 persa,
persa,    [525x700]
 [525x700]
			
| (hiç) bir şey | ничего | 
| (Size/Sana) Bir zahmet! | Не сочтите за труд! | 
| 35 yaşındayım. | Мне 35 лет. | 
| abla | старшая сестра | 
| aç | голодный | 
| açık | открытый | 
| açmak | открывать | 
| ad | имя | 
| adam | человек | 
| adi | обычный, простой | 
| Aferin! | Молодец! | 
| Affedersin! | Извини! | 
| ağabey | старший брат (или уважит. разгов. обращение к старшему) | 
| ağır | тяжелый (=zor) | 
| akşam | вечер | 
| akşamleyin | по вечерам | 
| alçak | низкий | 
| alıcı | покупатель | 
| almak | покупать, брать | 
| Alman | немец | 
| Almanya | Германия | 
| altın | золото; золотой | 
| ama, amma | но | 
| an | момент | 
| ana | мать | 
| anlamak | 
| Ders 1 | |
| Bir şey değil. | Не за что. | 
| İnşallah! | Даст бог, надеюсь. | 
| Aferin! | Молодец! | 
| Affedersin! | Извини! | 
| Sağ ol! | Спасибо! | 
| İyi yolculuklar! | Счастливого пути! | 
| Hoş geldiniz! | Добро пожаловать! | 
| Ders 2 | |
| Anlaştık! | Договорились! | 
| değil mi? | Не правда ли? | 
| iyilik! | Нормалек! | 
| Kaç yaşındasınız? | Сколько вам лет? | 
| 35 yaşındayım. | Мне 35 лет. | 
| Çok yazık! | Как жаль! | 
| Ders 3 | |
| Söz mü? | Обещаешь? | 
| Kendine iyi bak! | Береги себя! (=Take care of yourself!) | 
| Saat kaç? | Сколько времени? | 
| Zararı yok! | Не беда! | 
| (Size/Sana) Bir zahmet! | Не сочтите за труд! | 
| Borcum ne kadar? | Сколько я должна, сколько с меня? | 
| Elveda! | Прощай! | 
| Ders 1 | |
| yumuşak | мягкий (разн. значения) | 
| az | мало | 
| saç | волос | 
| ben | я | 
| sen | ты | 
| o | он, она | 
| biz | мы | 
| siz | вы | 
| onlar | они | 
| öğrenci | студент | 
| balık | рыба | 
| balıkçı | рыбак | 
| kapı | дверь | 
| kapıcı | швейцар | 
| iyi | хороший | 
| hasta | больной | 
| yapma ya! | да ладно! | 
| devam | продолжение | 
| süt | молоко | 
| sütlü | с молоком, молочный | 
| kahve | кофе | 
| çay | чай | 
| şeker | сахар | 
| limon | лимон | 
| tuz | соль | 
| çorba | суп | 
| et | мясо | 
| Ders 1 | |
| öğrenmek | учить | 
| olmak | становиться, быть | 
| yapmak | делать | 
| gitmek | идти, (у)ходить | 
| gelmek | приходить, приезжать | 
| etmek | вспом. глагол - сделать, совершить | 
| devam etmek | продолжать | 
| teşekkür etmek | благодарить | 
| sevmek | любить | 
| istemek | хотеть | 
| kalmak | оставаться, где-то временно проживать (напр., отель) | 
| gülmek | смеяться | 
| dilemek | просить | 
| görmek | видеть (=to see) | 
| görüşmek | видеться | 
| yaşamak | жить | 
| çalışmak | работать | 
| itmek | толкать | 
| konuşmak | говорить (=to speak) | 
| anlamak | понимать | 
| okumak | читать | 
| yazmak | писать | 
| unutmak | забывать | 
| durmak | останавливаться | 
| Частица | Варианты | Урок, где рассматривается | Значение | Пример | 
| DA | da/de/ ta/te | урок 3, пункт 3.5 | и, тоже | 
 | 
| değil | -- | урок 1, пункт 1.5 | отрицание при именах существительных и прилагательных | 
 | 
| mI | mı/mi/mu/mü | урок 2, пункт 2.3, урок 2, пункт 2.7 | служит для образования вопросов без вопросительных слов, а также вопросов альтернативного типа | 
 | 
| Послелог | Урок, где рассматривается | Значение | Каким падежом управляет | Варианты написания | Пример | 
| gibi | урок 8, пункт 8.8 | как, словно | 
 | -- | 
 | 
| ile | урок 2, пункт 2.8 | с кем, чем (при помощи чего) | 
 | 
| Аффикс | Варианты | Урок, где рассматривается | Описание | Ударный | Пример | 
| -al, -el, -ıl, -l | -al, -el, -ıl, -l | урок 8, пункт 8.5 | прилагательное, наречие -> непереходный глагол | да | 
 | 
| -CI | -cı/-ci/-cu/-cü/ -çı/-çi/-çu/-çü | урок 1, пункт 1.10 | глагол, существительное -> существительное со значением профессии, рода занятий | да | 
 | 
| -GAn | -gan/-gen/ -kan/-ken | урок 3, пункт 3.2 | глагол -> прилагательное | да | 
 | 
| -GIn | -gın/-gin/-gun/-gün/ -kın/-kin/-kun/-kün | урок 3, пункт 3.3 | глагол -> прилагательное | да | 
 | 
| -IcI | -ıcı/-ici/-ucu/-ücü | урок 7, пункт 7.8 | глагол -> прилагательное, существительное иногда со значением профессии, рода занятий | да | 
 | 
| -(I)ncI | -ncı/-nci/-ncu/-ncü/-ıncı/ -inci/-uncu/-üncü | урок 3, пункт 3.7 | количественные числительные -> порядковые числительные | да | 
 | 
Следует запомнить особенности падежного управления некоторых слов (условные сокращения: -A — дательный, -DA — местный, -DAn — исходный, -I — винительный падеж):
| Слово | Падеж предшествующего слова | Перевод | 
| -DAn almak | покупать где-либо | Dana eti pazardan (mağazadan) al. — Телятину купи на рынке (в магазине). | 
| -DAn ayrılmak | расставаться, уходить | O sizden ayrıldı mı? — Он с вами расстался? | 
| -A başlamak | начинать что-либо | Öğretmen derse başlıyor. — Учитель начинает урок. | 
| -DAn bıkmak | надоедать, испытывать скуку, пресыщаться | Bu kitabı okumaktan bıkıyorum. — Мне надоедает читать эту книгу. | 
| -A binmek | сесть на что-либо (вид транспорта) | Ali vapura bindi. — Али сел на пароход. | 
| -A cevap vermek | отвечать на что-либо | Sizin sorularınıza samimi cevap verdim. — Я искренне ответил на ваши вопросы. | 
| -A çıkmak | подниматься, взбираться куда-либо | Üst kata çıkınız. — Поднимитесь на верхний этаж. | 
| -DAn çıkmak | выходить откуда-либо | Evden çıktım. — Я вышел из дома. | 
| -A darılmak | обидеться, рассердиться на кого-либо | O Ali'ye darılıyor başlıyor. — Она обижается на Али. | 
| -DAn emin | уверенный в чем-либо, в ком-либо | Orhan ondan emin. — Орхан уверен в этом. | 
| -I etkilemek | влиять, действовать на кого-либо, что-либо | Bu politika hayatımızı etkiliyor. — Эта политика влияет на нашу жизнь. | 
| -DA gezmek | гулять где-либо | Kızım avluda gezdi. — Моя дочь гуляла в саду. | 
| -I gezmek | обходить (целиком), осматривать | Sen müzeyi gezdin mi? — Ты осмотрел музей? | 
| -DAn gitmek, yürümek, geçmek и т.п. | идти, шагать, проходить по чему-либо | Biz yoldan yürüyoruz. — Мы идем по дороге. | 
| -DAn inmek | спуститься, сойти с чего-либо (вид транспорта) | Trenden indim. — Я сошел с поезда. | 
| -DAn istemek | просить, требовать | Ben senden sevgi istemiyorum. — Я не требую от тебя любви. | 
| -I izlemek | следовать, преследовать кого-либо | Avcı aslanı izliyor. — Охотник преследует льва. | 
| -A karar vermek | вынести | 
| Аффикс | Варианты | Урок, где рассматривается | Описание | Ударный | Пример | 
| -(y)A | -a/-e/ -ya/-ye | урок 2, пункт 2.11 | аффикс дательного (направительного) падежа | да | 
 | 
| -DA | -da/-de/ -ta/-te | урок 2, пункт 2.9 | аффикс местного падежа | да | 
 | 
| -DAn | -dan/-den/ -tan/-ten | урок 2, пункт 2.10 | аффикс исходного падежа | да | 
 | 
| -(y)I | -ı/-i/-u/-ü/ -yı/-yi/-yu/-yü | урок 4, пункт 4.2 | аффикс винительного падежа | да | 
 | 
| -nIn | -ın/-in/-un/-ün/ -nın/-nin/-nun/-nün | урок 4, пункт 4.2 | аффикс родительного падежа | да | 
 | 
| Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
| 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |
| Основной | ben | sen | o | biz | siz | onlar | 
| Последний гласный имени | a, ı | e, i | o, u | ö, ü | |
| Гласный личного аффикса настоящего времени | схема | ı | i | u | ü | 
| Ben (я) | -(y)Im | -(y)ım | -(y)im | -(y)um | -(y)üm | 
| Sen (ты) | -sIn | -sın | -sin | -sun | -sün | 
| O (он, она, оно) | (-DIr) | (-dır/-tır) | (-dir/-tir) | (-dur/-tur) | (-dür/-tür) | 
| Biz (мы) | -(y)Iz | -(y)ız | -(y)iz | -(y)uz | -(y)üz | 
| Siz (вы) | -sInIz | -sınız | -siniz | -sunuz | -sünüz | 
| Onlar (они) | (-DIrlAr) | (-dırlar/-tırlar) | (-dirler/-tirler) | (-durlar/-turlar) | (-dürler/-türler) | 
| Последний гласный имени | a, ı | e, i | o, u | ö, ü | |
| Гласный личного аффикса прошедшего времени | схема | ı | i | u | ü | 
| Ben | -(y)DIm | -(y)dım/-(y)tım | -(y)dim/-(y)tim | -(y)dum/-(y)tum | -(y)düm/-(y)tüm | 
| Sen | -(y)DIn | -(y)dın/-(y)tın | -(y)din/-(y)tin | -(y)dun/-(y)tun | -(y)dün/-(y)tün | 
| O | -(y)DI | -(y)dı/-(y)tı | -(y)di/-(y)ti | -(y)du/-(y)tu | -(y)dü/-(y)tü | 
| Biz | -(y)DIk | -(y)dık/-(y)tık | 
| Гласная последнего слога слова | Аффикс | 
| a, ı, o, u | -(y)arak 1) | 
| e, i, ö, ü | -(y)erek | 
1) Аффикс, начинающийся со звонкой согласной y, прибавляется к слову, оканчивающемуся на гласную.
konuşmak — konuşarak (говорить — говоря)
okumak — okuyarak (читать — читая)
Anne çocuğa gülerek bakıyor. — Мать, улыбаясь, смотрит на ребенка.
Kardeşlerim konuşarak evemize girdi. — Мои братья, разговаривая, вошли в дом. 
NB: Форма отрицания -mAyArAk употребляется крайне редко; вместо нее употребляется другое отрицательное деепричастие: на -mAdAn (см. пункт 9.4, значение 2).  
| Гласная последнего слога слова | Последняя согласная слова | Аффикс | 
| a, ı | звонкая | -dıktan sonra | 
| e, i | -dikten sonra | |
| o, u | -duktan sonra | |
| ö, ü | -dükten sonra | |
| a, ı | глухая | -tıktan sonra | 
| e, i | -tikten sonra | |
| o, u | -tuktan sonra | |
| ö, ü | -tükten sonra | 
Ben geldikten sonra o okumaya başladı. — После того, как я пришел, он начал читать.  
NB: Указание времени ставится между -DIktAn и sonra:
Öğretmen dersaneye girdikten üç dakika sonra zil çaldı. — Звонок прозвенел через 3 минуты после того, как учитель вошел в аудиторию.  
sokaktaki arabalar — машины, находящиеся на улице (уличные)
masadaki defter — тетрадь, лежащая на столе
Аффикс также служит для образования прилагательных с временнЫм значением (в этом случае имеет место огубление гласной аффикса: -kü):
dün (вчера) — dünkü (вчерашний)
sabah (утро) — sabahki (утренний)
once (до, раньше) — onceki (прежний, предыдущий)
Сочетаясь с родительным падежом (притяжательными аффиксами), аффикс -ki имеет значение субстантивированного (т.е. употребляющегося самостоятельно, в синтаксически независимой позиции) притяжательного прилагательного или местоимения, позволяющего избежать повторного употребления определяемого (см. также пункт 6.1):
Benim çantam pahalı, ya seninki pahalı mı? — Моя сумка дорогая, а твоя (сумка) дорогая? (Ср. в английском: "My bag is expensive, and yours?")
Ayşenin şapkası güzel, seninki de güzel, anneninki de. — У Айше красивая шляпка, твоя тоже красивая и твоей мамы тоже.
NB: При присоединении аффикса падежа между аффиксом -ki и падежом возникает "буферная" n:
Ben kendi çantamı taşıdım, bu kadınınkini de. — Я нес сумку свою и этой женщины тоже.  
| (benim) hoşuma gitmek | (bizim) hoşumuza gitmek | 
| (senin) hoşuna gitmek | (sizin) hoşunuza gitmek | 
| (onun) hoşuna gitmek | (onların) hoşuna gitmek | 
| Гласная последнего слога слова | Аффикс | 
| a, ı, o, u | -(y)ayım 1) | 
| e, i, ö, ü | -(y)eyim | 
| Гласная последнего слога основы глагола | Аффикс | 
| a, ı | -sın | 
| e, i | -sin | 
| o, u | -sun | 
| ö, ü | -sün | 
Образуется посредством присоединения к основе глагола ударных личных аффиксов прошедшего времени:
| Последний гласный основы | a, ı | e, i | o, u | ö, ü | |
| Гласный личного аффикса прошедшего времени | схема | ı | i | u | ü | 
| Ben | -DIm | -dım/-tım 1) | -dim/-tim | -dum/-tum | -düm/-tüm | 
| Sen | -DIn | -dın/-tın | -din/-tin | -dun/-tun | -dün/-tün | 
| O | -DI | -dı/-tı | -di/-ti | -du/-tu | -dü/-tü | 
| Biz | -DIk | -dık/-tık | -dik/-tik | -duk/-tuk | -dük/-tük | 
Burada отвечает на вопрос "где?" и переводится как "в каком-то месте" (в предложении является обстоятельством места):  Burada çok çiçek var. — Здесь (есть) много цветов.
Burası отвечает на вопрос "что?" и переводится как "это место" (в предложении является подлежащим): Burası çok güzel. — Здесь (это место) очень красиво.
Та же разница и между orada и orası ("там").  
 
Винительный падеж ставится, если речь идет об определенном слове (аналог определенного артикля). Если предмет неопределен, то он в винительный падеж не ставится.
Аффикс винительного падежа
-(y)I
имеет 8 вариантов: -ı/-i/-u/-ü/-yı/-yi/-yu/-yü в зависимости от того, какая гласная расположена в последнем слоге основы глагола. Аффикс, начинающийся со звонкой согласной y, прибавляется к слову, оканчивающемуся на гласную.
| Определенность | Неопределенность | 
| I am reading this book. Bu kitabı okuyorum. | I am reading a book. Ben bir kitap okuyorum. | 
| Личные местоимения в винительном падеже | ||
| Ед. число | Мн. число | |
| 1 лицо | beni (меня) | bizi (нас) | 
| 2 лицо | seni (тебя) | sizi (вас) | 
| 3 лицо | onu (его) | onları (их) | 
Определенность выражается всегда в следующих случаях:
Родительный падеж образуется с помощью аффикса -(n)In
. Отвечает на вопрос "чей?". Имеет 8 вариантов: -ın/-in/-un/-ün/-nın/-nin/-nun/-nün в зависимости от того, какая гласная расположена в последнем слоге основы слова.
| Гласная последнего слога слова | Аффикс | 
| a, ı | -(n)ın 1) | 
| e, i | -(n)in | 
| o, u | -(n)un | 
| ö, ü | -(n)ün | 
Аффикс -lIk образует от существительных и прилагательных другие существительные (по аналогии и/или ассоциации; со значением профессии, рода занятий, а также предмета, служащего для конкретной цели); часто абстрактные существительные.
Аффикс имеет 4 варианта: -lık/-lik/-luk/-lük в зависимости  от того, какая гласная расположена в последнем слоге основы слова.  
 
| Гласная последнего слога слова | Аффикс | 
| a, ı | -lık | 
| e, i | -lik | 
| o, u | -luk | 
| ö, ü | -lük | 
güzel -> güzellik (красивый -> красота)
doktor -> doktorluk (врач -> должность врача)
söz -> sözlük (слово -> словарь)
göz -> gözlük (глаз -> очки)
Аффикс -GAn
образует от основы глагола прилагательное.
Аффикс имеет 4 варианта: -gan/-gen/-kan/-ken в зависимости от того, какая гласная и согласная расположены в последнем слоге основы глагола.
| Гласная последнего слога слова | Последняя согласная слова | Аффикс | 
| a, ı, o, u | звонкая | -gan | 
| e, i, ö, ü | -gen | |
| a, ı, o, u | глухая | -kan | 
| e, i, ö, ü | -ken | 
çalış -> çalışkan (работать -> трудолюбивый)
Аффикс
-GIn
также образует от основы глагола прилагательное.
Аффикс имеет 8 вариантов: -gın/-gin/-gun/-gün/-kın/-kin/-kun/-kün в зависимости от того, какая гласная и согласная расположены в последнем слоге основы глагола.
| Гласная последнего слога слова | Последняя согласная слова | Аффикс | 
| a, ı | звонкая | -gın | 
| e, i | -gin | |
| o, u | -gun | |
| ö, ü | -gün | |
| a, ı | глухая | -kın | 
| e, i | -kin | |
| o, u | -kun | |
| ö, ü | -kün | 
bil -> bil
Для прослушивания нажмите на цифру в первом столбце. Можно прослушать все предлагаемые цифры разом в одном файле: послушать все (521 Кб).
 
| 
 | 
 Можно послушать весь алфавит целиком в очень оригинальном исполнении.
Можно послушать весь алфавит целиком в очень оригинальном исполнении.
| Буква | Имя буквы | Русский аналог | Пример | 
| A a | a | а | para [пара] — деньги | 
| B b | be | б | biz [биз] — мы | 
| C c | ce | дж' (мягкая) | can [дж'ан] — душа | 
| Ç ç | çe | ч | çorba [чорба] — суп | 
| D d | de | д | adam [адам] — человек | 
| E e | e | э | kahve [кахвэ] — кофе | 
| F f | fe | ф | defter [дэфтэр] — тетрадь | 
| G g | ge | г | bilgin [бильгин] — ученый | 
| Ğ ğ | yumuşak ge | (й) не произносится и отдельного звука не обозначает | dağ [даа] — гора | 
| H h | he | х произносится менее напряженно, чем в русском языке | hasta [хаста] — больной | 
| I ı | ı | ы | kapı [капы] — дверь | 
| İ i | i | и | dil [диль] — язык | 
| J j | je | ж | bej [беж] — бежевый (цвет) | 
| K k | ke | к (немного мягче после e, i, ö, ü) | kalem [калем] — ручка itmek [итмекь] — толкать | 
                           Plural Forms Of Nouns 
                                    İsimlerin          Çoğul          Şekilleri 
Plural forms of the nouns are formed by the suffix -LER. In order to conform to Major Vowel Harmony it sometimes appears as -LAR. In order to choose which suffix will be added to a noun look at the last syllable of the noun. If the vowel of the last syllable is one of İ, E, Ö, Ü use -LER, otherwise use -LAR.
         Examples 
Örnekler
| çocuk | çocuk | + lar | children | ||
| kalem | kalem | + ler | pencils | ||
| kağıt | kağıt | + lar | papers | ||
| kitap | kitap | + lar | books | ||
| defter | defter | + ler | notebooks | ||
| çanta | çanta | + lar | bags | ||
| adam | adam |