• Авторизация


Проблемы поэзии. Часть первая. 22-08-2010 21:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я отписалась от рассылки цитатника, потому что больше не могу читать оттуда стихи. Я каждый раз надеялась, что прочитаю, влюблюсь, выучу наизусть и буду рассказывать, но каждый раз - слишком много слов, одно и то же: кофе, сигареты, пальцем по стеклу "я тебя люблю", в кресло с ногами, плед, и т.д. и т.п. Портрет самого распространенного современного стихотворения: перечисление того, что делает Он, желательно в хаотичном порядке - это на взгляд юных поэтов высший показатель творческого подхода и метафоричности, такое же перечисление того, что делает Она, а потом что-то типа "ты меня не любишь, но я переживу/не переживу". Прочитайте, наконец, Ахматову и успокойтесь:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
...А я была его женой.

 

Раньше я удивлялась такому завидному однообразию, а недавно поняла причину. Дело в том, что авторы попросту никуда не вылазят из кресла, читают только блоги и соцсети в интернете и не пьют, ничего, кроме кофе. Единственное, что осталось в них от имиджа богемы - привычка курить, что они и не забывают постоянно упоминать. Как же растормошить их, чтобы родилось что-то такое:

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
     И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
     В степи грустят стога.

Русь моя! Жена моя! До боли
     Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
     Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
     В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
     Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
     Степную даль.
В степном дыму блеснёт святое знамя
     И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
     Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
     И мнёт ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
     Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
     Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
     Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
     Несётся вскачь!


 

такое:

Такое площадь знала лишь однажды,
Однажды только видела Земля:
Солдаты волокли знамена вражьи,
Чтоб бросить их к подножию Кремля.


Они, свисая, пыль мели с брусчатки.
А воины, в сиянии погон,
Все били, били в черные их складки
Надраенным кирзовым сапогом.


Молчала Площадь. Только барабаны
Гремели. И еще - шаги, шаги:
Вот что такое "русские Иваны"
Взгляните и запомните, враги!


Вы в них стреляли? Да, вы в них стреляли!
И жгли в печах? Да, вы их жгли в печах!
Да только зря: они не умирали,
Лишь молний прибавлялось в их очах!


"На-а-пра-во" - и с размаху о брусчатку
И свастику, и хищного орла.
Вот так! России бросили перчатку --
Россия ту перчатку подняла!


И видели, кто был в тот день в столице,
На площади: она, лицом строга,
Подняв венец и меч зажав в деснице,
Прошла по стягам брошенным врага!

или такое?

Сpедь оплывших свечей
И вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев
И миpных костpов
Жили книжные дети,
Не знавшие битв,
Изнывая от мелких
Своих катастpоф.

Детям вечно досаден
Их возpаст и быт, -
И дpались мы до ссадин,
До смеpтных обид.
Hо одежды латали
Hам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от стpок.

Липли волосы нам
На вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой
Сладко от фpаз,
И кpужил наши головы
Запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших
Слетая на нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Пpинимавшие вой,
Тайну слова "пpиказ",
Hазначенье гpаниц,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах
Пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких
Наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей,
Тpусов, иуд
В детских игpах своих
Назначали вpагов.

И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.

Только в гpёзы нельзя
Насовсем убежать:
Кpаткий век у забав -
Столько боли вокpуг!
Постаpайся ладони
У мёpтвых pазжать
И оpужье пpинять
Из натpуженных pук.

Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев,
Что почём, что почём!
Разбеpись, кто ты - тpус
Иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус
Hастоящей боpьбы.

И когда pядом pухнет
Изpаненный дpуг,
И над пеpвой потеpей
Ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи
Останешься вдpуг
Оттого, что убили его -
Не тебя, -

Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забpал:
Это - смеpти оскал!
Ложь и зло - погляди,
Как их лица гpубы!
И всегда позади -
Воpоньё и гpобы.

Если, путь пpоpубая
Отцовским мечом,
Ты солёные слёзы
На ус намотал,
Если в жаpком бою
Испытал, что почём, -
Значит, нужные книги
Ты в детстве читал!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом, -
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чём, ни пpи чём!

Хочется все-таки, чтобы мурашки по спине, а не сопли...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (48): «первая «назад
moarte 24-08-2010-10:58 удалить
ну, с физикой стихотворчество сравнивать немного странно, все таки стихи рождаются с эмоционального порыва, и его не остановить. Пусть твердят, что пишет каждый в 18 лет (с) :) Другое дело, что считать себя поэтом, тем более хорошим, это, конечно, права не дает. ps Есть молодой человек, чье обращение со звуком и словом мне безумно нравится. Может понравится и вам. http://www.stihi.ru/avtor/gladnikita
Alfa_i_Omega 24-08-2010-14:41 удалить
Ответ на комментарий Волчица_Одина # Критиковать современных "поэтов" как-то не принято....это уже дурной тон. То ли потому, что их развелось слишком много и они считают себя в праве диктовать условия, то ли потому, что люди потеряли вкус к настоящей поэзии...не знаю.
24-08-2010-15:36 удалить
Ответ на комментарий Ljalja_Klimt # Если по поводу стихов, то здесь я не советчик и не критик. Стихи индивидуальны по восприятию, если у них есть читатель, значит удача. А изысканность помимо вкуса, опять же, дело времени и состояния автора. Вот к примеру Осип Мандельштам. Два стиха, а насколько разные: *** Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой - сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна. Немного красного вина, Немного солнечного мая - И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна. *** Квартира тиха, как бумага - Пустая без всяких затей - И слышно, как булькает влага По трубам внутри батарей. Имущество в полном порядке, Лягушкой застыл телефон, Видавшие виды манатки На улицу просятся вон. А стены проклятые тонки, И некуда больше бежать - А я как дурак на гребенке Обязан кому-то играть...
Ljalja_Klimt 24-08-2010-16:38 удалить
Ответ на комментарий # Согласна! Оба стиха - великолепны! И не потому, что Осип Мандельштам, а потому, что -это СТИХИ. А, может наоборот? Это стихи, потому , что их автор _ Осип Мандельштам. Катюша! Та меня прости, но я люблю стихи больше читать, чем обсуждать, да и не умею я. А ты -филолог ? Спасибо! Всего доброго! До Встречи. P.S. А то, что я тебе прислала в прозе?Не выдерживает критики вообще?
Ответ на комментарий Ljalja_Klimt # у Мандельштама здесь на каждом шагу замечательные метафоры. Мне один умный человек сказал и многие писатели с этим были согласны, что "вечности от искусства остается только метафора". Если использовать только избитые сравнения, то зачем вообще писать?
Ответ на комментарий Alfa_i_Omega # мне кажется, что в случае рациональной критики, для достижения лучшего эффекта это надо делать лично. в комментариях все круты и порой боишься написать что-то из ряда вон выходящее, потому что устаешь от помоев, льющихся в ответ
Ответ на комментарий Ljalja_Klimt # Волчица_Одина, затем, что каждый видит мир индивидуально и пишет соответственно, но и в "избитых сравнениях" может быть мысль, чувство и красота своя... А уж насчет метафор думаю никто из наших поэтов не сравнится с скандинавами(хоть того же Мандельштама очень люблю и уважаю)), вам ли не знать,надеюсь, раз взяли такой ник)))
Ответ на комментарий # Л0за, не скажите, не всегда можно понять кто пишет мужчина или женщина, вот вам банальные примеры Гиппиус, если говорить о классике уже, ну и из молодых современных, например, Саша Бес...
Ответ на комментарий Ljalja_Klimt # одно дело - мысли, чувства и красота, а другое дело - вечность) вот поэтому наверно много красивых стихов забывается, немногие выдерживают проверку временем
Ответ на комментарий moarte # Почитала Никиту, мне понравилось, спасибо большое)
Ответ на комментарий story-tory # мне не очень нравятся
story-tory 25-08-2010-18:44 удалить
Ответ на комментарий Волчица_Одина # вот, видите, дело вкуса, но с Вами согласна в одном: потеряли люди что-то возвышенное, нежное, святое...
Ответ на комментарий Волчица_Одина # Волчица_Одина, не только Никита-есть потрясающие авторы-я не говорю о Веро4ке,Алине Марк, Кот Басё,-это уже известные-есть потрясающие стихи и очень,очень интересные авторы.Просто надо уметь искать и находить.Не у всех-морковь,любовь,сигареты и кофе.Стоит открыть Неогранку и Графоманов-авторов много и среди них-выдающиеся.
zerg_from_hive 02-09-2010-13:15 удалить
...а еще на интернетовских просторах есть такое, не побоюсь этого слова, феноменальное явление, как "современный писатель Роман Коробенков". 8-) Фишка даже не в том, что ентот товарищ вроде как выпустил и печатное издание своих опусов (нонче кого угодно напечатают, токмо плати), а в ВОСТОРЖЕННЫХ отзывах широких народных масс. Вот что страшно-то. 8-)
о... до этого не слышала... теперь прочитала и наверно не буду спать... у меня с поэтической интернет публикой давняя история. Пришла я как-то на свежий сайт типа стихи.ру, порадовалась, что буду там с самого начала, смогу прочитать всех участников. Выложила только свои последние стихи, которые, конечно, были несколько профессиональнее предыдущих. Вскоре пришел какой-то графоман, у которого через две строчки ломался ритм и смысл был просто избитый. и он меня заминусовал! я просто была в шоке, попыталась объяснить ему, что в моем творчестве он не понял и что я не поняла в его. переросло это все в помои в комментах, причем с его стороны... а люди его поддерживали. Уж не знаю, что меня тогда сподвигло скинуть на тот сайт еще свои ранние, детские на мой взгляд стихи, но они сразу стали повышать мой рейтинг, их плюсовали! я ушла в еще больший шок и просто удалилась с этого сайта, предварительно попытавшись поговорить с администратором, который сказал мне, что все понимает, что на сайте графоманство, не хватает объективной критики, но он сам не филолог, а технарь, и ему просто очень нравится поэзия, вот он и создал свой сайт...
zerg_from_hive 03-09-2010-12:27 удалить
Волчица_Одина, на стихи.ру временами мой ребятенок заглядывает, иногда цитирует обнаруженные "шедевры". Обычно ржём на пару, но перещеголять Коробенкова ИМХО таки невозможно. 8-) А как-то ребятенок решил приколоться и выложил там такие строки: "Рюноскэ Акутагава Сидит под агавой. Говорят, Листья агавы пекут и едят." И таки шо? Евонная знакомая поклонница постмодернизма восторженно заявила о следующей ступени в его творчестве, о новой грани, о творческом прогрессе, мощи образа etc. Вот тут он и раскололся, честно назвав сие стёбом на тему постмодернистских изысков, а барышня-то взяла да и расстроилась... 8-)
Ответ на комментарий zerg_from_hive # крутой ребятенок)
chuss92 10-09-2010-08:58 удалить
Ответ на комментарий # "Читать, изучать хорошую литературу..." А она ведь может сыграть с вами злую шутку: я, например, при совершенно невероятной любви к русской классике и редких приступах "вдохновения" отмечаю, что оч. многие мои стишки похожи на компиляцию из Блока и Ахматовой, причем происходит это подсознательно.


Комментарии (48): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Проблемы поэзии. Часть первая. | Волчица_Одина - Скрипка и немножко нервно | Лента друзей Волчица_Одина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»