• Авторизация


АКАДЕМИК НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА: “В начале было Слово”.. 06-02-2019 16:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
Очевидно, что к вере нельзя прийти ни под чьим-то влиянием, ни по одному лишь эмоциональному порыву, ни тем более по причине логически выстроенных умозаключений. Духовный путь человека - слишком тонкая материя.

Сокращенный вариант интервью Н.П.Бехтеровой журнала “Домовой” (N6 (43)июнь 2004 г.)

Наталья Петровна, сказала я, эта встреча нужна мне лично. У меня умер близкий друг он тоже был врач, онкоиммунолог.

В последнюю встречу мы разговорились о вере. И он сказал: знаешь, чем дальше я занимаюсь наукой, тем больше укрепляюсь в мысли о божественном происхождении мира”. Вы согласны, что боль преодолима только верой?

Я понимаю Вас, хотя не уверена в точности постановки вопроса. Наука, ни с какой точки зрения не является антагонистом вере.

Другой вопрос, что сама наука в какой-то момент начала противопоставлять себя религии. И это, с моей точки зрения, странно, потому что сегодняшнее ее состояние как раз убеждает в правдивости постулатов, изложенных, к примеру, в священном Писании.

Но ваши собственные занятия наукой и такой тонкой материей, как человеческих мозг, имели какое-то отношение к приходу к Богу? Или это был совершенно независимый от профессиональной деятельности процесс?

Они имели отношение к привычному для меня способу анализа событий. Дело в том, что я не отношусь к тому типу ученых, которые утверждают: того, что я не могу измерить, попросту не существует.

Между прочим, это слова одного уважаемого мною коллеги. На которые я всегда возражаю: наука есть путь к звездам. Дорога в неведомое. Как, к примеру, в этом случае быть с документальными свидетельствами, на основе которых воссоздается история войн? Разве подтвержденные свидетельства об одном и том же событии не является поводом для анализа и серьезным документом? Я в данном случае не защищаю Евангелие, не нуждающееся в защите, - я в данном случае говорю о самой системе осмысления непонятных, неординарных вещей -таких, например, как многочисленные показания людей, видевших, слышавших окружающих в состоянии клинической смерти. Этот феномен подтверждается множеством больных, причем свидетельства поразительным образом совпадают при опросе пациентов разными лицами на разных концах земли. Множество женщин во время родов переживали это состояние - как бы временного выхода из тела и наблюдения за собой со стороны...

Науке известно, что нарушение, тем более прекращение деятельности органов зрения и слуха обязательно приводит к нарушению, соответственно, зрения и слуха. Как же тогда при выходе из тела можно видеть и слышать? Предположим, что это некое состояние умирающего мозга. Но как тогда объяснить неизменность статистики: лишь 7-10% от общего числа переживших клиническую смерть помнят и могут рассказать о “феномене выхода из тела”…

А по-вашему, это есть доказательство постулата о том, что “много званных, но мало избранных”?

Я пока не готова дать на это ответ. У меня его просто нет. Но ученый должен прежде всего четко ставить перед собой вопросы. Не боясь. Сегодня очевидно: тело без души не живет. Но ведет ли биологическая смерть к смерти души - вот вопрос вопросов. Я впервые поставила его перед собой в ходе встречи с Вангой…

Ваше желание изучать это явление после личной встречи с Вангой претерпело какие-либо изменения?

Я честно рассказала Ванге об исследовательской цели своего приезда. Она, кстати, ничуть на это не обиделась. Но желания изучать ее после нашей встречи у меня лично не возникло.

Вы просто убедились в том, что существуют неисследованные сверхвозможности мозга? Или все-таки поставили для себя вопрос о существовании невидимой реальности?

Отвечу вам так. Несмотря на то что я посвятила всю жизнь исследованиям мозга человека, мне никогда в голову не приходило доказывать, что его строение убеждает в происхождении человека от млекопитающего. Просто до определенного момента эта проблема была вне сферы моих научных и человеческих интересов.

Вас интересует, как я пришла к вере. Этот момент не имел отношения ни к к личности Ванги, ни к занятиям наукой. Так получилось, что после поездки к Ванге - это просто по времени совпало - я очень многое пережила.

Я пережила предательство ближайших друзей, травлю в Институте экспериментальной медицины, который я тогда возглавляла и где объявила о своем решении уйти в новый Институт мозга, и самое страшное - смерть двух моих близких людей: мужа и его сына от первого брака. Они умерли очень трагически, почти одновременно: Алик покончил с собой, а муж не перенес его смерти и скончался в ту же ночь. Вот тогда я очень изменилась.

Иными словами, только опыт страдания привел вас к какому-то новому пониманию действительности?

Пожалуй, это так. Но не само страдание, а то, что этот опыт полностью выходил за рамки известного мне объяснения мира.

К примеру, я никаким образом не могла найти объяснение тому, что муж, явившись мне после этого во сне, просил помочь в издании рукописи его книги, которую я не читала и о которой не узнала бы без его слов. Это был не первый подобный опыт в моей жизни (перед арестом отца в 1937 году я тоже видела сон, затем отразившийся в реальности), но здесь я впервые задумалась о происходящем всерьез. Разумеется, эта новая реальность пугала. Но мне тогда очень помог мой друг, священник, настоятель в Царском Селе отец Геннадий…

Кстати, он мне настоятельно советовал меньше рассказывать о подобного рода переживаниях. Тогда я не очень к этому совету прислушалась и даже написала о произошедшем в книге - точно так же, как привыкла писать о любом другом своем наблюдении. Но со временем - мы же все меняемся! - я внимательнее стала относиться к этому совету.

Вы знаете, мое детство пришлось на крайне антирелигиозный период. В те времена, к примеру, был очень популярен журнал “Безбождник”, в котором рассказывалось о том, как темная бабушка, порезав палец, завязывает его паутиной, а умный внучек в этих случаях мажет палец йодом. Как вы знаете, в паутине потом был обнаружен пенициллин…

И очень долгое время, даже когда я уже начала ездить за границу, я бывала в храмах, воспринимая их исключительно как произведение искусства. Мне они очень нравились именно с художественной точки зрения. Но я и представить себе не могла, что это когда-нибудь станет мне близко в другом смысле…

И как вы в этой связи понимаете евангельское изречение ”никто не уверует иначе, чем по воле Творца”?

Очевидно, что к вере нельзя прийти ни под чьим-то влиянием, ни по одному лишь эмоциональному порыву, ни тем более по причине логически выстроенных умозаключений. Духовный путь человека - слишком тонкая материя. Никакие примеры здесь не уместны.

И как вы сегодня, с высоты всех полученных научных званий и наград, воспринимаете фразу “в начале было Слово”?

В начале всего лежит мысль. Мысль человека. Говорю об этом не в отрицание материальности мира и эволюционной теории, хотя лично мне ближе иной взгляд. Очевидно другое. Если есть мозг, то - как хотите - все действительно начинается со слова.

Слова Творца. Так?

Отвечу так. Общеизвестно, что творчество является высшим способом нервной деятельности. Создание видимого из невидимого – всегда великий акт, будь то сочинение музыки или стихов… По-вашему, можно с этой позиции осмыслять процесс сотворения мира? Весь вопрос в том, что ученый ни при каких обстоятельствах не имеет права отвергать факты на том основании, что они не вписываются в его мировоззрение. С моей точки зрения, в этом случае разумнее переосмыслить позиции.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ РАЗНЫХ ЛЕТ

О возможностях мозга

Меня всегда удивляет, когда кто-то пытается судить, на сколько процентов загружен человеческий мозг. Я всю жизнь работаю с мозгом человека, и все методики исследования мозга знаю, но я не могу понять, кто и как это подсчитывает.

Мы знаем, что мозг устроен так: что бы в нем ни происходило, мозг обязательно активизируется весь. Он проигрывает все возможности и дальше идет минимизация территорий мозга, которые будут задействованы. Ситуации, когда мозг не проигрывает варианты, не бывает. Это когда-то и Павлов доказал. Мы же это видим постоянно. И это прекрасно, это – самый лучший механизм самосохранения мозга.

- Вы считаете, что этот "компьютер", расположенный в нашей черепной коробке, обладает практически неисчерпаемыми возможностями?

- Да, только я не люблю, когда человеческий мозг сравнивают с компьютером. Действительно, он создан так, что я не могу себе даже представить, какие требования жизни могли обусловить появление такого совершенного аппарата. Мозг может настолько многое, что этому не перестаешь удивляться.

- Как это странно звучит: не считаю себя умной...

- У меня была очень умная мать, она прошла через лагерь, тяжело болела. Она мне говорила: "Ради Бога, не заблуждайся, не считай себя умной. Ты просто очень способная". Благодаря ей я и блокаду вынесла, и окончила институт. Она, говоря образно, заложила мне в голову то, что должно быть, - "матрицу памяти". А вообще, могу сказать так: может быть, я накопила какой-то жизненный опыт. Все, что касается науки, могу осмыслить. А так, не думаю, что я умная.- Какие рецепты улучшения памяти вы могли бы дать нашим читателям?

- Для того, чтобы память была лучше, ее надо упражнять. Точно также, как существуют упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, шеи, брюшного пресса, существуют и упражнения для укрепления памяти. Они очень простые, общедоступные, их можно делать в любой обстановке.

Например, многие люди очень любят обзаводиться большим количеством блокнотов, персональных еженедельников, записных книжек. А почему бы не потренировать свою память, и не попытаться зазубрить наизусть все номера телефонов своих друзей и знакомых?Ведь не случайно же раньше в школах детей заставляли зубрить очень многое наизусть. В том числе заучивать без всякой разговорной практики, так называемые, "мертвые языки", на которых люди уже давно не разговаривают.

Зубрежка вообще была одним из методов обучения. Мы же ее всегда очень критиковали, и в конце концов ликвидировали. А вместе с ней выкинули на помойку хороший тренажер для памяти. Для тренировки памяти очень полезно заняться изучением какого-нибудь иностранного языка, заучивать ежедневно хотя бы по пять-десять новых слов.

О вещих снах

Как правило, сновидения не имеют отношения к будущему, поэтому к сонникам не стоит относиться всерьез. Но в моей жизни было несколько сновидений, которые оказались пророческими. Причем одно из них было невероятно пророческим, вплоть до деталей. Это был сон о смерти моей матери. Мама была жива-здорова, отдыхала на юге, незадолго до этого я получила от нее хорошее письмо. А во сне, причем я заснула днем, мне приснилось, что ко мне пришел почтальон с телеграммой, в которой сообщалось, что мама умерла. Я еду на похороны, встречаю там людей, которых я раньше никогда не видела, здороваюсь с ними, называю их по именам - это все во сне. Когда я проснулась и рассказала мужу свой сон, он сказали: "Неужели ты, специалист в области мозга, веришь снам?"

Короче говоря, несмотря на то, что я была твердо уверена в том, что мне надо лететь к маме, меня отговорили от этого. Вернее, я дала себя отговорить. Ну а дней через десять все произошло именно так, как это было в моем сне. Причем до мельчайших подробностей. Например, я уже давным-давно забыла слово сельсовет, оно мне просто никогда не было нужно. Во сне же я искала сельсовет, и наяву мне пришлось его искать - вот такая история. Это было лично со мной, но я не единственная. Есть немало других случаев пророческих сновидений и даже научных открытий во сне. Например, открытие Менделеевым периодической системы элементов.

Объяснить это нельзя. Лучше не мудрить и сказать прямо: так как это никаким из современных научных способов объяснению не подлежит, придется предположить, что будущее дано нам заранее, что оно уже существует. И мы можем, хотя бы во сне, войти в контакт то ли с высшим Разумом, то ли с Богом - с Кем-то, кто владеет знанием об этом будущем. С более определенными формулировками мне бы хотелось подождать, потому что успехи технологического направления науки о мозге так велики, что, может быть, откроется еще что-то такое, что позволит пролить свет и на эту проблему.

Источник: https://econet.ru/articles/141211-natalya-behtereva-t..
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (35): «первая «назад
-Ю_РА- 08-02-2019-01:41 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Зенькович # Коммент у себя видел... здесь напишу... там не в тему. :)
Люцифер - Люди Сферы - Люди с Верой :)

Про войну - точно! Но и мы не лыком шиты. Взяли и выселили! Сознание наше? Наше! Как без ведома хозяина можно что/кого вселить?.. Или хозяина напугали, или обманули или хозяин отсутствует.
А ещё лучше ;) увидеть цель вселения. И "управдомы" могут тихо отползать в сторону, прикрывая свою наготу и клацая зубами от... а вот и не от злости ;) ...от холода. :) Интересно?.. откуда на них холодом веет? ;))
Ответ на комментарий Михаил_Зенькович # РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ ТВОРЦА

Где Мироздания конец? - В тайне… христианства?
Кто Вселенной Нашей, - властитель, и… создатель?
РАЗУМ? - ВРЕМЯ? ДУХ СВЯТОЙ - пространства?
Землю сотворил: - ПЛАМЕННЫЙ МЕЧТАТЕЛЬ!

Туман верховодит, - с тех пор: - за горизонтом,
Всем ЖИВЫМ, - управляет: - Солнца СВЕТ,
ОГОНЬ, - удерживает: - в противоречии упорном,
Прекрасен, озаряющий ЖИВОЕ, на Земле расСВЕТ!

Сознание человека, - безумное ожесточение таит,
Зачем Бог, - взвалил на плечи: - непомерный труд,
Виден, - великий результат труда: - Земли магнит,
На Земле, - живут - безумные, и… по сегодня - тут.

Где джерело натхнення, - бесконечного терпения,
Итог, - случившегося: - грандиозного деяния!
Всё ЖИВОЕ, - плохо соображает: - от Земли кружения,
Сложно, - разумом объять: - масштабы Мироздания.

Люди, - не увлекаются всерьёз: - поэтому не верят,
В умолчании, - грандиозного проекта: - ужас откровенный,
Иногда, - с недоверчивым вниманием: - полубредят,
Слёзы, - в их глазах: - перед ниспосланием Вселенной.

Бог, - бросил свою Душу: - в засмысел сотворения, -
Страсть созидания, - СИЛА ВРЕМЕНИ: - горит свечой,
Объединились, - животворящие СИЛЫ вдохновения,
Замысел Бога, - осуществился: - ТРОИЦЕЙ СВЯТОЙ!

Родились, - в Мироздании: - ярость… горечь злобы,
Мятеж Вселенной, - непрерывный молчаливый рёв,
Молнии, - из Галактик: - из огнедышащей утробы,
В борьбе, - ЖИВОЕ закалилось: - согрелось у своих костров.

В сомнениях, - ЖИВОМУ: - чуждо чувство страха,
Тайною сотворения, полностью, заворожено,
Поражает необъятность, - сотворения размаха...
Усложнено, - ЖИВОЕ: - Звездою воспламенено.

Мироздание вздымается, - упрямо: - напряжённо,
Вольный замысел, - СВОБОДОЮ: - животворящий,
Бог, - всё заранее провидел! Обозревал заворожённо: -
Землю, - Живые Души, Мир: - родящий, и… творящий!

Что Бог хочет, - от «сегодня»: - добьётся непреклонно,
Пред СИЛОЙ, его предвидения, гранит не устоит,
Мироздание, - сжимается: - во тьме бездонной: -
Миром квантов, - обители усложнений: - Бытия орбит.

В преображённом, - Богом Мире: - грёзы ещё будут:
Струящиеся слезы, - в радости: - людских сердец…
Будет иной, - жизнепроявления: - амплитуда,
Иной структурой, - сотворён: - в Душе дворец!

Сгорает, - в горниле Звёзд: - злоба непременно,
Депрессия, отчаяние, и… их смертельная волна,
Преображается, - жизнепроявление Вселенной!
Многообразием новизны, - ЖИВОГО: - она сильна.

Меньше надо слов, - необходимо: - сердце слушать,
Ловить, - приходится МИГи: - в расСВЕТном мраке,
Явление преображений, - на Землю: - не нарушить,
Возвратится, - позитивное: - есть из будущего знаки!

Выберут, тогда, безмолвные - свой жребий!
Восторжествует СВЕТ, - над суетой мирской -
СИЛА, - неиссякающая: - ЛУЧ её волшебный,
Спасёт, - молчащих Души: - всеобъемлющей рукой!


Радость наполняет, - человеку: - СЕРДЦЕ внове,
В их жизни, - россыпи: - НАДЕЖДЫ, и… МЕЧТЫ,
Наш Мир, - прорастает: - через потоки крови,
В нём, - появляется трава, а… на полях цветы!
dara3 09-02-2019-12:40 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Зенькович # Благодарю..
TATIANA_36 10-10-2020-13:10 удалить
Тема захватывает . Читала на одном дыхании. Согласна, что , всё же : вначале появилось слово. . Полностью согласна с академиком. Спасибо за интересные темы!
dara3 10-10-2020-19:56 удалить
Ответ на комментарий TATIANA_36 # Как хорошо когда тема созвучна.. Радости вам!!


Комментарии (35): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АКАДЕМИК НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА: “В начале было Слово”.. | dara3 - Дневник dara3 | Лента друзей dara3 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»