Неганова Евгения
источник -
http://www.kiev-orthodox.org/site/family/480/
«Дочь
неба, исполненная внутренней славы,
предстоящая уже в великом лике
песнословящих горного Царя, хотя плоть и
земля удерживают тебя здесь…»[1]
Такими словами святитель Григорий
Низианзин воспевает девство. Культы
девственности существовали и до
возникновения христианского девства, но
христианство принесло совершенно иное,
новое, неотмирное понимание этого
состояния.
Девство — это божественное состояние,
Григорий Богослов говорит, что «первая
дева есть чистая Троица»[2].
Бог обладает истинным девством и как дар
может дать его человеку. Без Бога человек
не способен стяжать это состояние: «кто
хочет бороться с своею плотию и победить
ее своими силами, тот тщетно подвизается;
ибо если Господь не разорил дома плотской
похоти и не созиждет дома душевного, то
всуе бдит и постится думающий разорить»[3].
Такое утверждение о невозможности
приобрести это состояние самому человеку
происходит из особенного, как уже сказано,
понимания девства.
Христианству
оказывается недостаточным понимать его
лишь как телесное воздержание: «Подлинно,
не тогда человек почитает его[4],
когда старается соблюдать свою плоть
непричастною удовольствия совокупления, а
между тем не воздерживается от всего
другого; напротив, еще более бесчестит его
тот, кто предается низким пожеланиям,
переменяя одни удовольствия на другие»[5].
Человек должен помимо соблюдения
телесного воздержания, обуздать еще и
гордость, честолюбие, страсть к богатству,
самолюбие, все свои чувства держать под
контролем и не допускать даже пожеланий
непотребных[6].
Итак, «кто намеревается не погрешать в
подвиге девства, тому должно соблюдать все
члены и чувства свои чистыми и
огражденными»[7].
Св. Василий Великий говорит: «дарование
девства заключается не в одном только
воздержании от деторождения, но вся жизнь
и быт и нрав должны быть девственны, во
всяком занятии безбрачного показывая
нерастленность. Можно и словом соблудить,
и оком прелюбодействовать, и слухом
оскверниться, и в сердце принять нечистоту,
и неумеренностью в пище и питии преступить
пределы целомудрия. А кто чрез воздержание
во всем этом соблюдает себя под законом
девства, тот действительно показывает в
себе совершенную и во всем преуспевшую
благодать девства»[8].
Оказывается, что девство это есть
состояние святости, обожения: «чистота
есть вожделенный дом Христов и земное небо
сердца»[9],
из этих слов следует, что девство
христоцентрично, достижение его означает
воипостазирование человека, его
стяжавшего, во Христа, девство – это
власть над пороками и страстями,
оскопление себя разумом, как ножом[10],
это прежде всего состояние духа,
следствием которого является состояние
тела. Поэтому святые отцы всегда придавали
большее значение девственности духовной,
чем телесной и никогда не переоценивали
последней: «Некоторые говорят, что по
вкушении плотского греха невозможно
называться чистым; а я, отвергая их мнение,
говорю, что хотящему возможно и удобно
привить дикую маслину к доброй. И если бы
ключи от Царства Небесного были вверены
девственнику по телу, то мнение оное,
может быть имело бы основательность.
Но да постыдит умствующих таким образом
тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи
Царствия»[11],
« не тот чист, кто сохранил нерастленными
сие бренное тело, но тот, кто члены его
совершенно покорил душе»[12].
Телесная чистота важна и необходима, но
она не должна затмевать и отодвигать на
второй план главной святыни – души: «не
только нужно сохранять тела чистыми,
подобно как храмам не следует оказываться
лучше святынь их; но нужно, чтобы души, — эти
святыни тел, были соблюдаемы, украшаясь
правдою»[13].
Идеал девства, как он видится в
христианстве, бесконечно далек от любого
другого видения: языческого, современного.
Это ведь по сути сверхъестественное
состояние человека, это «вышеестественное
отречение от естества»[14].
Те, кто считаются девственными в любом
другом понимании, не являются таковыми с
христианской точки зрения. Ребенок,
подросток, старец[15]
не девственны и целомудренны, ведь девство,
как мы уже выяснили, это по сути святость,
это преодоление падшести,
это прежде всего контроль над своими
страстями. Ребенок, хотя и обладающий
девственностью в телесном смысле,
остальными качествами истинного девства
не обладает: он не свят, он не владеет
своими чувствами и мыслями, он страстен,
как и любой человек. Хотя, конечно, страсти
в нем не получили еще такого развития,
как во взрослом человеке, и он ближе всего
находится к состоянию девственному в
христианском понимании своей телесной
чистотой и в целом неискушенностью
помыслов. В подростке, молодом человеке,
который хотя еще и сохраняет
девственность в общепринятом смысле,
пубертатный период, возраст полового
созревания, с присущими ему сексуальными
фантазиями и мечтаниями, пусть и
нереализованными, уничтожает
Читать далее...