Есть определенная ирония в том, что Bulletstorm вышел за несколько месяцев до премьеры Duke Nukem Forever. Ведь почти все, чего ждут от нового Дюка, уже реализовано в новой игре People Can Fly и Epic Games. Главный герой Bulletstorm — спившийся космический пират, буян и матерщинник; враги — ожиревшие людоеды в кожаных штанах и ошейниках; бои — соревнование, кто эффектнее прикончит дикаря. При этом технически игра сделана на высочайшем уровне — зрелищные панорамы, изобретательно построенные живые уровни, на которых постоянно происходит что-то интересное. Такое чувство, что разработчики сознательно решили занять ту же нишу, что и замешкавшийся Дюк.
![]() |
Разрекламированное во всех трейлерах колесо смотрится куда более зловеще, когда катится персонально на вас. |
На дворе XXVI век. Упомянутого выше космического алкаша зовут Грейсон Хант, раньше он командовал тайным отрядом на службе у космической Конфедерации, устраняя особо опасных преступников и террористов. Так бы все и продолжалось, если бы Хант на очередном задании случайно не узнал, что на самом деле его цели — просто люди, по каким-то причинам неугодные системе. После этого Грейсон вместе с отрядом дезертировал и три года пиратствовал по Галактике. Повстречав однажды в космосе корабль бывшего командира, генерала Соррано, Хант решил отомстить за былые обиды, протаранил мерзавца, а в результате и его посудина, и корабль Соррано рухнули на райскую планету, населенную кровожадными аборигенами. Экипаж погиб, в живых остались только дефективный киборг Иши и сам Грейсон. Позже к ним присоединяется боевая женщина по имени Тришка, и втроем они пытаются вырваться из тропического ада, а Грей — еще и свести счеты с Соррано.
Одно из главных достоинств Bulletstorm — это то, что авторы на каждой второй локации обрушивают на вас что-нибудь грандиозное: герои прыгают в водопад, катятся по трубе, с бешеной скоростью выстреливают собой из разрушающейся лифтовой шахты. Все происходящее напоминает оживший комикс. Огромный город осыпается в пыль прямо на наших глазах, визит в любое закрытое помещение обязательно заканчивается катастрофой, а на одном из первых уровней мы добрую четверть часа управляем десятиметровым роботом-тираннозавром, про которого Грейсон успевает даже сложить песню.
![]() |
Некоторые пейзажи в Bulletstorm иначе как «эпическими» не назовешь. |
Несмотря на зловещего вида карабин в руках главного героя, стрельба как таковая играет здесь второстепенную роль. Просто палить по врагу изо всех стволов — это скучно; куда интереснее пинаться, делать подсечки и рвать монстров на тряпки энергетическим хлыстом. А лучше всего комбинировать эти возможности. Например, подтягиваем аборигена с помощью лассо, бьем ногой по голове, и вопящее тело с неаппетитным хлюпом насаживается на метровые иглы кактуса-мутанта — в мире Bulletstorm, где все бочки по умолчанию взрывоопасны, а растения плотоядны, это еще считается довольно гуманным видом казни.
Разработчики всеми силами старались превратить сражения в сумасшедший аттракцион. Так, важную роль в Bulletstorm играет замедление времени. Один ловкий удар ботинком или хлыстом — и противник медленно взлетает в воздух. А там уж делай с ним что хочешь: можно продолжить пинаться, порвать тело на кусочки с помощью хлыста, по-быстрому отстрелить голову или стреножить каннибала цепными гранатами. Времени хватит: и хлыст, и пинок сапогом гарантированно отправляют тело в замедленный полет — чтобы у вас было время подумать, как бы поизящнее от него избавиться.
![]() |
Уроды с дробовиками опасны в основном тем, что теряются в общей массе врагов, а стреляют метко и больно. |
Изобретательность в убийствах — стержень геймплея Bulletstorm. Каждое специальное убийство (сама игра называет их «скиллшотами»)
При помощи серии Killzone Sony уже много лет пытается конкурировать не то с Halo, не то с Gears of War. Все внешние признаки налицо: линейный шутер про межпланетный конфликт (в роли внешней угрозы — токсические фашисты-хелгасты) с большим бюджетом и отеческой рукой пиар-отдела на плече. Гром гремит, земля трясется, хелгаст на киберпауке несется. Однако в том, что касалось геймплея, игра получилась на удивление обычной: попробуйте объяснить человеку, у которого нет PlayStation, чем Killzone отличается от того же Halo или Call of Duty, — неловкие паузы в разговоре гарантированы. Третья часть в этом смысле мало чем отличается от первых двух: начальная сцена местами дословно цитирует Half-Life 2, а некоторые эпизоды заставляют вспомнить первую Modern Warfare и Battlefield: Bad Company. Но, несмотря ни на что, играть в Killzone 3 чертовски интересно.
![]() |
Хелгасты одеты тепло и по последней моде — даже про меховой воротник не забыли. |
Секрет успеха заключается в том, что к третьей части Sony наконец-то удалось разбудить сценаристов, поэтому с первых же кадров разработчики, что называется, включают эпос: мы попадаем на базу хелгастов, где те творят разные зверства над военнопленными. Затем действие переносится на полгода назад, ровно к тому моменту, где закончилась Killzone 2: убит император Визари, столица подверглась бомбардировке, а уцелевшие силы ISA вместе с нашим героем, Томасом Севченко, с переменным успехом пытаются эвакуироваться с чертовой планеты и ведут партизанскую войну с озлобленными хелгастами. На заднем плане — огромный ядерный гриб, сквозь который пробиваются солнечные лучи. На наших глазах рушатся здания, ухают на землю командные центры землян, в эфире слышатся отчаянные вопли. Солдаты с боем прорываются к точке эвакуации, Севченко и компания расчищают дорогу танковым подразделениям, попадают в ловушку, ввязываются в снайперскую дуэль…
Здесь самое время сделать лирическое отступление для тех, кто никогда не видел Killzone. В отличие от привычных линейных шутеров, геймплей здесь несколько более размеренный и вдумчивый. Чаще приходится сидеть за укрытиями — в Killzone 3 они реализованы очень удобно, хоть игра и идет от первого лица. Не стоит, однако, целиком и полностью полагаться лишь на укрытия: часто они разрушаются или недостаточно хорошо защищают от вражеского огня. Враги при этом на удивление крепкие (чтобы угробить одного космофашиста, в него порой нужно всадить целую обойму) и сообразительные — не такие, как в Halo, но в сто раз умнее, чем в Call of Duty. Приходится постоянно думать и контролировать ситуацию на поле боя, перебегать от одного укрытия к другому, потому что изобретательные хелгасты обязательно бросят вам под ноги гранату или зайдут с фланга.
![]() |
В определенный момент придется истреблять фашистов и на такой вот зловещей боевой куропатке. |
Спасает то, что искусственный интеллект у союзников не менее сообразительный, чем у врагов. AI грамотно прикрывает и не раз выручит, если героя застрелили и ему требуется срочная медицинская помощь. Готовьтесь часто умирать — сложность в Killzone 3 достаточно высокая, но достигается она скорее интересными тактическими ситуациями, чем неоправданной меткостью врага или криво сделанным управлением. Последнее со времен второй части немного исправили: раньше герой двигался с ощутимой инерцией, что, может быть, и прибавляло реализма, но создавало объяснимые неудобства. А вот удачная идея удерживать геймпад неподвижным при стрельбе из снайперской винтовки осталась.
По сравнению с Killzone 2 уровни стали разнообразнее: воевать приходится в городских руинах, джунглях, заводах и на заснеженных айсбергах. Иногда Севу дают поуправлять роботом или вручают реактивный ранец: полеты на нем, конечно же, веселые и увлекательные в первую очередь для хелгастов — Севченко становится идеальной мишенью. Время от времени Killzone 3 прерывается на почему-то обязательные для жанра поездки на бронетехнике. Если подобных сцен игроку покажется недостаточно, то всегда можно подключить Playstation Move и превратить уже всю игру в