"Стародавняя Москва"
Ижский (Батыршин) Рафаэль Раифович родился в городе Агрыз, республики Татарстан. В школьные он годы брал уроки живописи у преподавателя рисовальных классов, представляющего Нестеровское направление (стиль творчества Михаила Васильевича Нестерова, который шёл в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля). Но художником Ижский стал не сразу. Он окончил архитектурный факультет Инженерно-Строительного института, работал в различных научно-исследовательских институтах, в том числе – в Центральном, в конструкторском бюро оборонной промышленности. Но детские уроки живописи не прошли даром, желание рисовать привели к тому, что с 1991 года Рафаэль Раифович стал свободным художником участником многочисленных коллективных и персональных выставок. Работал он в технике "гризайль" - создавал изображения разными оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого.
|
Прежде чем летописец Нестор, уютно устроившись в монастырской келье, задним числом наведёт порядок в истории и впишет в неё строгую дату — 862 год, — на бескрайних просторах Восточно-Европейской равнины кипела жизнь, совершенно не подозревавшая, что ей не хватает государства. «Повесть временных лет» честно сообщает, что славянские племена — поляне, древляне, кривичи и прочие вятичи — жили «каждый с родом своим, и в своих местах, владея каждый родом своим». Звучит почти идиллически, но на деле это был рецепт перманентного бардака. Представьте себе этот мир: непроходимые леса, реки — единственные хайвеи, и разбросанные по их берегам поселения. Никакой тебе вертикали власти, налоговой службы и единого Уголовного кодекса. Мир одного племени заканчивался там, где начинался лес, за которым жили соседи, говорившие на похожем языке, но считавшиеся чужими. Полянин из-под будущего Киева смотрел на древлянина как на потенциальную проблему, а кривич из района Пскова и вовсе был для него жителем другой планеты. Их вселенная была локальной, а преданность распространялась только на своих.
Кто же держал всю эту конструкцию в рабочем состоянии? Власть не носила корону и не сидела на золотом троне. Она была персональной, текучей и держалась на трёх китах: авторитете, кулаках и умении договариваться. Во главе родов и племён стояли старейшины и военные вожди, которых позже летописцы для удобства назовут «князьями». Это не были монархи в нашем понимании. Такой «князь» был скорее первым среди равных, самым удачливым рейд-лидером или самым хитрым переговорщиком. Его власть нужно было постоянно подтверждать — удачными походами, справедливым разделом добычи и способностью защитить соплеменников от набегов соседей. Одно неверное решение, один провальный поход — и вчерашний лидер мог столкнуться с крайне убедительными аргументами в пользу своей отставки. Параллельно с этим существовал древний и дикий институт прямой демократии — вече. Это не чинный парламент, где депутаты нажимают на кнопки. Это рёв сотен глоток на какой-нибудь поляне, где свободные мужи племени, размахивая оружием, решали судьбоносные вопросы: объявлять ли войну соседям, куда идти за добычей или кого выбрать новым вождём. Решение принималось, когда одна из сторон перекрикивала другую или когда самый авторитетный старейшина, дождавшись затишья, изрекал то, с чем большинство было согласно.
Плотник с тремя крестами
До того как стать грозой буржуев, иконой советского кинематографа и героем бородатых анекдотов, Василий Иванович Чапаев был просто Васькой Чепаевым из деревни Будайка, что под Чебоксарами. Родился он в 1887 году в крестьянской семье, где детей было много, а денег — наоборот. Фамилия его, по одной из версий, произошла не от благородных предков, а от деловитого дедовского окрика «чепай!», то есть «цепляй!», которым тот понукал грузчиков на волжских пристанях. Так что в самом имени будущего комдива уже была заложена энергия действия, мужицкая хватка. Семья, в поисках лучшей доли, перебралась в процветающее торговое село Балаково, но лучшая доля для Васьки означала лишь смену декораций: вместо чебоксарской нищеты — балаковская. Его пытались было определить по духовной части — у парня обнаружился хороший голос, и родственники уже видели его в церковном хоре. Но карьера священнослужителя закончилась, толком не начавшись. За какую-то провинность 14-летнего Василия заперли в холодном карцере на пожарной каланче. Не дожидаясь божественного вмешательства, он выбил окно, сиганул вниз в сугроб и, добравшись до дома, решил, что с богом ему не по пути.
С этого момента его университетами стали волжские просторы и плотницкий топор. Вместе с отцом и братьями он мотался по всей Волге, от заказа до заказа, строил дома, чинил амбары, овладевая ремеслом до совершенства. «Плотник, я, скажу откровенно, образцовый», — с гордостью говорил он позже. Эта работа дала ему не только мозолистые руки, но и характер: умение быстро оценивать материал, находить единственно верное решение и не бояться тяжёлого труда. Он был человеком из самой гущи народа, из той России, которая пахла свежей стружкой, потом и речной водой. В 21 год его призвали в армию, в Киев, но служба продлилась недолго — весной следующего года его комиссовали по неясной причине, то ли из-за бельма на глазу, то ли по «политической неблагонадёжности». Вернувшись домой, он, вопреки воле родителей, женился на поповской дочке Пелагее Метлиной, наделал с ней троих детей и пытался жить жизнью простого обывателя: открыл мастерскую, плотничал, даже в иконописной мастерской тестя поработал. Казалось, судьба его была предрешена — тихая жизнь мастерового человека, редкие пьянки, семейные ссоры и медленное угасание. Но в 1914 году грохнула Первая мировая война.
|
Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий - белорусский и русскиий живописец, академик Петербургской академии живописи. Он был заслуженным человеком, который вложил в свой труд огромный запас духовной энергии, творческого совершенства и безграничного интереса к окружающему миру. Весь его жизненный путь был полон добра, тепла, неисчерпаемого полёта вдохновения. Он посвятил живописи всю свою жизнь. Мастер кисти славился великолепными натюрмортами, адаптируемыми под академический вкус и романтические тенденции. Такими же успешными были у него пейзажи, портреты
|
Возрастная забывчивость — не повод для паники. Но есть симптомы, которые нельзя игнорировать. Разбираемся, как меняется память с годами, чем деменция отличается от нормальных возрастных изменений, и что можно сделать, чтобы сохранить мозг в форме.
Почему с возрастом ухудшается память: не только про «годы»
С возрастом действительно становится труднее запомнить новое, быстрее вспоминать нужные слова или удерживать в голове сразу несколько задач. Но дело не только в том, сколько лет указано в паспорте.
Возраст сам по себе не «ломает» память, он лишь повышает риск тех состояний, которые действительно мешают мозгу работать.
Одним из самых известных примеров является деменция. Это не просто одна болезнь, а целая группа нейродегенеративных нарушений, при которых в мозге накапливаются патологические белки. Они слипаются, образуя бляшки и клубки, которые мешают нейронам обмениваться сигналами.
В результате нервные клетки постепенно гибнут, а мозговая ткань буквально разрушается. У человека начинают страдать память, речь, ориентация, способность к планированию и даже поведение.
Но деменция — лишь один из возможных вариантов. Есть и другие, более мягкие, но не менее важные изменения, происходящие с мозгом с возрастом.
Читать далее
Серия сообщений "мед.литература, диагностика":
Часть 1 - Народные рецепты. Банк рецептов.
Часть 2 - Диагностика по ногтям.
...
Часть 39 - Уши: что можно диагностировать по их форме...
Часть 40 - Как проверить щитовидную железу с помощью термометра?
Часть 41 - Забывчивость или деменция? Как распознать тревожные сигналы и сохранить ясность ума
|
Амплуа рабочего парня из глубинки прочно закрепилось за ним, хотя Рыбников не раз доказывал многогранность своего таланта. Но поклонники до сих пор помнят именно Сашу Савченко из «Весны на Заречной улице» и Николая Пасечника из «Высоты», Илью Ковригина из «Девчат». Герой своего времени – улыбчивый, бесстрашный и честный, актер стал народным артистом РСФСР в 1981 году. Ушел из жизни от сердечного приступа в 1990 году, совсем немного не дожив до 60-летия.
Детство, юность, семья
Коля родился зимой 1930 года в семье Николая и Клавдии Рыбниковых из города Борисоглебска Воронежской области. Родители уже воспитывали его старшего брата Вячеслава. О судьбе отца нет точных сведений: по одним данным, он ушел на фронт в начале войны и там погиб, по другим, был демобилизован по ранению в 1944 году и умер, не дожив до победы. В Сталинграде жила сестра мамы Коли. Женщина решила переехать туда с детьми в самом начале войны: ей казалось, что там будет безопаснее. Точных данных о ее гибели тоже нет. Так или иначе, Вячеслав и Николай остались сиротами. Когда нацисты стали бомбить город, людей охватила паника. Многие сгорели заживо. Как позже рассказывала актриса Инна Макарова со слов самого Рыбникова, жители, и 11-летний Коля с ними, выбирались из горящего Сталинграда вплавь через Волгу на всем, что держалось на воде: …Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти. И Николай в свои одиннадцать лет чудом перебрался на другой берег.
В Москве все чаще пациенты приходят к офтальмологу не с конкретной жалобой, а с ощущением, что «все как будто размыто».
Люди жалуются на усталость глаз, сухость, невозможность сфокусироваться на тексте, но продолжают считать это нормой жизни в большом городе.
На самом деле это первые признаки ухудшения зрения — и в условиях мегаполиса они возникают все раньше.
Почему так происходит и что с этим делать, рассказала главный врач сети Зарина Курачинова.
|
Почему чтение книг никогда не выйдет из моды - ответ ученых
Ученые выяснили, как процесс чтения книг отражается на мозге.
Ученые подчеркивают, что изучение механизмов восприятия языка раскрывает, почему чтение книг по‑прежнему играет ключевую роль. В эксперименте они использовали методы МРТ и ЭЭГ, наблюдая, каким образом мозг реагирует на устные высказывания и письменные тексты.
Об этом сообщает портал ScienceAlert.
Ученые подчеркивают, что и чтение, и слушание направлены на восприятие информации, однако мозг обрабатывает их различными путями.
"Слушание не дает всех преимуществ чтения, а чтение не дает всего, что дает слушание. Оба действия важны, но они не являются взаимозаменяемыми", — отметила Стефани Н. Дель Туфо, лингвистка и профессор Делавэрского университета.
Чтение и восприятие речи на слух опираются на пересекающиеся зоны мозга, но каждая из этих форм обработки информации запускает собственные механизмы. Во время чтения книг мозг активно задействует зрительную систему: он распознает очертания букв, связывает их с определёнными звуками, извлекает смысл слов и поэтапно строит понимание всего текста.
Помогают этому процессу визуальные ориентиры — абзацы, знаки препинания и структура страницы, которые направляют внимание и упрощают восприятие. Еще одно отличие чтения в том, что человек сам контролирует его скорость, может останавливаться на сложных фрагментах и возвращаться к ним при необходимости.
В отличие от чтения, восприятие речи на слух подчинено ритму говорящего. Звуковая информация поступает непрерывным потоком, и мозг должен мгновенно ее обрабатывать: разделять поток на отдельные слова, удерживать в памяти предшествующие фразы, улавливать интонации и скрытые смыслы.
Понимание сильно зависит от контекста, а необходимость реагировать в реальном времени делает слушание в ряде случаев более напряжённой когнитивной задачей.
Слушание не всегда проще, чем чтение. Исследования показывают, что сложный или новый материал, например научно-популярные книги, легче усваивается при чтении, так как текст можно перечитывать и делать пометки. Художественные истории больше задействуют зоны мозга, связанные с эмпатией, а научно-популярные — с анализом и концентрацией.
При этом слушание остается удобным для людей с дислексией, позволяя воспринимать содержание без трудностей расшифровки текста.
Важно учитывать и то, как мы взаимодействуем с информацией. Ключевую роль играет вовлечённость: внимание, активное мышление и умение связывать идеи. Слушая, люди часто параллельно занимаются другими делами — готовят еду, тренируются, просматривают интернет, — чего невозможно делать при чтении.
Эксперимент показал: студенты, которые прочитали материал, набрали в тесте заметно больше баллов, чем те, кто просто прослушал подкаст. Студенты нередко признаются, что аудиоматериал они воспринимали «на бегу» — занимались другими делами, например, работали за компьютером или листали интернет.
В итоге специалисты подчеркивают: чтение книг дает особые когнитивные преимущества и лучше подходит для освоения сложных идей. Чтобы действительно понять материал и удержать знания, важно выбирать подходящий формат — читать в моменты, когда требуется сосредоточенность, и слушать, когда допустимо более поверхностное восприятие.
Ранее "Курсор" писал, что ученые предупреждают, что отказ от чтения книг может негативно повлиять на работу мозга. Хотя сегодня многие считают чтение устаревшим или необязательным занятием и читают все меньше, научные данные подтверждают, что этот процесс жизненно важен для развития и поддержания умственных функций.
Автор материала
Солодуха
Старшему поколению, да и просто любителям хорошей лирической песни, хорошо знакомы эти задушевные строки. Песня "Здравствуй, чужая милая" часто исполнялась в самых разных компаниях, во дворах под гитару, и была известна ещё в далёкие 50-е годы.
Прекрасная лирическая песня целиком "ушла в народ", со временем видоизменялась мелодия, дописывались и переставлялись отдельные строчки. В плоть до начала 90-х, настоящие имена создателей произведения и её первого исполнителя, не были широко известны слушателям и только в 1992 году, когда "Чужая милая" обрела современное звучание в исполнении белорусско-украинского эстрадного певца Александра Солодухи, появились сведения о реальных авторах оригинальной песни.
"Завесу тайны" немного приоткрыл известный белорусский композитор Эдуард Семенович Ханок:
История этой песни на самом деле начинается еще в 50-х годах. Первым исполнителем песни был знаменитый эстрадный певец Николай Щукин, а её первый вариант с другой мелодией, на стихи киевского поэта Леонида Татаренко, написал украинский композитор Анатолий Горчинский. Почти тридцать лет назад, я сделал свою версию и предложил ее Валерию Ободзинскому, но что-то у него тогда не получилось.
Русь триединая
До 1917 года официально считалось, что русские состоят из трех народностей – великороссов, малороссов и белорусов. Но уже со второй половины XIX века некоторые на Украине стали говорить, что «малороссы» – слово обидное.
Давайте, мол, назовемся украинцами и станем отдельной нацией – так будет лучше. Назвались…
Но сразу же возник вопрос, как делить историческое наследие Древней Руси? Ведь по исторической логике получается, что до того, как стать украинцем, каждый, даже трижды бандеровский националист, все-таки был русским? Никто ведь пока не отрицал, что Русь была раньше Украины.
Этот вопрос всегда ставил любого украинского националиста в очень неудобное положение. Некоторые даже до бешенства доходили, когда я им его задавал.
Чтобы как-то облегчить тягостное для «национально-свидомой» психики осознание этого прискорбного факта, придумали очередной исторический миф: дескать, в прошлом только Украина называлась Русью, но проклятые москали украли у нас это название. А виноват, говорят они, во всем Петр I. Это он, проклятый, переименовал Московию в Россию, до тех пор так никогда не называвшуюся, всех в мире запутал и над мазепами с орликами, а также их духовными потомками – «мертвими, живими» и даже «ненародженими» в очередной раз цинично «познущався».
Сейчас на основании этого утверждения целые книги выходят. Одна из них так и называется – «Украдене ім’я». Хотя, казалось бы, чего проще: давайте переименуемся назад в Русь, станем русскими, русичами или русинами (как кому больше нравится) и всех делов!
Пусть попробует кто-то в Кремле возразить. Мы им быстро нового князя Юрия Долгорукого в наместники пришлем – чтобы дань собирал! Или «американского профессора» Зварыча – тот еще страшнее. А разговаривать будем на древнерусском языке: «Не лепо ли, не бяшет» и так далее. Выучили же евреи в Израиле мертвый иврит и даже сделали его государственным! И мы выучим! Ведь древнерусский, по этой логике, это наша «давньоукраїнська мова», хоть и не очень понятная. Придется, правда, «Кобзарь» тоже на него перевести. Но чего не сделаешь ради исторической справедливости!
Но действительно ли до Петра Великого Московия не была Русью?
Стал я старинные книги читать, в библиотеках пыльных во имя истины здоровье молодое калечить. Целых двадцать пять лет на вопрос потратил и, представьте, ничего, что бы подтверждало петровский «подлог», не обнаружил. Ни одного, как говорят наши модерновые историки, «автентичного» документа. Зато доказательств противоположной точки зрения хоть пруд пруди.
- Ты веришь в волшебство? – спросила жизнь.
- Нет, – ответил человек продающий сладости, – в волшебство верят только дети, они большие фантазеры.
- Ты веришь в вечную любовь? – спросила жизнь.
- Нет, – ответил человек, – любви не существует, это химия соединяет нас с другим человеком, действие которой заканчивается через три года, а потом остается привязанность.
- Ты веришь в мечту? – спросила жизнь.
- Нет, – ответил человек, – мечтают только дураки.
- Ты веришь в доброту?
- Нет, люди злые, просто они боятся это показать. Доброта – это ложь.
- Во что же ты веришь?
- Я верю в то, что родители не хотят давать детям деньги на сладости.По этой причине я не могу заработать достаточно средств, и жить той жизнью, которой хотел бы.
- Ты веришь в желания?
- Да, но мои желания никогда не осуществляются.
- Бедняжка, – ответила жизнь, – с тобой никогда не произойдет волшебство, ты никогда не встретишь вечную любовь, твои мечты никогда не сбудутся, ты не сможешь разглядеть доброту, и твои желания никогда не осуществятся.
- Но почему?! – крикнул продавец.
- Потому что всему нужно верить, хотя бы чуть-чуть. Вера – дает возможность. Возможность – показывает направление. Направление – открывает путь.
А путь всегда ведет к исполнению желаний.