Икона Богородицы Боголюбская
Празднование: 1 июля
История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского.
В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.
С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.
Образ Божьей Матери – один из самых почитаемых в христианстве. В частности, в православии ее ставят превыше ангелов и святых угодников. Царица Небесная – самая совершенная женщина со времен сотворения мира. Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. И неудивительно, что на Руси испокон веков было множество храмов, посвященных Приснодеве, а ее иконы зачастую становились чудотворными. Один из самых почитаемых образов Царицы Небесной – Тихвинская икона Божьей матери.
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.
С древнейших времён верующие почитают Матерь Господа нашего Иисуса Христа Пречистую Деву Марию дивными словами песнопения: «Заступница усердная рода христианского». «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Благодатное небо» - так чудно именовал православный люд особо почитаемые иконы Божией Матери. В этих названиях отразились не только благоговение и благодарность верующей души, но и любовь к людям Самой Пречистой, свидетельство Её непрестанного ходатайства перед Богом за человеческий род.
По одному из преданий, эта икона типа «Одигитрия» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Из Палестины икона попала в Царьград (Константинополь). Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III.
В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название – Виленская.
По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «Одигитрия», то есть «Путеводительница».
По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира.
Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с Влахернской иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.
Как складывалась иконография Успения? Какие епископы стояли у одра Богородицы? Есть ли на иконе апостол Фома?
Пластина из слоновой кости. Кон.X-нач.XIв. Эрмитаж. СПб
Мы узнаем о событиях Успения из погребения Богородицы из Священного Предания. Части этого Предания содержатся в нескольких апокрифах: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Церковь, не признавая священным эти тексты целиком, подтверждает основную фабулу названных повествований, которая была использована для создания образа «Успения Богородицы». Кроме этого, при формировании иконографии праздника использовались три «Слова на Успение Богородицы» Иоанна Дамаскина, а также гимнографические произведения - праздничные каноны, составленные в VIII веке Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.
Около VIII века произошло окончательное утверждение церковного празднования Успения во всех частях христианского мира. Первые дошедшие до наших дней изображения этого события возникают несколько позже. Началом X века датируется роспись Успенской церкви в Атени (Грузия). На этом раннем памятнике кроме апостолов у одра Богоматери изображены святители (святые епископы), которые жили в те времена, и, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, присутствовали при Успении. Это Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский. На некоторых иконах праздника изображаются не все четверо, а только два или три епископа.
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).
Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.
Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).
В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.
Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.
Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Покров Пресвятой Богородицы — великий христианский праздник чудного явления Покрова Пресвятой Богородицы. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Константинополя во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров.
Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память на следующий после Покрова день, 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных".
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания:
- Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?
Епифаний ответил:
- Вижу, святый отче, и ужасаюсь.
Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан".
В названии иконы заложена мысль, что Божия Матерь является как бы Дверью в Царство Небесное, которую трудно пройти грешникам. Праведники же, наоборот, стремятся к этой чудесной Двери.
Икона Божией Матери "Непроходимая дверь", редкая по своей иконографии, была распространена в 17-м веке в русских православных обителях. Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников. Икона действительно помогала и поэтому стала называться чудотворной. Кто написал эту икону - неизвестно, по времени её написания оно относиться к так называемому "Смутному времени", когда на троне оказался, после Лжедмитрия, Василий Шуйский.
Предполагается, что она была написана в XVII веке и получила в те смутные времена истории широкое распространение и в монастырских обителях, и у мирян, поскольку людям приходилось часто молиться о защите не только своего имущества, но и жизни.
Первая икона такого формата была написана в Сольвычегодске. Ее создали еще в 17-м веке. И с тех пор изобразительная композиция иконы почти не менялась. Автор святого лика неизвестен.
Значение святого образа сокрыто в одном христианском догмате. Ранее прекрасный лик Девы Марии часто рисовали во многих монастырях. Данный образ всегда означал Приснодевство чистой Девы
Такой образ целомудрия помогал монахам и священникам молиться об усмирении плоти, а также о вступлении на путь целомудрия. Еще на "Непроходимую Дверь" молились тогда, когда было искушение свернуть с духовного пути.
Изображение Богородицы «Непроходимая Дверь» стало основой для создания других чудотворных Богородичных икон.
Созерцая Лик Богородицы, верующий христианин должен стараться подражать совершенному духу Царицы Небесной. Ведь именно Ее удостоили Небеса молиться за весь мир человеческий.
Икона “Непроходимая дверь” «закрывает» дом и ее жителей от колдовства и от нежелательных людей. В дом многие перестают вообще приходить. А самое главное это то, что эта икона помогает сохранить наши души чистыми, а помыслы светлыми, не пускает зло внутри нас самих. Ей можно молиться о помощи практически в любом деле. Поэтому более сакральный
Как складывалась иконография Успения? Какие епископы стояли у одра Богородицы? Есть ли на иконе апостол Фома?
Пластина из слоновой кости. Кон. X - нач. XI в. Эрмитаж. СПб.
|
Мы узнаем о событиях Успения и погребения Богородицы из Священного Предания. Части этого Предания содержатся в нескольких апокрифах: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо - Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо - Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо - Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Церковь, не признавая священным эти тексты целиком, подтверждает основную фабулу названных повествований, которая была использована для создания образа «Успения Богородицы». Кроме этого, при формировании иконографии праздника использовались три «Слова на Успение Богородицы» Иоанна Дамаскина, а также гимнографические произведения - праздничные каноны, составленные в VIII веке Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.
Около VIII века произошло окончательное утверждение церковного празднования Успения во всех частях христианского мира. Первые дошедшие до наших дней изображения этого события возникают несколько позже. Началом X века датируется роспись Успенской церкви в Атени (Грузия). На этом раннем памятнике кроме апостолов у одра Богоматери изображены святители (святые епископы), которые жили в те времена, и, согласно Псевдо - Дионисию Ареопагиту, присутствовали при Успении. Это Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский. На некоторых иконах праздника изображаются не все четверо, а только два или три епископа.
День памяти: Празднование дня Иверской иконы Божией Матери происходит 3 раза в год: 12 (25 по другому календарю) февраля; 13 (26 по другому календарю) октября – встреча первого списка; вторник Светлой седмицы – появление иконы у берега на Афоне.
Празднование 4сентября ст. ст. / 17 сентября н. ст.
По народному верованию эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы избавляет дома почитающих ее от пожара и поражения молнией.
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы:
«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном.
Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец.
После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог.
Матерь Божия издавна почитается как покровительница Руси. Существует множество Ее икон, одной из самых значимых считается икона Божьей Матери «Всецарица» (Пантанасса, то есть Всеповелительница), к которой верующие обращаются с молитвами при самых страшных заболеваниях. Дата празднования: 31 августа.
История иконы «Всецарица»
Особенность иконы «Пантанасса» заключается в том, что она являет Богоматерь на троне и в облачении, подобающем истинной Царице Небесной. Если проследить историю происхождения иконы «Всецарица», то его можно датировать рубежом 8-9 веков, а находилась она в Тригилийском монастыре на побережье Мраморного моря. Другую икону Богородицы «Всецарица» подарил в 14 веке афонскому Григориатскому монастырю молдавский господарь Стефан Великий. В 1428 г. на Крите был основан монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица Пантанасса», и только благодаря ее защите монастырю удалось продержаться еще 7 лет после падения Византии от захвата турками. Этот чудотворный образ сохранился до наших дней. Самая почитаемая в России икона Пресвятой Богородицы «Всецарица» является списком с иконы, написанной на Святой Горе Афон в 17 веке, которая до сих пор хранится в Ватопедском монастыре.
Празднование 21 мая / 3 июня, 23 июня / 6 июля, 26 августа / 8 сентября
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Покров Пресвятой Богородицы в Русской Церкви считается одним из великих праздников. Имеет фиксированную дату празднования — 1 (14) октября
В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая впоследствии его оставила.
Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.
В 2004 г. один из московских коллекционеров приобрел в антикварном салоне «Гелос» икону Богоматери Владимирской. Живопись была покрыта толстым слоем высококачественной олифы, сохранившей прозрачность и по виду напоминающей мед. Доска находилась не в лучшем состоянии: она была расколота по вертикали на две почти равные части. Под нижней шпонкой проходила трещина, скрепленная «ласточкой», а у верхнего торца часть доски была выпилена и заменена прямоугольной врезкой (4,2 х 18 х 0,6 см), исполняющей роль дополнительной шпонки. Однако живопись при этом сохранилась достаточно хорошо. Она была закрыта серебряным позолоченным окладом без клейм (нельзя исключить, что клейма имелись, но бортики-отгибы, где они могли располагаться, частично обломаны). На боковых полях прочеканены ростовые фигуры архангелов Михаила и Гавриила, поля украшены выпуклыми рокайлями, на углах — с прочеканенными херувимами, по центру нижнего поля — с трельяжной сеткой. Фон также расчеканен рокайлями с летящими голубками. Чеканные клейма с теонимограммой Богоматери увенчаны императорскими коронами.
Одежды Богоматери покрыты канфаренным растительным орнаментом, с широкой драгоценной каймой. Поле венца декорировано крупными «крутящимися» розетками, пальметтами и спиральными завитками. Коруну с сердцевидными зубцами поддерживают ангелы. Помимо зубцов, имелись также дуги, которые обломаны. Между зубцами в обжимных кастах укреплены три сиреневых граненых страза и два перламутровых кабошона.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы. Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября.
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Практически в каждом доме есть образ Богоматери, которую верующие зовут Заступницей. В городах России, да и во многих деревнях и селах есть Казанский собор или Казанская церковь. Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. |
![]() |