• Авторизация


Итак. Продолжая начатое. 09-07-2012 14:32


За эти два года ребенок подрос, но еще не дотягивает до наших мечт о приключениях. Поэтому мы матрасничаем и ездим по дорогам.
Два раза посетили Финляндию, мне понравилось очень. Хочу еще. Но уже с Норвегией и прочими заполярными прелестями.
Только что вернулись из Белоруссии. Замки прекрасны. Минск для меня слишком большой город,б не для моего представления об отдыхе, в котором надо бродить по булыжным мостовым на горбатых улочках среди цветущей сирени и домов позапрошлого века, пить кофе с булочками в маленьких кафешках и глазеть на витрины магазинчиков и окна домов с Муми-троллями. Это старый Порвоо, я туда вернусь.
Минск напомнил мне Москву моего детства, но эта ностальгия болезненна и не приносит расслабления. Хотя белорусская кухня - это замечательно. И можно не особо париться с ценами, потому что все равно дешевле, чем у нас. Смотровая площадка библиотеки перед отъездом слегка примирила меня многолюдностью города.
Финские городки индивидуальны. Все очень стильно. Потрясающее умение сделать что-то интересное на ровном месте. Финляндия легка и воздушна.
По впечатлениям ребенка: в Финляндии ей нравится есть булки в кафе, чернику в кустах, детские площадки и купаться. В Белоруссии была жара, поэтому купаться вышло на первый план, второе место прочно заняла земляника. Детских площадок не встретили.
Но. Где "леса, леса, леса Белоруссии"? Палатку в каком-то лесочке пристраивали. Да, урожайном. Но петь надо "Все поля, поля, поля Белоруссии"! Вот где житница всей Европы, наверное.
Вот такие, немного сумбурные, впечатления".
Кому интересно, могу подробности, где-что-почем.
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Итак, капище «Два Брата» - дорога к Муста-Тунтури. 15-07-2010 22:39


С утра Братья выглядели слегка осыпающимися, но еще довольно бодрыми. Странно думать, что когда-то здесь совершались жертвоприношения. Где-то недалеко есть пещера с петроглифами, но я даже не пытаюсь искать, потому что, говорят, их уж и не видно под дембельскими надписями. Пейзаж вокруг наводит на мысль о Шотландии, хотя никто из нас там не был. Описывать бесполезно, надо быть. Мы были.
[700x465]
[700x465]
[700x465]
[700x465]
[700x465]
[700x465]
[700x465]
Но утро плавно движется к обеду, а мы к выезду. Выезд на юг по дороге забавен тем, что дорога идет прямо через стоящую на верхней террасе военную часть.
[700x465]
Микрочасть человек, наверное, в десять (во там зимой тоска-то). Они стоят под какой-то антенной и портят весь пейзаж. Причем нас не ждали с этой стороны, там не то что шлагбаума, а и веревки натянуто не было. Мы, честные чебурашки, пошли поздороваться с начальством и вежливо осведомиться, можно ли выехать на дорогу через «шлагбаум», выраженный веревочкой. И были неприязненно посланы, типа, что вы вообще тут делаете. Решили не возвращаться и не делать крюк, приподняли веревку и уехали.
[700x465]
Сегодня первая остановка у батареи Поночевного. Пушки с клеймом то ли 48, то ли 49 года.
[700x465]
Все в рабочем состоянии, в скалах разные ходы, в ходах разгром и вода. Бывшая береговая линия обороны, однако.
[700x465]
Там, за горизонтом, притаилась Норвегия. По радио чужие голоса, МТС ловит норвежскую станцию. «Мегафон» почти везде ловит родные вышки. Здесь встречаем Альтер-терровцев, их много.
[700x465]
Дальше дорога становится совсем проезжей. На крутом берегу стоит сарай. «На семи ветрах», я теперь знаю, где это место…
[700x465]
Кидаемся булыжниками вниз, шалим. Кто до моря докинет. А впереди виден хребет Муста-Тунтури.
Дело ясное, что нам бензина на немецкую дорогу не хватит, решаем выйти на трассу одной машиной и потом встретиться где-нибудь, благо дорога к трассе одна. Почему-то за бензином вдруг едет дизельная элька, Ромка подсаживается к ним лазутчиком. Мы же в две машины подъезжаем прямо под хребет и понимаем, что дороги или перевала, на который мы рассчитывали, нет, надо объезжать. Смотрим на хребет с наших позиций. Как-то неуютно.
[700x465]
Едем искать стоянку.
И тут лег туман. Я вам скажу, это что-то. Видимость метров 5. Сразу понимаешь, как попали под откосы всякие там машины. А навстречу едут Камазы сборщиков металлолома. Без фар, как правило. Короче, нас хватило на обратный путь только до перевала. Там мы и встали у ближайшего озерка метрах в 10 от дороги, чтобы наших не пропустить. И то к дороге жались, чтоб не пропустить. Наши вернулись поздно, сказали, что внизу солнце и клево и они нас там до утра подождут. Так и договорились.
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии

Где что почитать перед Кольским 02-07-2010 16:32


Поскольку я иногда ленюсь добавлять фактического материала в свои лирические отступления, делаю список литературы, который нам помог подготовиться к поездке и уже сознательно осматривать местные красоты.
1. М. Орешета Осиротевшие берега. (Качается в инете, написано интересно, человек многое видел сам.)
2. Геокэшеры. (http://www.geocaching.su/?pn=103 Не все тайники доступны на машине, но сами описаловки весьма интересны.)
3. Для Лиинахамаари нужны пропуска. Инструкция по оформлению есть, например, у Внедорогов. (http://www.vnedorog.ru/engine/drupal/permit) Если в пропусках есть ошибки, не париться, отделаетесь ксероксом паспорта у погранцов.
4. Про войну и Северный фронт найду книжку, она бумажная и вообще Ромкина.
5. По картам и в целом любопытен ресурс http://biarmia.narod.ru/index.html Особенно советую отчет "Вокруг Кольского за 80 дней". Авантюрненько. По крайней мере, я бы точно в резиновых сапогах не рискнула.
Там же есть и про советско-финскую войну: http://biarmia.narod.ru/library/txts/ssr_ptotiv_finland_bbc.html
6. Для настроения К. Симонов. Он был там во время войны.

upd. Книжка "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев". http://lib.rus.ec/b/167212
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Рыбачий – Средний 02-07-2010 13:40


Итак, утро красит и все такое… Мы доедаем трофейную рыбу и отправляемся на север. Дорога весьма приличная, то есть иногда можно даже километров 30 выжать, бродики неглубокие и вполне себе проходимые. Наверное, в июне здесь о-го-го сколько воды.
Вдоль берега всюду совершенно неживописная разруха.
[600x399]
Про Скорбеевку даже говорить не хочу – тетради учеников в останках школы, побитые окна в останках домов и вездесущие одуванчики. [600x399]
Только очень мелкие.
[600x399]
А вокруг тундра.
[600x399]
И люди покинули это место, а тут так все и останется. А в тундре дыра, в дыре вода со льдиной.
[600x399]
[600x399]
Вылезаем на берег.
[600x399]
Стоят заброшенные бункеры, лежат надгробные камни на заброшенном кладбище… Цветут колокольчики на финских и русских могилах.
[600x399]
Виден уже и сам мыс Немецкий, на нем какой-то военный объект и дальше два маяка – старый и новый. Дом, где живут смотрители и их ньюфаундленд, который нас облаял. И вокруг ровный слой мусора. Он же здесь не гниет. Большая помойка на мысе.
[600x399]
И среди мусора растут грибы и водяника.
А раньше здесь жили люди. И в пору навигации в бухте было не протолкнуться от торговых кораблей. А в предвоенное время здесь был большой колхоз, были коровы... После начала войны колхоз погрузился на свои корабли и эвакуировался отсюда. Потом пришли военные.
Мы лезем на старый маяк, оттуда видны джипы, которые подъехали раньше нас.
[600x399]
И еще виден Ледовитый океан, который сливается с облаками.
[600x399]
Ветер, по-моему, не стихает вообще.
[600x399]
[600x399]
[600x399]
Сейчас отлив, но у нас не хватает терпения дождаться, пока пересохнет протока, соединяющая берег со скалами, куда показывает наш Хаммер.
[600x399]
[600x399]
Мы идем вброд, с нами идет дядька из другой команды, питерской, у него одного высокие сапоги, так что ему тоже достается португальского портвейна, хозяйственно прихваченного Ромкой из Москвы.
[600x399]
К портвейну не менее хозяйственные наши притащили банку ананасов. Специфическое такое меню. И мы стоим на этих скалах с ананасами и портвейном. И всем хорошо и радостно, потому что доехали, потому что цель достигнута.
[600x399]
[600x399]
[600x399]
[399x600]
А я думаю, что только люди могут ставить себе такие цели и радоваться их достижению. Только человек может
Читать далее...
комментарии: 5 понравилось! вверх^ к полной версии
Средний - Рыбачий 17-02-2010 20:42


[700x465]
(Это бункер на Среднем.)
Итак, мы на Рыбачьем. Наша стратегическая задача – вылезти на северный его край. Вдоль южного побережья весело колышется разнотравье, со всякими цветочными запахами смешивается аромат водорослей. Мы едем через заброшенный поселок Озерко в сторону Эйны, которую горой как-то сложно назвать, скорее, сопкой.
[700x465]
Низкие облака, свинцовое море… И веселенькие Иван-чаи.
Свернули сначала не на ту дорогу, она нас вывела к оленеводческому хозяйству, где нас встретил оленевод, больше похожий на следователя. Съехали обратно к морю, доехали вдоль берега, пока дорога не закончилась развилкой, прибрежная ветка оказалась тупиком. Нет, ну мы сразу предполагали, что нам напрямик через весь Рыбачий. Залезли на тундры.
[700x465]
Пейзаж резко стал ооочень одинаковым, да еще сверху приехало облако и почти накрыло окрестные сопки. Ветер пронзительный. Продолжаем развлечения из серии «подними волну в ручье», «засними первую лужу на пути», «а вот я сильнее всех гоню волну»…
[700x465]
Короче, однообразие.
[700x465]
Дорога все колдобистей. Встретили браконьеров, с которыми две наши машины устроили пикник с рыбой и водкой, пока мы их ждали на следующей развилке. Рыбы нам, правда, вечером тоже перепало. Я фоткаю Ромку, как дома выяснилось, Ромка выглядит неумело отфотошопленным элементом на этом зеленом ветреном, но все же безмолвии.
[700x465]
Возвращаемся к пикнику, нам пытаются рассказать, что впереди дороги нет, но мы-то ее видели. Так что едем.
Поперек дороги начинаются разной степени заболоченности ручейки. [700x465]
Один раз обходим обочиной, один раз садится элька. Перед очередной лужей Ромка пробегает по окрестностям и сообщает, что эта засада обещает быть хорошей, потому что под каждым камнем по пустой бутылке из-под водки. Ручеек здесь особенно заболочен, так что Макс находит подходящий камень с другой стороны, разгоняется и засаживает Раннер поближе к этому камню, чтобы выехать на лебедке и с той стороны подтянуть остальных, безлебедочных товарищей.
[700x465]
Я в ботинках не успеваю загрузиться в салон вовремя, поэтому переезжаю засаду на дружественном хребте, носящем забродники. Так между камешков, среди лужиц добираемся до развилки посреди Рыбачьего. Направо дорога на Цып-наволок… Но мы в обломе, потому что мы, бензиновые наркоманы, взяли почему-то только одну канистру бензина и нам его только до Немецкого и хватит. Так что едем мы прямо.
Дорога становится лучше, камней меньше.
[700x465]
Выглядывает солнце. Конечно, всего-то около 12 ночи, чего ж не выглянуть. В этих красноватых лучах минуем переправу, на которая вымощена какими-то армейскими вездеходиками. И мы почти на побережье. Тут у меня портится настроение, потому что я, заглядевшись на пейзажи, со всей силы заезжаю себе в бровь дверью машины. Искры и раздутая бровь.
Встаем на террасе с видом на Северный Ледовитый океан.
[700x465]
(На заднем плане опять фотошопленный Ромка, масштабы демонстрирует.)
Тут же бежим на берег смотреть. В закатном солнце вода океана притягивает и затягивает. Лешка купается. Все бегают с фотоаппаратами и щелкают окружающие пейзажи.
[700x465]Я не могу оторвать взгляд от воды, очень уж бирюзовая. Очередная волна окатывает мои ноги до колен. Прохладная. И мокрая. И соленая. Некоторые пытаются есть морскую капусту, но она как-то не идет. Лезем на верхние террасы, там водопадик, он переходит в ручеек на нашей террасе. Там же на побережье находим железные поплавки, которые будут сопровождать нас до Москвы…
Мы счастливы. Завтра мы будем на мысе Немецком.
Читать далее...
комментарии: 9 понравилось! вверх^ к полной версии
Мурманск - Средний - Рыбачий 17-10-2009 22:28


Днем долго собирались, встречались с нашими машинами, в ожидании устраивали фотосессии мурманских дорог.
[699x466]
В городе были часам к 4 дня, нас встретил Дмитрий, выдал пропуска в погранзону, пообещал помощь в случае чего не того. Мельком поговорили с организатором "Арктик-трофи" Владимиром, к разговору не подготовились, поэтому ничего интересного для себя не спросили. Только про рыбалку узнали.
[699x466]
Еда докуплена, дождь моросит, обзорную экскурсию по городу откладываем на потом.
[699x466]
(Дом Культуры в Коле)
Кстати, так горячо мною обожаемая в Петрозаводске кафешка "Чайная ложка" в Мурманске полный отстой - у вокзала, грязно, порции мелкие и невкусные. Да и ладно, туда больше ни ногой. А, и ботинки армейские там дорогие слишком - 2000 за самые простые берцы - обдираловка! Не купили, хотя свои новенькие и хорошие Макс забыл дома.
Переехали Кольский залив, в этот раз по старому мосту, нового на картах нет, его мы видим из окон машин. 2 км - впечетляет.
[699x466]
В сторону норвежской границы очень приличная двухполоска. Доезжаем до Долины Смерти, там строится мемориал в память о погибших на Северном фронте.
[699x466]
Здесь была наша граница, по Западной Лице, здесь наши войска 3 года держали оборону.
[699x466]
Мемориал еще недостроен, но стеллы с прощальными надписями наших солдат, которые скоприованы с сохранившихся бумажек, переносят в этот последний для них бой. Каски ржавые рядами, патроны... Неизвестных много, еще больше просто фамилий, без имен и званий. Грустно. В другой части мемориала стоит на постаменте танк. С него не сняты даже брезентовые кожухи, прикрывавшие какие-то там поворотные механизмы. Похоже, что он сам туда приехал и встал. Это вам не в Парке Победы гулять...
[699x466]
Вечер, пасмурно. Настроение тяжелое, мы думаем о том, что было здесь почти 60 лет назад, пытаемся с Ромкой вспомнить все, что мы читали перед поездкой о боях на этом напрвлении. Так доезжаем до первого погранпоста.
[699x466]
Но тут только проверяют паспорта и спрашивают, далеко ли мы. Рассказываем, проезжаем, поворачиваем направо сразу за постом. Нам на север.
[699x466]
До устья Титовки вполне средней раздолбанности дорога, в устье встречаем краболовов возле сгоревшего моста.
[699x466]
Нас как раз накрыл ливень. Говорят, крабов много, но они только едут, поэтому крабами разжиться не удается. И мы едем дальше. Дорога идет через перевал к Баренцеву морю. Наше продвижение сильно осложняется тем, что народ впервые в таких "пампасах", поэтому останавливается у каждого камня, ручейка и поворота дороги пофотать.
[699x466]
Я расстраиваюсь, потому что уже сумрачно, а мой объектив оччень не светосильный, фотки будут тёмными. Дальше пропускаем Пьяный ручей, потому что его точку я знаю весьма приблизительно, а сам ручей, видимо, прилично обмелел. Но быстро наверстываем невыпитое там возле памятников, которых по тундре разбросано великое множество.
[700x525]
Поэтому даже не стали рваться на Средний и дальше, а встали на заливе прямо как выехали на него. Внизу есть симпатичная стоянка, но она настолько грязная, что становится неудобно за джиперов...
Встали выше, у ручейка. Пресная вода есть. Макс ушел гулять, у него, оказывается, дед служил на Среднем в войну, связистом.
[699x466]
Пока все собрались, пока лагерь... Самые стойкие угомонились к утру,
Читать далее...
комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии
Часть вводная, короткая. (Пока без фоток) 30-09-2009 21:39


После прошлогоднего путешествия на нашей карте Кольского не хватало треков. В этом году решено было пополнить наши знания о Заполярье. Почитали литературу, какую нашли, посмотрели отчеты, составили маршрут. Обязательная программа предполагалась следующая: Мурманск - Рыбачий – Лиинахамаари – Мурманск – Дальние Зеленцы – Териберка – Мурманск – Ловозеры - Хибины. Дополнительной опцией шел Терский берег, на котором были в прошлом году.
Почти везде успели побывать. Не увидели только реликтовых мхов в Териберке и мыс Цып-Наволок на Рыбачьем. Вывод однозначный: бензина надо брать больше!
Поехали тремя машинами, с возможностью автономного ухода каждой, чтобы можно было выбрать, хочет ли экипаж отдохнуть, или порыбачить, или починиться, на худой конец. Машины: Toyota 4-Runner, Mitsubishi L-200, TLK-80. Один бензин, два дизеля, 1 лебёдка, минимальная подготовка (бампера, защита, колёса).
В общей сложности пробег нашей машины составил ок. 8 тыс. км, по времени 3 недели. 1 днёвка. И всё равно было мало…
Из поломок: только у нас на Раннере опять оторвало домик тяги от заднего моста (уже второй раз) и порвало стабилизатор поперечной устойчивости (но это так, мелочь).
Погода на побережье стабильно холодная, в глубине полуострова гораздо теплее.
Кафешки у дороги в Карелии встречаются часто, в Мурманской области совсем мало, около Мурманска на трассе рыбные магазины.
Гайцов не словили.
Предстартовые хлопоты и старт отнесу сюда же. Запасены газовые горелки и баллоны на каждую машину, из продуктов тащим свою тушёнку (потому что правильная) и алкоголь (потому что на севере дорого), плюс некоторое количество универсальных продуктов типа макарон. Пиво, кстати, в Мурманске весьма неплохое.
L-200 уходят первыми, в ночь с субботы на воскресенье, они будут ждать нас на Онеге, где собираются рыбачить. Мы стартуем часов в 10 утра двумя машинами, забрав нашего третьего, Ромку, из Москвы. И до Ярославской МакДачки, где обедаем. В стороне остаются Вологда, Ферапонтово… Наконец, Вытегра. Уже вечер, хочется уже упасть где-нибудь. Но нас ждут за Пудожем.

Дорога становится всё ухабистей. Наконец в темноте виден Лёшка с машиной, ждет нас на повороте. Почти приехали. Песчаная коса, ливень, жареная рыба. Отбой. Завтра еще около тысячи км.
Наутро уходим опять двумя машинами, элька на этот раз ещё не проснулась и догонит нас позже. Медгора. Завтракать решаем на трассе. Трасса тоже не подарок, но хотя бы битумом залили дыры. Но «стиральная доска» не дает расслабиться. Кафешка, заправка – вот и все развлечения. После кафешки нас догоняет элька и мы прибываем на знак «Полярный круг». Мы с Ромкой игнорируем традиционные пляски под стеллой.

Всё, теперь мы в Заполярье. Сегодня все ночуют на Терском берегу, а мы попробуем проломиться к друзьям в Хибины. На въездном посту в Апатитах гаишник смотрит на нашу машину и сообщает, что на станцию Хибины все ездят через комбинат по пропускам, а дорогу через дамбу засыпали, но мы на этой машине проедем. Белые ночи! Наконец-то! На проходной нас обламывают, объясняя, что пропуска надо заказывать за пару месяцев, а так ни-ни, ни за что не пустят. Остается пробовать через старую дорогу.
…Уж полночь близится… Ромка, увидев завал из щебня, привезенный сюда каким-то заботливым камазом, радостно заявил, что это, дескать, мечта джипера, надо это срочно форсировать, потому что дальше дорога есть.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Скоро отчет по Кольскому 2009 21-09-2009 21:52


И по разным соревнованиям.
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Кольский 2008, часть 4 21-05-2009 21:07


С утра поискали дорожку еще раз. Нет там дорожки. Возможно, и была где-то на предыдущем склоне, но мы ее не отсекли. [466x698] Так что нам теперь только вперед. Опять-таки с помощью древней карты находим среди разлившихся ручьев нечто, обозначенное тропой и ведущее вниз. В распадок нам не нужно, там горизонтали на карте подозрительно кучно стоят. Продираемся вниз. Да! Мы приближаемся к железке! Еще сто метров, еще пятьдесят… Осталось всего триста! И тут, по законам жанра, дорога оканчивается огром-ной промоиной с валунами, по которым и класс «Прото» вряд ли пролезет. [699x466] И мы начинаем щемиться по кустам, в объезд, через болото, а потом еще по этим кочкам, они нормальные, а потом завалить вот эту сушину и снести вот этот пень, а потом в ручеек и между камешков, а потом пропустить колею от чего-то ужасного между колес… И перед нами дорога! Восторг, счастье. Машину слегка долбанули, но на скорость это, как известно, не влияет. Все, экстрима нам, пожалуй, хватит. Мы на дороге, которая идет вдоль железнодорожной насыпи и называется среди туристов «дорога тысячи ручьев» (ну, может, их там и не тысяча, но весьма много). На железной дороге сняты рельсы, так что по шпалам преодолевать многочисленные ручьи даже удобнее. [699x466] Встречаем местных уазоводов, которые собирают здесь металл, базы геологов, опять-таки, разбирают. Нам километров сорок до слияния с грейде-ром, который идет в Апатиты и на отрезке которого мы уже были. Пока греет солнце, и мы едем, собирая грибы и морошку, наслаждаемся жизнью. Решаем ночевать где-нибудь у дороги, но в красивом месте. До сумерек ищем это место, в итоге встаем просто в лесу, потому что пошел дождь, а грибы надо бы переработать. Часов до двух ночи чистим, жарим и сушим грибы. К моменту завершения процесса хочется только спать. Наутро декорации не поменялись, дождь так и остался. Решаем в Хибины пешком не идти, но заехать в Кировск и на 25 километр, в музей и в ботсад. Но до цивилизации еще сотни полторы километров. На основном грейдере ситуация с ручьями не лучше: их по-прежнему неприлично много посреди дороги. Навстречу нам идет «шишига» с туристами, на нас с любопытством смотрят. Едем в лужи по следам «шишиги», она-то, наверное, знает правильную дорогу. И вдруг в очередной луже морда машины уверенно погружается и мы садимся на мосты. [699x466] Я медитативно наблюдаю, как под моими ногами прибывает вода, у Макса реакция лучше: он уже вышел из окна и, стоя по пояс в воде, кричит мне, чтобы я выловила пульт от лебедки. Цепляемся за трубу, в которой, видимо, и тек это ручей в лучшие времена. Лампочка движка нервно подмигивает, но мы выползаем. Переводим дух, выливаем воду из машины. Главное – не заглохнуть. Едем, нервно сглатывая перед каждой лужей. Но все обошлось. Машина, правда, мокрая, где-то закоротило колонки, из них слышен скрежет. И это называется никакого экстрима. Наконец-то Кировск. [699x466] Мрачные тучи среди гор, мы в кафе пьем горячий кофе и объедаемся всякими вкусностями. Надо ехать в музей. Поселок 25 километр обветшал изрядно, но рудники работают. [699x466] Находим музей, он затерян среди блочных пятиэтажек. [699x466] Работницы музея, старенькая бабушка, которую я помню еще со времен своей юности и с которой мы ходили в заброшенные тогда рудники отбивать керны и искать минералы для музея, и молоденькая девушка ужасно удивлены нашим визитом, но, скорее, нам рады. Тактично не замечают нашего экзотического внешнего вида (Макс промочил ботинки и теперь щеголяет в шлепках, да и вообще мы немного подмочены и потрепаны), сожалеют, что у нас только сорок минут до закрытия музея и открывают нам залы. Не удержусь от описания этого музея. Всего четыре зала: на первом этаже история, на втором этаже геология и биология. История освоения Хибин в газетных вырезках тех лет, в вещах, принадлежавших Ферсману и Рамзаю, в старых фотографиях. И везде такой оптимизм, такое желание что-то строить, что-то открывать. Заметки: в Хибиногорске (нынешний Кировск) построены первые бараки; открыто училище фельдшеров; открыт
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Кольский 2008, часть 3 21-05-2009 20:23


И вот тут-то началось… Мы довезли ребят до рудника, помахали им вслед… Нам понравилось. [700x465]
[700x465]
(Это, кстати, объявление на стене остановки возле рудника. Подпись "Герасим" так и напрашивается.)
Мы подумали: а не помахать ли нам еще и сверху? Мы не стеснены дальнейшими планами, а воо-он там идет дорожка в горы. [700x465]
Конечно, мы поехали. Замечательный серпантин быстро доставил нас метров на восемьсот вверх. Город Ревда отсюда кажется гугловским снимком, единственное настоящее здесь – мхи и камни, хочется играть в снежки и прыгать от восторга. Словом, подъем удался. [700x465]
Дорога заканчивается, начинается тропа. Опять видим машины с надписью «Кольский-2008». Они нас опередили, первыми заехали на перевал Геологов. Красота там… Направо глянешь – Умбозеро, за которым в тумане угадываются Хибины, налево глянешь – Сейдозеро, окруженное недоброй славой. [700x465]
Там раньше были жертвенники саамов, там на скале изображение духа Куйвы. А еще в этих краях проводились под-земные ядерные взрывы, но дозиметра у нас не было. Вот так, у каждой эпохи свои «легенды». Ну что ж, к Сейдозеру мы не будем спускаться, но тут по карте недалеко вершина Ловозерских тундр – гора с непроизносимым названием Ангвундасчорр, что переводится как «гора с песчаным склоном», один из немногих тысячников Ловозер. [465x699]
Поскольку название горы заканчивается на –чорр, мы не ждем сюрпризов, я еще по Хибинам помню, что «чорры» – это горы с плоской вершиной, в отличие от «горр». Да, было время, посещали музеи исторические… (Хотя и сейчас в планах стоит обязательным пунктом исторический музей в поселке 25 километр, уж больно впечатляет он.) Ладно, проползли к вершине. Пока бегали смотрели бывшую геодезическую вышку, приехали мотоцикл и праворульный грузовичок с владивостокскими номерами. Ребята быстро сфотографировались и оправились обратно, потому что опасались поднимающегося тумана. А мы остались наслаждаться видами на озера. [465x699]
Потом снизу поднялись облака, видимость стала нулевой. Но мы ж никуда не спешим, мы пьем чай в машине, стоящей на высоте больше тысячи метров, и вокруг нас только камни и белая пелена. Можем даже и заночевать здесь, если туман не рассеется. Уж очень не хочется съезжать обратно тем же путем к Ревде. Наверное, туман был волшебным. По крайней мере, дальнейшие наши действия можно объяснить только этим фактом, потому что стали мы совершать вещи, для нас не характерные. Перво-наперво мы заложили геокэшерский тайник под геодезической вышкой. Хотя сами никогда их раньше целенаправленно не брали, пользовались только материалами геокэширов для того, чтобы найти интересные места. А потом мы решили спускаться сразу к Умбозеру, напрямик. В тот момент до заброшенной железной дороги, идущей вдоль Умбозера, оставалось три километра четыреста метров… [700x465]
Оглядываясь назад, я точно могу сказать, что, знай мы, что нас ждет, мы б туда не поехали. Итак, облака ушли и мы начали спуск. Пройти нам предстояло три пояса: камни, мхи и криволесье. Каменный спуск был самым крутым, Макс наматывал километры по склону, чтобы подыскать максимально безопасную траекторию. [699x466]
Но внизу-то зеленеет мох и на мху видно нечто, напоминающее колею. Значит, нам туда. По краешку цирка машина медленно сползает по мокрым камням. Страшновато. Слева обрыв в цирк, снежник, из которого бежит вниз ручей. Но к ручью не спуститься, уж больно круто. Зато какие панорамы! [699x466]
Потихонечку сползаем ко мхам. Тут уклон поменьше, но и булыжники под мхом побольше, да и сам мох мокрый, скользим. Но назад дороги нет, наша машина в эту горку
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Кольский 2008, часть 2 21-05-2009 20:06


Трасса федерального значения, как указано в нашем нестаром атласе автодорог. Но мы-то знаем, что слухи о «федеральности» данной дороги сильно преувеличены. [700x465]
Хотя… Первые километры шел весьма милый грейдер, потом появились гати в заболоченных местах. Все на фоне остатков деревень. [700x465]
Мне смутно вспомнилось, что где-то здесь проходил этап «Арктик-трофи», причем не один год.
Они выходили на Мунозеро и потом через мост уходили на запад и север, чтобы повернуть к Хибинам. Но, вроде, наша дорога только пересекается с этой трассой. Мосты были такими, что броды представлялись более надежными. [700x465] Грибы бросались под колеса, приходилось спасать. [700x465]
Ну да, этим мы слегка увлеклись, отрицать бессмысленно. Потом вдруг стемнело. А мы еще даже деревню Мунозеро не проехали. Вот проедем, потом и заночуем, решили мы… И плюхнулись в болото. Вообще-то данное болото теоретически проезжаемо на нашей «боевой» «Ниве»… Но на «Раннере», груженном под завязку (ага, мы ещё катамаран со всеми вытекающими с собой таскали, хотели в Падуне на Умбе покататься!), да еще и в час ночи… Короче, машина закопала морду почти сразу, а бревна, которые плавали в этой жиже, еще и сопротивлялись нашему продвижению. Мы с Ромкой побежали цеплять лебедку. А в болоте почему-то мало деревьев. Скажем так: их счетное количество. А количество тех, до которых мы можем дотянуться, равно двум. Одно из них - сушина. Ее мы сломали сразу. Вторая сосенка была тоненькой и пыталась выпрыгнуть, но уж ее-то мы крепко подпирали двумя телами, уговаривая друг друга, что она-то точно выдержит... В общем, еще полчаса адреналина – и мы в деревне. Проехали еще немного и встали условно возле реки, хотя в тот момент нам это было совершенно не принципиально, потому что устали. Утро следующего дня подарило нам солнце, «реку камней» в том месте, где должна быть дорога и заброшенный аэродром. [700x465] Это место проходит у геокэширов под кодовым названием "Полоса 3000". Прикольно покататься по ровному асфальту, когда съезжаешь с разбитого "автобана". Грибы продолжали затруднять наше движение, вырастая прямо в асфальте. Но хуже всего обстояло дело с Натальей – ее укачало. Мы доползли до основной дороги, связывающей Октябрьский и Апатиты. Хотели встать где-нибудь на берегу Умбы, но Ромка с Наташкой вдруг решили ехать в Москву уже этим вечером. Так что поехали мы в Апатиты, на железнодорожный вокзал.
Так мы с Максом остались вдвоем. И, хотя это запланированное расставание, все равно грустно. Выезжаем из Апатитов в сторону оплота экологической катастрофы – Мончегорска. На выездном посту тормозит гаишник. Причем всех подряд. К нам придирается, потому что у нас лампочка в фаре перегорела (растрясло, наверное). Остальных водителей просто переписывает: откуда-куда. Народ бухтит, но отчитывается, я честно жду, когда со мной начнут выяснять отношения. Далее происходит тупейший диалог. «У Вас лампочка не горит». «Извините, я знаю, но сделать ничего не могу: у меня фара неразборная». «Нет. Вы едете из города, надо было на заправке купить лампочку и поменять». «Я не могу поменять отдельно лампочку, а фар на «Раннеры» на заправку не завезли». «Нет, надо поменять лампочку». «Блин, давайте Вы уже напишите протокол и я поеду!» «Но неужели так трудно поменять лампочку!» Заполняет протокол. Кошмар. Покинули этот пост наконец. Настроение еще подпортилось. Но! Есть идея.
Завтра в Оленегорск приезжают мои друзья, которые идут пешком по Ловозерам. Надо бы их встретить…
Часть 1 тут: http://www.liveinternet.ru/users/2565278/post103059504/

[700x465]
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Кольский 2008, часть 1 21-05-2009 19:46


Маршрут: Терский берег – Умба – Ревда – Умбозеро
Это самая яркая часть маршрута, пройденного нами в этом году в одну машину «Тойота 4Раннер» с легкой внедорожной подготовкой командой в четыре человека.
По дороге мы заехали в монастыри Вологодской области, покатались на паромах, погуляли по набережной в Петрозаводске, видели старт «Карелии-трофи»… В принципе, впечатлений уже набралась масса. Но…
… Карелия осталась позади, а впереди заблестело Белое море. И можно уже разглядеть с сопок Кандалакшу. Из подсознания всплыли строчки про «белого пса в промозглой Кандалакше». Мне в каждой линии на горизонте уже видятся снежники на вершинах Хибин. Ностальгия, прямо скажем. Наши ребята тоже немного ошалели от открывающихся на каждом подъеме красот, они-то здесь впервые. Времени у нас немного, мы и так уже неплохо покатались по Северу, но по Терскому берегу есть четкий план познавательно-приключенческой деятельности. На сегодняшний день от машины отломан только глушитель на перегоне Лоухи-Кандалакша, хотя дорога такая, что можно было бы и раму оставить в какой-нибудь колдобине. Но что такое глушитель?.. Это ж не поломка вовсе. (Оказалось, правда, что в теплую погоду нельзя открывать окна, иначе машина превращается… машина превращается… ну, словом, в «газовую камеру на колесах», как метко подметил Ромка. Об этом чудесном свойстве мы узнали случайно, погода как-то не располагала к езде с ветерком.)
Так вот. Условным началом этой части маршрута следует считать Кандалакшу, город-порт, который мы проскочили без остановок, решив заправляться в Умбе. [700x465]
Сразу за Кандалакшей по берегу залива дорога идет по сопкам вверх-вниз. Иногда под таким уклоном, что непонятно, как местные здесь ездят зимой. Но у нас-то лето, поэтому мы ползем на «смотровую сопку», под которой есть карман для парковки машин, здороваться с Кольским. И почему-то неудивительно, что вокруг парковки грязно, наверху битые бутылки. Значит, место посещаемое, туристы наступают. Но виды в даль все еще не испорчены.
Дорога идет вдоль моря, потом сворачивает вглубь материка. Кругом лишайники и низкорослые сосны. И морошка, поля морошки… В Умбе заливаем канистру бензина, пополняем запасы пива и уходим из населёнки. Вечереет, тучи низкие, по литорали гуляют здоровенные чайки-клуши, дорога из асфальта становится грейдером. Но везде работает спецтехника, похоже, будет асфальт до Варзуги. А пока в дырке неба показалось солнце и грейдер стал оранжево-красным. (Уже в Оленегорске к нам подошел дядька и спросил, не с Варзуги ли мы. Дескать, только там на Кольском такого цвета пески.) [700x465]
Проезжаем село Кашкаранцы. Название-то какое! Село маленькое, на мысу маяк, есть магазин. Раньше жили там рыболовы. Как и большинство населенных пунктов Терского берега, Кашкаранцы были вотчиной Соловецкого монастыря. Хотя до Соловков расстояние – о-го-го. [700x465]
Кашкаранцы были путем легких филологических метаморфоз трансформированы в «кошек с сумками», после чего это замечательное название было уже не забыть. Берег окончательно покрылся тундровым разнотравьем, ползучие можжевельники, колокольчики и почему-то чабрец. По берегу идет средней утоптанности дорога, мы съехали на нее позже, когда проехали часовню Безымянного инока Терского, или Кашкаранского, последнюю культурную точку маршрута на сегодняшний день. На фоне темнеющего неба и отлива на море часовня выглядела, как ни странно, совсем не мрачной. История этого инока, точнее, его тела, показалась мне немного путаной, но эти нестыковки прекрасно сгладились еще по дороге, пока мы созерцали стоящие на многих мысах кресты. Насколько я понимаю, это не могилы, в отличие от той же Ладоги, где берег усеян крестиками в память об утонувших в этом месте, а скорее, памятные знаки.
[История Безымянного инока Терского. События происходили в конце XVII века, когда не было еще села Кашкаранцы, а рыбаки приходили в эти места только на сезонный лов рыбы.
Одному рыбаку приснился сон, в котором некий инок попросил похоронить его тело и указал место, где его найти. Рыбак нашел тело, без следов разложения, на берегу, похоронил. Но никто из живущих в этих местах монахов не опознал его, так и осталась могила безымянной. Вскоре рыбаки заметили, что напротив креста всегда случается хороший улов рыбы, особенно везло рыбаку, который нашел и похоронил этого монаха. И стал рыбак приходить молиться к могиле перед тем, как идти в море, а за ним и другие потянулись. А как-то приснился этому рыбаку инок и попросил поставить над его могилой часовню. И рыбаки выполнили его пожелание. А потом открылся
Читать далее...
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Анонс. В ближайшее время отчитаюсь, как 20-04-2009 20:27


а) мы слили "Весеннюю Распутицу";
б) мы играли в карты в Переславле;
в) мы приключались на Кольском в прошлом году.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Нехорошо, наверное. Вдруг кто-то все же читает мои отчеты, а я не пишу. 06-04-2009 18:11


Обещаю себе, что в ближайшее же время выложу отчетик мелкий по КДП и про "Игру с картами". Везде вторые, к сожалению.
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
тут есть все "смешарики" 16-02-2009 23:00
liveinternet.ru/users/skrew...st65001737

М-да, хороший способ скоротать досуг.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Белая пустыня 2009, ДР Макса и "Лебедушки" 02-02-2009 12:37


Решили отмечать в Твери. По случаю зимы поехали на моем домашнем любимце, поставив на него только Гудричи. Перед этим две недели Макс шаманил с гудящим мостом, вследствие чего мост стал гудеть гораздо приятнее.
Итак, GPS-ориентирование, с большим количеством расчетных точек для класса "Про". Места красивейшие, от Твери минут пятнадцать.
[699x465]
Ночевали на старом карьере, с утра сосновый лес, солнце, -20 по Цельсию минимум. На старте лица сплошь знакомые, конкуренция в "Про" будет неслабой. Получем список точек. Большинство открытых точек - реперные, к ним надо доехать, чтобы посмотреть, к примеру, числа на столбике, потом их перевести в буквы (футы, метры, координаты - вариантов море), а уж потом высчислить точку, фотку которой нужно предоставить судьям. Дополнительных точек очень много, увлекаемся расчетами и поиском точек в одном квадрате. Тратим кучу на одну точку, потому что изначальная устновка - взять все, Женя же на брифинге сказал, что это возможно... Потом опомнились, поехали по известным точкам. В одном месте не сразу сообразили с азимутами посчитать местоположение точки, проверяли все подходящие напрвления на всякий случай.
[699x465]
Две из вычисленных точек посчитали, видимо, неверно, так и не поняли, в чем ошиблись. За пятнадцать минут до конца времени решили взять по пути одну точку, успели, хотя и пришлось поволноваться. В итоге третьи из четырех экипажей, взявших по 14 точек. Результаты легли очень плотно, но нам повезло. Вечером награждение в "Лебедушке",
[699x465]
потом "отель квартирного типа", куда во время нашей гонки успели нас поселить наши друзья, приехавшие поздравлять Макса и болеть за нас, тихое продолжение отмечания ДР... Наутро Тойот отказался заводиться, мотивируя тем, что слишком холодно... Хорошо, что не накануне...
[699x465]
Ваня вылечил упрямца кастрюлькой кипятка на движок, после чего мы благополучно отбыли по направлению к дому, где нас ждала третья серия отмечания Дня Рождения.



[699x465]
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
C Новым годом, с новым счастьем! Мы открыли сезон. У китайцемобилей, ... 07-01-2009 00:45


как и в прошлом году. И опять весьма холодно.
[699x465]
И опять весьма здорово. На этот раз с нами поехали Леша с Ванечкой на восьмидесятке. Лешка в первый раз, а вот Ванечка раньше катался с нами, когда у нас еще были места в машине.
С утра приехали в "Мегу", холодно, бррр. Получили листочки с дальнейшем указанием маршрута. Прицепились в колонну, чтобы не проскочить нужный поворот. Перед стартом сдулись, машина стала управляться весьма специфически. Карта-схема без указания масштаба, поэтому сначала ехали не спеша, вчитывались. Потом впилили, дело пошло проще.
[699x465]
В одном месте сумничали, стали искать 10 точку с другой стороны от канавки. Не рискнули ломиться напрямик, объехали, тем самым сделав крюк. Но на этом крюки и закончились, дальше, аж до 15 точки проскакали с ветерком. А на горочке наша "Нива" отказалась стоять смирно, сползала вниз сразу же. Подползли в объезд. С этой стороны горочки уже застрял один "китаец". Пока мы разбирались с глубиной окрестной лужи, из подъехавшего "китайца" трое ребят быстренько подвинули "клиента", развернув мордой на выезд. Мы размотали лебедку, потому что утонули... Поехали брать последние точки, за нами нарисовалась наша Тойота. Хм, мы медленно ехали или они быстро? (Финиш показал, что скорее второе.) На финише мы вторые по прибытию. Ну и отлично. Едим вкусный шашлык, пьем кофе, чуть-чуть тусуемся с народом и возвращаемся на трассу фотографировать.
[699x465]
"Китайцы" легко и непринужденно прыгают на насыпь, лишая нас замечательных кадров.
[699x465]
Но нам и не жалко, в общем-то. Пока Ваня пробует "на зуб" Лешкину машину, становится ясно, что колесо-то спустило. Можно ехать в лагерь, бортировать колесо нашим компрессором, можно воспользоваться близостью цивилизации и забортироваться в шиномонтаже. Поскольку на дворе холодно, выбираем второе. Поэтому в лагерь приезжаем только к концу триальных показательных упражнений от twice-а и чирока.
[699x465]
[699x465]
А жаль, жаль. Но зато на награждении мы все-таки третьи, а наши дебютанты - четвертые. Пустячок, но приятно. Вот только дипломов им не выдали, на память.
[699x465]
Вернулись мы домой в самом благодушном расположении и продолжили отмечать наступивший Новый год. До 14 января можно хоть каждый день балдеть.
Все фотки тут: http://fotoplenka.ru/users/lunohod/446919/
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Крезиштурман в декабре, или как мы героически слили закрытие сезона 07-12-2008 21:17


Погода однозначно летная, поэтому в пятницу решаем еще раз закрыть сезон.
В субботу тройная гонка-солянка: сначала карта, потом легенда, потом ЖПС-ориентирование. Не собрав все точки на предыдущей, не попадаешь на следующую. Карта уже знакомая, дорога еще не размешенная, все точки стоят четко в обозначенных местах. Первая часть, 15 точек, заняла чуть меньше трех часов. По пути немного стрёмно было только срезать по полю, уж очень оно подозрительно мокрое было. Получаем легенду, в легенде пара знаменитых примочек, но в целом легенда легкая, не сбились ни разу. Зато на нашем "любимом" месте на дороге, где летом мы сломали некую рулевую сошку, после чего слили всю дневную гонку, пока чинились, снова захандрила машина. Макс в первый раз вытащил грязь из карбюратора, пока я бегала к КП, чтобы потом не кружить, но не помогло. Мы чихали, фыркали и ползли на второй передаче. Но приползли. Пока я забивала точки, Макс почислил еще раз карбюратор, и мы поехали на третью часть. И тут случился со мной приступ глобального торможения: не смогла я внятно проложить курс, в результате мы метались в поисках точек, а точки в темноте совсем не то же самое, что точки днем, долго искали эти самые точки, две не нашли (потом выяснили, что одна из них была неправильно дана), к третьей подъезжали долго... Короче, всего-то 9 и взяли. Естественно, мы не в "призах." Да еще и генератор боится ночного леса и с наступлением темноты наотрез отказывается работать. Долго обсуждаем, где и как мы накосячили, потом отползаем спать.
С утра мучительные колебания: ехать - не ехать на фотолегенду, ноу-хау Крезика. Решили ехать. И на третьем пункте легенды у нас сложились колеса, потому как вырвало в яме рулевую тягу. Приехали, блин. Мимо нас едут экипажи, все, кроме нивоводов (Ведехиных почему-то нивоводами не считаю, как и себя, впрочем), спрашивают, нужна ли помощь. Но запасная тяга от Паджеры или Ниссана нам, увы, не поможет. Макс при помощи молотка и пня возвращает тяге более-менее живое состояние, но мы уже не уложимся во время.
[699x465]
Да и конструкция у нас не очень надежная. Поэтому едем за новой тягой и в лагерь чиниться. Так бесславно закончились для нас эти соревнования. Про легенду ничего не скажу, не успела втянуться, а вот рейд был замечательный. Да и компания на Крезик ездит хорошая.
Все, короче, волевым решением сезон 2008 закрыт.
P.S. Да здравствуют культурно-просветительские экспедиции! Время еще есть. Главное, чтобы машин хватило.

[699x465]
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Эта зараза потеряла весь мой отчет про крезика! Кошмар. 07-12-2008 21:16


комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Сезонофф-08 07-12-2008 20:38


Напишу, как утрамбуется.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии