• Авторизация


конструктор 20-10-2010 21:00


из упруго гибких элементов позволяет быстро и просто собирать модели молекул графена, фуллеренов, нанотрубок
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
стиля уже нет и здание потяряло свою форму 13-03-2010 20:39


не важно, как ты одет, какая стрижка сегодня завтра будет другая, среда меняется под тебя как интерфейс блога, нет одного имени все течет и язык форм, слова пар http://meshskin.blogspot.com/
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Русский купол. 09-01-2010 11:39


По форме отличается выраженным сочетанием гиперболической и эллиптической кривизной или геометрией. Благодаря гиперболической вершине имеет более высокую стрелу подъема и прочность в верхней точке. Гиперболическая геометрия образуется путем квазижесткого крепления парой колец верхних концов или ручьев металлических или деревянных стержней. Гиперболическая геометрия образует воронку или горлышко для свободного протока энергии в эллиптическую часть ее накопления. Таким образом русский или евразийский купол это эльпюль форма гармонического единства и необходимого разнообразия, асимметрии среды и формы обмена и сохранения энергии. Используя прямолинейный элемент из пружинной проволоки обладающий высоким резельянсом каждый проектировщик может воспользоваться этим лекалом или контуром полярной или магнитной кривизны для моделирования поверхности русского купола. Важно при этом верхний конец упруго-гибкого стержня зажать квазижестко, а нижний шарнирно и сжать элемент по вертикальной оси. Образованный контур будет служить эталоном кривизны и послужит лекалом для дальнейшего моделирования. Кроме этого в русском куполе энергия разрушения гасится путем трансмиссии нагрузки на вращение и кручение элементов конструкции.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
углеводородные дома для Штокмановской деревни 08-02-2009 20:03


Сибирский капитал

Обширные земельные ресурсы Западной Сибири до сих пор должным образом не задействованы при решении актуальных социальных проблем, включая строительство доступного жилья. Основная причина такой ситуации — отсутствие надлежащей правовой инфраструктуры

Малая заселенность восточных территорий страны, включая Западную Сибирь, с недавнего времени стала рассматриваться как серьезная социально-экономическая проблема, угрожающая распадом самой Российской Федерации. Ситуация омрачается еще и тем обстоятельством, что в последние годы отмечается постоянный отток населения из Сибири и Дальнего Востока, составляющий, по данным полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу Анатолия Квашнина, 30–60 тыс. человек в год. По этому поводу сказано немало. Понятно, что для исправления демографической ситуации необходимо сделать сибирские регионы привлекательными для наших граждан. Для этого требуется в срочном порядке решать наиболее актуальные социальные проблемы, прежде всего — проблему с жильем. Наличие в Сибири большого количества свободной земли уже само по себе является хорошей предпосылкой для ее решения. При разумной политике земля способна превратиться в мощнейший ресурс нашего социально-экономического развития, содействуя прочному обоснованию граждан на своей территории. Этому нас учит как отечественный опыт, так и практика передовых стран Запада. Вопрос лишь в том, сможет ли наша власть извлечь из этих примеров должные уроки.

Опыт сибирских «пионеров»

Начнем по порядку. Никто не станет отрицать, что в заселении сибирских территорий большую роль играли субъективные факторы, поскольку новопоселенцами становились люди динамичные и предприимчивые. Такова черта всех колонизаторов без исключения. Однако нельзя сбрасывать со счетов и объективные обстоятельства: человек отправлялся в чужие края только ввиду тех реальных возможностей, которые получал на новом месте. До революции, и особенно во время столыпинских реформ, такие возможности были напрямую связаны с получением земли и свободным обустройством собственного хозяйства. Дореволюционная колонизация Сибири дает нам весьма показательный пример согласования частных, общественных и государственных интересов. Как известно, российская власть проявила в этом процессе исключительную для себя рациональность и последовательность, сделав ставку не на масштабную централизованную мобилизацию, а на предприимчивость и инициативность самих переселенцев.

Необходимо специально отметить, что, всячески поощряя колонизацию, российское государство вело себя цивилизованно даже по современным западным меркам. При заселении Сибири практически не было тех революционных коллизий, которыми сопровождалось освоение американского Запада, где пионеры отстаивали свое право на землю буквально с оружием в руках. Достоин внимания уже тот факт, что сибирский поселенец присваивал требуемый земельный надел без какого-либо противодействия со стороны государственных органов. Даже когда во время Столыпина на юге Западной Сибири из-за недостатка хорошей земли возникли споры вновь прибывших крестьян со старожилами, власть пошла на дополнительные затраты по мелиорации менее привлекательных участков.

В целом дореволюционная миграционная политика включала почти весь набор тех мер, что сегодня широко используются в социально ориентированных западных государствах: льготные кредиты, информационная, организационная и материальная поддержка, упрощенный порядок выдачи земельных наделов, строительство дорожной инфраструктуры и прочие мероприятия, необходимые для освоения территорий. Сюда же можно отнести размещение новых поселений вдоль главных транспортных артерий, прежде всего вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Все перечисленное является для нас удачным примером рационального подхода к решению проблемы (что бы ни говорили по этому поводу советские идеологи).

Затеянная большевиками коллективизация и последующий индустриальный бум в корне изменили ситуацию. Большинство проблем, стоящих теперь перед нашим регионом, во многом являются следствием этого социалистического эксперимента. Демографическая, с которой мы начали наш разговор, — из того же ряда (нужно иметь в виду, что отток населения из Сибири наметился уже в советское время). Еще раз пойти по социалистическому пути было бы крайне опрометчиво и губительно для страны. Единственный выход — ориентироваться на позитивный опыт. Его нам предоставляет не только дореволюционная переселенческая политика и столыпинские реформы, но и современный Запад. В частности, похожая в некоторых отношениях на Западную Сибирь Канада, где, кстати, во многом из-за грамотной политики в домостроении население ежегодно увеличивается более чем на 400 тыс. человек, преимущественно за счет мигрантов.

Почему Канада не похожа на Сибирь

Отличие Канады от Сибири заметно уже с первого взгляда: вдоль больших магистралей вблизи крупных городов по обеим сторонам тянутся сплошные ленты малоэтажной застройки и
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Мир глазами The Architect's Brother 08-02-2009 10:53
liveinternet.ru/users/bonoo...t95646801/

супер пупер захер махер
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Alexander CALDER (Длинный пост) 08-02-2009 10:30
liveinternet.ru/community/1...t95656386/

Калдер гениальный инженер, изобретения у него на уровне Леонардо. Интересно был ли у него патент на проволочные элементы?
Спасибо за отличный материал.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ю-натам Украины 18-09-2008 19:53


http://totem.kherson.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=73&Itemid=31
ПРОЕКТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

В конце августа «Тотеме» посетил изобретатель из Санкт-Петербурга Юрий Шевнин, который узнал о нашей организации через наш сайт, и захотел встретиться лично.

В результате визита в Херсон и «Тотем» и общения с нашими авторами Юрий разработал собственный проект, который назвал «Арт-Механика - ЭКОКЕЛЬЯ СПб-Херсон. Проект посвящается экологической независимости Украины и направлен на сохранение остатков природы Украины через культурные взаимосвязи Санкт-Петербурга и Херсона.

Юрий жил под Херсоном в городе Цюрупинске, и считает, что в связи с развитием агробизнеса и традиционного строительства домов на Украине, поджогами и вырубками лесов на Гилее, ростом мусорных свалок становиться всё меньше природных островов (лесов и степей) и биоразнобразия. Традиционные методы и культура строительства не позволяют сохранять остатки природы в первозданном виде.

Цель проекта - сохранение природного разнообразия Украины с помощью создания интерактивной мобильной оболочки в форме зерна-капли с мультимедийным содержанием и способом создания экологически чистых продуктов с фотографиями зеленых домов HABITAT из арбузов, дынь, цветов, зерен и растений Красной книги Украины под музыку санкт-петербургских и украинских композиторов, поэтические и художественные произведения Ирины Дудиной, Сергея Бугаева, Олега КуликаИдея такого жилья-кельи впервые была озвучена в творчестве Велимира Хлебникова। Подземная келья одновременно может служить и мастерской, и жильём, и могилой художника। Таким образом, на Херсонщине Юрий родил мобильное сочетание видеоарта, пикселарта, гифарта, биоарта, спрингарта, садовой архитектуры и сетчатых оболочек-Ч для презентации творческих работ в парках, дендрариях и лесах Украины।
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
как жить без тайн? 23-06-2008 12:55


22 июня 1941 год – одна из страшных дат в жизни нашего народа. И дело даже не в колоссальных, не имеющих аналога в российской и мировой истории потерях первых дней войны – людских, территориальных, военной техники, и в не последовавших за ними сражениях и неимоверных тяготах четырехлетней смертельной схватки, которыми заплачено за победу в ней нашего народа. Навсегда остался вопрос: как же так могло случиться в июне 1941 года в стране, где все было подчинено обороне? Кто же за это несет ответственность?

Александр Осокин, автор книги «Великая тайна Великой Отечественной» выдвигает новую гипотезу начала войны:
В 1940-1941 в мире шла БОЛЬШАЯ ИГРА кто, как и с кем будет воевать, на чьей стороне и против кого. Сталин был не последним в этой БОЛЬШОЙ ИГРЕ.
Он после разгрома Франции тоже решил принять участие в разворачивающейся войне – поэтому занял Прибалтику, Буковину. Воевать с Германией Сталин пока не мог и надеялся оттянуть войну с ней до 1942 года. И для усыпления бдительности Гитлера согласился на участие вместе с Германией в десантной операции против Англии, при этом его главной целью было выведение своих войск далеко на Запад.

На взгляд Осокина, Сталин с этой десантной операцией разыгрывал беспроигрышный для себя вариант: с помощью Германии флот, воздушно-десантные корпуса, морская пехота и танковые части СССР, участвующие в десанте, оказывались на побережье Северного моря. При этом Сталин получал возможность действительно высадить десант в Англии, либо, гораздо вероятнее, договориться с англичанами и ударить по Германии с Запада, образовав там вместо английско-французского фронта с его «странной войной» образца 1939-40 годов весьма горячий советско-англо-германский фронт, то есть взять Гитлера в клещи.
Свое согласие, данное Гитлеру на высадку в Англии советских войск с помощью немцев, он объяснил бы новым союзникам как хитроумный маневр против Гитлера (нечто вроде Троянского коня), что позволило бы получить, в конце концов, моральную и материальную поддержку Запада и Америки и разгромить Гитлера, энергично атакуемого с двух сторон.
Но Сталин проиграл БОЛЬШУЮ ИГРУ Гитлеру и Черчиллю.
После того как разведка англичан выкрала Рудольфа Гесса (по версии Осокина) дела пошли не так как планировал Сталин.
Черчилль, чтобы отвести совместный немецко-советский удар по Англии идет ва-банк и предлагает Гитлеру нанести совместный удар по СССР. Для этого англичане первыми должны были начать войну против СССР! Они берут на себя обязательства подвергнуть бомбардировку советских портов на Балтике, Черном море и на Севере, а также Бакинских нефтепромыслов.
Однако 22 июня 1941 г. англичане только имитируют нападение на советские порты (возможно, этим объясняется абсолютное отсутствие потерь советского военного флота в первый день войны), а немцы приняв эти имитации за полноценные бомбардировки начинают полномасштабную войну против СССР!
А советские войска согласно договоренности с немцами в это время накапливали огромные силы на границе, танки, самолеты, ГСМ, боеприпасы для подготовки к переброске на Запад. Также согласно договоренности боеприпасы складировались отдельно, с орудий снималась оптика, чтобы во время перевозки по немецкой территории не смогли напасть на немцев.
Именно для этих целей, по мнению Осокина, перед самой войной в Красной Армии ввели личные пластмассовые медальоны (хотя пластмассу в СССР не производили) видимо для учета потерь при десанте на Англию (эти медальоны были отменены в 1942 году), а также выдавалась офицерам парадные формы, чтобы при транспортировке через другие страны офицеры Красной Армии выглядели достойно, вместо кальсон солдатам выдавали майки и трусы.
Перед началом войны не только немецкие, но советские самолеты летали над чужой территорией, чтобы, по мнению автора, следить за перемещениями войск и выполнением договоренностей. Во время этих полетов немцы и узнали точные места расположений советских аэродромов.
А немцы в свою очередь через территорию СССР должны были доставить войска до границ Ирана, и видимо эта часть уже началась 21-22 июня, и этим объясняется почему в начале войны огромные массы немецких войск оказались глубоко в тылу.
Т.е. 22 июня 1941 г. все советские карты были раскрыты, а немцы и англичане держали в рукаве тузов. Советские войска и психологически не были готовы к смертельному бою со вчерашними союзниками, которых до этого не то чтобы пальцем тронуть – обидным словом называть категорически запрещалось. Поэтому и первый приказ был: «Огонь не открывать!» (в первую очередь из-за того, что Сталин надеялся – это всего лишь пограничный конфликт, который можно уладить). В результате огромные массы войск СССР, сосредоточенных у границы, в момент начала войны фактически оказались беззащитной и безоружной – им так и не позволили занять подготовленные огневые позиции и иметь необходимые не то что для превентивного удара, а даже для собственной обороны боеприпасы.
Основная масса советских войск в приграничных районах, не имея боеприпасов, укреплений,
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
инновационная экономика 07-06-2008 09:40


Боб Блэк


Анархизм и другие препятствия для анархии



Блэк Б. Анархизм и другие препятствия для анархии. - М.: Гилея, 2004, с. 74-77.



Сейчас нет нужды выдумывать новые определения анархизма – трудно улучшить те, что давным-давно ввели разные выдающиеся мертвые иностранцы. Не стоит тратить время и на всем известные анархизмы-с-дефисом – коммуно-, индивидо- и так далее; все это описано в книжках. Гораздо интереснее понять, почему мы до сих не ближе к анархии, чем в свое время были Годвин, Прудон, Голдман или Кропоткин. Препятствий полно, но важнее всего выявить те, которые создают сами анархисты, – может быть, именно эти препятствия, буде таковые найдутся, возможно устранить. Возможно, но маловероятно.


Вот моя точка зрения, взвешенная и обдуманная за годы изучения анархистской среды, а порой и душераздирающего участия в ней: сами анархисты есть основная – подозреваю, что достаточная – причина того, что анархия остается лозунгом без малейшей надежды на реализацию. Большинство анархистов, честно говоря, неспособно жить в автономном сотрудничестве. Многие из них неумны. Они проводят время за перечитыванием собственных классиков и литературы для узкого круга, совершенно игнорируя огромный мир, в котором мы живем. По сути своей робкие, они дружат с другими такими же, неявно принимая за аксиому, что никто не начнет оценивать ничьи мнения и поступки с точки зрения как угодно понятого практического здравого смысла, никто своими достижениями слишком сильно не выделится из общей массы, но в первую очередь, никто не станет подвергать сомнению любимые формулы анархистской идеологии.


Анархизм как среда – это не столько вызов установленному порядку, сколько крайне специфический способ к этому порядку приспособиться. Это образ жизни или нарост на ней – со своей особенной смесью поощрений и наказаний. Бедность – это обязательное условие, тем самым заранее снят вопрос о том, мог бы (если забыть об идеологии) тот или иной конкретный

74



анархист стать чем-то, кроме неудачника. История анархизма – это не имеющая аналогов история поражений и жертв; тем не менее, анархисты чтят своих убиенных предшественников с болезненным усердием, заставляющим подозревать, что для них, как и для всех остальных, хороший анархист –мертвый анархист. Революция – та, что потерпела поражение, – славное дело, но место ей в памфлетах и книгах. В этом столетии – особенно это проявилось в Испании в 1936-м и во Франции в 1938-м – революционный подъем застигал официальных, организованных анархистов врасплох и поначалу не встречал поддержки, а то и хуже. Объяснение лежит на поверхности. Не то чтобы все это идеологи лицемерили (хотя некоторые лицемерили). Скорее они просто выработали заведенный распорядок дня воинствующего анархиста, в котором подсознательно и собирались жить неопределенно долго – ведь революцию прямо здесь и сейчас на самом-то деле и представить себе нельзя. Когда события выходили за рамки риторики, они в страхе отмахивались от них.


Другими словами, если выбирать между анархизмом и анархией, большинство анархистов выберут идеологию и субкультуру анархизма – лишь бы не шагнуть в опасное неведомое, в мир безвластия и свободы. Но из-за того, что анархисты – практически единственные, кто критикует государство как таковое – эти свободобоязненные обыватели неизбежно займут выдающееся или хотя бы видное место в любом настоящем антигосударственном восстании. Привыкшие следовать, они окажутся во главе – во главе революции, которая угрожает их привычному статусу не меньше, чем статусу собственников или политиков. Сознательно или бессознательно, анархисты будут саботировать революцию, – которая без них могла бы устранить государство, – даже не заметив при этом отличной возможности еще раз обсудить старые разногласия между Бакуниным и Марксом.

75


По правде говоря, анархисты, называющие себя таковыми, абсолютно ничего не сделали, чтобы бросить вызов государству – если иметь в виду не многословные, никем не читаные, наполненные жаргоном писания, но убедительный пример того, как по-новому строить отношения между людьми. Тем, как они управляют анархистской машиной, анархисты наилучшим образом опровергают собственные теории. Верно, конечно, что в Северной Америке по крайней мере тяжеленные профсоюзные «федерации» раздавлены скукой и склоками, и туда им и дорога. Однако оставшаяся неформальная социальная структура анархизма все равно насквозь пронизана иерархией. Анархисты покорно подчиняются тому, что Бакунин называл «невидимым правительством» – в данном случае редакторам (фактическим, даже если не имеющим должности) горстки более-менее крупных и долгоживущих анархистских журналов.


Журналы эти, несмотря на, казалось бы, глубокие идеологические различия, все занимают одну и ту же позицию по отношению к читателям – «папа всегда прав» – и все следуют джентльменскому соглашению не атаковать друг друга, не выпячивать внутренние противоречия и вообще не
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
о корупции 07-06-2008 09:38


Смирнов И. П.


МИРСКАЯ ЕРЕСЬ
(ПСИХОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
О ФИЛОСОФИИ АНАРХИЗМА)


СмирновИ. П. Человек человеку - философ. "Алетейя". СПб., 1999, с. 297-327.




«Der Weltstaat ist der Körper...»
Novalis



1. Неудваиваемое тело


1.0. Определить общий смысл анархизма кажется легчайшей задачей. Основная идея анархизма заключена, если рассматривать ее феноменально, в отрицании государства 1. Однако эта прозрачность анархизма для понимания теряется, когда мы задумываемся над тем, какая психика не желает иметь дела с огосударствливанием социума и устанавливает себе целью разрушение этатизма. В дальнейшем изложении мы попробуем выяснить тот психоантропологический мотив, который составляет подоплеку анархизма.
----------------------------

1 Феноменальный подход к философии анархизма господствует в дискурсе о ней по сей день — ср., например: A. John Simrnons. Philosophical Anarchism. — In: For and against the State. New Philosophical Readings, ed. by J. T. Sanders and J. Narveson. Lanham, Maryland, 1996, 19-39, где различаются два направления в анархизме: априорное отрицание (всякого) государства и апостериорный антиэтатизм (не удовлетворенный лишь существовавшей практикой институциональной организации общества).

298
1.1. Анархизм сложился в самом начале постромантической эпохи как одно из явлений свойственного ей нигилизма 1. Наряду с государством, ранний анархизм подверг отрицанию и многие иные, традиционные для культуры, понятия.


Нам придется говорить о хорошо известных вещах, дабы извлечь из их сопоставления то, о чем еще не говорилось.
Прудон дал первотолчок мировому анархизму тем, что скомпрометировал в «Qu'est-ce que la Propriеtе?» (1840) в качестве зла (которым Лейбниц считал, прежде всего, воровство) всякую собственность, назвав ее «кражей»2. Заодно Прудон разделался и с аксиологической относительностью. Продукт имеет абсолютную ценность, исчисляемую трудом и временем, затраченными на его производство. В обществе справедливого обмена продукт будет сохранять самотождественность, свою абсолютную ценность, не заменяемую никакой
---------------------------------

1 О нигилизме 1840-1860-х гг. мы подробно писали в: И.П.Смирнов. Психодиахронологика... С. 106 и след.
2 P.-J. Proudhon. Œuvres complеtes. T. 4. Paris, 1926, 131 ff. «La vol» Прудона уводит нас не только к началу XVIII в., к Лейбницу, но и к середине этого столетия, к Юму («Of the Original Contract»), который был убежден в том, что первособственники нажили состояния на «обмане» и «беззаконии». Перекличка Прудона с Лейбницем, не столь очевидная, как с Юмом, кажется нам важной для проникновения к истокам позитивно-утопической части анархистской программы — см. следующую сноску.
299

иной. Если индивидуум есть то, что он есть, а не то, чем делает его обладаемая им собственность, то и созданное человеком не подлежит двойной бухгалтерии
и в своей ценностной однопланности напоминает о лейбницевских монадах. В более позднем произведении «Du'principe fеdеratif» (1863) Прудон отстаивал право индивидуума быть автократом, отвергая на этом основании демократический способ правления, мешающий — с его принципом господства большинства над меньшинством — осуществлению самовластия каждого (ср. суждение Лейбница в «Теодицее» о том, что каждый человек — Бог своего мира): «Chacun alors pourrait se dire autocrate de lui-mеme, ce qui est l'extrеme inverse de l'absolutisme monarchique»1.


Идея нерелятивируемой ценности привела Прудона в конце концов к воинствующей мизогенности, к мысли о неразделяемости власти между полами, к провозглашению догмата о необходимости безоговорочного подчинения женщины мужчине («La Pornocratie ou les Femmes dans les Temps Modernes», посмертное издание этого текста было предпринято в 1875 г.).
-------------------------------
1 P.-J. Proitdon. Œuvres complеtes. T. 14. Paris, 1959,279. Мы проводим отдельные параллели между Лейбницем и Прудоном, будучи уверены в том, что весь мир, желанный для анархизма, начиная с той его модели, которая была предложена в «Что такое собственность? », явил собой секуляризацию божественно гармоничного мира, сконструированного в «Теодицее». В обоих случаях, и у Лейбница, и у анархистов, совершенный универсум есть тот, в котором нельзя установить различие между необходимостью и случайностью. Всеобщим для анархистов была инициатива отдельных лиц.

300
Другой столп раннеанархистского (или, по меньшей мере, родственного таковому) мышления. Макс Штирнер, не признал в своем главном труде, после издания которого ему почти ничего не осталось сказать, никакого
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПИТЕРСКИЕ КОРАБЕЛЫ 07-06-2008 08:59


5 МАЯ 1905 ГОД Вечеслав Иванов, Бердяев, Ремизов, Розанов, Сологуб, Мережковский Гиппиус- радели.
Клюев, Хлебников, Есенин, Маяковский 1914 г. радели.
Блок и Белый с Менделеевой радели всю жизнь.

Корабль в Михайловском замке открыла кормщица Татаринова (Екатерина Филипповна, рожденная Буксгевден, 1783 - 1856) - основательница "духовного союза". Поселясь после смерти мужа в Петербурге и ища, как многие другие дамы того времени, царствия Божия, Татаринова вошла в близкие сношения с хлыстами и скопцами, бывала на их радениях и слушала их пророков. В Петербурге она завязала связи с семейством Ненастьевых, бывших сначала хлыстами, потом скопцами, и усвоила у них обряд радения; самое скопчество казалось ей мерзким. В 1817 году Татаринова решилась перейти из лютеранства в православие. С этого времени началась ее сектантская деятельность; она уверяла, что почувствовала в себе дар пророчества в самую минуту своего присоединения. Первыми членами ее кружка были ее мать, брат - капитан Буксгевден , деверь Татаринов, надворный советник Мартын Пилецкий-Урбанович, человек весьма образованный, беззаветно преданный Татариновой, но странный чудак, академик и живописец Боровиковский и музыкант кадетского корпуса Никита Федоров (Никитушка), по своему пророческому дару игравший такую видную роль в секте, что она называлась иногда Никито-Татариновской. Потом к ней постепенно примкнуло еще человек до 40 разного пола и состояния, между прочим генерал Е. Головин , князь Енгалычев , Лабзин и директор департамента народного просвещения, секретарь библейского комитета В. Попов , с тремя дочерьми, из которых одну он потом чуть не уморил побоями и домашней тюрьмой за ее отвращение от сектантских обрядов. На собраниях у Т. бывал известный проповедник священник А. Малов и умилялся от ее песней и пророчеств. Посещали их сам министр духовных дел кн. Голицын , тоже веривший в прорицания пророков, и гофмейстер Кошелев . Т. не приняла ни догматического, ни нравственного учения скопцов и хлыстов (об их христах-искупителях, о безбрачной жизни и прочее) и держалась, вероятно, обыкновенных мистических понятий, но почти целиком усвоила обрядность радений, как способ доходить до состояния мистического экстаза. Тайну своей секты Татаринова основывала на смысле начальных стихов гл. XIV первого послания к Коринф. о даре пророчества. Собрания ее открывались обыкновенно чтением священных книг; потом пелись разные песни, положенные большей частью на простонародные напевы главным установщиком Никитушкой (в том числе песни хлыстовские: "Царство ты, царство", "Дай нам, Господи, Иисуса Христа" и другие) и некоторые церковные ("Спаси, Господи, люди Твоя"); затем начиналось радение или кружение, производившееся, как у скопцов, в особых костюмах, и кончавшееся тем, что на кого-нибудь из кружившихся "накатывал" Дух Св. и он начинал пророчествовать. Чаще всех пророчествовали сама Татаринова, Никитушка и некая Лукерья. Пророчества эти, произносившиеся необыкновенно быстро и состоявшие из разных бессвязных речей, под склад народных прибауток, с рифмами, относились частью к ближайшей судьбе всего круга, частью к судьбе отдельных его членов. Кружение, "святое плясание, движение в некоем как бы духовном вальсе" и пророчества составляли самую заметную для всех особенность секты и были причиной того, что членов ее называли русскими квакерами. Кроме музыки, секте служили и другие искусства: живопись - в украшавших ее молельную картинах Боровиковского, хореографическое искусство - в радельных плясках, которые сектанты сравнивали с танцем Давида пред ковчегом. Собрания в квартире Татаринова (в Михайловском дворце) продолжались свободно и даже далеко не секретно почти до 1822 года, когда в этом дворце было помещено инженерное училище и в то же время запрещены тайные общества. О собраниях знали императрица Елизавета Алексеевна , благоволившая к Татариновой, и сам государь, давший однажды Татариновой аудиенцию и долго с нею беседовавший. Никитушка тоже был ему представлен и получил чин 14 класса. В письме к гофмейстеру Кошелеву император Александр говорил, что сердце его "пламенеет любовию к Спасителю всегда, когда он читает в письмах Кошелева об обществе госпожи Татариновой в Михайловском замке". В 1818 году тайный советник Милорадович был сильно обеспокоен тем, что в общество Татариновой был вовлечен сын его, гвардейский офицер; государь успокоил его письмом, в котором писал: "Я старался проникнуть его связи и по достоверным сведениям (вероятно от Голицына) нашел, что тут ничего такого нет, что бы отводило от религии; напротив, он сделался еще более привязанным к церкви и исправным в своей должности, посему заключаю, что связи его не могут быть вредны". С выездом из Михайловского замка Татаринова не прекратила своих собраний и устраивала их на своей квартире, а в 1825 году, с ближайшими своими последователями - братом, Пилецким, Федоровым, Поповым и некоторыми другими - из опасения пред полицией, преследовавшей собрания тайных обществ, выселилась за город и недалеко
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
отци и дети 06-06-2008 19:23


Революция продолжается?..

Блуждая в "интернете" в поисках виртуального смысла жизни, можно случайно наткнуться на специфическую "страничку" под названием - АНТИСЕКТА ("http://antisekta.da.ru"), котирующуюся, между прочим, в первой "религиозной двадцатке" Rambler'a. Автор этого творения задался целью обобщить в систему все ему известное о деятельности современных тоталитарных сект на территории России. Деятельность этих сект, надо сказать, предмет мало привлекательный, однако они существуют, вербуют в свои ряды новых вольных/невольных членов, пользуясь попустительством государства и общественного мнения. Что касается государства Россйского, с ним, кажется, все понятно, но как же общество? До каких пор наши люди могут получать удовольствие от промывки чужих и собственных мозгов? Разве им мало почти 100-летнего партийного словоблудия? К сожалению, подобные вопросы можно задавать лишь положительно избегнув воздействия краткого курса истории ВКП(б), в котором о деятельности разного рода консорций - ни слова, зато Октябрьская революция трактуется однозначно как победа сил добра над злом.
Интересно, какова же была роль русских сект в Революции 1917 года?
Чтобы обстоятельно ответить на этот важнейший и к тому же почему-то почти неизученный вопрос, необходимо заглянуть в историю формирования христианского мировоззрения на Руси. Как известно, христианство пришло в Киевскую Русь из Византии чуть более 1000 лет тому назад. К этому времени оно уже не одно столетие пребывало в качестве государственной религии немногочисленных продолжателей Римской империи. То есть в полной мере обладало уже сложившейся догматикой, культурой внутри- и внецерковных отношений и соответствующим набором осужденных ересей - т.е. всем тем, что принято называть собственно историей. Остановимся подробнее на христианских ересях, которые несомненно вместе со всем огромным пластом христианской культуры попали на русскую почву и, позднее, дали свои своеобразные маргинальные всходы. (Вообще-то, то, что мы называем загадочным словом "секта" и есть ни что иное как обыкновенная церковная ересь.)
Какие же наиболее опасные ереси имелись к концу первого тысячелетия от Р.Х. в сильнейшей мировой религии - христианстве?
Кроме арианства (осуждено в IV в.), иконоборчества (осуждено в IX в., характерно для кальвинизма) и многих других, прямую опасность представляли т.н. гностические течения или течения религиозного нигилизма. Не вдаваясь в детали классификации этих зачастую подспудных ересей, достаточно отметить основные моменты, помимо фанатизма их объединяющие: 1) дуалистическое мироотрицание, связанное с подменой понятий (напр., познание добра и зла есть их смешение), 2) отвержение понятия греха, всегда сопровождающее какое-либо "избранничество" (т.н. "очищение через грех") и 3) вера в принципиальную возможность земного рая. Все эти три момента, взаимодополняя друг друга, проявились и у богумилов - болгарских сектантов, живших на территории Византийской империи недалеко от южных рубежей русских земель.
Движение богумилов (богомилов) наследовало свою ересь от разгромленного в 872г. павликианства - разновидности маркионизма, идеологической подоплекой которого была борьба в союзе с мусульманами с Византией и византийским православием, являвшимся к тому времени основой существования всей Восточно- Римской империи. Пленных павликиан сослали на границу с Болгарией для несения пограничной службы, откуда они и проникли к славянам. Богумилы учили, что главный падший ангел, Сатаниил, создал сушу и людей, но не мог их одушевить, для чего обратился к Богу. Затем он сотворил Каина, был повторно проклят Богом и низвергнут в ад под именем Сатаны, главным же ангелом в свою очередь был назначен Иисус, "отрыгнутый" Богом. Эта концепция размывала христианское понимание жизни как безусловную победу Света над Тьмой, заменяя ее постоянной их борьбой, тем самым пытаясь разрушить несущую конструкцию Византийского государства, против которого воевали многие балканские, главным образом славянские, племена.1
А теперь перенесемся на 1000 лет вперед, в Россию накануне "великих потрясений". Кто был властителем дум интеллигенци тех лет? Назову лишь несколько имен:

1. Николай Ф╠доров, родоначальник и проповедник философии "общего дела" - фанатичный сторонник наступления земного рая посредством массового воскрешения на научной основе всех умерших на земле;
2. Лев Толстой, великое "зеркало русской революции" - приверженец и насадитель доктрины принципиального оправдания зла, а именно, непротивлением ему насилием;
3. Владимир Соловьев, религиозный мистик, вплоть до последнего года жизни защитник теории "позитивного" прогресса и главный теоретик "всеединства" (почему-то приписываемого славянофилам) - типичный представитель русского гностического религиозного дуализма2. (Примечательно, что, по свидетельству Л.М.Лопатина, приводимого А.Ф.Лосевым, Соловьев еще в детстве был отчаянным нигилистом, и даже один раз, повалив крест на кладбище, прыгал на нем, пока его не
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Смех Петрушки юродивого 05-06-2008 11:12


А. М. ПАНЧЕНКО СМЕХ КАК ЗРЕЛИЩЕ



В книге: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153




ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮРОДСТВО

Юродство — сложный и многоликий феномен культуры Древней Руси. О юродстве большей частью писали историки церкви,хотя историко-церковные рамки для него явно узки. Юродство занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры. Можно сказать, что без скоморохов и шутов не было бы юродивых. Связь юродства со смеховым миром не ограничивается «изнаночным» принципом (юродство, как будет показано, создает свой «мир навыворот»), а захватывает и зрелищную сторону дела. Но юродство невозможно ибез церкви: в Евангелии оно ищет свое нравственное оправдание, берет от церкви тот дидактизм, который так для него характерен. Юродивый балансирует на грани между смешным и серьезным, олицетворяя собою трагический вариант смехового мира. Юродство — как бы «третий мир» древнерусской культуры.
Из нескольких десятков юродивых, чествуемых православной церковью,1 только шесть подвизались на христианском Востоке —еще до крещения Руси: Исидора (память 10 мая), Серапион Синдонит (14 мая), Виссарион Египтянин (6 июня), палестинскиймонах Симеон (21 июля), Фома Келесирский (24 апреля) и,наконец, Андрей Цареградский, житие которого было особеннопопулярно на Руси. Русское юродство ведет начало от ИсаакияПечерского (14 февраля), о котором повествует Киево-Печерский патерик (Исаакий умер в 1090 г.). Затем вплоть до XIV в.источники молчат о юродстве. Его расцвет приходится на XV—первую половину XVII столетия. Хотя многие из русских канонизированных юродивых — это, так сказать, второразрядные фигуры, но среди них встречаются и заметные в церковной и светской истории личности. Это Авраамий Смоленский, ПрокопийУстюжский, Василий Блаженный. Московский, Никола ПсковскийСалос, Михаил Клопский.
---------------------------------------------------------------------------

1. См.: Алексий [Кузнецов]. Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913, с. 45 и ел. К сожалению, я не смог ознакомиться с книгой Г. П. Федотова «Святые Древней Руси (X—XVII ст.)» (Нью-Йорк, 1959), один из разделов которой посвящен древнерусскому юродству.

72

К эпохе расцвета юродство стало русским национальным явлением. В это время православный Восток почти не знает юродивых. Их нет также ни на Украине, ни в Белоруссии (Исаакий Печерский так и остался единственным киевским юродивым). Римско-католическому миру этот феномен также чужд. Это, в частности, доказывается тем, что о русских юродивых с немалым удивлением писали иностранные путешественники XVI—XVII вв. — Герберштейп, Горсей, Фдетчер и др. Чтобы вступитьна путь юродства, европейцу приходилось переселяться в Россию. Поэтому среди юродивых так много выезжих иноземцев.2
Прокопий Устюжский, как сообщает агиография, был купцом«от западных стран, от латинска языка, от пемецкия земли».3 Об Исидоре Твердислове в житии сообщается следующее: «Сей блаженный, яко поведають неции, от западных убо стран, от латынского языка, от немеческиа земля. Рождение име и воспитание от славных же и богатых, яко же глаголють, от местерьска роду бе. И възненавидев богомеръзскую отческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашю христианскую православную веру».4 У Иоанна Властаря Ростовского была латинскаяпсалтырь, по которой он молился. Эта псалтырь сохранялась в Ростове 5 еще сто с лишком лет спустя после смерти Иоанна Властаря, когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало.
В житейском представлении юродство непременно связанос душевным или телесным убожеством. Это — заблуждение.Нужно различать юродство природное и юродство добровольное(«Христа ради»). Это различие пыталась проводить и православная традиция. Димитрий Ростовский, излагая в своих Четьих Минеях биографии юродивых, часто поясняет, что юродство — это «самоизвольное мученичество», что оно «является извне», что им «мудре покрывается добродетель своя пред человеки».6 Такоеразличение не всегда проводится последовательно. Это касается, например, Михаила Клопского.В агиографических памятниках его называют «уродивым
----------------------------------------------------------------
2 Вообще европейцы, особенно лютеране, приехав в Россию и принявправославие, очень часто ударялись в крайний мистицизм и аскетизм.Таким в середине XVII в. был, между прочим, француз (видимо, гугенот)Вавила Молодой, выученик Сорбонны, а у нас — самый ревностный последователь знаменитого аскета Капитона. См.: Барское Я. Л. Памятникипервых лет русского старообрядчества. — ЛЗАК за 1911 г., 1912, вып. 24, с. XV (примеч. 1), 330—334; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. МйпсЬеп, 1970, с. 150.
3 Житие Прокопия Устюжского. — В кн.: Памятники древней письменности, вып.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Смех Петрушки юродивого 05-06-2008 11:09


А. М. ПАНЧЕНКО СМЕХ КАК ЗРЕЛИЩЕ



В книге: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153




ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮРОДСТВО

Юродство — сложный и многоликий феномен культуры Древней Руси. О юродстве большей частью писали историки церкви,хотя историко-церковные рамки для него явно узки. Юродство занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры. Можно сказать, что без скоморохов и шутов не было бы юродивых. Связь юродства со смеховым миром не ограничивается «изнаночным» принципом (юродство, как будет показано, создает свой «мир навыворот»), а захватывает и зрелищную сторону дела. Но юродство невозможно ибез церкви: в Евангелии оно ищет свое нравственное оправдание, берет от церкви тот дидактизм, который так для него характерен. Юродивый балансирует на грани между смешным и серьезным, олицетворяя собою трагический вариант смехового мира. Юродство — как бы «третий мир» древнерусской культуры.
Из нескольких десятков юродивых, чествуемых православной церковью,1 только шесть подвизались на христианском Востоке —еще до крещения Руси: Исидора (память 10 мая), Серапион Синдонит (14 мая), Виссарион Египтянин (6 июня), палестинскиймонах Симеон (21 июля), Фома Келесирский (24 апреля) и,наконец, Андрей Цареградский, житие которого было особеннопопулярно на Руси. Русское юродство ведет начало от ИсаакияПечерского (14 февраля), о котором повествует Киево-Печерский патерик (Исаакий умер в 1090 г.). Затем вплоть до XIV в.источники молчат о юродстве. Его расцвет приходится на XV—первую половину XVII столетия. Хотя многие из русских канонизированных юродивых — это, так сказать, второразрядные фигуры, но среди них встречаются и заметные в церковной и светской истории личности. Это Авраамий Смоленский, ПрокопийУстюжский, Василий Блаженный. Московский, Никола ПсковскийСалос, Михаил Клопский.
---------------------------------------------------------------------------

1. См.: Алексий [Кузнецов]. Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913, с. 45 и ел. К сожалению, я не смог ознакомиться с книгой Г. П. Федотова «Святые Древней Руси (X—XVII ст.)» (Нью-Йорк, 1959), один из разделов которой посвящен древнерусскому юродству.

72

К эпохе расцвета юродство стало русским национальным явлением. В это время православный Восток почти не знает юродивых. Их нет также ни на Украине, ни в Белоруссии (Исаакий Печерский так и остался единственным киевским юродивым). Римско-католическому миру этот феномен также чужд. Это, в частности, доказывается тем, что о русских юродивых с немалым удивлением писали иностранные путешественники XVI—XVII вв. — Герберштейп, Горсей, Фдетчер и др. Чтобы вступитьна путь юродства, европейцу приходилось переселяться в Россию. Поэтому среди юродивых так много выезжих иноземцев.2
Прокопий Устюжский, как сообщает агиография, был купцом«от западных стран, от латинска языка, от пемецкия земли».3 Об Исидоре Твердислове в житии сообщается следующее: «Сей блаженный, яко поведають неции, от западных убо стран, от латынского языка, от немеческиа земля. Рождение име и воспитание от славных же и богатых, яко же глаголють, от местерьска роду бе. И възненавидев богомеръзскую отческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашю христианскую православную веру».4 У Иоанна Властаря Ростовского была латинскаяпсалтырь, по которой он молился. Эта псалтырь сохранялась в Ростове 5 еще сто с лишком лет спустя после смерти Иоанна Властаря, когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало.
В житейском представлении юродство непременно связанос душевным или телесным убожеством. Это — заблуждение.Нужно различать юродство природное и юродство добровольное(«Христа ради»). Это различие пыталась проводить и православная традиция. Димитрий Ростовский, излагая в своих Четьих Минеях биографии юродивых, часто поясняет, что юродство — это «самоизвольное мученичество», что оно «является извне», что им «мудре покрывается добродетель своя пред человеки».6 Такоеразличение не всегда проводится последовательно. Это касается, например, Михаила Клопского.В агиографических памятниках его называют «уродивым
----------------------------------------------------------------
2 Вообще европейцы, особенно лютеране, приехав в Россию и принявправославие, очень часто ударялись в крайний мистицизм и аскетизм.Таким в середине XVII в. был, между прочим, француз (видимо, гугенот)Вавила Молодой, выученик Сорбонны, а у нас — самый ревностный последователь знаменитого аскета Капитона. См.: Барское Я. Л. Памятникипервых лет русского старообрядчества. — ЛЗАК за 1911 г., 1912, вып. 24, с. XV (примеч. 1), 330—334; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. МйпсЬеп, 1970, с. 150.
3 Житие Прокопия Устюжского. — В кн.: Памятники древней письменности, вып.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Катит 28-05-2008 10:44


Радения.

(Массовые магические обряды, - например, т. н. радение хлыстов - представляют собой подготовку и затем одновременный запуск сна большой группы людей. Невольная взаимная гипнотическая “подстройка” в период подготовки и затем одновременное (по команде!) засыпание большинства участников радения с обязательностью приводит отставших к эйфорически окрашенным галлюцинациям. Из-за устойчивости гипнотической “подстройки к заснувшим всех бодрствующих участников обряда в этот момент властно сносит во Врата Рая, вызывая эйфорию, видения святых ликов и т. п. “Подстройка” к незаснувшим удерживает во Вратах Рая тех участников радения, которые склонны заснуть первыми, так что некоторое время вся “команда” участников обряда медленно “плывет” через Врата Рая в Амбер).



Откровение Иоанна Богослова - это текст из канонического христианства, религии для широких народных масс. Одно из самых крайних, неканонических ответвлений христианства - это хлыстовство, но и здесь мы находим все ту же эксплуатацию свойств ментальной вселенной: человеку никуда не уйти от самого себя.

Хлысты (самоназвание: божьи люди) не должны пить вина, раздражаться, и отдаваться гневу, должны соблюдать умеренность в еде, чаще молиться и, главное, оставить брачную жизнь. Поскольку основной момент в их учении - то, что “Бог (Христос или Дух Святой) может так вселиться в людей, что их личность совершенно исчезает и вместо нее живет и действует Бог, то естественно, что человека, в которого вселился Бог надо и считать за Бога”…(И.Т.). Очень похоже, что дикий и темный Гришка Распутин (в поведении которого несомненно есть черты хлыстовства в его самых крамольных формах), осознав эту идею в теории и, вероятно, на хлыстовской практике, на некоторое время сошел с ума Вернувшись из святого места - Верхотурской обители - он “шел полураздетый, без шапки, длинные волосы совсем закрывали лицо. Никого не узнавая, размахивал руками и все время пел нечто духовное. В церкви дико озирался по сторонам и вдруг ни с того ни с сего начинал сипло голосить псалмы… Кажется, в Верхотурской обители Распутин повстречался с людьми, которые очень странно подействовали на его психику. Вел он себя странно. Движения стали беспокойны и порывисты, он ходил по селу, часто приседая, потирал руки. Речь его порой делалась бессвязной (Шаданакар - авт.). После нервного возбуждения (Амбер - авт.) наступала глухая депрессия (Дворы Хаоса - авт.) … Вернувшись из Верхотурья, Распутин был явно ненормальным. (Отчетливая картина периодической шизофрении. Ну, чем не Шри Ауробиндо? - авт.), потом он вроде оправился, и здесь летописцы отмечают в нем страшный взрыв чувственности, словно нечистая сила поселила в нем беса блудного! Но грубую животную похоть Гришка неизменно облекал в формы богоугодничества… В этот период жизни Гришка много говорил о любви к богу, о создании на земле “мужицкого царства”, и нашлись люди, поверившие в его святость. Из дальних деревень шли женщины, дабы покаяться в грехах не священнику в церкви, а новому апостолу.” (В.П.). Похоже, не вернулся Григорий в исходное, здоровое состояние, не проснулся, застрял где-то в окрестностях Амбера. Или нашел быстрый путь в Амбер. Сошел с ума, иными словами.

“В общине людей Божьих кроме лиц, в которых навсегда и окончательно вселился Бог, есть и такие, в которых Бог в виде Св. Духа, вселяется изредка, и в это время они получают способность прорицать будущее и “говорить языками”. Впрочем, и кроме этих пророков и пророчиц, все верующие более или менее причастны Св. Духу, и во время собраний Он находит на всех, повергая в состояние экстаза и экзальтации, “духовного пианства”...

Среди хлыстов не бывает браков, и женатые, вступая в общину, должны прекратить супружескую жизнь. Потеря целомудрия, по признаниям хлыстов очень пагубно отражается на их религиозном состоянии, и наоборот, долгий пост и воздержание вознаграждаются даром пророчества и “благодатью хождения”, т.е. пляски.

Характерны для людей Божьих их богослужебные собрания, которые держатся в большой тайне и называются радениями. Перед началом радения все участники надевают на себя особого покроя длинные белые рубахи и с зажженными свечами располагаются на лавках в сионской горнице. Комната обычно сильно освещена, так как люди Божьи любят яркое освещение. Когда все соберутся, начинаются чтения слова Божия вперемешку с пением гимнов и это продолжается часа четыре до самой полуночи, когда и начинается само радение. Для сектантов оно представляет главную обаятельность секты, о радении они говорят в самых гиперболических выражениях. По их мнению, на радениях присутствует “сам Спаситель со ангелами, со архангелами, с херувимами, с серафимами, и со всей силою небесной”.

Начинается радение с характерной песни, “постепенно темп песни ускоряется, одна песня сменяется другой, все более веселого, плясового характера. Во время пения наиболее экспансивные вскакивают и начинают кружиться… По описаниям сектантов эти пляски и кружения доставляют неописуемое наслаждение и
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Радения 28-05-2008 10:34


Радения, как правило, происходят по ночам. Верующие переодеваются в длинные белые рубахи. В руки берут полотенца и зеленые ветки ("пальмы"). Радение начинается с молитв, чтения "священных книг", пения религиозных песен. Затем все встают и медленно в такт пению начинают ходить друг за другом, образуя круг. Дальнейшее описание обряда нами заимствовано из романа "На горах" П. И. Мельникова (А. Печерского): "Живее и живее напев, быстрее и быстрее вертятся в кругах. Не различить лица кружащихся. Радельные рубахи с широкими подолами раздуваются и кажутся белыми колоколами, а над ним я веют полотенца и пальмы... Быстрей и быстрей кружатся. Дикие крики, дикий визг, неистовые вопли и стенания, топот ногами, хлопанье руками, шум подолов радельных рубах, нестройные песни сливаются в один зычный потрясающий рев... Все дрожит, у всех глаза блестят, лица горят, у иных волосы становятся дыбом, то один, то другой восклицает:
- Ай дух! Ай дух! Царь дух! Бог дух!
- Накати, накати,- визгливо вопят другие.
- Ой ева! Ой ева!- хриплыми голосами и задыхаясь, исступленно, в диком порыве восклицают третьи.
- Благодать! Благодать!- одни с рыданиями и стопами, другие с безумным хохотом голосят во всю мочь вертящиеся женщины..."
Приостановимся в описании радения и посмотрим на происходящее с точки зрения психологии. Перед глазами человека при плохом освещении мелькают люди в необычных нарядах. На слух действуют резкие, редко встречающиеся в обычных условиях звуки. Измененная афферентация приходит в мозг от непрерывно работающих мышц. Вестибулярный аппарат во время вращения посылает в мозг также нервные импульсы. Мозг непрерывно бомбардируется болевыми ощущениями от ударов "пальмами" по телу и рукам. Все это происходит в состоянии бессонницы. И как результат чрезмерного перевозбуждения - рассогласование, нарушение психической деятельности.
Дезинтеграция психики проявляется в том, что кто-либо из радеющих впадает в корчи и судороги. Он начинает "слышать" голоса и "видеть" святых и другие видения. Срываясь с голоса, против своей воли выкрикивает слова и фразы, которые остальными сектантами воспринимаются как речения "святого духа", его пророчества. Эти высвободившиеся из-под контроля сознания психические автоматизмы хлысты считают проявлением "божественной благодати" и называют их "хождение в слове". Вокруг того, в кого вселился "святой дух", собираются все остальные и начинают восклицать: "Эка милость благодать, стали духом обладать!" "Дух, святой дух накатил!"
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Платоновци 28-05-2008 10:30


ACTA SLAVICA IAPONICA
Volume 15 (1997)
Сектантские мотивы в Чевенгуре Андрея Платонова
Хисако Кубо
(Graduate School of Letters,Hokkaido Univ)
Copyright © 1997 by the Slavic Research Center. ( English / Japanese ) All rights reserved.
От Распутина и Платонова в Никольское

Не будет преувеличением сказать, что писатель Андрей Платонов рожден революцией. Перед ним, сыном слесаря, который вынужден был работать с малолетства, революция открыла новый мир. Он поддержал революцию всем сердцем и мечтал о преобразовании мира силой науки. Недолго был даже членом компартии.

Однако Платонова часто упрекали за "религиозное христианское представление о большевизме".1 Многие его произведения наполнены религиозной атмосферой, и самым ярким тому примером является роман Чевенгур (1929).

Роман Чевенгур можно разделить на две части: первую половину, в которой главный герой Александр Дванов странствует, и вторую половину, в которой в городе Чевенгур своего рода утопия рождается и погибает. Чевенгур — название вымышленного города.

Фон произведения — время с Октябрьской революции до начала НЭПа, главные герои — коммунисты, а массовые убийства, ими совершаемые, называются "вторым пришествием". Ревком переезжает в церковь, и там в качестве лозунга вывешиваются слова Христа: "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы".2

Каждый герой имеет свое представление о революции, причем представление эсхатологическое, апокалипсическое. По мысли героев, революция, подобно библейскому дню великого возмездия, губит буржуазию-антихриста и возвышает "обремененных". И наступает рай — коммунизм. Рай после второго пришествия — это так называемое тысячелетнее царство: "И пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и великим, и погубить губивших землю". (ОТКРОВЕНИЕ 11. 18)

Говоря о Чевенгуре, необходимо учитывать особое отношение его автора к религии и, в частности, эсхатологичность его мироощущения. Особенно явственно звучат в нем сектантские мотивы. Г. Гюнтер в качестве источника милленаристкого характера "Чевенгура" называет хилиазм западноевропейского средневековья.3 А В. Варшавский связывает апокалипсизм в Чевенгуре с сутью самого марксизма.4 Но нам кажется, источник этого явления целесообразнее искать прежде всего на родине автора романа, в России. Религиозные представления Платонова не ортодоксальны, они тесно связаны с народными верованиями, в том числе и с сектантством.

Как известно, в середине XVII-го века в противовес реформе Никона возникло движение старообрядчества. До конца века оно разделилось на поповщину, которая сохраняла свою церковную организацию, и беспоповщину, сторонники которой считали, что "благодать священства взята на небо", т.е. священника больше нет на земле. На почве беспоповщины возникали такие секты, как например, бегуны, у которых бегство от государства стало догматом, или филипповцы, поражавшие людей актами самосожжения. Кроме того, организация сект была также формой протеста против всякого врага, в том числе и государственной власти: молокане, которые пьют молоко в пост, духоборы, "борющиеся за дух", хлысты, известные "радением", скопцы, которые уродовали себя во имя целомудрия... Идеология этого сектантства воплощала утопическую мысль, формировавшуюся с древних времен в народном сознании.

О сектантских мотивах в творчестве Платонова упоминалось не раз.5 Но до сих пор не был проведен сводный анализ этой проблемы. В данном исследовании мы попытаемся восполнить этот пробел на материале романа Чевенгур.

1. Отношение Платонова к сектантству

Прежде всего нужно отметить, что Черноземье, где Платонов родился, являлось одним из самых традиционных центров сектантства. И основатель секты духоборов Иван Повилохин, и основатель секты молокан Семен Уклеин были родом из Тамбовской губернии. Множество духовных стихов сектантов было собрано в Воронеже, где Платонов вырос, и его окрестностях. Даже после революции сектантство в Черноземье занимало крепкие позиции.6

Численность сектантов в это время не падала, а наоборот значительно возросла. Согласно данным Ф. Путинцева, в Воронежской губернии в 1917 г. сектантов "числилось" 1227 человек, в 1920 г. — 2800 человек, в 1924 г. — 6463. (При этом нужно учитывать, что многие не афишировали свою принадлежность к сектам.) Рассматривая причины такого роста, Путинцев заметил, что под влиянием ужасов войны, разрухи и голода "религиозность населения увеличилась... При частично растущих религиозных настроениях и одновременном падении авторитета церкви часть населения шла именно в сектантство, а не безбожие".7

Важно и еще одно обстоятельство. Сами коммунисты считали, что надо использовать религиозное сектантство в своих целях. Сектантские общины, где совмещаются такие коммунистические принципы, как запрещение собственности или равное распределение дохода, высокая трудовая дисциплина и преданность своей секте, могли служить образцом коммун в процессе коллективизации. На XIII-м съезде РКП(б) была
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
доступное жильё-нора антиглобалистов 28-05-2008 10:08


Говорят, пещерными жителями руководили западные идеологи. Часть 3 [видео+аудио]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА, Андрей ВЕЛИГЖАНИН, Фото Андрея ВЕЛИГЖАНИНА. — 27.03.2008

Продолжение. Начало читайте в номерах еженедельника за 13, 20 марта.

В прошлых еженедельниках мы рассказали о том, как «отбывает» добровольное изгнание под землей в селе Никольское Пензенской области религиозная община, ожидающая конца света. Отшельники общались с нашими корреспондентами и между собой обсуждали, как им бороться с паводком, когда лучше выбираться наружу. Среди «подземельцев» не только простые люди, но и профессор, бизнесмены и врачи, метростроевец. Что же заставило образованных, достаточно успешных людей вырыть пещеру и уйти жить под землю? Сами ли они придумали такую акцию или кто-то их надоумил? Мы попытались найти ответы на эти вопросы.

Психиатры и экстрасенсы

В селе Никольском нам рассказали, что у предводителя затворников Петра Кузнецова были помощницы, находившие легковнушаемых людей (или тех, у кого проблемы в личной жизни). Вели душеспасительные беседы, пытаясь вовлечь их в свою общину, читали проповеди. Сами «пропагандистки» под землю не полезли - и сегодня их выдворили из деревни.

- Эти женщины ходили по домам и нас, местных, пытались уговорить вступить в их общину, начать молиться не в обыкновенной церкви, а в их «молельном доме». Но мы Петьку с детства знаем - ну какой он пророк? А вот те, кто сюда приезжал из разных регионов, казалось, были уже обработаны, словно зомбированы. Одна из помощниц Петра говорила, что она - психиатр и парапсихолог-экстрасенс, владеет гипнозом. Может, она «подземельцев» и загипнотизировала? Но мы дружно держались от нее подальше, - рассказывают в деревне.

- Одна из психиатров, Аля, из Новочеркасска. Она обещает по весне вновь приехать в Погановку. Я держу с ней связь - она мне звонит. Но просила свои контакты никому не давать. На них же сейчас могут быть гонения со стороны правоохранительных органов! И сын мне запрещает на эти темы с незнакомыми общаться, - испуганно говорит местная жительница.

Лидер общины Петр Кузнецов по-прежнему находится в психиатрической больнице.
Лидер общины Петр Кузнецов по-прежнему находится в психиатрической больнице.

Петр Кузнецов нечист на руку?

В Никольском кто-то называет Петра аферистом - вроде как он чужие деньги мог прикарманить.

- Его подчиненные покупали здесь дома. Но так как паспорта свои сожгли, сделки купли-продажи не оформляли. Просто отдавали деньги Петру. А он договаривался с хозяевами домов, им платил. И они свои жилища передавали приезжим. У нас судачили, что Петр цену за жилье сильно завышал. Якобы что-то себе прикарманивал и на счета родственникам переводил. У нас говорят, он никакой не сумасшедший, просто прикидывается, - убеждена местная жительница. - А все для того, чтобы уйти от ответственности уголовной, отсидеться в психушке, скосив под шизофреника. На самом деле он аферист!

Правда это или нет - разбирается следствие, пока не комментирующее эти догадки. Некоторые в селе считают, что Петр выполнял чье-то задание из центра.

- Петька нам говорил, что у него друзья есть в Москве, которые тоже борются с глобализацией, - говорят никольские. - Они, наверное, ему заплатили, чтобы он людям голову заморочил и загнал их под землю! Он раньше очень набожным был, в реставрации церквей участвовал, но потом в официальной религии разочаровался. Попал под чье-то влияние. И сам захотел быть «пророком». Раньше он с женой в Пензе жил в квартире, а после развода опять в деревню вернулся. Здесь и сын его прошлым летом со всей «паствой» копал землю в овраге. Но жена приехала и сына забрала в Пензу.

Сегодня из деревни выселили всех сочувствующих «подземельцам», которые понаехали в Погановку из других городов России. Недавно целый автобус антиглобалистов завернули и отправили восвояси. Однако в одном из домов общины мы обнаружили скрывающуюся здесь женщину. Она назвалась монашкой Валентиной. Рассказала, как шла из райцентра пешком в обход патруля, поэтому сумела миновать проверку.

- Я паспорт сожгла, как наши братья и сестры, которые сейчас под землей, - сказала нам Валентина. - Меня к ним близко не подпустили. Я устроила голодовку, ночевала на снегу, и местные меня пожалели, подсказав, что я могу занять один из домов «братьев и сестер». Теперь я тут живу. Незаконно, но милиции не боюсь. Я приехала сюда из Челябинска поддержать тех, кто под землей. Вот в газетах пишут: сектанты, чудики. А на самом деле они большое дело делают - это акция! Надо открыть людям глаза: ведь глобализация, полный контроль через Интернет ведут к концу света! Нас, антиглобалистов, по всей стране много, надо агитировать людей отказываться от паспортов, номеров. И тогда мы победим!

В доме отшельников сегодня поселилась их единомышленница Валентина.
В доме отшельников сегодня поселилась их единомышленница Валентина.

Валентина уверена, что в Москве антиглобалисты есть в Думе, и они ведут борьбу против навязывания новых биометрических паспортов.

В
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Поль Валери 20-05-2008 19:47


Рывок к чистому сознанию
Кудрявцев Александр

Мысль маскирует мыслящее.
Эффект скрадывает функцию.
Творение поглощает акт.
Проделанный путь поглощает движение.
Поль Валери

В двадцать один год многообещающий поэт дает обет: найти «математику интеллекта». Он прекращает писать стихи, резко меняет весь стиль жизни. С юношеским максимализмом отказывается от всего наработанного багажа, считая напрасными накопленные знания, выражает горькие сожаления о впустую потраченном времени. Отныне он везде ищет глубинные принципы, вызывающие к жизни реальные события.

С чего ему приходится начинать?

Конец XIX века. Расцвет романтизма. Гипертрофия понятий «личность», «гений», «вдохновение», «новое». Резкие, по-детски антагонистические противопоставления «гения» и «толпы», «вдохновения» и «расчета», «разума». Психической основой романтизма становится понятие «бессознательного». До работ З. Фрейда остается всего десяток лет. В моду входит образ поэта — безумца и фаталиста, лихорадочно записывающего строки, которые дарит ему вдохновение.
«События — это пена вещей. Меня же интересует море…»

Итак, Поль Валери, конец XIX века, Франция.

На протяжении шестнадцати лет ежедневно по нескольку часов Поль Валери проводит, перебирая факты в поисках своего философского камня. Он исследует феномен Леонардо да Винчи, пытаясь реконструировать его образ мысли. И волшебство кажется уже почти достигнутым. «Секрет Леонардо — как и Бонапарта (Валери, корсиканец по отцу, конечно же, преклоняется и перед гением Бонапарта — А. К.), — тот, которым овладеет всякий, кто достиг высшего понимания, — заключается лишь в отношениях, которые они обнаружили, были вынуждены обнаружить, между явлениями, чей принцип связности от нас ускользает».

Сейчас мы называем это системностью мышления. Для эпохи романтизма эта мысль была невероятной.

«Наше сознание не улавливает связности этого целого, подобно тому, как ускользают от него бесформенные и хаотические клочки пространства, разделяющие знакомые предметы, и как теряются ежемгновенно мириады явлений, за вычетом малой толики тех, которые речь побуждает к жизни».

Валери обнаруживает ключевую особенность обыденного мышления: «Мыслить, значит — почти всегда, когда мы отдаемся процессу мышления, — блуждать в кругу возбудителей, о коих нам известно главным образом то, что мы знаем их более или менее».

Неосознанное, бессознательное становится врагом этого человека. «Что может быть унизительнее для разума, нежели то огромное зло, какое причиняет какая-то мелочь: образ, мысленный элемент, которому уготовано было забвение».
«Разумеется, я восхищаюсь…»
Разумеется, я восхищаюсь Наукой.
Но я восхищаюсь и Мудростью!
Сент-Экзюпери

«Я говорил себе, что отнюдь не готовое произведение и не его видимые формы или проявления вовне могут нас завершить и утвердить, но единственно лишь манера, посредством коей мы его создали. Искусство и труд обогащают нас. Муза же и благой случай позволяют всего только брать и откидывать. Тем самым воле и расчетам агента я придавал значительность, которую отнимал у произведения».

В своих дневниках Валери высказывает потрясающую мысль: ум гения представляет собой некую симметрию, систему законченную «или непрерывно таковой становящуюся». У него формируется любопытная модель творческой активности, в рамках которой мышление понимается как система, способная включать в себя любую внешнюю информацию таким образом, что сохраняет или находит симметрию, некую упорядоченность. В представлениях Валери «гений» из внешнего вдохновения превращается во внутренний метод мышления. А из состояния — в процесс непрерывного становления.

«Я чувствовал, конечно, что по необходимости — и иначе не может быть — наш разум должен считаться со своими случайностями; созданный для неожиданности, он ее дает и ее получает: его намеренные ожидания остаются без непосредственных результатов, а его волеустремления или точные действия оказываются полезными лишь после совершившегося... Но я не верил в особое могущество безумия, в необходимость невежества, в проблески бессмыслия, в творческий сумбур».

Валери противопоставляет самоорганизованное мышление невежеству, бессмыслию, сумбуру. В работе «Кризис духа» Валери рассматривает современного ему «европейского Гамлета»: «Он колеблется между двумя безднами, ибо две опасности не перестают угрожать миру: порядок и беспорядок». Пытаясь дать альтернативу этой опасности, Валери создает модель идеального мыслителя — это его господин Тэст, оставивший глубокий след в интеллектуальной жизни Европы начала века.
Человек, полностью управляющий собой

Поль Валери вывел фигуру господина Тэста — человека, полностью управляющего собой, в том числе (и в первую очередь) своим мышлением. Это торжество рассудка — интересный эксперимент по определению возможностей логического мышления — все просчитывающего и учитывающего, царящего над миром обыденных размышлений подобно некоему графу Монте-Кристо, но только еще более закрытого для внешнего наблюдателя. Валери
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ямпольский о деформации 20-05-2008 19:28


Поскольку внешний мир, данный человеку в ощущениях, почти полностью подавлен темнотой подземелья, «внешнее» постепенно исчезает и замещается «внутренним». Погружение в темноту оказывается метафорическим погружением в самого себя, вернее странной метаморфозой, в которой внешняя темнота становится почти эквивалентной пугающей темноте внутреннего, описанной Мелани Клейн и Делёзом (см. главу 2). В этом смысле Гобино прав — подземелье не стоит того, чтобы сделать и три шага. Оно всегда рядом, в тебе самом. Гастон Башляр, пытавшийся разгадать смысл многочисленных подземных блужданий в европейской литературе, обратил внимание на изобилие связанных с ними органоморфных сравнений: «утробу Левиафана» в «Отверженных» или аналогичное сравнение в «Человеке, который смеется» («...узкий коридор извивался, как кишка; внутренность тюрьмы так же извилиста, как и внутренности человека» [Гюго 1955: 407].) Башляр пришел к выводу, что перед нами навязчиво повторяющаяся метафорика глубинной интроспекции, погружения внутрь человеческого тела:

«Если мы, наконец, обратим внимание на наши кошмары, связанные с лабиринтами, то мы обнаружим внутри себя многие телесные реалии, производящие впечатление лабиринтов» (Башляр 1965: 258).

Конечно, представлять лабиринт как вынесенное вовне подобие кишечника — значит упростить ситуацию. В действительности лабиринт — это продолжение и удвоение помещенного в нем тела, но удвоение достаточно сложное.

В каком-то смысле он сходен с гнездом, которое строит птица у Рильке и Мишле, — oil копия строящего его тела (см. главу 2). Кафка в рассказе «Нора» подчеркивает, что нора-лабиринт построена многолетними стараниями «всего тела» населяющего его существа. А сам процесс строительства подземного лабиринта описан почти как строительство гнезда у Мишле:

84

«Тысячи и тысячи раз, дни и ночи напролет я должен был биться лбом о землю, и я был счастлив, когда появлялась кровь, так как это доказывало, что стены начинают твердеть...» (Кафка 1971: 328)

Крот Кафки строит лабиринт как некое расширенное тело, властелином которого он является в той мере, в какой схема лабиринта фиксируется в моторике строящего его тела. Дело не просто в том, что Крот разбивает о землю лоб, но в том, что он в кровь разносит свое тело, тысячекратно повторяя одно и то же движение, так что схема лабиринта становится схемой его собственной моторики. В какой-то степени лабиринт из «Норы» сходен с машиной из «Исправительной колонии». И то и другое вписывает в тело некий пространственный текст.

Кровь, проливаемая Кротом, имеет и символическое значение. Лабиринт строится как место жертвенной трансфигурации, место преобразования тела, связанное с сакральным пролитием крови (к числу таких же лабиринтов, связанных с жертвоприношением, относился и знаменитый Кносский). Антонен Арто в «Гелиогабале» описал подземный сточный лабиринт, по которому жертвенная кровь спускается в глубины земли, покуда не касается «первобытных геологических пластов, окаменевших содроганий хаоса» (Арто 1979: 42). Жертвоприношение — всегда удвоение профанного сакральным.

Лабиринт— также машина, удваивающая помещенное в него тело. Тело в нем всегда соотнесено с неким внешним, но глубоко интериоризированным пространством собственного двойника. Лабиринт — это архитектурный двойник тела, двигаться в нем — все равно что двигаться внутри некой памяти тела, хранящей следы многократно проделанных маршрутов. Более того, двигаться в освоенном, «своем» пространстве подземного лабиринта — означает актуализировать память тела, растворить настоящее в прошлом, жить внутри следа, составляющего внешнюю мнемоническую оболочку тела. Погрузиться в «свое» подземелье — означает погрузиться не в кишечник, но в симулякр собственного тела, построенный из моторной памяти маршрутов.

Избранная Гюго стратегия описания подземных странствий Жана Вальжана целиком построена на соотнесении маршрутов, планов и карт. Ситуация, однако, осложняется тем, что герой Гюго оказывается не в своем, но в чужом лабиринте, в чужой, непроницаемой для него памяти, внутри динамической схемы чужого тела. Эта ситуация и определяет «странности» избранного Гюго нарративного метода.

Он начинает с подробного описания истории парижской клоаки, затем переходит к описанию самого подземного путешествия, которое постоянно соотносится им с неким планом подземного Парижа.

85

При этом Вальжан старается соотнести свое местопребывание с расположением парижских улиц, но это ему чаще всего не удается:

«Он решил, что находится, вероятно, в водостоке Центрального рынка, что, выбрав левый путь и следуя под уклон, он может меньше чем в четверть часа добраться до одного из отверстий, выходящих к Сене между мостами Менял и Новым...» (Гюго 1979, т. 2: 607, далее в тексте главы указывается том и страница этого издания). В действительности расчеты героя ошибочны:

«Жан Вальжан ошибся в самом начале. Он думал, что находится под улицей Сен-Дени, но, к сожалению, это было не так» (2,608).

Гюго не только
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии