В российском кино - скандал. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей сделал доклад о положении в российском кинематографе для закрытого сообщества. Кто-то взял и пересказал доклад для широкого круга и разместил в ЖЖ на своем блоге. Текст оказался весьма болезненным для всего российского кинематографического истеблишмента. Некоторые цифры и факты шокируют.Теперь
Дондурей отказывается от своих слов.
Тот, кто предал гласности доклад Дондурея, предварил публикацию в ЖЖ такого рода вступлением:
"Но на той неделе приходил к нам на работу замечательный и уважаемый Даниил Дондурей (социолог, кинокритик, главный редактор журнала "Искусство кино"). Делал доклад про российский кинематограф как бегство от реальности. Многие вещи, по крайней мере мне, показались очень интересными.
Думаю, многие из участников коммьюнити тоже найдут для себя любопытности в нижеследующем тексте. Из того, что говорил Дандурей, я отобрал наиболее интересные факты, цифры, наблюдения о киноиндустрии, прокате, кино на ТВ и много о чем еще. Не пожалейте 10 минут на чтение.
(Поскольку, судя по комментариям, некоторые не поняли, поясню специально - Даниил Борисович не писал этот текст, он делал устный доклад, пост - это пересказ семинара и с ним не согласовывался.)
В данный момент все ссылки на изложение текста доклада Даниила Дондурея в ЖЖ уничтожены. Замечательный текст доступен только по ссылкам в yandex, но, по-видимому, и они могут быть уничтожены в ближайшее время.
Вот, что вкратце удалось воспроизвести вышеозначенному юзеру subtle:
"В российском кинобизнесе очень много непрозрачного. Реальные данные практически не собираются и не анализируются. Например, уже много лет проваливаются все попытки ввести электронные билеты, которые давали бы точную и быструю статистику кинопроката. Кинобоссам и политическим властям эта непрозрачность удобна и выгодна. Таким механизмом очень легко управлять, в том числе для того, чтобы создавать различного рода мифы, как то: "российское кино находится на подъеме", "у нас беспрецедентный рост - в деньгах, в технологиях, в количестве фильмов, в их качестве", "кино востребовано" и т.д.
Вот данные по киносборам в России:
1986 г. был последним советским годом, когда сборы были равные инвестициям в кино (т.е. когда фильмы приносили хотя бы рубль прибыли). В 1986 г. в среднем за год на одного жителя РСФСР приходилось 11-12 посещений кинотеатров.
После этого последовало колоссальное падение. Примерно в 30-35 раз. И в 1996 г. на одного жителя за год приходилось всего 0,3 посещения кинотеатра (т.е. 1 билет на троих за год!). Сейчас 1 билет на 1 жителя, рост с 1996 г. в 3 раза, и считается, что это очень хороший показатель (хотя падение по сравнению с 1986 г. в 11-12 раз).
До 2005 г. до 89% сборов приходилось на американское кино (пики в 2000-2001 гг.)
В первом квартале 2008 г., впервые за 20 лет, российские фильмы собрали на копейки, но больше, чем американские. Американское кино впервые уступило российскому в прокате потому, что появились колоссальные мейджеры - прежде всего, генеральные директора телеканалов, против которых нет приема. Скажут есть мыло - будут есть мыло.
ПРОШЛОЕ
В советские времена в среднем в прокат у нас выходило 280 фильмов в год, пропорции соблюдались очень жестко:
- 140 советского производства (90 от РСФСР, 50 от остальных республик);
- 140 купленных за границей (70 - половину от зарубежных - обязательно составляли фильмы стран соц.лагеря, на все же другие страны - Францию, Италию, США, Индию и т.д. - приходилось не более оставшихся 70 фильмов).
Американских фильмов в год давалось от 5 до 7, все они утверждались в ЦК (чтобы было всякое "Золото Маккены" и, не дай бог, какой-нибудь чуждый, вредный и не нужный нам "Крестный отец").
Большинство зарубежных фильмов воровалось на фестивалях. По законам отечественной фестивальной политики каждый фильм должен был быть показан 4 раза. В Москве во время ММКФ работали 29 кинотеатров (иногда круглосуточно). Специалисты Госкино снимали все зарубежные фильмы - это было тотальное воровство. За 10 дней делался практически полугодовой план. Великая советская система. У нее было и много других хитростей. Например, гениальная советская находка - двухсерийные фильмы. Фильм продолжительностью более 1 часа 59 минут резали на две серии. Если фильм был чуть менее 2 часов, придумывали разные ходы - например, очень долго тащили титры, делали их обязательно три раза в двух сериях; когда не хватало 5-7 минут, делали специальные ролики и пересказывали то, что было показано 10 минут назад. Премии получали только за показ советского кино. Продажи билетов на западные фильмы специально занижались (в первую очередь, чтобы не платить за прокат). Например, зрители покупали билеты на американское "Золото Маккены", а в паспортичках билеты проходили как советский "Король Лир" Козинцева, и Госпремии были обеспечены. Многие такие хитрости сохранились до сих пор.
НАСТОЯЩЕЕ
Сейчас в России на экраны выходит до 320 фильмов в год (т.е. практически
Читать далее...