Субкультура детства: коммуникативный аспект
Волкова Людмила
ХНПУ имени Г. С. Сковороды
В современных условиях, существенной характеристикой которых есть увеличение темпов глобализации и интеграции всех жизненных процессов, происходит интенсивное столкновение с чужими, точнее другими культурами и моделями поведения. Именно поэтому, говоря о значении интеркультурной коммуникации для полноценного функционирования современного образования, нужно также обратить внимание на тот факт, что общества позднего модерна есть обществами, где культура есть не гомогенной, а состоит из множества субкультур, которые позиционируются как «Свое» и «Чужое. Субкультуры детей, подростков и взрослых есть также относительно замкнутыми и открываются в процессе интеркультурной коммуникации.
В широком понимании субкультура – это культура группы людей, объединённых специфическими интересами, которые определяют их мировоззрение. Мировоззрение, как известно, - это целостное восприятие человеком мира, а также самого себя в нем. Субкультура – это суверенное целостное образование, часть общественной культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или отдельных его явлений. Некоторые субкультуры имеют замкнутый характер и изолируются от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в доминирующую культуру.
А «Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития»Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.
Детство образует особенный мир, который в сравнении с миром взрослых, имеет большую социальную и экзистенциональную привилегию. Но в тоже самое время ребенок так же как и взрослый, а иногда даже острее ощущает на себе все давление современного мира. Детство – это своеобразная субкультура, которую лучше рассматривать в духе Николаса Лумана, как самореферентную систему. Лумановская интерпретация коммуникации есть безусловно только теоретическим конструктом и служит для прояснения тех процессов, которые происходят в обществе и культуре. Из-за своей относительно операционной закрытости от какого-либо окружения самореферентные системы сами продуктируют свои смыслы, применяя механизм автопоезиса, благодаря которому поддерживается процесс коммуникации. Итак, коммуникация есть базальным процессом социальных систем, потому что она порождает элементы, из которых сотворены эти системы.
Таким образом, интеркультурная коммуникация как таковая вмещает в себе мощный образовательный потенциал, так как есть способом активного усвоения как чужой культуры, так и обучением коммуникативным техникам диалога между культурами. Важным есть тот факт, что интеркультурная коммуникация на мезо уровне прежде всего есть коммуникацией между культурами. Использование эвристического потенциала подхода к субкультурной коммуникации как к разновидности интеркультурной, по моему мнению, позволяет рассматривать ее как одну из методологических основ педагогической ксенологии, которая должна концентрировать внимание не только на изучении Чужого, которое пришло извне, а и субкультурно определенной Чуждости в рамках педагогических отношений и взаимодействий.