• Авторизация


Дарю идею. 30-04-2014 20:37


Несколько раз мы ходили по линии с пасхальными яйцами в ложках, но нужной концентрации, как мне казалось, не достигали. Сегодня группа была украшена воздушными шарами, и я предложила детям носить перед собой шары на длинных веревочках так, чтобы они совсем не качались. Эффект был замечательный! Пятилетки ходили непрерывно 25 минут и стали сияющими и умиротворенными. Видимо, современным детям требуется что-то поярче деревянных яиц и спортивных мешочков на отягощение.
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Терпение 13-12-2013 18:56


"Физическая и психическая сущность человека имеет один непреходящий источник – саму жизнь. Мы не должны разрушать и подавлять эти таинственные силы, стоящие за развитием души и тела ребенка, но должны дожидаться от них проявлений, которые, как мы знаем, должны последовать одно за другим" (М.М. "Мой Метод", гл.5).

За три месяца мы прочитали и осмыслили 5-ую главу. Ровно столько времени потребовалось нашим детям для нормализации (понятие, введенное Марией Монтессори для обозначения процесса выработки у ребенка навыков сознательной дисциплины). Мы терпеливо предоставляли детям возможность делать свой выбор, ощущать его последствия и вот, наконец, любуемся результатом. На занятиях у нас теперь устанавливается Монтессори-тишина, а мы день за днем наблюдаем Монтессори-взрывы (коллективные увлечения одним видом деятельности в группе) то в письме, то в лепке, то в уборке.
От всей души поздравляю педагогов, родителей и наших дорогих деток с завершением первого этапа становления нашей группы! Желаю всем хорошо отдохнуть и плодотворно провести праздники!
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии

Без заголовка 04-12-2013 19:23


"Воспитатель должен испытывать благоговение перед жизнью, и только такое отношение даст ему возможность с уважением и живым интересом наблюдать за развитием ребенка. Жизнь детей не является чем-то абстрактным – это жизнь отдельно взятых детей. Существует только одно подлинное биологическое проявление – это живущий индивид; и воспитание должно иметь своим объектом каждую личность в отдельности"( М.М.гл.5).
В стандартных требованиях, которые школа предъявляет к нашим детям, не осталось благоговения перед их жизнью. Нам предстоит стать хранителями уникальности каждого ребенка и помочь каждому реализовать его индивидуальные потребности в развитии, тем самым обеспечив свободу наших детей.
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Свобода 21-11-2013 22:24


"С биологической точки зрения концепция свободы в воспитании ребенка в ранние годы его жизни должна пониматься как совокупность наиболее благоприятных условий, необходимых для всестороннего развития его личности" (М.М., гл. 5). В другой работе М. Монтессори мне встретилось такое уточнение: "Свобода в воспитании - это свобода от всего, что препятствует всестороннему развитию". От каких препятствий мы готовы освободить наших детей?
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Течение жизни 13-11-2013 20:26


"Если мы когда-нибудь примем все вышеизложенные принципы, естественным следствием станет отмена поощрений и наказаний. Человеку, дисциплинированному посредством свободы, захочется получить единственную в своем роде награду, которая никогда не унизит и не разочарует его, а именно зарождение человеческой силы и свободы внутри самой личности, из которой проистекает всяческая активность" (М.М., гл.5). Позволяя детям пережить последствия их самостоятельных действий, мы предоставляем им возможность получить естественные награды и наказания, которые преподносит сама жизнь. Безусловно, мы корректируем ход событий, но у ребенка не должно складываться ложного впечатления, что все в его жизни происходит только по нашей воле. Его победы и поражения принадлежат ему самому.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Настоящая помощь 07-11-2013 21:05


"Кто не знает, что научить ребенка самостоятельно есть, умываться и одеваться – это кропотливый труд, требующий такого бесконечного терпения, что порой легче самому его накормить, умыть и одеть. Но, если в первом случае мы имеем дело с педагогической деятельностью, то в последнем – с элементарной обязанностью слуги. Такое обращение с ребенком проще для матери, но таит большую опасность для самого малыша, поскольку возводит препятствия на пути зарождающейся жизни" (М.Монтессори, "Мой метод").
Пожалуйста, не забывайте о том, что, помогая ребенку одеваться дома, вы продлеваете время его самостоятельного одевания в группе. Предупредите ребенка заранее, что идете с ним на прогулку, и предоставьте возможность одеться самостоятельно. Результатом такой помощи станет не только развитый навык переодевания, но и ощущение ребенком своей независимости и успешности в группе.
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Самостоятельность 13-10-2013 15:56


"Любое педагогическое воздействие в процессе обучения маленьких детей должно включать некую помощь в процессе их продвижения к самостоятельности."
В связи с этим предлагаю на будущей неделе проанализировать все рекомендации и запреты, с которыми мы обращаемся к нашим детям. Ведут ли они к обретению детьми самостоятельности?
Буду очень рада, если некоторые прямые запреты удастся заменить на альтернативные варианты действий, а строгие указания - на подсказки, ведущие к цели.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Путь к дисциплине 27-09-2013 00:11


"Самое главное, чему должен научиться ребенок для того, чтобы стать активно дисциплинированным, - это понимание разницы между добром и злом"(М.М. гл.5). И здесь перед нами встает центральный вопрос воспитания: на что наш ребенок будет опираться, делая выбор между добром и злом: религиозные представления, любовь или страх.
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Хозяин самому себе 20-09-2013 22:04


"Мы называем индивидуума дисциплинированным, если он является хозяином самому себе и если он способен регулировать собственное поведение сообразно возникающей жизненной ситуации".
Позволим нашим детям сталкиваться с последствиями их собственных действий (в пределах разумного, разумеется). Не будем корректировать их действия прежде, чем они осознают их результат.
Заигрался в раздевалке - остальные дети быстро оделись и пошли на прогулку.
Размахивал чашкой - компот пролился на пол - вытирает пол.
При этом взрослый не позволяет себе негативных комментариев, всегда сочувствует ребенку и готов ему помочь.
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Свобода 12-09-2013 22:04


Здравствуйте!
В течение трех лет я имела возможность ежедневно общаться с родителями в нашей группе. Теперь у меня другой график работы, и я возвращаюсь к своему дневнику.
Предлагаю всем вместе читать и обсуждать книгу Марии Монтессори «Мой метод».
Итак, глава V - Дисциплина:
"Дисциплина должна проводиться через свободу. В этом состоит главный принцип нашей педагогики, который нелегко понять приверженцам традиционной школы воспитания."
А как часто мы предоставляем возможность нашим детям сделать свой выбор ( одежды, еды, вида деятельности) ? Предлагаю с сегодняшнего дня бороться за свободу, - т.е. почаще предлагать ребенку выбрать, что съесть, что надеть, куда пойти гулять ( из двух конкретных вариантов!).
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Рождение новой группы 17-03-2013 19:41


Сегодня прошло первое занятие в группе 1-3. Большое спасибо всем участникам, - и большим, и маленьким - за создание атмосферы сотрудничества и воодушевления!
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Эффект треугольников 04-11-2012 21:30


Когда-то у меня была похожая запись. Я вспомнила о ней недавно, когда Ваня, которому почти 4 года, поработал с треугольниками. Поставив коробку с материалом на полку, он задумчиво произнес: "Когда-то я был маленьким..."
Все те же конструктивные треугольники N3. И после работы с ними ребенок чувствует себя повзрослевшим. Что же в них такого особенного? :)
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
С Новым годом! 01-01-2012 21:41




1.
[501x338]
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Эффекты билингвизма 25-09-2011 12:34


Когда-то шестилетняя японская девочка училась у нас читать по-английски. И вот после первых успехов ее мама радостно сообщает:
- Она читает!
- Да, читает, -подтверждаем мы.
- Читает по-японски книгу за книгой!!! Внезапно начала,- продолжает мама.
Никто специально этим не занимался. Ребенок на родном языке "дозрел" сам.
Недавно опять столкнулась с подобным эффектом. Занималась письмом (отдельных английских слов) с японским мальчиком. Недели через три он написал маме письмо по-японски. Мама была поражена.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Порадовали! 09-06-2011 22:42


Вчера закончили очередной коллаж. Совершенно удивительный! Причем, настолько быстро его сделали, что появление на пустом листе картона (А2) множества цветов и даже одной бабочки, восприняли как чудо. Цветная и оберточная бумага, 7 человек от 2-х до 5-ти лет. Постараюсь разместить фотографию. Долго стояли и любовались, а потом дети ушли в спортивную комнату. Но когда я туда зашла, мне пришлось еще раз удивиться. Дети молча и сосредоточенно складывали маты и крупные мягкие модули в высоченную ровненькую стопочку! Никто их никогда об этом не просил. Мы сами это делаем, и дети только утром видят, как все уложено. Что их так вдохновило? Красота получившегося коллажа или особая слаженность совместной работы?.. Это и есть внутреннее стремление к порядку, о котором писала М.Монтессори?
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Понравилась статья 13-04-2011 20:08


Почему дети не проявляют свои врожденные способности?

Практически всех интересует этот вопрос. Родители думают, что дети обязательно должны проявить однозначно (т.е. видимо и легко распознаваемо для родителей) свои способности. И когда ребенок проявляет себя неким образом, делают из этого выводы часто прямо противоположные действительному положению вещей.

Если ребенок с удовольствием играет на музыкальном инструменте (занимается музыкой) это еще не значит, что у него есть врожденные способности к профессиональной деятельности в этой области, и профессии композитора, музыканта или звукорежиссера как раз то, что нужно. Даже наличие абсолютного музыкального слуха не гарантирует успех в профессии, ибо никак не связано с наличием ресурса для работы в этой области и не убережет от истощения психики и нарушения здоровья организма в целом. Вот один из возможных вариантов реальной подоплеки такого интереса ребенка к музыке. При долговременном эмоциональном типе памяти музыка необходима для активного использования долговременного канала памяти, и многие дети интуитивно это чувствуют. Все дети хотят быть умными и успешными, такая потребность заложена во всех, а для достижения этой цели необходимо активное использование долговременного канала памяти. Итак, занятия музыкой в данном случае не цель, а средство достижения успеха в изучении других предметов. Но при попытке превратить музыкальные уроки из приятного, полного удовольствий и полезного занятия, в профессию, возможны негативные последствия не только для психики ребенка, но и для здоровья. Это один из сотни примеров неправильного толкования родителями поведения своего ребенка. Хорошо если родители не давят на ребенка, а действуют по принципу «ну нравится, так позанимайся немного», а если оказывается давление на неокрепшую психику?

Задумайтесь, к каким последствиям это может привести. На востоке говорят: «только знающим дано понять вкус плода по его цветку». Очень важно вовремя спохватиться и понять, что психика ребенка не тренажер для начинающих родителей по отработке знаний, полученных из книжек «Сам себе психолог». Предлагаем Вашему вниманию притчу, которая наглядно показывает, что собственно происходит со многими родителями и их детьми.

Птица и яйцо

Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бескрылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась. Иногда он спрашивал свою приемную мать:

— Когда же я полечу?

И птица, привязанная к земле, отвечала:

— Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.

Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.

«Если бы не она, рассуждал он сам с собой, — я до сих пор оставался бы в яйце».

А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень».

Идрис Шах 12 век

Эта притча кажется простой и очевидной и комментарии вроде бы излишни. Однако постарайтесь воспринять ее не только поверхностно, но и осознайте чувства и ощущения, которые возникают. По мнению самого Идрис Шаха человек может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню сознания, которого он достиг. Эта притча не только поучительна, но помимо всего прочего иллюстрирует подоплеку современной цивилизации. В ней выделяются две идеи. Первая идея: предположение, что одно обязательно вытекает из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему прогрессу. Вторая: если человек может справится с какой-нибудь одной задачей («высидеть яйцо»), это еще не значит, что он может справится и с другой тоже («научить птенца летать»). Сразу вспоминается изречение «рожденный ползать летать не может», но и рожденный летать не может ползать, это будет тормозить его развитие и в итоге приведет к деградации.

Эта птица не знала, какой птенец в ее гнезде и поэтому не могла ему помочь. Она сама не могла летать и естественно не могла понять какие условия необходимо создать для своего птенца и как он может проявить себя при правильно созданных условиях. Формально ее нельзя обвинить. Так и мать, не имеющая врожденных способностей к созданию ювелирных изделий, например, или к экономике не может создать условия для своего ребенка, чтоб он ярко и активно проявил свои способности. Формально, какие могут быть к ней претензии? Да
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Япония 21-03-2011 22:07


Мы обедаем за общим столом, но каждый приносит что-то свое. В один из первых трагических дней я подсела к обедающим детям, чтобы просто побыть рядом. Заметив, что у меня нет еды, четырехлетняя японская девочка молча положила передо мной половину своей порции риса. Находясь так далеко от родины, ребенок внутренне был абсолютно настроен на взаимопомощь и внимание к ближнему, как будто находился рядом с пострадавшими соотечественниками.
Сегодня пятилетний японский мальчик спросил меня, дома ли моя мама.
- Нет, моя мама умерла несколько лет назад, - пришлось ответить мне.
Он пожалел меня и сразу стал рассказывать об этом другим детям.
- Может быть, не надо рассказывать, они еще маленькие, - забеспокоилась я.
- Надо, чтобы все знали, - ответил мальчик.
Такова, видимо, его потребность в сопереживании.
Невидимые нити связывают детей с их народом, и законы, по которым сейчас живет Япония, действуют в японских детях и в далекой Москве.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Небожители 01-03-2011 21:52


Четырехлетняя Майя, показывая мне свою куклу: "Моя дочка умеет летать. Она ходит по небу." Эта крошка обладает такой внутренней свободой, что в моем сознании тоже исчезают некие барьеры и установки. Хочется просто проживать вместе с детьми день за днем. Весна!
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Ментал 28-01-2011 21:56


Обсуждали с коллегами изменения в сознании 3-летних детишек. Куда исчезает безмятежность и безграничность из мировосприятия двух-летки? И можно ли продлить это блаженное бытие? Кто-то считает, что всему виной - формирующееся эго. Кто-то уверен - напрасно мы стимулируем ментал, дескать, вальдорфцы - молодцы: всеми силами тормозят выход на ментальный уровень и продлевают детство людям. А по-моему, ментальный уровень изначально ребенку доступен, но взрослые пресекают уверенность ребенка в безграничности познания, как только начинают сравнивать его достижения с усредненными результатами или проверять его знания прямыми вопросами.
Автодидактичность Монтессори-материала как раз помогает избежать этих ошибок и продлевает безмятежное детство, не ограничивая развитие.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Провожая старый год 02-01-2011 19:46


Мыслями я все еще в 2010-ом. Новый год для меня, наверное, начнется, когда каникулы кончатся. Оглядываясь назад, мне хочется поблагодарить всех, кто был рядом со мной на всех этапах моего Монтессори-пути: детей, коллег, сокурсниц, наших дорогих педагогов AMI-ассоциативного курса, мою семью, подруг и всех читателей моего дневника. Огромное спасибо всем за внимание и поддержку!
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии