В интернете существует масса статей о еврейских фамилиях, об их происхождении. Существует целый Словарь еврейских фамилий Александра Бейдера, с которым я часто не согласна как практик, но для общего развития им вполне можно пользоваться. В конце концов, Бейдер единственный, кто решил заняться этим вопросом и выпустил уже третий том по еврейским фамилиям, внеся в него ряд исправлений, а никакого другого словаря по еврейским фамилиям нет и вряд ли будет.
Я, в свою очередь, как практик, попытаюсь, не особо повторяясь, описать самые распространенные группы фамилий, рассказать о случаях безграмотности в русском и идише, которые приводили к появлению новых фамилий, и ответить на самый главный еврейский вопрос: родственники ли однофамильцы? И да, как практика, меня мало интересует перевод фамилии. Меня гораздо больше интересует место ее происхождения и ареал распространения.
Итак, первое место делят фамилии‑топонимы и фамилии именные. То есть фамилии, которые произошли от названий городов или местностей и от имен прародителей. Например, в Беларуси самым распространенным вариантом происхождения фамилии являются имена, и достаточно часто это женские имена, а не мужские. Как так получилось?
Неужели Бог не мог создать весь мир в один день?
Рав Реувен Куклин
Рамхаль в книге Даат Твунот пишет: «Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий… Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке».
Как доказательство этому Рамхаль приводит описанное в Торе сотворение мира. Тора сообщает нам, что Господь создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени (за 6 дней) и разделенными на «речения», а не одним «речением», как Он мог бы это сделать.
Из этих слов мы учим ответ на Ваш вопрос: Господь создал мир на протяжении шести дней десятью речениями, чтобы дать возможность человеку проводить анализ Его действий и тем самым понять (в определенной степени) сущность различных созданий и их соотношение между собой, а также дать человеку возможность понять (на определенном уровне) предназначение всего творения в целом и каждой его детали в частности.
И тут к месту привести утверждение Виленского Гаона о том, что в рассказе о сотворении мира находится намек на всё, что находится в мире, и на всю его дальнейшую историю.
Источник: https://imrey.org/неужели-бог-не-мог-создать-весь-мир-в-од/
Таковы опубликованные немецким изданием "Зюдойче Цайтунг" результаты опроса, который проводился по заказу Всемирного еврейского конгресса около двух месяцев назад, до террористического нападения на синагогу в Галле в Йом Кипур, 9 октября.
Почти половина участников опроса — 48% — согласились с утверждением, что евреи Германии более лояльны к Израилю, чем к стране, гражданами которой они являются. 12% опрошенных считают, что евреи несут ответственность за большинство войн в мире, а 22% признались в ненависти к евреям из-за их поведения.
Президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер, комментируя результаты этого исследования, отметил, что антисемитизм достиг критической точки в Германии.
"Пришло время всему немецкому обществу пробудиться и дать отпор антисемитизму", — цитирует издание его слова.
Напомним, в марте факт усиления антисемитских настроений в Германии признал президент этой страны Франк-Вальтер Штайнмайер, а спустя два месяца уполномоченный немецкого правительства по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн предостерег евреев в Германии от ношения кипы.
Елизавета Подшивалова
Би-би-си
В Россию приехал лауреат Букеровской премии Говард Джейкобсон, он представит антиутопию под названием J о жизни после "второго холокоста". В интервью Русской службе Би-би-си он рассказал, почему он плакал, когда писал финал книги, и почему антисемитизм никогда не исчезнет.
Говард Джейкобсон родился в 1942 году в Манчестере.
[показать]Так называется день, следующий за каждым из трех праздников — Песах*, Шавуот* и Суккот*, согласно комментарию мудрецов к псалму: Привяжите [праздничную] жертву узами (Пс. CXVIII, 27). И сказали хазал*: Всякий, кто проводит И.Х. в пиршестве, как бы построил жертвенник и принес на нем жертву (Сук. XLV). Это значит, что всякий, кто добавляет к празднику день и отмечает его пиршеством, будто сам принес жертву.
Есть в И.Х. нечто от праздника. Поэтому принята в этот день полупраздничная трапеза, рекомендуется воздерживаться от поста и траура. Во времена Храма не успевали принести все индивидуальные жертвы (личные и семейные) на алтарь за время праздника. Жертвоприношения совершались и в И.Х., посему служит этот день как бы продолжением праздника. Однако работа в этот день не возбранялась.
http://threeda.ru/entsciklopediya/entsciklopediya-iudaizma/isru-xag.html
Эти французские манеры сложно и долго приживались в Израиле. Многим казалось, что это «украшательство» – бессмысленная трата, а ведь и так все наши чолнты, фаршированные куриные шейки и гефилте фиш требовали огромных усилий.
Однако времена меняются, появилась техника, а значит, и нам пора подумать о красоте. Чтобы приготовить это пирожное, вам понадобятся силиконовые формы в виде полусфер – сейчас они продаются в каждом кулинарном магазине. А дальше всё, как обычно: молоко, яйца, мука и другие знакомые нам ингредиенты. И последний штрих – в Европе сейчас модно подавать еду с цветами. На семейном обеде цветы, пожалуй, будут смотреться экстравагантно, а вот для небольшого приема – в самый раз. Только цветы должны быть не ядовитыми, и лучше предупредить гостей, что есть их всё же не надо.
Пьеса «Венецианский купец» была написана Шекспиром примерно в 1596 году. Повествующая о еврейском ростовщике, готовом в счет долга вырезать кусок мяса из тела должника, она наполнена антисемитскими настроениями, свойственными Англии того времени. Есть версия, что писалась пьеса по горячим следам отшумевшего в 1594 году судебного процесса над португальским мараном Родриго Лопесом. Как придворный врач, он был обвинен в попытке отравить королеву Елизавету I. Кто-то даже находит в пьесе Шекспира прямые намеки на Лопеса. Например, в пьесе есть строки: «Твой гнусный дух жил в волке, повешенном за то, что грыз людей». По-латыни волк – lupus, от которого и происходит испано-португальская фамилия Лопес.
Родриго Лопес родился в 1525 году в португальском городе Крато – в семье насильно крещённых евреев, продолжавших тайное соблюдение заповедей иудаизма. После школы Родриго выучился на врача и начал частную медицинскую практику, однако в какой-то момент стал вызывать подозрения инквизиции. Решив не искушать судьбу, он бежал в 1559 году в Англию. Обосновавшись в Лондоне, Лопес открыл и здесь свой небольшой врачебный кабинет.
Вскоре благодарные пациенты разнесли о нем весть по всему городу. Лопес стал членом английской коллегии врачей, удостоившись права выступать на годовых отчетах перед коллегами с лекциями об анатомии. Неоднократно выдвигался он и на руководящие должности в профильные образовательные учреждения, однако каждый раз предпочитал отказываться – больше склонялся к практике, нежели к теоретическому преподаванию.
Шапочный разбор: знаки отличия
Образ Золотого века еврейских местечек Восточной Европы бережно хранится и воссоздается вновь и вновь сегодняшними обитателями иерусалимского района Меа Шеарим или бруклинского Боро Парка. Каждый религиозный еврей, возводящий свою родословную к одной из канувших в Лету общин диаспоры, носит определенный головной убор - своего рода форменную одежду, знак принадлежности к той или иной общине. Путешествуя по иерусалимскому тайному городу, можно понять, откуда взялась эта мода.
Автор текста: Менахем Яглом. Режиссер: Анна Соловей. Операторы: Арик Шрага, Леонид Нейзберг.
Штраймл – хвостатая корона
Видеофильм из серии «Тайны еврейского костюма». Фильм пятый.
Почему зимой и летом евреи носят меховые шапки, напоминающие колеса? Кто и когда надевает эти странные головные уборы, напоминающие загадочные архитектурные сооружения? Новый фильм из серии «Тайны еврейской одежды» посвящен штраймлу, который стал одной из самых заметных отличительных особенностей религиозного еврея.
Текст: Менахем Яглом. Режиссер: Анна Соловей. Камера: Арик Шрага, Леонид Нейзберг.
Монтаж: Арик Шрага
В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
24 ПОСТА О ПРАЗДНИКЕ:
https://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/4607301/
И все-таки есть еще в Израиле что-то, что может меня здорово удивить.
В Израиле очень распространена практика, когда солдаты, отслужившие в боевых частях, получают поддержку из различных фондов - или от частных лиц, или от объединений и организаций ветеранов тех частей, где ребята служили.
Например, сын одного из моих приятелей (наш, "русский"), отслуживший в спецназе, получает стипендию на учебу в самом престижном вузе страны от бывших спецназовцев этой части.
А пару дней назад я вдруг узнал в случайном застольном разговоре, что мой зять - тоже бывший боец спецназа, который много лет назад приехал в Израиль как солдат-одиночка (то есть, без семьи), после "дембеля" получал в течении 4 лет деньги из частного фонда, основанного одной богатой еврейской семьей.
Причем, три момента меня удивили особенно.
1. Сумма выплат составляла 16 тысяч долларов в год (!) - 4 года подряд.
2. Тратить получатель мог эти деньги по своему усмотрению - это не оговаривалось давателем. Просто он получал чеки и все.
3. Каждый год вместе с ним такие выплаты получали от этой семьи еще 100 (сто) бывших бойцов спецназа - одиночек.
Это Израиль, друг!..
Источник: Facebook
Древний еврейский обычай — праздновать Симхат Тора («Радость Торы») на восьмой день от начала праздника Суккот в Земле Израиля и на девятый день в странах диаспоры. В этот день вынимают из ковчега все свитки Торы, находящиеся в синагоге, и семь раз обходят вместе с ними вокруг бимы — столика для чтения Торы. (Похожим образом еврейский народ при начале завоевания Земли Израиля взял крепость Йерихо — её обходили по одному разу в течение шести дней, а в субботу обошли семь раз, и тогда высокие и «многослойные» стены обрушились и город был захвачен). При этом танцуют и поют в честь Торы и Всевышнего, Который дал её нам.
Вряд ли можно четко указать, «кто и когда ввёл» этот обычай, но несомненно то, что его корни уходят в глубь веков. Хотя в Талмуде нет явного упоминания этого праздника, он упомянут в каббалистической книге Зоар, относящейся примерно к тому же периоду. И там видно, что речь идёт не о каком-то новом обычае, а о чём-то хорошо известном и общепринятом. Возможно также, что он восходит к самому началу еврейской истории. Но давайте разъясним всё по порядку.
Известно, что еженедельно (в понедельник, четверг и субботу — чтобы не прошло три дня без Торы) в синагогах читается определённая глава Торы. Это, пожалуй, одно из самых древних постановлений, основу которого заложил сам
В канун празднования еврейского Нового года Рош ха-Шана озвучена статистика численности населения Израиля.
Марк Штоде
Согласно данным Центральное статистическое бюро Израиля (ЦСБ) по состоянию на четверг, 26 сентября, население Израиля составило 9 092 000 человек.
Еврейское население Израиля насчитывает около 6,744 миллиона человек (74,2% от общей численности населения), а арабское население - около 1 907 миллионов (21%).
Численность жителей других национальностей и конфессий (христиан и других религии) составляет 441 000 человек (4,8%).
По данным ЦСБ, 88,9% граждан Израиля удовлетворены своей жизнью и экономическим положением.
Кроме того, в течение года в Израиле родилось около 196 000 детей, около 45 000 человек умерли. Около 38 000 человек увеличили население в миграционном балансе, из них около 35 000 были новыми иммигрантами.
Ранее Еврейское агентство объявило, что число евреев в мире составляет около 14,8 миллионов, увеличившись примерно на 100 000 по сравнению с началом прошлого года.
Около 8,1 миллиона израильских граждан живут за пределами страны, около 5,7 миллиона из них - в Соединенных Штатах.
Суккот
начинается вечером 13 октября
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
**************************************************
67 ПОСТОВ О СУККОТЕ
https://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/4590240/
**************************************************
Рав Реувен Куклин
1.Согласно алахе, еврей может сделать сукку на спине верблюда.
2. Сукка высотой более 10 метров считается некошерной. Однако в ширину нет ограничений – сукка может покрыть весь мир.
3. В Израиле в религиозных районах можно встретить причудливую архитектуру балконов – их строят лесенкой один над другим, так чтобы над каждым балконом было открытое небо. Таким образом каждый житель может построить кошерную сукку на своем балконе.
4. У этрога есть минимальный размер – кебейца – как яйцо, однако нет ограничений на его величину.
5. Самый большой кошерный этрог, вошедший в книгу Гиннесса, весил 7.5 килограмм
6. В Меа Шеарим в Суккот устраивают большие празднества, люди выходят на улицы, мужчины поют и танцуют под звуки оркестра.
7. Один человек придумал способ, как укладывать доски схаха (крыши сукки) таким образом, чтобы дождь никогда не попадал в сукку. Но поским (законодатели) говорят, что это делает сукку некошерной, потому что схах не должен препятствовать дождю проходить внутрь.
8. Самое главное в сукке – схах, специальное покрытие сукки. У еврея в одной из комнат дома может быть съемная крыша. В таком случае он может снять ее и на ее место постелить схах. Таким образом он одновременно находится дома и в сукке.
9. Можно ли спать и при это выполнять заповедь? Да! Тот, человек, который спит в сукке, выполняет тем самым заповедь сидеть в сукке.
10. Несмотря на то что во все праздники есть заповедь радоваться, радость праздника Суккот – особенная, мы должны добавлять в радости еще больше.
Источник: https://imrey.org/десять-интересных-фактов-о-празднике/
Суккот – память об Ананэй Кавод (Облаках Достоинства).
В книге Зоар эти облака называются "Цило де-Меэменусо" – "Тень Упования", что подразумевает явственное ощущение надёжной защиты со стороны Всевышнего. Сидя в Сукке, нам необходимо почувствовать те же спокойствие и уверенность, которыми был наполнен Народ Израиля в Пустыне под покровом Ананэй Кавод. Ведь тот самый Владыка Вселенной, сопровождавший нас в Пустыне, продолжает быть с нами в каждом поколении и везде, где бы мы ни находились.
Суккот – память о реальных "шалашах"
После выхода народа Изралия из Египта, Творец посчитал важным отучить евреев от излишеств материального мира. Обитание в простых и безыскусных шалашах (суккот) стало средством для ослабления стремления евреев к надуманным и фальшивым ценностям, к которым было принято стремиться в Египте. Этой же цели служит и чтение в Суккот Мегилат Коэлет ("Эклезиаст"), пробуждающего действительную радость в этом мире - ощущение близости Творца, а это возможно лишь, когда отстраняются радости пустые.
В сущности, последнее объяснение стыкуется со сказанным выше. Ощущение безопасности и довольство малым оказываются, при углублённом рассмотрении, единой мерой, которую можно
10 Тишри
(9.10.2019)
Йом Кипур начинается вечером 8 октября.
Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом-Киппур. Вена, 1878
************************************
42 ПОСТА О ЙОМ КИПУРЕ
https://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/4528788/
************************************