Опубликовано на Портал-Credo.Ru
02-11-2010 13:15
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=80595
ДОКУМЕНТ: Декларация о церковных правах православных общин и епархий. Священник Глеб Якунин и историк Лев Регельсон, 1 ноября 2010 г.
Прошло 20 лет со дня злодейского убийства священника Александра Меня, блестящего проповедника и миссионера, пророка, призывавшего людей к духовному поиску и преображению, а церковь – к очищению от многослойных наносов язычества, суеверия и предрассудков. За два месяца до убийства о. Александра на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен его духовный антипод – митрополит Иоанн (Снычёв), приверженец великодержавных, националистических, антисемитских убеждений, идеолог своего рода "православного талибанства". Хотя митрополит Иоанн и умер в 1995 г., его дело и учение в Русской церкви живёт и процветает. Общеизвестно, что это учение было продиктовано печально знаменитым Константином Душеновым, недавно осужденным за разжигание национальной розни. Это даже не консерватизм, а реакционная утопия, безудержная идеализация давно отживших форм церковной жизни, призывы вернуться в придуманное прошлое, которого никогда не было. В результате такой проповеди в Русской церкви широко распространился архаичный, полуязыческий тип набожности, категорическое неприятие церковных реформ, без которых невозможно возрождение истинно христианской жизни.
Несмотря на поощряемую нынешними властями клерикализацию российского государства на базе Московской патриархии, духовное возрождение России так и не состоялось. В годы крушения атеистической идеологии и распада коммунистической империи в народе на короткое время проснулось религиозное воодушевление. Однако оно было сведено на нет усилиями "митрополитбюро", напуганного перспективой ослабления своей бесконтрольной власти над церковным клиром и народом. Сам по себе церковный народ для синодальной олигархии особой ценности не представляет – доходы от него мизерные, и нужен он лишь для "декорума", для демонстрации перед государственной властью своего мифического "электорального могущества". Поэтому не было никакой реальной поддержки миссионерству или укреплению общинной жизни приходов – подобные инициативы вызывали лишь настороженное недоверие. Основной удар был направлен именно против приходской общины – той христианской семьи, внутри которой протекает вся религиозная жизнь церковного народа. Беспощадно пресекалось, прежде всего, то что является духовной скрепой этой семьи – единение священника со своей общиной. Как только возникало подобное единство, священник подвергался увольнению за штат или "переброске" в какой-нибудь удаленный и труднодоступный приход. Несмотря на то, что иерархия "прикармливает" некоторых элитных священников, в современной России нет более бесправного и социально незащищенного сословия, чем приходское духовенство. Вся неутомимая энергия церковной власти реализовалась лишь в одном направлении – максимальном расширении фонда церковной недвижимости: здесь обретались настоящие деньги и настоящее политическое влияние. При этом необходимобыло избежать самой "страшной опасности" – реализации конституционного права приходской общины на владение и распоряжение своим храмом. И эти грандиозные усилия иерархии не остались втуне: цель, ради которой было пресечено духовное возрождение России, была успешно достигнута: многочисленные православные храмы были окончательно отняты у церковного народа и стали фактической собственностью синодальной олигархии.
Опыт последних двух десятилетий доказал, что христианское преображение страны, подлинная евангелизация общественной жизни не могут быть достигнуты без кардинального переустройства церковного организма, без восстановления подлинной соборности. Конечно, внутрицерковная свобода может на первых порах послужить выходу на поверхность самых дремучих взглядов и архаических настроений, но попытка бороться с ними путем бюрократического насилия абсолютно безнадежна. Более того, носители агрессивно-фундаменталистских убеждений приобретают некоторый ореол "праведности", когда оказываются жертвами притеснений со стороны жесткой и порой жестокой церковной власти. Пусть они выделятся в самостоятельные структуры и получат возможность открыто отстаивать свои взгляды – это лучше, чем терпеть их полуподпольное существование или их попытки захватить в свои руки вертикаль власти.
С великой горечью мы должны признать, что не только Русская церковь, но и вселенское православие в целом давно уже вошло в состояние застоя, законсервировалось в средневековых имперских формах. В результате православие становится маргинальным, все более сдвигается на обочину мировой истории. Причины этого духовного бедствия – не столько в проблемах вероучения, сколько в отсталости церковного строя, в его
О том, как тамплиеры строили Русь, см. работы Дмитрия Зенина:
http://www.regels.org/Tamplier.htm
http://www.regels.org/Moscow.htm
Рыцарь-монах: это было новое слово в христианстве, сочетание двух служений, которые казались несовместимыми. Орден тамплиеров изменил весь ход мировой истории. Перед новыми небывалыми вызовами образ святого рыцарства снова притягивает сердца христиан, потерявших прежний огонь веры.
Пролог
Гуго, рыцарю Христа и Магистру Христова Ополчения: Бернар, известный в миру как аббат Клервоский, желает ему вести справедливую битву.
Если я не ошибаюсь, мой дорогой Гуго, не один, не два, а три раза вы просили, чтобы я написал краткое наставление Вам и Вашим товарищам. Вы говорите, что уж если мне не дозволено держать в руках копье, то, по крайней мере, я мог бы направить против врага-тирана свое перо, и что эта скорее моральная, чем материальная поддержка, окажет Вам немалую помощь. Я довольно долго откладывал Вашу просьбу не потому, что пренебрег ею, а лишь для того чтобы меня не обвинили в слишком поверхностном и поспешном к ней отношении. Я боялся плохо сделать то, что более умелая рука сделала бы лучше, и таким образом, работа могла бы остаться из-за меня не выполненной, и выполнение ее стало бы еще более затруднено.
Итак, затратив много времени на раздумья такого рода, я, наконец, решил сделать то, что мог, потому что не хотел, чтобы моя неспособность была принята за нежелание. Пусть читатели сами судят о результате.
Если кому-либо моя работа покажется никуда не годной или не отвечающей ожиданиям, я все же буду удовлетворен тем, что сделал все, что было в моих силах.
Глава 1.
Слово наставления рыцарям-тамплиерам.
По всей видимости, на земле появилось новое рыцарство и появилось именно в той ее части, которую посетил во плоти Восток(?) свыше. И как тогда потревожил он принцев тьмы силой своей могучей десницы, так теперь стирает он с лица земли их последователей, детей неверия, рассеивая их руками своих могучих воинов. И теперь несет он избавление народу своему, вновь воздвигнув рог спасения нашего в доме Давида, слуги своего.
Это, говорю вам, новый тип рыцарства, неизвестный прошедшим векам. Он непрерывно ведет войну на два фронта, против зла во плоти и против духовного его воинства на небесах.
Если кто-либо сильно противостоит врагу во плоти, уповая лишь на крепость плоти, едва ли я отмечу это, ибо примеров тому множество. Также и когда кто-либо борется с демонами и пороками одной лишь духовной силою; нет в этом ничего удивительного, хотя и заслуживает похвалы, ибо мир полон монахов.
Но когда видишь человека, мужественно опоясывающего себя обоими этими мечами, кто не сочтет это достойным всяческого удивления, тем более, что ранее такого не случалось!
Вот это поистине рыцарь без страха, защищенный со всех сторон потому что душа его защищена броней веры, тогда как тело защищено броней из стали. Так он вооружен вдвойне, и не страшен ему ни дьявол, ни человек. Не потому, что он просто не боится смерти - нет, он даже жаждет ее. Зачем ему бояться жизни или смерти, если жизнь для него - Христос, а смерть - благо? Радостно и с верою стоит он за Христа. Но с еще большей радостью предпочел бы он раствориться во Христе и пребывать с ним.
Идите уверенно вперед, рыцари, и отразите врагов креста Господня своими отважными сердцами. Знайте, что ни жизнь, ни смерть не в силах лишить вас любви Господа нашего Иисуса Христа, и повторяйте при любой опасности следующие слова: "Живые ли, мертвые ли, мы принадлежим Господу нашему." Вот это слава - вернуться победителями с такой битвы! Благословен тот, кто умрет в этой битве как мученик!
Радуйся, храбрый атлет, если живешь и побеждаешь в Господе, но радуйся и торжествуй еще больше, если умирая, воссоединяешься со своим Господом. Жизнь воистину плодотворна и победа
Многие спрашивают: "как возможно общение простого человека с Богом?"
Но что значит, "простого"? А "непростой" – это кто?
Аскет-молитвенник в пещере?
Пророк, одаренный необыкновенными дарами?
Мудрец, познавший все учения мира?
Перед Богом все мы "простые".
И общение с Богом тоже достигается очень "просто".
Мудрить тут нечего, незачем искать особых откровений, нужно просто довериться Ему и внутренне открыться перед Ним.
Один искренний вздох – и Он тебе откроется навстречу. Причем таким способом, который понятен и доступен именно тебе лично. А другому откроется как-то иначе.
Вот только внутри нас что-то этой искренности мешает. Здесь (и только здесь) нужно сделать усилие – отодвинуть эти препятствия в сторону, просто не обращать на них внимания.
А после того, как Он даст Себя почувствовать, можно поразмыслить, что все это значит, и как вести себя дальше? Во время общения с Богом мы забываем о себе, Он заполняет нас Собой. Но после того как общение закончилось, когда мы вспоминаем о нем, в нас непременно возникает гордыня по этому поводу. И мы начинаем думать, как от нее избавиться, потому что это чувство глубоко противоречит тому, что мы испытали во время Божественного посещения. Так начинается духовная жизнь – глубокая и трудная, радостная и горькая, с прорывами и отступлениями. Но тому, кто вступил на этот путь, все остальное покажется просто скучным. «Так сладок Иисус, что весь мир прогорк для меня» – сказал один из христианских святых.
Без опыта общения с Богом мы о Нем знаем только понаслышке, хотя с этого все и начинается – "вера от слышания". Без этого опыта мы не можем понять всю глубину нашей гордыни, не можем постичь сущность нашей эгоистической природы.
Но легко дается только первый опыт богообщения.
Теперь, когда мы ощутили, что Бог есть Любовь, начинается внутренняя борьба: что для меня важнее – желание самому научиться так же любить, или упрямое нежелание изменить свою эгоистическую натуру.
Та же гордыня может побуждать меня к тому, чтобы добиваться регулярного повторения опыта – в подтверждение собственной необыкновенности. Но горделивая мотивация или простое мистическое любопытство Божественного отклика не вызовет. А если мы будем очень настойчивы, то может случиться так: вместо Бога придет кто-то другой, кому твой эгоизм глубоко созвучен. Придет иной дух, который выдает себя за бога и который нам так "близок" и понятен, потому что он – такой же гордец, как и мы.
Чтобы достичь внутренней тишины, искренности и открытости перед Богом, надо преодолеть смертельное сопротивление Эго... Моему подсознательному Эго кажется, что оно погибнет, если Бог действительно есть и если Бог действительно есть Любовь. И оно сопротивляется – глухо и непреклонно. Ему на помощь услужливо приходит рассудок, который убеждает, что Бога нет или что он безличен и потому безразличен ко мне, или что я – уже по природе часть божества и поэтому кроме меня самого мне уже никто не нужен. Много чего разум может придумать, потому что он сам вырос из нашей эгоистической природы.
И так будет до тех пор, пока я, наконец, не скажу самому себе: "пусть погибну, если нет Истины, потому что без нее ("без ТЕБЯ") меня все равно нет".
И тогда мы вступаем на следующий этап духовной жизни, которая никогда уже не прекратится: наш разум, наши чувства, наше подсознание постепенно начнут меняться навстречу Богу. И предела этому росту нет, потому что Бог бесконечно превосходит нас: нам всегда будет, куда возрастать дальше.
Бог хочет, чтобы мы Его узнали напрямую, но мы сами от Него закрываемся. Он говорит нам: "Вот, стою у двери и стучу"; "Сын Мой, дай Мне твое сердце".
Более подробно обо всем этом
http://www.regels.org/Holy-Trinity.htm
В газете "Аргументы и Факты" №10(543), март 1991 г. была опубликована редакционная заметка без заголовка, посвященная одному известному пророчеству Нострадамуса. Вот ее текст:
У Нострадамуса в переводе В.Завалишина (изд. Николая Дембре, Андрианополь, 1974 г.) имеется следующий текст:
"И в октябре вспыхнет великая революция, которую многие сочтут самой грозной из всех, когда-либо существовавших.
Жизнь на земле перестанет развиваться свободно и погрузится в великую мглу. А весной и после нее произойдут грандиозные перемены, падения королевств и великие землетрясения; и все это сопряжено с возникновением нового Вавилона, мерзкой проституцией, отвратительной духовной опустошенностью, и это продлится 73 года и 7 месяцев...
Страны, города, поселки, провинции, свернувшие с их прежних путей ради свободы, будут еще более сильно порабощены и затят злость против тех, по чьей вине они потеряли свободу и веру. И тогда слева разразится великий мятеж, который приведет к еще большему, чем прежде, сдвигу вправо.
Тогда будут восстанавливать поруганные святыни и прежние религиозные писания, так долго терзаемые..."
Редакция предлагает читателям самим догадаться, к каким событиям может относиться эта цитата.
Павел Лукьянченко
Мое сегодняшнее примечание (2010г.):
Ясно, что редакция намекала на то, что с революции 1917 года как раз прошло 73 года. Но тогда еще нельзя было предполагать, что это предсказание исполнится с такой высокой точностью. 73 года и 7 месяцев, если считать с 8 ноября 1917, исполнялись 8 июня 1991.
IV Съезд народных депутатов РСФСР, на котором был принят Закон о Президенте РСФСР, назначен срок выборов (12 июня 1991 г.) и выдвинуты кандидатуры, прозошел только в конце мая, о чем впервые было сообщено в АиФ №20 (553) 1991 г. И только АиФ №23, уже за июнь, сообщалось о создании штаба по избранию Б.Н.Ельцина.
Предсказание исполнилось с точностью до 4 дней, и в статье, написанной по предложению редакции, я опубликовал это вычисление - за два с половиной месяца до предсказанного события! Тогда еще не была назначена дата, и не было еще никакой уверенности в том, что эти выборы будут фактически означать конец существования СССР. Так что мы здесь имеем случай редкий случай правильного предсказания, подтвержденного документально.
Вот текст моей статьи:
ТАК ЧТО ЖЕ ПРЕДСКАЗАЛ НОСТРАДАМУС?
Лев Регельсон
Аргументы и Факты. №13 (546), март 1991 г.
Под рубрикой:"Мнение специалиста"
За четыре с половиной века наследие, оставленное нам Нострадамусом, изучено вдоль и поперек. Но по поводу достоверности его пророчеств к единому мнению "нострадамология" так и не пришла. Одни комментаторы считают, что исполнилось 95% предсказаний, другие называют более скромную цифру - 50%, третьи утверждают, что не исполнилось вообще ни одного. Но с научной точки зрения исполнение даже 1% предсказаний - это потрясающий факт, полностью изменяющий одностороннее материалистическое представление о мире.
Прежде всего надо обратиться не к сомнительным переводам (фактически - произвольным пересказам), а к подлинным текстам Нострадамуса. Благо такая возможность у нас есть. С волнением я держу в руках последнее прижизненное издание "Центурий" 1566 г., которое хранится в Музее книги Ленинской библиотеки, и с помощью словарей старофранцузского языка получаю дословный (подстрочный) перевод. И затем сверяю его с лучшими справочными изданиями по Нострадамусу на английском и немецком языках.
Возьмем только те пророчества, где прямым текстом приведены точные даты: на период с 1580 г. по настоящее время я их насчитал 11. Например:
"Арабами захвачен король Марокко, год 1607"; 1727 год, в октябре короля Персии возьмут в плен люди Египта"; "прежде чем истечет 177 лет 3 месяца и 11 дней со времени, когда я пишу (1 марта 1555 г. - Л.Р.); мир уменьшится и мало останется людей".
Ничего похожего в указанные даты или близко к ним не произошло. Другие предсказания с датами также либо ошибочны, либо слишком туманны.
Есть лишь одно несомненное "попадание", но зато какое!
"Христианская Церковь будет подвергнута жестоким преследованиям... Это продлится до 1792 года, который будут считать возобновлением века" - пишет Нострадамус в письме к королю Генриху II (если место не указано, всегда имеется в виду Франция).
Но все же и это попадание не вполне точно: гонение на церковь времен Великой Французской революции в этом году не закончилось - якобинский террор был еще впереди. Кроме того, эту "стрелу во времени", попавшую в цель, Нострадамус направил не в одиночку. Его прешественники - астрологи Пьер Тюррель и Ришар Русс уже писали о грядущих великих переменах в мире в период в
2010-06-07 АПН
Виктор Аксючиц. Мемуары
К двадцатилетию избрания председателя Верховного совета РСФСР
Первая моя депутатская инициатива — по поводу российского флага. Олег Румянцев принёс в зал заседаний Съезда флажки — российский бело-сине-красный триколор, предложил мне и Мише Астафьеву установить их на своих депутатских столиках. Эта акция вызвала агрессивную реакцию зала, пошли записки в президиум. Ведущий Съезд председатель избирательной комиссии СССР огласил проект постановления Съезда: немедленно убрать из Кремля имперские царские символы. Миша Астафьев попытался объяснить историческое значение флага, и что он не является царским, ибо был флагом Временного правительства. Но его появление с флажком возле трибуны было воспринято как провокация, Мише слова не дали и немедленно проголосовали «за» почти единогласно. После чего все депутаты (включая и тех, кто называл себя демократом) встали под собственные аплодисменты. Мне до сих пор не понятен этот порыв, разве что они аплодировали своей безкультурности и недальновидности. Ибо через год, в августе 1991 года, этот флаг был объявлен государственным. 18 августа 1991 года в зале заседаний Совета Национальностей Дома Советов проходила конференция Российского христианского демократического движения (лидером которого я был), в начале которой нами в президиуме советский красный флаг был заменён российским трёхцветным, который через несколько дней был вознесён над Домом Советов.
Когда Б. Н. Ельцина выдвинули кандидатом в председатели Верховного Совета РСФСР, я подошёл к его столику в зале заседаний, меня поразила его открытая доброжелательная улыбка, — всё-таки это была харизматичная личность. Предложил ему инициировать перед выборами выступления представителей новых партий, чтобы поддержать зачавшуюся многопартийность, что могло быть полезным и для выборов Ельцина. Борис Николаевич в мягкой форме отказался.
Меня выдвинул кандидатом в Председатели Верховного Совета РСФСР лидер воркутинских шахтеров Виктор Яковлев. Это позволило мне воспользоваться общероссийской трибуной для декларирования своей общественно-политической позиции. 29 мая 1990 года на заседании Съезда народных депутатов впервые за годы советской власти в Кремле многое было названо своими именами, что-то звучит актуально и сегодня.
Положение нашей страны настолько катастрофично, что для того, чтобы преодолеть эту катастрофу, обществу необходимо совершить сверхусилие. Опыт истории учит, что сверхусилие общество способно совершить только в том случае, если его возжигает некий сверхидеал. Ибо на великие дерзания человек способен, когда он предстоит не перед прахом земли, а перед небесными, вечными, то есть абсолютными ценностями. Обретение обществом высших идеалов означает религиозно-национальное возрождение, об этом свидетельствует история.
Положение нашей страны настолько катастрофично, что для того, чтобы преодолеть эту катастрофу, обществу необходимо совершить сверхусилие. Опыт истории учит, что сверхусилие общество способно совершить только в том случае, если его возжигает некий сверхидеал. Ибо на великие дерзания человек способен, когда он предстоит не перед прахом земли, а перед небесными, вечными, то есть абсолютными ценностями. Обретение обществом высших идеалов означает религиозно-национальное возрождение, об этом свидетельствует история.
Перед нами - трилогия А.Л.Янова «Россия и Европа. 1462-1921» (Москва: Новый Хронограф, 2007-2009). Острую актуальность этой работы для становления нашего исторического самосознания прекрасно выразил Дмитрий Борисович Зимин (из старообрядческого рода, создатель фирмы «Билайн», президент благотворительного фонда «Династия»): «Интеллигентный человек, который не читал Янова – это нонсенс».
Полностью присоединяюсь к этой оценке. Что бывает крайне редко, автор сочетает владение громадным объемом фактического материала с масштабностью историософских обобщений.
Полторы тысячи страницы читаются на одном дыхании, русская история предстает как великая «драма идей», причем таких идей, которые и сейчас борются в нашей душе.
Основная идея (дальше всё излагаю своими словами):
РОССИЯ – ЭТО ЕВРОПА, глубинно, сущностно, традиционно Европа.
Иными словами, России нет необходимости, на петровский манер, прорубать разные окна и насаждать иноземные порядки. Надо просто решиться быть собой, вернуться к себе – и мы окажемся в Европе, в русской Европе, а не в какой-то химерической Евразии (или в Азиопе).
Три тома Александра Янова посвящены доказательству этого тезиса. Половину жизни вынужденно проведя за рубежом, он все это время страстно боролся против западной русофобии, против расхожего стереотипа, что Россия – изначально, архетипически холопская страна, в которой не может прижиться никакой строй, кроме деспотического.
При этом все знают, что до монгольского ига Русь была страной вольных дружинников и вечевой демократии.
Существует, однако, расхожее мнение, что русская государственность якобы заимствована у монголов.
Это мнение не имеет ничего общего с исторической действительностью.
Монголы ведь не колонизировали покоренные земли, они лишь собирали с них дань и для устрашения совершали эпизодические набеги. Разве так строилась Московия?
Конечно, Москва умело использовала свое привилегированное положение собирателя ханской дани – для собирания вокруг себя русских земель. Также и Церковь, которая усердно молилась на литургии о благоденствии «нашего царя» (т.е. ордынского хана) и была свободна от ханских поборов, содействовала московским князьям в этом собирании и заодно наращивала свои земельные владения.
Решающее значение придает А.Янов становлению московской государственности именно в послеордынский период. Его любимый герой – великий князь Иван III, который был типичным европейским государем своей эпохи. Он терпеливо и целеустремленно строил сильную централизованную монархию, но при этом никогда не покушался на прочно установившиеся традиции – неписаную конституцию того времени. При необходимости он был жесток и решителен – ни одно европейское государство без этого не строилось, но он всегда опирался на существующие общественные силы и сословия, искусно лавировал между ними, создавая систему сдержек и противовесов – и ему никогда не приходило в голову, как впоследствии его внуку, своевольно порушить все традиции, создать банду личных головорезов и с ее помощью раздавить все сословия и всех уравнять в бесправии перед своей личной властью.
Для строительства централизованного государства нужно было сформировать сословие служилых людей, полностью зависимых от этого государства. Но чем с ними расплачиваться? Денежное налогообложение было еще только в зачатке, главное средство оплаты было одно – земля. А где ее взять? Причем сама по себе земля ничего не стоила, ценность представляла земля с работающими на ней крестьянами.
А такая земля делилась на три категории: боярская (вотчинная), церковная и свободно-общинная.
У кого отобрать землю, чтобы наделить ею государственных служащих – помещиков (то есть «по месту» службы)?
У бояр? Это значило войти в жестокий конфликт со сложившимся сословным строем – что за монархия без сильной аристократии?
Раздать помещикам землю свободных крестьян? Но это было самое прогрессивное и производительное сословие, которое платило самые большие налоги. А попробуй взять денежный налог с бояр или монастырей! Именно из свободных крестьян стала выделяться «предбуржуазия» («кулачество»), из него вербовались торговцы и ремесленники, люди вольного духа. Да и наемная профессиональная армия (стрелецкое войско), тоже формировалось в основном из них же.
Иван III понимал:
Учение о перевоплощении свойственно всем оккультическим и теософическим течениям. В этом отношении они представляют родовое явление.Именно идея перевоплощения наиболее соблазняет в этих учениях. В то время как учение о составе космоса и планетарных эволюциях совсем непереводимо на язык духовного опыта человека, с трудом связывается с его судьбой и есть заучивание наизусть теософических учебников, как заучиваются учебники географии и минералогии, учение о перевоплощении действительно может быть связано с духовной жизнью человека и с его судьбой. Оно пытается дать ответ на мучительное вопрошание о несправедливых страданиях жизни.
Популярность теософии и антропософии связана именно с учением о перевоплощении. И этой популярности способствуют слабость и неудовлетворительность богословских учений о генезисе души и ее конечной судьбе. С трудом можно примириться с традиционным учением, согласно которому душа творится во время зачатия и, следовательно, в этот момент ей сообщается первородный грех, подобно заразной болезни, как трудно примириться с другим учением, согласно которому душа есть продукт родового процесса и получает первородный грех, как наследственную болезнь. Ни то, ни другое учение не объясняет тайны первородного греха, свойственного всему роду Адама, и не дает никакого оправдания человеческим страданиям и несправедливостям индивидуальной судьбы.
Но более всего непереносимо для современного сознания учение о вечных адских муках. Ад может быть принят лишь как иррациональная тайна, о которой невозможно строить никаких учений и вообще невозможно мышление. Всякая попытка строить познавательное учение об аде вызывает протест нравственного чувства*.
Популярность теософических учений о перевоплощении в значительной степени объясняется недостаточностью и неприемлемостью традиционных богословских учений. Учение о перевоплощении очень упрощенно, оно рационализирует тайну человеческой судьбы, но оно для многих оказывается нравственно более приемлемым, чем эта окончательная зависимость вечной судьбы от маленького отрезка времени от рождения до смерти человека, которая утверждается в христианском богословии. Учение о перевоплощении примиряет человека с несправдливыми и непонятными страданиями жизни, с болезнью, смертью близких, бедностью, неуспехом в жизни, разочарованиями, изменой и т.д. Человек перестает сравнивать свою судьбу с более счастливой судьбой других людей и принимает ее.
Учение о перевоплощении принадлежит к древним учениям человечества. Оно было в религиозной философии Индии, в Египте, в Греции – в пифагорействе, в орфизме, у Платона. Но теософия XIX и
Между Троицей и адом нет никакого иного выбора Священник Павел Флоренский
Наша социальная программа – это учение о Троице
Николай Федоров
Что значит исповедовать Троицу?
"Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими "монотеистами". Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, большая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном виде" .
Это сказал римо-католический богослов Карл Ранер, и мы, к сожалению, должны признать правоту его слов. Слишком многие христиане в настоящее время затрудняются увидеть особый смысл в учении о Троице, а большинство просто игнорирует его как излишнее. "Три-в-Одном и Один-в-Трех" – разве это не что иное, как головоломка, богословская загадка? Разве я чувствую, что в учении о Троице содержится нечто, относящееся непосредственно ко мне? Какое практическое значение имеет это учение для моей
"Брат наш есть наша жизнь" – говорил Старец. Через любовь Христову все люди воспринимаются, как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия. Заповедь – любить ближнего, как самого себя, – он начинает понимать не как этическую норму; в слове как он видит указание не на меру любви, а на онтологическую общность бытия.
"Отец не судит никого, но весь суд дал Сыну... потому что Он Сын человеческий" (Ин: 5:22-27). Сей Сын человеческий, Великий Судья мира – на Страшном Суде скажет, что "единый от меньших сих" есть Он Сам; иными словами бытие каждого человека Он обобщает со Своим, включает в Свое личное бытие. Все человечество, "всего Адама" воспринял в Себя и страдал за всего Адама.
После опыта адских страданий, после указания Божия: "Держи ум твой во аде" для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых, и за грядущих. В его молитве, выходившей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и не познавших Его. Для него было несносным сознавать, что люди будут томиться "во тьме кромешной".
В беседе с одним монахом-пустынником, который говорил: "Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне". Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимымдушевным волнением сказал: "Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?"- "А что поделаешь, сами виноваты" – ответил монах. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: "Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех".
И он действительно молился за всех; молиться только за себя стало ему несвойственным. Все люди подвержены греху, все лишены славы Божией (Рим. 3:22). Для него, видевшего уже в данной ему мере славу Божию и пережившего лишение ее, одна мысль о таковом лишении была тяжка. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь по неисповедимой любви Своей дал им Себя познать.
До конца своей жизни, несмотря на падающие силы, и на болезни, он сохранил привычку спать урывками. У него оставалось много времени для уединенной молитвы, он постоянно молился, меняя в зависимости от обстановки образ молитвы, но особенно усиливалась его молитва ночью, до утрени. Тогда молился он за живых и усопших, за друзей и врагов, за весь мир.
По материалам http://silouan.narod.ru
Запись 17 мая 2010 года (Л.Р.)
Вот что я подумал, читая Силуана, который когда-то был моим первым прводником в мир Добротолюбия.
Когда душа уподобится образу Святой Троицы, ее ждет не только радость Божественной любви. Какая великая скорбь ее ожидает! За тех, кто еще этого образа не принял. Пока хоть один такой останется, эта боль не пройдет.
Эта скорбь не давит на них, потому что они о ней не знают.
Когда мне на миг дано было испытать это сострадание, только тогда я понял, какую непрестанную боль я причиняю святым своей собственной "несообразностью". А раньше я только умом знал об этом, но сердцем не чувствовал.
Эта дискуссия завязалась в личной переписке, но мы решили, что ее содержание может быть интересным не только нам.
Мадекин Андрей Ильич (далее А.М.)
Лев Львович, здравствуйте!
Прослушал по Вашей подсказке передачу на Свободе (по поводу семинара в центре Карнеги, посвященного книге Александра Янова: «РОССИЯ И ЕВРОПА»)
Спасибо, было интересно. Особенно приятно Ваше упоминание о старообрядцах. Мнения у всех разные – но сходятся в одном: Путин – диктатор. И никто не объясняет, почему. А я не могу понять, в чем он так провинился: вроде все выступают открыто, никто не боится, даже бравада чувствуется. Вы же на себе знаете, что такое реальная диктатура, и разве нынешние времена можно сравнивать?..
Регельсон Лев Львович (далее Л.Р.)
Привет, Андрей!
Рад видеть твои материалы в Моем Мире.
Насчет Путина несколько слов сказал только профессор Васильев: что, мол, в России все остается как всегда. А я довольно резко возразил: «Господа, имейте совесть! Те, которые говорят, что у нас ничего не меняется. Все-таки Брежнев – не Сталин, а Путин – не Брежнев».
Это Михаил Соколов в своей программе так повернул, особенно в заключительном интервью с Юрием Афанасьевым. А тот вообще на нашем семинаре не был.
Полная аудиозапись и стенограмма семинара здесь
http://www.carnegie.ru/events/?fa=2882
А Путин – никакой не диктатор. Просто опытный бюрократ и популист. Он пошел навстречу всеобщему «крику души»: хотим порядка, не надо нам никаких новшеств, верните все как было!
И Ходорковского он посадил со всеобщего одобрения и в назидание всем другим.
А.М. Я в одном месте прочитал, что Ходорковский был назначен "смотрящим" по России от Ротшильдов (я, конечно, в это не верю). И антипутинская компания объясняется тем, что его посадкой были затронуты какие-то очень могущественные силы мирового масштаба. А дискуссия о демократии – просто форма, в которую выливается борьба... Когда не хватает юридических аргументов – идет апелляция к общим принципам свободы и демократии. И, вообще, демократии может быть сколько угодно, но если она будет самостийной, не встроенной в мировую систему, то ее никогда не признают за демократию.
Как говорил Серафим Саровский: "добро без Бога, не есть добро"… Кажется, так звучит?
Что Вы думаете по этому поводу?
Л.Р. Насчет признания нашей демократии.
Да не все ли нам равно, признают ее или не признают?
Свобода нужна для себя, а не для того, чтобы угодить дяде Сэму.
Там, где есть свобода предпринимательства, там прогресс, модернизация, богатство, мощь.
А где его нет – все наоборот. Как у нас сейчас.
Ходорковский принял идею предпринимательства всерьез – а это смертельная угроза для правящего класса, то есть государственной бюрократии.
Вот в чем его настоящая вина – и они ему этого никогда не простят.
А в народе настроение изменилось. Теперь ему все больше сочувствуют. И даже прощают ему его богатство. Мученик-миллиардер, это что-то новое в России. Стоит задуматься…
Раньше средоточием борьбы была свобода слова. Советский Союз эту свободу слова «переварить» не смог – и распался. Сможет ли сегодняшняя Россия «переварить» свободу предпринимательства? Сегодня центр общественного интереса – не политика, не свобода слова, не права человека, а именно – экономика. Народ инстинктивно чувствует, что судьба России определяется здесь: без современной экономики страна будет бедной, отсталой и, главное – слабой. Сегодня слова "за державу обидно" возникают при взгляде на фантастический рывок нашего когда-то "младшего брата".
А преподобный Серафим говорил совсем другое: "Добро, не ради Христа делаемое, спасения не приносит".
Почувствуй разницу: он не говорит, что это – не добро, он говорит, что для вечной жизни это не имеет значения. Большинство людей делают добро вовсе не ради вечной жизни, а для того, чтобы иметь спокойную совесть и похвалу от ближних. И в этом они уже имеют свою награду.
Но зачем же хулить добро, даже если оно не ради Христа делается? Оно от этого не перестает быть добром. Ты допускаешь опасную передержку и готов добро назвать злом, если оно не имеет религиозной окраски. Серафим этого не делал.
А.М. Я абсолютно согласен, что слом коммунизма был необходим, и первый срок Ельцина был со знаком плюс, но этого нельзя сказать о втором сроке.
21 век вносит коррективы в общую теорию. Либеральная Европа дышит на ладан. Хороший рост – 1% в год, колоссальные долги, социальное иждивенчество, эмигранты и т.д. Какая
Интервалы полярности магнитного поля. 1.Прямой. 2.Обратный. 3.Частого чередования. 4.Неисследованные. Физическая Энциклопедия. Статья «Палеомагнетизм».
В последнее время об этом много говорят и пишут, предсказывая близкий «конец света».
Насколько реальны эти опасения?
Прежде всего уточним, о каких полюсах идет речь.
Если о магнитных, то за последние 500 млн. лет произошло несколько сотен полных инверсий (поворотов на 180°), и никакой связи с массовыми вымираниями не обнаружено. По-видимому, земная атмосфера достаточно хорошо поглощает опасные излучения даже в моменты смены полярности, когда магнитное поле падает до нуля. Наряду с инверсиями, обнаружены «эскурсы»: отклонения на углы 60°– 90°. Из-за своей геологической кратковременности (порядка 10 тыс. лет) они изучены значительно хуже.
Совсем другое – смена географических полюсов.Здесь также надо уточнить, что ось вращения не может изменить своего положения из-за огромного момента инерции Земли. Но одна из версий такого «поворота» не противоречит законам физики: тоненькая «скорлупка» – твердая земная литосфера вполне может изменять свое положение относительно оси вращения Земли.Мощные ледовые шапки: Гренландия и особенно Антарктида – расположены не по оси вращения и поэтому создают силу, стремящуюся переместить эти шапки в сторону экватора. Впервые эту мысль высказал Чарльз Хэпгуд в книге «Дрейфующая земная кора» (1953), одобрительное предисловие к которой написал Эйнштейн.Литосфера лежит на магме, которая в обычных условиях препятствует этому движению. Но стоит магме причинам разогреться на несколько градусов – и она станет «скользкой». Литосфера придет в движение и географические полюса окажутся совсем в других местах.
Не связано ли нынешнее глобальное потепление с постепенным разогревом магмы, вызванным какими-то физическими процессами в глубинных слоях земного шара? Возможно, что это событие эпизодически, хотя и не регулярно, случается в истории нашей планеты.
Если «экскурсы» магнитного поля связаны с подобными смещениям литосферы, то «аномальное» положение географических полюсов должно длиться порядка 10 тысяч лет.
Последнее внезапное и массовое вымирание живых организмов (особенно крупных, таких как мамонты) имело место 12 тысяч лет назад, что хорошо укладывается в эту оценку. «Внезапное» - потому что тела мамонтов могли сохраниться только в результате очень быстрого замерзания.
Возможно, время уже вышло и скоро литосфера вернется в свое «нормальное» положение.
И тогда нас ждет грандиозная геофизическая катастрофа.
Технический прогресс позволит нашей цивилизации выжить, если мы к этому испытанию хорошо подготовимся.
Религиозно-мистические аспекты вопроса – см. статьи того же автора на
Вселенский Патриарх Филофей, узнав, что в далекой Руси в лице Сергия Радонежского явился “великий светильник” духа, изумленный и обрадованный, отправил к нему целое посольство, убеждая его установить общежительное монашество.
“Мы слышали о добродетельной жизни твоей, писал Сергию Филофей, и очень одобрили ее и славим Бога. Но одного недостает тебе – общежития. Ты знаешь, преподобный, и Богоотец Давид, обнявший все разумением, хвалит общежитие: Се что добро или красно, но еже жити братии вкупе”.
Авторитетный совет патриарха поставил Сергия Радонежского перед великим и труднейшим духовным вопросом.
Само по себе общежитие, построенное на дисциплине и послушании старшим, было обычным делом, и не только в монашестве, но и в войске, в любой школе – наконец, в большой патриархальной семье. В монашестве общежитие обычно рассматривалось как более легкая, начальная стадия духовного возрастания высшие ступени подвижничества достигались в одиночестве, в схиме. “Всех люби, от всех беги” учил еще в IV веке основатель восточного монашества Антоний Великий.
У Сергия Радонежского и его последователей духовная ситуация была особой: они уже почти 25 лет жили фактически в схиме. Эти подвижники, помогая и советуя друг другу, жили рядом, но отдельно, каждый по своему распорядку и от Бога полученному разумению, по “данной ему благодати”. Для таких монахов уставное общежитие могло привести к потере благодатных даров, нарушению личного общения с Богом того общения, ради которого они и отреклись в свое время от мира. Сергий решал один из сложнейших вопросов человеческого бытия вообще: может ли в условиях общежития человеческая личность расти дальше определенного предела, можно ли сотворять себя не только вместе с Богом, но и вместе друг с другом?
Решение, обретенное Сергием и его собратьями, стало великим вкладом русского духа в сокровищницу христианства. Богословская формула этого решения была глубока и проста:
“Единство во образ Святой Троицы”.
В православной традиции это был шаг огромной важности. Конечно, в византийских монастырях ученики, собиравшиеся вокруг учителя-старца, естественно становились духовным содружеством, и оно обычно сохранялось и после их возвращения в мир. Но то было лишь ученическое братство, перераставшее затем в сотрудничество. Главное же само “умное делание”, само вхождение в богообщение оставалось призванием, по преимуществу, индивидуальным. Общежитие как уподобление Богу, братство как путь к соединению с Богом, человеческая соборность как образ Божий прецедент такой практики был лишь в раннехристианской общине, исполнявшей призыв Иисуса Христа:
“Да будете едино, как Я и Отец одно”.
В провозглашенной Сергием соборности снова выявилось исконное русское устремление к последовательному и полному воплощению духовных истин в реальной жизни. В этом русские ученики превосходили своих византийских учителей.
Соборность во образ Святой Троицы стала у Сергия Радонежского живым ликом церковности, явленным всему миру образом жизни во Христе.
Воплощенный в живых людях, соединенных Христовой любовью, образ Святой Троицы мог теперь стать предметом иконного изображения. По заказу игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, Андрей Рублев написал свою “Троицу” в память и “в похвалу” преподобному Сергию. Можно аргументированно показать, что эта икона Рублева действительно есть “богословие в красках”, что она несет в себе откровение и пророчество о Боге и человеке, новое углубление
В 1932 г. в Италии была опубликована брошюра "Идеология фашизма" с предисловием и примечаниями Бенито Муссолини. Содержание ее очень поучительно – многие сегодняшние «имперцы» могут увидеть себя здесь как в зеркале. Не слишком почтенное родство.
Основные идеи брошюры:
Мир для фашизма есть мир не только материальный, манифестирующий себя лишь внешне, в котором человек, являющийся независимым индивидом, отдельным от всех других, руководится естественным законом, инстинктивно влекущим его к эгоистической жизни и минутному наслаждению.
Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность.
Фашизм концепция религиозная; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником духовного общения.
Против демолиберального индивидуализма, мы первые утверждаем, что индивид существует только в государстве и только приемля необходимость государства, и что шаг за шагом с осложнением цивилизации свобода индивида все более ограничивается.
Кто говорит либерализм, говорит «индивид»; кто говорит «фашизм», тот говорит «государство». Но фашистское государство единственное и представляется оригинальным творением.
В фашистском государстве индивид не уничтожен, но скорее усилен в своем значении, как солдат в строю не умален, а усилен числом своих товарищей. Фашистское государство организует нацию, но оставляет для индивидов достаточное пространство; оно ограничило бесполезные и вредные свободы и сохранило существенные. Судить в этой области может не индивид, а только государство.
Государство не имеет своей теологии, но оно имеет мораль. В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством.
Фашистское государство не создало своего «Бога», как это сделал Робеспьер в момент крайнего бреда Конвента; оно не стремится тщетно, подобно большевизму, искоренить религию из народных душ. Фашизм чтит Бога аскетов, святых, героев, а также Бога, как его созерцает и к нему взывает наивное и примитивное сердце народа.
Фашистское государство есть воля к власти и господству. Римская традиция в этом отношении есть идея силы. В фашистской доктрине империя является не только территориальным, военным или торговым институтом, но также духовным и моральным.
Из примечаний Бенито Муссолини:
Борьба есть источник всех вещей, поэтому вся жизнь полна контрастов: любовь и ненависть; белое и черное; день и ночь; добро и зло; и пока эти контрасты не придут в равновесие, борьба как высшая фатальность будет всегда основой человеческой природы.
Мир не наступит, пока народы не отдадутся во власть христианской мечты всеобщего братства и не протянут друг другу руки через моря и горы. Я, со своей стороны, не очень верю в эти идеалы, но и не исключаю их, ибо я ничего не исключаю.
Мы разорвали все истины откровения, мы наплевали на все догмы, мы отвергли все райские мечты, заклеймили всех шарлатанов: белых, красных, черных, которые пускают в продажу чудотворные рецепты «счастья» для человеческого рода. Мы не верим программам, схемам, святым и апостолам; мы не верим особенно в счастье, в спасение, в землю обетованную.
Дух универсален по самой своей природе. Поэтому можно предвидеть фашистскую Европу..., разрешающую проблему современного государства в фашистском духе; государства 20 века, весьма отличного от государств, существовавших до 1789 г. и образовавшихся затем.
Фашистское государство настаивает полностью на своем этическом характере, оно есть государство католическое, но фашистское, даже прежде всего, исключительно и главным образом, фашистское. Католицизм его восполняет и мы это открыто заявляем, но пусть никто даже не пытается, под видом философии или метафизики, подменить карты на столе.
Википедия, ст. "Доктрина фашизма", число ссылок - 21.
Метки: идеология фашизма, Муссолини, фашистская Европа, фашизм и религия