С древних времен и до наших дней и в самых примитив-ных племенах, и в наиболее развитых цивилизациях люди приходили в состояние испуганной беспомощности, сталкива-ясь с феноменом странных заболеваний или аберраций3. Их безнадежные попытки вылечить человека лишь слегка изме-нялись на протяжении всей истории. И до нашего времени процентное соотношение выздоровевших постоянно как для психиатра, так и для шамана, которые сталкиваются с одина-ковыми проблемами. По словам одного современного писате-ля, единственным шагом вперед в психиатрии являются чистые комнаты для душевнобольных. С точки зрения жесто-кости лечения сумасшедших методы шамана или Бедлама4 оставлены далеко позади “цивилизованной” технологией уничтожения нервных клеток. Сегодня применяют шоковую терапию и хирургическое вмешательство - методы, которые не оправдываются полученными результатами и которых не потерпели бы даже в самом жестоком первобытном обществе, потому что эти приемы низводят жертву до уровня зомби5, уничтожая ее как личность, лишая высоких стремлений, превращая в послушное животное. Мы далеки от обвинения практики “нейрохирурга” с его шилом, которое он вонзает и проворачивает в умах сумасшедших, эти примеры приведены здесь исключительно для демонстрации глубины отчаяния, которое человек может ощутить, когда он встречается с проблемой умственных отклонений, которая кажется ему неразрешимой.
В более широких кругах обществ и наций недостаток науки о разуме никогда не был столь очевиден. Точные науки, стихийно развиваясь, ушли далеко вперед по сравнению со способностью людей понимать друг друга и вооружили нас ужасным оружием, которое только и ждет следующей исте-рической вспышки войны.
Это непростые проблемы: их встречает на своем пути каждый. Пока человек понимает, что его единственное пре-восходство над царством животных - разум, пока он понимает, что только разум - его единственное оружие, он исследует, размышляет и строит постулаты, пытаясь найти правильное решение.
Подобно мозаике, разбросанной беззаботной рукой, урав-нения, которые могли бы привести к созданию науки о разуме и поднять ее до уровня самой главной научной дисциплины Вселенной, перемешивались снова и снова. Иногда два фраг-мента соединялись; иногда, как это было в золотой век Древней Греции, выстраивалась целая секция. Философ, ша-ман, знахарь, математик - каждый смотрел на свои кусочки. Некоторые думали, что это кусочки разных мозаик. Другие уверяли, что все они - часть одной мозаики. Некоторые предполагали, что всего существовало шесть мозаик, другие уверяли, что только две. А войны продолжались, общества приходили в упадок и исчезали, и множество ученых томов было написано о постоянно увеличивающихся ордах безум-цев.
С методами Бэкона и с математикой Ньютона тонные науки продвигались вперед, расширяя свою территорию и укрепляя рубежи. И только изучение разума плелось далеко позади, как батальон дезертиров, не заботящихся о том, сколько флангов союзников они обнажают для нападения противника.
Но в конце концов, в каждой мозаике существует конеч-ное число кусочков. До и после Фрэнсиса Бэкона, Герберта Спенсера и горстки других, маленькие секции были собраны воедино, множества достойных внимания фактов было заме-чено
Для того, чтобы не заблудиться в тысячах вариаций, из которых состояла эта мозаика, нужно было всего-навсего уметь отличать добро от зла, правду от лжи и использовать людей и природу как лабораторию.
Что должно входить в науку о разуме? Г. Ответ о том, что есть цель мышления.
2. Открытие единственного источника всех психозов6, неврозов7, компульсий8, репрессий9 и общественных отклонений.
3. Неизменное научное доказательство фундаментальной природы и принципов работы человеческого разума.
4. Методы, при помощи которых найденный единствен-ный источник всех проблем был бы обязательно уст-ранен, и искусство применения этих методов. Мы, естественно, исключаем умственные помешательства, связанные с увечьями, повреждениями мозга и пато-логическими отклонениями в нервной системе, ис-ключаем тех, кто был изувечен врачебным вмешательством в работу мозга путем уничтожения его частей.
5. Методы предупреждения психических расстройств.
6. Причины возникновения и способы лечения всех пси-хосоматических10 недугов, которые составляют при-мерно 70% общего числа заболеваний. Такая наука превзошла бы все самые строгие требования, которые могли быть предъявлены к ней в любом веке. Наука о разуме должна достигать всех этих целей, и факты показы-вают, что это так и происходит.
Наука о разуме, которая действительно достойна этого названия, должна быть сравнима с химией и физикой в степени своей экспериментальной точности. В ее законах не должно быть исключений. Не должно также возникать необходимости ссылаться на авторитеты. Ведь атомные бомбы взрываются без разрешения Эйнштейна - это происходит по законам природы. При помощи технологии, выработанной на основе законов природы, специалисты могут сделать одну или миллион атом-ных бомб, и все они будут
Читать далее...