Пусть вам добрый Новый год
Много счастья принесет!
Если были неудачи, было трудно иногда –
В новом будет все иначе, так случается всегда!
Счастья, бодрости, успехов, прочь болезни и беду!
Исполнений всех желаний в наступающем году!
От всей души поздравляем вас с новогодними праздниками!
Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Как она устроена?
Подобно слову, интонация — единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи радикально отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова — строго ограниченный набор фонем. Можно сказать, что фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей полноте его свойств. Вместо нескольких десятков фонем здесь бесконечные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.
Интонация в музыке это:
Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых — речевая интонация. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать из нее? Оказывается, очень многое. Можно узнать о том, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, старик, как они друг к другу относятся. Можно узнать о характере и темпераменте участников разговора, об их физическом и эмоциональном состоянии — усталости или возбуждении, гневе или печали. О тоне говорящего: просит ли он, или же рассказывает о сокровенном. Почувствуем мы и атмосферу беседы, ее эмоциональный настрой.
Все эти разнообразные связи с речевым опытом использовали музыканты, иногда непроизвольно, но часто и вполне сознательно. Еще в 1581 г. лютнист Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома Галилео Галилея, настойчиво советовал композиторам прислушиваться к тому, как речевая интонация отражает характеры и чувства людей, социально-психологические отношения, а затем претворять услышанное в
Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это что-то почти уникальное - дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил".
Действительно ли это такая редкость - музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие - нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.
Виды музыкального слуха
Абсолютный слух
Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).
Относительный слух
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.
Развивается в процессе обучения музыке.
Мелодический слух
Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами.
Развивается в процессе обучения музыке.
Гармонический слух
Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.
Внутренний слух
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
Развивается в процессе обучения музыке.
Предслышание
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.
Нотная запись — упорядоченный набор символов музыкальной нотации, предназначенный для того, чтобы передать на письме некий музыкальный материал.
Музыкальная нотация — система графических знаков, применяемых для записи музыки. Каждая из известных систем нотации имеет собственный комплекс нотных знаков, отличающихся формой и названиями.
Нота (лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане (нотоносце, как иногда называют пять линий, на которых и записываются ноты) и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука.
Нередко термин «нота» употребляется для обозначения звука. Так, «звук до» и «нота до» могут восприниматься как одно и то же.
Сейчас, невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи.
Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода «живого» звучания музыки на язык условной графической записи — нотации. Посмотрите образцы нотного текста, приведенные в иллюстрациях, сравните их между собой — и вы увидите, как они непохожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, были различны у разных народов, и прошло много времени, прежде чем люди пришли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.
Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают ученые, в Древнем Вавилоне. Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение. Со временем буквы греческого алфавита заменяются латинскими. И сейчас можно встретить обозначение звука «до» латинской буквой «с», звука «ре» — буквой «d» и т. д.
В средние века появляется невменная нотация, характерная для культовой музыки. Одна из ее разновидностей — русское крюковое, или знаменное, письмо. Условные обозначения — невмы (на Руси они назывались крюки, знамена) состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения.
Первоначальные невмы
Невмы (лат. neuma) — первая нотная запись, которая использовались в Европе. Постепенная эволюция невм привела к появлению современных нотных знаков.
Слово «невма» происходит от позднелатинского neuma, которое в свою очередь происходит от др. греч. «пневмо» — дыхание. Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому не могли сообщить певцу новую мелодию, а могли лишь напомнить уже известный мотив.
Хоральная нотация
Позднее (приблизительно с IX века) в западно-европейской музыке они стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или их цвет (красный, желтый)
Во время прослушивания какого-нибудь музыкального произведения сосредоточьтесь и попробуйте «увидеть», что изображается музыкой. Если это, например, «Времена года» П. И. Чайковского, то вы, может быть, увидите осенний пейзаж, летящую тройку, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка. Слушая песню, всегда можно «дорисовать» в воображении то, что больше подходит для неё: широкое раздолье пейзажа, народное гулянье...
Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает (в песне, танце, опере, симфонии). Сравните звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было еще интереснее, нарисуйте, что вам представляется, когда слушаете любимую музыку. Смелее фантазируйте. Выберите музыкальный отрывок и представьте, что это какое-либо состояние природы. Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой.
Можно усложнить задачу: прослушав музыку, придумайте, подберите, составьте из красок цвета (цветовую гамму — колорит) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисуйте что-то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета. Для грустной музыки, наверное, подойдут холодные, неяркие цвета, для весёлой — яркие и тёплые. Или, слушая музыку, представьте, что она изображает человека. Нарисуйте его портрет, но уже без красок, карандашом или мелком одного цвета, то есть, используя для передачи образа только один тон. Для выполнения таких работ песни лучше не брать, потому что слова будут «отвлекать» от музыки и вы изобразите то, о чем сказано словами.
Но если прослушаете оперу-сказку, например, «Сказку о царе Салтане» Н. А, Римского-Корсакова, где даны музыкальные характеристики героев, изображение трёх чудес, то их можно вылепить из глины или пластилина.
А ещё попробуйте сравнить звучание различных музыкальных инструментов, на которых исполняют одну и ту же музыку, и с помощью красок придумать узор, украшение, похожие на звучание каждого инструмента.
Вы можете сами придумать такие задания, где характер музыки перескажете изображением на бумаге или в лепке.
Итак, действуйте, но не забывайте, что самое главное — фантазия! Постарайтесь искреннее выразить свои чувства. Не теряйтесь, если сначала получится не то, чего бы хотелось: пусть «первый блин комом». Нужно только начать, и вы наверняка станете понимать красоту, содержание и настроение музыки глубже.
Музыкальная графика как проявление синестезии
Синестезия (одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
При рассмотрении данной темы характерно стремление связать проблему "музыкальной графики", то есть, зарисовывания впечатлений от восприятия музыки в красочных предметах и беспредметных формах, с законами восприятия, а ещё точнее - с теорией синестезии. Именно здесь обнаруживается перспективный с теоретической точки зрения взгляд на проблему, ещё не получивший развития в трудах учёных; появляется необходимость комплексных исследований, в которых психологический подход будет поддержан, с одной стороны, физиологическим, с другой - социальным.
Анализ процесса "визуализации музыки" обусловливает необходимость рассмотрения вопроса о слухозрительных синестезиях, за которыми закрепился специальный термин "цветной слух" и которые лежат в основе "музыкальной графики".
Понятие "синестезия" переводится как соощущение. Но такая простая расшифровка оказывается недостаточной. Существуют десятки различных определений синестезии, которые сильно противоречат друг другу не только из-за различия в концепциях объяснения, но и потому, что одним термином, по сути дела, определяются различные явления. Так, предметом исследования медиков является патологическая синестезия. Однако подобного рода концепции, объясняющие это явление случайной путаницей, перекрещиванием слуховых, зрительных и нервных волокон, не выдерживают критики, так как не способны объяснить возможность общезначимости синестезий, позволяющей
В этой небольшой статье мне бы хотелось поделиться своими мыслями о музыке, а именно, провести небольшой анализ того, как к ней можно и нужно относиться, какую роль может и должна играть музыка в нашей жизни.
Можно выделить две основных точки зрения: мнение композитора (продюсера) о своей музыке и мнение слушателя. Начнем со второго - с мнения потребителя. Ниже я постараюсь выделить несколько характерных суждений, которые мне доводилось слышать от своих знакомых и по возможности дать краткую характеристику этим людям.
1. "Музыка - бесполезный набор звуков, которому уделяют неоправдано много внимания"
Откровенно говоря, не знаком я с людьми, которые так считают, а сама фраза - результат предельного перехода от прохладного отношения к музыке в сторону полного безразличия. Сомневаюсь только, что безразличие может быть полным. Музыка появилась не вчера, и не сто лет назад, и появилась не случайно. Музыка является неотъемлемой частью человеческого быта, культуры, является частью самих людей. Чаще всего подобное безразличие объясняется так: кругом, по "форматным" каналам (т.е. практически по всем) радио и тв под видом музыки нам навязывается примитивный и зачастую низкокачественный комбикорм. И не удивительно, что кому-то хочется держаться от этого подальше. С другой стороны, чтобы (самостоятельно) найти для себя в музыке что-то интересное (не из списка предлагаемого "культуркорректными" медиа), нужно иметь определенный музыкальный кругозор, нужно, прежде всего, иметь доступ другой музыке - a это требует значительных усилий и времени. А времени и нужных возможностей у человека может как раз не оказаться, и в результате, добровольно или вынужденно, он отказывает себе в знакомстве со значительной частью человеческой культуры, ограничивает свои возможности духовного восприятия.
2. "Что играет, то и слушаю"
С сожалением должен отметить, что такой подход весьма популярен. Человек не отказывается от музыки, но и не утруждает себя отделением зерен от плевел: утром он может слушать шансон, в обед - фабрику, вечером - павер метал. Иногда под руку может попасться джаз, классика, электроника, и при этом чудеснейшим образом не оказать никакого воздействия. Музыкальная коллекция этого меломана состоит полностью из сборников вроде "Все хиты - вып. 214", mp3-файлы свалены в одну кучу или отсортированы по другому произвольному признаку (например по дате). Поскольку особых предпочтений нет, то в итоге не бывает и дефицита музыки, ведь слушать можно все что угодно.. Только тогда не понятно: а зачем вообще нужно слушать?(1) Подобных людей можно охарактеризовать так: легко внушаемые, морально неустойчивые(2). В значительной степени это свойственно детям и личностям переходного возраста, но к сожалению не только им. Однажды одному моему знакомому, не заморачивающемуся выбором музыки (а также много еще чем не заморачивающемуся), предложили послушать пару сборников psy trance, - спустя какое-то время он пожаловался что у него "выпучиваются глаза" и, по его же выражению, он "впадает в транс". Случай конечно курьезный, но возникает такой вопрос: а каков был бы результат, если бы эта музыка была ему представлена в качестве "расслабляющей"(3)? Так или иначе, я считаю крайне вредным пассивно слушать все без разбора, не совершая минимальных усилий по фильтрации того дерьма, что регулярно достигает наших ушей. Считаете, шансон на полную катушку в маршрутках - мелкое неудобство? Это психологический терроризм. Или, может, вы считаете что "Дом-2" - это просто телепередача?
3. "Музыка как символ" и "Музыка как повод"
Многие люди используют музыку в качестве общего знаменателя, для того чтобы найти общий язык, повод для общения. Особенно это характерно для молодежи от 14 до ... лет: ты и я любим одну и ту же группу, носим одинаковые ботинки - пойдем пить пиво вместе. Вокруг (или просто рядом) некоторых музыкальных направлений (например рэп/хип-хоп или панк) уже давно сложились устойчивые сообщества или, говоря по-научному - субкультуры. Считается, что человек, причисляя себя к одной из этих субкультур, выражает свое несогласие, противопоставляет себя кому-либо, неся своим несогласием идейный мессадж. Проблема в том, что он не всегда в точности понимает, против чего именно нужно протестовать, а сами эти увлечения временны, поверхностны и объясняются банальной модой. Несмотря на то, что всевозможные "альтернативные" течения преподносят себя именно в качестве альтернативы [массовой культуре], они сами являются ее частью,
Звучание даже самых распрекрасных фирменных динамических головок (динамиков) без корпуса, как и измеренные технические характеристики, совершенно не впечатляет… Но недоумение это обстоятельство может вызвать лишь у новичков. Мы то с вами хорошо понимаем, что динамик без ящика - всё-равно, что струны без гитары. Роль этого ящика настолько велика, что ему дали своё серьёзное имя - акустическое оформление. И только гармоничное сочетание хороших головок с грамотно построенным акустическим оформлением в результате обеспечивает приличное качество звука акустической системы (АС). Это неизбежно наводит на мысль и о существенном влиянии на звук свойств самого помещения, в котором воспроизводится музыка.
Комнатки, комнаты и комнатищи разного объема - наше жилье - оказываются полноправными участниками исполнения ваших любимых музыкальных произведений. В технических описаниях своих систем разработчики приводят характеристики, полученные, как правило, в условиях заглушённой камеры, когда помещения как бы вовсе и нет,
А что же происходит со звуком в обычной комнате? Иногда можно услышать мнение, что некоторые помещения в состоянии так сильно изменить звучание, что в пору ставить вопрос о целесообразности приобретения дорогостоящей аппаратуры, поскольку всё равно от “высокой верности” звука в этих условиях ничего не останется… Несмотря на определенную односторонность и примитивизм такого рассуждения, отмечу, что в этих словах, к сожалению, больше правды, чем этого хотелось бы. Но не следует спешить отказываться от добротных систем, ведь осмысленное отношение к акустическому оформлению комнаты прослушивания может не только свести на нет вредное влияние этого своеобразного “музыкального” инструмента (замкнутый объем комнаты), но в чем-то даже подправить звучание ваших колонок.
Объем, играющий сам по себе
Воздух в помещении может быть свежим, прохладным, теплым или холодным, но он всегда упругий: помните, как пружинит эта незаметная в повседневности субстанция при использовании ручного насоса? А раз есть упругость, то есть и возможность “раскачивания” давления (по-научному - резонанса), когда колебания с определенным периодом начинают возрастать настолько, что становятся заметными на слух! Эти колебания воздуха в замкнутом объеме комнаты “вредят” конечному звуку, потому что голосок у типичного жилого помещения, конечно, не ангельский, а низенький, басовитый. Обратите внимание, с каким удовольствием ваша комната “подпевает” рычащим и грохочущим грузовикам, которые проезжают рядом с домом. Что же происходит в комнате с включенными колонками? Оказывается то же самое - комната часто начинает резонировать на частотах, имеющих для слуха заметное значение, например, в диапазоне 20-100 Герц. Для любознательных откроем секрет: звуковой шторм возникает от так называемых стоячих волн. Стоячая волна никуда не бежит и образуется, например, у стены, полностью отражающей звуковые волны. Длина, ширина и высота вашей комнаты задают вполне определенные частоты колебаний. Эти избранные частоты, на которых рождается прибой из стоячих волн, называются резонансными. Их различают по старшинству: первая, вторая, третья
Причем первая - самая низкая по частоте - в прямоугольном помещении соответствует наибольшему размеру. Когда акустическая система находится в комнате, где нет поглощения звука, такая волна будет самодовольно и неограниченно разбухать, корежа музыку, в первую очередь, на басах. Мы обсудили лишь, так сказать, одно измерение комнаты; аналогичные рассуждения можно провести и для двух остальных. Но даже это не учитывает всей сложности реальной картины. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что в гулком, с хорошим отражением помещении не все частоты звукового спектра получают неискаженное отображение. Если спектр звукового сигнала был гладким в “глухой” комнате, то в комнате с отражениями он будет сильно изменён. Какие-то частоты получат нежелательное усиление, а какие-то, наоборот, будут завалены. Замечу, что учет резонансных свойств помещений актуален для малых объемов, какие соответствуют типичным малогабаритным квартирам. Чем больше комната, тем ниже первые резонансные частоты. Таким образом, от размеров помещения напрямую зависит точность воспроизведения басовой части музыкальных произведений.
Для комнаты объёмом 35 кубометров (2,5×3,5×4,5 м) существенное изменение звучания будет иметь место в диапазоне приблизительно 20-200 Гц. Первый полезный вывод, который можно сделать из сказанного, касается геометрии помещения.
Фортепиано - это собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов - роялей и пианино.
Рояль
Пианино
Устройство фортепиано
Фортепианная механика. Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном).
Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна - для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 86 полутонов от ля субконтроктавы до до 5 октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4 октавы сверху; можно встретить инструменты даже с более широким диапазоном).
В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
Педали. В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто "педалью", т.к. используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.
Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль - нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие - звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков влево, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde.
Средняя (или третья, т.к. исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль "задвигается" влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Игра на инструменте
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (напр., в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Обучение игре на этом инструменте в детских музыкальных школах России занимает 5 или 7 лет, в
Механическая звукозапись основана на вырезании (или выдавливании) в материале носителя записи канавки с помощью звукозаписывающего устройства - рекордера. При воспроизведении по канавке перемещается (движется) игла воспроизводящего устройства - звукоснимателя.
В процессе развития механической записи были предложены два основных способа модуляции канавки: поперечный, при котором резец колеблется влево-вправо от нейтрального положения и канавка постоянной ширины приобретает извивы (рис. 1, а),и глубинный, при котором резец смещается вверх-вниз от нейтрального положения, вырезая канавку переменной глубины и ширины (рис. 1, б).
Рис. 1. Вид модулированной канавки при поперечной (а) и глубинной (б) записи
Все предварительные операции по записи и монтажу фонограммы ведут с помощью магнитной записи. Окончательно смонтированную магнитную фонограмму переводят в механическую на станке механической записи (рис. 2). Он имеет массивный диск (планшайбу) 1, вращаемый двигателем 2. Рекордер 4 с помощью механизма 3 перемещается в радиальном направлении. Носитель записи 5 (медный или лаковый диск) прочно закрепляется на планшайбе. Алмазный резец рекордера постепенно перемещается в радиальном направлении от края диска к центру. В отсутствие сигнала получается канавка без извилин, немодулированная.
Рис. 2. Схема станка механической записи
При подаче на рекордер сигнала резец начинает колебаться и вырезать канавку сложной формы. Такую канавку называют модулированной.
После окончания записи на поверхность лакового диска наносят слой серебра, служащий далее токопроводом при электрохимическом процессе нанесения слоя никеля. Слой никеля достигает 0,3 ... 0,4 мм. Полученную копию (первый оригинал) осторожно отделяют от лакового диска. С первого оригинала снова электрохимическим (гальваническим) способом изготовляют несколько (до десяти) новых копий (вторых оригиналов). После отделения второго оригинала его прослушивают, как обычную грампластинку. Обнаруженные дефекты устраняют гравировкой, контролируя эту работу под микроскопом. Со вторых оригиналов снимают третьи оригиналы толщиной примерно 0,25 мм, для уменьшения износа матрицы покрывают слоем хрома (правда качество фонограммы при этом ухудшается) и используют в качестве матриц при прессовании пластинок. Одной матрицей без существенного ухудшения качества прессуют до тысячи пластинок. Материалом для пластинок служит винилит - сополимер винилхлорида с 15% винилацетата с небольшой добавкой размягчающих и окрашивающих веществ.
Особенности записи стереосигналов
Как уже упоминалось выше, в процессе развития механической звукозаписи были предложены два способа модуляции канавки: поперечный и глубинный. (см. рис. 1). Комбинацию этих двух способов используют для двухканальной стереофонической записи. Однако управлять движением резца в горизонтальном и вертикальном направлениях непосредственно сигналами левого и правого каналов нецелесообразно ввиду некоторого различия свойств записываемых фонограмм и трудности разделения сигналов в звукоснимателе. поэтому оба направления смещения резца поворачивают на 45° и сигналы каждого канала записывают одновременным перемещением резца в горизонтальном и вертикальном направлениях. Тогда движение иглы, воспроизводящей сигнал одного канала, происходит по направлению слева сверху - вправо вниз (и в обратном направлении), другого канала - справа сверху - влево вниз (и в обратном направлении). Итак, чтобы получить двухканальную стереофоническую фонограмму резцу сообщают перемещения в двух взаимно перпендикулярных направлениях, причем оба они находятся под углом 45° к поверхности носителя, как показано на рис. 3. Поскольку угол раскрытия стенок канавки равен 90°, на каждой стенке канавки записывают один сигнал: на внешней (ближе к краю пластинки) сигнал правого канала, на внутренней
Под процессом записи сигнала понимают преобразование поступающих сигналов в пространственное изменение состояния или формы некоторого физического тела (носителя записи) с целью сохранения в нем информации для последующего ее получения (извлечения). Информацию, сохраняемую в носителе записи, называют записью. Носитель записи, содержащий информацию, полученную в процессе записи, называют фонограммой.
За век, прошедший с момента возникновения первых идей записи звука, были предложены десятки способов записи. Одними из них являются:
- механический (грамзапись)
- фотографический
- магнитный
- лазерный
- и т.д.
Станок для механической звукозаписи
Процесс механической записи состоит из нескольких этапов. первичную запись ведут на диск из аморфной меди или на дюралюминиевый диск, покрытый лаковым слоем (так называемый лаковый диск). Записывающий элемент - острие резца рекордера перемещается механизмом в радиальном направлении - от края к центру - и вырезает в меди или лаковом слое спиральную канавку. Помимо поступательного перемещения в радиальном направлении резец в соответствии с записываемым сигналом совершает колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В результате изменяются ширина и глубина канавки. С медного или лакового диска гальваническим путем снимают копию, в которой углублениям канавки соответствуют выступающие борозды. Эта копия используется как матрица при прессовании или штамповке пластмассовых грампластинок. Сигналы, записанные на грампластинках, воспроизводят с помощью электропроигрывающего устройства (ЭПУ).
Схема светомодулирующего устройства с зеркальным модулятором света для фотографической звукозаписи: 1 — записывающая лампа; 2 и 6 — конденсорные линзы; 3 — диафрагма с М-образным вырезом; 4 — изображающая линза; 5 — модулирующее зеркальце; 7 — диафрагма с узким прямоугольным вырезом; 8 — микрообъектив; 9 — световой штрих на кинопленке; 10 — кинопленка; 11 — фрагмент фонограммы с «сфотографированным» на ней звуком
В качестве носителя записи при фотографической записи используют светочувствительный носитель - прозрачную пластмассовую основу в виде ленты, покрытую светочувствительным слоем. Фонограмма образуется в результате фотографического процесса. Под воздействием записываемого сигнала изменяется световой поток, попадающий на движущийся носитель. Киноленту проявляют, промывают, закрепляют, сушат. С полученного негатива снимают позитивную копию и повторяют перечисленные фотохимические процессы. В результате образуется фотографическая фонограмма. Сигнал отображается на киноленте в виде прозрачной полоски переменной ширины или переменной плотности (прозрачности). Далее, чтобы воспроизвести записанный сигнал, движущуюся фонограмму просвечивают пучком света.
Магнитную запись на движущийся ферромагнитный носитель производят с помощью особого электромагнита - магнитной записывающей головки - в обмотку которого подают ток сигнала. Магнитное поле электромагнита намагничивает носитель записи, в качестве которого используют пластмассовую ленту, покрытую порошком окислов ферромагнитных металлов или металлическим ферромагнитным слоем. Фонограмма получается в виде намагниченных участков разной длины. Она не нуждается ни в каких процессах обработки и может быть воспроизведена немедленно с помощью устройства, аналогичного записывающему.
Комбинацией механического и оптического способов записи является запись лазерным лучом на компакт-диски. Запись ведут модулированным лучом лазера на
Никогда в истории человечества не звучало столько музыки, как сейчас. Но на самом деле она не просто звучит – она исполняет свою функцию программирования. И это отнюдь не пустые слова параноика. Их могут подтвердить беспристрастные факты... Все это рок-н-ролл «Я шаровая молния. Я проливаю дождь... Ты еще молод, но ты умрешь. Я не буду брать заложников и не поделюсь ни одной жизнью... Меня зовет колокол. Я забираю тебя в ад...» Это слова из одной из самых популярных песен рок-группы «AC/DC» - «Hell’z Bells» («Колокола ада»). Тяжелый ритм музыки позаимствован из ритуала африканских вуду – благодаря чему слова песни запечатываются непосредственно в подсознание слушателей. «Я забираю тебя в ад…»
В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белков (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» замедляет рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.
Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнабельному. А Джимми Хендрикс когда-то сказал: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно» (из интервью журналу «Лайф»). Это одна сторона музыки.
Первые исследования, посвященные влиянию музыки на покупателей, были проведены в США в конце 1950-х годов. Выяснилось, что мягкая расслабляющая музыка создает в торговом зале уютную атмосферу, побуждая покупателей не спешить и больше времени посвятить выбору покупок. Быстрая музыка провоцирует противоположный эффект и используется, например, в часы пик, чтобы ускорить движение покупателей. Данный принцип используется и фаст-фудами. К примеру, в «McDonald's» специальный менеджер постоянно анализирует количество посетителей в зале: если их много, ставятся динамичные записи (проглотил гамбургер и катись колбаской), если же посетителей мало, включается расслабляющая музыка (кушай спокойно, продолжай тратить свои деньги).
Сегодня на Западе работает много специализированных компаний, не просто подбирающих музыку для магазинов, а формирующих концепции музыкального оформления торговых предприятий. Наиболее известным разработчиком музыкальных решений для магазинов является фирма «Muzak Ltd» (США). В 40-х годах прошлого века фирма работала на правительство - сочиняла музыку для оборонных заводов с целью повысить производительность труда. Нынче « Muzak Ltd» работает на супермаркеты: в 2002 году на выставке «Global Shop» в Чикаго была представлена одна из новейших разработок фирмы - акустическая система, воссоздающая разную музыку в различных отделах магазина. Особые пластиковые купола в проходах между стеллажами подают звук направленно, «точечно», и человек, переходя из одной торговой зоны в другую, слышит совершенно новую музыку. И удивляется, даже не догадываясь, что его тупо «ведут» по специально разработанному маршруту.
2 февраля 1980 года в 1-м Московском медицинском институте им. И.М.Сеченова появилась лаборатория психокоррекции. Возглавил ее Игорь Смирнов. В 1993 году его пригласили в Америку. По данным издания «Defense Electronics», в Северной Вирджинии (США) тогда прошла серия встреч Смирнова и представителей ФБР, ЦРУ и других спецслужб США, на которых Смирнов демонстрировал американцам некий программный продукт, который якобы позволяет внедрять в мозг человека чужие мысли (звучит, как фантастика). В том же году в США была создана компания «Psychotechnologies Corp.», которая занялась разработками в области влияния на умственные процессы. А в России вскоре появился Институт психоэкологии РАЕН под руководством Смирнова. В 1997 году в Российском университете дружбы народов начала работать кафедра психоэкологии, которой заведует все тот же Игорь Смирнов. В июне 2000 года Смирнов сообщил, что им и его коллегами создано психотронное оружие «для борьбы с болезнями человека». Мол, в ходе исследований было обнаружено четыре «универсальных ключа» к человеческому подсознанию. Одним из этих ключей стала психомузыка - вроде бы обыкновенная, в основном классическая, в которой содержится
Представьте, что вы стукнули рукой по деревянному столу. Возник звук... Это музыка?
Если вы ударите в колокол, он тоже зазвучит. Но этот звук будет называться тоном. Тон — это единичный музыкальный звук.
Музыка — это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков.
Мы иногда называем музыку языком звуков.
Очень часто такие столкновения полны значения. Мелодия определяется подъемами и падениями или ровным движением звука. Она определяется также ритмикой ударов, разделением на части, скоростью звучания, темпом. Имеют значение, также, громкость и мягкость звуков.
По способу получения, все эти звуки механические или электронные, рождаются чисто технически. Но мы даже не задумываемся над этим, когда наслаждаемся музыкой.
Мы не всегда можем выразить словами то состояние, которое музыка вызывает в нас.
Мы просто чувствуем, что музыка вызывает такие чувства, как радость, печаль, веселье, нежность, любовь, негодование — все оттенки чувств, которые не всегда могут быть переданы словами.
Музыка нравится нам своей красотой, а не тем, какие мысли она воплощает.
Мы можем получить удовольствие даже от единичного музыкального звука голоса, скрипки, рожка или другого инструмента. Мелодия может нравится очень долго, можно хорошо знать ее, но восторгаться каждый раз так, как будто мы впервые слышим ее.
Музыка существует в различных формах, от гимна до симфонии, и в разных видах, от народных мелодий до опер.
Музыкой можно любить.
Для музыкантов, музыка – это способ самовыражения, находить людей, которым она нравится, видеть их эмоции.
Сканирование мозга позволило ученым выявить, как годы музыкальной практики изменяют мозг профессиональных музыкантов.
Так, например, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Профессор Готтфред Шлауг обследовал профессиональных музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения, используя метод ядерного магнитного резонанса (резонансное поглощение электромагнитной энергии веществом, содержащим ядра с ненулевым спином во внешнем магнитном поле, обусловленное переориентацией магнитных моментов ядер, ЯМР).
Изображение мозга человека на медицинском ЯМР-томографе
Обе группы были представлены мужчинами. 4 зоны мозга у музыкантов содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. Все 4 зоны обычно связываются с музыкальными способностями.
Однако профессор убежден, что дополнительные исследования необходимы, чтобы окончательно разобраться, как же происходит перестройка мозговой ткани в соответствии с профессиональной деятельностью. Альтернативным объяснением полученного факта может быть то, что эти люди родились с таким мозгом, что и “сделало” их талантливыми музыкантами.
Однако эксперименты на животных показали, что мозг действительно может перестраиваться в соответствии с повторяющейся деятельностью.
К такому же результату пришли исследователи, которые изучали мозг людей. Так, было показано, что, например, мозг водителей такси имеет гораздо больший гиппокамп в сравнении с другими людьми. Именно эта часть мозга связывается с навигационными задачами.
Более того, было показано, что у водителей такси, которые имеют больше часов опыта вождения, некоторые зоны гиппокампа больше, чем у тех водителей, которые имеют меньший опыт вождения.
Здравствуйте уважаемые и дорогие ПЧ. Зарание хочу сказать, что запись будет очень длинной, но оно того стоит )) Я хочу с вами поговорить о музыке, не о той музыке т.е о композиторах, певцов, нет! А то как мы её слушаем, воспринимаем, те или иные инструменты на свой слух. Вот сейчас об этом и много другом с вами вместе и разберёмся. Думаю вам будет интересно.
Музыка сопровождала человека с доисторических времен. Радость добычи, удачная охота, вызов дождя сопровождали ритуальные звуки (в качестве музыкального инструмента мог использоваться череп, наполненный сухими ягодами или прообраз гонга), такой была первобытная музыка.
Шли тысячелетия, музыкальные инструменты претерпевали существенные изменения, развивалась народная музыка (фольклор), к ней добавлялись слова, многие произведения дожили до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Музыка вечна, и развитие человечества без нее немыслимо.
Развитие нотной грамоты позволило передавать музыку не только от учителя к ученику, но и донести множество музыкальных произведений потомкам. Эпоха Возрождения оставила миру нетленные шедевры (среди них и живопись, и музыка), именно в этот период зародилась так называемая классическая музыка, почитаемая до сегодняшних дней, преподаваемая в музыкальных заведениях как образец музыкального вкуса. Однако, классическая музыка всегда была уделом аристократии, любая семья имела дома фортепиано, игра на котором являлась непременным условием благовоспитанности. Но музыка существовала не только в торжественных залах и на балах, более простые сословия продолжали развивать бесценный фольклор, ставший фундаментом для последующих направлений, которыми изобилует современная музыка.
Сейчас музыка окружает нас практически повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слезы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение всегда усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями.
Как уже было сказано, любовь к музыке имеет довольно глубокие корни: люди сочиняют и слушают ее с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тыс. лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах. Похоже, это увлечение имеет врожденную природу. Младенцы интуитивно поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов). А когда мы испытываем благоговейный трепет при финальных звуках симфонии, в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы, занятий сексом или приема опьяняющих стимуляторов.
Во время, когда мы слышим музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека.
Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, колеблет (сотрясает) улитку, изменяя давление заполняющей ее жидкости.
В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определенную частоту колебаний жидкости.
[показать]
Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки,
Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ…даже там, где нет слов и надежды,
Даже там, где, взобравшись на скалы, померкнет рассвет
Где взорвавшийся ветер срывает на теле одежды,
Где седая, с морщинами жизнь, ловко путает след…
Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ….даже если там мутное горе,
Даже если, подставив плечо, я с обрыва сорвусь,
Даже если врагами мы будем с тобой по неволе,
Даже если там сердце изгложет прогорклая грусть…
Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ…. даже если ценой будут слёзы,
Если надо отдать свою жизнь – я отдам, ты поверь!
Даже если меж нами метут вековые морозы,
Я искать тебя буду, как слабый, израненный зверь…
Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ,… даже если друзья отрекутся,
Если жизнь мне поставит капкан на нелегком пути,
Даже если мечты лишь пощечиной звонкой сольются,
Я не дрогну,…я буду всегда за тобою идти…
Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ….даже если меня не услышишь,
Если мир, пополам расколовшись, вернет мне долги,
Я хочу быть с тобой….каждый миг…тот, который ты дышишь,
Дай мне только коснуться твоей одинокой руки…
И обезлюдел мир земной…
Тебя в нем нет. В тоске напрасной
Ищу тебя я ежечасно,
Жду, что ты встретишься со мной.
С надеждой всматриваюсь в лица,
Ищу любимые черты…,
Одна отрада - сном забыться,
Чтобы опять был рядом ты.
А дни бегут. Предел земной
С каждой минутой ближе, ближе…
И я уйду как ты. Ты слышишь?
Мы вскоре встретимся с тобой.
В окно сквозит
Ноябрьский вечер.
И на душе
Стоит ноябрь.
И нет надежд
На нашу встречу.
А впереди
Нас ждет декабрь.
Темно везде:
В душе и в мире,
Темно и холодно –
Зима.
Покров зимы
Все глубже, шире.
Мороз. Метель
И тьма. И тьма.
Природа спит.
Заснули ели
И дремлет
Хмурая сосна.
И семена
Спят в колыбели,
Когда же ты придешь,
Весна?
«Вы сами чувствуете, что винил лучше?»
Д.А. Медведев
«Какой будет наша следующая пластинка?
Черной, круглой, с наклейкой и дыркой посередине!»
Джимми Пейдж, 1974 год
Cтрашно сказать, но автор этих строк помнит еще те времена, когда упавшая на пол пластинка разбивалась на мелкие кусочки.
Это потом, уже в конце 50-х, когда из всех окон неслось: «Мишка, Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня? Самая нелепая ошибка, Мишка, то, что ты уходишь от меня!» — появился тот самый «винил», ностальгией по коему ныне обуреваемы как меломаны, так и — в первую очередь — аудиофилы.
Впрочем, это далеко не всегда взаимно перекрываемые пространства. Недаром Новелла Матвеева когда-то писала: «Из бочки можно капли извлекать, а можно сквозь соломинку — лакать!» Среди меломанов, слушающих музыку на более чем скромной аппаратуре, много глубоко понимающих музыкальное искусство людей, а среди аудиофилов, вложивших в свою аппаратуру целые состояния (ламповый усилитель «Макинтош» — 30 000 евро, колонки той же фирмы — 10 000 евро, проигрыватель для «винила» хай-энд с лазерной головкой — 15 000 евро, остальное — по мелочи…), есть люди, музыку не чувствующие вовсе.
Но дело разве в стоимости аппаратуры? «Винил» — это стиль жизни, а стиль, как и понты, — дороже денег.
Жертвы и короли толкучки
В последнем фильме Карена Шахназарова, пронизанного модной ностальгией по ушедшим советским временам, есть эпизод на Ленгорах, на знаменитой толкучке. По собственным воспоминаниям автора этих строк, ту толкучку прикрыли не позднее года 73-го, да и функционировала она, как помнится, только в темное время суток. Потом «дисковая» толкучка переместилась к магазину «Мелодия» на Новом Арбате, потом, уже к концу 70-х, на Самотеку, где народ покупалменялся и днем, но по выходным.
Главными врагами посетителей толкучек были не милиционеры. Да, менты устраивали облавы, но особой ретивости они не проявляли. Главными борцами с чужеродным, враждебным влиянием выступали комсомольские оперотряды, ведомые не «ментами» даже, а сотрудниками «конторы», иногда, для пущей маскировки, облачавшимися и в милицейскую форму. Оперотрядовцы хватали и препровождали в отделение, но с ними можно было договориться, причем брали они натурой все теми же дисками. Был один такой в оперотряде МАИ, который даже похвалялся своей коллекцией дисочков, конфискованных у обитателей толкучки. Позже «коллекционеру» хорошо набили морду, что может служить утешением, но сам автор этих строк был нещадно поколочен, когда, отказавшись делиться и, более того, идти в отделение, начал защищать свои диски. В потасовке оперотрядовцы сломали диск группы Geordie, той самой, солист которой Брайан Джонсон позже перешел в AC/DC, тот самый, в кепке, голосистый, а за Geordie можно было получить рублей шестьдесят. Если поторговаться, то и восемьдесят. Или вылететь из института. И даже — сесть на несколько лет. Когда же судьба повернулась так, что собственную коллекцию «винила» пришлось распродать, то средств от распродажи хватило надолго. Оставшиеся по сей день крохи («родные» диски Джоплин, Electric Ladyland Хендрикса, Abbey Road «родной» и еще кое-какие раритеты), конечно, греют душу. Но все это лирика. Проигрыватель для виниловых дисков лежит на антресоли. Победивший лазерный диск удобнее, экономичнее, долговечнее. Но…
Старомодный «винил» — это страсть молодых
…Но нет ничего сравнимого с трепетом, которым сопровождалось вскрытие запечатанного конверта виниловой пластинки. Вот из конверта извлекается все то, что было в него