object width="425" height="344">
"Поэт в России больше чем поэт. Это развитие православия или возврат к язычеству?"
Ярослав Огнев - в прямом эфире Радио "Голос России"
http://rus.ruvr.ru/2009/10/30/2147673.html
Аудио и расшифровка интервью, посвященного 80-летию "Голоса России", запуску нового сайта, Карлсону, Оруэллу и многому другому
«Пакт Молотова-Риббентропа 1939 года». Казалось бы, и говорить об этой теме много и подробно уже не приходится. Было известно, Советский Союз пошел на подписание пакта, чтобы оттянуть начало войны с Германией. Другого выхода у руководства страны не было в силу целого ряда причин. Однако в последние годы волна пересмотра истории захлестнула события 70-летней давности. В передаче Русской службы "Теория заблуждений" — доктор исторических наук Валентин Фалин. Ведущий передачи Армен Гаспарян.
Гаспарян: Прежде, чем мы начнем с вами обсуждать нюансы и аспекты пакта Молотова-Риббентропа, я хотел бы вам задать, быть может, самый ключевой вопрос. Как так получилось, что именно события 70-летней давности, августа 1939 года, стали сегодня едва ли не самой мифологизированной темой советской истории?
Фалин: Ответ на этот вопрос достаточно сложен и вместе с тем прост. Вторая мировая война была, строго говоря, продолжением Первой мировой войны, а Первая мировая война была продолжением Крымской войны. И то, что случилось после Второй мировой войны сопоставимо с тем, что случилось после Первой мировой войны, когда на русофобской основе создавались всякого рода альянсы для того, чтобы этого изгоя или бастарда, его по-разному именовали, Россию, устранить с мировой арены и разделить ее наследство. Если мы не будем разрывать связь времен, взаимосвязь явлений и событий, если мы будем следовать завету античных греков, что даже боги не в состоянии сделать бывшее не бывшим, тогда мы найдем правильный ответ на вопрос, хотя бы такой, когда началась Вторая мировая война.
Гаспарян: Ну, официальная версия — 1 сентября, когда Германия напала на Польшу. Впрочем, некоторые считают, что война официально началась 3 сентября, когда Великобритания объявила войну Германии. Но в последнее время появилась версия, что на самом деле все произошло 23 августа 1939 года. Ведь неслучайно именно в этот день парламентская Ассамблея ОБСЕ призывает почтить память жертв национал-социализма и коммунизма? Как видите, вокруг этого аспекта сегодня множество споров.
Фалин: Ну, это потому что хотят создать впечатление, что Англия, Франция и Соединенные Штаты сделали все от них зависящее, чтобы предотвратить катастрофу, и поэтому датируют начало этой катастрофы 1 сентября 1939 года. Между тем, на 1 сентября 1939 года китайцы в результате японской агрессии потеряли уже 20 миллионов человек. Простите, это была агрессия или это не была агрессия, была это какая-то региональная война или нерегиональная война? Эфиопия, Абиссиния, которой ее называли, была захвачена Италией и потеряла при этом, причем применялись отравляющие боевые вещества, около полумиллиона жизней. Точных нет цифр, поскольку уничтожались массово, территориально, по площадям били, как это принято говорить.
Гаспарян: Однако, события в Китае и Эфиопии мало кем рассматриваются сегодня в контексте Второй мировой войны. Все же основные события развернулись в Европе.
Фалин: Испанцы потеряли до 1 сентября почти полтора миллиона жизней. Для Чехословакии когда началась Вторая мировая война? Вот когда мы задаем эти вопросы и ставим вопрос, а почему жертвы Китая и других стран, которые якобы до 1 сентября не воевали, не засчитываются в жертвы Второй мировой войны? По последним данным китайские жертвы составляют 35 миллионов человек. Куда они делись? Вот когда, исходя из потребностей, определенных доктрин или геополитических интересов выстраивают совершенно искусственно несоответствующую фактам конструкцию, то тогда, конечно, мы обречены не делать адекватных выводов из того, что было, и вместе с тем, запрограммированы на то, что конфликты будут сопровождать человечество до конца его существования.
Гаспарян: Но кому и зачем это нужно сейчас? Раньше было понятно — существовал Советский Союз. На Западе его было принято называть «империей зла», поэтому существовала политическая и идеологическая доктрина, но сейчас ведь на первый взгляд все иначе? Организация Объединенных Наций принимает декларацию, которая осуждает попытки пересмотра истории в ряде восточно-европейских стран. Однако при всем при этом эти самые попытки, они ведь продолжаются, особенно усердно занимаются этим все в тех же восточно-европейских государствах, прежде всего, к нашему сожалению, в странах Балтии.
Фалин: Ну, возьмите, пожалуйста, не только Балтия, возьмите высадку американцев, англичан на Нормандию. Как это сейчас подается? Высадкой открылась решающая глава Второй мировой войны. Глава в том смысле, что нужно было освободить Европу от тоталитаризма. К сожалению, дальше продолжаются комментарии, эта задача была выполнена только 50 лет спустя. Вот вам и связь времен. Из того, что они делали в июне 1944 года, и, наконец, развал Советского Союза и все прочее, устраивается определенная вертикаль. Между тем высадка в Нормандии в 1944 году — эта была не высадка для
Нацисты не любили негров. По крайней мере, официально, ибо не уверен насчет эротических фантазий Эрнста Рёма, Бальдура фон Шираха или кого- то из их окружения. Но сейчас, как говорится, не об этом. Джаз, имеющий негритянские корни, официальной идеологией в нацистской Германии был признан музыкой недочеловеков. Его исполнение и прослушивание преследовалось. В общем, казалось, нет свингу места под небом берлинским. Но разнузданные ритмы негритянских плантаций все же проникали в логово фашистского зверя.
Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс решил поставить джаз на службу силам зла делу победы истинных арийцев. Найдя в среде музыкантов англоговорящего джазмена Карла Шведлера (Karl Schwedler), Геббельс с его помощью создал коллектив «Charlie & His Orchestra». Задача оркестра заключалась в том, чтобы, используя наиболее популярные "вражеские" хиты и переписывая их тексты в нужном Рейху формате, пропагандировать идеи нацизма и хулить коммунистическую и капиталистическую политику врагов. Первые несколько куплетов, по возможности, сохранялись, чтобы новое антисемитское, антибольшевистское, анти....анти.... содержание не становилось угадываемым с первых нот. Результат вещался на Британию, США и Канаду.
Нацистская джаз-банда засоряла мировой эфир с 1940 по 1944 год. Вроде бы, даже была популярна в Британии. В Штатах, очевидно, уровень местного джаза был все же повыше, да и с юмором у них похуже. В Германии же записи «Charlie & His Orchestra» разумеется, утаивались от ценителей прекрасного, дабы не смущать двойными стандартами но тем не менее проникали в логово фашистского зверя. Интересно слушали ли эти шедевры пресловутые "Свингюгенды"?
Слышал я королей нацистских римейков. При желании их без проблем можно найти в сети. Честно говоря, музычка так себе. Не жгут. Но одним треком я все же решил поделиться.
Как примером именно РАДИЙНОЙ информвойны.
Итак, «Who's Afraid Of the Big Bad Wolf» (Кто боится большого плохого Волка?) Именно 'это сейчас и играет.
Listen to the BBC, BBC, BBC,
Listen to the BBC, tra-la-la-la,
Who's preaching world democracy, democracy, democracy?
Who wants to make free people free? tra-la-la-la
First they won the war in France,
Then they said they had no chance,
Each time the Germans did advance,
How could they have a chance?
They told stories so divine,
Oft'n marched across the Rhine,
Germans eat only rats and mice,
But in England all was fine,
Bye-Bye Churchill, BBC, BBC, BBC
Your tricks won't work with Italy, tra-la-la-la,
Why not give us different news, different news, different news,
Skip those Soviets, skip those Jews, tra-la-la-la
"Дядюшка Август" (Валентин Пикуль, "Псы Господни. Из неизданного" Изд-во Вече АСТ, Москва, 2005)
Почерневший от соленых ветров, заросший со стороны севера мохом, этот дом одиноко стоял на берегу извилистого фиорда. Океан вскидывал на камни мутную пену, стучал брызгами в оконце, что одноглазо и тускло смотрело на горизонт. А над крышей поскрипывала сосновая мачта с поднятыми на ней сигналами о погоде.
Сегодня на мачте еще с вечера угрожающе закачались два коптящих красных фонаря: "приближается ураган" - вещали они.
Зажег их лоцман Фирботен, или попросту дядюшка Август, - так звали этого угрюмого, молчаливого старика все, кто его знал. А знали его многие.
Маленький норвежский городок, примостившийся близко к океану, сплошь состоял из морского люда: матросов, рыбаков, китобоев и докеров. Фиорд изобиловал множеством острых рифов, на которых нашло гибель не одно судно, и только один дядюшка Август умел разбираться в этом путаном лабиринте подводных камней.
Дядюшка Август сушил перед камином свои грубые носки, а его внучка Магда стряпала ужин, когда послышался скрип прибрежного песка и в дверь постучали. Магда откинула щеколду, и вошел высокий, сутуловатый парень в мокрой парусиновой куртке. Разматывая на шее яркий вязаный шарф, он сказал:
- Ну и ветер, дядюшка Август!
Старик из-под бровей посмотрел на парня и достал трубку величиной с добрый кулак.
- Ветер как ветер. Их много на океане.
Матрос переглянулся с девушкой и протянул к огню свои узловатые руки. Мокрые, они быстро высыхали, и на их коже остался легкий налет морской соли. Долго молчали. Шумело море. Волны с настойчивым шорохом перебирали на отмели гальку. Был ветер. Дядюшка Август поднял упавший из камина уголек, раскурил трубку, спросил:
- Ну так что тебя прижало, Ратке?
Он не хотел обидеть молчанием этого парня, которого уважал как члена профсоюза норвежских моряков. Помимо всего, Ратке был другом его погибшего сына Кнута. Отца вот этой маленькой Магды.
- Э-э, да я вижу, ты, дядюшка Август, еще ничего не знаешь!.. Ну-ка, взгляни в окно.
Лоцман встал и, держась за колени, сведенные ревматизмом, долго и пристально всматривался в море.
- Корабль! Хм. Когда же это он пришел? - И уже обрадованно добавил: - Ого, значит, будет мне работка на всю ночь. Придется вводить его в фиксивер.
- Не торопись. дядюшка Август, - остановил его Ратке. - Эта коробка пришла не с треской, и вставать она будет не в рыбную гавань.
- А что же это за судно? - лоцман снова прильнул к окну. - Хм. стоит без огней, точно и впрямь пришло с контрабандой.
Ратке ответил резко и злобно, точно вдруг раскрыл плохие карты:
- Судно под американским флагом. Оно привезло оружие.
- Хм. вот как! Это зачем же? Мне оно понадобилось или тебе, парень?
- Как видишь, дядюшка Август, это последствия Атлантического пакта, в который мы попали благодаря нашему продажному стортингу. А нам придется за это расплачиваться!
- Я за чужие головы свою не подставлю.
- А придется, - подхватил матрос.
- Сам понимаешь, какое темное и гнусное это дело. Даже американцы это чувствуют - боятся огни зажечь.
- Ты по какому делу, Ратке? - неожиданно в упор спросил старик.
- Меня прислали докеры, - твердо ответил матрос. - Они отказались разгружать этот транспорт с американским оружием. И я хочу от имени горожан, от имени всего народа просить тебя, дядюшка Август, сможешь ли ты поступить так. - Ратке замялся, подыскивая нужные слова. - Ну, ты понимаешь, что я хочу сказать. Вот твой сын. Ведь мы не хотим, чтобы ты рисковал жизнью, но. Одним словом, - закончил матрос, - докеры хотят знать, поведешь ты этот транспорт с оружием или нет?..
- Зачем ты пришел, Ратке? - спросил лоцман. - Я ведь тоже подписался под Стокгольмским воззванием.
* * *
В портовой конторе кипела лихорадочная работа. Метеостанция напоминала о приближении урагана, радист выстукивал в эфир предложения всем судам, находящимся в море, немедленно укрыться в гаванях. А на открытом рейде, за излучиной фиорда, осатанело мотался на штормовой волне американский транспорт, и его суперкарго1 прибывший в контору на катере, бегал перед председателем городского муниципалитета и кричал:
Арон Залкинд, «Революция и молодёжь», из-во Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, 1924 г.
1. Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата.
2. Необходимо половое воздержание до брака, а брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (20-25 лет).
3. Половая связь — лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
4. Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих.
5. Половой акт не должен часто повторяться.
6. Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.
7. Любовь должна быть моногамной, моноадриатической (одна жена, один муж).
8. При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребёнка — вообще помнить о потомстве.
9. Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания.
10. Не должно быть ревности.
11. Не должно быть половых извращений.
12. Класс, в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов: половое во всём должно подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всём его обслуживая.
(А. Волченков, "Голос России")
Классический образ бравого джи-ай (американского солдата) с сигаретой в зубах , столь растиражированный масс-медиа, может стать достоянием прошлого.
По информации, появившейся на CNN.com, Пентагон рассматривает вопрос о введении запрета на продажу и употребление табака в армии США.
Согласно исследованию, проведенному Минобороны США и Департаментом по делам ветеранов, курение подрывает боеготовность в краткосрочной перспективе и может стать причиной заболеваний сердца и легких.
Я не знаком с особенностями службы в американской армии. Может им, избалованным биотуалетами на позициях, бросить курить раз плюнуть. Но что-то мне подсказывает, что профессия убивать не сильно меняется в зависимости от национальности. Подтверждением моих догадок стало и высказывание по поводу вышеозначенного исследования американского генерала Рассела Онора:
«Когда ты сутками не спишь, нормально не ешь, затяжка табака может стать единственным утешением».
А что готовы предложить паркетные генералы взамен табачка служивому, вынужденному, например, каждый день быть готовым в Ираке убивать ( и убивающему) и быть убитому?
Этим же вопросам задаются и сами солдаты. «Для многих это единственный способ снятия стресса. Запретят курить, а что взамен?» – спрашивает сержант первого класса Гарри Джонсон.
И вопрос этот отнюдь не риторический.
То, что американские пилоты в Ираке глотают стимулятор декседрин (dexedrinе), командование ВВС США даже не отрицает. (Abilene Reporter News, September 26, 2006)
То, что в Афганистане два пилота F-16 майор Гарри Шмидт и майор Вильям Умбах, по ошибке разбомбившие колонну канадских военных (4 человека погибли и 8 были ранены), находились под воздействием амфетаминов, скрыть тоже даже не пытались.
Историю с группой солдат 101-й десантной дивизии США, изнасиловавшей и убившуей 14-летнюю иракскую девочку вместе с ее семьей, выпив перед этим несколько канистр самогона местного производства, даже не хочется лишний раз вспоминать — у меня у самого маленькая дочь.
Ну а что происходит среди войск в Афганистане, стране, где по разным оценкам производится до 90 процентов опиатов в мире, вы, наверное, можете представить сами.
Ещё автор одного из первых учебников «Военной психологии» (1935), Р. Дрейлинг, писал: «…труд, производимый пехотинцем в полном вооружении и снаряжении, превосходит по количеству расходуемой энергии самые тяжелые формы каторжного труда».
Мне же, на фоне этой вряд ли вызывающей у кого-либо сомнений научной цитаты, вспоминается другое. В период моей юности, пришедшейся на 90-е, довелось мне оказаться в одной квартире с сомнительной, мягко говоря, репутацией. Сразу отметая подозрения пытливого читателя, скажу, что искал я там своего товарища с нелегкой судьбой, которого я пытался вытащить из пучины наркомании. В коридоре я наткнулся на человеческое существо, явно находившееся под воздействием героина. Любые сомнения в этом отвергал шприц, торчавший из вены. Для наркоманов характерны самые неожиданные реакции, в том числе и на «цивильных» людей, неожиданно оказавшихся перед ними. В том случае это проявилось в жалкой улыбке и следующей фразе: «Я героин-то почему употребляю? Курить бросаю….А когда уколешься — курить совсем не хочется».
Может, американские генералы, посылающие людей на смерть и, при этом, всерьез рассматривающие вопрос о запрете курения для своих подчиненных, воспользовались рецептом российского «торчка» из 90-х?
("Голос России", Аркадий Бейненсон)
Выросший в 80-90-е, я всегда с недоверием относился к так называемым литературным «шестидесятникам». Тот хаос в стране, который нам преподносился как демократические свободы, и был, по моим представлениям, тем, чего добивались все эти Галичи и Солженицыны, Аксеновы и Окуджавы. Ощущение несвободы, которое вызывало неприятие и отторжение у «лучших умов» (ставлю в кавычки, потому что многих из них столь желанные перемены проверили по гамбургскому счету) эпохи оттепели сменилось ощущением свободы, от которой многие полезли в петлю.
Недоверие вскоре, по мере моего взросления, сменилось просто безразличием. Многие помнят, как быстро страна «наелась» литературой, которая начала активно печататься в «перестроечных» журналах. Впрочем было отчего. Я помню свое разочарование от «смешнейшего» (как отрекомендовал мой дядя, давший книгу Войновича ) «Чонкина», разламывающую скулы зевоту от опусов «литературного власовца» Солженицына, да и многих других творцов, пришедших к нам «из под спуда» или из за «железного занавеса».
«Остров Крым» попал ко мне уже на излете моего интереса к «сокровенным писаниям». Готовясь прочесть на ночь еще одну сагу о «кровавой гэбне», я открыл книгу (точнее, это были переплетенные журналы) и, извините за банальность, ….утро.
Боже мой! Как я хотел на этот Остров Крым до его «аншлюса»! Как хотелось мне крикнуть в конце книги, что пусть еще чуть-чуть поживет эта сказка, в которой Россия не «кровью умытая»,а колосс, сохранивший свою самость!
Уже позже пришло понимание того, что это действительно сказка, что любой анклав, будь он отстоян Белым движением, все равно бы кончил плачевно и гораздо раньше, чем это описано в книге.
"Сдали" бы его Рузвельт с Черчиллем Сталину, как произошло это с казачеством, ушедшим из России вслед за немцами? Пришлось бы «Острову» замарать себя сотрудничеством с теми же немцами в эпоху, когда в стороне не удавалось остаться ни одному европейскому государству? Стал ли бы после освобожденный Крым очередным «государством народной демократии» Восточноевропейского блока? Сейчас это уже не важно. История не знает сослагательного наклонения. Тем более история, которой не было. Которая живет всего лишь на страницах талантливой книги.
Сейчас в России многие тоскуют по утраченному «имперскому духу». Я не знаю, что это такое. Я просто хочу надеяться, что каждый, кто грезит об Империи, хоть раз в жизни прочел «Остров Крым». Ведь Аксенов, как любой хороший писатель, писал не только о, пусть и вымышленном, прошлом, но и вполне вероятном будущем.
Аркадий Бейненсон
Последствия коаксила
("Смятение умов: свастика и звезда Давида",Евгений Беркович)
Перед лицом угроз, исходящих от «нового порядка», лидеры еврейских организаций Германии решили сплотиться и основали в январе 1933 года «Имперское представительство немецких евреев» («Reichsvertretung der deutschen Juden»), во главе которого стоял всеми уважаемый берлинский раввин Лео Бек (Leo Baeck), признанный ученый и председатель «Общего союза раввинов в Германии» («Allgemeiner Rabbinerverband in Deutschland»).
Другим лидером нового объединения стал Отто Хирш (Otto Hirsch), человек без звания раввина, но пользовавшийся авторитетом у религиозных и нерелигиозных евреев. Несмотря на постоянное противостояние с ультра-ортодоксальными группировками немецких иудеев, а также, временами, с сионистским движением в Германии, Представительство играло важную роль в делах немецкого еврейства, пока оно в 1938-39 годах не было заменено на контролируемое гестапо «Имперское объединение евреев в Германии» («Reichsvereinigung der Juden in Deutschland»).
В первые годы своего существования Имперское представительство немецких евреев явно недооценивало нарастающей опасности. Еще в начале 1934 года, когда намерения нацистов были уже многим ясны и понятны, Отто Хирш выступал против «поспешной эмиграции», ибо верил, что в «новой Германии» евреи смогут найти себе достойное существование.
Отношения Представительства немецких евреев и Центрального общества немецких граждан еврейской веры с немецким сионистским движением были всегда напряженными. Сионисты призывали евреев переселяться в Палестину, не дожидаясь, пока условия жизни там станут вполне цивилизованными, их противники называли такую эмиграцию «преждевременной» и даже «преступлением против сионизма», как эмоционально выразился однажды Альфред Хиршберг (Alfred Hirschberg), один из видных деятелей Центрального общества немецких граждан еврейской веры.
Некоторые лидеры сионистского движения были готовы идти на союз с нацистами, лишь бы добиться переселения евреев в Палестину. На этом поприще особенно заметен был Георг Кареский (Georg Kareski), руководитель одной маргинальной сионистской организации, не пользовавшийся большим уважением в сионистской среде. Кареский всячески подчеркивал опасность момента и призывал к крайним мерам, вплоть до сотрудничества с гестапо и министерством пропаганды, лишь бы увести евреев из Германии, подальше от грозящей беды. Возможно, он делал это, желая поднять свой личный авторитет среди единоверцев, но в понимании реальной опасности ему не откажешь. Как раз этого, к сожалению, не хватало еврейским лидерам Германии в первые месяцы и годы Третьего Рейха.
Создается впечатление, что до еврейских мудрецов не доходит суть антиеврейской идеологии нацистов, авторитеты иудаизма не до конца понимают, что в Германии Гитлера для них нет места. Это отчетливо видно по меморандуму, посланному рейхсканцлеру представителями ортодоксального иудаизма 4 октября 1933 года.
Авторы меморандума объясняют Гитлеру, что иудаизм не следует приравнивать к марксистскому материализму, что нечестно ошибки отдельных членов общины приписывать всему народу и что древний еврейский народ далек от некоторых безответственных ультра-националистических еврейских писателей и журналистов. Евреи-ортодоксы выступили против «отвратительной антинемецкой пропаганды» и напомнили рейхсканцлеру о евреях, павших за Германию на полях Первой мировой войны. Раввины, подписавшие меморандум, подчеркивают, что они не думают, будто целью новых властей является истребление еврейского населения страны. Более того, авторы меморандума уверены, что внутри жизненного пространства для немцев всегда можно найти и жизненное пространство для евреев, где те смогли бы беспрепятственно исполнять предписания своей веры и жить, не опасаясь за себя и судьбу своих близких. Если же они ошибаются и целью властей является именно уничтожение всех евреев, то раввины просят рейхсканцлера прямо им об этом сообщить.
Нетрудно догадаться, что этот меморандум оказался в архиве, так и не успев дойти до письменного стола Гитлера.
Пожалуй, только сионисты пользовались вниманием и поддержкой нацистов. Эта поддержка не ограничивалась только словами, но выражалась во вполне реальной материальной помощи.
В то время, как для обычной эмиграции действовал установленный еще во времена Веймарской республики налог на вывоз капитала за границу, увеличенный Гитлером до немыслимых размеров, нацистские власти облегчали выезд евреев в Палестину и всячески содействовали деятельности сионистов в Германии.
Согласно так называемому соглашению «Хавара» (Haavarah-Abkommen – от ивритского слова haavarah – «перенос»), заключенному 27 августа 1933 года между министерством экономики Третьего Рейха и