Содержание:
Введение.....................................1
Механический подход..........................2
Электронный подход...........................3
Кибернетический подход.......................6
Нейронный подход.............................8
Появление перцептрона.......................10
Искусственный интеллект и
теоретические проблемы психологии...........12
С конца 40-х годов ученые все большего числа университетских и
промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели:
построение компьютеров, действующих таким образом, что по результатам
работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума.
Терпеливо продвигаясь вперед в своем нелегком труде, исследователи,
работающие в области искусственного интеллекта (ИИ), обнаружили, что
вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходящими
за пределы традиционной информатики. Оказалось, что прежде всего
необходимо понять механизмы процесса обучения, природу языка и
чувственного восприятия. Выяснилось, что для создания машин,
имитирующих работу человеческого мозга, требуется разобраться в том,
как действуют миллиарды его взаимосвязанных нейронов. И тогда многие
исследователи пришли к выводу, что пожалуй самая трудная проблема,
стоящая перед современной наукой - познание процессов функционирования
человеческого разума, а не просто имитация его работы. Что
непосредственно затрагивало фундаментальные теоретические проблемы
психологической науки. В самом деле, ученым трудно даже прийти к единой
точке зрения относительно самого предмета их исследований - интеллекта.
Здесь, как в притче о слепцах, пытавшихся описывать слона, пытается
придерживаться своего заветного определения.
Некоторые считают, что интеллект - умение решать сложные задачи;
другие рассматривают его как способность к обучению, обобщению и
аналогиям; третьи - как возможность взаимодействия с внешним миром
путем общения, восприятия и осознания воспринятого. Тем не менее многие
исследователи ИИ склонны принять тест машинного интеллекта,
предложенный в начале 50-х годов выдающимся английским математиком и
специалистом по вычислительной технике Аланом Тьюрингом. Компьютер
можно считать разумным,- утверждал Тьюринг,- если он способен заставить
нас поверить, что мы имеем дело не с машиной, а с человеком.
Механический подход.
Идея создания мыслящих машин "человеческого типа", которые казалось бы
думают, двигаются, слышат , говорят, и вообще ведут себя как живые люди
уходит корнями в глубокое прошлое. Еще древние египтяне и римляне
испытывали благоговейный ужас перед культовыми статуями, которые
жестикулировали и изрекали пророчества (разумеется не без помощи
жрецов). Средневековые летописи полны рассказов об автоматах, способных
ходить и двигаться почти также как их хозяева - люди. В средние века и
даже позднее ходили слухи о том, что у кого-то из мудрецов есть
гомункулы (маленькие искусственные человечки) - настоящие живые,
способные чувствовать существа. Выдающийся швейцарский врач и
естествоиспытатель XVI в Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (более
известный под именем Парацельс) оставил руководство по изготовлению
гомункула, в котором описывалась странная процедура, начинавшаяся с
закапывания в лошадиный навоз герметично закупоренной человеческой
спермы. "Мы будем как боги, - провозглашал Парацельс. - Мы повторим
величайшее из чудес господних - сотворение человека!"(4)
В XVIII в. благодаря развитию техники, особенно разработке часовых
механизмов, интерес к подобным изобретениям возрос, хотя результаты
были гораздо более "игрушечными", чем это хотелось бы Парацельсу. В
1736 г. французский изобретатель Жак де Вокансон изготовил
механического флейтиста в человеческий рост, который исполнял
двенадцать мелодий, перебирая пальцами отверстия и дуя в мундштук, как
настоящий музыкант. В середине 1750-х годов Фридрих фон Кнаус,
австрийский автор,
служивший при дворе Франциска I, сконструировал серию машин, которые
умели держать перо и могли писать довольно длинные тексты. Другой мас-
тер, Пьер Жак-Дроз из Швейцарии, построил пару изумительных по слож-
ности механических кукол размером с ребенка: мальчика, пишущего письма
и девушку, играющую на клавесине.
Успехи механики XIX в. стимулировали еще более честолюбивые замыслы.
Так, в 1830-х годах английский математик Чарльз Бэббидж задумал,
правда, так и не завершив, сложный цифровой калькулятор, который он
назвал Аналитической машиной; как утверждал Бэббидж, его машина в
принципе могла бы рассчитывать шахматные ходы. Позднее, в 1914 г.,
директор одного из испанских технических институтов Леонардо
Торрес-и-Кеведо действительно из готовил электромеханическое
устройство, способное разыгрывать простейшие шахматные эндшпили почти
также хорошо, как и человек.
Электронный подход.
Однако только после второй мировой войны появились устройства,
казалось бы, подходящие для
Читать далее...