О Крещении, купании и змеях
В этом году в Луганске решили с размахом отметить Крещение Господне. Помимо традиционного торжественного чина великого освящения воды, который впервые совершит Высокопреосвященнейший Митрофан, архиепископ Луганский и Алчевский, все желающие смогут организованно и в специально отведенном месте, в озере «Восьмерка», окунуться в священную воду.
Вместе с жителями планируют нырнуть в прорубь и местные политики. Также в этом году впервые в городе будут народные гуляния с песнями и танцами по случаю православного праздника.
О предстоящем празднике, о «сильных» свойствах воды на Крещение, приметах и даже змеях в интервью «Луганск.Комментарии» рассказал протоиерей Александр Авдюгин, который также является известным блогером.
- Расскажите о традиции освящения воды. Почему освященная на Крещение вода обладает сильными свойствами?
- Празднование Крещения Господня основано на текстах Священного Писания четырех Евангелистов, согласно которым, Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего общественного служения и просил крещения у пророка Иоанна. Первое упоминание об освящении воды в этот день датируется III веком, об этом упоминают «Строматы» святителя Климента Александрийского. В XI-XII вв. устанавливается правило совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма. В нашей Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Окончательный вариант освящения воды был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.
По поводу «сильных» свойств воды. Вода эта действительно необычна и удивительна для многих. Ее и называют Агиасмой, в переводе с греческого – святыня, причем святыня Великая. Годами не портится, при болезнях помогает, жилище освящает, раздоры утихомиривает - всех свойств не перечислить. Но вот только происходит это лишь у тех, для кого Бог, Церковь и душа в симфонии полной и нераздельной находятся. Для того же, кто ищет в этой воде неведомую магическую силу или заявляет, что у него «Бог в душе» и Таинства церковные, как и храм Божий не нужен, данная вода лишь H2O и не более того.
- Как относитесь к приметам, связанным с Крещением?
- Верить в приметы, значит верить лукавому, то есть именно тому, кто противится Богу. Да и как можно серьезно относиться к такой, например, примете: «Не оставляйте в крещенскую ночь обувь за порогом, иначе болеть будете»? Изначально придать башмакам духовную сущность (фетишизм), затем уверовать, что тебя болезнь поразит ни с того ни с сего.
Это ведь уничижение себя самого, как человека и, главное, полное отвержение Бога, то есть нарушение самой первой заповеди Божьей: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Не следует забывать, что приметы исполняются тогда, когда в них веришь, и абсолютно безвредны, когда их отвергаешь.
Ежели кратко, то можно сказать так: тот, кто, например, начал подражать змее в год Змеи, к концу года для всех окружающих, даже для родных, любимых и близких станет змеей подколодной, приносящий страх, боязнь и равнодушие. В полной мере это относится и к исполнению, так называемых, «крещенских примет».
- В Крещение традиционно гадают. При этом церковь запрещает это. Ваше мнение по этому поводу?
- Чем дальше о тебя Господь, тем ближе многобожие, то есть язычество. К язычеству относятся и крещенские гадания. Церковь вообще категорически запрещает любые гадания. Одно из правил VI Вселенского собора говорит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии.
Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».
Грехом, нечестием и кощунством гадания считаются еще со времен Ветхого Завета: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26).
Не надо забывать, что любое предсказание или магическое утверждение, обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто считаем их «игрой». Этот след далеко не безобиден. Он независимо от нашей воли будет лишать нас того, что есть высшая ценность – свободы собственной воли, Богом нам данной. Лукавый на выдумки хитер и для того, чтобы свое лукавство оправдать, обязательно находчивые аргументы преподнесет. Недаром мы по нескольку раз на дню просим Бога в молитве Господней: «и избави нас от лукавого». Нет оправдания гаданию. Церковь об этом на протяжении всех веков своего существования неоднократно высказывалась. Не существует безопасных методик, как и нет деления на «белых» и «черных» магов.
- Какие традиции в этот
Читать далее...