Солнца и Луны. То есть бху-мандала — это стереометрическая планисфера (проекция сферы на плоскости) с подвижными элементами, подобная астролябии.
Центральный сектор бху-мандалы представляет собой упрощенную географическую карту обширного региона Южной Азии, частично захватывающего территории Ирана, Туркестана и Тибета. Тут мы видим круг, разделенный шестью горизонтальными линиями, а средняя область поделена дополнительно двумя вертикалями на три сектора. Изучение карты показало, что горизонтальным линиям соответствуют тянущиеся с запада на восток горные цепи региона, а две вертикали в центре точно выделяют территорию Памира как своеобразного «кадратного стола».
Памир. Может ли Памир являться историческим центром некой локальной культурной традиции, наследием которой является, в частности, бху-мандала? Или последняя непосредственно связана с шумеро-вавилонским влиянием? Древнейшие культурные артефакты Памира относятся к VIII-V тысячелетию до н.э. Это каменные орудия и наскальные изображения, обнаруженные на востоке региона (мезолитическая маркансуйская культура).
Известны также более поздние петроглифы, относящиеся ко второй половине Iтысячелетия до н.э., распространенные уже по всему Памиру. Это эпоха продвижения арийских завоевателей в Южную Азию, часть которых, по всей видимости, осела на Крыше мира (фольклорное название Памира). На это указывает как характер некоторых наскальных рисунков (колесницы как характерный признак раннего «арийского» искусства), так и ДНК-генеалогический анализ автохтонного населения (до 80% мужчин которого принадлежат к характерной гаплогруппе R1a).
Через Памир проходил Великий Шелковый путь из Китая в Индию, Среднюю Азию и Европу (со IIвека до н.э. по XVвек н.э.). Скорее всего, на карту Южной Азии (в формате бхумандалы) его нанесли именно купцы. Центральное место Памира на древней карте не удивительно, поскольку он находится как раз посредине между крайними западной и восточной точками Шелкового пути. Сама география Памира почти идеально вкладывается традиционные параметры центральной части бху-мандалы, образуя квадрат из четырех хребтов и четырех рек. На севере Крыша мира ограничивается Алайским хребтом и рекой Сурхоб, на юге – Гиндукушем и Пянджем, на востоке – хребтом Куньлунь и рекой Ташкурган, на западе – Бадахшаном и Аму-Дарьей (продолжение Пянджа в перпендикулярном направлении).
Эта территория соответствует на карте бху-мандалы центральной области под названием Илаврита-варша (Ilāvṛta-varṣa), в середине которой возвышается гора Меру, через которую проходит ось вселенной. Сама Меру описывается в Ведах как четырехгранный столп, каждой из сторон которого соответствует один из драгоценных элементов: золото (север), серебро (восток), лазурит (юг) и рубин (запад). Все эти компоненты в действительности присутствуют на Памире, причем копи лазурита имеются именно на юге (месторождение Сары-Санг в районе афганского Файзабада), серебра – на востоке страны (в районе стоянок маркансуйской культуры), рубина – на западе (гора Кухилал в Шугнанском районе), золота – на севере (истоки реки Зеравшан, «золотоносной»). А ведь памирское (бадахшанское) месторождение лазурита было единственным
Философия Адвайты является абсолютной абстракцией идеи не-дуальности, абсолютного монизма. Существуют следующие признаки Адвайты: агностичное, незнаемое, ничтовость, только тень, пустое, нуличность, пустотность, истощенность, тщетность, бессмыслица, нелогичное, нерациональность, неискупляемое, невыразимое, непроизносимое, неделимое, неуправляемое, неконтролируемое, великое, независимое, неопределенность, непостижимое, неразличимое, бесконечность, неизмеримое, безобразное, бесформенное, необъяснимое, неустанное, необъятное, непознаваемое. Все это не приложимо к Адвайте как Абсолюту. Адвайта как Абсолют (гр. apolytos) означает определяющее (решающее) совершенство, завершение, цельность (полноту), и она не связана с каким-либо относительным обозначением или детерминативной дефиницией. Она — вне нашего софистического каламбурного гнозиса. Аттрибутивные термины — такие, как неопределимое, независимое, неусловное, цельное, недвусмысленное, недостижимое, недоступное — в соединении с невежеством принадлежат к уровню двойственного дуального в парах двайты (дуальности).
Принципиальные части «dva» (вы, два, оба) формируют «dvaka» (вы, пара [чего-либо]) и «dvamdva» (пара, дуальность, антитезис, дуальная встреча). Адвайта отрицает бисексуальную амфичность (от греч. amphi— с обеих сторон, с двух концов, вокруг) и дуализм. Об абсолютной Адвайте (kevaladvaita— уникальная цельность) мы также не можем писать в монистических словах. Адвайта как Абсолют не имеет противоположности, противоречия. О философии Адвайты мы можем писать, преодолевая словесный барьер (shabdadvaita— словесный монизм), триггер сознания (vijnanadvaita— монизм сознания), переднюю границу души (atmadvaita— психемонизм) и пограничную область нуса (brahmadvaita— интеллектный монизм). Мы должны выйти за пределы идеи энтелехии, психе и нуса. Мы должны трансцендировать веданту (vedanta). Веданта — это конец (предел) знания как одно Сущее без второго, как Брахман-интуиция. Веданта означает «конец Вед»; термин, примененный к Упанишадам, формирующим завершающие части Вед; общепринято используется для обозначения философии Адвайты.
Философия Адвайты — это наиболее абстрактная концентрация шести систем Индийской Философии. Адвайта, как безаттрибутивный Брахман, турия (четвертое) или как нирваническая высшая Самость, означает интуитивный Абсолют, свободный от состояний бодрствования, сна и глубокого сна, относящихся к расщепленной эговости. Это есть цель моего разума и материи (мистическая абсурдность бессмыслицы нормальности); это наш конец; это назначение человечества; это закон всей законности; это идея всей религии, философии и науки; это знание и мудрость всех древних мудрецов, пророков и философов.
Принцип Адвайты закреплен в Ом (символе Абсолюта как Брахмана). Абсолют Ом символизирует идентификацию Адвайты и Брахмана. Брахман означает Абсолют (также Бога как творца; созидательность для увеличения, творение для повышения, интуитивное возрастание). Ом — это магический гипнотический слог. В результате его стимуляции движущая сила (impetus) аккумулирует гностическое пульсирующее поле (акашу). Пранава, или божественный (святой) слог Ом (также Аум, Омкара), создает атомическую психическую не-дуальность (Адвайту). Ом, как формула гипнотического созидания, формирует бесформенную идею психе-нус-единства. Психе-нус-единство означает психическую энтелехийную субъект-объект-одиновость, являющуюся наиболее абстрактной человеческой персональностью (uniomystica). «Uniomystica» означает самадхи (состояние сверхсознания). В состоянии сверхсознания созидатель (Брахма) и абсолютное бытие есть одно, одиновость (эка, эката).
Мы можем постепенно приблизиться к Адвайте посредством отражения идеи психе и нуса, через гипнотические сентенции, путем медитации гипнотической формы и ее сверхсознательной алогичной лишенности соображения, через целенаправленную созидательность мышления. Мы можем внутренне самосозерцать интуитивную созидательность посредством гипнотической формулы под воздействием (стимуляцией) психофармакологии: сома или амшу (amshu), бог вдохновения, дающий вечную жизнь, бог вина и винограда; мистических наркотиков и их образов, грибов теонанакатль, «божественная плоть» или плоть дьявола — гашиш; мескалин (сок кактуса), благовоние, мирт, диктаммон (магическое растение на Крите). Магическая гипнотическая формула и психофармакология раскрывают «четомукху» (chetomukhah— уста сознания), проход для сознания сна, порог для сверхсознания, пограничную область между самостью сна и душой глубокого сна.
Через самогипнотическую тренировку мы можем преднамеренно заглянуть в
Путешествие в страну Хиппляндия
"Нынешнее общество бесчеловечно. Оно уродует человека с детства, ещё в семье. Прививает ему жизненные принципы стяжательства. Хиппи предлагает — человек должен стать наконец самим собой. Для этого — ячейка общества, не семья, а коммуна. Детей воспитывать сообща. Ребёнок должен воспринимать сложный, облик общества, не повторять повадки и взгляды своих родителей. Система жизни — коммуна индивидуальностей. Каждый живёт, как хочет, делает, что хочет. Проявляет себя, как ему угодно. Институты современного общества, которые калечат людей — роскошь, богатство, собственность — надо уничтожить. Жизнь должна быть проста. Механизация уродует людей. Ближе к природе. Долой войну. Долой войну во Вьетнаме. Долой Джонсона. Любовь, а не война…"
Г. Боровик. Хождение в страну Хиппляндия
В 1968 году, в журнале "Вокруг света", была напечатана статья асса советской официозной журналистики Генриха Боровика "Хождение в страну Хиппляндия". Для меня, тогдатринадцатилетнего подростка, этот материал был полным откровением. Невероятная безумность хиппового образа жизни просто ошеломляла. Я до сих пор помню описанные Боровиком сюжеты о том, как хиппи разбросали со зрительского балкона нью-йоркской биржи доллары, вызвав настоящую панику в брокерском зале; как некий волосатый путешествовал в самолете бизнес-классом, купив отдельное место для своей гитары; как человек, завернутый в армейское одеяло, гордо носил на шее амулет в виде стеклянной пробирки, в которой ползала живая муха... Ну, надо же, живут же люди!
Подростковый максимализм, конечно, не мог после всего этого просто так молчать в тряпочку. Тем более, что к началам поп- и рок-культуры того времени я уже был, некоторым образом, причастен — через музыкальные передачи Голоса Америки, Радио Люксембурга и финских телепрограмм, ловившихся в родном Таллине. В том же году я облачился в свой первый "хипповый" наряд: джинсы индийской фирмы "Milton's", за которыми стояли невероятные очереди любителей попсы всех возрастов, и коричневую фланелевую рубашку, к спине которой я пришил отодранный от обивки стула кусок темной кожи с тремя магическими буквами, собственноручно выведенными белой масляной краской три латинские буквы: "POP". "Рор", — периодически слышал я за собой голоса русскоговорящих прохожих, пытавшихся озвучить непонятную для советского менталитета абракадабру. Как сказал один из родоначальников хиппизма Эбби Хоффман: "Ясность — не наша цель. Наша цель — сбить всех с толку. Нас не понимают — и это замечательно: понимая нас, они нашли бы способ нас контролировать."
В том же году, в Таллине, прошел первый в СССР рок-фестиваль. Это историческое событие состоялось в воскресенье, 28 апреля, в кинотеатре "Космос". Несмотря на полное отсутствие публичной рекламы, толпа собралась такая, что стала мешать движению транспорта. Сам объект был взят в двойное кольцо оцепления: первое, малое — из ментов, второе, внешнее — из мореходцев. Тем не менее, задержаний не было. Это, видимо, потому что публика была в основном эстонская, корректная. Русский рок такого, конечно же, не потерпел бы! Зал был, естественно, переполнен, народ тащился три часа подряд. Выступили исключительно местные команды: "Кристаллы", "Микроны", "Холостяки", "LangevadTähed", "Virmalised", "Poppojad".
Я ходил на фестиваль в сопровождении старших товарищей-попсовиков, которые еще не называли себя хиппи, а больше примыкали к стилягам. Классическое облачение попсовика предполагало, прежде всего, максимально широкие клеша из зеленого бархата, желательно — с красным шелковым клином, в котором бы горело несколько лампочек из новогодней гирлянды. Батарейка — в кармане. Снизу штанины подшиты зипперами. Пиджак — пиратский: с длинными фалдами, вельвет или бархат, золотые пуговицы. Мы уже бренчали на гитарах битловские хиты: DizzyMissLizzy, TwistandShout, Money... Ранние Роллинги, Кинкс... По домоуправлениям и в домах культуры создавались вокально-инструментальные ансамбли, в которых подростки упражнялись в игре на электрогитарах и ударных инструментах. Выступали, в основном, на школьных танцах. Даже ухитрялись на этом зарабатывать. В клубах на танцах сцену держали более маститые коллективы, уже не школьные. И репертуар у них был позабористей: Зеппелин, Крим...
Раку. Осенью 1969 года в Таллине, при моем непосредственном участии, открылся один из первых в городе хипповых клубов: "Raku". Раку — это название зверосовхоза по
Русалка революции
14 мая 1972 года, в одном из городских парков Каунаса, в знак протеста против оккупации Литвы советским режимом совершил самосожжение молодой человек по имени Ромас Каланта. После этого люди вышли на улицы, стали наезжать на ментов и уничтожать советскую символику, взвились национальные триколоры, зазвучали гимны времен независимости. Власти ввели в город усиленные наряды милиции и десантников, которые бросились хватать и мочить национал-революционеров. Практически за день основные очаги общественного сопротивления были подавлены. Потом начались репрессии. Милиция и спецслужбы организовали поголовную фильтрацию всех альтернативных тусовок в республике.
СОБЫТИЯ В ЛИТВЕ. 14 мая на одной из площадей Каунаса под лозунгом "Свобода Литве" совершил самосожжение выпускник средней школы, сын преподавателя одного из вузов РОМАС КАЛАНТА (1953 года рождения). Трое его товарищей окружили горящего и не давали никому к нему подойти. Они были арестованы и им было предъявлено обвинение в "умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах" (в УК РСФСР это статья 102). Имена их "Хронике" пока неизвестны. Р. КАЛАНТА скончался в больнице через несколько часов. Похороны были назначены на 18 мая. За несколько часов до назначенного времени тело было тайком вывезено из морга и похоронено. Люди, пришедшие на похороны, пошли на место самосожжения. Собралась очень большая толпа. Милиция стала разгонять ее. Собравшиеся оказали сопротивление. По слухам погиб один милиционер. После этого были вызваны десантные войска, которые разогнали собравшихся. "Беспорядки" продолжались и 19 мая. Многие были задержаны. Некоторые получили по 10-15 суток за "мелкое хулиганство". Против нескольких человек возбуждено уголовное дело.
28 мая, во время ярмарки, на базарной площади г. Варена СТОНИС (1949 года рождения; сантехник) и три его товарища
вывесили национальный флаг. Товарищи СТОНИСА были сразу же схвачены милицией, ему удалось уйти. На следующий день на той же площади он совершил самосожжение. Умер он 10 июня в военном госпитале. Похороны проходили под надзором милиции и КГБ. Во время похорон все дороги в Варену были заблокированы. 3 июня на одной из улиц Каунаса (площадь, на которой совершил самосожжение Каланта, охраняется) сжег себя по тем же мотивам АНДРЮШКЯВИЧУС (1912 года рождения; рабочий). Умер он на следующий день в военном госпитале. Похоронен был милицией тайно, в неизвестном месте. 10 июня на улице Капсукас пытался совершить самосожжение ЗАЛИЧКАУСКАС (1910 года рождения; рабочий), но был схвачен. Сейчас он находится в военном госпитале.
Хроника текущих событий. Выпуск 26, 1972
По всей Литве шли посадки по дурдомам, люди сваливали в другие города, в том числе в Таллин, где обитала целая группа литовских беженцев. Другая часть беженцев прибыла из Москвы и Питера. Этот пипл спсался от дурдомов, которые им грозили по случаю визита в СССР американского президента Ричарда Никсона. Известно, что в США хиппи выступали против Никсона как разжигателя вьетнамской войны. Советские власти собственным хиппи тоже не доверяли: кто знает, что могут выкинуть эти больные на голову?
В обеих столицах, которые заокеанский гость должен был посетить, фасады зданий на центральных улицах красили до второго этажа (выше якобы из окна автомобиля не видно), а ненадежный народ пытались рассадить по дурдомам. Люди валили в Таллин отсиживаться. По весне в городе высадился целый десант. Среди новых гостей здесь появились такие персонажи, как Диверсант, Джонни, Сережа Зимин, Юра Федоров, Клёпа, Сержант, Монро, Сеня Скорпион, Вася Лонг, Саша Ермаков... К сожалению, всех не упомнить — столько воды утекло! Питерцы тоже зачастили: Лео, Женя Кричман, Жгиров, Кирилл Воскресенский, Гена Зайцев, Меланья... Нарисовалась даже хипповая троица из Тбилиси: Гурам, Шота, Наина. Гурам утверждал, что они — единственные хиппи во всей Грузии. Но хотя грузины, по его словам, вовсе не считали себя частью СССР (даже якобы в аэропорту объявляли: "Внимание, объявляется посадка на рейс в Советский Союз, по маршруту "Тбилиси-Москва"), к проявлениям западного либерализма — в виде потертых джинсов и длинного хайра у мужчин — они относились крайне нетолерантно. Вот троица и перебралась в Эстонию — поближе к реальному Западу...
В те времена под Таллином находился всесоюзно-известный рыболовецкий колхоз им. С. М. Кирова. Тут были очень крутые зарплаты, а