Настроение сейчас - интересно :)Можно весьма убедительно доказать, что история науки 
далеко не прямолинейна и что, несмотря на технологические успехи, научные 
дисциплины вовсе не обязательно приближают нас к более точному описанию 
реальности. Самым видным представителем этой еретической точки зрения 
является физик и историк науки Томас Кун.
Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке вырос из 
размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и 
естественных наук. Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди 
специалистов по общественным наукам относительно базисной природы 
вошедших в круг рассмотрения проблем и подходов к ним. Совсем иначе обстоят 
дела в естественных науках. Хотя занимающиеся астрономией, физикой и химией 
вряд ли обладают более четкими и точными решениями, чем психологи, 
антропологи и социологи, они не затевают почему-то серьезных споров по 
фундаментальным проблемам.
Исследовав глубже это очевидное несоответствие, Кун начал интенсивно 
изучать историю науки и спустя пятнадцать лет опубликовал работу "Структура 
научных революций" (Kuhn, 1962), которая потрясла основы старого 
мировоззрения.
В ходе исследований ему становилось все более очевидным, что в исторической 
перспективе развитие даже так называемых точных наук далеко от гладкости и 
однозначности. История науки ни в коей мере не является постепенным 
накоплением данных и формированием все более точных теорий. Вместо этого 
ясно видна ее цикличность со специфическими стадиями и характерной 
динамикой. Процесс этот закономерен, и происходящие изменения можно понять и 
даже предсказать: сделать это позволяет центральная в теории Куна концепция 
парадигмы.
В широком смысле парадигма может быть определена как набор убеждений, 
ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества. 
Некоторые из парадигм имеют философскую природу, они общи и всеохватны, 
другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, 
ограниченных областях исследований. Отдельная парадигма может поэтому стать 
обязательной для всех естественных наук, другая - лишь для астрономии, физики, 
биологии или молекулярной биологии, еще одна - для таких 
высокоспециализированных и эзотерических областей, как вирусология или генная 
инженерия. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и 
эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам есть необходимая 
предпосылка любого серьезного научного дела. Реальность чрезвычайно сложна, и 
обращаться к ней в ее тотальности вообще невозможно. Наука не в состоянии 
наблюдать и учитывать все разнообразие конкретного явления, не может провести 
всевозможные эксперименты и выполнить все лабораторные и клинические 
анализы. 
Ученому приходится сводить проблему до рабочего объема, и его выбор 
направляется ведущей парадигмой данного времени. Таким образом, он 
непременно вносит в область изучения определенную систему убеждений.
Научные наблюдения сами по себе не диктуют единственных и однозначных 
решений, ни одна из парадигм никогда не объяснит всех имеющихся фактов, и для 
теоретического объяснения одних и тех же данных можно использовать многие 
парадигмы. Какой из аспектов сложного явления будет выбран и какой из 
возможных экспериментов будет начат или проведен первым, определяется 
многими факторами. Это случайности в предварительном исследовании, базовое 
образование и специальная подготовка персонала, опыт, накопленный в других 
областях, индивидуальные задатки, экономические и политические факторы, а 
также другие параметры. Наблюдения и эксперименты могут и должны 
значительно сокращать диапазон приемлемых научных решений - без этого наука 
стала бы научной фантастикой. Тем не менее, они не могут сами по себе и сами для 
себя полностью подтвердить конкретную интерпретацию или систему убеждений. 
Таким образом, в принципе невозможно заниматься наукой без некоторого набора 
априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок и ответов на 
вопрос о природе реальности и человеческого знания. Но следует четко помнить об 
относительной природе любой парадигмы - какой бы прогрессивной она ни была и 
как бы убедительно ни формулировалась. Не следует смешивать ее с истиной о 
реальности. Согласно Куну, парадигмы играют в истории науки решающую, 
сложную и неоднозначную роль. Из приведенных выше соображений ясно, что они 
безусловно существенны и необходимы для научного прогресса. Однако на 
определенных стадиях развития они действуют как концептуальная смирительная 
рубашка - тем, что покушаются на возможности новых открытий и исследования 
новых областей реальности. В истории науки прогрессивная и реакционная 
функции парадигм словно чередуются с некоторым предсказуемым ритмом.
Ранним стадиям наук, которые Кун описывает как "до-парадигмальные 
периоды", свойственны концептуальный хаос и конкуренция большого числа 
расходящихся 
Читать далее...