Недавно меня спросили, использую ли я ProTools, чтобы записать концерт. Мой ответ – нет, я использую PC-ноутбук и карту RME, и сейчас расскажу, почему. Комплекс приборов для записи я буду называть
передвижной студией звукозаписи. В моем случае это АЦП и компьютерная станция.
Мои
требования к передвижной студии для многоканальной звукозаписи (в т.ч. для записи концертов multitrack):
* качественные АЦП;
* разумная цена;
* надежность;
* компактность;
* легкость и быстрота подключения (актуально для концерта);
* оперативная замены вышедшего из строя компонента;
* увеличение числа каналов записи;
* известный бренд (чтобы оборудование нравилось музыкантам, которые хотят записать свой концерт :-) ).
Интерфейсы ценовой категории $200-500 я не рассматриваю из-за их непригодности для профессиональной работы (мнение моё личное). «Крутые» АЦП/ЦАП с неподъемными ценами мне тоже ни к чему: клубные пульты, провода и микрофоны все равно не дадут раскрыть потенциал супер-дорогих устройств.
Для начала наша система должна работать
стабильно. Во время записи концерта не должен слететь драйвер аудиокарты или переполниться буфер обмена данными компьютера. Вы когда-нибудь видели, чтобы повис драйвер RME? Я нет. И сломанных интерфейсов RME я тоже не видел – хотя вру, одну сломанную карточку знаю, но только одну, и за 15 лет ее работы.
ProTools отвечает требованиям надежности, но только в одном случае: если это HD-версия, которая работает на стационарном Macintosh (HD-версии для ноутбука нет, при работе на PC вероятность зависания очень высока).
Чтобы сделать многоканальную запись концерта в ProTools, нам придется привезти и
подключить: системный блок, монитор, клавиатуру, мышь, аудиоинтерфейс ввода-вывода, синхро-машину. Все это надо где-то разместить + необходимо время для подключения приборов. Громоздко, тяжело (килограммов 20) и долго. В случае с картой RME и ноутбуком всё гораздо проще: надо подключить только аудиокарту и мышь. Не надо искать место для размещения монитора и клавиатуры. Две минуты, и передвижная студия готова записать концерт. Удобно, и тащить не больше 5 кг .
Дополнительное преимущество ноутбука перед стационарным компьютером в случае выезда на концерт – батарея питания. Если выключится электричество, ноутбук продолжит работать и сессия не пропадет! Чтобы продолжил работу компьютер, понадобится блок бесперебойного питания. Пробовали поднять такую штуку?
Еще о подключении. Входы и выходы RME сделаны на разъемах jack, и если испортится провод – не беда, можно легко найти замену, тем более на концертной площадке. Входы ProTools’а сделаны на 25-контактных разъемах D-Sub, и если что-то не так, придется вооружиться паяльником.
Надежность надежностью, но рано или поздно что-то сломается. Если вышел из строя элемент ProTools, то с его заменой придется повозиться: никто из знакомых не использует PT как мобильный комплект, а разбирать студию, чтобы записать наш концерт, вряд ли кто захочет. Остается заказать в магазине, но пока привезут… Сломаться может и компьютерная плата HD-Core,спрятанная внутри системного блока, добираться до нее придется при помощи отвертки.
«Но ведь и ноутбук не вечный!» – говорят мне. Конечно, но я просто возьму другой и за какой-то час подготовлю его к записи концерта. А если сломался интерфейс RME – заменю только один блок. Его легко найти в магазине или у друзей.
Количество каналов записи. Есть у вас ProTools с 16-ю каналами, а ззаписать надо 17. И концерт уже вот-вот, послезавтра, и сделать записать ой как надо! Покупать еще одну компьютерную плату, чтобы записать единственный концерт, обидно. В случае с RME мы легко можем подключить до 3-х карт, что даст нам до 28 каналов! При необходимости можно собрать и больше.
Я не умаляю достоинства ProTools. Не исключено, что работать с уже записанным концертом мы будем в ProTools, его технология TDM очень хорошо подходит для
сведения! Но записать концерт я рекомендую с помощью RME.
Моя передвижная студия звукозаписи работает на ноутбуке HP Workstation. Знаете, почему? Потому что это один из двух указанных digidesign’ом компьютеров для работы с капризным ProTools. А это заслуживающая доверия рекомендация, не правда ли?
На сайте
VideoZvuki.ru можно узнать том, как я записываю
концерты. Там же можно познакомиться с нашими
работами.