Существовало более 5000 тыс. древнеегипетских иероглифов. Только около 700-800 использовалось в написании. Пропорции использования примерно такие же, как и в китайской письменности. Но что мы знаем про эту древнюю систему письма?

Начну я с официальной части исторического толкования этого процесса и что современная история вообще знает про дешифровку древнеегипетских иероглифов.
Проникновению в историю Древнего Египта долгое время препятствовал барьер египетской письменности. Ученые с давних пор пытались прочесть египетские иероглифы. В их распоряжении имелось даже древнее пособие «Иероглифика», написанное во II в. н. э. уроженцем Верхнего Египта Гораполлоном, а со времен Геродота было известно, что египтяне пользовались тремя видами письма: иероглифическим, иератическим и демотическим. Однако все попытки с помощью трудов древних авторов одолеть «египетскую грамоту» оставались тщетными.
Фараон Унис (Унас) считается последним правителем Пятой династии. Хотя ряд ученых причисляют его к родоначальнику Шестой династии. Тому есть веские причины. В пирамидах Шестой династии были найдены так называемые "Тексты пирамид". Самый древний вариант этих иероглифов украшают стены пирамиды Униса. Ни в одной другой пирамиде фараонов Пятой династии текстов найдено не было.
Рис.1. Пирамида фараона Униса. Вид со стороны пирамиды Джосера.
Пирамиды в Египте начали возводиться в эпоху правления фараона Джосера - монарха третьей династии. Если в ранний династический период царские гробницы строились из высушенного кирпича и представляли собой комнату из известняка и совсем не были похожи на те пирамиды древнего Египта к которым мы привыкли, то теперь, Имхотеп - великий зодчий и крупный чиновник при дворе фараона Джосера возвел большую кирпичную мастабу в Бет - Халлафе около Абидоса. В ней находилась лестница, идущая до щебня под верхней постройкой и переходившая в наклонный проход с несколькими помещениями склепа. Проход закрывался тяжелыми плитами.
Но царствующий Джосер не воспользовался этой гробницей, а вместе с тем же Имхотепом предпринял грандиозное строительство мастабы в Саккаре, которую теперь называют пирамидой Джосера или "ступенчатой пирамидой". С течением времени над нижнем уровнем построили еще пять мастаб, размер которых уменьшался от более нижней к более верхней.
Читать далее
Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Большой Сфинкс возвышается над плато Гизы на двадцать метров. Его длина более 72 метров. Высота 20 метров, а ширина в груди 11,5 метров. Арабы называли его Абу Хол, что значит "Отец ужаса". Эта скульптура имеет тело льва, а голову или человека или какого-то животного.
Статуя Большого Сфинкса высечена из горного уступа. Его материал состоит из пород известняков трех геологических формаций. Они имеют разную твердость. Поэтому скульптура подвергалась различным видам эрозии, когда в очередной раз ее извлекали из песка.
Между ног статуи расположена стела с рассказом о том, как принц Тутмос уснул в тени головы Сфинкса. Ему приснился сон, в котором сам Сфинкс обещал принцу, что тот станет фараоном и просил освободить его тело от песка. Принц действительно стал фараоном Тутмосом IV и откопал Большого Сфинкса. Затем провел реставрацию и установил стелу с описанием случившегося.
Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.
Форма пирамиды
Эта шестиступенчатая пирамида (размерами 125 на 115 м и высотой приблизительно 62 м.) была первой пирамидой в Древнем Египте. До настоящего времени пирамида Джосера сохранилась в хорошем состоянии, хотя за минувшие тысячелетия она оказалась несколько занесена песком, так что её размеры составляют на сегодняшний день 121 × 109 м, а высота 61 м. Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других регионах древнего мира.
Египетские пирамиды напоминают нам о величии и славе древнего Египта. Пирамиды Египта по праву считаются одним из семи чудес света Древнего Мира, единственным, которое дошло до наших дней. Египет без омытых песками времени таинственных усыпальниц фараонов представить невозможно. Это своего рода визитка этой страны.
Чичен-Ица (исп. Chichén Itzá, аст. Chichen Itzā) — политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика). Священный город народа Ица, расположен в 75 милях к востоку от города Мерида, столицы Юкатана, Мексика. В переводе с языка местных племён это название значит «Колодец племени Ица». Археологи считают его одним из религиозных «мест силы», связанных с культурой майя.
Эль-Мирадор, El Mirador — крупнейшая метрополия культуры майя доклассического периода. Его руины находятся в департаменте Петен на севере Гватемалы, близ гватемальско-мексиканской границы.
Эль-Мирадор расположен в 13 км к северо-западу от Накбе. Он был обнаружен в 1926 г. В 1962 г. Ян Грэм обследовал руины и на основании предварительного анализа керамики отнес его к доклассическому периоду. Начиная с 1978 г. на городище работали три различных проекта американских научных организаций. С 1990 г. раскопки возобновились под руководством Р. Хансена.
Пу́ма Пу́нку (кечуа Puma Punku) — мегалитический комплекс строений расположенный рядом с более известным мегалитическим комплексом — Тиуанако, в Боливии, в 72 км от Ла-Паса вблизи восточного берега озера Титикака.
Общие сведения
Мачу-Пикчу (кечуа: Machu Pikchu, в переводе — «старая вершина») — город древней Америки, находящийся на территории современного Перу. Также Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Некоторые археологи полагают, что этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Сходный с Мачу-Пикчу высокогорный город Чокекирао просуществовал гораздо дольше, до 1570-х гг.
Город расположен на территории современного Перу на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы.
Руины древнего города Мачу-Пикчу*
Historic Sanctuary of Machu Picchu**
Всемирное наследие ЮНЕСКО
В 2007 году удостоен звания Нового чуда света.
Александрийский маяк — одно из 7 чудес света, был построен в III веке до н. э.в египетском городе Александрия, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём — столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением. Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его, и к XIV в. высота маяка составляла около 30 м. В конце XV в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.
Описание
Маяк представляет собой высокую четырёхгранную башню, с костром наверху, свет которого отражают зеркала на море,чтобы корабли, плывущие в Александрию, не налетели на рифы. Первый уровень здания - это расписанные стены, второй уровень - высокие и длинные колонны и цилиндрической формы стена-лестница, третий уровень - самый главный, на нём расположены костёр и зеркала
Александрийский маяк, рисунок археолога H. Thiersch (1909)
Название маяка
Александрийский маяк
Оригинальное название
Φάρος της Αλεξάνδρειας
Местоположение
Александрия, Египет
Координаты
31°12′51″ с. ш. 29°53′06″ в. д. (G) (O)
Высота
140 метров
Действующий
нет
Расстояние
56 километров
Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света».
Предыстория
После распада державы Александра Македонского на Родосе закрепился Пеолетий. После его утверждения в Египте он заключил с Родосом союз, контролирующий торговлю в восточном Средиземноморье. В 305 до н. э. сын другого диадоха Антигона I Одноглазого, Деметрий I Македонский, высадился на Родосе с сорокатысячным войском. Продержав главный город острова в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, он был вынужден отступить из-за приближающегося к Родосу флота Птолемея.
Народ Родоса решил продать брошенные осадные орудия и построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — по легенде он был его создателем: не имея места, ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.
Строительство
Двенадцать лет трудился скульптор Харес, ученик Лисиппа, над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта. Когда работа над статуей была закончена, глазам пораженных родосцев предстал высокий и стройный юноша-бог с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряженно всматривался вдаль. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами.
Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки, Харес использовал оригинальный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова.
На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.
Харес
Колосс Родосский, между 292 и 280 гг. до н. э.
Κολοσσός της Ρόδου
Глина, бронза, железо. Высота: ок. 36 м
Родос, Греция
Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола (греч. Μαύσωλος), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция), одно из античных чудес света.
Сооружение и архитектура
Сооружение мавзолея началось ещё до смерти Мавсола в 353 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.
Плиний Старший так описывает это сооружение: С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м].
Миниатюрная копия Мавзолея в стамбульском парке Миниатюрк.
[200x267]
О расположении Мавзолея и материале (кирпич, облицованный проконнеским мрамором) сохранилось свидетельство Витрувия. Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания.
Разрушение и исследование
Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика, один из которых был положен в основу мавзолея Гранта на Манхэттене.
Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Селчук на юге провинции Измир (ил), Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.
Постройка храма Артемиды
По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.
Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища
VIII века до н. э.
середины VII века до н. э.
небольшой храм с двумя колоннами перед входом площадью в 16 * 31 м.
Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.
Создание храма
Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 470 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.
Вися́чие сады́ Семирами́ды — одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения — Висячие сады Амитис: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы.
История появления
Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии.
Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести висячие сады.
Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло.
Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э. Известны десятки египетских пирамид. На плато Гиза самые крупные из них — пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.
Сейид Абдель-Азиз, губернатор провинции Гиза, для создания общенационального египетского праздника предложил установить официальную дату начала строительства пирамиды Хеопса. На основании ряда математических и астрономических исследований датой было названо 23 августа 2470 года до н. э. Теперь этот день станет национальным днём Гизы, а изображение пирамиды украсит герб этой провинции. Однако, не стоит считать эту дату истинным историческим событием, так как нет никаких серьёзных подтверждений, а источники настолько скудны, что египтологи не могут сойтись даже в том, в каком именно году началось строительство.
Статистические данные
Высота (сегодня): ≈ 138,75 м
Угол: 51° 50'
Длина боковой грани (изначально): 230,33 м (по подсчетам) или около 440 Королевских локтей
Длина боковой грани (сейчас): около 225 м
Длина сторон основания пирамиды: юг — 230,454 м; север — 230,253 м; запад — 230,357 м; восток — 230,394 м.
Площадь основания (изначально): ≈ 53 000 м² (5,3 га)
Площадь пирамиды: (изначально) ≈ 85 500 m²
Периметр: 922 м.
Общий объем пирамиды без вычета полостей внутри пирамиды (изначально): ≈ 2,58 млн м³
Общий объем пирамиды, после вычета всех известных полостей (изначально): 2,50 млн м³
Средний размер наблюдаемых каменных блоков: 1,0 м в ширину, высоту и глубину (но большинство имеет прямоугольную форму.)
Средняя масса каменных блоков: 2,5 т
Самый тяжелый каменный блок: 15 т
Количество блоков: около 2,5 млн.
По подсчетам общий вес пирамиды: около 6,25 млн тонн
Основание пирамиды покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 9 м.
Данные
Месторасположение Гиза
Заказчик Хеопс (Χέωψ или Σοῦφις)
Время строительства IV династия (~2560 до ~2540 до н. э.)
Тип Пирамида
Строительный материал Известняк
Размер основания 230 м
Высота (первоначально) 146,60 м
Высота (сегодня) 138,75 м
Наклон 51° 50'
Культовая пирамида нет
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона. Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.