Стилизация 2.
Сомнамбула.
Вместо эпиграфа:
«Существует огромная разница между: 1) прекрасным, свободным, ничем не омраченным миром природы, таким спокойным, тихим и непостижимым, и 2) нашей повседневной суетой, с её скорбными тревогами, переживаниями и спорами…».
«Описание цветка с любовью к природе - гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточничества, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе». (Достоевский).
Просыпаясь, видим мы остатки снов. Сонный мозг совсем отказывается от обыкновенных мыслей, туманится и удерживает одни только сказочные, фантастические образы. Эти образы имеют такое удобство, что как-то сами собою, без всяких хлопот со стороны думающего, - зарождаются в мозгу. И, неожиданно, сами собою же - стоит только хорошенько тряхнуть головой - исчезают бесследно. Да и все кругом, не сразу располагает к обыкновенным мыслям: теплая постель и холодный, подразумевающийся, пол. Отсюда, - хочется полежать….
Из сна-воспоминания.
Направо темнеют холмы и овраги - это край, высокий конец нашей деревни, затерянной среди лесов. Налево всё небо над горизонтом залито багровым заревом - восходящее солнце, невидимое за густым лесом, окрашивает вершины высоких елей, стоящих ровным строем сразу за опушкой. И трудно сразу понять смысл этого зарева. Был ли это далекий пожар, или, действительно, собирается восходить солнышко, его не видно. Вот такая была особенность утренней зари в нашей деревеньке, с претензионным названием «Старая».
Постепенно, даль становиться видна, как днем и её нежная лилово-розовая окраска пропадает. Тогда и поля за оврагами теряются, пропадают, в утренней дымке тумана. Словно укрывшись одеялом, даль скрывается в этом белом мареве.
По весне, ночи напролет щелкают и щебечут в кустарниках ивняка вдоль оврагов птицы, и поют соловьи, выдавая свои невообразимые трели. А под утро, в туман, вдруг, всё смолкает, - ожидая первых лучей Солнца, готового этот туман разогнать, согревая сонную природу. Это затишье завораживает своей таинственностью. Вот, только что, даже когда небо над лесом с востока окрашивалось - щебет птиц, соловьиные трели, стрекот кузнечиков доносился со всех сторон. Но, вдруг, природа замирала вся на некоторое время. И только-только из-за высоких елей блеснул луч солнца и быстро осветил окрестности - сразу, и гомон, гвалт, шум и шевеление словно вырывалось из плена. Перекликались птицы на подлеске опушки, перелетая с ветки на ветку, с березки на березку. Вороны, каркая, летели куда-то по делам. За ними и галки добавляли свои голоса, прыгая по веткам. А в березняке затрещали сороки-соседки, разговаривая-разбираясь в своих житейских делах.
Получил интереную заявку от друга пишущего рассказы, писателя.
"Я собираюсь записать рассказ о том как Христос отбыл свой жизненный этап на Земле.я пока еще не знаю всех масштабов, но думаю, мы б с Булгаковым друг друга поняли".
И это было показательно, поэтому решил ответить адекватно, то есть по существу!:
"Замахиваться на большое рискованно! Но надо стремиться к большему, конечно. А еще вам дам подсказку: есть отличия переводов Библии. На русском языке озвучено немного не так, как написано в самом подлиннике. И на английском языке есть свой перевод Священного писания: перевод Короля Иакова! так называется.
Так вот! Есть у меня и тот и другой перевод. И при учебе в Семинарии я читал, имел возможность узнать и подлинник и другие переводы: немецкий, например, и еврейский.Так что. "Дух ходит где хочет" - так в русском переводе звучит. А на самом деле эта фраза в подлиннике другая!!!
Тут у вас будет большая трудность. Вы не знаете как на самом деле написано в Септуагинте и в Вульгате. Это древнегреческий и древнелатинский тексты Священного Писания! Они тоже имеют некоторые отличия.
История жизни Христа очень сложная! Если вам про чудеса писать, которые творил Христос, совсем опасно. Потому что только в Евангелии Ионна есть мистическое. А Лука и Матфей практики и писали четко и ясно!
Это сложная тема вами задумана. Сначала узнайте: чем отличается Вульгата - латинская, от Септуагинты древнегреческой! Раз!
Потом переводы Английский от русского! Два!
Немецкий от русского и английского! Три!
И увидите, что там, где Христос спросил Петра: Любишь ли ты меня? - он отвечал трижды: Ты знаешь, Господи! А Христос ему сказал в ответ разное, в разных переводах! В Русском: Паси овец моих! В Английском: веди корабль Мой! В немецком еще по другому! В Вульгате совсем другое.
Так и с чудесами: ходил ли Христос по воде? В Русском - он ступал по воде, в других переводах парил-летел над водой! И это только то говорю, что сразу вспомнил! А на деле там столько разночтений, что Католики воевали и до сих пор воюют за то, что, якобы они-то, мол, точно перевели и они правы! а Александр Невский побил крестоносцев на Чудском озере! Не согласившись с тем, что Христос летал над водой. Русские утверждают, что Он ступал по воде, ходил!Так что ваш замах серьезный! надо идти в архив, в хранилище-библиотеку и сследовать вопрос, чтобы правдиво и точно написать историю Христа! Вольтер как-то всю жизнь изучал эту историю и разуверился напроч и написал критическую книгу: Занимательное Евангелие, так примерно звучит".
Вот ведь какие серьезные сегодня писатели у нас бывают. Это к тому, что непросто в нашем полку писательском. Выводы делать надо самим.
Рассуждения вместо выводов.
Всем людям надо учиться. И всякому делу тоже надо учиться, чтобы дело, изученное, и нравилось и, знакомо делалось хорошо.
****
«Всему надо учиться. Только просвещенные и святые люди бывают интересны, такие люди и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет «царствие божие на земле», о котором мечтают верующие», - так мечтали еще в 19 веке, во времена Достоевского и народовольцев. Они мечтали о новом мире:
«От наших плохих городов и разрушающихся домов не останется камня на камне - все переменится, все изменится как по волшебству. И будут тогда в новых городах большие, великолепные дома из стекла и бетона, чудесные сады и скверы, фонтаны необыкновенные, замечательные люди, гуляющие по городу…. Но главное не это. Главное что не будет толпы, в нашем смысле, в каком она есть теперь. Толпа неуправляемая, а направляемая туда куда надо «власть предержащим» - этого зла тогда не будет, когда много будет людей грамотных и ученых. Потому что каждый человек будет веровать, и каждый человек будет знать, - для чего он живет, и ни один не будет искать опоры в толпе: «как все делают, и я; как все живут и я». Милые люди, начинайте уже учиться. Покажите всем, что эта сегодняшняя неподвижная жизнь, - серая, грешная жизнь вам надоела. Начните учиться хотя бы ради самих себя, для себя!»
И конечно, все они осуждали «бездействующих» богатых землевладельцев - дворян и помещиков:
«Как бы там ни было, надо подумать, надо однажды понять, как нечиста, как безнравственна эта наша праздная жизнь, когда мы пользуемся всем готовым, не задумываясь - откуда все это берется. Поймите же, ведь если вы ничего не знаете и ничего не делаете, - то, значит, за вас работает другой, а вы заедаете чью-то чужую жизнь. А разве это чисто и правильно, - это грязно! Все надо менять. Надо учиться», - это слова народовольцев.
****
Это странное наивное рассуждение. И в таких мечтах, во всех этих чудесных садах, фонтанах необыкновенных чувствуется что-то нелепое. Но почему-то в этой наивности есть что-то прекрасное, что впору начать учиться. А ведь это заветы знаменитого Ильича, товарища Ленина, он решил воплотить мечты народовольцев. Ой-ой-ой! Все хорошо только методы, насильственного обучения счастливой «будущей жизни» неприемлет человек, неприжилось.
Идея хороша на вид, но в природе так не бывает. Кто-то кого-то ест: и овцы целы и волки сыты - в сказках. Жизнь много-много сложна, и требует жертв. Наблюдения за природой и жизнь на природе будет располагать человека к себе.
Страх -
(рабочее название).
«Мой школьный товарищ, после школы поступил в сельскохозяйственный техникум. После службы в армии, (его забирали со второго курса), он не стал его заканчивать, а сразу уехал в деревню. Там он работу нашел в совхозе трактористом и быстро женился и, построив свой дом, обзавелся крестьянским хозяйством».
Так рассказывал мне мой приятель Николай, у костра у реки. Мы с Николаем частенько выезжали на природу, на рыбалку, просто «подышать свежим воздухом». Рыбалка была поводом, да и «подышать воздухом» - тоже, в основном, было поводом встретиться и пообщаться, пооткровенничать с моим другом. Он был истинный любитель рыбалки, но также был хорошим рассказчиком. А я был ему «оппонентом», как он выражался, - спорщиком, но и слушателем прилежным одновременно.
- Итак. Все вроде было у моего школьного товарища хорошо. Но что-то было не так - продолжил рассказ Николай.
- Хорошо жить в деревне: молоко, запах сена, природа вокруг. И сытый всегда и здоровый…. Может быть в этом и состоит счастье, в относительном спокойствии и достатке? - рассудил я в ответ.
Но друг принял спор, никогда он со мной не соглашался.
- Ты в этом уверен? - возразил он. - Счастье ожидает тебя в тихой деревне? Может быть, еще и крылышками машет, как фея, от нетерпения: «приезжайте все в деревню!» - так и ждет оно там! Еще, может быть, оно говорит: «где ты дружище, почему ты не идешь ко мне, к счастью своему. Нет! Это надо быть психом, чтобы делать такие выводы. Счастье никого не поджидает. Оно бродит по свету в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: «лети-лети лепесток, через запад на восток…». Но это наивное счастье надо ловить, ему надо еще понравиться, за ним надо еще и ухаживать, чтобы оно не убежало, не покинуло тебя. Так что не в том дело: что у человека все неплохо образовалось - житье-бытье в деревне, жена молодая и проч. Но был он, почему-то несчастен и, как-то так, - все одинок или отгораживал себя от всего света.
- Ну и что. Что тут удивительного! - сказал я. - Помнишь, я тебе рассказывал историю про женщину, которая жила одна и нелюдимо. Марфа такая, женщина здоровая и неглупая, во всю жизнь нигде не была дальше своего села. Она не видела города, не представляла себе суету улиц, с движением машин, а последние годы сидела у печи и только по ночам выходила на улицу. Её почитали «черницей», чуть ли не святой и ухаживали всем селом.
- Да. Нет удивительного в этом! - сказал Николай. - Людей одиноких по натуре, которые как рак отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете бывает немало. Может быть это атавизм такой, возвращение к прошлому времени,
(7 лоскуток) «Любовь».
Желание жить врожденно каждому живому организму на земле, и человек не может не хотеть жить, независимо от того, что ему нравится думать об этом.
Любовь к жизни – это один из видов любви. У этого понятия, обозначаемого таким общим словом в русском языке – «любовь», есть много разных толкований. В греческом языке разные виды любви и обозначались разными словами.
Эрос – любовь плотская, по-нашему. А филос – любовь предметная, это как филантропия – любовь к человеку, филология – любовь к слову, философия – любовь к мудрости.
Любовь божественная обозначалась в греческом языке, словом Агапэ. Так в Библии написано, что Апостолы собирались на Агапы – на «вечери любви».
Одним объединяется любовь всякая: это – забота и ответственность. Это составные элементы любви.
Но без уважения и знания любимого человека, любовь среди людей вырождается в господство и собственничество. От любви до ненависти – один шаг, говорит народ.
Материнская любовь – самый общераспространенный и самый общепринятый пример продуктивной любви. Тут проявляется сама сущность любви – забота и ответственность, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.
Любовь представляет плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Ради любви совершались великие дела, когда рыцари шли на подвиги во имя «дамы сердца». Когда человек любит кого-то или что-то, хочется ему что-то делать во имя своей любви. Хочется жертвовать собой, хочется служить! – любимой науке служат ученые….
Почему к уму, к учености склоняется слово о любви. О том большой поэт до нашей эры говорил. Поэт Овидий нравился и Пушкину. Он начал прославлять любовь с любви плотской. Две его эротические поэмы: «Наука о любви» и «Средства от любви» не чужды были откровенного натурализма, как наставления в вопросах взаимоотношений любовных, почти как «Камасутра». Но жизнь свою тот поэт закончил в изгнании. В 8 году император Август сослал Овидия на берег Понта Эвксинского, где он писал уже печальные элегии, с тоской о родине далекой:
«Чтобы тебя любили (долго) – будь достойным (той) любви, а этого не дадут тебе красивая наружность или стройная фигура – ты должен красоту физическую соединить с даром ума. Красота – ненадежное
Цитатник.
Память - это медная доска, покрытая письменами, которые время незаметно сглаживает, если, порой, не возобновлять их резцом.
О писателях.
Есть писатели разных типов:
1 - Это стилист, - тот кто колдует словами, сочетаются или нет; расставляются так, чтобы фраза звучала, журчала, скрежетала, царапала, ласкала.
2 - Нарратор, - это рассказчик, но не совсем. Умеющий подсадить и пустить читателя, как с горки на санках, увлекая своим рассказом.
3 - Носитель знания, - это информатор, дающий новое и неизвестное широкому кругу людей.
4 - Транслятор идей, - в текстах подает такие мысли, которые могут повлиять на жизнь человека, изменить отношение читателя к жизни.
Совместить этакое разнообразие сложно. Хотя во всякое время писатель бывает или тем или другим. Бывает преданные стилю, а другие преданы философии, что несут мысли свои и рассуждения от текста к тексту!
Искусство слова.
(конспект-переложение диссертации)
Действительность – понятие сложное. Она воспринимается как тот предметный мир, с которым мы соприкасаемся. Затем сюда (в действительность) включают отношения – политические, социальные, общественные события. Значительно реже в понятие «социальная действительность» включается духовная культура и психология людей. Но в понятие действительности входит не только зримое или открытое наукой, но и непознанное, процессы движения, развития мира. Действительность – безгранично разнообразна, непрестанно изменяющаяся, непрерывна в научном и художественном познании.
Для писателя существует два рода действительности. 1) Есть действительность видимая – та, в которой он действует, в которой живут все люди вокруг. И эта действительность как раз не является субстанцией романов и повестей. 2) Писатель творит свою действительность, которой в натуре нет, это художественный вымысел, пусть и не весь целиком.
М. Горький утверждал: «У нас бессознательное смешивается с интуитивностью. Интуиция возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены мыслью, не оформлены сознанием, не воплощены в мысль и образ.
Я думаю, что с очень многими, почти с каждым из вас (писателей), бывало так: что они сидят над страницей час, два и все что-то не удается, но вдруг человек попадает туда, куда следует попасть. То есть завершает цепь познанных им фактов каким-то таким фактом, которого не знал, но предполагал, что он должен быть таков. И даже не просто предполагает, а прямо чутьем думает, что он именно таков. И все получается правильно. Это внесение в опыт тех звеньев, которых не хватало писателю для того, чтобы дать совершенно законченный образ».
И очень часто происходит так: внимание писателя привлекают определенные жизненные факты, события, люди, - но художественный замысел созревает лишь со временем, постепенно. Он рождается в процессе мучительных исканий и раздумий. И уже оформившийся замысел, часто, претерпевает существенные, коренные изменения.
Создавая художественные образы, писатель берет не общие предпосылки логики, а восприятие жизни; не абстракции, а конкретные явления действительности.
Пример со слов писателя: «Наконец, многое является плодом моей авторской догадки, как это обычно всегда бывает, когда лепишь не документальный, а обобщенный портрет».
То или иное жизненное явление иногда служит лишь возбудителем творческой мысли, фантазии писателя, которая обращается к событиям и явлениям иного рода.
В последние годы у нас широко обсуждался вопрос о воплощении в литературе жизненной правды. Подверглись суровой критике приукрашивание действительности, подмена правдивого ее изображения идиллическими схемами, уход от художественного анализа сложных противоречий жизни. Часто говорилось о воссоздании правды жизни во всей ее полноте, и значительно реже шла речь об общественной позиции писателя.
У широкого круга людей существует представление, что воплощение в литературе правды жизни – несложно: истина самоочевидна, она бывает ясна при первом же соприкосновении с ней. Но это чистая иллюзия. До «золота правды» необходимо, как говорят, еще докопаться, отсеяв его от множества разных примесей и шлаков. Жизненная правда не терпит верхоглядства.
И чем шире круг явлений, которые наблюдает и изучает писатель, чем они сложнее, - тем более важны обобщающие, живые идеи, тем более необходима общественная позиция и мировоззрение автора произведения.
Иные сторонники «чистой» жизненной правды полагают попросту обойтись без обобщающих идей, сосредоточив свои силы на простом воссоздании картин действительности. Однако, игнорирование живых идей, как показывает творческая практика, совсем не помогает воплощению жизненной правды – и, наоборот, ведет либо к мелочности, натурализму, либо к прямому искажению реального облика жизни.
Познавательная и воспитательная функции литературы органически связаны между собой.
Широкое распространение документальной литературы не является антиподом литературы художественного вымысла. Между сочинениями подчеркнуто документального жанра и произведениями, в которых определяющую роль играет художественный вымысел – существуют, своего рода, «смешанные», переходные явления. В центре которых стоят реальные события: «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке (Мересьев)», «Чапаев» и т. д. Жизненная правда становится художественной тогда, когда изображение людей и событий, человеческих характеров и их отношений в литературном
Творческая индивидуальность писателя.
(конспект-переложение диссертации)
Некоторыми людьми – писатель рассматривается, как ревностный регистратор и «передатчик» различных событий, изменений жизни, ее отдельных черт и примет. Это принижение роли художника. Когда реалистические образы видятся, как «точный снимок», когда реализм неотличим от натурализма.
Однако, писатель-реалист вовсе не граммофон, воспроизводящий записанные на пластинке мелодии. Он не компьютер, не робот, производящий операции по программе. И он не просто фиксирует все проходящее перед его умственным взором, а пытливо анализирует, отбирает, синтезирует факты жизни.
Ф. Достоевский писал, что требуется от художника: «не фотографическая верность, не механическая точность, а кое-что другое, больше, шире, глубже. Точность и верность нужны, элементарно необходимы, но их слишком мало; точность и верность покамест только еще материал, из которого потом создается художественное произведение… Эпического, безучастного спокойствия в наше время нет и быть не может; если б оно и было, то разве только у людей, лишенных всякого развития и одаренных чисто лягушачьей натурой, для которых никакое участие невозможно, и\или наконец, у людей, вовсе выживших из ума. Так как в художнике нельзя предполагать этих трех печальных возможностей, то зритель (читатель) и вправе требовать от него, чтобы он видел природу не так, как видит ее фотографический объектив, а как человек видит».
Жизненная правда в творениях искусства не существует вне индивидуального видения мира писателем. Если перед нами художник, стремящийся познать эти явления, то сила и острота его видения мира и характеризуются умением уловить, открыть внутренние процессы жизни, показать характеры и типы, рисующие с новой стороны человеческую деятельность, психологию людей.
И Тургенев, характеризуя подлинного художника говорил: «Важно в литературном… да, впрочем, я думаю, и во всяком таланте, то, что я решился бы назвать – своим голосом. Да, важен свой голос. Важны живые, особенные, «свои собственные» ноты, каких не найдется в горле у каждого из людей… Для того, чтобы, так сказать, и «эту самую» ноту взять, надо иметь именно такое, особым образом устроенное горло. Это как у птиц… В этом и есть главная отличительная черта живого оригинального таланта художника».
Еще цитата: «В каждом талантливом человеке скрыто достаточно материального сырья, своего материала. (Во впечатлениях, в опыте жизни, в мыслях). Так надо его извлечь, надо этот материал обработать, а не пользоваться тем, что приготовлено другими до тебя… Свое, пусть маленькое, но свое – вот что имеет большую цену в литературе (и искусстве), и это всегда было интересно читателю.
А. П. Чехов справедливо отмечал: «Оригинальность автора не только в стиле, но и в способе мышления, в убеждениях и проч.». Многократно повторяемое «я» - это отнюдь еще не признак творческой индивидуальности.
Органическим свойством словесного искусства является неизменная ориентация на читателя. Еще Короленко подчеркивал, по этому поводу: «…Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли , того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает – другим людям… Автор должен постоянно чувствовать других и оглядываться (не в самую минуту творчества, но) на то – может ли его мысль, чувство, образ встать перед читателем и сделаться его (читателя) мыслью, его образом и его чувством».
Открывая новое в жизни, передовой художник всей системой созданных им образов стремится убедить читателя в истинности своего понимания жизни, в истинности своих идей, эстетических принципов.
Но хорошо известно, что множество писателей, кто обращается к «вечным» темам бывают забыты и не восприняты. И это понятно. Те кто в поисках «вечного» (любви, счастья) обособляются от жизни, от действительности, от современности – утрачивают нечто существенное. Тот кто безразличен к нынешнему, к близкому, внутренне чужд и «далекому».
Связь подлинного художника с современной действительностью проявляется не в том, что он рисует знакомые приметы времени. Она выражается в художественных открытиях мира, тех, которые способны поразить читателя, захватить его до глубины души, покорить своей убедительностью, помочь ему понять и жизнь и самого себя. И это, часто, проверяется временем, и только оно может поставить свою окончательную (точку) оценку.
История литературы знает немало фактов, свидетельствующих об определенном расхождении между событиями жизни писателя (биографии) – с характером его