Предмет и объект пенитенциарной психологии
Объектом пенитенциарной психологии являются люди определенной группы: правонарушители, отбывающие уголовные наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии. Пенитенциарная психологияне может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми. Цели и задачи пенитенциарной психологии.
Цель пенитенциарной психологии перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного.
Задачи пенитенциарной психологии:
· Важнейшей задачей пенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи исправительно-трудовой психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.
· В задачу исправительно-трудовой психологии входит также исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т. е. изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания.
· Важное значение имеет изучение особенностей психических состояний осужденных, вызванных сознанием вины или, наоборот, убеждением в несправедливости приговора.Большое специальное и общепредупредительное значение имеет моральное и психологическое воздействие на осужденного всего комплекса условий жизни и быта места лишения свободы.
· Задача изучения особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями.
· Задача разработки психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной рабаты, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.
· Задача исследования психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ.
· Задача изучения особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними.
· Задача учета таких явлений как самоисправление, самовоспитание правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо глубоко исследовать, и обосновывать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.
· Важной задачей является социально-психологический анализ деятельности работников исправительно-трудового учреждения и психологическая подготовка их к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.
Задача научного анализа и критического использования передовых взглядов отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии. Междисциплинарные связи пенитенциарной психологии.
1. Взаимосвязи пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками, составляющими ее методологическую, теоретическую и естественнонаучную основу.
2.Взаимосвязи пенитенциарной психологии с правовыми науками (прежде всего с наукой исправительно-трудового права) и криминологией.
3. Взаимосвязи исправительно-трудовой психологии с исправительно-трудовой педагогикой, организацией труда осужденных и экономикой исправительно-трудовых учреждений, наукой управления ИТУ.
4. Взаимосвязи исправительно-трудовой психологии с прочими, казалось бы, далекими от нее науками, например, с уголовной статистикой, математикой, и особенно с математическими методами обработки материала.
5. Взаимосвязи с кибернетикой. В чем состоит различие между пенитенциарной психологией и девиантной психологией. Пенитенциарная психология изучает отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные), не являющиеся патологическими в прямом смысле слова, при этом она использует педагогические меры и средства воздействия, девиантная же психология изучает психические отклонения, связанные с нарушениями деятельности головного мозга, при этом использует средства и меры преимущественно медицинского характера. С какими областями психологического знания связана пенитенциарная психология. Пенитенциарная психология связана с другими отраслями психологической науки: общей, социальной психологией, психологией труда и т. п.Пенитенциарная психология широко использует достижения и выводы других отраслей психологической науки. В частности, она
Читать далее...