• Авторизация


ujujkm 04-04-2009 12:05


Таким образом, можно выделить две составляющие понятийного ряда «внесценического персонажа Гоголя» - фон и участие в развитии действия пьесы. Писателю важно было это постоянное напоминание о мире по ту сторону рампы, в представлении Набокова, он и «есть подлинное царство Гоголя… все эти созданья, чья мельтешня создает самую плоть пьесы, не только не мешают тому, что театральные постановщики зовут действием, но явно придают пьесе чрезвычайную привлекательность» . Кажется, создается своего рода двойной эффект: с одной стороны, персонажи за сценой всеми силами своими (и приемами автора) пытаются на сцену проникнуть, а с другой – сам автор стремится разрушить все виды барьеров, узаконенные театром и драматургическим родом: между сценой и зрителями, сценическими и внесценическими героями и т.д. Так формируется эта особая атмосфера комедий Н.В.Гоголя.
Способы и варианты «подачи» внесценического персонажа в пьесах Гоголя не имеют традиций в русской комедиографии, да и в драматургии в целом. Основная причина в том, что писатель создает сой особый мир, подчиняя его логике и правилам, самим для себя определенным. В этом мире нет места случайности, все включено в общий круговорот той «пошлости жизни», когда жизнь заменена суетой, будь то приезд ревизора или сватовство. В этом мире автор может позволить себе всё: «…он тут всюду присутствует – не только в обличии автора, что было бы логично, или под псевдонимом специально, по служебному делу прикомандированного лица, а так, кем придется…» ,- правда, при одном условии: «Взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом званьи и на другом поприще» .
В большинстве своем внесценические персонажи Гоголя заключают в себе некую «нравственную несообразность», которая порождает «благодетельный смех». В основе своей этот смех амбивалентен, он «в какой-то момент возбуждает тоску и ужас, переходит как будто в свое отрицание, в слезы, которые временами, однако, также обладают “противоположным свойством смешить”» .
Внесценические персонажи – полифункциональные, им свойственна особая гоголевская обратимость, что сказывается прежде всего в их эмоциональном воздействии: «Впечатление ещё сильней оттого, что никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа: человеческое слышится везде. Оттого ещё глубже сердечное содроганье» (V, 160). Жизнеподобие персонажей определяется их самобытностью. Впервые именно у Гоголя собираются вместе и предстают в роли главной отличающей черты запах, мимика, жест, фамилия, место обитания, дата рождения, курение табака, смешливость и т.д. И по этому «подчас ординарному или второстепенному признаку Гоголь мастер вытаскивать всего человека, который прекрасно, однако, обходится этим единственным признаком» . Так формируется истинная гоголевская атмосфера, объединяющая сцену и зрительный зал, и «персонаж приглашает нас войти в его положение на правах сотоварища, который оттого и смеется, что проникается состоянием ближнего» , как, например, в случае с заседателем: запах, исходящий от него, «уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою» (IV, 14).
В силу специфики своего существования в пьесах внесценические персонажи «не дотягивают до локального символа», но за ними сохраняется право на самое живое и непосредственное участие в создании мира (города), в котором они живут. Они являются предметом разговора знакомых или родственников, сослуживцев или первых встречных, объединившихся в какой-то момент своей жизни. Все они: «сторож с гусенками», учитель с «не той рожей», больные, «походящие на кузнецов», «дрянная гарниза», купец, «нанимающий огород на Выборгской стороне под капусту» или «смешливый «мичман Петухов» и другие – составляют, как в мозаике, верную картинку повседневного существования общества. Но они, в большинстве своем, скорее жертвы, чем сценические персонажи. Хотя и те и другие порождают вопросы: как такое могло произойти с человеком? Кто виноват в этом?
Некоторые внесценические персонажи наделяются правом голоса: их цитируют (почтмейстер – поручика в «Ревизоре», Фекла – «трезвого купца» и Арина Пантелеймоновна – своего брата в «Женитьбе»). Иным отводится роль примера для подражания (Тряпичкин для Хлестакова и «человек, которому плюнули в лицо» для Кочкарева). Так, Тряпичкин «отца родного не пощадит для словца и деньгу тоже любит. <…> Он ведь тоже любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать» (IV, 68). А для Кочкарева – если это не произошло с ним самим – в приведенной им истории главным аргументом оказался финал: «А жалованья, однако же, все-таки прибавил. Так что ж из того, что плюнет? Если бы, другое дело, был далеко платок, а то ведь он тут же в кармане – взял да и вытер» (V, 40). В то же время комментарий главных героев по отношению к внесценическому персонажу оказывается своеобразным зеркалом, которое высвечивает темные глубины их собственной натуры.
Самыми любопытными оказываются внесценические персонажи со своей «историей». Чем она необычней
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
романтика наруто - новая серия фотографий в фотоальбоме 17-03-2009 19:46


Фотографии юля_максименко : романтика наруто




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

видио 25-02-2009 14:18

Смотреть видео в полной версии
Смотреть это видео



ля ля.........
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
рамантика 25-02-2009 13:13

Смотреть видео в полной версии
Смотреть это видео



ААААААААхххххх!!!!
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 08-02-2009 12:32


а
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
музыка 08-02-2009 09:54
Слушать этот музыкальный файл

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
$@НИМЕ$ - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 19:06


Фотографии юля_максименко : $@НИМЕ$




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
$@НИМЕ$ - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 18:59


Фотографии юля_максименко : $@НИМЕ$




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
$@НИМЕ$ - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 18:57


Фотографии юля_максименко : $@НИМЕ$




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 16:15


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 16:09


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 16:02


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:59


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:53


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
$ФЕНТ@ЗИ$ - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:47


Фотографии юля_максименко : $ФЕНТ@ЗИ$




Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:45


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:41


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:39


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:37


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
%Н@РУТО% - новая серия фотографий в фотоальбоме 07-02-2009 14:34


Фотографии юля_максименко : %Н@РУТО%




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии