24.11.2003
За неправильный поворот водителей будут лишать прав
На секретном совещании Мосгорсуд принял решение - в столице можно и нужно
лишать прав водителей, которые разворачиваются или поворачивают налево
через сплошную линию. Российская ГИБДД, в отличие от московской, считает
это слишком суровым наказанием и намерена помочь несчастным водителям.
"Газета.Ru" уже рассказывала о проблеме применения статьи 12.15.3 КОАП.
Она, напомним, предусматривает штраф в 300-500 рублей или лишение прав на
2-4 месяца за выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено.
Изначально в кодекс вкладывался такой смысл: лишать прав только тех, кто
выезжает на встречную полосу и едет по ней. Те же, кто поворачивает через
сплошную линию, по мнению разработчиков кодекса, должны наказываться по
другой статье - 12.16 - за нарушение разметки. Здесь возможен только штраф
в 50 рублей.
Но многие гаишники и судьи трактуют поворот через сплошную как раз по
статье 12.15.3. Не отстают и суды. По информации "Газеты.Ru", недавно в
Мосгорсуде состоялось специальное совещание по этому вопросу. На нем
присутствовало руководство московской ГАИ во главе с начальником - Сергеем
Казанцевым, начальники ГИБДД всех столичных округов, а также председатели
судов. На этом совещании была выработана единая трактовка того, что же
подпадает под статью 12.15.3.
Теперь в Москве по этой статье будут в обязательном порядке наказывать не
только тех, кто выезжает на встречную полосу, но и тех, кто поворачивает, а
также тех, кто едет под "кирпич" на дороге с односторонним движением
("против шерсти").
Лишь одну спорную ситуацию решили трактовать в пользу водителя. Если на
Т-образном перекрестке автомобиль, едущий "по ножке буквы Т", поворачивает
на улицу с односторонним движением против потока, и при этом там нет знака
"Выезд на дорогу с односторонним движением" (5.7.1 или 5.7.2), а есть знак
"Направление движения" (4.1.2 или 4.1.3), то водителя штрафуют на 50 рублей
за несоблюдение требования знаков.
Если гаишники ловят водителя "за встречку", они составляют протокол и
изымают права. Потом нарушителю приходится идти в группу разбора, которая
решает, наложить штраф или передать дело в суд. Обычно смотрят на историю -
в Москве все нарушения заносятся в единую базу. Если человек не имел
серьезных проблем за последний год, налагают штраф прямо в группе разбора,
если нарушает часто, то дело идет в суд.
Впрочем, некоторые группы разбора не утруждают себя собственно разбором, а,
увидев в протоколе статью 12.15.3, сразу выписывают повестку в суд. В
частности, это относится к ГАИ Южного округа.
Судьи тоже смотрят в первую очередь на "послужной список", а также слушают
нарушителя. Если последний раскаивается или имеет смягчающие обстоятельства
(например докажет, что нарушал в состоянии аффекта "либо при стечении
тяжелых личных или семейных обстоятельств", а также нарушение правил
беременной или имеющей малолетнего ребенка женщиной), суд может вынести
постановление о штрафе.
Впрочем, наказание "за встречку" поголовно для всех водителей, возможно,
скоро уйдет в небытие.
Источник "Газеты.Ru" в ГАИ России рассказал, что это ведомство недавно
провело свой анализ применения статьи 12.15.3. И поняло, что нередко его
применяют не там, где надо: "Слишком уж жестоко наказывать за пересечение
сплошной линии без выезда на встречную полосу". По данным нашего источника,
в ближайшее время готовится публикация специальных методических указаний
для гаишников, разъясняющих, за что можно лишать прав, за что - нет.
Гаишникам порекомендуют применять статью 12.15.3 в пяти случаях. О четырех
из них мы уже говорили ранее - выезд (именно выезд, но не пересечение) на
встречную полосу на дороге, имеющей более двух полос в каждом направлении;
выезд на крайнюю левую полосу на двусторонних дорогах, имеющих три полосы;
обгон с выездом на встречную полосу на регулируемых перекрестках, в конце
подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью и объезд
стоящих перед железнодорожным переездом автомобилей по "встречке". Пятый
случай - выезд на встречные трамвайные пути. Формально он запрещен
правилами движения, но наказывать за него по статье 12.15.3 довольно сложно
-трамвайные пути не являются проезжей частью (по ПДД она предназначена для
движения безрельсовых транспортных средств), а КОАП наказывает именно за
выезд на сторону проезжей части, предназначенную для движения встречных
транспортных средств. Гаишники решили проблему просто - раз по трамвайным
путям движение безрельсовых транспортных средств разрешено (не во всех
случаях), это значит, что их можно считать проезжей частью.
Впрочем, на сто процентов гарантировать порядок в правоприменении этой
статьи невозможно даже в случае выхода таких указаний.
Суды далеко не всегда учитывают подобные документы при принятии решения, и,
вполне вероятно, продолжат действовать "по внутреннему убеждению". А оно,
как известно, в Москве уже
Читать далее...