• Авторизация


В отсутствие святых 15-01-2013 00:58


http://www.bezkornej.narod.ru/absence_des_saintes.htm 14 Декабря 1998 года, выступая на известном радио «Радонеж», дьякон Андрей Кураев позволил себе выпад против всего русского староверия, суть которого можно свести к следующему: «хотя мы, никониане, и не во всём правы, но у нас есть святые, а вы старообрядцы, хоть и молодцы, но нет у вас святых»!

Подобные высказывания нередки, и на них следует ответить. Хотя русское староверие и представляло собой скорее движение, без полноты иерархических структур, необходимых для формальной канонизации, это, однако, не помешало обретению целого сонма мучеников и исповедников, которые своими жизнями засвидетельствовали святость нереформированной православной Церкви, в то время как у новообрядцев-никониан в XVII веке (после раскола), даже при избытке иерархии, позволяющей производить правильную канонизацию, святыми не признан никто. В старообрядчестве же, напротив, несмотря на гонения и оскудение освященного чина, шёл естественный и не понуждаемый ("немедленно прославить!")1, процесс свидетельства благодати Божьей и прославления Его угодников.

Впервые, записи о мучениках и исповедниках за Веру, пострадавших в результате пыток и гонений со стороны государства и господствующей (новообрядческой) церкви, начал ещё в XVII веке священномученик Аввакум. Его творения стали агиографическим шедевром, венцом древнерусской литературы. В XVIII веке жития святых собирал Андрей Денисов, им написан сборник «Виноград Российский»2. В XIX веке старообрядцами издаются жития святых, пишутся иконы. К началу XX века, с устроением полноты церковного чина и общинной жизни, совершаются местные канонизации, а затем и общероссийское соборное прославление угодников Божьих (канонизация).

Могут возразить, а за Веру ли, и за правую ли Веру свидетельствовали своим подвигом древлеправославные мученики? В этой связи следует немного сказать о самом старообрядчестве (термин, введённый светскими властями). Обвинение христиан, исповедующих старую веру, в обрядоверии искажает подлинный смысл борьбы, развернувшейся в XVII веке за православную веру. В основе противостояния лежит уверенность староверов в непорочности своей Матери Церкви, истинности её исповедания, а позже и культурной самобытности в целом. Никон же и его последователи считал, что «существующие у нас с греками разности растлевают нашу веру» и преследовали староверов (см. доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на соборе РПЦ в 1971 г.)3. Тем не менее, правильность позиции староверов признана к XIX веку светскими учёными историками (профф. А.П. Щапов, Н.Ф. Каптерев, С.А. Зеньковский, Н.М. Никольский, и др.) и к XX веку нехотя, либо косвенно также и церковными историками (профф. Г.В. Флоровский, А.В. Карташов). В 1971 году на соборе Русской Православной Церкви московского патриархата (РПЦ-МП) было сказано о «православии богослужебных книг, напечатанных при первых пяти российских патриархах. Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 1667 гг. отменены, «яко не бывшие»4. Подобные решения приняла на своём соборе и «Русская Православная Церковь Заграницей»5 (РПЦЗ). Таким образом, следует признать, что мученики и исповедники, жизни свои положивших во свидетельство святости русской исторической Церкви и посрамление лживых клятв, были правы и свидетельство их пребывает и по ныне, никонианские же соборы и клятвы, признаны никонианской же иерархией «яко не бывшими» (см. «Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»)6.

Небезынтересно также рассмотреть вопрос со святостью у новообрядцев. Показательна история Серафима Саровского, она с одной стороны легендарна (слова игумена Иннокентия Павлова), с другой поразительно похожа на историю хлыстов, живших в России в то же время и в тех же местах. Нежелание причащаться; признание церковного необходимым, но не достаточным; «стяжание святаго духа»; раздача сухариков; пасхальное приветствие «Христос воскресе» круглый год; белый балахончик и т.п., можно встретить как в книгах о Серафиме Саровском, так и в литературе о хлыстах (см. «Тайные секты», или «Белые голуби» Мельникова Печерского7).

Феликс Феликсович Юсупов, современник канонизации Серафима Саровского, в своих мемуарах по поводу этой канонизации пишет: «В келье у старца нашли рукописи, им писанные. Говорят святейший синод, ознакомившись с ними, постановил сжечь. Почему – неизвестно» (см. мемуары князя Феликса Юсупова Москва 19988.)

В житии Серафима Саровского, изданного архимандритом Антонием, есть ссылка на митрополита Филарета московского, архиерей пишет: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренное поучение отца Серафима. Я позволил себе изменить или дополнить, дабы оградить от неверного разумения и
Читать далее...
комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии
С Днем рождения 22-12-2012 11:35


Мои поздравления. Многая лета.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

На праздник Усекновения главы Иоанна Предотечи отметил свой 80-й День Ангела старейший священник Донской и Кавказской епархии протоиерей Иоанн Рыбаков 24-09-2012 17:40


http://izdrewle.ru/lately/80.-...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 15-04-2012 00:35


Христос Воскресе!
[460x700]
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Дед 12-02-2012 03:58


Мой дед Иванов Николай Петрович 1899 г.р. Вахмистр Войска Донского.Вернулся на Родину в 1946 из Болгарии ( жил с семьей в селе Казашко)
[465x700]
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Протоиерей Валерий Шабашов. Русская Православная Старообрядческая Церковь 25-01-2012 01:22


Крещение Руси в 988 г. при святом равноапостольном великом князе Владимире было важнейшим событием нашей истории. Управление русской Церковью находилась в Киеве. Во главе Церкви стоял митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия поставления от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов в важнейшие русские города.

После разорения Киева (в 1240 г.) войсками монгольского хана Батыя, место пребывания митрополита было перенесено во Владимир, а при святом митрополите Петре кафедра митрополита была учреждена в Москве. В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей – западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх, для того чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), согласно которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна была признать и католические догматы. За православной церковью сохранились лишь ее богослужебные обряды.

На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор – грек, присланный незадолго перед собором константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита неправильными, и он был низложен с первосвятительской кафедры. Вместо него главой Русской Церкви собор избрал рязанского архиепископа Иону, который и был поставлен в митрополиты в 1448 г. –уже без утверждения константинопольским патриархом. С этого времени русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства без утверждения и поставления византийским патриархом. Таким образом, Русская Церковь приобрела независимость от греческой.

При митрополите Ионе на Руси произошло отделение юго-западной Церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения их земель от Московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит Киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом. Так образовалась две русских митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая – юго-западным краем. Юго-западная Церковь вскоре подпала под влияние католичества. Русская же Православная Церковь с центром в Москве – Церковь независимого, сильного, крепнущего государства – сохраняла чистоту Православия. Но именно в то время, когда Русская Церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона – во второй половине ХVII столетия.

В результате деятельности патриарха Никона, деяний поместного собора 1666 г., наложившего проклятие (анафему) на содержащих старые обряды, и последующих карательных акций по отношению к старообрядцам со стороны светских и церковных властей1 православные христиане –старообрядцы вынуждены, были обособиться от официальной Православной Церкви. Ввиду всего этого старообрядцы вынуждены были защищаться:

1666–1671 гг. – Восстание донских казаков-старообрядцев во главе с войсковым атаманом Степаном Разиным;
1666–1674 гг. – Соловецкое восстание;
1681 г. – Первое стрелецкое восстание;
1689 г. – Второе стрелецкое восстание;
1698 г. – Третье стрелецкое восстание;
1714 г. – Тарское восстание;
1707 г. – Восстание донских казаков во главе с Кондратием Булавиным;
1735 и 1763 гг. – "Ветковские выгонки”;
1755 г. – Первое совместное казацко-башкирское восстание;
1773–1775 гг. – Второе совместное казацко-башкирское восстание во главе Емельяном Пугачёвым.

Эту религиозную столетнюю войну остановила Екатерина II. После подавления восстания Емельяна Пугачёва она запретила (в день торжества Православия – первая неделя Великого Поста) проклинать (анафематствовать) старообрядцев, запретила взимать с них двойной подушный налог, разрешила повсеместное, включая Москву, строительство старообрядческих храмов, а также объявила амнистию всем, кто был участником этой столетней войны. Старообрядцам разрешили вернуться в Россию, начали рассматривать возможность поставления для старообрядцев епископа. Но последующая смерть Екатерины II свернула все её начинания по этому делу. Епископ поставлен не был, всё свели к единоверию, которое старообрядцы в большинстве своем не приняли. И хотя в ХIХ веке массовых репрессий не было, но вплоть до 1905 г. старообрядцы в России были людьми второго сорта. На государственную службу их не принимали, алтари их церквей были опечатаны, духовенство преследовалось. Но, тем не менее, к 1917 г. старообрядцы составляли основу казачества, купечества, промышленников.

Старообрядчество было в большинстве своем грамотным. После
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Старообрядчество как упущенный шанс 10-11-2011 02:28


http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Staroobryadchestvo-kak-upuschennyj-shans
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
РПСЦ призвала старообрядцев носить бороды и использовать Интернет 16-09-2011 21:01


Русская православная старообрядческая церковь призвала священников следить за внешним видом паствы.

Совет митрополии РПСЦ по итогам прошедшего в Москве заседания напомнил о церковном постановлении 1908 года, в котором сказано, что, "признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный".

"Если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника", - сказано в упомянутом постановлении.

Совет митрополии также призвал духовенство для ведения проповеди более активно использовать современные средства информации и одобрил инициативу Лиговской старообрядческой общины Санкт-Петербурга по созданию интернет-радио, сообщает сайт РПСЦ.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Требуется помощь: Хрустальная девочка 02-06-2011 20:07


Братие и сестры!

К вам обращается многодетная семья старообрядцев. У нашей старшей девочки Лизоньки врожденная генетическая болезнь – несовершенный остеогенез, которою в народе называют «хрустальной». Она заключается в том, что у девочки с рождения постоянно ломаются кости конечностей из-за их повышенной хрупкости (они могут сломаться даже под тяжестью одеяла!), замедлен рост. А ей так хочется ходить, бегать и танцевать, как и её младшие братик и сестренка - двойняшки.



Так как переломы были многочисленные, у Лизы искривлены ноги и руки. После многочисленных курсов лечения девочка пытается вставать на ножки, но это дается с трудом из-за искривлений и боли. Чтобы помочь ей встать на ноги и научиться ходить, ей необходима дорогостоящая операция (1,5 млн. рублей), которую делают только за границей.

Если у кого-то есть возможность, просим вас, окажите посильную помощь ради Христа, который подаст и вам милость в День Судный за ваше милосердие и сострадание.


Реквизиты
Для перечисления средств в пользу клиентов – физических лиц в филиалы Калужского отделения №8606 Сбербанка России:

ИНН – указывается ИНН клиента или 0000000000
БИК 042908612
Корреспондентский счет: 30101810100000000612
Расчетный счет: 40817810522244101810
Банк получателя: Калужское ОСБ 8608 г.Калуга
Получатель – Лисова Надежда Фёдоровна
ИНН/КПП Банка- 77070838893/402702001


Примечание "Самарского староверия": родители девочки - прихожане храма Русской Православной Старообрядческой Церкви в Калуге, а письмо родителей для публикации передал настоятель храма о.Иоанн Курбацкий.

Большая просьба ко всем старообрядцам, имеющим свои блоги в Интернете, общающимся в социальных сетях, распространить это объявление, сделав его доступным для максимально широкого круга лиц.

Метки: благотворительность, милосердие
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Казаки некрасовцы 13-05-2011 17:13



комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Притча о душе хотящей покаяться 30-04-2011 18:30


В славном неком месте жила прекрасная блудница. Однажды к ней пришел князь и сказал: «Обещай мне хранить чистоту и тогда я женюсь на тебе». И блудница дала обещание. Ее прежние любовники прослышав о ее замужестве на великом князе, загорелись завистью и сказали: «Если пойдем прямым путем к княжеским воротам, то ничего не достигнем, кроме наказания, поэтому мы подойдем с черного хода и начнем шептать блуднице, чтобы вышла к нам». Но бывшая блуд-ница, услышав их шепот заткнула свои уши, вошла во внутренний дом и закрыла двери и блудо-деи остались посрамлены.
Толкование
Блудница есть душа, а любовники – грехи. Князь Христос. Дом есть Церковь. Шепот есть бесовское наваждение. Верная душа всегда пребывает в Заповедях Божьих.
http://novinnet.ru/
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Богородице Дево (демество) 23-04-2011 03:31




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 23-04-2011 03:25



[700x525]
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 08-04-2011 20:31

Это цитата сообщения kurskijranet Оригинальное сообщение

Архангельскiй гласъ

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Тихий апокалипсис 31-03-2011 10:19


Год начался тревожно, как по Писанию: ужасные явления, землетрясения по местам, смятения и войны… и море «восшумело и возмутилось»… Словом,налицо «начало болезней».

И мы с тревогой следим за последними новостями, обсуждаем их, ужасаемся, но не замечаем, как чужая беда, боль становятся частью глобального шоу. Тема апокалипсиса давно стала ходовым брендом в индустрии развлечений, чем-то отличным от подлинного содержания этого важного слова. Ведь слово «апокалипсис» переводится как «откровение» – это то, что открыто Богом для нашего вразумления, для того, чтобы мы трезвились, помня об истинной цели земной жизни, о необходимости достижении единства с Богом.

Понятие апокалипсиса у нас стойко ассоциируется со страшными, катастрофическими событиями мирового масштаба. И все мы знаем о внешних признаках приближения вселенской катастрофы. Много о них говорим, обсуждаем это. Но есть и другие, куда более важные, сокровенные признаки. Господь говорит, что в последние времена «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». А апостол Павел добавляет – точно про нас, – что люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы… Вот на что нам надо обращать внимание, вот чего страшиться больше землетрясений, цунами и радиации…

Мы живем в эпоху глобального изменения климата. Я говорю не о погоде – пусть этим занимаются метеорологи. Речь идет о катастрофическом изменении человеческой природы. Кто-то возразит, что со времен грехопадения как раз ничего не изменилось ни в человеке, ни в человечестве в целом. Но это, увы, не так. Иначе не было бы Вселенского потопа и гибели Содома и Гоморры – этих горьких примеров массовой и катастрофической деградации со всеми вытекающими последствиями. Природа человека и общества в целом «удобопреклонна ко греху», по слову святых отцов, и в наше время это особенно очевидно. И подлинный апокалипсис тихо и незаметно происходит в наших сердцах, только масштаб его не достиг той критической точки, когда стихии, разгоревшись, разрушатся, и земля и все дела на ней сгорят. Дух Христов уходит из нашей жизни, а водворяется прочно иной, страшный, сатанинский дух корысти, прагматизма, распущенности, равнодушия и беспредельного самолюбия. Пожалуйста, вот живые примеры из недавних встреч.

Он не может нормально ходить, а только передвигается, едва семеня, очень медленно, иногда останавливается и не может тронуться с места. Стоит, переминаясь с ноги на ногу, точно собираясь духом. Молчаливый, сосредоточенный человек. Я пару раз предложил помощь, но он вежливо отказался. Видно, как для него важно это личное преодоление. Он приходит в храм в любую погоду: летом в жару, когда плавится асфальт, и осенью в беспробудную слякоть, зимой в гололед (особенно опасный в его положении) и в весеннюю распутицу. Он идет и идет в храм, как будто восходя на свою незримую Голгофу. И только на днях я узнал мимоходом его историю.

Толковый, работящий мужик, заботливый отец и верный муж, он еще недавно вел напряженную, полноценную жизнь, но вот – заболел. Что-то у него случилось с суставами, так что он теперь едва может передвигаться. А дальше произошло то, во что даже в наше бездушное время трудно поверить. Жена с тещей выгнали его из дома… просто так, ни за что… потому что заболел и стал обузой. Выписали… И он не стал судиться с ними. Захотел потерпеть напраслину ради Христа, понести свой крест. Теща с женой воспитывают его 11-летнего сына так, что он стыдится отца. А тот переносит все смиренно и просто, никого не осуждая, говоря, что сын, повзрослев, станет, может быть, думать иначе…

Его приютил нищий сосед в облупленной мазанке с прохудившейся кровлей и рассохшимися рамами. А рядом – в обнесенном каменным забором добротном коттедже осталась жена, которая его бросила, и те, кого он до сих пор по изумительному незлобию продолжает считать родными.

Иногда ему нечего есть. И тогда приметливые и сердобольные бабульки собирают ему в пакетик масло, крупу, консервы и хлебушек – что придется. И он этому искренне рад, благодарит от сердца Бога и бабушек…

А вот другая история, тоже из недавних. Подошла ко мне со слезами женщина. Я слушал ее, и мне казалось, что я попал в какой-то кошмарный сон. Женщина эта – супруга состоятельного господина. Они прожили в законном браке немало лет, и вот оказалось, что женщина больна онкологически и лечение будет стоить немалых средств. Тогда муж пошел к врачу и выяснил, каковы шансы на выздоровление. Врач честно признался, что незначительные, потому что болезнь запущена. Тогда муж сказал жене: «Дорогая, прости, но я не могу на тебя тратиться… это не рентабельно. Ты пойми: шансов, что ты поправишься, очень мало, а я потеряю все». Женщина, рассказывая это, рыдала взахлеб, и я не находил слов для ее утешения. Я только понимал, что апокалипсис уже наступает. Здесь и сейчас.

И опять же кто-то скажет: так было всегда! Да, всегда пребывали в мире и подлость, и равнодушие, и корысть. Но если использовать актуальную
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 31-03-2011 09:34

Это цитата сообщения Чайка-белая_птица Оригинальное сообщение

Постное монастырское тесто (видеорецепт)

Главным блюдом на русском столе всегда были и остаются пироги. Только во время поста тесто и начинка для них должны быть постными. В Даниловом монастыре пекут очень вкусные пироги. Тесто для них настолько лёгкое и вкусное, что готовить его можно не только в пост, но и в праздники.

Что нужно:

1 килограмм муки;

3 столовых ложки сахарного песка

10 граммов сухих дрожжей

2 стакана тёплой воды

3 столовых ложки подсолнечного масла 1

чайная ложка соли

Как готовить:

         В миску всыпаем сухие дрожжи, разводим их тёплой водой, добавляем соль, две или три столовые ложки сахара и три столовые ложки растительного масла. Всё это хорошенько перемешаем. А для того, чтобы наше тесто лучше подошло, нальём столовую ложку водки. Яйца в постное тесто не добавляют, а изделия из такого теста гораздо медленее черствеют. Теперь постепенно добавляем муку, просеевая её через сито. Начинаем месить наше тесто до тех пор, пока оно не перестанет приставать к рукам. Тесто должно быть хорошенько вымешано, без комков.

          Во время Великого поста из такого теста делают разные булочки без начинки. В неделю Иоанна Лествичника пекут маленькие лестницы, а в Крестопоклонную неделю – кресты. Мы же сделаем из нашего теста жаворонков. И вот тесто подошло. Начинаем лепить из них жаворонков. Берём небольшую часть теста, раскатываем, делаем два надреза, скрещиваем получившиеся крылья, делаем головку и глазки из изюма. После кладём жаворонков на смазанный маслом противень и поставим нашу выпечку в духовку примерно на час.

 


 

Серия сообщений "постная кухня":
Часть 1 - Постное печенье от Евгении
Часть 2 - постные блинчики
...
Часть 25 - Картофель по корейски
Часть 26 - Маринуем скумбрию!Пальчики оближешь!!
Часть 27 - Постное монастырское тесто (видеорецепт)
Часть 28 - Селедка нежного посола
Часть 29 - Засолка рыбы(горбуши)
...
Часть 98 - Закуска «Новогодний рассвет» (сельдь под яблочно-брусничным муссом)
Часть 99 - Вареники с горшочков в грибной подливе
Часть 100 - Помидоры консервированные в желатине

Серия сообщений "постная выпечка":
Часть 1 - Постное печенье от Евгении
Часть 2 - постные блинчики
...
Часть 9 - Вафельные рулетики с начинкой.
Часть 10 - ЛУКОВЫЕ ЛЕПЕШКИ(ПОСТНЫЕ)
Часть 11 - Постное монастырское тесто (видеорецепт)
Часть 12 - ШАРЛОТКА ПОСТНАЯ
Часть 13 - Чесночный кукурузный хлеб
...
Часть 24 - Рулет с халвично-маковой начинкой. Должно получиться и с постным тестом.
Часть 25 - Разрыхлитель теста в домашних условиях
Часть 26 - Хлеб отрубной с семенами
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Судебник царя Феодора Иоанновича 1589 г. 28-02-2011 10:36


комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Центр старообрядчества на Иргизе 15-01-2011 16:03


комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
С Праздником Рождества Христова! 06-01-2011 13:53
Слушать этот музыкальный файл

комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Какой нательный крест является правильным? 15-12-2010 08:01


Автор: Павел
11.08.2008 18:14 - Обновлено 10.06.2010 20:56
Какой нательный крест является правильным? Допустимо ли ношение
нательного креста с изображением Спасителя?
Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить
на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего
Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле,
поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он
называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на
Голгофе.
Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит
постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении
мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный
крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас
от диявольского зла.
Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого
равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена,
когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест
символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде
Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест
Господень изображался символически.
Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго
Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает
изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но
четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался
внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит
для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с
черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть
орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит:
“Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА”
(греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы,
могущие быть на нательных крестах, означают “К” - копие, “Т” - трость, “ГГ” -
гора Голгофа, “ГА” - глава Адама. “МЛРБ” - место лобное рай бысть (то есть:
на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось
совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с
изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия
превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для
непосредственного восприятия и молитвы. Ношение иконы в скрытом от глаз
виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как
магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ.
Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так
что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на
определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А
нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия
там быть не должно. Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в
Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки
какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три
года». Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным
отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия,
всячески ограждая его от язычества.
К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту ("Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…"), или только первые
слова.
Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами.
“Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без
острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом
изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3). Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной
нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить
себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими
молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
(частично взято из "Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М., 2005") http://www.starovereya.ru/faq/31-general/33-the-rood
комментарии: 5 понравилось! вверх^ к полной версии