Вот некоторые из событий, случившихся за прошедшую неделю.
15 сентября венецианский La Fenice представил публике полусценическую версию 'Roberto Devereux' Г.Доницетти.Спектакль был намечен на начало июля,но,по понятным причинам,показан только сейчас.К тому же,первоначальную режиссуру пришлось приспосабливать к сегодняшним требованиям( в театрах Италии и Испании за принципами дистанцирования следят строго– и на сцене,и в зрительном зале). Новую сценографию выполнил известный в прошлом баритон Alfonso Antoniozzi.В главных партиях заняты Roberta Mantegna(Элизабетта), Enea Scala( Роберто), Lilly Jørstad( Сара), Alessandro Luongo( герцог Ноттингем). Дирижер- Riccardo Frizza.
16 сентябрь открылся театр An der Wien. Первой премьерой стала постановка оперы Р.Леонкавалло 'Zaza'. Очень популярная в свое время,она стала в наше время раритетом( в концертах баритоны любят исполнять иногда арию Каскара 'Zaza, piccola zingara', да еще стоит вспомнить полную запись 2018 для Opera Rara c Ermonela Jaho в главной партии). Зря,конечно,не ставят– сюжет,не банальный для оперы; скорее,подходящий для мюзикла.В звезу варьете,Заза(по- итальянски звучит как Дзадза), влюблен журналист Милио.Любовь взаимна,и все бы хорошо,если бы Милио не был женат.Заза вся в сомнениях; она даже посещает квартиру журналиста,и видит,что там явная нужда.Особенно,ее расстрогало общение с маленьким сыном Милио.Оставив тайно некоторую сумму денег, певица решает оставить любовника.И все это – к явному удовольствию коллеги по цеху, певца Каскара.Такой вот финал.Довольно поучительная история(несколько напоминает 'La rondine' Пуччини). Очень красивая,яркая музыка... Вроде обещают видео в будущем.Поставил спектакль в An der Wien Christof Loy. Дирижер- Stefan Soltész. Заза– Светлана Аксенова; Милио– Nikolai Schukoff; Каскар– Christopher Maltman.
18 сентября открылись парижский TCE(он , практически,остался один ,который показывает сценические постановки,так обе сцены Национальной Оперы свернули осенний сезон из-за финансовых проблем) и Teatro Real в Мадриде.
В ТСЕ показали сценическую версию Messiah Генделя/Моцарта(немецкоязычной вариант) в постановке Robert Willson п/ у Mark Minkowski ; солисты– Елена Цаллогова,H elena Rasker,Stanislas de Barbeyrac,José Coca Loza.
А в Real давали премьеру 'Un ballo in maschera' Д.Верди .Это совместный проект с La Fenice( реж. Gianmaria Aliverta), где постановка шла ранее.Для мадридский сцены были некоторые переделки,связанные с дистанцированием.В целом , спектакль зрелищный,имеющий перекличку с Голливудом 1940х. В премьерном составе(всего их три равноценных по исполнителям) пели Michael Fabiano (Риккардо), Anna Pirozzi( Амелия), Artur Ruciski( Ренато), Daniela Barcellona(Ульрика), Elena Sancho Pereg(Оскар). Дирижер- Nicola Luisotti.
Сегодня вечером будет любопытная премьера в Цюрихе–'Борис Годунов' в постановке Коски и новая 'Богема' в Льеже.Но про это– в следующий раз.
Вот некоторые из событий, случившихся за прошедшую неделю.
15 сентября венецианский La Fenice представил публике полусценическую версию 'Roberto Devereux' Г.Доницетти.Спектакль был намечен на начало июля,но,по понятным причинам,показан только сейчас.К тому же,первоначальную режиссуру пришлось приспосабливать к сегодняшним требованиям( в театрах Италии и Испании за принципами дистанцирования следят строго– и на сцене,и в зрительном зале). Новую сценографию выполнил известный в прошлом баритон Alfonso Antoniozzi.В главных партиях заняты Roberta Mantegna(Элизабетта), Enea Scala( Роберто), Lilly Jørstad( Сара), Alessandro Luongo( герцог Ноттингем). Дирижер- Riccardo Frizza.
16 сентябрь открылся театр An der Wien. Первой премьерой стала постановка оперы Р.Леонкавалло 'Zaza'. Очень популярная в свое время,она стала в наше время раритетом( в концертах баритоны любят исполнять иногда арию Каскара 'Zaza, piccola zingara', да еще стоит вспомнить полную запись 2018 для Opera Rara c Ermonela Jaho в главной партии). Зря,конечно,не ставят– сюжет,не банальный для оперы; скорее,подходящий для мюзикла.В звезу варьете,Заза(по- итальянски звучит как Дзадза), влюблен журналист Милио.Любовь взаимна,и все бы хорошо,если бы Милио не был женат.Заза вся в сомнениях; она даже посещает квартиру журналиста,и видит,что там явная нужда.Особенно,ее расстрогало общение с маленьким сыном Милио.Оставив тайно некоторую сумму денег, певица решает оставить любовника.И все это – к явному удовольствию коллеги по цеху, певца Каскара.Такой вот финал.Довольно поучительная история(несколько напоминает 'La rondine' Пуччини). Очень красивая,яркая музыка... Вроде обещают видео в будущем.Поставил спектакль в An der Wien Christof Loy. Дирижер- Stefan Soltész. Заза– Светлана Аксенова; Милио– Nikolai Schukoff; Каскар– Christopher Maltman.
18 сентября открылись парижский TCE(он , практически,остался один ,который показывает сценические постановки,так обе сцены Национальной Оперы свернули осенний сезон из-за финансовых проблем) и Teatro Real в Мадриде.
В ТСЕ показали сценическую версию Messiah Генделя/Моцарта(немецкоязычной вариант) в постановке Robert Willson п/ у Mark Minkowski ; солисты– Елена Цаллогова,H elena Rasker,Stanislas de Barbeyrac,José Coca Loza.
А в Real давали премьеру 'Un ballo in maschera' Д.Верди .Это совместный проект с La Fenice( реж. Gianmaria Aliverta), где постановка шла ранее.Для мадридский сцены были некоторые переделки,связанные с дистанцированием.В целом , спектакль зрелищный,имеющий перекличку с Голливудом 1940х. В премьерном составе(всего их три равноценных по исполнителям) пели Michael Fabiano (Риккардо), Anna Pirozzi( Амелия), Artur Ruciski( Ренато), Daniela Barcellona(Ульрика), Elena Sancho Pereg(Оскар). Дирижер- Nicola Luisotti.
Сегодня вечером будет любопытная премьера в Цюрихе–'Борис Годунов' в постановке Коски и новая 'Богема' в Льеже.Но про это– в следующий раз.
Вот некоторые из событий, случившихся за прошедшую неделю.
15 сентября венецианский La Fenice представил публике полусценическую версию 'Roberto Devereux' Г.Доницетти.Спектакль был намечен на начало июля,но,по понятным причинам,показан только сейчас.К тому же,первоначальную режиссуру пришлось приспосабливать к сегодняшним требованиям( в театрах Италии и Испании за принципами дистанцирования следят строго– и на сцене,и в зрительном зале). Новую сценографию выполнил известный в прошлом баритон Alfonso Antoniozzi.В главных партиях заняты Roberta Mantegna(Элизабетта), Enea Scala( Роберто), Lilly Jørstad( Сара), Alessandro Luongo( герцог Ноттингем). Дирижер- Riccardo Frizza.
16 сентябрь открылся театр An der Wien. Первой премьерой стала постановка оперы Р.Леонкавалло 'Zaza'. Очень популярная в свое время,она стала в наше время раритетом( в концертах баритоны любят исполнять иногда арию Каскара 'Zaza, piccola zingara', да еще стоит вспомнить полную запись 2018 для Opera Rara c Ermonela Jaho в главной партии). Зря,конечно,не ставят– сюжет,не банальный для оперы; скорее,подходящий для мюзикла.В звезу варьете,Заза(по- итальянски звучит как Дзадза), влюблен журналист Милио.Любовь взаимна,и все бы хорошо,если бы Милио не был женат.Заза вся в сомнениях; она даже посещает квартиру журналиста,и видит,что там явная нужда.Особенно,ее расстрогало общение с маленьким сыном Милио.Оставив тайно некоторую сумму денег, певица решает оставить любовника.И все это – к явному удовольствию коллеги по цеху, певца Каскара.Такой вот финал.Довольно поучительная история(несколько напоминает 'La rondine' Пуччини). Очень красивая,яркая музыка... Вроде обещают видео в будущем.Поставил спектакль в An der Wien Christof Loy. Дирижер- Stefan Soltész. Заза– Светлана Аксенова; Милио– Nikolai Schukoff; Каскар– Christopher Maltman.
18 сентября открылись парижский TCE(он , практически,остался один ,который показывает сценические постановки,так обе сцены Национальной Оперы свернули осенний сезон из-за финансовых проблем) и Teatro Real в Мадриде.
В ТСЕ показали сценическую версию Messiah Генделя/Моцарта(немецкоязычной вариант) в постановке Robert Willson п/ у Mark Minkowski ; солисты– Елена Цаллогова,H elena Rasker,Stanislas de Barbeyrac,José Coca Loza.
А в Real давали премьеру 'Un ballo in maschera' Д.Верди .Это совместный проект с La Fenice( реж. Gianmaria Aliverta), где постановка шла ранее.Для мадридский сцены были некоторые переделки,связанные с дистанцированием.В целом , спектакль зрелищный,имеющий перекличку с Голливудом 1940х. В премьерном составе(всего их три равноценных по исполнителям) пели Michael Fabiano (Риккардо), Anna Pirozzi( Амелия), Artur Ruciski( Ренато), Daniela Barcellona(Ульрика), Elena Sancho Pereg(Оскар). Дирижер- Nicola Luisotti.
Сегодня вечером будет любопытная премьера в Цюрихе–'Борис Годунов' в постановке Коски и новая 'Богема' в Льеже.Но про это– в следующий раз.
Вот некоторые из событий, случившихся за прошедшую неделю.
15 сентября венецианский La Fenice представил публике полусценическую версию 'Roberto Devereux' Г.Доницетти.Спектакль был намечен на начало июля,но,по понятным причинам,показан только сейчас.К тому же,первоначальную режиссуру пришлось приспосабливать к сегодняшним требованиям( в театрах Италии и Испании за принципами дистанцирования следят строго– и на сцене,и в зрительном зале). Новую сценографию выполнил известный в прошлом баритон Alfonso Antoniozzi.В главных партиях заняты Roberta Mantegna(Элизабетта), Enea Scala( Роберто), Lilly Jørstad( Сара), Alessandro Luongo( герцог Ноттингем). Дирижер- Riccardo Frizza.
16 сентябрь открылся театр An der Wien. Первой премьерой стала постановка оперы Р.Леонкавалло 'Zaza'. Очень популярная в свое время,она стала в наше время раритетом( в концертах баритоны любят исполнять иногда арию Каскара 'Zaza, piccola zingara', да еще стоит вспомнить полную запись 2018 для Opera Rara c Ermonela Jaho в главной партии). Зря,конечно,не ставят– сюжет,не банальный для оперы; скорее,подходящий для мюзикла.В звезу варьете,Заза(по- итальянски звучит как Дзадза), влюблен журналист Милио.Любовь взаимна,и все бы хорошо,если бы Милио не был женат.Заза вся в сомнениях; она даже посещает квартиру журналиста,и видит,что там явная нужда.Особенно,ее расстрогало общение с маленьким сыном Милио.Оставив тайно некоторую сумму денег, певица решает оставить любовника.И все это – к явному удовольствию коллеги по цеху, певца Каскара.Такой вот финал.Довольно поучительная история(несколько напоминает 'La rondine' Пуччини). Очень красивая,яркая музыка... Вроде обещают видео в будущем.Поставил спектакль в An der Wien Christof Loy. Дирижер- Stefan Soltész. Заза– Светлана Аксенова; Милио– Nikolai Schukoff; Каскар– Christopher Maltman.
18 сентября открылись парижский TCE(он , практически,остался один ,который показывает сценические постановки,так обе сцены Национальной Оперы свернули осенний сезон из-за финансовых проблем) и Teatro Real в Мадриде.
В ТСЕ показали сценическую версию Messiah Генделя/Моцарта(немецкоязычной вариант) в постановке Robert Willson п/ у Mark Minkowski ; солисты– Елена Цаллогова,H elena Rasker,Stanislas de Barbeyrac,José Coca Loza.
А в Real давали премьеру 'Un ballo in maschera' Д.Верди .Это совместный проект с La Fenice( реж. Gianmaria Aliverta), где постановка шла ранее.Для мадридский сцены были некоторые переделки,связанные с дистанцированием.В целом , спектакль зрелищный,имеющий перекличку с Голливудом 1940х. В премьерном составе(всего их три равноценных по исполнителям) пели Michael Fabiano (Риккардо), Anna Pirozzi( Амелия), Artur Ruciński( Ренато), Daniela Barcellona(Ульрика), Elena Sancho Pereg(Оскар). Дирижер- Nicola Luisotti.
Сегодня вечером будет любопытная премьера в Цюрихе–'Борис Годунов' в постановке Коски и новая 'Богема' в Льеже.Но про это– в следующий раз.
Если хочешь рассмешить Господа– расскажи Ему о своих планах.Истинность этого выражения ,как нельзя лучше, подтверждается в настоящее время,когда все приходится менять,подчас , радикально из-за пандемии.Думали ли ,к примеру,жители Италии,что они окажутся в обстоятельствах 'Декамерона' Боккаччо? ....
17 марта на сцене мадридского Real должна была состояться первая европейская премьера в новейшее время оперы Франческо Корселли 'Achille in Sciro'( в 2018 она была представлена силами солистов и Оркестра Новой Испании в Далласе; на YouToube есть записи номеров этой постановки– кому интересно).Интерес огромный,так как опера впервые увидела свет именно при Мадридском дворе.Постановка должна была сопровождаться рядом художественных мероприятий,выставок и лекций.Ключевые слова здесь– должна была.... Эпидобстановка по COVID-19 в Испании ухудшалась в геометрической прогрессии.Когда стали заболевать члены кабинета министров, их родственники ,решено- таки было принимать меры.Страна в карантине.Запрет на сборища свыше 1000 человек.Естественно,ни о каких театральных зрелищах речи быть не могло.В четверг,12 марта,решено было давать спектакли посредством потоковых трансляций при пустом зале.Но ,видимо,после того,как в карантин попала королева Летисия,решено было отменить всё совсем. Так что,все было 'нажито непосильным трудом', мы не увидим,хотя администрация театра заявляет,что , возможно, премьеру покажут в мае.Но стоит ли загадывать в данной ситуации? К тому же,все артисты связаны личными контрактами и я не представляю,как сие будет возможно на 100%?
А сейчас немножко о самом композитора ,которому не очень повезло.Франческо Корселли родился в 1705 г. в Пьяченце у родителей-французов( поэтому можно встретить его настоящую фамилию– Курсель)– они были учителями танца.Обучался у Дж.А.Бонончини.В 1733 он переехал в Испанию,где ,по приглашению Фаринелли,который управлял Королевским театром, нанимается на службу ко двору.Собственно ,здесь он и становится Корселли ,ибо Курсель не шибко ложится испанцам на слух.Из оперног наследия до нас дошли две оперы– 'Farnace' и 'Achille in Sciro'. 'Farnace' планировался к постановке в1990 г.в только что открывшемся тога в Севилье театре La Maestranza. Руководителем был Джорди Саваль.Но..то ли сыграли рол давешние отношения центра и Каталонии,то ли личные предпочтения,но ,в результате,был поставлен 'Farnace' Вивальди с добавлением увертюры и некоторых арий Корселли.Там,кстати,Фарначе поет бас-баритон.Была даже сделана запись; правда,при переиздание на NAÏV , музыка Корселли была изъята.
'Achille in Sciro' была написана в 1744 г.для свадьбы инфанты Марии Тересы Рафаэлы с дофином Луи,сыном Луи XV. Любопытно,что к этому же событию ,Рамо написал свою 'Платею'.В основе лежит либретто П.Метастазьо к опере Лео 1736 г. затем использованное Д.Сарро в 1737. После премьеры в Мадриде опера была забыта вплоть до,упомянутой мною,постановки в Далласе.Так что возвращение на родину ожидалось с нетерпением...
Кто знаком с 'Дейдамией' Генделя,тот в курсе сюжета.Здесь он не отличается.Становление Ахилла как великого героя через отказ от бессмертия и легкой жизни,но в женском обличии.В качестве постановщика такого щекотливого сюжета,где ныне легко можно перегнуть палку и опуститься ниже некуда,была приглашена Mariame Clement, известная своими интересными трактовками барочных сюжетов и которая уже сотрудничала с Real.Музыкальный руководитель театра,Ivor Bolton , должен был стать за пульт Севильского Барочного Оркестра,который играет на аутентичных инструментах.... Впрочем,они все готовы показать соделанное в любое время.Вопрос: когда оно настанет?...
Планировалось два состава:
Ликомеде,царь Скироса– Andrea Mastroni / Григорий Шкарупа
Дейдамия,его дочь– Francesca Aspromonte/ Francesca Lombardi-Mazzulli
Акилле,под именем Пирры–Franco Fagioli/ Jack Arditti
Улиссе– Tim Mead/Christopher Lowrey
Теаджене,жених Дейдамии– Sabina Puértolas/ Leonor Bonilla
Неарко,наставник Акилле– Juan Sancho/ Krysztian Adam
Аркаде– Kenneth Tarver/ David Alegret.
Судите сами,чего мы лишились...Тем более,что планировалась трансляция на ARTE.
И несколько фотографий с генерального прогона.
Всеобщий ажиотаж,связанный с карантинными мерами относительно коронавируса,внес свои коррективы и в артистическую жизнь.Так,ведущие итальянские театры закрыты до 3 апреля.Это отодвинуло на неопределенное время премьеру новой постановки 'Саломеи ' Р. Штрауса в La Scala.А в Опере Франкфурта эта опера увидела свою очередную версию 1 марта. Поставил спектакль Barrie Kosky( вот опять интересно,как комедиограф решает довольно серьезные проблемы,которые здесь имеют место?). За пультом- Joana Mallwitz.В заглавной партии– Ambur Braid; Иоканаан– Christopher Maltman(дебют в роли); A.Glüchert– Ирод; Claudia Mahnke– Иродиаде.
4 марта берлинская Deutsche Oper продолжила свой марафон, посвященный Мейерберу.Были показаны спектакли 'Гугенотов'и 'Пророка',поставленные в прошлые сезоны.А детищем нынешнего года стало концертное исполнение 'Dinorah'('Le pardon de Ploërmel').Это не первое обращение театра к этой опере на сюжет semiseria: в 2013 была так же концертная версия с Patrizia Ciofi в главной партии. На этот раз Динору пела испанская сопрано Rocio Pérez; Гоэль– Regis Mengus; Корестен– Philippe Talbot; Лесничий– Seth Carico.Дирижер– Enrique Mazzola.
Похоже,именно немецкие театры заполнили премьерную нишу на прошлой неделе.Так ,8 марта Гамбургская Опера показала премьеру 'Norma' В.Беллини в постановке Yona Kim.Феминизм и милитари очень наглядно здесь проступают.Для немецкой сцены это уже норма.Музыкальный руководитель спектакля Matteo Beltrami. В главных партиях заняты Marina Rebeka(Норма; вот не пойму я причину ее популярности со столь скушным голосом); Marcelo Puente(Поллионе); Iiang Li(Оровезо); Diana Haller(Адальджиза; вот эту певицу я бы послушала с удовольствием).
8 марта так же премьеру представила Мюнхенская Опера: это 'I masnadieri' Д.Верди.Ранний Верди,такой ,как я люблю.Поставил спектакль Johannes Erath; но,парадокс!– чисто внешне это не отличается от массы спектаклей,которые показывают на современной сцене.Как ,однажды,я прочитала мнение одного из зрителей,относительно того,что показывают на сценах театров Германии– создается впечатление,что декорации и костюмы кочуют из постановки в постановку....В нынешнем спектакле участвуют Charles Castronovo(Карло); Игорь Головатенко(Франческо); Mika Kares(Массимильяно); Diana Damrau(Амалия,дебют в роли). Дирижер- Michele Mariotti.
И ,с запозданием, Opera Bastille выпустила премьеру 'Manon' Ж.Массне в постановке Vincent Huguet– режиссера,который становится 'модным' ,ибо мелькает довольно часто.Возможно,он еще в поиске,но попытки совместить традиции с оригинальностью и угодить ' вашим и нашим' не имеют,пока, успеха.Критика постановки со знаком минус,не смотря на то,что здесь заняты ,можно сказать,фавориты парижской публики: Pretty Yende(Манон), Benjamin Bernheim (де Грие), Ludovic Tezier (капитан Леско). Дирижер- Dan Ettinger.
26 февраля на сцене Женевского Большого Театра прошла премьера 'Les Huguenôtes' Д.Мейербера.Тем примечательный,что первый раз опера увидела свет рампы 29 февраля.Концепция спектакля,предложенного тандемом Jussi Wieller& Sergio Morabito, представляет собой действие в действии,присходящем на съемочной площадке,где создается фильм о событиях Ворфоломеевской ночи.Подогревает интерес к постановке и музыкальное прочтение Mark Minkowski – естественно, оркестр с историческими инструментами времени Мейербера.Это просто необходимо показать большему количеству народа! А вот кто поет: Ana Durlovski– Маргерит де Валуа; John Osborn– Рауль де Нанжи; Rachel Willis-Sørensen– Валентина; Lea Desandre– паж Урбан; Michele Pertusi– Марсель.
29 февраля вспоминали Россини.И в этот день Palau Les Arts в Валенсии представил премьеру его оперы-оратории 'Il viaggio a Reims' в знаменитой постановке Damiano Michieletto.Впервые она прошла в Амстердаме в 2015,затем была в Риме и Москве– 'ночь в музее' с ожившими картинами,часть героев которых заблудилась во времени,и апофеоз с составлением масштабного полотна Жерара 'Коронация Карла X'.В валенсийской постановке заняты Mariangela Sicilia(Коринна), Альбина Шагимуратова(графиня де Фольвиль), Ruth Iniesta( мадам Кортезе), Marina Viotti( маркиза Малибеа), Сергей Романовской( фон Либенскофф), Ruzil Gatin (кавалер Бельфьоре), Adrian Sampetrean(лорд Сидней), Misha Kiria(дон Профондо), Fabio Capitanucci( дон Альваро).За пультом- Francesco Lanzillotta.
В этот же день дрезденская Semperoper давала премьеру 'La Grande duchesse de Gérolstein' Ж.Оффенбаха.Правда,диалоги здесь идут по-немецки,что лишает действие того шарма,что должен присутствовать.Оперетту как-то принято адаптировать ко времени и месту,что не всегда уместно и получается качественно.В практике отечественной сцены это было не очень хорошо.Но вернусь ... Поставил спектакль Josef E.Köpplinger,дирижер– Jonathan Darlington.В главных ролях– Anne Schwanewilms(Герцогиня), Daniel Prohaska( пинц Поль), Maximillian Mayer( Фриц), Marylin Winkler(генерал Бум), Katerina von Bennigsen (Ванда).
1 марта ROH показала очередную премьеру– 'Fidelio' Л.ван Бетховена,чем внесла свой вклад в празднование юбилея композитора.Постановку осуществил Tobias Kratzer– молодой немецкий режиссер, 'вампирического' ' Lucia Silla' Моцарта многие могли видеть.Тем интересней,что в Лондоне,в целом,– весьма традиционный спектакль.Вероятно,идет тенденция к возврату.Не смотря на участие в проекте Jonas Kaufmann как Флорестан,главной звездой стала Lise Davidsen(Леоноре)– молодая певица,но уже покорившая мир.И вполне заслуженно.Так же стоит отметить участие в постановке Egils Silins(дон Пицорро), Georg Zeppenfeld(Рокко) и Amanda Forsythe( Марцеллина). За пультом- Sir Antonio Pappano.Как стало известно позже,Кауфман захворал; ранее,он пропустил генеральный прогон(пел Джонатан Тетельман). Теперь вопрос в том,будет ли он петь далее,в том числе и 17 марта,когда намечена видеотрансляция.
Премьеру 'Евгения Онегина' в постановка Robert Carsen 18 февраля показала Римская Опера. Спектакль хорошо известен любителям оперы.Постановка 'с опавшими листьями' впервые была показана на сцене TCE,затем шла в Мэте(вышла на DVD с Хворостовским,Флеминг и Варгасом). Достаточно спокойная(не без 'клюквы',конечно,но это мелочи).В Риме за нее отвечает James Conlon.В главных партиях заняты Markus Werba(Онегин), Мария Баянкина(Татьяна), Saimir Pirgu( Ленский; Ленскому,явно,не повезло), John Relyea(Гремин).
Брюссельский La Monnaie запустил цикл премьер трилогии опер Моцарта/да Понте.Подобное было в Риме в прошлом сезоне и предстоит в Бордо.На бельгийской сцене постановку сделал Jean-Philippe Clare: 18/02–'Le nozze di Figaro', 20/02–'Cosi Fabiola tutte', 22/02–'Don Giovanni'. Спектакли,конечно,то,что называют 'режопера', но задумка сделать все в одном стиле и с определенным составом исполнителей кажется мне интересной: Björn Burger(Граф,дон Джованни); Simona Šaturova(Графиня,донна Анна); Robert Gleadow( Фигаро,Лепорелло); Lenneke Ruiten(Фьордилиджи,Эльвира);Juan Francesco Gatell(Феррандо,дон Оттавио); Ginger Costa-Jackson(Керубино,Дорабелла), Юрий Самойлов(Гульельмо), Sophia Burgos(Сюзанна), Riccardo Novarro(дон Альфонсо), Rinath Shaham(Деспина). Дирижер- Antonello Manacorda.
19 февраля на сцене барселонского Liceu прошла еще одна моцартовская премьера–' La clemenza di Tito'. Постановка Sir David McVicar для фестиваля в Экс-ан-Провансе 2011г в стиле ампир с явными аллюзиями к Наполеону. Дирижер-Philippe Auguin. На премьере пели Paolo Fanale(Тито), Myrtò Papatanassiu(Вителлия), Stephanie d'Oustrac(Сесто), Anne-Catherine Gillet(Сервилия), Lidia Vinyes-Curtis(Анньо).
20 февраля Opera Comique представила публике некогда очень популярную,а ныне– практически,раритет,– оперу П.-А. Буальдьё ' La Dame blanche'.Премьера ее состоялась 10 декабря 1825 именно на этой сцене.В основе либретто Э.Скриба– известного драматурга,оперного либреттиста и автора водевилей– лежат,как минимум, 9 романов У.Скотта! В наличии– весь набор романтико-готических штампов: потерянный и обретенный отпрыск знатного рода,бедная воспитанница, злодей,руины замка и , конечно, привидение. В финале– счастливые влюбленные соединяются, имение возвращается к законному владельцу.Все это народу представили режиссер Pauline Bureau с исполнителями: Jérôme Boytillier(злобный управляющий замка Авенел,который хочет его продать в отсутствии законного владельца); Elsa Benoit(Анна,его воспитанница); Philippe Talbot( Жорж Браун,офицер,на самом деле– законный лорд Авенел); Yann Beuron(Диксон,фермер); Sophie Marin-Degor(Женни,жена Диксона); Aude Extrémo( Маргерит,старая служанка в замке Авенел). Дирижер- Julien Leroy.
22 февраля La Scala представила очередную премьеру сезона– 'Il turco in Italia' Д.Россини.Постановку осуществил Roberto Ando, за пультом- Diego Fasolis. В ролях: Rosa Feola( Фьорилла), Alex Esposito( Зелим), Giulio Mastrototaro( дон Джероньо), Mattia Olivieri( Проздочимо), Edgardo Rocha ( дон Нарчизо).
Начну с премьеры в берлинской Staatsoper 9 февраля: ' Der Rosenkavalier' Р.Штрауса.Постановка Andre Heller не отличается резкой радикальностью,что весьма странно для нынешней немецкой сцены( посмотрела премьеры в Гамбурге на новый сезон– сплошь режопера,в том числе,и 'Борис' ,которого взялся ваять Касторф).А здесь – сплошные штампы! Музыкальный руководитель– Zubin Mehta. В главных партиях : Camilla Nylund(Маршальша), Nadine Sierra( Софи),Michèle Lisier( Октавиан), Günther Gröissböck( барон Окс).
11 февраля Teatro La Maestranza в Севилье показал премьеру своей версии оперы Генделя 'Agrippina'. Хотя,сама постановка не новая– впервые Mariame Clément сделала ее для Фламандской Оперы в 2012,а ,затем,она шла в Овьедо.Эта дама-режиссер очень любит ретро темы; вот и здесь мы переносимся в начало 1980х,а сам сюжет ассоциируется с сериалами 'Даллас' и 'Династия'. Конечно,главной звездой(логично) здесь является Ann Hallenberg в партии Агриппины,которая пела ее и в 2012.В партии Нероне выступает Renata Pokupic,которая ,так же,участвовала в самой первой постановке в Антверпене.Клаудио поет Matthew Brück,Поппея– Alicia Amo, Оттоне– Xavier Sabata,Палланте– João Fernandes, Нарчизо– Antonio Giovannini. Дирижер-Enrico Onofri. Спектакль заслуживает,чтобы его увидели многие...
14 февраля в Карлсруэ открылся традиционный генделевский фестиваль.В качестве спектакля-открытия нынче не самая испрлняемая опера– 'Tolomeo,re d'Egitto'. История с побегом,нелегальной жизнью под чужим именем,с любовным многоугольников и попыткой самоубийства главного героя.Короче,есть где развернуться фантазию.Постановщиком выступил Benjamin Lazar– известный,прежде всего,как мастер исторической реконструкции.Но на этот раз все было иначе,правда,весьма спокойно.За пультом- известный аутентист Federico Maria Sardelli. Так что ,главному дебютантка фестиваля и исполнителю заглавной партии ,Jakub Jozef Orliński, повезло дважды– и с режиссером,и с дирижером.В остальных ролях заняты Morgan Peasze(Алессандро), Louise Kémény(Селеуче), Eleonore Pancrazi( Элиза), Meili Li( Араспе).Вторым спектаклем будет реприза шедевра Ценчича 'Serse' ,на сей раз,с Хансеном в главной партии.
Ну и в наших пенатах не без премьер(даже MEZZO будет транслировать 18.02)– Большой Театр выпустил в свет нового 'Садко'.Как всегда,в прессе ничего определенного,кроме общих фраз.Г-н Журавлев озвучил концепцию,которой остался не доволен.К творчеству Чернякова я отношусь ,скорее,с интересом,так что глянуть будет любопытно.Дирижера Тимура Зангиева ,практически,не знаю(просветите!); Наджмитдин Мавлянов (Садко); Екатерина Семенчук(Любава),Аида Гарифуллина(не без гламура,– Волхова),Нежата( видимо,это уже не остановить,ибо гримерам легче,– Юрий Миненко).
И еще одно очень любопытное событие.15 февраля в мадридском театре La Zarzuela состоялось концертное исполнение оперы Томаса Бретона-и-Эрнандеса(1850-1923)'Farinelli'. Впервые она была исполнена в Мадриде в 1902 году и , практически,забылась .В основе либретто лежит рассказ о пребывании певца при Испанском дворе и благотворном влиянии пения на короля.Об этом,собственно,и ведут беседу герои– слуги и придворный доктор.Композитор вводит,так же,оригинальные арии,которые исполнял Фаринелли для монарха ежедневно(!).Благо,их было немного,а то можно было бы тронуться самому.Оперу представили Maite Beaumont(Фаринелли), Rodrigo Esteves(Хорхе), Nancy Fabiola Herrera(Беатрис), Ruben Amoretti(Доктор), Leonardo Sanchez(Альберто). Дирижер- Guillermo Garcia Calvo. Исполнение было записано на Radio Classica.
Начну с премьеры в берлинской Staatsoper 9 февраля: ' Der Rosenkavalier' Р.Штрауса.Постановка Andre Heller не отличается резкой радикальностью,что весьма странно для нынешней немецкой сцены( посмотрела премьеры в Гамбурге на новый сезон– сплошь режопера,в том числе,и 'Борис' ,которого взялся ваять Касторф).А здесь – сплошные штампы! Музыкальный руководитель– Zubin Mehta. В главных партиях : Camilla Nylund(Маршальша), Nadine Sierra( Софи),Michèle Lisier( Октавиан), Günther Gröissböck( барон Окс).
11 февраля Teatro La Maestranza в Севилье показал премьеру своей версии оперы Генделя 'Agrippina'. Хотя,сама постановка не новая– впервые Mariame Clément сделала ее для Фламандской Оперы в 2012,а ,затем,она шла в Овьедо.Эта дама-режиссер очень любит ретро темы; вот и здесь мы переносимся в начало 1980х,а сам сюжет ассоциируется с сериалами 'Даллас' и 'Династия'. Конечно,главной звездой(логично) здесь является Ann Hallenberg в партии Агриппины,которая пела ее и в 2012.В партии Нероне выступает Renata Pokupic,которая ,так же,участвовала в самой первой постановке в Антверпене.Клаудио поет Matthew Brück,Поппея– Alicia Amo, Оттоне– Xavier Sabata,Палланте– João Fernandes, Нарчизо– Antonio Giovannini. Дирижер-Enrico Onofri. Спектакль заслуживает,чтобы его увидели многие...
14 февраля в Карлсруэ открылся традиционный генделевский фестиваль.В качестве спектакля-открытия нынче не самая испрлняемая опера– 'Tolomeo,re d'Egitto'. История с побегом,нелегальной жизнью под чужим именем,с любовным многоугольников и попыткой самоубийства главного героя.Короче,есть где развернуться фантазию.Постановщиком выступил Benjamin Lazar– известный,прежде всего,как мастер исторической реконструкции.Но на этот раз все было иначе,правда,весьма спокойно.За пультом- известный аутентист Federico Maria Sardelli. Так что ,главному дебютантка фестиваля и исполнителю заглавной партии ,Jakub Jozef Orliński, повезло дважды– и с режиссером,и с дирижером.В остальных ролях заняты Morgan Peasze(Алессандро), Louise Kémény(Селеуче), Eleonore Pancrazi( Элиза), Meili Li( Араспе).Вторым спектаклем будет реприза шедевра Ценчича 'Serse' ,на сей раз,с Хансеном в главной партии.
Ну и в наших пенатах не без премьер(даже MEZZO будет транслировать 18.02)– Большой Театр выпустил в свет нового 'Садко'.Как всегда,в прессе ничего определенного,кроме общих фраз.Г-н Журавлев озвучил концепцию,которой остался не доволен.К творчеству Чернякова я отношусь ,скорее,с интересом,так что глянуть будет любопытно.Дирижера Тимура Зангиева ,практически,не знаю(просветите!); Наджмитдин Мавлянов (Садко); Екатерина Семенчук(Любава),Аида Гарифуллина(не без гламура,– Волхова),Нежата( видимо,это уже не остановить,ибо гримерам легче,– Юрий Миненко).
И еще одно очень любопытное событие.15 февраля в мадридском театре La Zarzuela состоялось концертное исполнение оперы Томаса Бретона-и-Эрнандеса(1850-1923)'Farinelli'. Впервые она была исполнена в Мадриде в 1902 году и , практически,забылась .В основе либретто лежит рассказ о пребывании певца при Испанском дворе и благотворном влиянии пения на короля.Об этом,собственно,и ведут беседу герои– слуги и придворный доктор.Композитор вводит,так же,оригинальные арии,которые исполнял Фаринелли для монарха ежедневно(!).Благо,их было немного,а то можно было бы тронуться самому.Оперу представили Maite Beaumont(Фаринелли), Rodrigo Esteves(Хорхе), Nancy Fabiola Herrera(Беатрис), Ruben Amoretti(Доктор), Leonardo Sanchez(Альберто). Дирижер- Guillermo Garcia Calvo. Исполнение было записано на Radio Classica.
2 февраля Цюрихский Оперный театр показал премьеру 'Iphigenie en Tauride' К.В.Глюка.Поставил спектакль Andreas Homoki,активно сотрудничающий с этой площадкой.Этот режиссер не склонен к крайнему радикализму,даже напротив– абстрактные,монохромные постановки.Если прошлогодний 'Nabucco' был 'малахитовым', то нынешняя 'Iphigenie' выполнена в черно-белом варианте.Заглавную партию исполняет Cecilia Bartoli(правда,только в первых показах; далее ее сменит Brigitte Christenssen). Это не первый ее опыт с героиней Глюка: в 2015 на Троицком фестивале в Зальцбурге Бартоли участвовала в постановке Лайзер/Корье с голыми мужчинами.Правда,я не представляю,как можно петь Глюка французского периода с ее вибрациями.Но на родных сценах все пойдет.Мужская часть вполне достойно представлена: Stephane Degout(Орест), Frederic Antoun(Пилад), Jean-François Lapoint(Тоас). Дирижер- Gianluca Capuano.
6 февраля La Scala показал премьеру 'Il trovatore' Д.Верди в постановке Alvis Hermanis.Спектакль ранее шел в Зальцбурге(2014 и 2015)– та самая ' ночь в музее': Рарейра перед своим уходом втюхал еще один сэконд хэнд.В миланской постановке заняты Francesco Meli( Манрико), Людмила Монастырьска(Леонора), Violeta Urmana( Азучена), Massimo Cavaletti( ди Луна).За пультом- Nicola Luisotti.
В этот же день,6. 02., Metropolitan запустил свою 'Агриппину'. Не важно,что этой постановке Sir David McVicar уже 20 лет: впервые ее поставили в La Monnaie в сезоне 99/2000; затем в 2004 она шла в TCE– оба раза с Антоначчи; в 2013– в Liceu с Коннолли.История богатая.В Мэте ,видимо,тоже кризис,потому оригинальную продукцию делать не стали.Просто осовременили антураж– одели некоторых персонажей в скинни, налепили татух на Нероне, для Ди Донато изменили ряд мизансцен– нужно,непременно,чтобы ее тискали– не помню я этого в оригинальной версии.Естественно,вся пресса США в диком восторге, в Европе слегка подпевают.Широко мы этого не увидим,так как юристы Мэта безбожно шерстят пиратский контент,а платить деньги за просмотр этого (трансляция в кинотеатрах 29 февраля) как-то не хочется.По промоматериалам можно сказать,что самыми яркими персонажами будут Нероне(совершенно отрадная работа Kate Lindsey– покруче Малены Эрнман поди!) и Оттоне( Iestyn Davies).В партии Клаудио – Matthew Rose; повезло с Поппеей(Brenda Rae). Дирижер- Harry Bicket.
Дрезденская Semperoper 27 января показала новую постановку 'Der Meistersinger von Nürnberg' Р.Вагнера. Постановка Jens Daniel Herzog с Пасхального Фестиваля в Зальцбурге прошлого года.Ностальгия по 1970м с соответствующим антуражем.Руководит исполнением Christian Thielemann.Среди исполнителей есть и те,кто участвовал и в зальцбургской постановке.Georg Zeppenfeld(Ханс Закс), Виталий Ковалев(Погнер-), Adrian Eröd(Бекмессер), Klaus-Florian Vogt( Вальтер фон Штольцинг), Camilla Nylund(Ева).
Амстердамской Опера представляет 'Nabucco' Д.Верди в постановке Andreas Homoki.К то интересуется,тот помнит этот спектакль по премьере прошлого года в Цюрихе– т.н.'малахитовая' постановка,т. к. костюмы персонажей стилизованы под цвет и фактуру данного минерала.В нынешнем спектакле заняты George Petean( Набукко), Anna Pirozzi(Абигаилле), Дмитрий Белосельский(Дзаккариа), Алиса Колосова(Фенена).За пультом- Maurizio Benini.
30 января Королевская Опера Валлонии в Льеже показала премьеру оперы Д.Верди 'Don Carlos'. Как видно из названия,это оригинальная французская версия в пяти актах.Постановка из тех,что радует глаз(реж.Stefano Mazzonis di Pralafera).Особо продвинутые назовут это 'концерт в костюмах' и 'красивой картинкой', но как-то уже напрягает целлофан и туалетная бумага на сцене с претензиями на глубокомыслие курящего чего-то режиссера(ибо в здравом уме подобное ,вряд ли,посетит).Да и составчик довольно интересный.Заглавную партию поет Gregory Kunde, в партии короля Филиппа– Ildebrando d'Arcangelo, Элизабет Валуа – Yolanda Auyanet, принцесса Эболи– Kate Aldrich, маркиз де Поза– Lionel Lhote. Дирижер- Paolo Arrivabeni. Есть надежда,что это , возможно,покажут.
1 февраля в Опере Лос-Анджелеса состоялась мировая премьера оперы Мэтью Аукойна (Matthew Aucoin) ' Eurydice' на либретто Сары Рул (Sarah Ruhl). Это взгляд на античный сюжет глазами Эвридики(видимо,феминизм дал о себе знать). В подземном мире героиня встречает много интересных персонажей,в том числе,своего отца.В конечном итоге,она даже,как бы задумывается на тему 'а стоит ли возвращаться?'. Поставила спектакль Mary Zimmerman, дирижировал автор.В партии Эвридики– Danielle de Niese–,собственно,на нее эта роль и писалась; Отец Эвридики – Rid Gilfry; Орфеус – Joshua Hopkins; Гадес– Barry Banks.
К юбилею Бетховена многие театры ставят его оперу 'Fidelio'/'Leonore'. 1 февраля Венская Опера сделала свой вклад в это дело. К производству приняли первую редакцию,но название оставили 'Fidelio'. Режиссер Amélie Niermeyer известна своими феминистскими постановками; здесь тоже не обошлось(к слову, ARTE вело трансляцию). За пультом- Tomáš Netopil; Леоноре– Jennifer Davis; Флорестан– Benjamin Bruns; Рокко– Falk Struckmann, дон Пицарро– Thomas Johannes Mayer; Марцеллина– Chen Reiss.
19 января Гамбургская Опера показала премьеру 'Falstaff' Д.Верди в новой постановке Calixto Bieito.ARTE вел трансляцию,так что запись уже гуляет по сети.В главных партиях заняты Ambrogio Maestri(Фальстаф), Markus Brück( Форд), Maja Kowalewska (Аличе), Надежда Карязина(Квикли). Дирижер-Axel Kober.
Grand Théâtre в Женеве 22 января представил новую постановку 'Die Entfuhrung aum dem Serail' Моцарта.Режиссер Luk Perceval изобразил на сцене маленькую революцию в отдельно взятом месте,естественно,в наши дни. В главных партиях заняты Maria Grazia Schiavo( Констанце), Julien Behr( Бельмонте), Claire de Sevigné( Блондхен), Nahuel Di Pierro( Озмин). За пультом- Fabio Biondi. Так что Моцарт вышел,должно быть, весьма аутентичным.
В тот же вечер на сцене San Carlo в Неаполе давали новую 'Тоску' Д.Пуччини.Трудно уже придумать что-то оригинальное на эту тему,так что театры начинают просто иллюстрировать сюжет.Режиссер– Eduardo de Angelis, дирижер- Donato Renzetti.; Тоска– Carmen Giannattasio, Каварадосси– Fabio Sartori, Скарпья- Георгий Гагнидзе.
23 января Римская Опера показала премьеру ' I Montecchi e I Capuleti' В.Беллини в постановке Denis Krief. На сцене– криминальная драма со всеми вытекающими из этого атрибутами.Хотя сценография не перегружена,можно сказать,минимальна.Очень хотелось бы,чтобы это записали. В спектакле заняты Mariangela Sicilia( Джульетта), Василиса Бержанская (Ромео), Ivan Ayón Rives( Тебальдо), Nicola Ulivieri( Лоренцо). Дирижер-Daniele Gatti.
Еще одна поставка из Италии– на сей раз,из Болоньи.Как написали в прессе, 'психоделическая' постановка 'Tristan und Isolde' увидела свет рампы 24 января.Режиссер– Ralf Pleger; Тристан– Stephan Vinke, Изольде– Ann Petersen, король Марк– Albert Dohmen, Брангене–Екатерина Губанова.Дирижер– Juraj Valcucha.
В прошлых раз я писала про барочный фестиваль на Мальте и концерт Симоны.Ну вот он и состоялся.Вместе со своим коллективом I Amici Veneziani(которым руководит,кстати,муж Франчески Аспромонте,наш соотечественник Борис Богельман) она исполнила программу своих лучших вещей- арий из опер неаполитанский школы.А так же,показала новое платье.
И еще одна интересная,на мой взгляд,новость. Хосе Кура(José Cura) 21 января на сцене Академии Листа в Будапеште представил премьеру своей оперы ' 'Montezuma e il Prere Rosso'. В основу либретто,которое он сам и составил,легла повесть из сборника аргентинского писателя Алехо Карпентьера 'Concierto Barroco'. Император Монтезума гипотетически встречается с Вивальди и вдохновляет последнего написать о нем оперу.Как рассказывает автор,эту книгу ему подарил друг еще в годы учебы в Буэнос-Айресе( а учился Кура , сначала,как раз ,композиции и дирижированию,певцом он решил стать позднее) именно с целью написать оперу.Но осуществилось это только в 2017,когда,как автор рассказывает'книга просто свалилась мне в руки из шкафа'. Опера получилась космической.Любопытно еще и то,что про Вивальди пишет певец,который никогда его музыки ,в силу иного репертуара, не исполнял.
После некоторого затишья,связанного с рождественскими и новогодними праздниками,в рамках коих проходили тематические концерты,музыкально-театральная жизнь в мире начала входить в колею.Я выбрала для обозрения некоторые,на мой взгляд,интересные премьеры прошедшей недели.
Премьера 'Rodelinda,regina di Longobardia' Генделя состоялась 14 января на сцене Оперы Амстердама.Постановка Claus Guth ,выполненная впервые для мадридского Real в 2017,уже имела место быть в ряде европейских театров.Теперь очередь Амстердама.Каст включает в себя Lucy Crowe(Роделинда) и Bejun Mehta(Бертаридо),певших и мадридскую премьеру,а ,та к же, Bernard Richter( Гримоальдо), Lawrence Zazzo(Унульфо),Luca Tittolo(Гарибальдо) и Katarina Bradić(Эдвидже).За пультом- известный аутентист,скрипач и основатель 'Il pomo d'oro Riccardo Minasi.
Туринский Regio 15 января показал премьеру оперы Д.Чимарозы 'Il matrimonio segreto' в постановке Pier Luigi Pizzi. Этот спектакль открывал фестиваль в Мартина Франка прошлым летом.Достаточно лаконичная сценография,как чаще у этого режиссера и бывает.В ролях : Carolina Lippo(Каролина), Eleonora Bellocci(ее сестра Элизетта), Marco Filippo Romano(их отец дон Джеронимо), Monica Bacelli(тетушка Фидальма),Alasdair Kent( тайный муж Каролины), Markus Werba(граф Робинзон). Дирижер- Nikolas Nägele.
В этот же день на сцене La Scala прошел первый спектакль премьерной серии 'Romeo et Juliette' Ш.Гуно.Это постановке Bartlett Sher ,впервые показанная на фестивале в Зальцбурге в 2008,а затем в Met в сезоне 2016/17. Именно исполнители главных партий в метовском спектакле– Diana Damrau & Vittorio Grigolo– пели в миланской премьере.Некоторые сомневались,будет ли петь Дамрау,ибо в конце прошлого года она много чего поотменяла,дабы прийти в форму.Но,таки,пела.Так же отмечу Nicolás Testé(отец Лоран) и Sara Mingardo( Гертруд). Дирижер- Lorenzo Viotti.
17 января во Флоренции показали оперу Ф.Альфано 'La risurrezione' по роману Л.Толстого 'Воскресение' (в весьма упрощенном виде,конечно,). Постановка Rosetta Cucchi для фестиваль в Уэксфорде 2017.Исполнитедьница главной партии Катюши,S Sophie Duprels, так же принимала участие в ирландской премьере.Matthew Vickers– князь Димитрий,Leon Kim– Симонсон.Дирижер– Francesco Lanzillotta.
Palau les Arts в Валенсии 18 января показал премьеру 'Elektra' Р.Штрауса. Постановка Robert Carsen,за пультом- Mark Albrecht. Электра– Irene Theorin, Кризотемиде– Sara Jakubik, Орест– Derek Welton, Клитемнестре– Doris Soffel.
18 января An der Wien представил публике премьеру еще одной оперы Р. Штрауса– 'Salome'. Режиссер– Nikolaus Habjan, дирижер- Leo Nussain. В главных партиях Marlis Petersen(Саломе), Johann Reuter(Иоканаан), John Daszak(Ирод) , Manuela Schuster(Иродиаде).
На Мальте,где сейчас тепло и комфортно,уже вторую неделю идет традиционный барочный фестиваль.Его концерты проходят в исторических строениях,которых здесь очень много.Открылся он концертом Вивики,а впереди еще и концерт Симоны! Впрочем,там каждый день что-то интересное ,судя по фотоотчетам на FB.
Сегодня пройдусь по некоторым новогодним мероприятиям,которые ,уже,стали традиционными для некоторых концертных площадок и театров.
Венецианский La Fenice в этом году отошел от своего обычая 'сопрано + тенор' ,и пригласил для участия в нынешнем Новогоднем концерте квартет солистов: сопрано Francesca Dotto,тенора Francesco Demuro, баритона Luca Salsi и контральто Valeria Giardello.Неизменными героями вечера остались хор и оркестр La Fenice п)у Myung-Whun Chung.
Дрезденская Semperoper в своем SilvesterKonzert представила на этот раз фрагменты оперетты Ф.Легара 'Das Land des Lächelns'.Солисты – Jane Archibald и Sebastian Kohlhepp. За пультом- Christian Thielemann.
Берлинская Филармония предложила публике программу из фрагментов бродвейских мюзиклов.Филармоническим оркестром дирижировал его новый руководитель– Кирилл Петренко,а солисткой была Diana Damrau.Что сказать– мне понравилось.Конечно,вокальная форма Дамрау ныне не то,что давеча,но она ,вполне,может петь этот репертуар не хуже Стрейзанд.Она была настолько эмоциональна и убедительна,что до слез тронула своими исполнением 'Send in the clowns' из 'A little Night Music' Сондхэйма.
Новогодний Gala в Фестивальном Дворце в Бадене был посвящен испанской теме .Солистами там были Gäelle Arquez и Joel Prieto.Дирижер– Thomas Guggeis.
Metropolitan Opera в этот раз обошелся без традиционной новогодней премьеры,а обратился к традиции прошлого – дал сборную солянку из сцен пуччиниевских опер с мадам Нетребко в качестве примадонны.Но где иголка,там и нитка,так что без м-е Эйвазова тоже не обошлось.Были показаны сцены из 'Богемы', 'Тоски' и 'Турандт'.Прследнюю мадам собирается спеть ,уже полностью,в конце января в Мюнхене,если,конечно,не наступит какое-либо истощение после новогодних приватных вечеринок.
Любители барокко тоже не остались без подарка посредством финских организаторов.Мировая премьера в новейшее время оперы Й.Хассе 'Irene' в концертном исполнении состоялась 31 декабря в Хельсинки.Все заинтересованные ,вероятно,уже послушали запись радиотрансляции,которая произвела приятное впечатление.Напомню исполнителей: Ирене,византийская императрица– Юлия Лежнева; Нечифоро,ее сын ,выдаваемый за сына Оресте– Max Emanuel Cencic; Оресте,придворный аристократ– David DQ Lee; Изаччо,мнимый сын Ирене,на самом деле- сын Оресте,– Bruno de Sà; Эудосса,придворная дама Ирене– Дара Савинова.
И кульминацией новогодних концертов стал,конечно,концерт Венских филармоников в Золотом зале Musikverein в Вене,транслируемый Eurovision во многие страны.В этом году приглашенным дирижером был Andris Nelssons .Звучало много малоизвестных произведений семьи Штраусов и авторов их поры.И,вообще,вся атмосфера концерта была необыкновенно позитивной.
К концу года премьеры театральные уступают место всевозможным Рождественским концертам и традиционным генделевским Мессиям,так что событий будет немного.
15 декабря An der Wien показал премьеру 'Halka' С.Монюшко.Постановку осуществил Mariusz Treliński.Не знаю, насколько сохранена сословная подоплека оперы,но ныне действие происходит в неком отеле,где главная героиня служит горничной.В заглавной партии выступает Corinna Winters; Йонтек– Piotr Beczala; Стольник– Алексей Тихомиров; Януш– Tomasz Konieczny; Зофья– Natalka Kowalek.Дирижер– Łukasz Borowicz.
Мюнхенская Staatsoper представила мировую премьеру оперы Ханса Абрамсена(Hans Abrahamsen) 'The Snow Queen' по сказке Г.Х.Андерсена. Постановка Andreas Kriegenburg,дирижер– Cornelius Meister. В главных партиях заняты Barbara Hannigan(Герда), Rachel Wilson( Кай), Peter Rose(Снежная Королева).Так что Снежную Королеву у нас поет бас.Креативненько.
21 декабря на сцене La Scala прошел Рождественский концерт,который покажут по RAI TV 24 .12. В этом году была исполнена оратория Г.Берлиоза 'L'enfance du Christ'. Дирижер- John Eliot Gardiner.Сольные партии исполнили Allan Clayton,Ann Hallenberg,Lionel Lhote,Thomas Dolié,Nicolas Courjal.
8 декабря на сцену Венской Staatsoper состоялась мировая премьера оперы Ольги Нейвирт(Olga Neuwirth) 'Orlando'. В основу либретто Catherine Filloux лег одноименный роман Вирджинии Вульф.Сам роман,по задумке автора,должен был показать непрерывное развитие британской литературы и истории на протяжении 300х лет.Для этой цели был выбран персонаж,который,вначале,в эпоху Елизаветы Тюдор,– 16летний подросток.А к концу романа,к началу 20 века,– это 36летняя женщина.Такая вот трансформация в стиле ар-деко.Таким образом,та бадяга,которую Лой впаривал зрителю вместе с бородатой Бартоли в постановке 'Ариоданте', нынче обрела свои законные формы.Но не совсем.Начали выдумывать трансгендерную подоплеку и называть Орландо 'гендерфлюидом'. Только мне интересно,насколько с этим согласилась бы Вирджиния Вульф? Но рутинная Венская Опера должна быть в ногу со временем; почему,видимо,и возникают такие рекламные ходы.Хотя,было бы интересно сценическое решение столь разнопланового романа.Впрочем,нам обещают видео.Режиссер спектакля Polly Graham,за пультом- Matthias Pintschper.В главных партиях– Kate Lindsey(Орландо) и Eric Jurenas(Ангелы-хранитель).
В этот же вечер,8 декабря,Цюрихский оперный театр давал нового 'Don Pasquale'. Постановка Christof Loy, Дирижер-Enrique Mazzola. В ролях : Johannes Martín Kränzle(Пасквале); Julie Fuchs( Норина); Ming Jie Lei( Эрнесто); Константин Шушаков(Малатеста).
10 декабря Римская Опера открыла сезон премьерой 'Les vêpres siciliennes' Д.Верди в постановке аргентинской дамы-режиссера Valentina Carrasco.Весьма примечательный факт,ибо итальянцы не любят оригинальных либретто опер типа этой или 'Don Carlos'.Тем не менее,в последнее время в Италии ставили даже французские версии 'Ломбардцев' и 'Трубадура'.Нынешняя постановка 'Вечерников' по духу близка времени Второй мировой,но конкретных параллелей не имеет.В главных партиях заняты Roberta Mantegna(Элен), John Osborn(Анри), Roberto Frontali(Ги де Монфор), Michele Pertusi( Жан Прочида). Дирижер- Daniele Gatti.
Очередная премьера брюссельского La Monnaie–' Les contes d'Hoffmann' Ж.Оффенбаха в постановке Krzysztof Warlikowski.Узнаваемая сценография с кучей девиц в пестрых одеждах сразу бросается в глаза.Во главе этого действа стоит Alain Altinoglu.В партии Гоффмана дебютировал Enea Scala; партии трех героинь взяла на себя Patricia Petibon; в ролях трех злых гениев поэта –Gabor Bretz; Никлаус– Michèle Losier.
13 декабря Большой Театр в Женеве предложил свою новую версию 'Les Indes galantes' Ж.Ф.Рамо в постановке Lydia Steier.Промо-ролик весьма заинтриговал.Просто завораживающий сплав танца и сценического движения.Среди исполнителей заявлены Roberta Mameli, Кристина Мхитарян,Claire de Sevigné, Amina Edress, Renato Dolcini,Gianluca Buratto,Anicio Zorzi Giustiniani,Fraoçois Lis,Cyrill Auvity. Дирижер- Leonardo Garcia Alarcon.Остается надеяться,что это нам покажут.
Началась неделя с премьеры в Амстердамской Опере– 'La Cenerentola' Д.Россини в гламурно-розовой постановке Laurent Pelly. Isabel Leonard–Анджелина, Lawrence Brownlee– принц Рамиро, Alessio Arduini– дон Маньифико; Roberto Tagliavini– Алидоро, Nicola Alaimo– Дандини.Дирижер– Daniele Rustioni.
Редкоисполняемую оперу Генделя 'Il Giustino' показал An der Wien 4 декабря.Это совместная работа с Венской камерной оперой.Конечно,от оригинального сюжета не осталось,практически,ничего: действие происходит в неком мотеле 'Константинополь'.И,вообще,эта постановка James Darrah до боли напоминает шедевр Ценчича 'Serse' из Карлсруэ.Громких имен здесь нет,так что и зацикливаться не на ком: Джустино– Meili Li; Ариана– Jenna Siladie; Анастазьо– Rafal Tomkiewicz; Леокаста– Татьяна Курятникова.Дирижер– Markellos Chryssikos.
5 декабря барселонский Liceu представил премьеру double bill 'Cavalleria rusticana'/'I pagliacci' в постановке Damiano Michieletto. Спектакль должен быть знаком любителям оперы по ROH, где он впервые шел в сезоне 2015/16,если память мне не изменяет.В Барселоне была проведена приличная рекламная работа– на YouTube можно увидеть занятный промо-ролик,– один из тех,что театр выпускает к своим премьерам в этом сезоне.Дирижер –Tomas Hanus ; Турриду/Канио– Roberto Alagna; Сантуцца–Елена Панкратова; Недда– Aleksandra Kurzak; Альфио/Тоньо– Gabriele Viviani.
И главное событие недели– открытие сезона в La Scala 7 декабря.Хотя это мероприятие все больше напоминает подобное в Мэт.И на манеже– те же.Так что ждать от него чего-то художественного вряд ли стоит.В этом году инаугурационным спектаклем стала 'Tosca' в постановке Davide Livermore.Я люблю этого режиссера,хотя некоторые 'эстеты' считают его работы просто 'красивой картинкой'.Но этот спектакль мало чем отличается от многих других.Про исполнителей я заранее была предубеждение.Из всего состава если кого и интересно послушать,так это Luca Salsi за Скарпья.Не пойму,отчего нельзя было поставить на премьеру Saioa Hernandez за Тоску и не загонять ее на последующие представления?? Или пока Scala будут управлять менеджеры из Зальцбурга и Вены,то придется лицезреть Нетребко? Марио(Francesco Meli) тоже мало мало соответствует истине.И хотя я не придерживаюсь традиции советской вокальной школы делить голоса строго на лирические и драматические,но ,в этом случае, соответствия мало чисто индивидуального.Так что не спать всю ночь,чтобы досмотреть до конца,я не стала.Где-то запись всплывёт.Да,похвалить можно хор и оркестр п/у Riccardo Chailly.
Парижский Театр Елисейских Полей показал премьеру 'Le nozze di Figaro' Моцарта в постановке кинорежиссера James Gray.В вполне традиционное прочтение сюжета вызвало разные отклики в прессе(от негативных,упрекающих постановщика в плагиате у Стрелера,до восторженных,именующих такую форму подачи материала 'хайпом'). Конечно,аллюзии к Стрелеру и Поннелю возникают,но ,не думаю,чтобы режиссер прямо что-то воровал.Да и зачем? Понятно одно– зритель подустал от пиджаков и шинелек.В спектакле заняты Robert Gleadow(Фигаро); Анна Аглатова(Сюзанна); Stéphane Degout(Граф); Vannina Santoni(Графиня); Eleonore Pancrazi(Керубино) и звезда 1990х Jennifer Larmore(Марчеллина).За пультом- Jeremie Rhorer.
Вторая парижская премьера прошедшей недели– 'Князь Игорь' А.Бородина на сцене Opera Bastille.Здесь все тоже неоднозначно– от восторгов по поводу исполнителей до критики и недоумения по поводу режиссуры(Barrie Kosky). Конечно,было довольно странно пригласить на постановку эпоса мастера комедийного театра(видимо,подумали о том,что,если прокатило с 'Майстерзингерами' в Байрейте,то прокатит и здесь; но 'Майстерзингеры'– не 'Парсифаль').В результате получилось то ,что получилось.Впрочем,нам обещают это показать 28 января 2020.Заглавную партию исполнил Ильдар Абдразаков,заменивший травмированного Евгения Никитина; Ярославна– Елена Стихина; Владимир Игоревич– Pavel Černoch; князь Владимир Галицкий–Дмитрий Ульянов; Кончак– Дмитрий Иващенко; Кончаковна–Анита Рачвелишвили.Дирижер– Philippe Jordan.
30 ноября мадридский Real показал еще одну свою новую работу– впервые на этой сцене 'Il pirata' В.Беллини.Постановка Emilio Sagi,уже прошедшая в сезоне 2018/19.Естественно,спектакль можно расценивать как бенефис Javier Camarena,к который впервые выступил в партии Гвальтьеро.В роли Имоджене– Соня Йончева,певшая так же и в миланский постановке.Не думаю,что было разумно вскоре после родов выступать в столь сложной партии,но ей виднее.В роли Эрнесто- George Petean.Дирижер–Maurizio Benini.
В первый день зимы состоялись премьеры сразу в двух театрах.Так,Опера Франкфурта показала редкоисполняемую оперу Г.Форэ 'Pénélope'. Постановка Corinna Tetzel , дирижер–Joanna Mallwitz.В главных партиях–Paula Murrihy(Пенелопа) и Eric Laporte(Уллис).
А берлинская Komische Oper представила новую версию 'La Traviata' Д.Верди в постановке Nicola Raab. Виолетта–Наталья Павлова, Альфредо–Ivan Magri, Жермон–Günter Papendell. Дирижер- Ainãrs Rubiķis.
Продолжается североамериканское турне Philippe Jaroussky,в ходе которого он, вместе с Amanda Forsythe ,представляет программу на тему Орфея.
Неделя началась с громкой премьеры на сцене Staatsoper в Мюнхене. Simon Stone,ныне становящийся модным режиссер,поставил ' 'Die tote Stadt' Э.Корнгольда.Опера,весьма трудная в понимании,напоминает триллер и психологическую драму одновременно.У некого художника Пауля(хотя ,в постановках может быть и не художник) умирает жена , Мария.Он не может смириться с этим,становится почти затворником,а дом превращает в мемориал умершей.Но ,однажды,встречает женщину,которая внешне напоминает Марию,но совершенно противоположную по содержанию: Мариэтта– певичка,настоящее дитя богемы.Пауль приводит ее к себе и старается переделать ее .При этом он убежден,что Мариэтта- реинкарнация его Марии.Мало того,что он сам поглощен своим безумием,он истязает и бедную женщину.Она уходит ,но понимает,что Пауль ей не безразличен.В качестве примирителя сторон здесь выступает друг Пауля ,Франк,который в бреду Пауля принимает образ некого гуляки Фрица,с которым Мариэтта уходит.А,может,это и не бред... Короче,все заканчивается хорошо: Пауль понимает,что он любит именно Мариэтту и жизнь продолжается... Короче,весьма подходящий сюжет для современного театра. В партии Пауля занят Jonas Kaufmann,и, думаю,этот образ ему очень подходит.В партии Марии/Мариэтты– прекрасная актриса/певица Marlis Petersen; Франк/Фриц- Andrzej Filonczyk.Дирижер– Кирилл Петренко.
Продолжается фестиваль Доницетти в Бергамо.22 ноября состоялась премьера 'Lucrezia Borgia' в постановке Carla Delfrato. В заглавной партии впервые выступила Carmela Remigio; герцог Альфонсо– Marko Mimica; Дженнаро– Xabier Anduaga; Орсино– Вардуи Абрамян.Дирижер– Riccardo Frizza.
Еще одну оперу Г.Доницетти–'Lucia di Lammermoor'– показала Опера в Монте-Карло.Постановка Jean -Louis Grinda.Дирижер– Riccardo Abbado.Лючия– Ольга Перетятько, Эдгардо– Ismael Jordi, Энрико- Artur Rucinski.Постановка зрелищная,костюмная,хотя действие и сдвинуто в викторианскую эпоху.Хотя любителям современных заморочек это,конечно,явно не по душе.
24 ноября венецианский La Fenice,все же поборовший последствия наводнения,представляет премьеру 'Don Carlo' Верди в постановке Robert Carsen. Монохромная сценография создает мрачную атмосферу действия.В главных ролях Piero Pretti(Карло); Alex Esposito(король Филиппо); Maria Agresta(Элизабетта); Julian Kim( Родриго); Veronica Simeoni( принцесса Эболи); Marco Spotti(Великий Инквизитор).За пультом- Myung Whun Chung.
И заканчивается неделя премьерой так же на немецкой сцене: Staatsoper в Берлине представила новую постановку 'Samson et Dalila' К.Сен-Санса.Посмотрела фотографии– и удивилась: уж как-то все уже непривычно для театров Германии.Реальные декорации,без голых(ну,может ,и были,но в кадре нет)...Может какой скрытый подвох? Прям захотелось посмотреть.Режиссер Damián Szifron. Дирижер-Daniel Barenboim. Странно,что обошлись без набивших оскомину параллелей со Второй мировой.Главные партии исполняют Brandon Jovanovich(Самсон), Elina Garanča(Далила) , Michael Volle(Верховный жрец Дагона).