В ожидании лета, с его травкой, цветочками, а значит и обилием сырья для красильных экспериментов, приблизимся к искусству натурального крашения.
Сразу, когда рождается обсуждение натуральных красителей, возникает вопрос о стойкости такого крашения. Именно поэтому я решила рассказать о теории протравливания, то есть закрепления окраски на материале.
Только некоторая часть натуральных красителей может стойко окрашивать волокна без дополнительного воздействия, то есть без протравы. БОльшая часть растений красит с протравами или иным воздействием.
По технологии крашения, то есть способу взаимодействия с волокнами, природные красители делятся на:
- протравные,
- прямые – то есть могут красить без протрав,
- кислотные – окрашивающие преимущественно шерсть и шелк при изменении pH красящего раствора,
- и кубовые.
ПРОТРАВА (от травить) — обобщающее название различных химических веществ, которые используют для обработки поверхности изделия. В крашении тканей и выделке кож процесс протравливание называют так же квасцеванием.
КВАСЦЫ— кристаллогидратыдвойных сернокислых солей содержат в своем составе катионы различных металлов, Na+, К+, Al3+, Cr3+, Fe3+ и др. Квасцы применяют как дубящее средство в кожевенной и фото- промышленности, как протраву при крашении тканей наружно как кровоостанавливающее и прижигающее средство и в растворах в качестве вяжущего средства — для полосканий, промываний, примочек, спринцеваний, как дезодоранты.
Цели использования квасцов в крашении:
1) Для закрепления цвета, то есть без квасцов этот краситель/растение не дает стойкого цвета.
- на этой фото толокнянка и кора тополя с алюмокалиевыми (салатовые цвета), и железным купоросом (зеленые цвета). Без квасцов цвета практически нет.
2) Для получение дополнительных или иных оттенков цветов, то есть растение краситель красит материалы и без квасцов, но с квасцами можно получить новые варианты цвета.
- аптечная марена, протравленная алюмокалиевыми квасцами, медным купоросом, железным купоросом и смесью квасцов, шелк.
- дуб с железным купоросом или водой, настоянной на ржавых гвоздях, шелк.
3) Для повышения насыщенности цвета того же оттенка, то есть для экономии красящего вещества.
Как пример - крушина с медным купоросом. Цвет от купороса становится более насыщенным.
ПРОТРАВНЫЕ КРАСИТЕЛИ:
Подавляющее большинство (но не все) природные красители не взаимодействуют с белковыми (шелк и шерсть), а так же целлюлозными волокнами (лен, хлопок, вискоза, конопля, джут и т.д.), то есть непосредственно не окрашивает волокна.
Однако, эти красители могут связываться с активными группами волокна при помощи посредников – катионов металлов. В молекулах большинства природных красителей содержатся фрагменты, способные к образованию прочных соединений (хелатных комплексов) с катионам металлов. В молекулах волокон так же содержатся группы, способные к стойкой реакции с катионами металлов. Поэтому большинство природных красителей может окрашивать волокна, предварительно обработанные солями металлов (Al - алюминий, Ca-кальций , Sn - олово , Cu - медь, Cr - хром, Fe - железо и другие), за счет образования «лака» - прочного, не растворимого в воде комплекса «краситель – катион металла - волокно».
Такие красители называются протравными, а соли металлов – протравами.
Чтобы увеличить волокне число групп, способных к комплексообразованию с металлами, то есть усилить цвет и прочность окрашивания– волокна помимо обработки солями металлов обрабатывают в качестве дополнительной протравы солями виннокаменной кислоты (винный камень), или дубильными веществами. (Это не обязательно.)
Протравные красители дают наиболее светопрочные, устойчивые к стирке окраски.
Цветовые характеристики окрашенных волокон при протравном крашении зависят:
- от типа
Читать далее...