Залил на сайт Аудио-лекции Мераба Константиновича. Лекции о Марселе Прусте
Здесь текст лекцие "Психологическая топология пути"
Многие считают Ваш "Остров" жестоким, даже очень. Согласны?
Не согласен. Для меня "Остров" не жестокий или очень жестокий, а красивый, очень красивый. Послушайте-ка, если "Остров" - это жестоко, так ведь он про любовь, а она всегда жестока. И должна быть такой. На самом деле в "Острове" я решил личные задачи. Хотел избавиться от страха перед миром и добиться какой-то гармонии в отношениях с ним, рассказывая про любовь-конфликт мужчины и женщины, про отношения, основанные на садомазохизме. Всякий раз, когда герой собирается покинуть героиню, она делает себе больно, вонзая в свои внутренности рыболовные крючки. Для меня символический образ фильма - это два рыболовных крючка, развернутые друг к другу так, что образуют сердце.
Может, вы не считаете "Остров" жестоким потому, что воспитаны корейской культурой, а у нее отношение к насилию специфическое?
Культура не при чем. Корейцы, чтоб вы знали, тоже считают его жестоким. Но такова жизнь. В ней случается всякое. И в истории человечества бывало всякое. Например, появляется такой человек, как Гитлер, да? И страдают миллионы. Но я не считаю, что если у тебя все гладко, то и хорошо, вот и счастье. Для меня за отношениями героев "Острова" стоит гневная, яростная природа человеческих отношений вообще. Мужчина утонет, если откажется цепляться за крючок на тонкой леске, но, если он сделает это, его будет терзать мучительная боль. Эта любовь внешне жестокая, но неизбежная и хрупкая. Я верю, что по ту сторону позора и разрушения есть что-то соблазительно-прекрасное.
Некоторые наши критики обнаружили в "Острове" влияние Андрея Тарковского. Это игра ума или вы действительно знакомы с его кино и можно говорить о влиянии?
Вы сравниваете меня с великим Тарковским? Что ж, спасибо, большая честь. Я все еще начинающий режиссер, а он классик. Если мы чем-то и схожи, так это философски взглядом на мир. Но только взглядом. Когда я пытаюсь высказать то, что думаю и чувствую, то лепечу как ребенок, а он изъясняется как взрослой.
Кто из "взрослых" вам интересен кроме Тарковского?
Из ваших я знаю Виталия Каневского, его "Замри-умри-воскресни". Из восточноевропейцев люблю Анджея Жулавского, из латиноамериканцев - Алехандро Ходоровского.
Он, кстати, известен жесткими методами работы с актерами. В этом вы с ним схожи?
На съемках "Острова" актриса, исполнявшая главную роль, сказала: мне кажется, что собака в кадре тебе интереснее персонажей. Я ей ответил: да, так оно и есть. Для меня лодка в кадре важнее героини, а желтый плавучий дом важнее героя.
Желтый цвет не случаен?
Это цвет нездешней, нереальной, фантастической чувственности. И еще цвет безумия. В той сцене, где герои обнимаются, так и не вынув крючки из своей плоти, около десяти секунд снято на фокусе. Я надеюсь, это наведет зрителей на верную мысль.
На какую?
Что эти люди сошли с ума.