В прошлом веке во времена Шерлока Хомса когнитивные аспекты психологии занимали писателей почти так же, как сейчас.
Жизнь демонстрирует нам победу алигархов над разумом, поскольку в результате многочисленных исследований конца 20- начала 21 веков выяснилась любопытная и неожиданная вещь: в период перемен на вершине успеха оказываются троечники.
Их способ познания мира (когнитивные аспекты) с точки зрения учителей оставляют желать лучшего. Но они быстрее и лучше ориентируются в пространстве нестабильности, перемен и подобных ситуациях. Отчасти это можно объяснить привычкой нормального уличного пацана всегда быть начеку: дома, на улице, на экзамене. Отчасти тем, что стремление к знаниям и культуре отнимает много времени. Отчасти тем, что отлични, как правило, не ищет, где бы как бы заработать. У него есть жизненный план, предлагаемый семьей, в котором школа-институт-свадьба-работа-дети-карьера хорошо сбалансированы, место для книг, театров и отдыха отведено... Эпоха перемен не задевает основного вектора этого плана и позволяет двигаться по наезженной колее.
Странным образом в уже более-менее стабилизировавшейся ситуации сохраняется новая тенденция в споре, что важнее развивать интеллект или интуицию. Если 20 век был приверженцем интеллекта борьба Мориарти и Шерлока - захватывающее тому подтверждение. Господство тестов ай-кю в американской модели интеллектуальной, производственной элиты и госслужбе, в принципе в крайних проявлениях тесты начинали определять будущее ребенка с детского сада и сопровождали его до пенсии. Бальная шкала ЕГЭ внесенная в наше образование - отголосок таких подходов к вопросу кто имеет право учится, работать и т.п., перенесенный в Россию неведомым мне человеком, которому язык не поворачивается сказать спасибо.
Этот тип не понял в когнитивном процессе хорошо-плохо. Хорошо учиться на чужих ошибках, зачем вводить эти чужие ошибки в свою жизнь или историю?
Как бы то ни было, насытившись тестами к 80ым годам 20 века Америка стала искать новые способы для поиска одаренных детей и более старших людей, чтобы дать им возможность (независимо от их достатка) эту свою одаренность развивать.
В научной элите появился интерес к Востоку: прежде всего Китаю, Тибету, Индии. Не знаю, какую роль в этом сыграла вьетнамская война... Но Китай вдруг решил вернуть знания древних мудрецов, мастеров единоборств, знатоков цигун. дао и пр. Стали востанавливать тексты аюрведы (выяснилось, что многое потеряно, скорее всего, безвозвратно), мастера, внуки целителей и практиков (у них нет разделения духовное материальное) стали собирать по крупицам. И СССР и США переживали интерес к восточным.... традициям в разных сферах жизни.
Но, как мы понимаем, практики Востока во всем их многообразии не имеют единой структуры, примерно, как животный мир до Дарвина. Способ познания, культивируемый на Востоке, достаточно непривычный для понимания на Западе. Даже термины, составляющее основу восточных учений, не поддаются точному однозначному переводу. Тем более, что на русском часто мы сталкиваемся с текстами - результатами в лучшем случае двойного перевода сначала на английский, затем на русский.
Одновременно мы можем получить в институте востоковедения более-менее прямые исследования региона, к сожалению немногочисленные = не самое финансируемое направление науки, и благодаря доцанам находящимся в непосредственной близости от Монголии и Китая. Алтайским, бурятским и другим шаманам, которые, вероятно, в истории взаимодействуют с другими "шаманами" региона.
В период правления в Китае МАо на то, что сейчас принято называть цигун были гонения и запреты, более сильные, чем преследования церкви и ее служителей в СССР. То, что сохранилось, сохранилось вопроеки и чудом.
Разрозненные, не имеющие единой центральной школы или традиции, знания позволяют трактовать широко, очень широко и очень противоречиво любой вопрос, но ценители, энтузиасты находят узлы пересечения и с большим трудом, но выстраивают целостную картину мудрости.
Такой процесс пронизывает интуиция, без нее что-либо понять сложно. Интуиция же ценится самими лекарями, мастерами, монахами здешних мест.
Возможно, это причины...
Возможно, причины в той нездоровой ситуации на планете, когда механистический подход, цифры, роботы, технологии подминают под себя основы жизни. Мы живем в странное время, когда копить деньги принято не задумываясь о том, помогут ли они жить, мы копим их и уверенны: "чем больше, тем лучше".
Будто в ребенка вложили какую-то формулу, определили для него ценность денег, интеллекта, технологии, абстрактной задачи, в каких-то нежизненных, а н.у. условиях. И бежим по кругу, как белка в колесе. Кто-то становится предпринимателем работает на себя, выбирает когда ему работать... и наивно полагает, что все его распрекрасное свободное функционирование выравалось из системы... Ой ли? много вы видели предпринимателей свободных от системы?
А система ныне называется "общество потребления" это его а не какую-то там демократию с фальшивыми
Читать далее...