Маршрут: Терский берег – Умба – Ревда – Умбозеро
Это самая яркая часть маршрута, пройденного нами в этом году в одну машину «Тойота 4Раннер» с легкой внедорожной подготовкой командой в четыре человека.
По дороге мы заехали в монастыри Вологодской области, покатались на паромах, погуляли по набережной в Петрозаводске, видели старт «Карелии-трофи»… В принципе, впечатлений уже набралась масса. Но…
… Карелия осталась позади, а впереди заблестело Белое море. И можно уже разглядеть с сопок Кандалакшу. Из подсознания всплыли строчки про «белого пса в промозглой Кандалакше». Мне в каждой линии на горизонте уже видятся снежники на вершинах Хибин. Ностальгия, прямо скажем. Наши ребята тоже немного ошалели от открывающихся на каждом подъеме красот, они-то здесь впервые. Времени у нас немного, мы и так уже неплохо покатались по Северу, но по Терскому берегу есть четкий план познавательно-приключенческой деятельности. На сегодняшний день от машины отломан только глушитель на перегоне Лоухи-Кандалакша, хотя дорога такая, что можно было бы и раму оставить в какой-нибудь колдобине. Но что такое глушитель?.. Это ж не поломка вовсе. (Оказалось, правда, что в теплую погоду нельзя открывать окна, иначе машина превращается… машина превращается… ну, словом, в «газовую камеру на колесах», как метко подметил Ромка. Об этом чудесном свойстве мы узнали случайно, погода как-то не располагала к езде с ветерком.)
Так вот. Условным началом этой части маршрута следует считать Кандалакшу, город-порт, который мы проскочили без остановок, решив заправляться в Умбе.
[700x465]
Сразу за Кандалакшей по берегу залива дорога идет по сопкам вверх-вниз. Иногда под таким уклоном, что непонятно, как местные здесь ездят зимой. Но у нас-то лето, поэтому мы ползем на «смотровую сопку», под которой есть карман для парковки машин, здороваться с Кольским. И почему-то неудивительно, что вокруг парковки грязно, наверху битые бутылки. Значит, место посещаемое, туристы наступают. Но виды в даль все еще не испорчены.
Дорога идет вдоль моря, потом сворачивает вглубь материка. Кругом лишайники и низкорослые сосны. И морошка, поля морошки… В Умбе заливаем канистру бензина, пополняем запасы пива и уходим из населёнки. Вечереет, тучи низкие, по литорали гуляют здоровенные чайки-клуши, дорога из асфальта становится грейдером. Но везде работает спецтехника, похоже, будет асфальт до Варзуги. А пока в дырке неба показалось солнце и грейдер стал оранжево-красным. (Уже в Оленегорске к нам подошел дядька и спросил, не с Варзуги ли мы. Дескать, только там на Кольском такого цвета пески.)
[700x465]
Проезжаем село Кашкаранцы. Название-то какое! Село маленькое, на мысу маяк, есть магазин. Раньше жили там рыболовы. Как и большинство населенных пунктов Терского берега, Кашкаранцы были вотчиной Соловецкого монастыря. Хотя до Соловков расстояние – о-го-го.
[700x465]
Кашкаранцы были путем легких филологических метаморфоз трансформированы в «кошек с сумками», после чего это замечательное название было уже не забыть. Берег окончательно покрылся тундровым разнотравьем, ползучие можжевельники, колокольчики и почему-то чабрец. По берегу идет средней утоптанности дорога, мы съехали на нее позже, когда проехали часовню Безымянного инока Терского, или Кашкаранского, последнюю культурную точку маршрута на сегодняшний день. На фоне темнеющего неба и отлива на море часовня выглядела, как ни странно, совсем не мрачной. История этого инока, точнее, его тела, показалась мне немного путаной, но эти нестыковки прекрасно сгладились еще по дороге, пока мы созерцали стоящие на многих мысах кресты. Насколько я понимаю, это не могилы, в отличие от той же Ладоги, где берег усеян крестиками в память об утонувших в этом месте, а скорее, памятные знаки.
[История Безымянного инока Терского. События происходили в конце XVII века, когда не было еще села Кашкаранцы, а рыбаки приходили в эти места только на сезонный лов рыбы.
Одному рыбаку приснился сон, в котором некий инок попросил похоронить его тело и указал место, где его найти. Рыбак нашел тело, без следов разложения, на берегу, похоронил. Но никто из живущих в этих местах монахов не опознал его, так и осталась могила безымянной. Вскоре рыбаки заметили, что напротив креста всегда случается хороший улов рыбы, особенно везло рыбаку, который нашел и похоронил этого монаха. И стал рыбак приходить молиться к могиле перед тем, как идти в море, а за ним и другие потянулись. А как-то приснился этому рыбаку инок и попросил поставить над его могилой часовню. И рыбаки выполнили его пожелание. А потом открылся
Читать далее...