[202x299]
Хочу сразу предупредить - никакой особенной системы в моих записях не будет, такой уж я человек бессистемный. То есть я могу писать не только про новые фильмы/ книги, но и про те, которые все уже посмотрели/прочитали лет 5 назад. Могу долгое время вообще ничего не писать и так далее.
Итак, Удушье.
Начнём с того, что фильм никогда не бывает таким, как книга. И, по сути, сравнивать фильм и книгу, по которой он был снят, дело не самое плодотворное. Но именно этим я и займусь.
В целом фильм замечательный. Он весёлый, заставляет смеяться. Но лучше всего его смотреть, забыв о книге или вообще не читав её. Потому что чем хорош Паланик? Безусловно, своим надрывом. Этой отчаянной надорванностью и безысходностью с маленькой каплей надежды. Главное, чему можно научиться, читая книги Паланика - это видеть красоту через всю грязь и мерзость этого мира. А уж он умеет сделать так, чтобы грязи и мерзости было предостаточно. В фильме же главный герой, Виктор, получился совершенно прекрасным, таким бесстыжим обаятельным ребёнком, но он ни разу не заставил меня почувствовать отвращение. Все его выходки воспринимаются как проделки взбунтовавшегося подростка. Но где же ненависть, где же пустота и разлом? Проблема в том, что он вышел слишком уж самодостаточным, слишком гармоничном. Хочется подойти к нему, поцеловать в щёчку и спросить секрет такой совершенной личности. Сразу же сравниваешь его с Виктором Паланика, который не был совершенен ни в чём, даже в своей омерзительности. Тоже самое можно сказать и о маме. Она вышла совсем уж миленькой, умалишённой бабушкой. Отрывки из её прошлого с кокаином и вечными скитаниями, воспринимаются, как шутка, зал смеётся, зал не может почувствовать боли и противоречивого желания жить так же. Слишком уж коротенькими и невыразительными получились эти отрывки. Чего стоит хотя бы один момент, где узнаётся, что она принимала наркотики, чтобы хоть на секунду увидеть мир чистым, без печати человечества, увидеть его таким, какой он был до того, как люди всему дали свои названия. А в фильме этот момент пропал совсем.
Собственно, как мне показалось, это и есть главная проблема фильма - недосказанность. Ну нельзя в полтора часа фильма вместить все сюжетные линии этой книги, ничего при этом не потеряв. Конечно, в книге эти куски тоже преподносились отрывисто, но каждый из них был закончен настолько, чтобы колоть читателей, как острое лезвие. Конечно, фильм сам по себе заставляет задуматься о многом, но, как мне показалось, он немного потерял главную идею. Для меня "Удушье" - это книга прежде всего о том, как переплетаются несколько жизненных линий по-своему уродливых людей и взаимодействуя, они находят такую точку, в которой каждый из них становится прекрасен.
Порадовала Пейдж, она была именно такой, какой и представлялась мне.
Victor Mancini: We are not born equal sinners, or perfect knock-offs of God. The world tells us whether we're heroes or victims. But, we can decide for ourselves.