• Авторизация


Ангельский художник Фра Беато Анджелико. Часть 4 13-04-2015 09:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[380x47]

Кортонский алтарь (1433–34. Музей Диочезано, Кортона)

Этот алтарь в оригинальной раме происходит из церкви Святого Доминика в Кортоне. Вероятным заказчиком этой работы был Джованни ди Кола ди Cenno, Кортонский торговец, который построил в церкви капеллу, посвященную Благовещению.

[665x700]

Благовещение. Ок. 1433-34. Темпера, дерево. 175 х 180 см. Музей Диочезано, Кортона (Епархиальный музей Кортоны)

Эта работа - повторение главной панели Алтаря Прадо с более утонченной архитектурной планировкой: деление пополам колонной, присутствует сцена Изгнания из рая и нижний регистр евангельских сцен (Обручение Марии, Встреча Марии и Елизаветы, Поклонение волхвов). Отличия — Адам и Ева находятся вверху, под горизонтом картины и едва видны в райском саду; евангельские сцены не разделены чёткими вертикальными членениями.

[700x591]

Благовещение. Центральная панель

Благовещение из Кортоны — первый бесспорный шедевр Анджелико и одно из величайших достижений флорентийского кватроченто. Сцена происходит в лоджии, ограниченной с двух сторон изящными колоннами, а сзади — стеной с глухой аркадой. Склонившийся ангел, подняв указательный палец, призывает к вниманию, тогда как уста его произносят весть: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Справа Мария со скрещенными на груди руками, чуть подавшись вперед, вслушивается в слова Евангелия от Луки, которые золотыми буквами начертаны на поверхности картины: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Золотой голубь парит над головой Мадонны. Изображенный в профиль ангел занимает большую часть полотна. Его богато написанные крылья выходят за край колоннады, их верхние концы отмечают центр картины. За ними пространство картины расширяется в комнату Марии и далее в намек на предкроватный занавес, служащий также фоном для нимба святого Гавриила.

Над колонной портика, разделяющей архангела и Деву Марию, из медальона в пазухе свода взирает предсказавший рождение Богоматери пророк Исаия, изображенный в виде поясного скульптурного портрета. Слева — огражденный сад с символической пальмой. В глубине, там, куда глаз зрителя уводит розовый карниз здания, видна сцена изгнания Адама и Евы из Рая.

В фактурном отношении манера исполнения фигур богаче, чем в какой-либо из ранних работ художника: например, трактовка рук Марии и крылья ангела — их движение наделено чудесным величием. Алтарь из Кортоны с его ощущением таинства, нежным колористическим сиянием и покоряющей серьезностью стал предметом многочисленных подражаний и вариаций.

[458x700]

Благовещение. Фрагмент

Этот фрагмент изображает архангела Гавриила, одетого в драгоценные одежды, вышитые золотом.

[456x700]

Благовещение. Фрагмент

[572x700]

Благовещение. Фрагмент

На пределле в нижней части алтаря около крайних углов размещены две сцены. Левая представляет рождение Марии, крайняя правая – Мария передает хабит (монашеское одеяние) святому Доминику. Между ними расположены пять сцен из жизни Марии, одна за другой, без разделения, а именно Обручение Марии, Посещение Елизаветы, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Успение.

Иногда исполнение картин пределлы приписывают помощникам Фра Анджелико или молодому Заноби Строцци.

[413x600]

Пределла (левая крайняя часть). Рождество Богоматери. Темпера, дерево. 23 х 14 см

Согласно преданию, у немолодой пары – Иоакима и Анны - не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел и предрёк рождение Марии. Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно через год, 8 сентября, у них родилась дочь. Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила ее на землю, чтобы посмотреть, может ли она стоять. Дитя сделало семь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что Дочь ее не будет ходить по земле, пока она ее не введет в храм Господень.

[700x378]

Пределла (1). Обручение Марии. Темпера, дерево. 23 х 183 см

Мария обучалась в храме с трех лет, однако по достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет целомудрия — престарелый Иосиф Обручник. Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.

[700x423]

Пределла (2). Встреча Марии и Елизаветы. Темпера, дерево. 23 х 183 см

Елизавета была двоюродной сестрой Марии – мать Марии Анна была младшей дочерью священника Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. Елизавета была дочерью Софии и священника Захарии.

Приведенный выше фрагмент изображает встречу Марии и Елизаветы. Это событие описано в Евангелии от Луки. Сразу же после Благовещения Мария «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин; и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету». Мария и Елизавета обнялись, прямые складки их одежд выглядят простыми и чужеродными криволинейным тенденциям, проповедуемым некоторыми учителями современниками Анджелико. Елизавета, находящаяся на шестом месяце беременности Иоанном Крестителем, одета в более широкие одежды, чем Мария. Город Иудин изображен в виде ряда простых геометрических форм, прямо освещенных, но несколько слабых и неуклюжих.

[576x700]

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент

Женщина держит путь вверх по холму по тропе в тени. За ней небо и земля смыкаются в дымке тосканского лета. Это первый пейзаж, идентифицированный в Итальянском искусстве. Посреди пути – озеро, которого сейчас уже нет; вдали – город Флорентийская Кастигниола, и дальше – замок Монтерчи.

[700x384]

Пределла (3). Поклонение Волхвов. Темпера, дерево. 23 х 183 см

Еще Иосиф и Мария с младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока пришли волхвы (ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд), которые увидели на небе новую звезду. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

[700x431]

Пределла (4). Принесение Христа во храм. Темпера, дерево. 23 х 183 см

Картина рассказывает о принесении младенца Иисуса во храм для очистительного обряда на сороковой день после его рождения. Марию и Иосифа встретили святой Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Увидев младенца Иисуса, Симеон взял его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего». В этой сцене Иосиф, Мария, священник и святая Анна стоят на переднем плане, неф уходящих колонн расширяет второй план за ними. Намек на внешнее пространство сделан дверью слева, круглым окном в апсиде, верхним светом высоко над нефом, и освещением извне.

[700x382]

Пределла (5). Успение Богоматери. Темпера, дерево. 23 х 183 см

Считается, что Мария умерла в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа, в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

[411x600]

Пределла (правая часть). Богородица вручает святому Доминику хабит монахов. Доминиканского ордена. Темпера, дерево. 23 х 14 см

[380x47]

Алтарь «Благовещение» (1430-е, Сан Джованни Вальдарно)

Алтарь находится сейчас в небольшом музее базилики Санта Мария делла Грацие, в местечке Сан Джованни Вальдарно во Флоренции. Он был написан для монастыря Сан Франческо Монтекарло, построенного между 1428 и 1438 годами (не сохранился).

Возможно, что первоначально этот алтарь был написан для церкви Сан Алессандро в Брешии, но по каким-то причинам туда отправлен не был и оставался незавершенным. Завершил его Фра Анлжелико в 1440 году, уже для монастыря Сан Франческо.

[608x700]

Благовещение. Ок. 1432. Темпера, дерево. 195 х 158 см. Музей Базилики Санта Мария делла Грацие, Сан Джованни Вальдарно. Главная панель 149 x 158 см, панели пределлы 17 x 26 см каждая

Аттрибутация и датирование этой работы долго обсуждались среди специалистов. Чаще всего ее считали работой помощников Фра Анджелико, таких как Заноби Строцци. Вопрос решился после успешно проведенной в 1984 году реставрации картины, она считается теперь одной из произведений Фра Анджелико. Художник время от времени возвращался к его любимой теме ангела, приносящего Благовещение, и благочестивой Марии в покорной позе принимающей его. Это третий в серии алтарей на тему Благовещения после алтарей Прадо и Кортоны .

Живописная манера этой панели наиболее близка Кортонскому алтарю. Однако, в отличие от трехчастного Кортонского алтаря панель из Вальдарно двухчастная - левая часть с изображением библейского сада отсутствует. Для этого художник переносит точку схода снаружи внутрь помещения, фокусируя внимание зрителя на сцене Благовещения, а сцену в саду изображает как бы видимой изнутри через проемы арок левой стены. Подобно "Благовещению" Мазолино сцена делится на две части арками стены на переднем плане, представляя собой переходный вариант между традиционным средневековым алтарем со шпилем и прямоугольным Ренессансным алтарем. Наверху, в медальоне между арками находится фигура пророка, смотрящего на Марию и держащего в руке свиток с подтверждением пророчества.

По сравнению с алтарем из Кортоны цветовая палитра здесь ярче, с присутствием целого набора богатых насыщенных цветов - зелени сада, розового с золотом хитона ангела, синих с красным одежд Марии, звездного неба на потолке, нежно розовой мраморной инкрустации пола, отраженной в висящих на стенах зеркалах. Одежда и поза фигур ангела и Марии схожи с Кортонским алтарем, но свет проработан здесь тщательнее - если источник света на Кортонском алтаре неясен, то на панели алтаря Вальдарно источник света явно расположен слева, освещение идет из сада, что подчеркивается соответствующей проработкой драпировок и складок одежд. Общий эффект, однако, здесь несколько размывается излишним вниманием к деталям, ставя под угрозу то хрупкое равновесие, которое было достигнуто в Кортонском алтаре.

Пределла представляет сцены из жизни Богородицы (Обручение Марии, Встреча Марии и Елизаветы, Принесение во храм, Успение Богородицы). Исполнение панелей пределлы часто приписывают Заноби Строцци, ученику Анджелико.

Во времена фашисткого правления этот алтарь среди прочих произведений итальянского искусства был отобран Германом Герингом для подготовки к вывозу в Германию. Однако Родольфо Сиверо, историк искусства и одновременно итальянский секретный агент, узнал об этом и с помощью двух монахов спрятал полотно, сохранив, таким образом, его на родине.

[380x47]

Алтарь Сан Доменико. «Коронация Богоматери» (1430-32. Лувр, Париж)

Алтарь, хранящийся сейчас в Лувре вместе с семью картинами пределлы, был выполнен для церкви Сан Доменико в Фьезоле, и это одна из наиболее знаменитых работ Фра Анджелико. Вазари считал его лучшим из трех алтарей, написанных Фра Анджелико для церкви Сан Доменико. Это блестящий пример искусства художника в технике темперы, ее свежие цвета не изменились с течением времени.

Алтарь «Коронация Богоматери» находился у алтарной перегородки справа. Главная панель была привезена в Париж в 1812 году Наполеоном. Пределла была приобретена во Флоренции в 1830 году.

[607x700]

Коронование Богоматери. Алтарь Сан Доменико. Ок. 1434-35. Темпера и золото, дерево. 213 x 211 см. Лувр, Париж

Тема Коронации Богоматери была широко распространена в 13 веке, будучи частью Золотой легенды (Legenda Aurea) — сочинения Иакова Ворагинского, собрания христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 года. Золотая легенда была одной из самых любимых книг средневековья, в XIV-XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Эпизод Коронования следует за Успением Богородицы и описывает божественное приветствие Богородицы Христом, который возвышает ее над остальными святыми и блаженными.

Следуя по девяти мраморным ступеням разных цветов Мария следует наверх к трону Христа, где ей приготовлено место. Стоя на коленях и преклонив голову она получает корону из рук своего Сына во славе. Они окружены небесным воинством, состоящим из музыкантов, ангелов и святых. У некоторых из них на нимбах выгравированы их имена, других можно узнать по их атрибутам. На переднем плане коленопреклоненно стоят святой Людовик Французский в короне, украшенной лилиями (Флер де Лис – Королевская лилия, геральдический символ), Мария Магдалина в красных одеждах с распущенными волосами и сосудом с маслом, святая Екатерина Александрийская с колесом, атрибутом ее мученичества, святая Агнесса с ягненком у груди. Несколько доминиканцев, покровительствовавших написанию картины, можно узнать по их белым одеждам и черным мантиям. Слева во втором ряду в профиль изображен святой Доминик, он держит лилию и над его головой горит красная звезда. Святой Петр Мученик изображен наверху слева с кровоточащей раной на голове. Представлен также святой Фома Аквинский, он держит в руках одну из своих книг и указывает на трон.

Картина отличается сияющей чистотой цвета, почерпнутой художником в живописи готики, и новой науке живописного пространства, создававшейся его современниками во Флоренции. Это официально-иерархическое собрание святых и ангелов вокруг самого сакрального небесного обряда уже не имеет ничего архаичного или напыщенного; в нем много строгого и в то же время бережного внимания ко всему наблюдаемому в реальной действительности. Даже сочетание основных цветов ни в коем случае не имеет геральдического или условного характера – оно передает светозарность и насыщенность среды благодаря свойственному Фра Анджелико чувству света и пространства. Перспектива изобретательно и очень точно просчитана. Она передает глубину архитектурного пространства, не затрагивая ближний план. Ее протяженное, неспешное схождение, лишенное даже признака какого-либо драматического нагнетания, говорит о бесконечной удаленности грандиозной небесной обители.

В этой алтарной работе Анджелико далеко уходит от своих обычных методов пространственной проекции. Это можно объяснить исключительной трудностью интегрирования такой сложной композиции как традиционная сцена Коронования в тип пространства, которое он выработал. Вся эта, впрочем все еще божественная, сцена основана на твердом фундаменте. Небо реалистично голубое, а не золотое. Очень низкая точка зрения дает возможность разместить святых и ангелов рядами, так что один не заслоняет другого. Фигуры на переднем плане изображены коленопреклоненными, так что они не отвлекают зрителя. Мария Магдалина держит свой сосуд с маслом, обозначая центральную ось картины.

В последнее время некоторые исследователи склоняются к датировке этой работы 1450-ми годами.

[361x700]

Коронование Богоматери. Алтарь Сан Доменико. Фрагмент

Святой Николай из Бари (Николай Чудотворец) показан на переднем плане коленопреклоненным, в епископской митре и с посохом. На его мантии изображены несколько сцен из Евангелия, в том числе Страсти Христовы, Осмеяние Христа и Бичевание. Слева от него – святой Антоний и святой Франциск.

[689x700]

Коронование Богоматери. Алтарь Сан Доменико. Фрагмент

Святая Екатерина Александрийская стоит, держа колесо (орудие ее мученичества) и обращаясь к святой Агнессе, держащей свой символ – ягненка. Мантия святой Агнессы спускается скульптурными складками на землю. Нимбы этих святых тщательно выверены, так что лицо святой Екатерины не заслонено. На этой картине нимбы трактованы как плоские, в некоторых случаях они богато декорированы драгоценностями.

[583x700]

Коронование Богоматери. Алтарь Сан Доменико. Фрагмент

Поскольку алтарь был выполнен для церкви Сан Доменико его пределла представляет сцены из жизни святого Доминика.

Святой Доминик родился в дворянской семье в 1170 году. Он обучался в школе в Паленсии, где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием. Известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

В 1196 году Доминик был рукоположен в священники. В 1203 году он отправился в Южную Францию, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси. В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников, впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

В 1217 Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. Умер он в 1221 году в Болонье, мощи покоятся в болонской базилике, названной в его честь.

Традиция Католической Церкви связывает с именем святого Доминика появление Розария — широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён святому Доминику в 1214 году во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена — бегущую собаку с пылающим факелом в зубах — со сном, в котором мать святого Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына.

Святой Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы святого Доминика — лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий, посох.

[700x550]

Алтарь Сан Доменико, пределла: Сон Иннокентия III. Ок. 1434-35. Темпера, дерево. Лувр, Париж

Вначале папа Иннокентий III хотя и взял под покровительство созданный Домиником монастырь, но в утверждении ордена отказал, так как на состоявшемся Лютеранском IV Соборе было принято решение о запрете создавать новые монашеские ордена. Однако после отказа папа увидел сон, где Доминик подпирал грозившую упасть Латеранскую базилику. Расценив это как особый знак, папа пригласил к себе Доминика и одобрил его идею.

[700x549]

Алтарь Сан Доменико, пределла: Святые Петр и Павел, являющиеся святому Доминику. Ок. 1434-35. Темпера, дерево. Лувр, Париж

Однажды, когда святой Доминик молился в старой базилике Святого Петра, ему явилось видение. Апостол Петр дал ему посох, и Апостол Павел вручил ему книгу. Они говорили к нему, сказав: «Иди и проповедуй, так как ты выбран Богом для этого».

[437x700]

Пределла. Фрагмент. Святые Петр и Павел, являющиеся святому Доминику

[700x517]

Алтарь Сан Доменико, пределла: Воскресение Наполеоне Орсини. Ок. 1434-35. Темпера, дерево. Лувр, Париж

По преданию, святой Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил племянника кардинала Орсини юного Наполеоне, упавшего с лошади и разбившегося насмерть. В Великий четверг 1217 года Наполеоне Орсини гнал коня вскачь, спеша к Фискальной башне, но лошадь сбросила его, и он разбился насмерть перед воротами монастыря святого Сикста. На его счастье, в эту минуту из обители выходил святой Доминик. Увидев оруженосцев, пажей, прислужников, плачущих над бездыханным телом своего господина, он справился о том, какого рода и состояния был почивший, и узнав, что это Наполеоне Орсини, приблизился к безутешной свите, воздел длань и произнес: "Не плачьте, ибо милостью Божьей ваш хозяин не умер". А поскольку челядь покойного, не внимая словам бедного монаха, которого они приняли за безумца, замотала головами и завопила еще громче, Доминик промолвил: "Наполеоне Орсини, поднимись". Что мертвец тотчас и исполнил, к немалому удивлению окружающих.

[700x669]

Алтарь Сан Доменико, пределла: Муж скорбей. Ок. 1434-35. Темпера, дерево. Лувр, Париж

Эта панель расположена в центре пределлы. Это иконографический тип Муж Скорбей: полуфигурное изображение Спасителя в терновом венце, с кровоточащими ранами и угасшим взором, а также инструментов Страстей (предметов, связанные со страданиями Христа: крест, гвозди, терновый венец, бичи, колонна, веревка).

[699x556]

Алтарь Сан Доменико, пределла: Диспут святого Доминика и чудо с книгой. Ок. 1434-35. Темпера, дерево. Лувр, Париж

Картина изображает Чудо огня, произошедшее в 1207 году в Фанжо. Святой Доминик дает книгу об истинной вере Христовой представителю альбигойцев и в ходе испытания огнем еретические книги сгорели, а книга святого Доминика выскочила из огня невредимой.

[470x700]

Пределла. Фрагмент. Диспут святого Доминика

Альбигойцы - участники еретического движения в Южной Франции 12-13 века, приверженцы учения катаров. Они выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. Альбигойцы отвергали крещение, причастие и церковный брак, выступали против общественного неравенства, не признавали частной собственности, отрицали необходимость власти светской и церковной. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Альбигойской ересью были охвачены, в основном, три провинции Франции - Тулуза, Прованс и Лангедок. Во главе восставших встал граф Раймонд VI Тулузский. При его дворе собрались самые блестящие, самые талантливые рыцари и трубадуры. Первое время альбигойцам сопутствовала удача, но церковь объявила против них крестовый поход (Альбигойский крестовый поход, 1209-1215). Когда армия крестоносцев пришла на юг Франции, у одного из верховных священнослужителей спросили: а как же отличить добрых христиан от еретиков. И он ответил: "Убивайте всех. Господь на небе отберет своих". В 1215 году восстание альбигойцев было подавлено, Раймонд VI погиб.

Несколькими годами позже рыцарь Бернард Сиккарт де Марведжольс сочинил Песнь об Альбигойском крестовом походе. Средневековая рукопись с ее текстом хранится и в Румянцевской библиотеке. Именно на каменной террасе этого здания Воланд и Азазелло сидели в ожидании неугомонной парочки Бегемот - Коровьев. Заглавная буква Песни была выполнена в виде фигуры рыцаря в темно-фиолетовых одеяниях. Очевидно, именно это воспоминание заставило Булгакова назвать Фагота фиолетовым рыцарем.

[700x558]

Алтарь Сан Доменико, пределла: Ангелы подают пищу монахам ордена святого Доминика. Ок. 1434-35. Темпера, дерево. Лувр, Париж

[700x544]

Алтарь Сан Доменико, пределла: Успение святого Доминика. Ок. 1434-35. Темпера, дерево. Лувр, Париж

Вокруг умирающего отца собралось всё братство, и он дал последнее наставление. Братья были преисполнены печали. Они положили св. Доминика в келье брата Монета. Святой быстро слабел, и братья понимали, что вскоре они потеряют горячо любимого отца. Умирающий святой возвёл глаза к небесам, поднял руки для благословения и сказал ясным отчетливым голосом: "Отче Святой, благодаря Твоей благодати я мог выполнять Твою волю, храни и защищай тех, кого Ты дал мне ". Затем он повернулся к своим детям и нежно добавил: "Не плачьте, дети мои, я буду для вас более полезен там, куда ухожу, чем в этой жизни". Его губы продолжали шевелиться, произнося молитву, в конце которой со словами: "Встречайте его, все святые Господа, все ангелы Господни" Доминик поднял руки к небесам и скончался. Это произошло на пятьдесят пятом году его жизни в 1221 году.

[380x47]

Алтарь «Коронование Марии» (1434-35. Уффици)

Эта знаменитая картина первоначально висела на алтарной перегородке церкви Святого Эджидио госпиталя Санта Мария Нуова во Флоренции. В галерею Уфицци она попала в 1704 году, но с 825 по 1945 год находилась в Сан Марко. Выставляется с 1948 года.

По стилю эта картина занимает промежуточное положение между готикой и ренессансом - на ней очевидно выделяются элементы, являющиеся одновременно и консервативно готическими, и прогрессивно ренессансными. Здесь зритель найдет всё, что он может ожидать от очень дорогого алтаря 14 века - золотой фон с искуссным тиснением, драгоценный лазурит, много киновари, очевидное наличие мышьячных зеленых тонов. Качественно выполненные позолоченные ореолы и золотые края одежд изящны и очень готичны. Но, в то же время, это уже живопись Возрождения - в отличие от шедевра Джентиле да Фабриано, фигуры персонажей трехмерны, складки их одежд свешиваются и драпируются вокруг фигур с непринужденной естественностью. Даже если фигуры персонажей Фра Анджелико стоят на облаках - они весомы и реалистичны.

Фра Анджелико посвятил сцене Коронации Марии несколько своих работ (Лувр, Музей Сан Марко, Галерея Уффици).

[681x700]

Коронование Марии. 1434-1435. Темпера, дерево. 112 х 114 см. Галерея Уффици, Флоренция

Предшественники Фра Анджелико в этой сцене воспроизводили модель Джотто с небольшими вариантами, да и сам Анджелико дает ее в самой простой форме. Высоко в центральной части "Коронации" Христос возлагает корону на Богоматерь, которая сидит со скрещенными руками и наклоняет голову, чтобы получить этот знак величия от своего Сына. Однако на ее лице нет выражения радостного экстаза, она сидит скромно, опустив глаза, как бы не осмеливаясь поднять их на Спасителя. Ангелы и святые, симметрично расположенные по сторонам, заполняют весь фон картины. Они стоят с головами или поднятыми в восхищении, или опущенными в знак уважения, но в состоянии столь похожем, что это дает ощущение единства всей картины.

Фра Анджелико повторяет основную линию Джотто, но развивает ее согласно своему высокому идеалу, интенсивной вере и мистическому чувству. Он придает Богоматери выражение бесконечного умиротворения, ангелам действительно космическое очарование, святым безмятежное выражение блаженства, а всей сцене - божественный характер видения Рая.

[500x700]

Коронование Марии. Фрагмент

Как и во всех картинах Анджелико, посвященных Коронованию Марии, официальность события смягчается очаровательным шармом деталей. На переднем плане справа, спиной к зрителю, изображен ангел, играющий на маленьком органе, слева ему компанию составляет струнный инструмент.

[564x700]

Коронование Марии. Фрагмент

Наверху, на обеих сторонах основной группы, высоко над головами подняты трубы. В числе других инструментов мы можем распознать слева лютню и маленькую овальную мандолину справа. Внутренний круг составляют шесть высоких танцующих ангелов. Их развевающиеся ризы и положение их рук показывают направление их движения.

Пределла алтаря представляет сцены из жизни Богоматери – Обручение и Успение. Пределла находится сейчас в монастыре Сан Марко во Флоренции.

В 1629 маркизом Ботти подарил эти панели Козимо II. В 1704 году они были переданы в галерею Уффици, а в 1924 году - переданы в музей Сан-Марко.

[700x216]

Пределла. Обручение, Успение. 1434-1435. Темпера, дерево. Монастырь Сан Марко, Флоренция

[700x267]

Пределла. Обручение Марии. Фрагмент. 1434-1435. Темпера, дерево. 19 х 50 см. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Сцена Обручения Марии повторяет сюжет пределл других алтарей. Она разворачивается перед Иерусалимским храмом. Первосвященник Захария вверяет Марию Иосифу Обручнику, стоящему слева с посохом, покрытым листвой. В левой части картины другие претенденты рассматривают свои посохи.

[700x269]

Пределла. Успение Богоматери. Фрагмент. 1434-1435. Темпера, дерево. 19 х 50 см. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Ко гробу Богоматери, стоящему на возвышении в окружении апостолов и ангелов, снисходит Господь. Святой Петр держит в руках пальмовую ветвь.

[380x47]

Кортонский триптих (1437. Музей Диочезано, Кортона)

Триптих размещался в боковой капелле церкви Святого Доминика в Кортоне, в капелле справа от главного большого алтаря. Он был изготовлен по заказу Джованни ди Томмазо, одного из самых богатых граждан Кортоны.

В начале Второй Мировой войны он был замурован в башне, где дерево сильно пострадало из-за высокой влажности и перепадов температуры. Возникла необходимость отделить красочный слой и перенести его на новую основу. Триптих был реставрирован. К сожалению, он потерял свою прочность и требует теперь постоянного наблюдения.

[700x610]

Кортонский триптих. 1437. Темпера, дерево. 218 х 240 см. Музей Диочезано, Кортона

Как показали реставрационные работы, этот триптих составлен из трех деревянных панелей, верхней части и нижнего бордюра (пределлы). Поэтому эти три отдельные работы, возможно, были написаны в разное время и по разным поводам. Верхняя часть представляет Благовещение и Распятие Христа. В центре изображена Мадонна с младенцем, слева – Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист, а справа представлены святой Матвей и Мария Магдалина. На пределле представлены эпизоды из жизни святого Доминика а также образы других святых и ангелов.

Недавно было высказано предположение, что пределла, чья тематика не имеет отношения к святым на главных панелях, и центральная панель, которая не продолжает линии горизонта боковых панелей, возможно, первоначально принадлежал другому алтарю - возможно, алтарю, предназначенному для главной алтарной ниши церкви.

В 1945 году, когда живопись переносилась с первоначальной деревянной основы, представилась возможность проследить метод работы Анджелико. Подготовительный рисунок каждой части композиции выполнен одной рукой. Формы нанесены зеленой краской (terra verde) на загрунтованные доски, линейная штриховка с исключительной тонкостью и изяществом очерчивает волосы, веки, губы и ноздри; слегка намеченные области света и тени обозначают объемы. Естественно, что в процессе завершения композиций разработанная в подготовительном рисунке схема могла упрощаться. В этом есть своя логика — фигуры, выполненные мастером собственноручно, ясно показывают, что ради передачи объемности форм и иллюзии глубины он в какой-то мере жертвовал первоначальной изысканностью образа.

[345x700]

Кортонский триптих. Центральная панель. 1437. Темпера, дерево. 137 х 68 см. Музей Диочезано, Кортона

Эксперты склонны датировать образ Мадонны 1434 годом, а полную работу относить к 1937 году. Однако некоторые эксперты последнего времени (Кантер и Палладино, 2005) высказывают предположение, что она была выполнена в конце 1440-45 и приписывают ее дизайн Фра Анджелико, а ее исполнение - его помощникам (центральная панель Кортонского триптиха рассматривается как реплика центральной панели триптиха в Перудже).

[700x694]

Кортонский триптих. Св. Матвей. Правая панель. Фрагмент

[342x700]

Кортонский триптих. Мария Магдалина с вазой. Правая панель. Фрагмент

Верхняя часть триптиха представляет Благовещение и Распятие Христа.

[700x585]

Кортонский триптих. Фрагмент. 1437. Темпера, дерево. 31 х 47 см. Музей Диочезано, Кортона

На верхнем пике над центральной панелью изображена сцена Распятия с Марией и Иоанном Евангелистом.

[700x684]

[700x690]

Кортонский триптих. Фрагменты

В верхней части алтаря два тондо представляют Благовещение. Левое изображение представляет ангела Благовещения, правое – Деву Марию.

Пределла состоит из прекрасно выполненных миниатюр, представляющих эпизоды из жизни святого Доминика и образы других святых и ангелов (о святом Доминике см. Коронование Богоматери. Алтарь Сан Доменико).

[700x193]

Левая часть пределлы

Слева изображен святой Петр Мученик. Далее, без разделения, идут сцены из жизни святого Доминика - Сон папы Иннокентия III (ему приснился святой Доминик, поддерживающий падающую базилику, и это побудило его выступить в поддержку основанного Домиником монашеского ордена), Встреча святого Доминика со святым Франциском, Получение святым Домиником книги и посоха от Апостолов Петра и Павла.

[700x192]

Центральная часть пределлы

На центральной части пределлы слева изображен святой Михаил Архангел, затем – сцена воскрешения святым Домиником Наполеоне Орсини, упавшего с лошади и разбившегося насмерть. Далее представлены диспут святого Доминика с еретиками, а также Чудо с Книгой, когда еретические книги сгорели, а книга святого Доминика вышла из пламени невредимой. Справа изображен святой Винцент.

[700x192]

Правая часть пределлы. 1437. Темпера, дерево. 23 х 230 см (пределла целиком). Музей Диочезано, Кортона

На правой части пределлы представлены сцены с Ангелами, прислуживающими монахам ордена, и Успение святого Доминика. Завершается пределла изображением святого Фомы Аквинского.

[380x47]

Триптих из Перуджи (1437. Национальная галерея Умбрии, Перуджа)

Большой алтарь, называемый Триптихом из Перуджи, был выполнен для капеллы Сан Николло церкви святого Доминика в Перудже. Возможно, он был заказан по воле епископа Бенедикта Джудалотти (умершего в 1429 году известного юриста, близкого папе Мартину V) - Святой Николай считался покровителем семьи Джудалотти.

Доминиканские хроники 1578 года приписывают создание этого триптиха к 1437 году. Однако некоторые критики усматривают в лице Святого Николая, изображенного слева от Богоматери, портрет папы Николая V, который был избран папой только в 1447 году, и, таким образом, предполагая более позднюю дату создания триптиха.

Алтарь считается оригинальной работой Фра Анджелико, но в некоторых второстепенных панелях критики замечают руку Заноби Строцци.

[700x621]

Алтарь из Перуджи. 1437. Темпера, дерево. Национальная галерея Умбрии, Перуджа

Триптих из Перуджи состоит из трех основных панелей, пределлы с тремя картинами, и двух декорированных боковых пилястр. Данный алтарь сохранял свою целостность вплоть до 1812 года, когда он был разделен на части наполеоновской администрацией. Три основные панели остались в Перудже, но их переместили в капеллу Святой Урсулы (там же, в церкви Святого Доменика).

Две панели пределлы были отправлены в Рим и остаются там до сего времени. Оставшаяся панель пределлы была отправлена в Париж, в Лувр, но в конечном итоге была возвращена в церковь Святого Доменика в Перудже и размещена на двери в ризницу.

В 1863 году все оставшиеся в Перудже части алтаря были переданы в Национальную галерею, а в 1922 году они были собраны в современный неоготический алтарь. Несмотря на все эти перипетии алтарь является одной из наиболее хорошо сохранившихся крупных работ Фра Анджелико.

Таким образом, в настоящее время большая часть исходного алтаря находится сейчас в Национальной Галерее Умбрии в Перудже, две картины из пределлы находятся в Пинакотеке Ватикана.

Центральная панель триптиха представляет Мадонну с младенцем на троне в окружении четырех ангелов. Боковые панели представляют святого Доминика и Святого Николая (Николая Угодника), а также Иоанна Крестителя и святую Екатерину Александрийскую.

[435x700]

Алтарь из Перуджи. Богоматерь с Младенцем на троне. Центральная панель. 1437. Темпера, дерево. 130 х 77 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа

Центральная панель выставляется сейчас без изначального обрамления и область, им скрываемая, легко угадывается в верхних углах картины. По сравнению с Линайуольским алтарем изображение Мадонны не так монументально, и младенец выписан более округло и реалистично. Анджелико возвращается к кругу ангелов для создания дополнительного пространства в глубине полотна, но двое из них - те, что должны бы стоять перед троном – заменены тремя вазами с цветами. Трон Мадонны представлен в виде солидного классического кресла с круглой аркой и пилястрами с резным верхом. Фон картины все еще золотой, абстрактный.

[485x700]

Центральная панель. Фрагмент

[492x700]

Алтарь из Перуджи. Святой Доминик и святой Николай. Левая панель. 1437. Темпера, дерево. 95 х 73 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа

Святой Доминик и святой Николай стоят справа от Мадонны. Они лишены скульптурной монументальности святых Линайуольского алтаря и освещены более мягким и рассеянным светом, а не стоят в затемненной нише.

В этом алтаре Анджелико в первый раз отходит от обычной абстрактности золотого, все окружающего фона. Он помещает фигуры перед длинным столом, конец которого виден за святым Николаем, и на который он положил свою митру. Однако это пока еще не столь глубокий отход от традиции – стол покрыт золотой скатертью и за ним расположен обычный золотой фон.

Эти две фигуры стоят в самой ближней части созданного пространства – нога святого Доминика и риза святого Николая касаются края ступени. Святой Николай одет в епископскую мантию и держит посох, у его ног лежат три кожаные сумки. Это относится к наиболее известной легенде об этом священнослужителе четвертого века. Он просунул в открытое окно сумки с золотом, дав таким образом приданое трем жившим там женщинам и, тем самым, избавил их от занятий проституцией. Эта сцена, вместе с двумя другими сценами из жизни святого, изображена на пределле алтаря.

[494x700]

Святой Доминик. Фрагмент

Портрет Святого Доминика на этом полотне - один из самых глубоких в истории искусства образов человека, душа которого "формируется по божественному подобию". С тонкостью и интуицией Фра Анджелико выказывает в портрете основателя своего ордена святую надежду, мысль, высказанную другим великим доминиканцем, Фомой Аквинским: "Они надеются не на какое-то смутно определенное счастье, но на вечное счастье с Богородицей и ангелами и святыми в видении Триединого Бога". (Summa Theologiae, 2a2ae17, 2)

[506x700]

Алтарь из Перуджи. Иоанн Креститель и святая Екатерина. Правая панель. 1437. Темпера, дерево. 95 х 73 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа

Иоанн Креститель и святая Екатерина Александрийская стоят на краю ступеньки и за ними, как и у другой пары святых, находится стол. Крест Иоанна непроизвольно заходит за его нимб, нижний его конец несколько выставлен вперед, однако ни это, ни его выставленная вперед нога, не воссоздают того впечатления трехмерности, которое было на Линфйуольском алтаре. Он держит свиток с записью его собственных слов 'Узрите же Агнца Господня, который берет на себя грех Мира'.

Фигура святой Екатерины изображена с некоторым элементом скульптурности. За ней находится сломанное колесо от дьявольской машины, на которой ее мучали. Екатерина родилась в Александрии в 287 году и была обращена в христианство сирийским монахом. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав ее своей невестой. Приняла мученическую смерть в период правления императора Максимиана в начале IV века. Одним из орудий пыток, ставшим символом святой Екатерины, были колёса с многочисленными ножами. Эти колёса были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Видя упорство святой, Максимиан приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

Некоторые эксперты усматривают в этих двух фигурах руку ассистентов, а не самого мастера.

Навершия боковых панелей алтаря укращают изображения Ангела и Марии, образуя традиционную сцену Благовещения.

[686x700]

Алтарь из Перуджи. Ангел Благовещение

[687x700]

Алтарь из Перуджи. Благовещение, Мария

Обычно навершие центральной панели украшалось изображением Бога Вседержителя. Есть мнение, что на этом месте данного алтаря находился медальон из Лувра, представленный в следующем разделе.

(Продолжение следует)

[380x47]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ангельский художник Фра Беато Анджелико. Часть 4 | stewardess0202 - Дневник stewardess0202 | Лента друзей stewardess0202 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»