• Авторизация


Лестовка, как символ православной веры. Заключительное слово. 05-01-2011 13:42


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-zakluchenie.php
Как приобретение оружия требует специального разрешения и контроля со стороны соответствующих органов, так и приобретение лестовки, и обращение с ней, требует соответствующего благословения и её освящения. Как оружие требует правильного обращения с ним (есть правила хранения, ношения, транспортировки, применения и т.д.), так и с лестовкой надо обращаться по соответствующим правилам. Например, нельзя носить лестовку на шее, крутить на пальце, цеплять в машинах вместо украшений, хранить рядом с бельём либо инструментами, и т.д., и т.п.
Как занятия спортом требуют хорошего тренера и постепенного увеличения нагрузки на спортсмена, так и всякое дополнительное молитвенное правило по чёткам, в том числе и по лестовке, требует духовного наставника, его благословения, и постепенного увеличения молитвенной «нагрузки».
Как начинающий спортсмен без тренера может нанести непоправимый вред своему неокрепшему здоровью из-за неправильного режима и чрезмерных нагрузок, так и неокрепший духовно христианин может нанести непоправимый вред своей душе, впав в прелесть, если возьмёт на себя слишком большое молитвенное правило без соответствующей подготовки и согласования с духовником.
Иногда встречаются несведущие люди, которые задают вопросы, типа: «А от чего лестовка защищает?» или «Какую удачу лестовка приносит (деньги, любовь, карьера и т.п.)?». Отвечаю: ни от чего она не защищает, и никакую удачу не приносит. Лестовка – это не талисман, не амулет, и не магический предмет. Лестовку нельзя использовать, как дань моде. Она не является панацеей для спасения души. Лестовку можно сравнить с инструментом, благодаря которому изготавливают различные изделия. Не инструмент изготавливает изделия, но человек изготавливает их с помощью инструмента. Также лестовку можно сравнить с оружием, посредством которого человек защищает свою свободу и независимость. Не оружие защищает человека, но человек защищается при помощи оружия. Поэтому не лестовка спасает человека, а человек может спастись при помощи лестовки. Хотя спасение человека зависит не столько от самого человека, сколько от Бога, ибо «Человекам это не возможно, Богу же возможно всё» (Мф.19:26; Мк.10:27; Лк.18:27). Но без желания самого человека, без его произволения, – спасение невозможно, т.к. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф.7:21); «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак.2:26); «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (Пет.4:18).
Поэтому надо угождать Богу добрыми делами во все дни нашей жизни, дабы не были обращены к нам слова Господа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мф.7:13); «не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.» (Лк.13:27). Нельзя забывать, что только «Претерпевший до конца спасется.» (Мф.10:22; 24:13; Мк.13:13).
В завершение данной статьи хочется сказать следующее.
Догадываюсь, что эта статья может вызвать много споров и укоров в мой адрес как среди христиан разных конфессий и согласий, так и среди атеистов. Хочу заметить, что данная статья о лестовках не претендует на догматическое признание. Она является всего лишь попыткой одного человека сделать краткий обзор множества существующих на сегодняшний день мнений и сомнений в отношении такого чудесного (по другому и не скажешь) молитвенного приспособления, как лестовка.
Можно легко найти аргументы и контраргументы, выступающие «за» и «против» высказанных здесь идей и убеждений. Это дело веры и/или неверия. Поэтому прошу не судить меня строго, ибо сказано: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1; Лк.6:37). Потому, дорогие братья и сестры, если у вас будут конструктивные замечания и предложения, с удовольствием их рассмотрю.

Простите меня, Христа ради.

Заранее благодарен, р.б. Николай Бабак
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Молитвенные правила по лестовке. 05-01-2011 13:40


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-molitvi.php
Всё описанное выше устройство лестовки, её символика и смысл, направлены на воспитание в христианах благоговения, любви к Богу и ближним, посредством молитвы. Лестовка чуть ли не «кричит» нам: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41).
Не только лестовка приспособлена под молитвенные правила, но существуют также и молитвенные правила, которые согласованы с лестовкой: сколько раз нужно молиться по лестовке утром, днём, вечером; когда и сколько класть земных и/или поясных поклонов, и т.д.
Мы знаем, что лестовка считается мечом духовным. Поэтому, как всякое оружие требует навыка владения им, так и лестовкой надо уметь пользоваться.
Для выполнения молитвенного правила, лестовку берут в левую руку, пропуская бобочки между средним и безымянным пальцами и передвигая их большим пальцем. Такое положение лестовки удобно, практично, и традиционно.
Главнейшей, центральной молитвой в Православии, после «Отче наш», является Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Очень широкое распространение имеет эта же молитва с добавлением в конце «грешнаго» (или – «грешную», – если женский пол). Также имеют место и сокращённые варианты этой молитвы, например: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»; «Господи, помилуй мя грешнаго»; «Господи, помилуй мя»; «Господи, помилуй». Прошение людей у Бога о помиловании многократно встречается как в Ветхом Завете (около 30-ти раз), так и в Новом Завете (около 10-ти). Смысл этих кратких молитв всегда один и тот же: человек признаёт Бога Всемогущим, осознавая своё недостоинство пред Ним, понимает свою греховность и духовную немощь, и просит у Многомилостивого Бога за это прощения и оставления всех своих грехов, принося достойный плод покаяния (т.е. изменения в лучшую сторону).
Выполнение молитвенного правила по лестовке (как, впрочем, и любого другого молитвенного правила) не должно выставляться напоказ, помня о словах Господа: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.6:5). Нельзя кичиться лестовкой, излишне демонстрируя её где надо и где не надо. Но в тоже время, и не надо стесняться лестовки, как не надо стесняться и молиться. Как сказал Господь: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38; Лк.9:26).
Способов молитвы по лестовке существует много. Дальше представляется самый распространённый из них, пришедший к нам из глубины древней Руси.
На первых трёх бобочках (т.е. на каждом из них) читается: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!». В старообрядчестве же читается так: «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!» – т.е. «Аллилуия» читается два, а не три раза.
На «Земле» прославляется Пресвятая Троица: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.».
Затем на остальных ста маленьких бобочках читается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.». В старообрядчестве Имя Господа (Иисус) пишется и читается с одной «И» (Исус).
На первом большом бобочке читается: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Своем.». На втором большом бобочке читается: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Своем.». На третьем читается: «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии Своем.».
На «Небе», так же, как и на «Земле» прославляется Пресвятая Троица.
На последних трёх бобочках, как и на первых, читается «Аллилуия…».
По окончании выполнения молитвенного правила по лестовке, берём лапостки в левую руку и молимся: «Господи, помилуй.» (трижды). Затем передвигаем передвижку и славословим Бога: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.».
Молясь по лестовке, нельзя также забывать и о телесных подвигах – земных и поясных поклонах. Земные поклоны кладутся на аллилуйных и больших ступенях (9 поклонов), а также на первых 12-ти и последних 17-ти ступенях (29 поклонов). Остальные поклоны (на 38-ми и 33-х малых ступенях) выполняются в пояс. Всего получается 71 поясной и 38 земных поклонов.
Также выполняются молитвенные правила по лестовке Пресвятой Богородице, заменив Иисусову молитву на молитву Царице Небесной: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего.». Кроме того, выполняются молитвенные правила по лестовке Ангелу-Хранителю: «Ангеле Христов, Хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего»; и Иоанну Предтече: «Святый Великий Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем».
Вот пример молитвенного правила для чтения 10-ти лестовок: первые семь лестовок – Иисусу Христу (учёт их легко вести передвижками), восьмая лестовка – Ангелу-Хранителю, девятая лестовка – Иоанну Предтече, и десятая – Пресвятой Богородице.
Кроме приведённых выше примеров, можно выполнять молитвенные правила по лестовке
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Лестовка, как символ православной веры. История происхождения лестовки. 05-01-2011 13:24


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-istoriya.php
Конкретной и однозначной истории возникновения лестовки пока нет. То ли потому, что никто вплотную не занимался исследованием данного вопроса, то ли занимались, но ничего конкретного не нашли… С уверенностью можно сказать только то, что лестовка является усовершенствованной вервицей.
Вервица – это чётки, представляющие собой тонкую (как правило – шерстяную) верёвку с определённым количеством завязанных на ней узелков. Среди дошедших до наших времён святоотеческих преданий, в книге «Номоканон» (правило 87-е), сказано, что Василием Великим из Кесарии (330-379 гг., день памяти – 14 января) заповедано монахам творить Иисусову молитву по вервице, имеющим 103 узелка: «Да творит безкнижный монах за полунощницу вервиц десять; за утреню вервиц два десять; за часы вервиц десять; за девятый час, и вечерню десять; за вечерню десять. Вервица же да имать узлы, сто и три; на всяком же узле да чтеть преднаписанную молитву».
«Изобретение» вервицы зачастую приписывается не Василию Великому, а преподобному Пахомию Великому (умер в 346-м году, день памяти – 28 мая), основателю монашеского общежития. Известно, что Василий Великий бывал у Пахомия Великого, и заимствовал многие его идеи по организации общежительной монашеской жизни, которые впоследствии он с успехом реализовал в своём монастыре.
Действительно ли преподобный Пахомий изобрёл вервицу, или увидел у кого, – история об этом умалчивает. Но вот о чём история нам рассказывает: известно, что Пахомий изначально был языческим жрецом, потом – воином, и когда в одном из походов он, в составе войска, вошёл в христианское поселение, то увидел там добродушие и любовь, что собственно и затронуло струны его души. Пахомий стал интересоваться христианской верой, и вскоре сам стал христианином. Учитывая вышесказанное, и ни в коем случае не желая умалить заслуги Пахомия Великого перед Церковью Христовой, можно допустить, что преподобный Пахомий узнал о способе моления по вервице от тех же христиан, от которых принял веру, а может даже от монахов-пустынножителей, с которыми он безусловно общался, собирая опыт для монашеской жизни. Кто-нибудь из тех монахов также вполне мог передать Пахомию Великому «идею» вервицы. Как бы там ни было, в любом случае велика заслуга Пахомия Великого в деле распространения вервицы среди воинства Христова.
Судя по времени жизни святых Пахомия Великого и Василия Великого, к середине IV-го века вервица была уже довольно широко известной в узких кругах (т.е. среди монахов). Поэтому вполне возможно предположить, что изобретена она была несколько раньше жизни святых Пахомия и Василия. Но в связи с тем, что ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии, ни в Деяниях Святых Апостолов, нигде не упоминается даже намёка на какие-либо чётки, можно предположить, что вервица была изобретена намного позже жизни Святых Апостолов. Выходит, что вервица, как устройство для молитвы христиан, могла быть изобретена примерно во II-м – III-м веке нашей эры. Но это всего лишь логическое предположение, не претендующее на истину в высшей инстанции.
Как именно была изначально устроена вервица – доподлинно пока не известно. Вполне возможно, что лестовка копирует её устройство (12-[1]-38-[1]-33-[1]-17). Но мы видим, что число 103, заповеданное Василием Великим, соблюдено в лестовке (речь идёт о лестнице от «Земли» до «Неба»). И понятно для чего (точнее – для кого) была вервица придумана: для некнижных (т.е. не обученных грамоте) монахов, которые на первых порах не могли читать молитвенные правила по книгам.
Скорее всего, сперва вервица не была связана в кольцо и имела вид простой верёвки. Со временем (когда именно – доподлинно пока не известно) вервица приобрела вид замкнутого кольца, с кисточкой и/или крестиком (а может даже и без оных).
С годами вервица перестала быть «атрибутом» только некнижных монахов, т.к. «некнижность» – состояние временное, и, ещё «вчера» неграмотные монахи, уже «завтра» становились грамотными священниками. Но, имея навык молитвы по вервице, монахи уже не могли, да и не хотели оставлять сие Богоугодное дело до конца своих дней, обучая этому душеполезному занятию вновь прибывающих в ряды воинства Христова. Таким образом, вервица широко распространялась среди всех христиан: как среди монашествующих, так и среди подражавших им благочестивых мирян, и к IX-X векам уже была неотъемлемой частью большинства верующих Византийской церкви, как духовное оружие.
Когда и кем было задумано плести вервицу из кожи – сейчас тоже никто точно сказать не сможет. Среди русскоязычного населения бытует мнение, что это изобретение имеет древнерусские корни. Вполне возможно, хотя пока не доказуемо. И к тому виду и символике, которые мы рассматриваем, лестовка наверное «пришла» не сразу «вдруг», а претерпевала различные изменения, пока не обрела нынешние формы. Очевидно, что символизм лестовки создавался людьми мудрыми, великой души и высокой духовности, стяжавших Духа Святаго и имевших благодать Божию.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Разновидности лестовок. 05-01-2011 13:19


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-raznovdnosti.php
Как было сказано раньше, лестовки бывают детские, женские и мужские.
Кроме делений лестовок по размерам, различают также лестовки по их назначению. Бывают повседневные (рабочие, будничные), праздничные, и даже похоронные лестовки. Например, лестовки, с которыми венчались супруги, как правило, хранятся возле святого места (в красном углу), и используются только по большим праздникам. Похоронные же лестовки кладут в гроб, наматывая их усопшим на левую руку.
В зависимости от назначения лестовок, определяется и цветовая гамма материалов, из которых их изготавливают. Например, праздничные женские лестовки могут быть белыми, розовыми, голубыми, жёлтыми и т.п. Праздничные мужские лестовки могут быть как белого, так и серого цвета. Зачастую «праздничность» лестовок зависит не столько от цвета лестницы (в подавляющем большинстве она либо чёрная, либо тёмно-коричневая), сколько от «украшенности» лапостков.
Похоронные лестовки зачастую изготавливаются из белого материала, что символизирует праздник – встречу с Богом.
Повседневные лестовки, как правило, изготавливаются из материалов тёмных цветов: чёрные, коричневые, синие, фиолетовые. А женские повседневные лестовки, кроме того, могут быть кофейного, красного либо бордового цвета. При этом лапостки повседневных лестовок либо совсем не украшаются, либо украшаются, но достаточно скромно.
Как мы знаем, изготовление лестовок является творческим процессом. И в этом творческом процессе мастера нередко отходят от традиций, идя навстречу различным пожеланиям индивидуальных заказчиков, приумножая разновидности лестовок.
Одной из таких разновидностей является так называемая богородичная лестовка, имеющая 150 маленьких бобочков. И даже богородичные лестовки встречаются двух видов.
Первый вид выполняется по принципу католического розария и с первого взгляда напоминает традиционную лестовку (аллилуйные бобочки, «Земля», «Небо»), но вместо 103-х ступеней, располагаются 150 маленьких, разделённых через каждые 10 большими. В сумме получается 171 ступень: 6 – аллилуйных, 150 – маленьких и 15 – больших.
Второй вид богородичных лестовок представляет собой симбиоз традиционной лестовки и католического розария. Выглядит она следующим образом: к краям традиционной лестницы (109 бобочков), не связанной в кольцо, пришиваются по одной паре лапостков, а в кольцо их замыкает лестница в 50 маленьких бобочков, разделённых большими через 10, да плюс по три аллилуйных бобочка в начале и в конце этой лестницы (3+10+1+10+1+10+1+10+1+10+1+3=61). Получается следующее расположение: одна пара сшитых вместе лапостков – традиционная лестница в 109 ступеней – ещё одна пара лапостков – и ещё одна лестница на 61 ступень, пришитая к первой паре лапостков. В сумме получается 170 ступеней. Таким образом, второй тип Богородичных лестовок сохранил и традиционное расположение ступеней, и добавил дополнительное Богородичное правило. Дополнение этого правила дважды символизирует лестницу, которую видел Иаков, и которая символизирует Божию Матерь (см. 3-й абзац главы «Лестница»). Такой тип богородичной лестовки более нам близок, чем первый.
Кроме описанных богородичных лестовок, существуют и маленькие лестовки на разное число бобков (30, 33, 40, 50 и т.п.). Как правило, разделение большими бобочками в таких лестовках идёт через каждые 10 малых, но могут быть и варианты: например, в 33-х ступенчатой лестовке, как в малой броянице (чётки православных Балканских стран), разделения не ставятся, а в 50-ти ступенчатой разделение может быть по принципу традиционной лестовки: 12/38 или 33/17. Также бывает разделение не большими бобочками, а «простыми» местами. Нередко аллилуйные бобочки в уменьшенных лестовках отсутствуют, а лапостков зачастую пришивают только два – для того, чтобы между ними разместить передвижки, и/или ладанку-реликварий. Конечно, такие молитвенные приспособления не являются лестовками в традиционном (классическом) понимании, но по смыслу и по духу они, всё же, остаются лестовками, и ничем другим.
Ещё бывают лестовки с диаметрально-противоположным размещением лапостков. Лестница в таких лестовках имеет традиционное количество и расположение бобочков, но к её концам пришивается только одна пара лапостков, а другая пара пришивается на место среднего большого бобочка, который условно делит лестницу пополам.
Не смотря на то, что полезно придерживаться традиций и преданий, всё же разновидностей лестовок может быть (да и есть на самом деле) много. Но пусть это никого не смущает. Главное, чтобы они служили духовному возрастанию человека во славу Божию. В очередной раз хочется напомнить, что не человек создан для лестовки, а лестовка для человека. Ведь основное предназначение лестовки заключается в том, чтобы христиане всегда помнили о Боге, и, посредством молитвы, духовно поднимались от земли к Небу.
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Символизм лестовки. 05-01-2011 13:17


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-simvol.php
Кроме всего вышеописанного, в целом лестовка символизирует двойственную природу Господа нашего Иисуса Христа – Божественную и человеческую: Лапостки символизируют Божественную природу (т.к. Заповеди от Бога), а лестница – человеческую (т.к. лестница, как символ духовного восхождения, нужна не Богу, а человеку).
Лестовка символизирует собой и «щит веры» (Еф.6:16), и «шлем спасения», и «меч духовный» (Еф.6:17).
Получается, что первые скрижали были даны нам на горе Синай через Моисея – их символизируют лапостки, а вторые скрижали («Скрижали Духовные», – т.е. «Лествица») были даны нам также на горе Синай через «Нового Моисея» (т.е. через Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы) – их символизирует лестница. Таким образом, лестовка напоминает нам: 1) об одном из святейших мест на Земле – горе Синай; 2) о Моисее, как символе кротости: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3), 3) о «Новом Моисее» – преподобном Иоанне Лествичнике, как символе добродетелей.
Когда рассматриваешь такую символику лестовки, невольно приходит мысль о Премудром её создании. Очень трудно истинно верующему человеку поверить в «случайность» всех тех символов, которые даёт нам лестовка. Символизм лестовки в простой и наглядной форме способствует уяснению основ христианского вероучения. Судя по всему, это послужило ещё одной причиной распространения лестовки в старорусские времена (на первом месте конечно же стояло выполнение молитвенных правил).
Фактически лестовка в целом символизирует… Символ Веры. И даже больше. Каждый пункт Символа Веры можно увидеть в том, или ином символе лестовки. И даже больше. Основные добродетели православной веры можно рассмотреть в символах лестовки. И даже больше. Основные догматы православной веры можно узреть в символах лестовки. И даже больше.
Существует ли где-то ещё такое приспособление для молитвы, которое бы напоминало столько цитат из Священного Писания, а также символизировало бы столько добродетелей, догматов и основ веры...?
Кроме всего выше сказанного, лестовка имеет и практическое применение: по лестовке удобно отсчитывать различные числа при молитвословиях и поклонах: 12, 15 (3+12), 20 (17+3), 40 (38 малых и две больших ступени), 50 (12+38, или 33+17), 100 (без больших и аллилуйных ступеней).
Относиться к лестовке надо с благоговением, ни на секунду не забывая о возвышенных и святых моментах истории, которые отображаются в её символах. Другими словами – к лестовке надо относиться как к священным книгам (Библия, Молитвослов, Жития Святых и т.п.).
Встречаются скептики, которые заявляют, что это всё ерунда – дескать, можно подвести что угодно под любое число и любую геометрическую фигуру... На самом же деле, видеть в окружающем мире Божественное происхождение – это хорошо и правильно. Именно так должно быть. Очень плохо, когда человек не видит вокруг себя проявлений Творца, и при этом чёрное называет белым, а белое – чёрным. О таких в Библии сказано: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис.5:20, 21). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.» (Гал.6:7, 8).
Святой старец Паисий Афонский разделял людей на две категории: «мух» и «пчёл». Люди своим образом жизни по сути очень напоминают этих насекомых: мухи даже на самых прекрасных цветочных полянах умудряются находить фикалии, и в упор не замечать красивых ароматных цветов; пчёлы же наоборот – даже на помойках выискивают цветы и собирают нектар. (Из книги «Из жизни старцев (мудрость праведных) или Душеполезное чтение». Составитель Д. Гриценко.).
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Устройство лестовки: символизм и объяснения. Лестница. 05-01-2011 13:16


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-lestnica.php
На рубеже VI-VII вв. игуменом Синайской горы Иоанном, была написана книга наставлений для монахов, называемая «Лествица» (или «Лествица райская», «Скрижали духовные»). Именно за написание этой книги, игумена Иоанна назвали Лествичником. Книга эта была написана по просьбе игумена Раифского монастыря, от лица всех иноков своей обители:«молим тебя, о, глава добродетелей, преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян» (Предисловие книги «Лествица или Скрижали Духовные»). «Лествица» представляет собой руководство к духовному совершенствованию.
Образ «Лествицы» взят из Ветхого Завета, где праотцу Иакову было видение во сне: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней…» (Быт.28:12-13). «Лествица» святого Иоанна всегда была жизненным руководством для большинства монахов. Именно эта «Лествица» является образом для изображения как на иконах, так и в различных литературных духовных наставлениях. И, судя по всему, именно эта «Лествица» послужила "толчком" для создания лестовки. Также хочется отметить тот факт, что преподобного Иоанна Лествичника в богослужебных минеях именуют «Новым Моисеем».
Видение Иакову лестницы, соединявшей небо с землею, толкуется святыми отцами как прообраз Божией Матери, через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила Небо с землею (протоиерей Серафим Слободской, «Закон Божий», – Видение Иаковом таинственной лестницы). Тем самым лестница символизирует сообщение Земли с Небесами и в обратном направлении: возможность восхождения человека на Небеса через Божию Матерь.
Примечательно то обстоятельство, что скрижали Божии, которые в лестовке символизируются лапостками, Моисей получил от Бога именно на горе Синай: «и сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх.19:20); «и сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх.24:12); «и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака» (Исх.24:16).
Традиционно лестница лестовки состоит из 109-ти ступеней: 3-х больших, 100 малых и 6-ти дополнительных (аллилуйных). Как правило, дополнительные ступени по размерам такие же, как и малые. Но иногда их делают чуть больше, чем малые, но меньше, чем большие ступени.
Ступени – иногда их называют ступеньки, бобочки, бобошки, бобки, бубочки, бубошки – представляют собой петли, в которые вставлены прочные либо упругие вставки, как правило – цилиндрической формы. Также ступени могут быть выполнены в форме призмы с основаниями различных правильных фигур – от треугольника до восьмиугольника. Каждая из таких фигур имеет своё толкование и свой символизм. Например, трёхгранник – как было сказано в главе о лапостках, символизирует Триединство Бога; четырёхгранник (квадрат) – четыре конца земли (сотворённый Богом мир), четырёх Евангелистов; пятигранник – пять пять язв Христовых, которые были нанесены Ему в пятницу; шестигранник – сотворение Богом мира (ибо в шесть дней создал Бог мир); семигранник – семь церковных таинств (подробнее см. главу о передвижках); восьмигранник – восьмиконечную Рождественскую звезду. В приведённых здесь геометрических фигурах есть и другие христианские символы, но это, как говорится, совсем другая история…
Вставки эти могут быть выполнены из дерева (желательно из плотных и/или ценных пород) либо плотно свёрнутой бумаги, а также из любого другого доступного или дорогого (может даже драгоценного) материала – в общем, у кого на что хватит фантазии.
Общепризнано, что лучшими вставками в бобочки являются плотно скрученные полоски бумаги, на которых написаны определённые молитвы. В наше время, при изготовлении вставок, зачастую молитвы на бумаге от руки не пишут, а распечатывают их на принтере. Кроме того, вместо обычной бумаги, на которой распечатываются молитвы, может использоваться самоклеющаяся бумага, либо полимерные листы (например – листовой полиестр). Бобочки из такой бумаги, особенно полиестровой, получаются гораздо прочнее и долговечнее.
Размеры лестницы, также как и размеры лапостков, могут быть самые разные. Но оптимальной считается такая ширина лестницы, которая соответствовала бы средней толщине пальцев владельца лестовки. Отсюда различают детские, женские и мужские лестовки.
Толщина ступеней на лестнице, как правило, зависит от толщины имеющихся в наличии вставок. Но в большинстве случаев толщина ступеней примерно одинакова и зависит от скрученных бумажных полосок с написанными либо распечатанными на них молитвами.
Лестницу можно условно разделить на 11 частей. Ступени на ней
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Устройство лестовки: символизм и объяснения. Ладанка-реликварий. 05-01-2011 13:11


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-relikvariy.php
Ладанка происходит от слова ЛАДАН.
Ладан (или фимиам) – это одно из древних благовоний, представляющее собой высушенный сок, либо ароматическую смолу многих растений, посредством которой курят (кадят) при Богослужениях.
В ночь Рождества волхвы с востока подарили Младенцу «золото, ладан и смирну» (Мф.2:11), что говорит об особом почитании ладана, наряду с драгоценными металлами и дорогими благовониями. Известно, что принесённые волхвами дары имеют свою символичность. Золото символизирует жертву Царю – т.е. признание волхвами в Младенце Царя. Ладан символизирует жертву Богу – т.е. признание волхвами в Младенце Бога. Смирна же (благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева) символизирует предстоящие страдания и смерть (т.к. иудеи перед погребением мертвецов, обмазывали их смирной, дабы тело оставалось нетленным) – т.е. признание волхвами в Младенце Искупителя, которому предстоит пострадать за весь мир.
Дым ладана символизирует умиротворение, искреннюю молитву, предание жертвы огню, «благоухание, приятное Господу» (Лев.1:9; 1:13; 1:17; 2:2; 2:9; 3:5).
Ладанка представляет собой очень маленький мешочек, сшитый по подобию кисета, в который вкладывается ладан, щепотка (камешки и/или песчинки) родной и/или святой земли. Ладанка не является каноническим атрибутом христианства (впрочем, как и многое другое), но в тоже время в сознании нашего народа, наряду с крестом, она является неким благословенным инструментом, оберегающим православного христианина от вражеских козней и напастей сатанинских. Считается, что употребление ладанок вовсе необязательно, и является личным делом каждого.
Реликварий происходит от слова РЕЛИКВИЯ. Реликвия – это вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной.
Реликварий, как и ладанка, представляет собой мешочек для ношения реликвий. К святым реликвиям можно отнести такие дорогие для христианина вещи, как пузырьки (капсулы) с елеем и/или святой водой, мощи святых, образок, и/или даже крестик.
Ладанка-реликварий вшивается между верхними лапостками и имеет «горловину» со стороны лестницы. Размеры данного мешочка должны быть таковыми, чтобы не «бросаться в глаза», и одновременно быть пропорциональными размерам лапостков.
Владелец лестовки с ладанкой-реликварием всегда должен чётко и твёрдо знать содержимое мешочка, не допускать проникновения в него каких-либо посторонних и/или подозрительных предметов, дабы не попали туда мусор, либо какие-нибудь языческие символы и атрибуты. Требуется с особым благоговением и молитвенным правилом относиться как к содержимому мешочка, так и ко всей лестовке в целом.

Многие могут возразить против необходимости такого мешочка в устройстве лестовки. Но, во-первых, это личное дело каждого (как и многое другое). Во-вторых, греха здесь никакого нет. В-третьих, хочется напомнить, что не человек для лестовки, а лестовка для человека. И наконец, в-четвёртых, если язычникам «помогают» и их «оберегают» какие-нибудь колдовские когти животных, кусочки шерсти и тому подобная белиберда, то нам, христианам, тем более будут помогать и нас оберегать освящённые Духом Святым реликвии. Например, есть такая народная пословица: «Боится, как чёрт ладана». Это значит, что ладан, как и другие реликвии, отпугивает нечистую силу, тем самым ограждая нас от бесовских напастей. Впрочем, наличие ладанки-реликвария не даёт никакой гарантии по «защите» владельца лестовки, если тот сам себя не защищает достойным, правильным, Богоугодным образом жизни.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Устройство лестовки: символизм и объяснения. Передвижки в лестовке. 05-01-2011 13:09


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-peredvigki.php
Между лапостками принято размещать семь передвижек.
Передвижки представляют собой круглые либо прямоугольные (иногда – квадратные либо ромбовидные), нанизанные на ленту плоские кусочки, выполненные из плотного материала (например, кожи, пластмассы и даже металла). Встречаются также передвижки в виде бусинок. В большинстве случаев передвижки размещают между нижними лапостками. Тогда лапостки с передвижками напоминают (символизируют) церковный колокол, призывающий всех православных христиан на молитву. Реже располагают передвижки между верхними лапостками. Бывают также передвижки в виде бисера либо мелких бусинок, нанизанных на нитку, которые размещаются между лапостками, или вшиваются в край верхних лапостков.
Семь – число не простое. Оно является символом гармоничной необходимой достаточности. С этим числом в жизни всех времён и народов (и даже большинства религий) связано очень много: от мистически-магического до рационально-практического. Число семь играет важную роль в науке, технике, искусстве, литературе, и т.д. Зачастую число семь проявляется там, где необходимо из большего числа выделить самое главное. Например: семь (основных) нот; семь (основных) цветов радуги; семь (основных) смертных грехов; семь (основных) чудес света; семь (основных) столпов мудрости. Семь – это самое большое простое число в первом десятке; в таблице Менделеева – семь периодов. На семи холмах располагались многие известные города: Иерусалим, Рим, Царьград (Константинополь), Амман, Киев, Вильнюс, Прага, Барнаул, Эдинбург, Лиссабон, Брюссель, Челябинск, Берген, Днепропетровск, Москва, и многие другие.
Число семь фигурирует во многих песнях, былях, сказках и легендах разных народов: от семиглавых чудовищ, и до семимильных сапогов-скороходов. Вокруг числа семь существует огромное количество поговорок, загадок и даже народных примет. Одних только пословиц, связанных с числом семь, легко можно насчитать до полусотни (по некоторым данным их даже не одна сотня). В неделе – семь дней. А чего стоит самое дорогое для любого человека слово – СЕМЬЯ (т.е. семь «я»). На тему числа семь издано много различных публикаций, и написано немало научных трудов. В Библии число семь, как никакое другое число, упоминается сотни раз, особенно в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе): семь золотых светильников (семь церквей, семь духов Божиих); семь звёзд (Ангелы семи церквей); семь печатей; семь рогов и семь очей Агнца; семь Ангелов, имеющие семь труб и семь последних язв; семь громов; семь золотых чаш, наполненных гневом Бога… Существует даже теория о "семеричности" Библии – т.е. все буквы слов, слова стихов, стихи глав и т.п., так или иначе связаны с числом «7». Правда речь там идёт о древнееврейском и греческом языках. Да не подумает дорогой читатель, что я каким-то образом склоняю к нумерологии – ни в коем случае. Как говорится – только факты, и ничего, кроме фактов. Хоте – верьте, хотите – проверьте.
Семь передвижек символизируют семь основных церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь (Покаяние), Евхаристия (Причастие), Елеосвящение (Соборование), Брак (Венчание) и Священство (Рукоположение). Иногда на передвижках делают надписи (теснение, гравировку), согласно названий этих таинств.
Кроме символики семи основных церковных таинств, семь передвижек между лапостками, также напоминают нам о семи днях, в которые Господь создал землю и всё, что в ней: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2) . Ещё число семь напоминает нам поучение Господа о прощении братьев, согрешающих против нас: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21) – вот сколько раз надо прощать. Нам известны имена семи Архангелов Божиих: Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил, Варахиил. Число семь напоминает нам и о Семи Вселенских соборах, на которых низлагались ереси и утверждались истины вероучения. И, наверное, не случайно на первом (Никейском) Вселенском соборе были приняты именно семь членов Символа Веры. Не смотря на то, что на втором (Царьградском, или Константинопольском) Вселенском соборе, Символ Веры был дополнен до 12-ти членов, всё же «структура» его сохранила число семь: 1 – о Боге-Отце (1-й член СВ); 2 – о Боге-Сыне (со 2-го по 7-й члены СВ); 3 – о Духе Святом (8-й член СВ); 4 – о Соборности Церкви (9-й член СВ); 5 – о едином крещении (10-й член СВ); 6 – о воскресении мертвых (11-й член СВ); 7 – о жизни будущаго века (12-й член СВ).
Передвижки помогают вести счёт отмоленных лестовок (например – в течение дня). В старорусские времена было принято считать, что каждый благочестивый православный христианин в течение дня должен отмолиться по лестовке семь раз. Кроме того, существуют молитвенные правила по лестовкам, которые, в случае отсутствия богослужебных книг, заменяют отдельные службы суточного круга Богослужения, где передвижки помогают вести
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Устройство лестовки: символизм и объяснения. Лапостки. 05-01-2011 13:05


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-lapostki.php
Лапостковая часть, как правило, делится на две (иногда – на три) составляющих: лапостки и передвижки (реже – ещё и ладанка-реликварий, от слов ладан и реликвия).
Лапостки – иногда их называют лепестки и/или ладонки (от слова ладонь) – представляют собой выполненные из плотного, но гибкого износоустойчивого материала (как правило – из толстой кожи) равносторонние или равнобедренные треугольники.
Треугольная форма лапостков символизирует Троичность Бога (т.е. Пресвятую Троицу): Бог – Отец, Бог – Сын, и Бог – Дух Святой: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.» (Ин.5:7-8).
Бог Отец – Вседержитель – является творцом всего сущего (всего видимого и невидимого); Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца; Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца, со Отцем и Сыном споклоняем и сславим.
Человек, созданный по образу и подобию Божию, также троичен: он состоит из духа, души и тела; сознание его состоит из воли, чувства и разума; он существует, познаёт и действует…
Троичная сущность Творца также проявляется в триединстве окружающего нас мира. Триединство буквально пронизывает всю природу: материя состоит из массы, энергии и информации; атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов; все вещества могут иметь твёрдое, жидкое и газообразное состояние; окружающее нас пространство измеряется высотой, шириной и длиной, и т.д., и т.п. Весь мир состоит из множества взаимодействующих объектов, каждый из которых, так или иначе, проявляет себя тройственным образом: испытывает на себе внешние воздействия, изменяется под внешними воздействиями, и сам воздействует на окружающую среду. Фундаментальные модели триединства существуют практически во всех науках: математике, физике, химии, электронике, истории, экономике, психологии, социологии, и т.д., и т.п.
Также треугольник лапостков символизирует Всевидящее Око Божие (всеведение Божие), «ибо око Господа на всех людей» (Зах.9:1), «ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего» (Иер.16:17) .
Зачастую встречаются лапостки, представляющие собой треугольник с усечённой вершиной в месте крепления их к лестнице. Иногда эта «усечённость» только внешняя, т.к. вершины лапостков просто скрываются под «лестницей» в местах их крепления. Существуют равносторонние лапостки, что более символизирует Троичность Бога и Его Всевидящее Око.
Встречаются также лапостки, которые по форме напоминают каплю, либо листок дерева (лепестки), и т.п. Такие лапостки не меняют своего символизма, а всего лишь являются творческим проявлением мастера, их изготавливающего. Как бы там ни было, необходимо всегда помнить, что не человек создан для лестовки, а лестовка изготавливается для человека. А человек, как известно, создан по образу и подобию Творца (Быт.1:26; Быт.5:1) – т.е. создан, чтобы среди прочего также и творить во славу Божию: «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (2-еКор.4:15).
Благодаря именно творческой сущности человека, очень часто, посредством теснения, вышивки, вязания, аппликации и т.п. рукоделия, лапостки украшаются различного рода изображениями, узорами, орнаментом и/или символикой. Здесь нет никаких ограничений в выборе материала – от обычной пряжи (одноцветной или разноцветной), кожи, искусственного либо природного бисера, и заканчивая дорогими нитями, серебром и даже золотом.
Встречаются даже лапостки с вышитыми (либо теснёнными) на них изображениями святых Апостолов-Евангелистов, а также Ангелов, либо херувимов, которые символически изображались возле Евангелистов в виде ангела (возле Иоанна Богослова), льва (возле Марка), вола (возле Луки) и орла (возле Матфея).
Размеры лапостков встречаются самые различные – от очень больших, размером с книгу, до маленьких, умещающихся в кулак. Но практика показывает, что размер лапостков может быть индивидуален для каждого владельца лестовки. Наиболее оптимальные лапостки те, что свободно размещаются на открытой ладони владельца (отсюда их другое название – ладонки), и не препятствуют доступу к передвижкам (о них мы поговорим чуть позже).
В большинстве случаев лапостки сшиваются между собой попарно, в виде ёлочки (верхняя пара как бы насаживается на нижнюю пару, обнимая своим основанием её вершину). Иногда лапостки не сшиваются между собой, а просто вершинами пришиваются к краям лестницы, а остальные углы либо скрепляются между собой, либо остаются свободными. Также бывает, что лапостки сшиваются между собой не вплотную по сторонам, а посредством «перепонок», оставляя между собой свободное пространство для передвижек и/или ладанки-реликвария.
Ещё один вид крепления лапостков – «домиком» – это когда нижние лапостки располагаются перпендикулярно верхним (которые не сшиваются между собой). При этом верхние лапостки выглядят, как крыша домика, а нижние выглядят, как
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Устройство лестовки: символизм и объяснения. 05-01-2011 13:00


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-ustroystvo.php
Теперь разберём устройство лестовки. Сама лестовка, как и её устройство, просто насыщено премудрым, глубоким, но в тоже время понятным и легко объяснимым смыслом и символизмом, имеющим таинственное и догматическое значение. Итак, по порядку.
Лестовку условно можно разбить на две основных составных части: лапостковую часть – «лапостки» и лестничную (счётную) часть – «лестницу».
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Определение лестовки. 05-01-2011 12:58


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-opredelenie.php
Итак, что же такое лестовка? Используя множественные источники и различные определения, можно вывести примерно следующую формулировку:
Лестовка – это разновидность чёток с особым устройством, внешне напоминающих гибкую лестницу, и представляющее собой глубоко продуманное приспособление для молитвы, насыщенное тайным смыслом и догматической символикой.
Само слово лестовка происходит от слова лествица, что в переводе со старославянского означает лестница. Получается, что слово «ЛЕСТОВКА» можно перевести как «ЛЕСТНИЧКА». То есть, это узкое, гибкое и хрупкое устройство для восхождения (вскарабкивания) наверх.
Узкое устройство лестовки символизирует узкий путь спасения. Как сказал Господь наш Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.»(Мф.7:13,14)); «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.» (Лк.13:23).
Гибкость и хрупкость лестовки напоминает нам о том, что надо быть всегда собранным, и крепко держаться за лестницу духовного восхождения, дабы не сорваться с неё, и не полететь в пропасть погибели. Поэтому, «вскарабкиваясь» по такой лестнице, расслабляться нельзя ни на минуту – надо всегда быть на чеку, каждую минуту и каждое мгновение контролировать свои дела, слова и даже мысли. Надо постоянно помнить, что путь ко спасению лежит через постоянное бодрствование, через постоянное ожидание встречи с Богом. В Новом Завете о необходимости бодрствования сказано довольно много. Вот основные цитаты:
«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42);
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.» (Мф.25:13);
«бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41; Мк.14:38);
«итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.21:36);
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1-е Пет.5:8).
Современная лестовка, в подавляющем большинстве случаев, имеет тот вид, который пришёл к нам из глубины времён Святой Руси. Она представляет собой плетённую (иногда – шитую) ленту из мягкого износоустойчивого материала (кожа, плотные ткани, кожзаменитель, дерматин, и т.д., и т.п.) со вставленными в определённой последовательности и определённом количестве ступеньками (бобочками), и прикреплёнными к ней (также в определённой последовательности и определённом количестве) лапостками треугольной формы. Кроме того, существуют лестовки, изготовленные не традиционным образом, а например, изготовленные из бисера. Также бывают различные виды лестовок и другие молитвенные приспособления (чётки), выполненные по принципу лестовки.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лестовка, как символ православной веры. Вступительное слово. 05-01-2011 12:57


Материалы взяты с сайта: http://lestovka.com.ua/lestovka-vvedenie.php
В 1998-м году мне довелось впервые посетить Киево-Печерскую лавру, где я приобрёл разные иконы, среди которых – и икону преподобного Серафима, чудотворца Саровского. Эта икона всегда находилась дома, стояла в красном углу. Однажды, при детальном рассмотрении этой иконы, моё внимание привлекло то, что у батюшки Серафима в руках какие-то необычные чётки. Этот факт послужил для меня толчком к поиску истины, и через какое-то время я узнал о существовании лестовки. Нельзя сказать, что мною делались какие-то специальные научные изыскания, но на протяжении нескольких лет накопилось достаточное количество материала о лестовках, который я попытался более-менее систематизировать и изложить в данной статье.
Дополнительным стимулом для написания этой статьи, а также создания сайта, явилось то обстоятельство, что среди подавляющего большинства православных христиан (и не только), лестовка остаётся незаслуженно забытой и малоизвестной.
И вот, в наше время, когда буквально с колен восстала Православная Церковь, когда возрождаются монастыри и храмы, хочется также возродить и память о древних традициях Святой Руси, к которым, безусловно, относится и лестовка.
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Дневник Baniv 27-11-2010 12:23


Желаю стать настоящим православным христианином. Таким, чтобы без лицемерия, лживости и надуманности. Таким, чтобы с истинною верою, твёрдою надеждю и искреннею любовью. Впрочем - на всё воля Божия.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии