Взяла статью на заметку...
Младенчество - совершенно особый возраст, непохожий на все остальные. Младенец не умеет ходить, говорить, думать и, конечно же, он ещё не умеет играть. Вместе с тем младенец живёт полноценной, хотя и весьма своеобразной внутренней жизнью, которая отнюдь не сводится к удовлетворению физиологических потребностей. Главное своеобразие младенческого возраста заключается в том, что все интересы, радости и трудности ребёнка связаны с близкими взрослыми и происходят в общении с ним. Именно в эмоциональном, непосредственном общении со взрослым происходит развитие ребёнка, закладываются основы его личности. Поэтому на первом году жизни главное для ребёнка - это достаточное по количеству и адекватное по качеству общение со взрослым. Поэтому в основу воспитания младенца должна ложиться правильная организация общения.
Первый год жизни - это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода.
Первый период - новорожденность - занимает первый месяц жизни ребёнка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивидуальной обращённости к младенцу в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка.
Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В это время главной деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребёнка, направленные на предмет.
Третий период занимает вторую половину первого года жизни (примерно от 6 до 12 месяцев). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положение ведущей выходит манипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым - малышу нужны не только ласковые слова и внимание, но и игрушки и совместные игры.
Каждый из этих периодов требует своих игрушек. Остановимся на них подробнее.
Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию
Известно, что социально-эмоциональное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослым (в том числе со старшими детьми). Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить ребёнку близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем человека и животных".
Игрушки, обеспечивающие эту линию развития, должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное.
Прежде всего это самые разные куклы определённого типа и размера. Например:
* тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);
* пластиковые - гибкие;
* кукла-неваляшка со звуковым эффектом;
* кукла-голыш;
* красивая (можно фарфоровая) кукла в одежде.
Подходят также игрушки, передающие внешний облик животного или птицы - пластиковые или мягкие (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом).
Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне.
Естественно, младенцы до 6-7 месяцев не играют с этими игрушками в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно они с удовольствием рассматривают их, и такое разглядывание приносит им явное удовольствие - они улыбаются, оживляются, гулят и пр. А это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.
Игрушки, способствующие познавательному развитию
Развитие восприятия в младенческом возрасте осуществляется в процессе зрительного и слухового сосредоточения. Ребёнку начиная с 2 месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. Для младенцев первого полугодия это могут быть подвесные игрушки:
* объемные фигурки, погремушки;
* карусель музыкальная с 3-4 различными игрушками;
* колокольчики, бубенчики;
* "турничок".
Сначала малыши внимательно рассматривают эти предметы, прислушиваются к их звучанию. В 4-5 месяцев они начинают специально тянуться к ним и вызывать их движение (или звук). Они как бы открывают свою возможность воздействовать на предметы и охотно ей пользуются. С возрастом их движения становятся всё более энергичными и целенаправленными - малыш с удовольствием стучит по погремушкам и наслаждается производимым эффектом. Постепенно глаз и рука ребёнка всё более согласовываются друг с другом. Во втором полугодии начинает развиваться сенсомоторная координация.
Сенсомоторная координация складывается
Читать далее...